Индивидуальная траектория развития ребенка в дополнительном образовании

Индивидуальная траектория развития ребенка в дополнительном образовании thumbnail

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Абрамова Галина Ивановна,

Педагог дополнительного образования

Детского объединения «Вокальное мастерство»

МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи им. И.Х.Садыкова»

Г.Нижнекамск

«Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживет вместе с ребенком много вдохновляющих минут.» (Януш Корчак)

Всем известно, что способных людей много, а одаренных единицы. А, что касается детей- то они талантливы от природы. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими иногда выдающимися достижениями, в том или ином виде деятельности. Не всегда одаренный ребенок может проявить свои способности и активно их продемонстрировать.

И педагогу предстоит помочь раскрыть ребенку свои способности в чем-либо, направляя в ту область деятельности, в которой бы способности ребенка проявились с большей силой. Одаренный ребенок критически относится не только к окружающим, но и к самому себе. В нашем понимании одаренный ребенок более восприимчив к обучению и у него более выражены творческие проявления. По словам Гете – музыкальная одаренность – « есть то сущее, что не делиться на разум без остатка».

В системе дополнительного образования имеется возможность учить всех, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей. На занятиях нужно, прежде всего, создать благоприятную атмосферу взаимопонимания. Педагогу необходимо стимулировать ребенка к творчеству во всех направлениях, как на занятиях, так и во внеурочной деятельности. Только творческая атмосфера позволяет передать ребенку свои чувства и переживания и все это поможет овладеть и закрепить тот или иной навык. Часто одаренные дети ставят перед собой не осуществимые цели, что приводит к эмоциональному расстройству.

Дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, используя индивидуальные формы обучения. Большое значение в формировании и реализации индивидуального дарования имеют: собственная активность ребенка и психологические механизмы саморазвития личности. Одним из факторов развития одаренности детей является индивидуальная траектория развития – это целенаправленная программа, обеспечивающая ребенку развитие и реализацию при помощи педагога. Индивидуальная траектория развития формирует и развивает творческую индивидуальность и это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка.

Задачи траектории развития:

– Формирование устойчивого интереса к пению,

– обучение выразительному пению,

– обучение певческим навыкам.

-развитие слуха и голоса детей,

– развитие музыкальных способностей: чувство ритма, ладового чувства, музыкально – слуховых представлений.

– укрепление и сохранение психологического здоровья детей,

– приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах различного уровня),

– создание благоприятной ситуации успеха и комфортного психологического климата.

Этот образовательный маршрут ориентирован на личностное развитие и успешность одаренного ребенка – Азалии. Она пришла к нам в объединение «Вокальное мастерство» три года назад. Училась она в пятом классе и была очень эмоциональной девочкой. Азалия хотела научиться правильно и красиво петь. При прослушивании я сразу обратила внимание на то, что у нее слабый дыхательный аппарат. Ведь дыхание – это основа вокального искусства. Как сказал Мануэль Гарсия «Искусство пения – есть искусство дыхания». И поэтому предстояла большая работа в этом направлении. Еще я отметила для себя, что вялость в работе артикуляционного аппарата является причиной плохой дикции Азалии. Меня порадовал ее звуковысотный слух (чистота интонирования) и хорошо развитый ритмический слух, музыкальная память. И я поняла, что ко мне пришла ученица с признаками одаренности, которая требовала преобразования и развития. Мною были выбраны такие формы обучения, как: индивидуальное обучение (в каникулярное время) и обучение в малых группах. Для укрепления дыхательного аппарата Азалии я использую упражнения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. А для активности и слаженности работы артикуляционного аппарата применяю речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа. На занятиях используем упражнения для правильного образования звука (звукообразование), над чистотой и точностью интонирования, над развитием вокально-хоровых навыков.

И меня радуют успехи Азалии, и ее огромное желание петь, разучивать новые песни, выступать. Обладая хорошей музыкальной памятью и слухом, она самостоятельно разучивает понравившиеся ей песни, а на занятиях мы только дорабатываем детали. Азалия выступает на всех городских и школьных концертах и конкурсах различного уровня. Азалия поет соло и в ансамбле, как в академической, так и в эстрадной манере. У нее в репертуаре много разнохарактерных произведений.

Азалия имеет много дипломом и грамот: Республиканский конкурс –«Музыкальный звездопад» – 2015 год –Диплом – 3 степени; 2016 год – Диплом – 2 степени; Всероссийский конкурс «Рассударики»-2015 год -Диплом – 2; Региональный конкурс «Созвучие- 2016» – Диплом – 1 степени.

Азалия музыкально – одаренный ребенок: музыкальная память, хороший слух, чувство ритма, хорошие вокальные данные, но не хватает артистизма при исполнении произведений и чувствуется скованность на сцене.

Для дальнейшего развития Азалии был разработан индивидуальный образовательный маршрут с целью создания условий для развития актерских навыков через знакомство с вокальной деятельностью.

Читайте также:  Отставание в развитие недоношенного ребенка

Задачи:

-развить вокальную культуру (фразировка, дикция, гибкость голоса, артикуляция.)

-приобрести свободу в выражении собственных эмоций,

-раскрытие творческого потенциала,

– помочь избавиться от скованности при выступлении.

Роль родителей в реализации маршрута.

Работа с одаренными детьми будет малоэффективна без тесного контакта с родителями. Родители Азалии принимают активное участие на всех выступлениях и конкурсах, сопровождая и помогая не только своей дочери, но и другим детям (приводят в порядок сценические костюмы и прически). Отрадно видеть, как родители радуются каждому успешному выступлению, тем самым поддерживая свою дочь.

Азалия поставила перед собой такие задачи, как:

– уметь ритмично и пластично двигаться при исполнении песен,

– развивать красоту голоса,

– уметь артистично исполнять песни.

Сама Азалия верит в то, что она достигнет хороших результатов, занимаясь этим видом деятельности с любовью, постоянно ее совершенствует, реализуя все новые замыслы.

Источник

Характеристики основного вида ИОМ

Индивидуальный образовательный маршрут ученика 1-2 ступени общего образования. Этапы эволюции. Часть 2. Субботина И.Н., заместитель директора по УВР Работа педагогов с индивидуальной картой развития завершена.

Подробнее

4. Организация работы элективных курсов

практически важных задач (учебная практика, проектная технология, исследовательская деятельность); – поддержание мотивации ученика; – повышение уровня индивидуализации обучения и социализации личности;

Подробнее

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

Н. А. Савинова (Санкт Петербург) ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ Автор рассматривает вопросы формирования образовательных потребностей

Подробнее

Электронный архив УГЛТУ

84 Ю.В. Тайцай, С.Н. Дорофеев (ПГУ, Пенза) ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В современном образовательном пространстве вопрос о переходе к

Подробнее

II. Анализ исходного состояния проблем

II. Анализ исходного состояния проблем Основания для разработки программы Противоречие Проблемы В условиях проведенного в образовательной организации анализа действующих подходов к организации и управлению

Подробнее

2. Основные цели и задачи мониторинга

Система оценки многофункциональная система, включающая текущую и итоговую оценку результатов освоения школьниками основной образовательной программы основного общего образования; оценку деятельности педагогов

Подробнее

Базовые компетентности педагога

п/п Базовые компетентности педагога Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентности 1 2 3 4 1. Социально-личностные

Подробнее

1-2-е классы. Профессии наших родителей

План работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению обучающихся МКОУ «СОШ 30» на 2014-2015 учебный год Главная цель ПП и ПО: формирование готовности к выбору профиля и сознательному выбору

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Первая серьѐзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, выбор будущей профессии. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ

ПРИНЯТО: Педагогическим советом муниципального казенного общеобразовательного учреждения Сучковская средняя общеобразовательная школа УТВЕРЖДАЮ: Директор муниципального казенного общеобразовательного учреждения

Подробнее

Пояснительная записка

1 Пояснительная записка Программа разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8-9 классов. Актуальность данной программы в том, что она позволяет детям задуматься

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Индивидуальный образовательный маршрут (траектория) это система изучения, закрепления или повторения какой-либо темы, разработанная для конкретного ученика с учетом его психологических

Подробнее

«Твой жизненный успех»

Приложение 15 к основной образовательной программе основного общего образования (ФК) ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ВЫБОРУ «Твой жизненный успех» 9 класс основное общее образование 2015 1.Пояснительная записка

Подробнее

Источник

Ленинградский  Областной  институт развития образования

Факультет повышения квалификации и профессиональной  переподготовки педагогов дополнительного образования.

Зачётная работа

Слушателя курсов Смирновой О.В. на тему

«Индивидуальный маршрут и траектория одарённого ребёнка в образовательной системе».

« Путь к мастерству»

Г. Кириши 2013г.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Деятельность учреждения дополнительного образования имеет цель – создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающегося. Важно то, что дополнительное образование даёт возможности для развития детской одарённости, чем раньше у ребёнка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания уделить их развитию, тем легче ему будет найти своё призвание.

Обществу нужны одарённые люди, и наша задача ( как части этого общества) состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности обучающихся детей. Для развития одарённому ребёнку необходимы индивидуальные формы обучения и это можно сделать только одним способом – разработать индивидуальный  образовательный маршрут ( или учебный план), исходя из его возможностей и особенностей.

Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа  одного конкретного обучающегося, направленная на развитие его способностей и преодоления трудностей в обучении. При возникновении таковых –  вступает в силу педагогическая поддержка. Таким образом  педагогическая поддержка выступает как необходимый элемент образовательной деятельности.

Цель: Обеспечить педагогическую поддержку и создать условия для максимально широкого проявления и развития талантов обучающейся – Мурадян Татев.

Задачи: 

1.Формирование у обучающейся комплекса  исполнительских  навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на скрипке произведения различных жанров и форм.

Читайте также:  Комплексную программу физического развития ребенка

2.Создание атмосферы, стимулирующей у обучающейся потребность в саморазвитии, насыщение общением с людьми, реализующими себя в художественно – эстетической деятельности ( выпускники, преподаватели, участники конкурсов, члены жюри этих конкурсов, и просто творческие и талантливые люди ).

3.Освоение музыкальной грамоты, развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти  и артистизма.

4. Приобретение обучающейся умений и навыков, необходимых  в  сольном, ансамблевом, оркестровом исполнительстве – это поможет организовать  метапредметные связи в творчестве.

5. Необходимо создать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности, а также вести профилактику типичных проблем одарённых детей ( или помогать их решать ). Речь идёт об отчуждении со сверстниками , а также проблемах связанных с самооценкой. Продумать сочетание индивидуальной работы с коллективной формой деятельности ,  общение с единомышленниками ( + активная поддержка родных ) – это задачи, а также эффективный компонент,  психолого – педагогической  поддержки.

6.Материально –техническое обеспечение индивидуального образовательного маршрута и эстетическое насыщение рабочего кабинета.

7.Организация возможности презентации промежуточных результатов одарённого ребёнка ( кл. концерты, школьные концерты, фестивали,  конкурсы и т.д.).

Теоретическое обоснование:

  • Формируя у обучающейся – Мурадян Татев, исполнительские навыки я придерживалась принципов преподавания, которые изложены в Программе для ДМШ ( специальность скрипка ), изданной в 1976 г. и составителями которой являлись такие выдающиеся мастера скрипичной педагогики,  как З.Г.Кац, В.А.Ревич, К.К.Родионов. Опираясь на  это методическое пособие я  отказалась от жесткого регламента программы по классам. За основу в работе с одарённой ученицей  взяла принцип постепенности и последовательности обучения.
  • Развивающаяся  одарённость требует особой среды для  своего развития, т.к. семья моей ученицы не имеет высокого интеллектуального уровня – развитием её интеллекта занимаюсь я .Сегодня она имеет активную познавательную потребность, лидерские способности, высокую творческую способность. Общение с  интересно работающими педагогами нашей школы (при создании совместных творческих проектов ), выпускниками, конкурсантами ( других городов ),членами жюри (если это возможно ), которые могут  высказать пожелание и дать компетентный  совет для дальнейшего развития одарённости, концерты, творческие вечера и т.д. И конечно же сеть Интернет – где много музыки  в исполнении великих музыкантов. Во все мероприятия  вовлечены родители ( «растёт» вся семья ).Татев вовлечена в общественную жизнь, у неё установились социальные  связи – она играет на творческих презентациях ( показ коллекций, дизайн, выставки ), прекрасно фотографирует, постоянная участница группы барабанщиц,  играет в футбол, ни одно классное мероприятие не обходится без Татев – социализация личности произошла.
  • Отличные знания теоретических предметов ( сольфеджио. муз. литература ) и уверенное владение муз. инструментом –  помогут наладить метапредметные связи. Подбор и написание партии для аккомпанемента солирующему вокалисту: рассказываю как лучше написать партию, показываю как это сделать и даю возможность сделать это, с последующим обсуждением. Ввела Татев в различные составы ансамблей: играет со скрипачами, играет со мной – дуэтом, в квартете с преподавателями. И наконец у нас в школе существует ( уже несколько лет) смешанный  хор, в котором поют ученики и их родители, и просто любители музыки и пения ( даже  не знающие нот), я предложила руководителю хора создать камерный состав оркестра – он создан и пока существует. А Татев там играет первую скрипку. В  марте 2013 г. мы приняли участие всем коллективом в престижном  профессиональном хоровом конкурсе  (в Спб. ) и стали  его «Лауреатами». Жюри отметило необычность коллектива – наличие нашего оркестра. Создание такой среды позволяет обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса (других учителей, школьной администрации, родителей обучающихся )
  • Помимо промежуточной и итоговой аттестации для одарённого ребёнка необходимо предусмотреть возможность презентовать его исполнительские возможности – ему обязательно надо дать выступить перед публикой. И, конечно, подготовка и участие в фестивалях, конкурсах, концертах. Их у нас с Татев было немало. Результат всегда стоил затрат – Диплом о занятом месте. Подготовка и разработка индивидуальных учебных планов с учётом развития способностей и познавательных сил, у нас с Татев начинается до наступления очередного учебного года. Это даёт возможность как мы говорим  «созреть» программе и способствует формированию стрессоустойчивости.

Ожидаемые результаты:

  • Главный результат индивидуального маршрута – это создание условий для развития одарённого ребёнка. Предоставить Татев возможность раскрыть свой личностный потенциал.( С 2012 уч. года Татев стала получать полноценный курс игры на фортепиано.)
  • Максимальное устранение недостатков исполнительского мастерства.
  • Формирование исполнительской культуры.
  • Успешное выступление  обучающейся на конкурсных мероприятиях.

Модель работы с одарёнными детьми.

  • Выявление одарённых детей.
  • Разработка индивидуальной программы.
  • Диагностика личностного и творческого развития обучающегося (индивидуальный план)
  • Консультация для родителей по вопросам развития одарённого ребёнка.
  • Демонстрация творческих достижений обучающейся.
  • Формирование системы самообучения одарённого ребёнка.
  • Понимание и уважение личности ребёнка и профессиональное самосовершенствование педагога доп. Образования – это залог успешной работы.

Индивидуальный образовательный маршрут, созданный для обучающейся Мурадян Татев рассчитан на 8 лет и состоит из 3-х этапов:

Читайте также:  Значение народной игрушки для развития ребенка

1 этап – становление – срок обучения 3 года.

2 этап – развитие – срок обучения 2 года.

3 этап – профессиональное совершенствование и самосовершенствование  3 года.

Индивидуальная образовательная траектория (предполагает несколько направлений реализации и обладает более широким значением чем маршрут ) Мурадян Татев , в условиях Киришской детской школы искусств.

1этап – становление

Срок реализации: 3 года

Год обуче ния

Воз раст

Направление деятельности

Задачи

Ожидаемый результат

Режим занятий

(часов в неделю)

1

8лет

Формирование образовательной среды – для раскрытия способностей ребёнка

Первоначальные навыки игры на скрипке. I позиция и простейшие штрихи. Исполнение муз. разного характера (песня, танец)

Навыки чтения с листа, чистое интонирование, внимание к звукоизвлечению.

    Домашние концерты.

Выступления перед одноклассниками. Кл. концерт.

Муз. инструмент-2 часа ;

2 – 3

9лет –

10лет

Использование возможностей основных и дополнительных  образователных программ, вариативности ОП.Обеспечение практики свободного выбора вида деятельности.

Продолжение работы над постановкой, свободой игровых движений Усложнение и детализация игровых навыков. Звучание инструмента в зависимости от характера муз. произведения. Навыки анализа музыкальных и технических задач. Начало игры в ансамбле

Первые выступления на концертах школы – соло  и в составе ансамбля скрипачей.

 Выступление в дуэте со старшим скрипачом

 Участие в районном конкурсе детского творчества « Киришское подворье» – в составе ансамбля скрипачей и соло.

Областной открытый конкурс «Весенний ключ»

Муз. ин-т 2.5 часа  

Ансамбль скрипачей 1час.

За 2 года успешных занятий Татев научилась слушать и понимать поставленные перед ней задачи. Участие в районном конкурсе ( « Диплом 1 степени за соло и « Диплом»1 степени ансамблю скрипачей), «дух» состязания,  понравились ей настолько, что она стала готовиться и принимать участие во многих городских мероприятиях «Мисс бантик», «Лучшая Пеппи» и т.д. По итогам диагностики двух лет обучения на муз. инструменте, стало понятно, что ребёнок обладает высоким уровнем стартовых способностей. И исходя из этих результатов   был составлен индивидуальный образовательный маршрут на новый учебный год, в который вошло обязательное участие в областном конкурсе скрипачей. Это был областной конкурс скрипачей « Весенний ключ», где Татев получила «Диплом»1 степени и впервые в истории школы была приглашена выступить на Гала-концерт.  

              2этап –  развитие: был в большей степени посвящен техническому развитию Татев скрипке – это различные скрипичные штрихи, позиции, вибрато, двойные ноты. Кантилена, работа над пластикой ведения смычка.  Стилевое разнообразие репертуара, классическая и романтическая музыка. Жанровые пьесы и характер штрихов. Развитие как скрипача. Поставлены задачи овладеть большим количеством приёмов игры на беглости пальцев. Трели. Пунктирный ритм.

                         Результат работы по индивидуальному образовательному маршруту за период

                      Второго этапа:

2009г. – Областной конкурс «Весенний ключ»  – «Диплом»1степени.г.Волхов.

2009г. –г.  СПб. Международный  фестиваль-конкурс «Золотая пальмира» «Диплом II степени».

2010г. – г.Кириши. Районный фестиваль – конкурс «Киришское подворье» «Диплом I степени».

2010г. – г.Волхов. Обл. конкурс «Весенний ключ» «Диплом II степени».

2010г. – г.СПб. Международный конкурс исполнительского мастерства «СПб-ские  «Рождественские ассамблеи»  «Диплом  I степени».

3этап – профессиональное совершенствование и самосовершенствование:

работает в направлении – «Путь к мастерству». Ученик принял помощь преподавателя, сделал выбор  на профессиональное продвижение к профессии

Количество часов по муз. инструменту возросло до 3ч. в неделю. Поставили задачи более глубокого изучения теоретических дисциплин – сольфеджио и муз. литература. Занятия с новым коллективом « Смешанный хор и камерный оркестр», помимо игры в оркестре, дали возможность ученице попробовать себя в роли концертмейстера. Образовался прекрасный ансамбль –   ученик-вокалист ( обучающийся тоже по индивидуальному  маршруту) и аккомпанирующий скрипач.

Продолжилась работа над развитием техники, совершенствованием различных штрихов, над разнообразным звучанием инструмента. Пошло активное освоение скрипичного репертуара разностильной направленности – сонаты Корелли, Вивальди, Генделя. Актуальность индивидуального маршрута этого этапа в том, что он выполняя задачу « профессионального совершенствования» ориентирован  на конкурсы.

В течение учебного времени ученик должен иметь возможность обыгрывать  конкурсную и концертную программы. Значит необходимо продумать возможность активного участия в концертах школы, отдела, классных вечерах.

Результат работы по индивидуальному маршруту

Третьего этапа:

2011г. – г.Кириши. Районный фестиваль «Киришское подворье» «Диплом 1 степени»

2011г. – г.Волосово .Открытый Областной конкурс  «Цвет и звук Державы Рериха» «Диплом 1степени».

2011г. – г.Гатчина. Открытый Областной конкурс «Юные дарования» «Лауреат III  степени».

2012г. – г.Тихвин .Открытый Областной конкурс « им. Р.-Корсакова» «Диплом II  степени».

2012г. – г.Волосово.  Областной конкурс «Цвет и звук Державы Рериха» «Диплом I степени»

 Метапредметные связи  вышли тоже на новый высокий уровень:

2012г. – г. Всеволожск. Областная Олимпиада по сольфеджио и муз. литиратуре «Диплом 1 степени»

2013г. – г. СПб. Всероссийская олимпиада по сольфеджио и муз. литературе «Гран – при».            

Источник