Индивидуальная динамика и перспективы развития каждого ребенка

Педагогическая диагностика

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Психофизиологическое исследование функциональной готовности выпускников детского сада к поступлению в школу проводится по тесту Керна-Ирасека.

К формализованным методам диагностики относятся:

•        тесты;

•        опросники;

•        методы проективной техники;

•        психофизиологические методы.

К малоформализованным методам диагностики относятся:

•        беседа;

•        наблюдение;

•        анализ продуктов деятельности.

Для дополнительного анализа и коррекции используются следующие пособия:

1.        Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2.        Веракса Н.Е. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: Диагностика готовности ребенка к школе. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

3.        Земцова О.Н. Тесты для детей 3-4 лет: Учебное пособие. – М. Махаон, Азбука-Аттикус, 2011.

4.        Комарова Н.Ф. «Диагностика игры детей» Уровень развития игровой деятельности.

5.        Короткова Н.А. Образ дошкольника в сознании воспитателя и возрастные нормативы развития // Ребенок в детском саду. – 2004. – №6. – с.37-42.

6.        Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2005. – №3. – с.23-33.

7.        Логинова О.В. Тесты для подготовки к школе. М., 2009.

8.        Микляева Н.В., Мониторинг образовательной программы детского сада в соответствии с ФГОС ДО.

9.        Шрага В.А. Занимательные задачи для детей от 5 до 7 лет. ООО «Лидер» Санкт Петербург, 2010.

Индивидуальная карта развития ребёнка

  1. Общие сведения

Фамилия, имя

Дата рождения

Дата поступления в детский сад

Откуда прибыл

Степень адаптации _____________________________________________________________________________________________________

Мед. сведения ( заполняет м/с на основе мед. карты, результатов диспансеризации)

Диагностируемые параметры

201__- 201__

201__ – 201__

201__ – 201__

201__ – 201__

201__ – 201__

осень

весна

осень

весна

осень

весна

осень

весна

осень

весна

Рост

Вес

Группа здоровья

Нарушения осанки

Нарушения зрения

Плоскостопие

Другое

2. Семейный портрет

Состав семьи

Фамилия, имя, отчество

дата рождения

Образование

Место работы

Мать

Отец

Другие члены семьи (дети)

Жилищные условия___________________________________________________________________________________________________________

Материальное положение: обеспечен/не обеспечен

                                                     (нужное подчеркнуть)

Карта развития ребёнка

Показатели развития

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1. Физическое развитие

1.1. Прыжки в длину с места (см.)

1.2. Метание мешочка с песком на дальность (м)

1.3 Быстрота (бег-10 м., бег-30 м.)

1.4. Выносливость (бег 60, 90, 120 м)

1.5. Гибкость

1.6. Ловкость (Полоса препятствий)

  1. Отбивание мяча об пол

1.8. Равновесие, координация движений

1.9. Здоровье и безопасность:

– Моет руки при необходимости

– Ухаживает за волосами, зубами

– Применяет правила безопасности на улице и дома в жизни

– Находит выход из сложных ситуаций

– Знает части тела и их функции

– Может оказать первую помощь при необходимости

  1. Социально-коммуникативное развитие

Показатели развития

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

2.1.Способность вступать в общение с кем бы то ни было

2.2.Умение ориентироваться на поставленную перед группой задачу

2.3. Может в паре с другим ребенком выполнять задание

2.4. Умение руководить группой детей, выполнять роль лидера

2.5. Развиты: настойчивость, умение преодолевать трудности, чувство долга

2.6. Приобретение положительного поведенческого опыта

2.7. Умение спокойно реагировать на неудачу, самостоятельно исправлять ошибки, принимать помощь

2.8. Умение видеть, слышать,

чувствовать другого человека

2.9. Психоэмоциональное состояние ребёнка:

– отсутствует напряжённость,

– открыт для контакта,

– любознателен,

– активен,

– выразительная мимика,

– готов к компромиссам,

– нормальное течение речи

2.10. Может найти занятие, соответствующее собственному желанию

2.11.Умеет попросить о помощи и оказать ее

2.12. Наличие адекватной самооценки

2.13. Выполняет посильные трудовые обязанности по собственной инициативе

2.14. Социальная компетентность:

-Знает своё имя, фамилию, отчество.

-Знает имя, отч. родит, место работы

– Знает свой адрес, телефон (страна, район, поселок, улица)

– Знает сигнал тревоги

  1. Речевое развитие

Показатели развития

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

3.1. Умение правильно произносить все звуки родного языка

3.2. Грамматически правильно построение сложных предложений

3.3. Умение составлять связный рассказ по серии картинок

3.4. Умение использовать в речи обобщающие слова, антонимы, сравнения

3.5. В диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь внимание своими высказываниями

3.6. Способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности

3.7. Собственно школьные навыки:

– умеет выделять звуки в слове;

– знает буквы русского алфавита;

– начальные навыки чтения

3.8. Может пересказать короткий рассказ

  1. Познавательное развитие

Показатели развития

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

4.1 .Знает дни недели, названия месяцев года

4.2. Имеет представления о живой природе и неживой

4.3. Имеет элементарные представления о своем городе, стране, мире

4.4. Может объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, транспорт и др.)

4.5.Успешное овладение мыслительными операциями:

– сравнение (находить сходства и различия предметов);

– составление разрезных картинок;

– исключение лишнего

4.6. Понимание смысла сюжетной картинки

– определение последовательности серии сюжетных картинок

4.7.Использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира и при выполнении заданий

4.8.Осуществляет деятельность по образцам и правилам

4.9.Умение понять инструкцию и последовательно ее выполнять

4.10.Умение планировать свою работу и сосредоточенно действовать без отвлечений

4.11 .Задаёт вопросы, экспериментирует

4.12 .Знает количественный и порядковый счет до 20

4.13. Обозначает числа цифрами, пользуется знаками

4.14. .Знает геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник квадрат)

4.15.Знает линии (прямая, кривая, ломаная)

4.16. Знает шар, куб, цилиндр, конус

4.17. Знает цвета (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, коричневый, розовый, голубой)

4.18. Умеет сравнивать по длине, ширине, высоте

4.19. Знает дни недели, месяцы, времена года

4.20. Ориентируется на листе бумаги

  1. Художественно-эстетическое развитие

Показатели развития

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

5.1.Знаком с литературными произведениями (может назвать несколько сказок, стихотворений, рассказов)

5.2.Может рассказать выбранную им самим сказку

5.3.Проявляет интерес к игре с рифмой и словом

5.4.В изобразительной деятельности может воссоздать задуманный образ

5.5.Наличие умений для публичного выступления (владение голосом,

выразительность, отсутствие страха и напряженности)

  1. Игровая деятельность

Показатели развития

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

7.1. Наличие игровых умений и навыков, и применение их в различных видах игровой деятельности

7.2.Участвует в распределении ролей и проговаривании замысла игры до ее начала

7.3.Умеет сотрудничать в игре со сверстниками

7.4.Обогащение событийной стороны содержания игры

0 – Не сформировано

1 – Частично

2 – Сформировано

Уровень готовности к школьному обучению

Общий вывод:

Источник

Слайд 1

Мониторинг динамики личностного развития дошкольника Индивидуальная карта развития МКДОУ БГО ЦРР – детский сад №19 Воспитатели: Юрьева Е.А. Денисюк Г.С

Слайд 2

Мониторинг – постоянное наблюдение за какими-нибудь процессами для оценки их состояния и прогнозов развития . Цель мониторинга: сбор данных о личностном развитии дошкольника на разных возрастных этапах с последующим объективным определением индивидуального пути наиболее благоприятного развития ребёнка . ( Асмолов «… фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ними работать дальше.») Формы мониторинга (методы): наблюдения за ребенком, беседы, экспертные оценки, критериально -ориентированные методики нетестового типа, критериально -ориентированное тестирование (в спорных ситуациях, с разрешения родителей, законных представителей ). Периодичность: 2 раза в год . Длительность проведения: 1 неделя . Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях … – Константин Ушинский

Слайд 3

Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника Индивидуальная карта динамики личностного развития дошкольника представляет собой сведения о различных сферах развития ребёнка-дошкольника и складывает целостное представление о его индивидуальности. Анализ информации позволит более точно определить дальнейшую траекторию образования ребёнка, развить природные задатки и способности, своевременно предупредить возможные проблемы. Индивидуальная карта содержит несколько разделов, каждый из которых заполняется специалистами дошкольного учреждения. В карту заносятся результаты психологической и педагогической диагностики, медицинского обследования.

Слайд 4

Структура мониторинга динамики детского развития Раздел №1: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения медицинских показаний. З аполняется медицинским работником. Раздел №2: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения познавательных процессов, волевых качеств… З аполняется психологом. Раздел №3: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения речевого развития. З аполняется логопедам. Раздел №4: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения интегративных качеств и изучения эффективности освоения образовательных областей . З аполняется воспитателем, инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем. Заключение: обобщение данных мониторинга, направления индивидуальной работы

Слайд 5

Раздел №4 Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника (воспитатель)

Слайд 6

Общие сведения о ребёнке ФИ ребёнка ________________________________________________________ Возраст на момент заполнения (лет, мес.) ______________________________ Группа ___________________________________________________________ Группа здоровья ___________________________________________________ Тип ВНД __________________________________________________________ Социальный статус семьи ____________________________________________ Дополнительные сведения (наличие инвалидности, диагноз) _____________ __________________________________________________________________

Слайд 7

В процессе педагогического мониторинга воспитателем определяется Развитие интегративных качеств согласно возрастной норме Развитие интегративных качеств согласно возрастной норме О ценка эффективности освоения образовательных областей

Слайд 8

Раздел №4 Таблица №1 Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения интегративных качеств Интегративные качества Периодичность Начало года Конец года Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности. самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Любознательный, активный Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Эмоционально отзывчивый Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы

Слайд 9

Интегративные качества Периодичность Начало года Конец года Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Поведение преимущественно определяется на сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, “что такое хорошо и что такое плохо”. Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.). Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Имеет п