Индивидуальная траектория развития ребенка это
Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей 3-7 лет.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых. Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В слабых руках малышей – наше с вами будущее, наш завтрашний день.
В связи с выходом в свет Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагоги дошкольных образовательных организаций проанализировали сильные и слабые стороны этого документа для оптимизации и повышения эффективности своей работы. Познакомившись с текстом, мы не могли не заметить, что одним из достоинств этого документа является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации:
-это п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
-п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования;
– п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы;
-п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);
п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ученика.
Таким образом, стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных смыслов ребёнка, так как индивидуализация образования предполагает обращение к опыту и ценностным смыслам деятельности ребёнка, к созданию личного творческого образовательного продукта. Задачей педагога ДОО становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка. В связи с этим возникает проблема реализации индивидуального подхода в массовом образовательном учреждении: как достичь поставленных перед педагогами благородных целей, одновременно обучая всех по разному?!
В науке распространено два способа – дифференциация обучения и индивидуализация через построение собственного пути образования применительно к каждой образовательной области. К сожалению, в стандарте интеграция образовательных областей не заявлена так ярко, как в ФГТ, а лишь подразумевается в образовательных областях, как линии развития ребёнка дошкольного возраста. Важно заметить, что ребёнок воспринимает мир целостно и интеграция областей поддерживает мировосприятие дошкольника.
Построение индивидуальной траектории развития ребёнка в свете ФГОС дошкольного образования состоит из следующих методов взаимодействия с ребёнком:
– сопровождение индивидуальной исследовательской деятельности;
– подготовка ребёнка к участию в конкурсах по интересам (городской творческий конкурс одарённых детей «Липецкая Звёздочка», городской конкурс «Дорога глазами детей» и др.);
– педагогическая поддержка реализации потенциалов и способностей детей в посещаемых ими кружках;
– совместное с детьми и их родителями проектирование, наполнение и рефлексия личного портфолио само реализации ребёнка;
– составление психолого – педагогической характеристики ребёнка, так как маршрут его индивидуальной образовательной траектории проектируется с учётом зоны ближайшего развития личности, индивидуальных особенностей, способностей и возможностей и в итоге согласовывается с родителями.
Наша основная образовательная программа дошкольного образования основана на индивидуальном подходе к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Осуществление индивидуальной образовательной траектории воспитания в детском саду выстраивается с момента поступления ребенка в ОУ и ведется на протяжении всего периода пребывания в детско саду.
В разных видах деятельности индивидуальная образовательная траектория воспитания имеет свою специфику. Прежде всего -это осуществление педагогического процесса с учетом особенностей воспитанников (темперамент, характер, способности ,склонности), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуальной образовательной траектории воспитания составляет гибкое использование форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. Понятие «индивидуальная траектория » характеризуется как широкий комплекс действий направленный на выбор способов ,приёмов, средств обучения в соответствии с уровнем подготовленности и развития способностей воспитанников и
обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации:
-содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);
-деятельностный (специальные педагогические технологии);
-процессуальный (организационный аспект).
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Индивидуальный образовательный маршрут определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа. А так же образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы).
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
– для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
– для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
– для одарённых детей.
Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов:
( С ОВЗ и не успевающих)
После проведения мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результаты обсуждаются на педагогическом совете. Педагогический коллектив формирует списки детей, показавших низкий или высокий результат усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории.
Воспитателями совместно с узкими специалистами разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент), затем в календарном плане фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса).
Педагогами дошкольного образовательного учреждения разрабатывается бланк индивидуального образовательного маршрута.
Так же в помощь педагогам творческой группой разрабатываются методические разработки “Методическое обеспечение для реализации индивидуальных образовательных маршрутов”.
При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:
– принцип опоры на обучаемость ребенка,
– принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;
– принцип соблюдения интересов ребенка. Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка;
– принцип тесного взаимодействия и согласованности работы “команды” специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации);
– принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден;
– принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; детей, с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Рассмотрим структуру индивидуального образовательного маршрута ребёнка с признаками одарённости:
– путём наблюдения и анкетирования родителей выявляется личностный потенциал ребёнка;
– составляется подробная ресурсная карта образовательного пространства ребёнка (развивающая среда в ДОО и семье, кружковая деятельность в детском саду и возможности дополнительного образования);
– изучается образовательный запрос родителей и самих детей;
– формируется планкарта индивидуального образовательного маршрута ребёнка с признаками одарённости (взаимосвязь всех образовательных модулей);
– составляется план-сетку образовательной деятельности ребёнка с фиксированием целей, задач, содержания, методов и приёмов работы, планируемого результата, путей интеграции образовательных областей;
– проводится мониторинг образовательных и творческих достижений ребёнка;
– составляется план – консультаций и посещения узких медицинских специалистов с целью поддержки организма ребёнка;
– проектируется портфолио само реализации ребёнка;
– разрабатывается аттестационный материал по отслеживанию личностного роста ребёнка в течение учебного года;
– разрабатывается система поощрений достижений ребёнка, рефлексия.
При организации работы с детьми по индивидуальному образовательному маршруту педагог включает во взаимодействие не только родителей, но и всех педагогов и сотрудников других образовательных учреждений, которые посещает ребёнок, поскольку в сопровождении самореализации дошкольника первична опора на его личностный потенциал. Ведущей областью, на наш взгляд, является «Познавательное развитие», потому что оно играет большую роль в развитии творческих и исследовательских способностей детей, в формировании предпосылок учебной самостоятельности. Именно эта область может быть основой для интеграции метапредметных способностей ребёнка, таких как выдвижение гипотез по любой проблеме или теме; целеполагание; экспериментирование; планирование пути доказательств своих гипотез; создание индивидуального образовательного и творческого продукта; рефлексия. Нам импонирует, что в области «Познавательное развитие» последовательно отражены уровни познавательного развития детей до школьного возраста – это развитие любознательности, познавательной мотивации, формирование познавательных действий и творческой активности.
Исходя из п. 4.6 стандарта, проектируя конечный результат индивидуальной образовательной траектории, мы выделили показатели личностного уровня развития одарённости детей дошкольного возраста:
– сознательная постановка целей, определение путей, ведущих к их достижению, характер практических действий по реализации намеченного;
– поиск идеи, замысла, подбор адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи;
– проявление ответственности в духовнотворческой деятельности, рефлексии как оборотной стороны свободы;
– выработка адекватной само оценки;
– целостный «образ»;
– способность работать и творить как в групповом субъекте, так и в индивидуальном порядке создавать духовнотворческий продукт.
Итак, мы можем сделать следующие выводы: стандарт предоставляет детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьёй.
Источник
Материал из Википедии – свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании[1]. В качестве синонимов используются «вариативное обучение», «индивидуальный образовательный маршрут» и др.[2] Отличается от персонализированного обучения, в котором траекторию своего обучения определяет сам учащийся, тем, что в этом случае в формировании образовательной траектории участвуют педагоги.
Правовые и административные основы[править | править код]
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует обеспечения «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья». В федеральном законе «Об образовании»[3] зафиксировано право детей-инвалидов на специальные образовательные условия.
Реализация[править | править код]
Выделяют три направления реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся[2]:
- Содержательное направление – создание индивидуальной образовательной траектории, предоставляя ученику возможность осваивать то содержание образования и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его возможностям, потребностям и интересам.
- Деятельностное направление – формирование индивидуальной образовательной траектории через современные педагогические технологии и IТ-технологии.
- Процессуальное направление – организационные аспекты педагогического процесса.
При составлении образовательных программ учитываются следующие показатели[2]:
- школьная зрелость;
- состояние здоровья, особенности развития, темп, режим работы;
- профиль обучения;
- склонность к конкретной предметной области;
- уровень образования;
- особенности развития.
Индивидуальная образовательная траектория учащихся с ОВЗ[править | править код]
Для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей должна разрабатываться адаптированная образовательная программа, которая при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц[4]. Адаптированная образовательная программа определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (для инвалидов – вместе с индивидуальной программой реабилитации[5] инвалида)[6].
В структуру адаптированной образовательной программы входит индивидуальный учебный план ребёнка с ОВЗ, который обязан обеспечить освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося[6].
В практике инклюзивного образования также используется индивидуальная образовательная программа (ИОП) – документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей учителя и родителей, в организации обучения и психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ в рамках школы. ИОП является материальным отражением деятельности психолого-медико-педагогического консилиума по разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории ребёнка с ОВЗ в конкретном учреждении[7].
Примечания[править | править код]
- ↑ Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? – М., 2005.
- ↑ 1 2 3 Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал Науковедение. 2013. (дата обращения: 20.08.2015).
- ↑ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.)
- ↑ N 273-ФЗ, п. 1, ст. 79.
- ↑ Приказ Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 N 379н (ред. от 03.06.2013) «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2008 N 12189)
- ↑ 1 2 Алехина С. В. Принципы инклюзии в практике образования // Аутизм и нарушения развития. 2013. № 1. С.1-6.
- ↑ Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. – М.: Оперант, 2015. – с. 64.
Источник
Дополнительное образование детей:
образовательный маршрут и индивидуальная траектория развития
Профстандарт обязывает педагога дополнительного образования обращаться к действенным способам индивидуализации образовательного процесса. К ним сегодня относят разработку и реализацию индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной траектории развития. Каким детям необходим индивидуальный темп обучения? Какие факторы влияют на выбор индивидуального образовательного маршрута? А также определим различия между индивидуальной образовательной траекторией, индивидуальным образовательным маршрутом и индивидуальной траекторией развития.
В дополнительном образовании можно обеспечить индивидуальный темп продвижения по образовательному маршруту детям с любым уровнем интеллектуального развития. В объединениях дополнительного образования могут заниматься:
– одаренные дети;
– дети с ОВЗ;
– дети, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации; – дети группы риска и т. д.
Все эти категории обучающихся требуют индивидуализации образовательного процесса.
Какие факторы влияют на выбор индивидуального маршрута, смотрите на рисунке 1.
Рисунок 1. Какие факторы влияют на выбор индивидуального маршрута обучения
Развитие учеников в учреждении дополнительного образования может проходить по нескольким индивидуальным образовательным маршрутам одновременно или последовательно. Индивидуальный маршрут создается в рамках одной программы. Его сроки определяют сроки прохождения данной программы или сроки изучения каких-либо ее отдельных тем.
Маршрут имеет достижимую в реальном будущем цель, может корректироваться в соответствии с динамично меняющимися обстоятельствами.
В основе разработки индивидуального образовательного маршрута лежит уровень освоения программы:
• стартовый: используются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность содержания программы;
• базовый: используются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, обеспечивают целостную картину в рамках содержательно-тематического направления программы;
• продвинутый: используются формы организации материала, которые обеспечивают углубленные знания и доступ к сложным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы.
Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывают в семь этапов. На рисунке 2 смотрите, какие действия предполагает каждый этап.
Рисунок 2. По каким этапам разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут
Индивидуальный образовательный маршрут предоставляет ученикам возможность выбора видов и способов деятельности.
Пример
Как может выглядеть индивидуальный образовательный маршрут в разных вариантах
Вариант «А»
Образец составления индивидуального маршрута для детей _________________ направленности ОДОД
Актуальность:
Цель:
Задачи:
Количество занятий в неделю: Учебный план:
№ п/п | Дата, время | Тема занятия, количество часов | Используемые технологии, формы методы | и | Возможность работы с другими специалистами |
Реализация индивидуального маршрута:
№ п/п | Дата, время | Тема занятия | Содержание (краткое) | занятия | Результат занятия |
Цель (на что направлено): | (что удалось, а что необходимо доработать) | ||||
Способы оценки успехов ученика:………
Рекомендации по работе с родителями/законными представителями: …
Вариант «Б»
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И.обучающегося__________________________________________________ Название программы__________________________________________________ Сроки реализации____________________________________________________
Возраст обучающегося_________________________________________________
Цели и задачи индивидуального образовательного маршрута
__________________________________________________________________
Индивидуальный учебный план
№ | Тема занятия | Виды и способы деятельности | Результат | Интеграция с другими специалистами (консультирова ние, мастер- классы, беседы и т.д.) | Примечание (что удалось на данном занятии, над чем следует работать и т.д.) | |
Планируемый результат | Фактический результат | |||||
1. |
Успехи и достижения ___________________________________________________
Что такое индивидуальная образовательная траектория
Индивидуальная образовательная траектория ребенка обусловлена ранее полученными знаниями и умениями. Траектория в отличие от маршрута может быть длительной по времени. Она учитывает меньшее количество ситуативно-действующих факторов и больше ориентирована на индивидуальные условия конкретного ученика.
Проектирование индивидуальной образовательной траектории можно представить в четыре этапа. На рисунке 3 смотрите, какие действия предполагает каждый этап.
Рисунок 3. По каким этапам разрабатывают индивидуальную образовательную траекторию
При составлении индивидуальной образовательной траектории педагог создает для ученика возможность выбора, выступая в качестве консультанта, советчика. Совместными усилиями педагог и ребенок определяют значимые цели и направления деятельности, подбирают необходимые для этого программы и сроки их прохождения, оценивают полученный результат. Особенно актуальны индивидуальные образовательные траектории, когда в организации есть воспитанники с ярко выраженными индивидуальными особенностями. Например, одаренные или с ограниченными возможностями здоровья и т. д. Таким детям трудно «вписаться» в общепринятые рамки. Для максимального раскрытия потенциала, им требуется своя индивидуальная траектория, которая позволит выстраивать образовательный процесс с максимальной результативностью и пользой. Индивидуальная образовательная траектория может охватывать несколько программ и рассчитываться на длительный срок.
Пример Как может выглядеть карта индивидуальной образовательной траектории учащегося
Карта индивидуальной траектории
Ф.И. обучающегося_________________________________________________
Возраст обучающегося_______________________________________________
Цели и задачи индивидуальной образовательной траектории_________________ Сроки реализации индивидуальной образовательной траектории_______________
Индивидуальный учебный план по программам
№ | Название программы | Виды и способы деятельност и по программе | Самостоятельная деятельность (чтение книг, изучение дополнительных видов деятельности, самостоятельные упражнения и т.д.) | Образовательный результат (что узнал, чему научился, какие виды деятельности освоил) | Достижения (создание творческих продуктов, победы в конкурсах, участие в выставках, отчетных концернах и т.д.) |
1. | |||||
… |
Расписание учебных занятий на неделю
Название программы | Понедельник /время занятия | Вторник /время занятия | Среда /время занятия | Четверг /время занятия | Пятница /время занятия | Суббота /время занятия | Воскресенье /время занятия |
1. | |||||||
2. | |||||||
… |
Анализ и оценка полученных результатов _________________________________
Что такое индивидуальная траектория развития
Необходимость разработки и реализации индивидуальной траектории развития основывается на признании самоценности, уникальности личности, индивидуальности каждого ученика, приоритете личностного полноценного и свободного развития. Чтобы построить индивидуальную траекторию развития учеников, нужно соблюдать три условия:
• предоставить обучающимся возможность определять смысл овладения каким-либо видом деятельности; ставить собственные цели при изучении программы; выбирать оптимальный темп обучения; применять способы учения и познания, которые соответствуют их собственным особенностям;
• учесть субъективный и личностный опыт ребенка, опыт конкретных видов деятельности;
• создать образовательную среду учреждения дополнительного образования, которая будет способствовать максимальному раскрытию потенциала ребенка.
Какие компоненты включает в себя структура индивидуальной траектории развития, смотрите на рисунке 4.
Рисунок 4. Какие компоненты включает в себя структура индивидуальной траектории развития
Универсального рецепта разработки индивидуальной траектории развития в настоящий момент нет. Невозможно сразу определить эту траекторию на весь период обучения ребенка по той или иной дополнительной образовательной программе. Наиболее оптимальным считается составление индивидуальной траектории развития на один учебный год.
Источник