Индивидуальная траектория развития ребенка раннего возраста

Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей 3-7 лет.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых. Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В слабых руках малышей – наше с вами будущее, наш завтрашний день.

В связи с выходом в свет Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагоги дошкольных образовательных организаций проанализировали сильные и слабые стороны этого документа для оптимизации и повышения эффективности своей работы. Познакомившись с текстом, мы не могли не заметить, что одним из достоинств этого документа является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации:

-это п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

-п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования;

– п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы;

-п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);

п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ученика.

Таким образом, стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных смыслов ребёнка, так как индивидуализация образования предполагает обращение к опыту и ценностным смыслам деятельности ребёнка, к созданию личного творческого образовательного продукта. Задачей педагога ДОО становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка. В связи с этим возникает проблема реализации индивидуального подхода в массовом образовательном учреждении: как достичь поставленных перед педагогами благородных целей, одновременно обучая всех по разному?!

В науке распространено два способа – дифференциация обучения и индивидуализация через построение собственного пути образования применительно к каждой образовательной области. К сожалению, в стандарте интеграция образовательных областей не заявлена так ярко, как в ФГТ, а лишь подразумевается в образовательных областях, как линии развития ребёнка дошкольного возраста. Важно заметить, что ребёнок воспринимает мир целостно и интеграция областей поддерживает мировосприятие дошкольника.

Построение индивидуальной траектории развития ребёнка в свете ФГОС дошкольного образования состоит из следующих методов взаимодействия с ребёнком:

– сопровождение индивидуальной исследовательской деятельности;

– подготовка ребёнка к участию в конкурсах по интересам (городской творческий конкурс одарённых детей «Липецкая Звёздочка», городской конкурс «Дорога глазами детей» и др.);

– педагогическая поддержка реализации потенциалов и способностей детей в посещаемых ими кружках;

– совместное с детьми и их родителями проектирование, наполнение и рефлексия личного портфолио само реализации ребёнка;

– составление психолого – педагогической характеристики ребёнка, так как маршрут его индивидуальной образовательной траектории проектируется с учётом зоны ближайшего развития личности, индивидуальных особенностей, способностей и возможностей и в итоге согласовывается с родителями.

Наша основная образовательная программа дошкольного образования основана на индивидуальном подходе к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Осуществление индивидуальной образовательной траектории воспитания в детском саду выстраивается с момента поступления ребенка в ОУ и ведется на протяжении всего периода пребывания в детско саду.

Читайте также:  Развитие ребенка в антенотальном периоде

В разных видах деятельности индивидуальная образовательная траектория воспитания имеет свою специфику. Прежде всего -это осуществление педагогического процесса с учетом особенностей воспитанников (темперамент, характер, способности ,склонности), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуальной образовательной траектории воспитания составляет гибкое использование форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. Понятие «индивидуальная траектория » характеризуется как широкий комплекс действий направленный на выбор способов ,приёмов, средств обучения в соответствии с уровнем подготовленности и развития способностей воспитанников и

обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации:

-содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);

-деятельностный (специальные педагогические технологии);

-процессуальный (организационный аспект).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Индивидуальный образовательный маршрут определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа. А так же образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы).

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

– для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

– для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

– для одарённых детей.

Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов:

( С ОВЗ и не успевающих)

После проведения мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результаты обсуждаются на педагогическом совете. Педагогический коллектив формирует списки детей, показавших низкий или высокий результат усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории.

Воспитателями совместно с узкими специалистами разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент), затем в календарном плане фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса).

Педагогами дошкольного образовательного учреждения разрабатывается бланк индивидуального образовательного маршрута.

Так же в помощь педагогам творческой группой разрабатываются методические разработки “Методическое обеспечение для реализации индивидуальных образовательных маршрутов”.

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

– принцип опоры на обучаемость ребенка,

– принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;

– принцип соблюдения интересов ребенка. Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка;

– принцип тесного взаимодействия и согласованности работы “команды” специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации);

– принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден;

– принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; детей, с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Рассмотрим структуру индивидуального образовательного маршрута ребёнка с признаками одарённости:

– путём наблюдения и анкетирования родителей выявляется личностный потенциал ребёнка;

– составляется подробная ресурсная карта образовательного пространства ребёнка (развивающая среда в ДОО и семье, кружковая деятельность в детском саду и возможности дополнительного образования);

Читайте также:  Рекомендации по развитию навыков общения ребенка

– изучается образовательный запрос родителей и самих детей;

– формируется планкарта индивидуального образовательного маршрута ребёнка с признаками одарённости (взаимосвязь всех образовательных модулей);

– составляется план-сетку образовательной деятельности ребёнка с фиксированием целей, задач, содержания, методов и приёмов работы, планируемого результата, путей интеграции образовательных областей;

– проводится мониторинг образовательных и творческих достижений ребёнка;

– составляется план – консультаций и посещения узких медицинских специалистов с целью поддержки организма ребёнка;

– проектируется портфолио само реализации ребёнка;

– разрабатывается аттестационный материал по отслеживанию личностного роста ребёнка в течение учебного года;

– разрабатывается система поощрений достижений ребёнка, рефлексия.

При организации работы с детьми по индивидуальному образовательному маршруту педагог включает во взаимодействие не только родителей, но и всех педагогов и сотрудников других образовательных учреждений, которые посещает ребёнок, поскольку в сопровождении самореализации дошкольника первична опора на его личностный потенциал. Ведущей областью, на наш взгляд, является «Познавательное развитие», потому что оно играет большую роль в развитии творческих и исследовательских способностей детей, в формировании предпосылок учебной самостоятельности. Именно эта область может быть основой для интеграции метапредметных способностей ребёнка, таких как выдвижение гипотез по любой проблеме или теме; целеполагание; экспериментирование; планирование пути доказательств своих гипотез; создание индивидуального образовательного и творческого продукта; рефлексия. Нам импонирует, что в области «Познавательное развитие» последовательно отражены уровни познавательного развития детей до школьного возраста – это развитие любознательности, познавательной мотивации, формирование познавательных действий и творческой активности.

Исходя из п. 4.6 стандарта, проектируя конечный результат индивидуальной образовательной траектории, мы выделили показатели личностного уровня развития одарённости детей дошкольного возраста:

– сознательная постановка целей, определение путей, ведущих к их достижению, характер практических действий по реализации намеченного;

– поиск идеи, замысла, подбор адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи;

– проявление ответственности в духовнотворческой деятельности, рефлексии как оборотной стороны свободы;

– выработка адекватной само оценки;

– целостный «образ»;

– способность работать и творить как в групповом субъекте, так и в индивидуальном порядке создавать духовнотворческий продукт.

Итак, мы можем сделать следующие выводы: стандарт предоставляет детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьёй.

Источник

План индивидуального развития ребёнка ________________________ 2года

Реализуя темы в соответствии с КТП ,____________________________

_____________________________________________________________ решать следующие задачи:

Социально – коммуникативное развитие

Задачи

Методы и приемы реализации

Знакомить детей друг с другом, способствовать развитию общения с взрослыми и детьми;

Побуждать здороваться и прощаться, попросить о помощи (в одевании),

благодарить.

Содействовать расширению представлений о себе: использовать в общении свое имя, имена других детей;

способствовать формированию положительной самооценки «я – хороший».

Побуждать узнавать сверстников на фото, называть их по имени, отвечать на вопросы о событиях, отраженных на фотографиях; налаживать положительные контакты с детьми, мириться, «пожалеть» обиженного.

Способствовать развитию игровых действий при предъявлении игрового материала, создании игровых и проблемных ситуаций, после участия в дидактических играх: кормит куклу, если рядом посуда, наливает чай и пр., развитию сюжетно – отобразительных или процессуальных игр.

Инициирование в бытовых процессах, сюрпризных моментах

образец, напоминание.

Дидактические игры с куклой, мишкой, зайкой: «у мишки болит лапка, пожалеем его. Скажем ласково, полечим, угостим» , «решение проблем игрушек»,

Общение в играх, образовательной деятельности. Похвала воспитателя, поддержка, вера в успех, эмоциональ-ное благополучие.

Фотографии ребенка, семейные альбомы, фотоальбомы, отражающие жизнь группы, праздники.

«Мое настроение», картинки, отражающие настроение детей, зверят.

Атрибуты для сюжетных игр «Семья», «К кукле Даше на день рождения», «Доктор» и пр. Участие взрослого. Коробка с бросо-

вым материалом.

Создание игровых и проблемных ситуаций -постоянно.

Чтение, рассказывание, рассматривание иллюстраций, стихи, потешки.

Речевое развитие

Задачи

Методы и приемы реализации

Способствовать развитию понимания короткого рассказа воспитателя (без показа действий) о знакомых событиях, отвечать на вопросы об этих событиях;

Выполнять поручения: «возьми», положи», «отнеси», « помоги» по просьбе взрослого.

Способствовать формированию активной речи: заменять облегченные слова правильными, использовать простые предложения из 2-3х слов при общении со взрослыми и детьми, задавать вопросы: кто это? какие? в реальной ситуации и на картинках, прилагательные и местоимения.

Содействовать развитию звуковой культуры речи, обогащению словаря.

Называть предметы по картинкам.

Общение, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы по содержанию, стихи, потешки.

Дидактические игры на звукоподражание «Чей домик?», «Кто как поет?» и др.,

развитие речевого дыхания (поддувание снежинок из бумаги, ваты, мыльные пузыри и др.), пальчиковые игры.

Показ взрослыми сценок из кукольного театра, участие ребенка в обыгрывании небольших сюжетов, стихов, потешек

Задания воспитателя, стимулирующие активную речь ребенка: «скажи», «какой?».

Читайте также:  Игры для развития ребенка с рождения до 2 лет

Задачи познавательного развития

Методы и приемы реализации

Способствовать развитию представлений о форме, величине, цвете.

Ориентироваться в 3-х контрастных величинах: собирать 3-х местную матрешку и другие вкладыши после показа;

Собирать пирамидку по убыванию из 4-5 колец контрастных величин (после показа).

Ориентироваться в 3-4-х цветах ,некоторые цвета называть, подбирать по образцу.

Способствовать появлению умения распознавать вес, фактуру поверхности, температуру предметов и материалов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый) – поисково – исследо-вательскую деятельность. Содействовать развитию пространственных представлений в строительных играх, проявлять любознательность, инициативность.

Создание РП-ПС, предоставление возможности действовать, исследовать.

Дидактические игры «Найди пару», «Подбери такой же», «Что лишнее?», игры с пирамидками, матрешками, вкладышами, «Геометрическое лото», пазлы, разрезные картинки на 2-4-6 частей. Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций в познавательной литературе. Диафильмы, видеофильмы. Картинки.

Центр «песка и воды»,

коллекции из бумаги, тканей, дерева, пластмассы, запахов, круп.

Книга «Первая книга».

Различный конструктор (мелкий, крупный, настольный) мелкие игрушки для обыгрывания построек (машинки, зверюшки, куколки и т. д.).

Художественно – эстетическое

Задачи

Пути реализации

Вызывать интерес к рисованию, лепке, музыке, движениям. Развивать творческие способности. Способствовать формированию простейших навыков и умений: рисовать линии, пятна ,очертания. Раскатывать колбаски, шарики, сплющивать.

Развивать желание участвовать в обыгрывании сказок, стихов, потешек.

Создавать благоприятные условия для реализации интересов и возможностей ребенка, РППС. Наличие в свободном доступе изоматериалов: гуаши, цветных карандашей, фломастеров, пластилина. Пример воспитателя, других детей, уже имеющих навыки. Показ, помощь. Совместная и самостоятельная деятельность детей. Звучание музыки в группе. Образовательная деятельность музыкальная и художественная, продук-тивная.

Разные виды театров в центре театрализации, уголок «ряжения», зеркало.

Кукольный театр по четвергам.

Физическое развитие

Задачи

Методы и приемы реализации

Укреплять здоровье ребенка через систему закаливающих мероприятий.

Способствовать закреплению КГН и самостоятельности в одевании на прогулку, после сна, вешать одежду аккуратно на стульчик, убирать в шкафчик.

Продолжать упражнять в ходьбе и беге на носочках, равновесии, подлезании, прыжках, бросании мяча, прокатывании в ворота; участвовать в подвижных и музыкальных играх.

В режимных моментах, после сна «гимнастика пробуждения», «дорожка здоровья», обширное умывание с естественным обсыханием; щадящий режим прогулок после болезни. Постоянство правил, алгоритм действий одевания, раздевания, умывания. Работа с родителями. Решение проблем игрушек Мотивация для активных занятий в центре движений, физкультура утренняя гимнастика,прогулки.Проблемные ситуации

Источник