Импульсивный ребенок 2 года

Импульсивный ребенок 2 года thumbnail

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 22 октября, 2019

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детворы проявляется с самого нежного возраста. Но установить, что видим: симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка до 2, в 2,5 года, или просто он растет чрезвычайно активным, любознательным или капризным, непросто.

Если возникает подозрение, что поведение малыша отличается от нормы для его возраста, необходимо обратиться к врачу и пройти комплексное обследование. Так как по мере взросления, признаки синдрома будут проявляться сильнее, усложняя жизнь ребенку. Ему будет проблемно учиться, выстраивать отношения со сверстниками.

Признаки гиперактивности у детей 2-3 лет

Признаки развития СДВГ у ребенка в возрасте двух (2) лет, непрофессионалу распознать сложно. Однако есть проявления, которые должны насторожить родителей.

Синдром характеризуется одновременным дефицитом внимания и гиперактивностью, с преобладанием первого или второго. Потому симптомы традиционно делят на 3 показательные группы.

Нарушение внимания

  • Малыш старается избежать рутинных дел, требующих сконцентрированного внимания. Отказывается повторять слова за взрослыми, не любит рисовать, складывать мозаику, играть с конструктором. Протест выражается как истериками, так и попытками убежать, спрятаться.
  • Не способен сконцентрироваться на одном занятии, действует непоследовательно. Сразу хватает несколько игрушек, быстро теряя к ним интерес. При участии в ролевых играх постоянно меняет тему, переключается с персонажа на персонажа. Не задерживает внимание ни на одном предмете.
  • Цикличность отвлечения. Занимается делом не дольше 5 минут, после чего словно зависает. Создается впечатление, что в такие моменты он не слышит обращенную к нему речь.
  • Сосредотачивается на одном занятии только находясь один на один с близко знакомым человеком. В помещении должны отсутствовать лишние шумы, отвлекающие объекты.

Импульсивность

  • Его желания – закон. Действует по побуждению, мгновенно, не обращая внимания на реакцию взрослых, сверстников.
  • Отсутствует терпение. Если после высказанной просьбы сразу же не получает желаемое, начинается истерика.
  • Меняется настроение, легко переходит от веселья к слезам и обратно.
  • Полное бесстрашие. Опасность не воспринимается вообще, даже после предупреждения взрослых.
  • Не выполняет просьбы, простые инструкции, постоянно отвлекается. Складывается ощущение, что абсолютно не воспринимает команды от взрослого.

Подобные симптомы объясняются уязвимостью нервной системы. Она не справляется с потоком информации, поступающим из внешнего мира, поэтому ребенок концентрируется исключительно на своих желаниях и их немедленном исполнении.

Гиперактивность

  • Нецелесообразные движения – главный отличительный признак СДВГ. Малыш дёргает руками, бегает, а не ходит, пытается залезть в недоступные места, ломает вещи, не может спокойно просидеть ни минуты.
  • Слишком быстрые темпы развития, серьезно обгоняющие сверстников.
  • Слишком громкая постоянная речь. Дети пытаются говорить постоянно, часто недоговаривая слова, перебивая взрослых. При этом сама по себе речь не развивается, не становится более сложной, словарный запас не пополняется, дикция не улучшается.
  • Слишком выраженная мимика. Эмоции сменяют друг друга очень быстро, выражены сильно. Иногда кажется, что малыш кривляется специально.

Доказано, что чрезмерная подвижность в случае детей с СДВГ идет только на пользу. Пока малыш бегает, дергается, передвигается, его мозг совершенствуется. В коре возникают дополнительные нейронные связи, которые со временем помогут избавиться от большинства проявлений диагноза.

Диагностика и лечение

Диагностируется синдром в столь юном возрасте только после комплексного обследования, включающего в себя:

  • сбор информации о здоровье пациента, характере беременности матери, особенностях поведения, чертах характера пациента;
  • работа с психологом, прохождение тестов, рассчитанных на выявление заболевания в раннем возрасте.

Для успешной коррекции такой проблемы развития, применяется комплексное лечение, включающее в себя разнообразные методы:

  • БОС (биологическая обратная связь) – терапия, позволяющая научиться концентрироваться на ощущениях своего тела, контролировать проявления болезни;
  • транскраниальная магнитная стимуляция улучшает развитие мозга, способствует быстрому созданию адекватных нейронных связей.
  • электромагнитное поле крайне высокой частоты (КВЧ);
  • ЛФК – разработанные неврологами занятия гимнастикой с тренером;
  • массаж воротниковой зоны курсами 2-4 раза в год;
  • работа с психологом по корригирующим методикам;
  • специальные педагогические приемы;
  • здоровое питание;
  • организация строгого распорядка дня.

Медикаментозная терапия гиперактивности в 2-3 года при появлении симптомов СДВГ у детей применяется редко. Врачи стараются обойтись более щадящими способами.

Прогноз развития заболевания

СДВГ относится к легким когнитивным нарушениям, чьи симптомы, проявившиеся до 2 летнего возраста можно успешно устранить в течение нескольких лет благодаря комплексной терапии. Однако нужно понимать, что без лечения, небольшие изначально нарушения будут прогрессировать. Выраженные проблемы возникают с наступлением периода обучения.

Нескорректированная к поступлению в школу гиперактивность приводит к развитию:

  • дислексии.
  • дисграфии.
  • сложностям с математикой, счетом.
  • отставанию в интеллектуальном развитии от сверстников на 1-1,5 года, которое со временем только усиливается.

Все эти отклонения взаимозависимы, побороть их можно только устранив проблему.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Иногда родителей беспокоит то, что их малыш не может усидеть на месте, он слишком активен. Стоит подумать: гиперактивный ребенок в 2 года — это норма или нарушение? Также родители должны знать, необходимо ли им обращаться за помощью к специалисту или нет?

Как распознать, гиперактивен ли малыш?

Само собой понятно, что почти всем детям свойственно активное поведение. Они могут за короткий промежуток времени сменить несколько видов деятельности, бегать, прыгать, танцевать. Однако это не значит, что у них есть проблемы.

Гиперактивный малыш

Чтобы не упустить проблему, следует знать признаки гиперактивности. В научной среде это поведение называют СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Понятие гиперактивность — деятельность, которая превышает норму, и на ее наличие в двухлетнем возрасте могут указывать следующие факторы:

  • Малыш слишком суетлив, он беспрестанно передвигается, в основном бесцельно, неусидчив, для него характерны подергивания руками и ногами.
  • Речь достаточно многословна, не исключено проглатывание слов.
  • Внимание практически отсутствует: малыш не организован, постоянно ошибается, теряет игрушки или какие-то предметы, и не может их найти. Довольно часто не реагирует на просьбы, так как, даже услышав их, очень быстро забывает, что ему говорили.
  • Такие дети чрезмерно импульсивны, плаксивы и очень капризны, часто агрессивны (не только к другим, но и к себе), вступают в конфликты, не реагируют на запреты и просьбы. Такое проявление часто называют эмоциональным хаосом.
  • Отсутствие понимания правил общения, то есть малыш все время хочет быть первым, не считается с желаниями других, пытается своим поведением постоянно привлекать внимание к себе. Некоторые из родителей считают, что это повышенная коммуникабельность. Однако это не так. Просто ребенок отказывается подчиняться общепринятым нормам поведения и общения.
  • Фактически никогда не доводит начатую игру или дело до конца, он быстро теряет интерес и переключается на что-то другое.
  • Гиперактивность может проявляться и расстройствами физического здоровья: диарея, аллергические реакции, головная боль, плохой беспокойный сон.
Читайте также:  Аугментин 200 сколько давать ребенку в 2 года

Непременно стоит обратить внимание, если ребенок часто ломает, рвет и бьет все, что ему попадается под руку. Если родители наблюдают хотя бы некоторые признаки гиперактивности из описанных выше, им необходимо задуматься, и как можно скорее обратиться к опытному специалисту. Затягивание проблемы негативно может сказаться на дальнейшей жизни их чада. Это, безусловно, сложности с адаптацией к школе, неумение строить отношения со сверстниками и взрослыми, в том числе с учителями. Данный синдром влияет и на успеваемость (пишут и читают хуже, чем другие дети): нежелание выполнять домашние задания и поручения учителя.

Кроме того, даже к понравившемуся занятию такие дети быстро теряют интерес. Поэтому посещения каких-либо кружков, секций для них фактически бесполезны.

В чем таится опасность?

Считать, что СДВГ — это показатель умственной отсталости ни в коем случае нельзя. Как раз наоборот, гиперактивные дети в основном интеллектуально более развитые, чем многие их сверстники. Из-за того, что они не могут спланировать свои действия или следовать определенным инструкциям и правилам, им свойственны легкомысленность и беспечность. В связи с этим ими часто совершаются глупые ошибки, которых другие дети в их возрасте стараются избегать.

Гиперактивные дети на кресле

Для гиперактивных детей любого возраста, в том числе и малыша 2 лет, опасным является то, что им сложно предугадывать, каким будет последствие от того или иного действия. Это может приводить к опасным ситуациям, влияющим на жизнь и здоровье ребенка. В более взрослом возрасте они часто необоснованно рискуют.

Еще одно замечание: привычным является то, что дети с СДВГ чересчур активны и шумны. Однако в некоторых случаях они могут быть, наоборот, слишком тихими и незаметными. Могут неподвижно сидеть на одном месте достаточно длительное время, не замечая никого вокруг. При этом они смотрят в одну точку. Родители должны быть наблюдательными, чтобы суметь различить нарушение поведения своего чада и обратиться к детскому психологу и неврологу.

Почему возникает проблема и как ее выявить?

Причины гиперактивности у ребенка 2 лет ничем не отличаются от причин, влияющих на этот синдром в каком-либо другом возрасте. Одной из предпосылок психологи называют возникновение осложнений во время беременности у будущей мамы. Свое влияние оказывает и биологический, наследственный, фактор. Так, если в роду были дети с подобными проблемами, то в последующих поколениях они могут снова проявиться.

К причинам можно отнести и генетические, которые возникают вследствие отклонений от нормы определенных отделов головного мозга. На возникновение гиперактивности у детей могут влиять и социальные предпосылки. К примеру, материальное положение в семье, склонности и привычки родителей, семейное воспитание. Кроме того, специалисты выделяют и такую группу причин, как экологические. Считается, что на нарушение поведения могут повлиять и некачественные продукты питания, содержащие красители, консерванты. Недостаток минералов и витаминов в рационе малыша 2 лет также способен нести негативные последствия для характера и поведения ребенка.

Девочка истерит

Когда у родителей существуют подозрения в отклонении поведенческих норм у малыша, не следует откладывать проблему в долгий ящик и надеяться на ее саморазрешение. Прибегать к самодиагностике и самолечению также не стоит. Обращение к квалифицированному специалисту поможет справиться с трудностями, не допустив при этом ошибок.

Диагностирование проходит в три этапа для детей от 5 лет и в два этапа для детей, не достигших данного возраста. 1 этап заключается в сборе необходимой информации. Роль играет и протекание беременности, процесс родоразрешения, болезни, перенесенные малышом до 2 лет и многое другое. В то же время родители должны оценить своего ребенка, из чего тоже делается вывод. Кроме того, врач следит за поведением ребенка во время приема и сопоставляет с нормальным поведением детей в 2 года.

Как было сказано, 1 из этапов при диагностике малышей до 5 лет отсутствует. Связано это с тем, что он заключается в использовании тестовых методик, выявляющих параметры внимательности. Так как в раннем возрасте дети не способны давать ответы и полностью понимать поставленную задачу, данный этап пропускается.

Гиперактивные дети

Последний этап состоит в аппаратном обследовании. Ребенку делают электроэнцефалограмму, МРТ, дающие представление о потенциалах мозга и изменениях в нем. Такие обследования безболезненны и безопасны, поэтому вреда малышу не причинят. Имея данные всех исследований, врач подбирает правильное лечение.

Способы лечения гиперактивных детей

Когда встает вопрос о необходимости лечения гиперактивности у детей, мнения специалистов расходятся. Мнение одних заключается в том, что отклонения в поведении и состоянии ребенка нужно корректировать. Вследствие этого он сможет легко приспособиться к повседневной жизни. Однако другие уверены, что терапия с помощью медикаментов совершенно необязательна.

Мнение об отказе от лекарственных средств для лечения гиперактивности небеспричинно. Связано это с тем, что детям, имеющим СДВГ, назначают психотропные вещества, которые подвергают маленьких пациентов зависимости. Безусловно, многие родители не готовы рисковать здоровьем своего ребенка и выбирают другие методы.

Ребенок 2 лет и врач

Однако в некоторых случаях все же приходится прибегать к медикаментам. Ограничить их прием можно Атомоксетином, не являющимся психотропным препаратом. Несмотря на это, он все же имеет противопоказания к применению и побочные действия. Поэтому его применение без контроля врача категорически запрещено. Эффект от применения данного препарата становится заметен приблизительно через 4 месяца.

Положительное действие на состояние гиперактивного ребенка в два года окажет другой способ, так называемый метод биологически обратной связи. Его особенность состоит в уменьшении эмоциональной напряженности, что очень важно при данном диагнозе. В то же время его использование не приводит к полной отмене лечения. Однако дозы возможно уменьшить.

Без сомнения, без психологической помощи и поддержки родителей, детских психологов, воспитателей (если малыш уже посещает детский сад) достичь положительного результата не получится. Ребенок в 2 года еще настолько мал, что не способен хоть немного понимать существование проблемы у себя. Взрослые обязательно должны учесть все поведенческие особенности малыша и постараться помочь ему.

Как следует воспитывать гиперактивного ребенка?

Несомненно, ребенок в два года наибольшее количество времени проводит с родителями. Поэтому в первую очередь именно они оказывают на него наибольшее влияние. Каждый ребенок с СДВГ желает, чтобы его воспринимали таким, какой он есть. Однако родители не должны ему дозволять все, и в то же время не замечать его неправильного поведения тоже нельзя.

Читайте также:  Недержание мочи у ребенка 2 года после орви

Итак, как же должны вести себя мама с папой, чтобы не навредить своему чаду, а помочь? Каждый ребенок в любом возрасте не терпит замечаний, но очень любит, когда ему говорят, что он молодец. Поэтому важно обращать внимание на положительные поступки и обязательно говорить ему об этом, поощрять словами. Нужно постараться избавиться от таких выражений, как «Потому что так сказала», «Ты слышишь?».

Категорическое нет тоже негативно скажется на малыше. Это не значит, что все можно разрешать. Просто если что-то запрещать, то не категоричным тоном, объясняя, почему так делать нельзя. Очень полезным в борьбе с гиперактивностью будет приобщение к домашним делам. Двухлетнему малышу можно предложить вместе с мамой, папой или старшим братом покормить домашних питомцев, полить цветы. Если ребенок уже получил какое-либо задание, то выполнять это за него нельзя.

При выборе заданий для своего чада нужно помнить об их посильности. Он должен с ними справляться без особых сложностей. Просьбу нужно произносить твердым, но не приказным тоном, иначе скорее всего малыш откажется делать то, о чем его попросили. В худшем случае устроит истерику.

Очень важно проводить вместе как можно больше времени. Зачастую гиперактивные дети неадекватно ведут себя с целью привлечения родительского внимания. С ребенком можно не только играть, но и в игровой форме учить правилам общения и поведения в саду, на улице, в транспорте. При этом домашняя обстановка должна быть тихой и спокойной.

Если у малыша есть своя комната, необходимо уделить внимание цветовой гамме, расположению мебели. Предметов мебели должно быть как можно меньше, чтобы не было загромождения. При выборе обоев или краски нужно остановиться на спокойных тонах, если это обои — лучше выбирать однотонные. Очень хорошо, если есть возможность разместить в комнате шведскую стенку. Это не только способствует физическому развитию, но и является хорошим способом, чтобы выплеснуть накопившуюся энергию.

Таким образом, гиперактивность в двухлетнем возрасте исправима. Если родители не будут медлить и обратятся за помощью к специалисту, то и результат не заставит себя ждать. Важно помнить: малыш нуждается в родительском внимании.

Источник

Практически каждый современный родитель слышал про такое
понятие, как гиперактивный ребенок, а многие даже используют его по отношению к
своим детям. Но далеко не все действительно понимают, что синдром
гиперактивности является не красивым названием повышенной детской активности, а
своего рода заболеванием, которое обусловлено нарушением функционирования
головного мозга и способно серьезно повлиять, прежде всего, на жизнь ребенка и
его отношения со сверстниками. При этом нельзя забывать, что рано или поздно
дети вырастают, становятся взрослыми, и синдром гиперактивности может
преследовать их и дальше.

Мальчик прыгает на диване рядом с мамой

Что такое гиперактивность

Гиперактивностью называют состояние, при котором наблюдается повышенная возбудимость ребенка, что проявляется чрезмерной речевой и двигательной активностью. Нередко подобное сочетается с нарушениями внимания и импульсивностью, что в комплексе в медицине носит название синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Очень часто это сопровождается расстройствами поведения и эмоциональной неустойчивостью. В результате ребенок постоянно находится в состоянии нервного напряжения, которое он пытается сбросить путем физической активности. В целом он просто не может вести себя по-другому и тем более сознательно корректировать собственное поведение.

Но повышенная возбудимость ребенка доставляет массу проблем,
как его родителям и педагогам, так и ему самому. Нарушение работы нервной
системы накладывает отпечаток на его отношения с ровесниками и взрослыми, что в
конечном итоге часто становится причиной возникновения психологических проблем
и комплексов.

При этом может наблюдаться дефицит внимания, который и
заставляет чаще всего родителей искать помощи у специалистов. Проблемы с
концентрацией и усидчивостью вызывают негативные отклики о работе ребенка на
занятиях в детском саду, других дошкольных учреждениях, а затем и в школе.

Согласно медицинской статистике, синдром гиперактивности диагностируется у 6% детей школьного возраста и 3% подростков, при этом мальчики страдают от него в 5—6 раз чаще.

Мальчик ползет по полу и кричит

Не стоит путать неврологически-поведенческое расстройство с
повышенной активностью. Подавляющее большинство детей не может долгое время
усидеть на месте и стремиться к подвижным играм. Но при гиперактивности
наблюдается действительно патологическая неспособность ребенка вести себя
спокойно, что создает проблемы даже для него самого. Под этим термином
подразумевается не просто диагноз, а целый комплекс нарушений, объединяемых по
наличию отдельных признаков, не соответствующих конкретному возрасту, чем и
объясняется многогранность проявлений синдрома.

Таким образом, СДВГ может проявляться у разных детей
по-разному, на основании чего и выделяют его разновидности. У одних детей может
одновременно присутствовать как чрезмерная подвижность, так и расстройство
внимания, у других – наблюдаться только гиперактивность или проблемы с
концентрацией. В последнем случае ребенок отличается импульсивностью, на него
постоянно поступают жалобы воспитателей и педагогов в связи с плохим
поведением, которое, нужно признать, он не способен самостоятельно
контролировать. Но при этом такой ребенок может успешно справляться с решением
задач, требующих сосредоточенности и внимания. Также бывают ситуации, когда
присутствует только расстройство внимания, но ребенок не отличается
гиперактивностью, или же наблюдаются смешанные типы.

Поэтому поводом для получения консультации врача при
подозрении на наличие гиперактивности являются:

  • постоянная высокая активность и проблемы с
    концентрацией внимания;
  • возникновение трудностей при общении с другими
    людьми из-за особенностей поведения, в частности другими детьми на детских
    площадках;
  • постоянное неудовлетворительное поведение в
    дошкольных учреждениях;
  • низкая успеваемость в школе и плохое поведение;
  • полное отсутствие желания или даже возможности
    самостоятельно выполнять домашние задания;
  • агрессивность в отношении других людей,
    животных.

Мальчик бьет подушкой старшего брата

Причины

Существует множество предположений по поводу того, что
именно может провоцировать развитие синдрома гиперактивности у детей, но не
один невролог не сможет точно назвать их полный перечень и проследить четкую
связь между какими-либо событиями и факторами с проявлением гиперактивности.
Сегодня считают, что она развивается на фоне сочетания комплекса различных
нарушений и внешних воздействий. Поэтому выделяют биологические, генетические и
психосоциальные факторы, присутствие которых способствует возникновения
гиперактивности и/или расстройства внимания.

Проводившиеся исследования подтверждают, что действие
наследственного фактора обнаруживается у 50% детей с таким диагнозом. Что же
касается биологических нарушений, то основными причинами развития СДВГ считаются
церебрально-органические изменения, то есть те, которые сопровождаются
нарушениями функционирования нервной системы, а именно:

  • преждевременные или осложненные роды, что повлияло на развитие нервной системы или стало причиной возникновения гипоксии (кислородного голодания);
  • профессиональные вредности, с которыми сталкивалась женщина во время беременности, а также курение, употребление алкоголя, ряда лекарственных средств;
  • внутриутробные инфекции;
  • перенесение беременной женщиной стресса или частое физическое переутомление;
  • далекое от здорового питание во время беременности;
  • преждевременные роды или «переношенная» беременность;
  • рождение ребенка до 20 лет или после 40 лет;
  • нарушения обмена веществ, особенно склонные передаваться по наследству.

Считается, что дефицит качественной белковой пищи, витаминов и минералов в ежедневном рационе на фоне избытка простых углеводов, особенно потребляемых в больших количествах по утрам (хлеб, булки, сладости) создают благоприятные условия для возникновения СДВГ.

Причины развития СДВГ

Не последняя роль в развитии заболевания отводится
психосоциальным факторам, среди которых наиболее значимыми считаются:

  • алкоголизм и серьезные разногласия между
    родителями;
  • насилие в семье;
  • перенесение ребенком психологической травмы;
  • низкое социальное положение семьи, дефицит
    средств к существованию, что может отягощаться насмешками со стороны
    сверстников.
Читайте также:  Почему ребенок перестал кушать 2 года

Способствуют развитию гиперактивности у детей завышенные
требования родителей к ним, постоянная неудовлетворенность достижениями и т. д.

Как проявляется синдром гиперактивности

Впервые заболевание может проявиться в любом возрасте,
начиная с грудничкового периода. Оно может сопровождаться:

  • беспокойством;
  • неусидчивостью;
  • раздражительностью, плаксивостью;
  • нарушениями сна;
  • снижением уровня внимания, постоянной
    отвлекаемостью;
  • импульсивностью;
  • упрямством;
  • задержкой развития речи.

Для каждого возраста разработаны отдельные нормы,
несоответствие которым заставляет задуматься о возникновении нарушений в работе
нервной системе. Например, очень быстрое переключение на другие окружающие
предметы, озвучивание случайных мыслей, воспоминаний называют отвлекаемостью,
что является одним из наиболее ярких признаков дефицита внимания.

Длительность сохранения активного внимания у детей разного возраста

Другим термином, часто звучащим при диагностировании СДВГ,
является «импульсивность». Это значит, что ребенок при получении какого-либо
задания не дослушивает до конца рекомендации или инструкции и преждевременно
приступает к выполнению. В результате он обычно недооценивает сложность задачи
или справляется с ней неправильно, так как проигнорировал требования. При этом
импульсивные дети не способны думать о последствиях своих действий, поэтому
часто получают травмы, становятся жертвами несчастных случаев разной тяжести и
попадают в неприятные ситуации.

Гиперактивность или нет

Как уже говорилось, очень часто здоровая детская активность
и непосредственность путается с таким нарушением функционирования нервной
системы, как синдром дефицита внимания и гиперактивности. Наличие именно СДВГ
родители могут заподозрить по присутствию следующих признаков:

  • ребенок значительно подвижнее, чем его ровесники
    (иногда родители говорят, что он «бегает по потолку»);
  • повышенная возбудимость, что проявляется
    присутствием лишних движений (ребенок постоянно вертится, болтает ногами,
    качается на стуле, играет руками и т. д.) или речевой несдержанностью (ребенок
    болтает, не замолкая);
  • рассеянность – при СДВГ дети постоянно теряют и
    забывают личные вещи, не слушают получаемые от взрослых инструкции даже
    непродолжительные и отвлекаются;
  • быстрое наступление усталости при необходимости
    выполнения заданий, требующих усидчивости и концентрации на процессе – родители
    школьников подчас вынуждены постоянно сидеть рядом с ребенком во время
    выполнения домашней работы и контролировать их;
  • повышенная эмоциональность, проявляющаяся
    абсолютной несдержанностью и выплескиванием любых эмоций на окружающих;
  • невозможность довести начатое дело до
    логического завершения – ребенок теряет интерес к занятию и быстро переходит к
    другому виду деятельности;
  • отсутствие самоконтроля, проявляющееся
    постоянным перебиванием других людей, сложностями при необходимости дожидаться своей
    очереди либо где, склонность к ссорам и дракам;
  • нарушения координации, в результате чего ребенок
    может часто травмироваться.

Признаки СДВГ всегда возникают до 7 лет, но обращать на себя внимание они чаще всего начинают в поздний дошкольный и школьный период жизни ребенка.

Мальчик отвлекся от домашнего задания на игру

Кроме того, при СДВГ у детей старше 4 лет родители могут
терять контроль над их поведением. Такие дети часто не просто не слушаются
взрослых, а неспособны договариваться и искать компромисс и в целом следовать
установленным правилам. Но подобные «симптомы» могут проявляться вместе или по
отдельности и у здоровых детей во время сложного психологического периода,
переживания кризиса 3-х, 6—7-ми лет и т. д. Поэтому бить тревогу родителям
следует только, если у ребенка присутствует несколько из вышеописанных
нарушений, причем дольше полугода, и они мешают ему адаптироваться в социуме.

Гиперактивность – перманентное состояние. Поэтому дети с таким синдромом одинаково ведут себя везде: дома, в садике, школе, на прогулке.

Диагностика СДВГ

Что бы ни утверждали воспитатели в детском саду, учителя, другие родители или знакомые, точно дать оценку состоянию ребенка может только врач, а диагностировать синдром гиперактивности в сочетании или без нарушения внимания способен только невролог или детский психолог. Педагоги или другие общающиеся с ребенком люди могут лишь обратить внимание родителей на те или иные черты личности малыша, имеющиеся трудности при работе с ним и высказать предположение о необходимости получения консультации специалиста.

При диагностике СДВГ врач должен исключить другие патологии
нервной системы и нарушения развития. Поэтому нередко требуется консультации
обоих узких специалистов – невролога и психолога. Это позволит точно
дифференцировать СДВГ от:

  • последствий психологической травмы, тревожных расстройств;
  • расстройств аутического спектра (могут сочетаться с гиперактивностью);
  • определенных видов шизофрении, эпилепсии;
  • эндокринных патологий.

Доктор разговаривает с девочкой и ее мамой

Поэтому диагноз не может быть поставлен на первой же консультации
врача. Для этого, кроме подробной беседы с ребенком и его родителями, требуется
понаблюдать за его поведением, а также провести нейропсихологическое
тестирование. Для исключения других патологий назначаются:

  • общий и биохимический анализ крови;
  • ЭЭГ;
  • МРТ головного мозга;
  • ЭКГ и другие исследования.

Лечение гиперактивности

Синдром гиперактивности и дефицита внимания обязательно
требует комплексного лечения. Сегодня часто можно услышать, что со временем
ребенок перерастет свою повышенную возбудимость и его состояние придет в норму,
поэтому ничего делать не надо. Особенно часто подобными высказываниями грешат
бабушки и дедушки. В действительности при отсутствии грамотной коррекции
проблема никуда не денется, а лишь трансформируется.

По мере взросления ребенка на фоне отсутствия лечения можно
рассчитывать только на устранение чрезмерной подвижности. Но поскольку
нарушение в работе нервной системы сохраняется, она сменится суетливостью и
постоянным внутренним беспокойством. Взрослые с СДВГ, не знающие о своем
диагнозе, отличаются безответственностью, конфликтностью, склонностью к
неоправданному риску. Также им трудно самостоятельно организовывать и
планировать свою деятельность, а также следовать разработанному плану.

Загруженный работой молодой человек разговаривает по телефону

Поэтому при получении диагноза «синдром дефицита внимания и
гиперактивности» нужно не паниковать, а точно следовать рекомендациям невролога
и психолога, чтобы правильно организовать процесс реабилитации. Это позволит
значительно улучшить состояние ребенка и поможет ему избежать многих проблем.

Поскольку СДВГ является многофакторным нарушением и может
проявляться по-разному, лечение для каждого ребенка подбирается строго
индивидуально. Оно может включать:

  • медикаментозную терапию;
  • коррекцию образа жизни;
  • изменение пит