Индивидуальная карта ребенка с нарушением в развитии
Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка
Ф.И.О. Иванова Мария Ивановна
ГОД РОЖД.11.03.2006
ДИАГНОЗ: ЗПР
КЛАСС (ГРУППА): 3 а
ОУ ПОСЕЩАЕТ С 2013
ДОМ. АДРЕС:
МАТЬ: Иванова Ольга Петровна
ОТЕЦ: Иванов Иван Иванович
I. Особенности познавательной сферы
Восприятие: темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания.
Внимание: внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости.
Память: недостаточная прочность запоминания.
Мышление: недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения
II. Работоспособность на занятиях
Включение в работу медленное
Темп выполнения заданий медленный
Переключаемость низкая
Сосредоточенность средняя
Качество работы низкое
Продуктивность низкая
Утомление наступает с 4ого урока
III. Особенности эмоционально-волевой сферы
Общий эмоциональный фон положительный
Какие эмоции превалируют положительные
Заинтересованность ребенка в выполнении заданий присутствует
Реакция на успех или неудачу присутствует
Адекватность реакций да
Возбудимость да
Наличие аффективных реакций, наличие страхов, проявление негативизма да
Возможность адекватной оценки своих результатов нет
Способность к волевому усилию да
IV. Личностно-характерологические особенности
Самооценка высокая
Поведение среди сверстников хорошее
Отношение с воспитателями или педагогами хорошее
Активность активна
Тревожность не тревожна
Агрессивность не агрессивна
Критичность не критична
V. Рекомендации
Рекомендации педагогам
Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.
Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие.
Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.
Обучение навыкам эмоционального самоконтроля.
Поддержка ребенка со стороны психолога, педагогов.
Обучение взрослых способам развития познавательных процессов ребенка на учебном и бытовом материале.
Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.
Педагогам необходимо стремиться к индивидуальному подходу.
Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком.
Стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.
Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований.
Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.
Стремиться к индивидуальному подходу к каждому ученику.
Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, используя в процессе обучения элементы игры. Давать больше творческих, развивающих заданий и избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.
В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.
Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.).
Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.
Рекомендации родителям
1. У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома.
2. Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.
3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию педагога.
5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
6. Занятия должны носить занимательный характер.
7. При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.
8. В затруднительных случаях консультироваться у педагога.
9. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – логопед.
10. Занятия должны быть регулярными.
11. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
12. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
13.Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…
14.Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.
15. У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.
16. Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.
17. Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.
18. Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого….
19. Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.
20. Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.
21. Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.
22. При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).
23. Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.
24. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
VI. Занятия с психологом
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: память, внимание, мышление, восприятие.
VII. Динамика
Низкая.
Педагог-психолог Сивакова Виктория Александровна
Источник
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Вариант 8.2)
Пояснительная записка
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося привлекаются члены его семьи. Задача экспертной группы – выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа представлены в форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции – развернутая Характеристика учебной деятельности ребёнка, где оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель не успешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект»,
«не узнает объект».
Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Вариант 8.2)
Характеристика сформированности базовой учебной деятельности обучающегося
Учени ___ _____ класса (___ год обучения) МАОУ «Средняя школа №8»__________________________________________(Ф.И.)
Критерии | Сформированность умений (сформировано, частично сформировано, не сформировано) | ||
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся | 1 год обучения | Окончание 4(5) класса | Окончание 9 класса (9 и более лет обучения) |
взаимодействие с окружающими сверстниками | |||
взаимодействие с окружающими взрослыми | |||
умение работать в коллективе сверстников | |||
умение подчиняться требованиям взрослых (учителя) | |||
Формирование учебного поведения | |||
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание) | |||
умение выполнять инструкции педагога | |||
использование по назначению учебных материалов | |||
умение выполнять действия по образцу и по подражанию | |||
Формирование умения выполнять задание | |||
в течение определенного периода времени | |||
от начала до конца | |||
с заданными качественными параметрами | |||
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия |
Классный руководитель ____________________________________
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Вариант 8.2)
Характеристика сформированности предметных результатов обучения
Учени ___ _____ класса (___ год обучения) МАОУ «Средняя школа №8»__________________________________________(Ф.И.)
Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения |
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. | |||||
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека | |||||
Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях | |||||
Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными | |||||
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями | |||||
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков | |||||
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.). | |||||
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. | |||||
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности. | |||||
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. | |||||
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения | |||||
Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. | |||||
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий | |||||
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации | |||||
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму | |||||
Узнавание и различение образов графем (букв). | |||||
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. | |||||
Начальные навыки чтения и письма | |||||
Дополнительные данные | |||||
Математика Математические представления | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения |
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления | |||||
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности. | |||||
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости. | |||||
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества | |||||
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. | |||||
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой | |||||
Умение пересчитывать предметы в доступных пределах | |||||
Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти | |||||
Умение обозначать арифметические действия знаками. | |||||
Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц | |||||
Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач. | |||||
Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д. | |||||
Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами. | |||||
Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия | |||||
Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др. | |||||
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности. | |||||
Дополнительные данные | |||||
Окружающий мир Окружающий природный мир | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения |
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. | |||||
Интерес к объектам и явлениям неживой природы. | |||||
Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.). | |||||
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека | |||||
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья. | |||||
Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека | |||||
Интерес к объектам живой природы | |||||
Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» – «вредные», «дикие» – «домашние» и др.). | |||||
Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними. | |||||
Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.). | |||||
Элементарные представления о течении времени. | |||||
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года. | |||||
Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др. | |||||
Дополнительные данные | |||||
Окружающий мир Человек | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения |
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других | |||||
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. | |||||
Представление о собственном теле. | |||||
Отнесение себя к определенному полу | |||||
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания | |||||
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы. | |||||
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. | |||||
Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей | |||||
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др. | |||||
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях. | |||||
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами | |||||
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому. | |||||
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета). | |||||
Умение следить за своим внешним видом. | |||||
Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье | |||||
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи. | |||||
Дополнительные данные | |||||
Окружающий мир Окружающий социальный мир | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения |
Представления о мире, созданном руками человека | |||||
Интерес к объектам, созданным человеком. | |||||
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д. | |||||
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах. | |||||
Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей | |||||
Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.). | |||||
Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях. | |||||
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками | |||||
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка. | |||||
Развитие межличностных и групповых отношений | |||||
Представления о дружбе, товарищах, сверстниках | |||||
Умение находить друзей на основе личных симпатий | |||||
Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание. | |||||
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности. | |||||
Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов | |||||
Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни | |||||
Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них. | |||||
Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности. | |||||
Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников. | |||||
Представления об обязанностях и правах ребенка | |||||
Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др. | |||||
Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др. | |||||
Представление о стране проживания Россия | |||||
Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания. | |||||
Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания. | |||||
Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России. | |||||
Дополнительные данные | |||||
Искусство Музыка и движение. | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения | … год обучения |
Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений | |||||
Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах). | |||||
Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения. | |||||
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах. | |||||
Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре. | |||||
Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях | |||||
Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. | |||||
Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности |