Индивидуальная карта развития ребенка с нарушениями в развитии

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 8.1)

Пояснительная записка

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП должна ориентировать образовательный процесс на развитие личности обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий.

Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов опираемся на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП.

Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений и ориентируются на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов.

Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет определяющее значение для оценки качества образования.

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») оцениваются исключительно качественно.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). В состав экспертной группы входят педагогические (при необходимости – ТПМПК) работники: учителя, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа оформляются в виде качественной характеристики. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в Карту индивидуального развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Итоговые результаты оформляются дважды, за период обучения с 1 дополнительного класса по 4 класс и с 5 класса по 9 выпускной класс, в Характеристике сформированности личностных результатов.

Система бальной оценки отсутствует. Оцениваются личностные результаты по форме «сформировано/ частично сформировано/ не сформировано».

Материалы для проведения процедуры оценки личностных результатов – различные диагностические задания, которые разрабатываются в соответствии с конкретной учебной или воспитательной задачей. Основной метод оценивания личностных результатов – это наблюдение за ребёнком в процессе его учебной и социальной деятельности.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Оценку предметных результатов начинаем со 2 полугодия 3-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:

Критерии оценки:

Оценка результата

– соответствие/ не соответствие науке и практике

  • Верно
  • Не верно

– полнота и надёжность усвоения

  • Полное
  • Частично полное
  • Не полное

– самостоятельность применения усвоенных знаний

  • Самостоятельно
  • С помощью инструкции
  • С помощью опоры на образец
  • Не выполнено при оказании помощи
Читайте также:  Современное представление о роли семьи в развитии ребенка с овз

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

  • по способу предъявления (устные, письменные, практические);
  • по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности (в основном при выполнении письменных работ) соотносятся результаты, продемонстрированные учеником, с оценками и отметками:

% выполнения работы

оценка

отметка

Меньше 40%

Неудовлетворительно

«2»

от 40% до 51%

Удовлетворительно

«3»

от 52% до 79%

Хорошо

«4»

от 80% до 100%

Отлично

«5»

При оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:

  • первое ― комплексная оценка предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;
  • второе ― оценка знаний и умений по выбранному профилю труд

Результаты итоговой аттестации обучающихся по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) могут оцениваться и в форме «зачет» / «не зачет».

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 8.1)

Характеристика сформированности личностных результатов обучения

Учени ___ _____ класса МАОУ «Средняя школа №8»__________________________________________(Ф.И.)

Критерии

Сформированность

Уровень сформированности

Окончание

4(5) класса

Окончание

9 класса

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину

патриотических чувств

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

толерантности (терпимости к иному)

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

адекватной самооценки и потребности в практико-ориентированных действий

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

навыков адаптации к окружающей среде

5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

социально-бытовых умений

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

навыков коммуникации со взрослыми, со сверстниками

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

понятия социального окружения и норм поведения в нём

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

учебной мотивации

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

деятельности сотрудничества

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

эстетических чувств

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

нравственно-этических норм жизни

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

установки безопасного здорового образа жизни

13) формирование готовности к самостоятельной жизни

самостоятельности

Классный руководитель ____________________________________

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 8.1)

Характеристика сформированности предметных результатов обучения

Учени ___ МАОУ «Средняя школа №8»______________________________________________(Ф.И.)

Язык и речевая практика

… класс

… класс

… класс

… класс

… класс

Русский язык

1) формирование интереса к изучению русского языка

2)коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения

3) овладение основами грамотного письма

4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач

Чтение

1) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи

2) участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил

3) представления о мире, человеке, обществе и социальных нормах, принятых в нем

4) выбор с помощью взрослого интересующей литературы

Речевая практика

1) осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач

2) расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи

3) использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения

4) уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения

Математика

… класс

… класс

… класс

… класс

… класс

  1. элементарные математические представления о количестве, форме, величине предметов; пространственные и временные представления
  1. начальные математические знания о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений
  1. навыки измерения, пересчета, измерения, прикидки и оценки наглядного представления числовых данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов
  1. способность применения математических знаний для решения учебно-познавательных, учебно-практических, жизненных и профессиональных задач
  1. оперирование математическим содержанием на уровне словесно-логического мышления с использованием математической речи
  1. элементарные умения пользования компьютером

Естествознание

… класс

… класс

… класс

… класс

… класс

Мир природы и человека

1) знания о предметах и явлениях окружающего мира и умения наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы

2) знания простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы и умение их устанавливать

3) владение доступными способами изучения природных явлений, процессов и некоторых социальных объектов

Природоведение

1) знания о природе, взаимосвязи между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей природной среде

2) использование усвоенных знаний и умений в повседневной жизни для решения практико-ориентированных задач

3) развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром природы

География

1) представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран

2) умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф

3) элементарная картографическая грамотность, умение использовать географическую карту для получения географической информации в целях решения жизненных задач

Биология

1) начальные представления о единстве растительного и животного миров, мира человека

2) практические умения по выращиванию некоторых растений и уходу за ними (комнатными и на пришкольном участке); животными, которых можно содержать дома и в школьном уголке природы

3) знания о строении тела человека; формирование элементарных навыков,

способствующих укреплению здоровья человека

Человек и общество

… класс

… класс

… класс

… класс

… класс

Основы социальной жизни

1) навыки самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, необходимые в повседневной жизни

2) знание названий, назначения и особенностей функционирования организаций, учреждений и предприятий социальной направленности

3) умения обращаться в различные организации и учреждения социальной направленности для решения практических жизненно важных задач

Мир истории

1) знание и понимание некоторых исторических терминов

2) элементарные представления об истории развития предметного мира (мира вещей

3) элементарные представления об истории развития человеческого общества

История Отечества

1) первоначальные представления об историческом прошлом и настоящем России

2) умение получать и историческую информацию из разных источников и использовать ее для решения различных задач

Обществоведение

1) понимание значения обществоведческих и правовых знаний в жизни человека и общества

2) формирование обществоведческих представлений и понятий, отражающих особенности изучаемого материала

3) умение изучать и систематизировать информацию из различных источников

4) расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления заданий, учебных и жизненных ситуаций, документальных материалов

Этика

1) первоначальные этические представления

2) определение собственного отношения к некоторым поступкам людей; их элементарная оценка

Искусство

… класс

… класс

… класс

… класс

… класс

Музыка

  1. владение элементами музыкальной культуры, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарные эстетические суждения
  1. элементарный опыт музыкальной деятельности

Рисование

  1. элементарные эстетические представления и оценочные суждения о произведениях искусства
  1. овладение практическими изобразительными умениями и навыками, используемыми в разных видах рисования
  1. практические умения самовыражения средствами рисования.

Физическая культура

… класс

… класс

… класс

… класс

… класс

Физическая культура (Адаптивная физическая культура)

1) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры)

2) первоначальные представления о значении физической культуры для физического развития, повышения работоспособности

3) вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта

  1. умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок

Технология

… класс

… класс

… класс

… класс

… класс

Ручной труд

1) умения работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.), выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств

2) владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов

3) сформированность организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.)

4) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач

Профильный труд

1) владение умениями на уровне квалификационных требований к определенной профессии, применение сформированных умений для решения учебных и практических задач

2) знание правил поведения в ситуациях профессиональной деятельности и продуктивность межличностного взаимодействия в процессе реализации задания

3) знание технологической карты и умение следовать ей при выполнении заданий

4) знание правил техники безопасности и их применение в учебных и жизненных ситуациях

Читайте также:  Слишком раннее развитие ребенка

Источник

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Вариант 8.2)

Пояснительная записка

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося привлекаются члены его семьи. Задача экспертной группы – выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа представлены в форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции – развернутая Характеристика учебной деятельности ребёнка, где оценивается динамика развития его жизненных компетенций.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель не успешности их обучения и развития в целом.

Читайте также:  Обложка медицинской карты развития ребенка

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект»,

«не узнает объект».

Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Вариант 8.2)

Характеристика сформированности базовой учебной деятельности обучающегося

Учени ___ _____ класса (___ год обучения) МАОУ «Средняя школа №8»__________________________________________(Ф.И.)

Критерии

Сформированность умений

(сформировано, частично сформировано, не сформировано)

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся

1 год обучения

Окончание 4(5) класса

Окончание 9 класса

(9 и более лет обучения)

взаимодействие с окружающими сверстниками

взаимодействие с окружающими взрослыми