Индивидуальная карта развития ребенка в начальной школе по фгос
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
______________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)
______________________________________________
(Дата рождения)
Прибыл из дошкольной образовательной организации: _____________________________________________________________________________
(наименование ДОО, город)
1 «___» класс: ________________________________________________________________
(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)
2 «___» класс: _________________________________________________________________
(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)
3 «___» класс: ________________________________________________________________
(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)
4 «___» класс: ________________________________________________________________
(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)
г. Сургут
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) направлен на обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; создание благоприятных условий развития и обучения детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; создание условий для формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273, ст.11, п.1).
Основной задачей дошкольного образования является формирование у детей предпосылок универсальных учебных действий (далее – УУД) на этапе завершения ими дошкольного образования (ФГОС ДО, п.4.7.). ФГОС начального общего образования нацелен на достижение учащимися личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД), предметных результатов обучения (ФГОС НОО, ст.1, п.6).
Для обеспечения преемственности в обучении, развитии и воспитании ребенка, соблюдения принципа индивидуализации образования разработана индивидуальная карта развития младшего школьника (далее – ИКР).
Нормативными основаниями разработки ИКР младшего школьника являются:
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 (ст.11, ст.28, ст.42, ст.44, ст. 77, ст.79);
– приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.11.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС НОО, ст.1 п.6, ст. 2 п.9-11).
Индивидуальная карта развития младшего школьника внедряется в общеобразовательных организациях, подведомственных департаменту образования Администрации города Сургута.
Индивидуальная карта развития младшего школьника – это необходимый инструмент для достижения эффективных результатов по своевременному выявлению особенностей в развитии ребенка и организации коррекционной и/или развивающей работы.
Внедрение индивидуальной карты развития для начальной школы с сохранением преемственности с ИКР дошкольника и в соответствии требованиям ФГОС начального общего образования позволит:
– обеспечить преемственность дошкольного, начального общего образования, основного общего образования;
– организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам обучения, развития и воспитания ребенка;
– определить особенности развития, задатки и наклонности ребенка, уровень сформированности универсальных учебных действий;
– выявить затруднения в развитии ребенка, требующие психолого-педагогического сопровождения в освоении обучающимся основной образовательной программы начального общего образования, оказания помощи в развитии и социальной адаптации;
Индивидуальная карта развития младшего школьника оформляется на учащихся с момента поступления в общеобразовательную организацию. Хранится карта у классного руководителя.
В том случае, если у учащегося при поступлении в школу отсутствует индивидуальная карта развития младшего школьника, ИКР заводится и заполняется с момента поступления.
При выявлении затруднений в развитии ребенка анализируются причины их возникновения, при необходимости обеспечивается оказание психолого-педагогической помощи учащемуся.
По мере проведения диагностических процедур и заполнения карты необходимо своевременно информировать родителей учащихся о результатах, положительной динамике или возможных трудностях.
В случае, когда ребенок выбывает из школы в связи с переходом в другую образовательную организацию или по окончании обучения в 4 классе, родителям выдается выписка из индивидуальной карты развития.
Содержание и ведение индивидуальной карты развития
младшего школьника.
Индивидуальная карта младшего школьника содержит титульный лист и 5 разделов.
Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения; наименование дошкольной образовательной организации, которую посещал ребенок; класс, год обучения, наименование общеобразовательной организации.
Раздел 1. Мониторинг формирования универсальных учебных действий. Мониторинг позволяет определить уровень формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД. Мониторинг разработан в соответствии с критериями ФГОС, с использованием опыта работы Воронежской области («Практика административной работы в школе» №7, 2014г.).
Таблица мониторинга заполняется при помощи «Диагностической карты формирования УУД» (приложение 1), в которой уровень формирования УУД определяется по критериям с использованием трехбалльной шкалы оценок (от 0 до 2 баллов). Сумма баллов позволяет определить уровень сформированности (высокий, средний, низкий) каждого из видов УУД.
Заполняет карту классный руководитель (при необходимости – коллегиально с педагогами) по результатам наблюдения за ребенком в учебной деятельности, в ситуациях общения, взаимодействия. Периодичность заполнения – 1 раз в год (в 4 четверти).
Раздел 2. Результаты муниципальных диагностических работ. В данный раздел вносится информация об обязательных комплексных диагностических работах, проводимых на муниципальном уровне (в соответствии с приказом департамента образования, по запросу МКУ «Информационно-методический центр»).
В таблице указывается название диагностической работы, цель ее проведения, сроки проведения; количественные и качественные результаты учащегося.
Раздел заполняется классным руководителем.
Раздел 3. Выявление задатков и наклонностей учащегося.
Раздел разработан по материалам авторской карты О.Г. Волкова, профессора, автора проекта АСИ «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в детском саду и школе»
Педагогом заполняется таблица с целью выявления выраженных склонностей ребенка (приложение 2). В столбце «наблюдения педагогов» знаком (+) отмечается мнение педагога о конкретных задатках ребенка в одном или нескольких направлениях деятельности, подтвержденных неоднократными лучшими результатами в сравнительном наблюдении действий ребенка с другими детьми равными или старше его по возрасту. Склонности ребенка к определенному направлению деятельности считаются выраженными, если у ребенка отмечены все или практически все задатки по данному направлению. Наиболее ярко выраженные склонности ребенка отмечаются знаком (+) в таблице результатов.
Далее педагог прописывает по годам обучения участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.
Раздел заполняется классным руководителем 1 раз в год.
Раздел 4. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.
В пункты «Адаптация к обучению в школе», «Познавательная сфера» вносятся количественные показатели и уровень развития (В – высокий; С – средний (соответствует норме); НС – ниже среднего; Н- низкий); в пункты «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» – качественные показатели.
В колонке «Используемые методы диагностики» указываются название и автор диагностической методики.
Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом. Периодичность заполнения – 1 раз в год.
Данный раздел заполняет классный руководитель: в характеристике отражаются результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка.
Содержание и ведение выписки из индивидуальной карты развития младшего школьника.
Выписка из ИКР заполняется и выдается родителям учащихся на момент выбытия из образовательной организации в связи с переходом в другую школу или по окончании 4 класса.
Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, класс, наименование общеобразовательной организации.
Раздел 1. Сформированность универсальных учебных действий. В разделе графически отображаются данные о сформированности УУД на момент оформления выписки (по результатам мониторинга формирования УУД). Раздел заполняет классный руководитель.
Раздел II. Выявление задатков и наклонностей учащегося. Педагогом заполняется таблица, в которой отмечаются наиболее ярко выраженные склонности ребенка.
Далее педагог прописывает участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.
Раздел заполняется классным руководителем.
Раздел III. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.
В пункт «Адаптация к обучению в школе» вносятся количественные показатели и уровень развития (В – высокий; С – средний (соответствует норме); НС – ниже среднего; Н – низкий).
В пункте «Познавательная сфера» указывается соответствует ли развитие возрастной норме, отмечаются особенности развития познавательной сферы.
В пункты «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» вносятся качественные показатели.
Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом.
- Рекомендации родителям. Раздел заполняется в случае выбытия учащегося из школы в 1-м , 2-м, 3-м классе. В разделе даются рекомендации педагогов, специалистов ППМС сопровождения по развитию, обучению и воспитанию ребенка. Классным руководителем отмечаются особенности усвоения программного материала, взаимоотношений с одноклассниками, педагогами. Специалисты ППМС сопровождения заполняют раздел исходя из данных диагностики, коррекционной работы с ребенком.
Если отсутствуют рекомендации педагога-психолога, учителя-логопеда, прописывается «Развитие соответствует возрастной норме». При отсутствии рекомендаций социального педагога – «Социальная ситуация благополучна. В поведении девиаций не проявляет».
Если в образовательной организации отсутствуют специалисты ППМС сопровождения – в соответствующих пунктах ставится прочерк.
Раздел заполняется на выпускника начальной школы. Классный руководитель пишет характеристику на учащегося, в которой должны быть отражены результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка. Текст характеристики должен быть доступен для понимания родителей.
Источник
Карта индивидуального развития ребенка в начальной школе
ФИО ___________________________________________ Дата рождения __________
Карта заполняется по результатам наблюдений, индивидуальной беседы, по итогам индивидуальных и групповых исследований (учитель/педагог-психолог)
1 класс
Эмоциональный фон (ответы фиксируются «галочками») | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Благополучный, признаки повышенной нервозности отсутствуют | |||||
Неблагополучный, наличие признаков повышенной нервозности: 1) пониженная работоспособность, подавленное настроение | |||||
2) повышенная возбудимость | |||||
3) вспышки гнева | |||||
4) агрессивность по отношению к сверстникам |
1 класс
Социальное развитие (ответы фиксируются баллами: да – 2 б., не всегда – 1 б., нет – 0 б.) | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1) Способен вступить в общение со взрослым: а) со знакомым взрослым б) с незнакомым взрослым | |||||
2) Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми (входит в разнообразные объединения детей по интересам) | |||||
3) Чувствует настроение близких взрослых и сверстников | |||||
4) Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случае затруднения | |||||
5) Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами | |||||
6) Имеет представление о себе и своих возможностях | |||||
Суммарный балл | |||||
Уровень: высокий 11-14, средний 7-10, низкий 0-6 |
1 класс
Сформированность игровой деятельности и произвольность Дидактическая игра | баллы | Начало года | Конец года |
Деятельность по образцам и правилам (выбрать один из 3х): 1) Ребёнок свободно и легко запоминает правила и руководствуется ими в деятельности 2) Ребёнок может воспроизвести образец только после дополнительных объяснений 3) Ребёнок может организовать свою деятельность только в условиях индивидуального общения со взрослым | 4 2 | ||
Ролевая игра | да- 2, не всегда – 1, нет 0 | ||
1) Устойчивость замысла игры (плановость) 8) Осознанность и критичность при соблюдении правил (по отношению к себе и к другим) | |||
Суммарный балл | |||
Уровень: высокий – 20-17, средний 16-10, низкий 9-0 |
1 класс
Общие представления об окружающем мире (10 вопросов: 1 верный ответ – 1 балл) Учитель вправе сам составлять вопросы соответственно каждому возрастному этапу развития. | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Суммарный балл | |||||
Уровень: высокий 10-9 баллов средний 8-6 баллов, низкий 5-0 баллов |
1 класс
Мотивация учения | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Уровень: высокий, средний, низкий Ведущий мотив учения |
1 класс
Развитие речи и речевого общения (ответы фиксируются баллами: да – 2 б., не всегда – 1 б., нет – 0 б.) | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1) Правильно произносит все звуки русского языка (да – 2, нет – 0) | |||||
2) Умеет выделять звуки в слове | |||||
3) Грамматически правильно строит сложные предложения | |||||
4) Строит связный рассказ по сюжетной картинке | |||||
5) В диалоге инициативно высказывается. Умеет привлечь внимание своими высказываниями | |||||
6) Использует обобщающие слова, антонимы, сравнения | |||||
Суммарный балл | |||||
Уровень: высокий 10-12, средний 9-8, низкий 7-0 |
1 класс
Темп деятельности | баллы | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1) Ребёнок по сигналу педагога включается в работу, не отвлекается, заканчивает работу вместе со всеми или даже раньше | 2 | |||||
2) Ребёнок иногда отвлекается, заглядывает в работу других учащихся | 1 | |||||
3) Ребёнок не может начать работу со всеми, заканчивает работу позже других. Не выдерживает общий темп. | ||||||
Уровень: 2 – высокий, 1 – средний, 0 – низкий. |
1 класс
Развитие мелкой моторики | Начало года | Конец года |
Уровень: высокий, средний, низкий. |
1 класс
Графический диктант Д. Б. Эльконин (два узора) | Начало года | Конец года |
Суммарный балл за два узора (макс. 8) | ||
Уровень: высокий 8-6 (точное воспроизведение узора или ошибка в одну линию) средний 5-3 (воспроизведение с несколькими ошибками) низкий 2 – 0 (сходство лишь отдельных элементов) |
Математические представления (счёт с наглядностью) | баллы | Начало обучения в 1 классе | |
1 | Правильный счет (кол-во), число стоит на указанном месте Счет правильный, цифра может быть написана не на указанном месте, Задание не выполнено | 2 1 | |
2 | Правильный счет (задача), число стоит на указанном месте Счет правильный, цифра может быть написана не на указанном месте, Задание не выполнено | 2 1 | |
3 | Сравнение (галочка стоит рядом с большим числом) Не сформировано понятие «больше-меньше» | 1 | |
Суммарный балл | |||
Уровень: высокий 4-5, средний 3, низкий 2-0 |
Математические представления (верное решение – 2 б., неверное – 0 б.) | баллы | Конец обучения в 1 классе | |
1 | Решение примера | ||
2 | Решение задачи | ||
3 | Сравнение | ||
Суммарный балл | |||
Уровень: высокий 6, средний 4, низкий 0-2 |
Познавательное развитие
1 класс
Умственное развитие ( 2 – 3 класс исследуется по необходимости) | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Уровень: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий |
1 класс
Уровень развития вербальной памяти (со 2 по 3 класс исследуется по необходимости) | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Уровень: высокий, средний, низкий |
1 класс
Объём и концентрация внимания (со 2 по 3 класс исследуется по необходимости) | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Уровень: высокий, средний, низкий |
1 класс
Творческое воображение (со 2 по 3 класс исследуется по необходимости) | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Уровень: высокий, средний, низкий |
Личностные особенности
1 класс
Самооценка (со 2 по 3 класс исследуется по необходимости) | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Высокая | |||||
Средняя (адекватная) | |||||
Низкая |
1 класс
Тревожность (со 2 по 3 класс исследуется по необходимости) | Начало года | Конец года | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Повышенный уровень | |||||
Средний уровень | |||||
Низкий уровень |
Социометрический статус | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сведения о проведении коррекционно-развивающей работы (направление, результаты)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Сведения об особенностях адаптации к среднему звену школы (5 класс)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Дата начала ведения карты ___________________
Ответственные за ведение карт:
Педагог-психолог __________________________________________________
Классный руководитель __________________________________________________
Источник