Индивидуальная траектория развития ребенка дошкольного возраста

Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей 3-7 лет.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых. Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В слабых руках малышей – наше с вами будущее, наш завтрашний день.

В связи с выходом в свет Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагоги дошкольных образовательных организаций проанализировали сильные и слабые стороны этого документа для оптимизации и повышения эффективности своей работы. Познакомившись с текстом, мы не могли не заметить, что одним из достоинств этого документа является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации:

-это п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

-п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования;

– п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы;

-п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);

п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ученика.

Таким образом, стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных смыслов ребёнка, так как индивидуализация образования предполагает обращение к опыту и ценностным смыслам деятельности ребёнка, к созданию личного творческого образовательного продукта. Задачей педагога ДОО становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка. В связи с этим возникает проблема реализации индивидуального подхода в массовом образовательном учреждении: как достичь поставленных перед педагогами благородных целей, одновременно обучая всех по разному?!

В науке распространено два способа – дифференциация обучения и индивидуализация через построение собственного пути образования применительно к каждой образовательной области. К сожалению, в стандарте интеграция образовательных областей не заявлена так ярко, как в ФГТ, а лишь подразумевается в образовательных областях, как линии развития ребёнка дошкольного возраста. Важно заметить, что ребёнок воспринимает мир целостно и интеграция областей поддерживает мировосприятие дошкольника.

Построение индивидуальной траектории развития ребёнка в свете ФГОС дошкольного образования состоит из следующих методов взаимодействия с ребёнком:

– сопровождение индивидуальной исследовательской деятельности;

– подготовка ребёнка к участию в конкурсах по интересам (городской творческий конкурс одарённых детей «Липецкая Звёздочка», городской конкурс «Дорога глазами детей» и др.);

– педагогическая поддержка реализации потенциалов и способностей детей в посещаемых ими кружках;

– совместное с детьми и их родителями проектирование, наполнение и рефлексия личного портфолио само реализации ребёнка;

– составление психолого – педагогической характеристики ребёнка, так как маршрут его индивидуальной образовательной траектории проектируется с учётом зоны ближайшего развития личности, индивидуальных особенностей, способностей и возможностей и в итоге согласовывается с родителями.

Наша основная образовательная программа дошкольного образования основана на индивидуальном подходе к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Осуществление индивидуальной образовательной траектории воспитания в детском саду выстраивается с момента поступления ребенка в ОУ и ведется на протяжении всего периода пребывания в детско саду.

В разных видах деятельности индивидуальная образовательная траектория воспитания имеет свою специфику. Прежде всего -это осуществление педагогического процесса с учетом особенностей воспитанников (темперамент, характер, способности ,склонности), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуальной образовательной траектории воспитания составляет гибкое использование форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. Понятие «индивидуальная траектория » характеризуется как широкий комплекс действий направленный на выбор способов ,приёмов, средств обучения в соответствии с уровнем подготовленности и развития способностей воспитанников и

обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации:

-содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);

-деятельностный (специальные педагогические технологии);

-процессуальный (организационный аспект).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Индивидуальный образовательный маршрут определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа. А так же образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы).

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

– для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

– для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

– для одарённых детей.

Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов:

( С ОВЗ и не успевающих)

Читайте также:  Уровень развития ребенка дошкольного возраста

После проведения мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результаты обсуждаются на педагогическом совете. Педагогический коллектив формирует списки детей, показавших низкий или высокий результат усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории.

Воспитателями совместно с узкими специалистами разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент), затем в календарном плане фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса).

Педагогами дошкольного образовательного учреждения разрабатывается бланк индивидуального образовательного маршрута.

Так же в помощь педагогам творческой группой разрабатываются методические разработки “Методическое обеспечение для реализации индивидуальных образовательных маршрутов”.

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

– принцип опоры на обучаемость ребенка,

– принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;

– принцип соблюдения интересов ребенка. Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка;

– принцип тесного взаимодействия и согласованности работы “команды” специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации);

– принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден;

– принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; детей, с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Рассмотрим структуру индивидуального образовательного маршрута ребёнка с признаками одарённости:

– путём наблюдения и анкетирования родителей выявляется личностный потенциал ребёнка;

– составляется подробная ресурсная карта образовательного пространства ребёнка (развивающая среда в ДОО и семье, кружковая деятельность в детском саду и возможности дополнительного образования);

– изучается образовательный запрос родителей и самих детей;

– формируется планкарта индивидуального образовательного маршрута ребёнка с признаками одарённости (взаимосвязь всех образовательных модулей);

– составляется план-сетку образовательной деятельности ребёнка с фиксированием целей, задач, содержания, методов и приёмов работы, планируемого результата, путей интеграции образовательных областей;

– проводится мониторинг образовательных и творческих достижений ребёнка;

– составляется план – консультаций и посещения узких медицинских специалистов с целью поддержки организма ребёнка;

– проектируется портфолио само реализации ребёнка;

– разрабатывается аттестационный материал по отслеживанию личностного роста ребёнка в течение учебного года;

– разрабатывается система поощрений достижений ребёнка, рефлексия.

При организации работы с детьми по индивидуальному образовательному маршруту педагог включает во взаимодействие не только родителей, но и всех педагогов и сотрудников других образовательных учреждений, которые посещает ребёнок, поскольку в сопровождении самореализации дошкольника первична опора на его личностный потенциал. Ведущей областью, на наш взгляд, является «Познавательное развитие», потому что оно играет большую роль в развитии творческих и исследовательских способностей детей, в формировании предпосылок учебной самостоятельности. Именно эта область может быть основой для интеграции метапредметных способностей ребёнка, таких как выдвижение гипотез по любой проблеме или теме; целеполагание; экспериментирование; планирование пути доказательств своих гипотез; создание индивидуального образовательного и творческого продукта; рефлексия. Нам импонирует, что в области «Познавательное развитие» последовательно отражены уровни познавательного развития детей до школьного возраста – это развитие любознательности, познавательной мотивации, формирование познавательных действий и творческой активности.

Исходя из п. 4.6 стандарта, проектируя конечный результат индивидуальной образовательной траектории, мы выделили показатели личностного уровня развития одарённости детей дошкольного возраста:

– сознательная постановка целей, определение путей, ведущих к их достижению, характер практических действий по реализации намеченного;

– поиск идеи, замысла, подбор адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи;

– проявление ответственности в духовнотворческой деятельности, рефлексии как оборотной стороны свободы;

– выработка адекватной само оценки;

– целостный «образ»;

– способность работать и творить как в групповом субъекте, так и в индивидуальном порядке создавать духовнотворческий продукт.

Итак, мы можем сделать следующие выводы: стандарт предоставляет детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьёй.

Источник

Согласовано: Утверждаю:

Индивидуальная траектория развития

воспитанника старшей группы

на 20-20 учебный год

Ф.И.О :

Дата рождения:

Краткие сведения о ребенке:

Цель:

Задачи:

1.Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.

2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.

3.Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

4.Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

Читайте также:  Общая оценка особенностей развития и поведения ребенка

5.Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно – действенного, наглядно – образного, словесно – логического, творческого и критического мышления.

6. Формирование позитивной мотивации к обучению.

7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, мышления, воображения.

Ожидаемые результаты:

1.Активность ребёнка, желание взаимодействовать со всеми участниками процесса.

2.Сотрудничество родителей.

3. Сформированность учебной деятельности.

4.Реальная (адекватная) самооценка

5. Расположение к партнерским отношениям со сверстниками.

6. Положительная учебная мотивация, эмоциональный фон.

Формы и условия работы с ребенком

-Обучение в старшей группе VII вида по программе: «Цветик – семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. Под редакцией Н.Ю. Куражевой.

Формы реализации коррекционных задач:

– индивидуальные коррекционные занятия;

– консультации родителей;

Способ фиксации:

Дневник наблюдения.

Листы динамического наблюдения.

Проведение комплексной диагностики для определения ИТР.

Рекомендации: консультация врача психиатра и невролога, для назначения медикаментозного лечения.

I. ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

1. Создание эмоционального настроя в группе;

2. Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

3. Системность подачи материала;

4. Понимать и выполнять инструкцию педагога.

5. Наглядность обучения;

6. Цикличность построения занятия.

7. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

II. ЭТАП ОСНОВНОЙ.

1.Познавательная сфера.

  • память
  • внимание
  • мышление
  • восприятие
  • развитие учебных навыков

2. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.

  • Невербальное – вербальное общение.
  • Снятие телесного и эмоционального напряжения.
  • Формирование отношения доверия, умение сотрудничать.
  • Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.
  • Воспитывать у детей нравственные качества и чувства.
  • Развитие самосознания и навыков саморегуляции.

3.Моторика.

  • общая
  • мелкая
  • артикуляционная

III. ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

1.Определение уровня развития ребенка.

2. Определение предпосылок учебной деятельности.

Примечание: Включение (временное, частичное) родителей в образовательный процесс (наблюдение за ребенком во время организованной и самостоятельной деятельности).

IV .Медицинская коррекция – в неделю (медикаментозное лечение, фитобар, массаж, физиопроцедуры).

СОДЕРЖАНИЕ:

Блок 1. Познавательное развитие

  • Занятие 1. «Мои успехи» изготовление дневника достижения
  • Занятие 2. «Путешествие в страну Веселых овощей и Румяных фруктов»
  • Занятие 3. Развитие «схемы тела», право – лево ориентировка
  • Занятие 4. «Ориентация в пространстве»
  • Занятие 5. «Путешествие в Страну добрых животных»
  • Занятие 6. «Путешествие в мир транспорта»
  • Занятие 7. «Веселый автомобиль»
  • Занятие 8. «В посудной лавке»
  • Занятие 9. «В гостях у сказки»
  • Занятие 10. «Сладкая открытка»
  • Занятие 11. «Моя семья»
  • Занятие 12. «Лесная школа»
  • Занятие 13. «Формирование геометрической формы»
  • Занятие 14. «Геометрические формы»
  • Занятие 15. «Различие размеров и количества»
  • Занятие 16 «Формирование образа человека»
  • Занятие 17 «Формирование понятий (классификация моделей)
  • Занятие 18 «Введение в мир чисел»
  • Занятие 19 «Развитие конструктивного мышления
  • Занятие 20 «Расширение каналов Восприятия
  • Занятие 21 «Расширение каналов Восприятия
  • Занятие 22 «Развитие конструктивного мышления
  • Занятие 23 «Развитие конструктивного мышления»
  • Занятие 24 «Формирование понятий»
  • Занятие 25 «Формирование понятий»
  • Занятие 26 «Введение в мир измерений»
  • Занятие 27 «Введение в мир измерений»
  • Занятие 28 «Мера»
  • Занятие 29 «Развитие логического понятия»
  • Занятие 30 «Итоговое занятие»

Блок 2. Развитие эмоциональной сферы.

  • Задание 1. «Мои успехи»
  • Задание 2. «Двое с одним мелком»
  • Задание 3. «Передай другому»
  • Задание 4. «Мое настроение»
  • Задание 5. «Волшебное зеркало»
  • Задание 6. «Один и вместе»
  • Задание 7. «Автомобили»
  • Задание 8. «Веселый автомобиль»
  • Задание 9. «Золушка»
  • Задание 10. «Колобок»
  • Задание 11. «Рукавички»
  • Задание 12. «Смешные страхи»
  • Задание 13. «Что хорошо, что плохо?»
  • Задание 14. «Путаница»

Блок 3. Развитие общей и мелкой моторики. Формирование элементарных графомоторных навыков.

  • Задание 1.«Кулачок», «Крыша», «Стульчик».
  • Задание 2. Игры с крупной мозаикой.
  • Задание 3. Учить правильному захвату карандаша. «Клубок», «Тучка», «Барашек».
  • Задание 4. «Изобрази ломаные, волнистые и дугообразные линии».

К концу года пребывания в группе компенсирующей направленности предполагаются следующие достижения ребенка:

1.Активность ребёнка, желание взаимодействовать со всеми участниками процесса.

2. Сформированность учебной деятельности.

3.Реальная (адекватная) самооценка

4. Расположение к партнерским отношениям со сверстниками.

5. Положительная учебная мотивация, эмоциональный фон.

Источник

Построение индивидуальной траектории развития ребёнка в свете ФГОС дошкольного образования, портфолио дошкольника.

Колесникова С.И

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам…»

Александр Пятигорский,

русский философ,

профессор Лондонского университета.

В условиях перехода общеобразовательных учреждений на ФГОС перед воспитателями встали задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами. Федеральный образовательный стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных смыслов ребёнка, так как индивидуализация образования предполагает обращение к опыту и ценностным смыслам деятельности ребёнка, к созданию личного творческого образовательного продукта.

Задачей педагога дошкольных образовательных учреждений становится переориентация с массовой фронтальной работы на индивидуальную, групповую и парную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников ДОО, с учётом их возможностей и способностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной личности каждого ребёнка [2,с.77].

В связи с этим возникла проблема реализации индивидуального подхода в массовом образовательном учреждении: как достичь поставленных перед педагогами благородных целей, одновременно обучая детей по-разному?

При проектировании индивидуальной образовательной траектории развития детей задача педагога состоит в интеграции методов и форм взаимодействия с ребёнком:

Читайте также:  Особенности развития ребенка после года

– сопровождение индивидуальной исследовательской деятельности дошкольников;

– подготовка ребёнка к участию в различных конкурсах и мероприятиях по интересам;

– педагогическая поддержка реализации способностей и потенциалов дошкольников в посещаемых ими различных кружках;

– совместное с детьми и их родителями проектирование, рефлексия и наполнение личного портфолио самореализации ребёнка- дошкольника;

– составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, так

как маршрут его личной индивидуальной образовательной траектории проектируется с учётом индивидуальных особенностей, зоны ближайшего развития личности, способностей и возможностей и в итоге согласовывается с родителями детей.

При организации работы с детьми по индивидуальному образовательному маршруту мы включаем во взаимодействие не только родителей детей, но и всех педагогов образовательного учреждения, которое посещает ребёнок дошкольник, поскольку в сопровождении самореализации дошкольника первична опора на его личностный потенциал развития.

Понятие “индивидуальная образовательная траектория” определили Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов. И.С. Якиманская, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, и др., оно обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации:

-содержательный, т.е. вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка;

-деятельностный, т.е. специальные педагогические технологии;

-процессуальный, т.е. организационный аспект.

Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута развития ребенка, т.е. содержательный компонент, а также разработанный способ его реализации, т.е. технологии организации образовательного процесса.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника, уровень готовности детей к освоению общеобразовательной программы.

В ДОУ развитие ребенка – дошкольника происходит в ходе взаимодействия с взрослым и сверстниками, жизненно важную роль, которых в данный период подчеркивали известные ученые Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и др. [3,с.34].

Ни на одном другом возрастном этапе развития ребенка взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности воспитателя-педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать раскрытию его неповторимой индивидуальности, формированию у детей дошкольного возраста активности в познании окружающей действительности. Условием реализации такой цели является использование педагогических технологий. Среди педагогических технологий, которые мы используем в работе с детьми дошкольного возраста, нам бы хотелось выделить здоровьесберегающие педагогические технологии, технологию исследовательской деятельности, технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, технологию проектной деятельности, информационно-коммуникативные технологии, а также технологии «Портфолио педагога» и «Портфолио дошкольника».

Мы хотели бы наиболее подробно рассказать о технологии «Портфолио дошкольника».

Портфолио – это:

-способ накопления и фиксирования оценки индивидуальных достижений ребенка – дошкольника в определенный период, его развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «педагог – ребенок – родитель»;

– метод оценивания реальных достижений каждого дошкольника;

– своеобразная выставка работ детей дошкольников, задачей которой является отслеживание их индивидуального личностного роста;

– коллекция работ наших воспитанников, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области развития;

– коллекция работ и результатов деятельности ребенка, которые демонстрируют его прогресс, усилия и достижения в различных областях;

– инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, способностей и возможностей каждого ребенка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей траектории развития.

Важная цель портфолио – увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, показать его способность практически применять приобретенные умения и знания, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса каждого ребенка в широком образовательном контексте. Основной смысл портфолио – показать все, на что способен ребенок в определенный момент его жизни.

Портфолио дошкольника – это, прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его творческих успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный индивидуальный маршрут развития каждого ребенка [1,с.18].

Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творческих достижений каждого ребенка, так и способом развития его способностей. Существует ряд определенных функций портфолио:

– диагностическая – фиксирует изменения, и рост за определенный период времени;

-содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;

-рейтинговая – показывает диапазон умений и навыков ребенка и др. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.

Таким образом, портфолио – это папка личных достижений ребенка, которая позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок ребенку и его семье.

Вывод, Федеральный Государственный Образовательный стандарт предоставляет детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьями детей.

Список литературы:

1. Адаменко Л.И. Портфолио ребенка – дошкольника как инструмент комплексной диагностики // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2008. №1. С. 18-22.

2.Федина Н.В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в Российской Федерации // Образование дошкольников в преемственности с начальной школой как стратегическое направление развития образования России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Москва / Сост.Н.А.Песняева. – М.: АПКиПРО, 2008. С.-77.

3.Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений /Л.В.Свирская. – М.: Обруч, 2011.С.-34.

Источник