Индивидуальная карта развития для ребенка дауна
Планирование коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении с детьми с синдромом Дауна (индивидуальная работа) на 2014-2015 год. Воспитатели: Трошева О.Л., Макарова Н.И.
Утро | Вечер | |
Сентябрь | Диагностика. | Диагностика. |
Октябрь | Упражнение «Привет, ладошки» Педагог приветствует ребенка с помощью ладошек, поглаживает их, налаживает телесный контакт с ребенком. | Дид. Игра по развитию речи «Животные» Работать над пониманием обращенной речи-учить соотносить объекты с жестами, словами, звукоподражанием. Стимулировать появление и использование жестов и ответов на вопросы «Кто это?», «Что это?», «Кто к нам пришел?» |
Речевое упражнение «Имена» Закрепить имена детей группы, воспитателей. | Речевое упражнение «Попрощайся» Учить использовать в речи глагол «До свидания, пока». На просьбу воспитателя «Давай попрощаемся» прощаться с ребятами, игрушками, воспитателями. | |
Наблюдение за игрой сверстников, их общением между собой. Дать первоначальные навыки общения между сверстниками. | Упражнение «Уберём на место» Учить после игр складывать игрушки в коробочку. | |
Артикуляционная разминка «Игры с улыбкой» Развитие подвижности и укрепление мышц губ и языка. Позы языка «Вытянуть губы дудочкой», «Построить заборчик» | Упражнение «Соберем пирамидку» Развитие мелкой моторики рук. | |
Утреннее приветствие «Встреча с музыкой» Приучать слушать простые песенки, учить выполнять простые жесты по подражанию. | Дид. Игра с мишкой. «У мишки есть голова, уши, глаза, нос, рот, руки, ноги» Идет проектирование на ребенка: «А где твои голова, глаза, нос…?» | |
Дыхательное упражнение «Дуем на вертушку» Выработка длительного речевого выдоха. | Игра на обогащение словаря. «Назови, что нарисовано на карточке» | |
Игра «Едем в гости к Егору (Ане и т.д.)» Формировать представление о своем «Я», узнавать на фото себя и своих сверстников, называя их по имени «Найди, покажи фото ребенка, назови по имени» | Упражнение по физо «Поймай мяч» Учить бросать мяч воспитателю и ловить его в ладошки. | |
Игра на развитие мелкой мускулатуры рук, тактильных ощущений, внимания «Спаси зайчиков» На листе бумаги пять зайцев разного цвета. Гуляют, пришёл волк, надо спрятать зайца одним пальцем. Потом постепенно выпустить. | Упражнение по сенсорному развитию «Дай мне шарик, дай мне кубик» Учить различать предметы по форме: шарик, кубик. | |
Игра «Светины шары» с использованием магнитной доски. Развивать зрительное внимание, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Материал: лист с изображением шаров, магнитики-кружки. Задание: закрой все шары, назови цвета. | Артикуляционное упражнение для мышц языка «Качели» Движение языком вверх, вниз, «Лошадка» -щелканье язычком. «Блинчики» -расслабленный язычок лежит на нижней губе. | |
Закрепление стихотворения «Наша Таня громко плачет» А.Барто Побуждать проговаривать последние слова в строчке, знакомство с художественной литературой. | Упражнение по физо «Пройди по дорожке, не замочив ножки» Ходьба по прямой дорожке, координация движений. | |
Упражнение «Дуем в баночку с водой через трубочку» Воспитание речевого дыхания. | Упражнение по физо «Покажи, как ходит петушок» Учить ходьбе с высоким подниманием колена. | |
Игра «Ловкие пальчики» Учить манипулировать мелкими предметами, развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук. Оборудование: мозаика. Правило: Научить вставлять мозаику в отверстие основы. | Музыкальное упражнение «Кто песенку поет?» Материал: дудочка, барабан, погремушка. Развитие слухового восприятия. Учить прислушиваться к звукам. | |
Упражнение «Покажем кукле Кате, как надо одеваться» Учить застегивать молнию на куртке, развивать мелкую моторику рук. | Упражнение по физо «Попрыгай, как зайка», «Покажи, как ходит медведь» | |
Упражнение «Водичка, водичка, умой Свете личико» Формирование культурно-гигиенических навыков во время умывания. Учим намыливать руки, смывать пену водой, отжимать (замочек) | Игра «В гостях у сказки» Развитие памяти, внимания, фразовой речи, ознакомление с худ.литературой. Оборудование: мнемотаблица к сказке «Курочка Ряба» Помочь ребёнку запомнить сказку и показывать на таблице. | |
Игра «Геометрическая мозаика» Развитие зрительного и цветового восприятия формы, моделирования, пространственного восприятия. Материал: геомет.фигуры из цветной бумаги, клей. Ход: ребенок из фигур складывает предмет (дом, флажок и т.д.) | Участие в сюжетно-ролевой игре «Больница» Помочь ребенку выполнять роль пациента (поздороваться, сесть на стул, выполнять просьбы врача) | |
Упражнение «Дуем на листочки сказочного дерева» Воспитание речевого дыхания. | Трудовое поручение «Помой игрушки вместе с Лизой» Формирование совместного выполнения действий, трудовых навыков. | |
Рассматривание предметных картинок «Одежда» Упражнение «Назови, что это?» Обогащение словаря, побуждать к повторению слов. | Игра «Ловкие пальчики» (усложнение) Материал: мозаика, фольга. Учить заворачивать в фольгу мелкие предметы. | |
Игра «Поющие шарики» Формирование правильного звукопроизношение (гласные звуки) Оборудование: лабиринт-лесенка с разноцветными шариками. Ход: красный шарик скатывается и поет: «А-а-а», синий «О-о-о», зеленый «И-и-и», желтый «У-у-у» | Упражнение по физо. Учить делать повороты вправо-влево. | |
Упражнение-просьба: «Дай игрушку Диме», «Помоги, пожалуйста, одеть шапочку Ане» Учить входить в контакт с детьми с помощью взрослого. | Самомассаж кистей и рук «Погреем наши ручки» | |
Упражнение на социальное развитие «покажи, где у нас спальня, игровая, туалет. Знакомство с пространственной средой группы. | Складывание пазлов (3-4штуки). Развитие мелкой моторики рук, мышления. | |
Артикуляционная гимнастика «Веселая семейка» с зеркалом. Формировать правильные уклады языка и губ. «Улыбка» (растянем губки). «Хоботок» (соберем в трубочку). «Окошка» (откроем ротик). | Упражнение «Шнуровка». Развитие мелкой мускулатуры рук. | |
Упражнение «Попоем вместе песенку». Стимулировать произношение гласных и согласных звуков и их сочетание «Звукоподражание». | Упражнение «Беги к домику», «Беги к песочнице». Развивать ориентировку в пространстве. | |
Упражнение по математике «Покажи длинную дорожку, проведи ежика по короткой дорожке». Закрепление понятия «Длинный-короткий». | Игра «Ловкие пальчики». Учить манипулировать мелкими предметами. | |
Речевое упражнение «Расскажи, как зовут маму, папу, сестру, тебя. Покажи на фотографиях в альбоме. | Музыкально дид. игра «Птичка и птенчики». Побуждать к простейшему подражанию животных под музыку. Развивать двигательную активность. | |
Упражнение «Привет, ладошки». Наладить телесный контакт с ребенком. | Упражнение «Порви и скомкай бумагу». Развитие мелкой моторики рук. | |
Упражнение «Покажи, где у Светы ножки, ручки, носик и т.д.». Формирование элементарной ориентировки в схеме тела человека. | Прыжки со скамейки (с помощью педагога). Развитие навыков общей моторики. | |
Упражнения «Веселые-грустные матрешки». Развитие мимической мускулатуры. Называть слова «Грустные, веселые». | Игра «покатаем шарики». Развитие тактильного восприятия. | |
Упражнение «Закроем глазки, ушки, носик». Закрепить представление о схеме лица человека. | Упражнение «Веселые матрешки». Учить различать 2 цвета: желтый-синий (по аналогии) | |
Упражнение «Песенка мишки, киски, уточки». Активизировать и расширять восприятие речевых звуков, учит их повторять и запоминать. | Упражнение на развитие мелкой моторики рук. Свободное постукивание по столу пальцами обоих рук, правой и левой руки поочередно-имитация игры на пианино. | |
Упражнение «Надуваем шарики», «Дуем на снежинки». Воспитание речевого дыхания. | Игра «Нанизывание крупных бус на веревочку». Развитие мелкой моторики рук, закрепление цвета. | |
Дид. игра по познавательному развитию «Назови, кто живет в лесу». Закрепить названия диких животных: медведь, лиса, заяц, волк. | Упражнение «Орех». Грецкий орех положить между ладонями и делать круговые движения, постепенно увеличивая темп. | |
Артикуляционная гимнастика «Язычок выглянул-спрятался» Учить ребенка по подражанию выполнять элементарные артикуляционные упражнения. | Упражнение «Посмеемся и нахмурим бровки». Учить использовать два и более жеста и мимики для обозначения объектов. | |
Упражнение «Мяч». Учить разминать пластилин в руке и делать мячики(шар). | Упражнение «Беги со мной» (легкий бег, держа ребенка за обе руки). Развитие навыков общей моторики. | |
Упражнение «Зайка серый умывается, видно в гости собирается». Развитие познавательной активности, взаимодействие ребенка со взрослым. | Дид. игра по сенсорике «Вставь правильно». Учить подбирать предметы разной величины. | |
Упражнение по сенсорному развитию «Дай такой-же». Различение объемных предметов по форме: кубик, шарик. | Упражнение «Надуем шарик». Воспитание речевого дыхания. | |
Упражнение «Светочка, привет, привет!» Попевка «Дай ладошечку, моя крошечка». Вызвать положительные эмоции, чувства доверия к педагогу. | Упражнение по математике «Большой маленький дом». Закрепление понятий «Большой-маленький». | |
Упражнение «Грустно-весело» Учить слушать веселую, грустную музыку. («Дождик» муз. Раувергера, «Веселые матрешки» муз. Т.Потапенко). | Инд. работа по рисованию Нарисуем травку». Учить держать кисточку, пользоваться краской. | |
Упражнение «Где у Светы ручки, ножки, животик, спинка». Формирование элементарной ориентировки в схеме тела. | Упражнение «Мишка кричит тихо, громко». Учить ребенка на слух определять громкие, тихие звуки, повторять их. | |
Упражнение по сенсорному развитию «Веселые матрешки». Учить различать два цвета: желтый, красный (по аналогии). | Упражнение «Кто в доме живет у хозяюшки» (корова, собака, петух, кошка). Обогащение словаря, познавательное развитие. | |
Артикуляционная гимнастика для губ «Трубочка» – хоботок у слона. «Улыбка» – вытягивание разомкнутых губ. | Дид. игра «Красивый букет». Закрепление красного, желтого, синего, зеленого цвета. | |
Игра «Покатаем шарик». Развитие тактильного восприятия. | Рассматривание иллюстраций к детским книгам «Колобок», «Теремок». Формировать интерес к художественной литературе, обогащение словаря. | |
Упражнение «С добрым утром, наша девочка» «Угадай какой инструмент встречает тебя». | Индивидуальная работа по аппликации «Украсим полянку травкой». Развитие мелкой моторики рук, учить отрывать куски тонкой бумаги. | |
Артикуляционные упражнения для мышц языка: «Болтушка» – движение языка вперёд-назад. «Часики» – движение языка вправо-влево. | Индивидуальная работа по рисованию «Дождик». Учить держать карандаш правильно тремя пальцами, регулировать нажим карандаша. | |
Дидактическая игра по обогащению словаря «Посуда». «Назови, какая посуда изображена на картинках. Дай чашку, ложку…» | Дидактич. игра «Геометрическая мозаика» Развитие зрительного и цветового восприятия. | |
Упражнение «Домашние животные». Закрепить названия животных, кто как говорит. | Упражнение «Дуем на листочки сказочного дерева». Развитие речевого дыхания. | |
Упражнение для развития челюстей. «Бегемотики» – широко открываем и закрываем рот. Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик, Закрывать его нельзя, До пяти считаю я, А потом закроем ротик, Отдыхает бегемотик. | Упражнение «Научим куклу Катю держать ложку». Обучение навыкам самообслуживания во время еды: учить держать правильно ложку, пользоваться салфеткой. | |
Упражнение «Спаси зайчиков». Развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений, внимания. | Упражнение «Кто песенку поёт?» (дудочка, барабан, погремушка.) Развитие слухового восприятия, учить прислушиваться к звукам. | |
Артикуляционное упражнение для развития мышц языка «Вкусное варенье» – круговые движения языком, «Грибок» – присосать язык к верхнему нёбу. | Дидактическая игра «Вставь правильно». Учить подбирать предметы разной величины. | |
Упражнение «Красивые баночки». Развитие мелкой моторики рук и целенаправленного действия с предметами. | Упражнение «Научим куклу Катю убирать игрушки после игр». | |
Игра на развитие социализации, обогащение словаря «Профессии». Назови, что делает доктор (лечит), повар (варит),учитель(учит детей) и т.д. | Дидактическая игра «Мозаика». Совершенствование захвата «щепотью». | |
Упражнение «Оденем крышки». Развитие мелкой моторики рук. Учить внимательно наблюдать за действием взрослого и повторять за ним. | Упражнение «Музыканты» Учить извлекать звук из музыкальных инструментов: колокольчик, дудочка, барабан. | |
Дидактическая игра «Покормим куклу Машу, оденем на прогулку». Увеличение объёма понимаемой речи, слов, обогащающих окружающие предметы. | Упражнение «Разложи правильно». Учить различать предметы по величине. | |
Упражнение «Давай поздороваемся с работниками нашего сада». Формировать общение ребёнка со взрослыми, их сотрудничество. | Упражнение «Мой весёлый звонкий мяч» Стимулировать двигательную активность ребёнка. | |
Упражнение «Песенка мишки, киски, уточки». Активизировать восприятие речевых звуков, учить их повторять и запоминать. | Дидактическая игра «Вставим форму». Формировать умение брать предметы разной формы, двигать ими, складывать, снимать. | |
Упражнение «Кто это?», «Найди себя на фотографии». Формировать представление о своём «Я». Учить узнавать сверстников, называя их по имени. | Упражнение «Где лает собака?», «Куда укатился мячик?» Развитие зрительного и слухового внимания. | |
Театрализованная игра «Теремок» с привлечением других детей. Учить ребёнка выполнять несложную роль героя сказки. «Покажи, как летела муха», «Как пищал комар?» и т.д. | Упражнение «Научим одеваться куклу Катю после сна». Развитие навыков самообслуживания во время одевания после сна. |
Источник
Вернадовский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена приказом образовательного учреждения ____________________________________________
Дата, номер приказа
Директор школы: ___________________ С.М.Акатушев
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ (синдром Дауна)
Автор программы:
Воспитатель:
Алымова Е.В.
Пос. с-за «Подъём», 1-ое отд.
1.1 Общие сведения о ребенке с синдромом Дауна
Общие данные
ФИО ребенка: Комиссаров Алексей Александрович
Пол: муж.
Дата рождения/ 22.01.2011г.
Социальный статус ребенка: благополучный
Характеристика семьи: полная, материально обеспеченная
Проживает совместно: с родителями
Микроклимат семьи: благоприятный
Состояние здоровья ребенка: V группа
Режим дня: щадящий
Питание: общий стол
Адаптированный индивидуальный образовательный маршрут разработан в соответствии с заболеванием, обозначенной в индивидуальной программе реабилитации ребенка- инвалида, и планируемыми мероприятиями.
Обеспеченность специальными образовательными программами и методами, специальными методическими пособиями и дидактическими материалами. Программный материал подбирался ориентировочно, адаптировался к конкретному ребенку. Учитывались особенности развития ребенка с умеренной умственной отсталостью, его возможности к обучению и воспитанию, актуальный уровень развития, зона ближайшего развития и основные виды деятельности в данный возрастной период.
В учебно-методический комплекс индивидуального образовательного маршрута для ребенка с синдромом Дауна вошли:
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы (основа УМК).
2. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
3. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». – Мойра Питерси, Робин Трилор и др.
4. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада Нищевой Н.В.
Методические пособия:
УМК к Программе «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
Пояснительная записка
На современном этапе развития общества имеется достаточно большая группа детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести Синдром Дауна.
Синдром Дауна был описан в 1866 году Джоном Дауном. Дети с синдромом Дауна рождаются относительно часто: один на 700-800 новорожденных, независимо от страны, социального положения и состояния здоровья родителей.
В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Это мнение было общепринятым, повсеместным и не подлежащим оспариванию – в том числе и в профессиональной среде. И если необходимость создания разнообразных методик по обучению детей-инвалидов всех прочих категорий ни у кого не вызывала сомнений, то для детей с синдромом Дауна это считалось бесполезным.
За последние годы появились работы, описывающие развитие детей с синдромом Дауна. Согласно им ребенок с синдромом Дауна проходит все те же этапы развития, что и обычный ребенок, хотя средние сроки появления навыков запаздывают.
Дети, имеющие диагноз синдром Дауна имеют следующие нарушения в развитии: отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики; возможные проблемы со слухом и зрением; проблемы с развитием речи; слабая кратковременная слуховая память; более короткий период концентрации; трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков; трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать; трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.), гипомнезия. Для таких детей существует необходимость в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи.
Таким образом, дети с синдромом Дауна нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем формирование психологических предпосылок обучения, развития, поддержку личностного развития.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа коррекционной работы предусматривает специальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальной программе.
Данная программа разработана для ребенка с синдром Дауна, возраст ребенка 7 лет. В контакт вступает легко, но характер деятельности носит нестабильный характер. Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в форме возбуждения. Отзывчив на похвалу и одобрение. После сделанного замечания старается исправить ошибку. В случае неудач проявляет дезорганизацию деятельности, проявляющуюся в хаотическом переборе вариантов, но при этом сохраняет стремление довести задание до конца. Отмечается чрезмерная выраженность эмоциональных реакций. Общение активное. Саморегуляция и контроль низкие. Не достаточная зрительно-моторная координация. Интерес к выполнению задания в основном не стойкий. Активность и целенаправленность поиска резко падают из-за неудач. Не может самостоятельно выполнять задания из-за низкой концентрации внимания. Требуется организующая обучающая помощь. Целенаправленность и активность резко падают из-за быстрой переключаемости внимания, потому что характер деятельности носит нестабильный характер. Динамика деятельности не равномерная, темп быстрый, уровень развития кратковременной и долговременной памяти низкий. Зрительное восприятие среднее, пространственное – нарушено. Наглядно-образное восприятие не развито, уровень операции абстрагирования низкий. Уровень обобщения низкий, выражена избирательность мышления. Уровень понимания причинно-следственных отношений низкий. Вербальное и невербальное воображение низкое. Внимание поверхностное, не устойчивое. Речь практически отсутствует.
Цель программы
Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) в освоении основной образовательной дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии ребенка, его социальную адаптацию.
Цель коррекционной работы – социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у ребенка жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, он смог самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество жизни и жизни его родителей. Развить сенсорно – перцептивной деятельность, сформировать механизмы адаптивного поведения.
Достижение поставленных целей обеспечивается решение следующих
основных задач:
– Развитие психических функций в процессе работы и коррекция их недостатков;
– Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на воспитание привычек. У детей необходимо развить навыки культурного поведения в общении с людьми, научить их коммуникабельности. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое внимание необходимо уделить внешним формам поведения;
Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.
-Сенсорное воспитание – начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность;
Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками , а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.
-Для того, чтобы ребёнок мог усвоить передаваемую информацию, необходимо развивать мыслительные процессы, включающие сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию;
-Освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
-Освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка);
-Уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
– Накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов;
-Формирование игровой деятельности;
-Формирование элементов учебной деятельности;
-Формирование адекватных эмоционально-волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
-Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
-Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
-Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
-Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
-Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
–
Учить выполнять определенные танцевальные движения
Ритмично выполняет хлопки, шлепки, фонарики, ходьбу под музыку, притопы
–
–
Знакомить с ДМИ
Различает бубен, барабан, погремушку
–
*
Учить исполнять ровный ритм на ДМИ
Играет под музыку на погремушке, барабане, на бубне
–
*
Учить танцевать по показу
Имитирует движения птиц, животных, различных героев
–
*
Обучать пальчиковым играм
Умеет выполнять простейшие фигуры из рук и пальцев
–
–
Учить ходить в хороводе
Ходит по кругу с другими детьми
–
–
Знакомить с коллективными играми
Принимает участие в коллективных играх, играет по показу
–
–
Учить выполнять упражнения на развитие мимики и артикуляции
Лицом показывает грустно, весело, умеет выполнять простую зарядку для языка
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
– Учить подлезать под дугу, ползать по скамейке.
– Учить прокатывать мяч по прямой линии и в паре.
– Учить отбивать мяч и ловить его двумя руками.
-Учить бросать предметы в цель.
– Улучшать эмоциональное состояние ребенка.
Подлезает под дугу
Прокатывает мяч
Мяч отбивает и ловит
Предметы бросает
Эмоции проявляет
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Индивидуальный маршрут сопровождения для ребенка с синдромом Дауна I год обучения I период (ноябрь, декабрь, январь).
Задачи коррекции
Способы реализации
1. Развитие адекватных форм коммуникации
а) учить обращаться за помощью к взрослому в затруднительных ситуациях;
б) последовательное поощрение адекватного общения с другим человеком;
в) учить дифференцировать людей из ближайшего окружения;
г) создание системы коррекции проявления негативизма в различных ситуациях;
2. Дальнейшее формирование стереотипа учебного поведения
а) обучение выполнению инструкций;
б) формирование стереотипа выполнения самостоятельных заданий;
3. Развитие общей и мелкой моторики
а) обучение выполнению различных физических упражнений, направленных на развитие самоконтроля, на преодоление неловкости, развитие плавности (использование логоритмики Е.Железновой )
б) выполнение упражнений пальчиковой гимнастики;
в) выполнение самостоятельных заданий нарастающей склонности (нанизывание бус, сортировка предметов);
4. Развитие понимания речи
а) обучение пониманию названий частей тела;
б) обучение пониманию глаголов путем выполнения различных инструкций;
в) обучение пониманию функциональных предложений и фраз в знакомых контекстах;
Индивидуальный маршрут сопровождения для ребенка с синдромом Дауна, 1 год обучения 2 период (ноябрь, декабрь,январь).
Образовательная область
Задачи
Способы реализации
Социализация
Развивать представление ребенка о себе, развивать личность в целом.
Игры: «Кто спрятался», «Кто это», «Топни ножкой», «Вот я», «Маме улыбаемся». («Игры и занятия с детьми старшего возраста» с.7)
Социальное развитие
Установление прочных эмоциональных связей ребенка с близкими взрослыми, усвоение способов приобретения общественного опыта.
Игры: «Где петрушка?», «Заведем игрушку», «Кто там», «Найди себя на фотографии». («Игры и занятия с детьми старшего возраста» с 42, 13-19)
Познавательное развитие
Вырабатывать стремление не только рассматривать предметы, но и действовать с ними.
Игры: «Катится – не катится», «Спрячь игрушку», «Собери пирамидки», «Построй башню», «Прокати шарик в ворота».
Сенсорное воспитание
Учить ориентироваться на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие.
Игры: «Почтовый ящик», «Разложи шарики в корзинки», «Кубик на кубик», «Расставь тарелочки»
Формирование наглядно-действенного мышления
Учить выполнять целенаправленные действия с предметами, использовать вспомогательные средства.
Игры: «Посади елочку», «Собери грибы», «Пересыпь фасоль», «Поймай шарик за веревочку», «Прокати машинку».
Ознакомление с окружающим
Сформировать познавательный интерес к предметам и явлениям окружающей действительности.
Игры: «Кто в домике живет», «Птичка», «Смотрим в окошко», «Парные картинки», «Собираемся гулять», «Что это?».
Познание (ФЭМП) I период
Обучать выделять одинаковые предметы из группы, составлять группу из одинаковых предметов;
ДИгры: «Магазин игрушек», «Угощение для кукол», «Листья», «Строители».
Е.В. Сербина «Математика для малышей»
Познание ФЭМП
II период
Учить выделять два предмета из группы по подражанию, образцу
ДИгры: «Варежки», «Пуговицы», «Найди такой же», «Фонарики», «Собери бусы».
Е.В. Сербина «Математика для малышей»
Художественное творчество
Продолжать формировать у детей положительное отношение к продуктивным видам деятельности.
Лепка: «Яблоки для ежа». «Угощение для куклы», «Большой и маленький мяч», «Погремушка», «Снеговик», «Неваляшка», «Сливы», «Рыбки», «Огурец и помидор».
Рисование; «Мяч», «Яблоко», «Большой и маленький мяч», «Листья на дереве», «Колобок на пеньке», «Яблоки в корзинке», «Рыбки в аквариуме», «В окнах дома зажглись огоньки».
Аппликация; «Большое и маленькое яичко», «Воздушные шары», «Яблоко», «Яблоко на тарелке»,«Грибы в корзине», «Снеговик», «Зимний лес» – коллективная работа
Условные обозначения:
+ – выполняет
*- выполняет частично
_ – не выполняет
Заключение
Целенаправленная система мероприятий, включение ребенка в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, комплексная психолого-педагогическая помощь детям с синдромом Дауна повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами , эффективными формами её организации могут в значительной мере нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.
Будущее детей с синдромом Дауна сейчас обещает больше, чем когда-либо и многие родители уже справились с теми проблемами, которые перед ними стоят.
Источник