Индивидуальная карта развития ребенка по музыке в доу
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Ф, И. | Показатели развития | Цели, задачи развивающей работы | Содержание развивающей работы | Взаимодействие с воспитателями | Взаимодействие с родителями | Ожидаемые результаты | |
Степа | Восприятие музыки | ||||||
Б. 5 лет | Мало интересуется музыкой, не может определить жанр прослушанного произведения и характер произведения. | Формировать у ребенка интерес к музыке, творческую активность, потребность в восприятии музыки. Формировать культуру слушания музыки, различать жанры, определять характер произведения. | Прослушать «Чей это марш» Г. Левкодимова: «Детский», «Маршируют солдаты, «Марш игрушечных солдатиков». Сравнить эти произведения. Прослушать «Три настроения» Г.Левкодимова: грустно, спокойно, весело. Сравнить эти произведения. Прослушать «Три танца» Г.Левкодимова: полька, вальс, плясовая . Сравнить произведения. Использовать иллюстрации. | Нарисовать содержание прослушанных пьес: «Чей это марш», «Три настроения», «Три танца» Г. Левкодимова. | Организовать консультацию «Воздействие музыки на духовный мир ребенка». Порекомендовать произведения для слушания музыки дома – начать собирать фонотеку. | Проявляет интерес к музыке, владеет навыками слушания музыки, определяет жанр и характер прослушанного произведения. | |
Пение | |||||||
Не чисто интонирует мелодию, не может спеть кварту и квинту, не развита дикция, певческое дыхание, не проявляет активности в пении. | Формировать певческие умения: петь легким звуком, брать дыхание перед началом песни и музыкальными фразами, пропевать отчетливо слова, поупражнять в интонировании кварты и квинты. | Использовать попевки и музыкально – дидактические игры: «Труба» Е. Тиличеевой. Интонирование кварты. «Курицы» Е. Тиличеевой. Интонирование квинты. Упражнять в певческом дыхании «Снежинка». Проговаривание слов знакомых песен с четкой артикуляцией. Пение песен «К нам гости пришли» А.Александрова, «Огородная хороводная» Б. Можжевелова. Предложить быть запевалой в детском хоре. | Поупражнять в скороговорках. Предложить музыкально – дидактические игры «Труба» и «Курицы». | Организовать консультация «Учите детей петь». Порекомендовать песни для аудиотеки. | Умеет петь легко, берет дыхание перед началом песни и музыкальными фразами, может петь умеренно, громко, тихо. Четко проговаривает слова песни. Чисто интонирует кварту и квинту. | ||
Музыкально – ритмические движения | |||||||
Не проявляет интерес к музыкально-ритмическим движениям. Испытывает трудности при выполнении поскоков, приставного шага с продвижением вперед. | Вызвать интерес к музыкально-ритмическим движениям. Формировать музыкально-ритмические навыки и умения. Свободно легко двигаться поскоками, ритмично выполнять приставной шаг с продвижением вперед. | Показ движений взрослым и ребенком, хорошо владеющим движениями. Совместное выполнение движений с музыкальным руководителем в разных темпах. Объяснение способа выполнения движений. Выполнять упражнение Мячики» музыка Л. Шитте, разучить парный «Русский танец» русская народная мелодия, танец «Веселые дети» литовская народная мелодия в обработке Т.Ломовой. | Поупражнять в выполнении движений, во время физкультуры обращать внимание на осанку. | Показать движения родителям, объяснить способ выполнения движений. Предложить родителям зачислить Степу в танцевальный кружок. | Сформирован навык свободного выполнения движений, развивается чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки. | ||
Музыкально – игровое и танцевальное творчество | |||||||
Испытывает затруднения в свободных плясках, в придумывании движений к пляскам, отражающим содержание песен, придумывании образных движений. | Развивать танцевальное и игровое творчество, побуждать придумывать движения к пляскам, отражающим содержание песен. | Побуждать придумывать движения к упражнению «Котик и козлик» Е Тиличеевой. Побеседовать о повадках животных, рассмотреть иллюстрации. Побуждать придумывать движения к русской народной песне «Как на тоненький ледок» . Рассмотреть иллюстрации, побеседовать по тексту песни. | Рассмотреть иллюстрации к упражнению «Котик и козлик», «Как на тоненький ледок» | Побеседовать с родителями о важности развития творческих способностей. | Развивается танцевальное творчество, умеет придумывать движения , в соответствии с текстом песни, характерные движения персонажей. | ||
Игра на детских музыкальных инструментах | |||||||
Не различает на слух детские музыкальные инструменты, не овладел способами игры на металлофоне. | Побуждать исполнять несложные песни на металлофоне, овладеть правильным способом звукоизвлечения на металлофоне. | Использовать музыкально – дидактическую игру «Угадай, на чем играю?» (металлофон, бубен, барабан, маракасы, треугольник, колокольчик). Объяснить и показать способ игры на металлофоне. Поупражнять в игре на металлофоне попевки «Смелый пилот», «Мы идем с флажками» Е. Тиличеевой, обращая внимание на положение руки с молоточком. | Привлечь ребенка к игре «Угадай, на чем играю», «Музыкальный домик», используя: металлофон колокольчик, треугольник, бубен, барабан, маракасы. | Предложить родителям приобрести детские музыкальные металлофоны, и сделать своими руками, используя книгу «Звук волшебник». | Различает музыкальные инструменты по звучанию: металлофон, маракасы, бубен, барабан, колокольчик, треугольник. Исполняет мелодии на металлофоне на одном звуке, овладев правильным способом звукоизвлечения. |
Источник
Карта индивидуального образовательного маршрута
обучающегося подготовительной группы (образец)
Цель: создание оптимальных условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребенка средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности, с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие» (Музыка)
Задачи образовательного взаимодействия с обучающимся в детском саду
Содержание работы с обучающимся/срок
Задачи образовательного взаимодействия в семье
Используемые педагогические технологии и методики, пособия, методы, приемы
Возможность работы с другими специалистами
Результаты диагностики музыкального развития ребенка: уровень развития ниже среднего по большинству показателей.
Проблемы:
1. Недостаточно развито мелодическое (звуковысотное), ритмическое восприятие, продуктивное музыкальное мышление, музыкальная память.
2. Возникают трудности в правильном воспроизведении мелодии песен.
3. Возникают трудности при передаче различных ритмических рисунков.
3. Недостаточно развито тембровое восприятие: ребенок затрудняется при определении тембров музыкальных инструментов симфонического оркестра.
4. Ребенок способен лишь на репродуктивное мышление и обладает весьма посредственной музыкальной памятью.
Восприятие музыки,
игра на музыкальных инструментах
1. Побуждать заинтересованно, воспринимать музыку,
различать на слух
интервалы в пределах квинты.
Певческая деятельность:
2. Содействовать развитию звуковысотного слуха:
-умению петь предлагаемую взрослым мелодию по «ручным знакам» и руке -«нотный стан» (1-7 ступени)
-освоить технику «эхо»
– побуждать моделировать мелодию песен и попевок на фланелеграфе
-развивать певческий диапазон, певческое дыхание, правильную артикуляцию.
3. Содействовать развитию ритмического слуха, умению воспроизводить предложенный взрослым ритмический рисунок. Упражнять в передаче различных ритмических рисунков, используя схемы, модели.
4. Содействовать развитию
тембрового слуха: слушать звучание муз. инструментов, беседовать о тембровой окраске звука, определять на слух тембры инструментов в различных муз. отрывках.
5. Содействовать развитию продуктивного творческого мышления в процессе музыкальной деятельности, предлагать придумывать музыкально-игровые образы различных персонажей, оказывать словесную моторную помощь.
6. Содействовать развитию музыкальной памяти.
1. Слушание музыкальных произведений с последующим моделированием мелодии и проигрыванием ее на металлофоне («Танец» из балета «Лебединое озеро» муз. Чайковского», «Я на горку шла» рус. нар. песня, «Во саду ли в огороде» рус. нар. песня, «Маме в день 8 марта» муз. Тиличеевой).
2. Работа над координацией голоса и слуха:
Пение по ручным знакам, музыкально-дидактические игры и упражнения: «Курицы», «Труба», «Спите, куклы», «Гармошка», «Узнай песенку по двум звукам» Э.П. Костиной;
«Музыкальное эхо»-для развития музыкального слуха, «Бубенчики»- для сопоставления трех звуков, различных по высоте «Ученый кузнечик»-для формирования ладотонального слуха из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной; воспроизведение несложных песенок и распевок в разных тональностях с различными ритмическими рисунками; использование приемов «Эхо», «Перекличка», «Соревнование», Игра «Рисуем голосом»;
Слушание музыкальной сказки « Приключения Чивостика», просмотр альбома «Симфонический оркестр» , Просмотр мультфильма « Петя и волк» , беседа о характере звучания инструментов симфонического оркестра, слушание различных классических произведений в исполнении отдельных инструментов, определение их ребенком.
Упражнения на развитие творческого продуктивного мышления: «Придумай песенку для определенного героя и спой ее» ( сыграй на муз. инструменте)- ( в соответствии с тематическим планированием),
«Придумай танец для Петрушки» ( Буратино, Колдуна и пр.)
Разработать консультации по данной проблеме. Подготовить фонотеку детских песен (минусовок), развивающих интерактивных игр («Повтори звук», «Спой правильно песенку», « Симфонический оркестр», дидактических игр « Ритмическое лото, ритмическое домино»
посоветовать как можно чаще создавать условия для проведения данных игр, исполнения ребенком песен под караоке, проигрывать мелодию песен на металлофоне, детском пианино с подпеванием.
Предложить посетить с ребенком концерт симфонической музыки, театр, побеседовать о персонажах, о раскрытии образов. Поиграть с ребенком в Театр, предложить сыграть определенную роль.
Педтехнология О.В. Карцер
Емельянов «Координация слуха и голоса»
«Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной;
« Музыкально-дидактические игры» Э.П. Костиной
Методы и приемы: слуховая наглядность, пояснения, указания, игровые, практические.
Консультация и занятия воспитателем, проведение семинара-практикума по проведению с ребенком развивающих игр.
Привлечение педагогов дополнительного образования к образовательному процессу ДОУ (участие в совместном занятии-развлечении «Международный День музыки», выступление учащихся МОУ ДОД в программе, посвященной неделе музыки).
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 «Радуга»
Утверждено Согласованно
Заведующий ГБОУ д/с №11 «Радуга» Ст. воспитатель
Сивкова Л.Н. Афанасьева Е. А.
От 30.09. 2015г.
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА
…..
________________________________________________________
Фамилия и имя ребенка
Дата рождения ребёнка | 10.10.2010 |
Домашний адрес | Г.Ханты-Мансийск |
Вид одарённости | Вокал |
Тьютор | Сульманова С.Г. музыкальный руководитель |
Сопровождение специалистов | Воспитатели Полякова Л.В., Змановская Е.Н., хореограф Степанова О.А. |
Дата поступления в ДОУ | 01.09.2015 |
Возраст на момент поступления | 5 лет |
Г.Ханты-Мансийск
2016-2017г
Цель:
Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала воспитанников и развитию способностей ребёнка.
Задачи:
Развитие вокальных способностей ребёнка.
Развивать творческое отношение к музыкальной деятельности – передаче образов в знакомых танцевальных движениях, импровизации попевок.
Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей воспитанников ДОУ (олимпиады, конкурсы, фестивали).
Сведения о родителях
И семье
…..
———————————————————————————————————————
Фамилия и имя ребенка
Родство | Ф.И.О Родителей | Год рождения | Образование | Место работы | Статус* семьи по кол. детей | Статус* семьи по составу |
мама | ….. | 20.09.1983 | высшее | Колледж-интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера» преподаватель | 1 дочь | неполная |
папа | ….. | 13.06.1981 | высшее | ОТРК-Югра журналист | неполная |
Дополнение: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Взаимодействие ДОУ и семьи
Карта участия ребенка и его семьи
в праздниках, конкурсах и др. видах деятельности
……. ________________________________________________________
Период | Мероприятия проводимые в ДОУ | Вид деятельности | Работа с партнёрами | Участие семьи |
Октябрь 1 неделя 2015 | «Осенняя ярмарка» | Танцевальная деятельность | Создание банка данных одарённых детей ДОУ | Подготовка костюма |
Март 1 неделя 2016 | «Концерт для мам» | Сольная песня «Мамин хвостик» | Закрепление слов песни | |
Март-май 2016 | Индивидуальные занятия | Вокал | Индивидуальная консультация | |
Август 4 неделя 2016 | «Яблочный Спас» | Игра на музыкальных инструментах | ||
Октябрь 2 неделя 2016 | «Осенняя ярмарка» | Участие в инсценирование «Ярмарка», хореография | Закрепление стихотворения, беседа о русской ярмарке | |
Октябрь 2016 | «Капустные посиделки» | Участие в инсценирование | ||
Городско конкурс «Доброе слово о маме» | Участие в номинации вокал «Было у матушки 12 дочерей» | Хореография, постановка конкурсного номера | Индивидуальная консультация, закрепление слов песни | |
Октябрь – декабрь 2016 | Индивидуальные занятия | вокал | ||
Новогодний карнавал | Сольная песня «Снежинка | Хореграфия | Подготовка костюма |
Фамилия и имя ребенка
Динамика развития ребенка
(на основе диагностического материала по программе Н.Вераксы
«От рождения до школы»)
Маршрутная карта развития ребенка
……
________________________________________________________
Фамилия и имя ребенка
Музыкальное воспитание
Группа № 12 подготовительная
Деятельность | Учебный год 2015/ 2016 | Учебный год 2016/ 2017 | Учебный год 20____- 20____ | |||
Н.г | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г | |
Слушание | ||||||
Пение | ||||||
МРД (муз.ритмич.движения) | ||||||
Самостоятельная музыкально-певческая деятельность | ||||||
Самостоятельная музыкально-танцевальная деятельность | ||||||
Способность к театрально – музыкальному и игровому творчеству | ||||||
Заключение |
Источник
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ
ЮС
В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. Современные тенденции социального развития ставят перед образовательными учреждениями новые задачи, поскольку особый, более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления, является залогом социального успеха каждого, а значит залогом процветания нации.
К сожалению, массовое обучение и воспитание часто сводятся к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий приводит к потере интереса к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.
Поэтому большое внимание уделяю работе с детьми, имеющими ярко выраженные музыкальные способности, используя индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогаю создать условия для развития личности. В ходе диагностики я выделяю группы детей не только с недостаточным развитием, но и способных детей. По материалам диагностики составляется индивидуальный план работы с ребенком.
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника представляет собой индивидуальные характеристики личности ребенка, характеристику осваиваемых ребенком единиц воспитания и образования в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и продукт творческо-преобразовательной деятельности ребенка. ИОМ предоставит детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьей.
Цель: разработка, апробация и систематизация способов включения одаренного ребенка в образовательно-развивающую деятельность, предоставление ему возможности выбора образовательной траектории.
Задачи:
1. Создать благоприятное образовательное пространство в ДОО и семье с достаточно высокой степенью свободы музицирования и учетом ФГОС ДО.
2. Реализовать индивидуальный образовательный маршрут по музыкальному развитию и образованию ребенка.
3. Анализировать достижения ребенка в контексте реализации целевых ориентиров дошкольников, заявленных ФГОС ДО.
4. Пополнять «Портфолио» ребенка достижениями в области музыкального творчества и участия в конкурсных мероприятиях.
Характеристика качеств личности и методы работы с ребенком
№ п/п | Качество личности | Характеристика качеств личности | Методы и формы работы |
1. | Уровень любознательности, познавательная потребность | Ребёнок испытывает удовольствие от музыкальной деятельности: пения, музицирования, слушания музыки, ребенку свойственно стремление к познанию | Создание условий для музицирования в группе, исследование любимых песен членов семьи, разучивание с педагогом музыкальных подарков для близких людей |
4 | Уровень проявления оригинальности мышления | Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных | Разработка новых вариантов исполнения произведения: в сопровождении шумовых инструментов, под фонограмму, под хлопки и притопывания и т.д. |
5. | Уровень концентрации внимания | Способность долгое время концентрировать внимание на одном объекте, связанном с музыкой | Сложные и сравнительно долговременные возможности ребенка по выполнению заданий, связанных с музицированием и пением |
6. | Способность к оценке исполнения произведения | Производное критическое мышление | Анализ собственной или чужой музыкальной деятельности |
7. | Уровень памяти | Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать музыкальные произведения | Задания по составлению концертных программ: для кукол, для детей, для родителей и т.д. |
8. | Широта интересов | Одарённый ребенок может многое | Развивать и поддерживать широту интересов: пластическое движение под музыку, переинтонирование музыки в художественный образ и т.д. |
Формы взаимодействия с ребенком участников образовательного процесса (педагогов, родителей, ребенка)
деятельность | срок | Форма представления результата |
Диагностика уровня музыкального развития | Сентябрь 2018 г. | Составление диагностической карты |
Конкурсы | Ноябрь | Участие в региональном конкурсе: «Василиса» |
Занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка) | В течение года | Участие в праздниках, развлечениях, совместно с детьми из группы |
Индивидуальные занятия | В течение года | Подготовка программы для выступлений |
Посещение учреждений культуры (при участии родителей) | В течение года | Информация для детей о понравившихся музыкальных спектаклях, концертах и т. д. |
Участие в социально-значимых мероприятиях | В течение года | Выступления перед незнакомой аудиторией |
Конкурсы | Март-апрель | Участие в районных конкурсах: «Взрослые и дети»; «Крылья мечты» |
Диагностика уровня музыкального развития | Май 2019г. | Составление диагностической карты, анализ изменений |
Проектирование индивидуальной образовательной траектории
№ | Этапы работы | Форма представления результатов | Сроки реализации |
1 | Проведение диагностики уровня развития музыкальности | Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности | Сентябрь 2018 |
2 | Работа над развитием голоса: – развитием диапазона голоса; – развитие дыхания; – работа над чувством ритма | Расширение диапазона от с1-с2; Увеличение продолжительности дыхания | Сентябрь 2018-май 2019 |
3 | Разучивание песни «Осенние дорожки»: | Овладение вокальными навыками пения легато | Сентябрь-октябрь 2018 |
4. | Работа над развитием голоса: – работа над певческой дикцией и артикуляцией; – работа над чувством ритма | Развитие дикции и артикуляции, необходимых при пении; Развитие чувства ритма | Сентябрь 2018-май 2019 |
5. | Работа над коммуникативной компетенцией с помощью неречевых средств: мимики и пластики движений | Развитие коммуникативной компетенции | Октябрь-ноябрь 2018 |
6. | Разучивание песни «Осень» | Овладение навыками исполнения песни с пластическим движением | Октябрь 2018 |
7. | Участие в конкурсе «Василиса» с вокальным номером «Осень» | Овладение навыками исполнения песни с пластическим движением | Ноябрь 2018 |
8. | Развитие движений в пространстве сцены | Формирование сценической культуры | Ноябрь -декабрь 2018 |
9. | Разучивание песни «Новогодний хоровод» | Овладение навыком исполнения нон легато | Декабрь 2018 – январь 2019 |
10. | Выступление на новогоднем утреннике в роли «Снегурочка» | Раскрепощенность во время выступления на сцене | Декабрь 2018 – январь 2019 |
11. | Интерпретация восприятия музыки в творческой деятельности: музицировании | Использование шумовых инструментов для аккомпанемента к музыкальным произведениям | Январь-февраль 2019 |
12. | Участие в конкурсах «Крылья мечты» и «Взрослые и дети» с вокальным номером «Ходит моя бабушка» | Формирование желания победы и достижения ее | Апрель 2019 |
13. | Разучивание песни «Мир похож на цветной луг». Музыка В.Шаинского. Слова М.Пляцковского | Освоение умения петь в ансамбле с детьми | Май 2019 |
14 | Контрольная диагностика уровня развития музыкальных способностей | Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности | Май 2019 |
15. | Проектирование дальнейшего развития музыкальности | Создание образовательного маршрута на 2016-2017 год | Июнь 2016 |
Источник