Импульсивность у ребенка 4 года

Импульсивность у ребенка 4 года thumbnail

Импульсивность — такая особенность поведения, которая заключается в склонности действовать поспешно, не рассуждая, не обдумывая слов и поступков, под влиянием чисто внешних обстоятельств или первой же нахлынувшей эмоции.
Импульсивное поведение детей, как никакое другое, вызывает множество нареканий и жалоб родителей и педагогов. Умеренная детская импульсивность, свойственная детям дошкольного и отчасти младшего школьного возраста, – явление совершенно нормальное. Преобладание нервных процессов возбуждения над процессами торможения – возрастная особенность дошкольников. У всех малышей эмоционально-волевая сфера еще только формируется, у всех достаточно сильна ситуативная мотивация поведения и слабый контроль за своим поведением. Но есть импульсивность завышенная, когда эмоциональная расторможенность дошкольника мешает ему самому и окружающим. Это так называемая импульсивность «без тормозов».
Причины детской импульсивности хорошо изучены. Факторы, вызывающие повышенную импульсивность можно объединить в три группы: биологические, психосоциальные, генетические.
1. Генетические факторы. Повышенная импульсивность нередко бывает связана с типом темперамента ребенка. Она чаще встречается у детей выраженного холерического или сангвинического темперамента.
2. Биологические факторы.
На развитие импульсивности влияют различные осложнения во время беременности и родах, а также некоторые заболевания и травмы головы, перенесенные ребенком в младенчестве.
3. Психосоциальные факторы. Повышенную импульсивность показывают дети из семей высокого социального риска (асоциальные семьи, семьи с высоким уровнем психологической напряженности, с неблагополучной демографической ситуацией, с неблагополучным экономическим положением); семей с авторитарно-директивным стилем воспитания.
Особенности поведения импульсивного ребенка
Повышенную импульсивность можно опознать по некоторым отчетливым признакам:
• Повышенный уровень отвлекаемости и невысокая устойчивость внимания.
• Повышенно импульсивный ребенок никогда не задумается над вопросом — над любым. Пусть неправильно, но мигом выпалит ответ.
• Он очень обидчив, но совсем не злопамятен.
• Он легко увлекается, но легко и остывает, часто переживая при этом неприятное чувство: «все надоело!». С энтузиазмом начиная работу или игру, частенько ее не заканчивает.
• Ожидание дается ему крайне тяжело, как и работа, требующая усидчивости, последовательности, необходимости действовать и рассуждать шаг за шагом.
• Он очень чувствителен как к одобрению, так и к неодобрению. Легко огорчается и сердится, но легко и ликует из-за любого милого пустяка.
• Настроение его крайне неустойчиво.
• Он предпочитает действовать, а не размышлять и затрудняется объяснить цели и причины своих поступков.
• Он рискованно экспериментирует: что называется, сначала «прыгает в воду», а только потом вспоминает, что «не умеет плавать».
• В командной игре он может вдруг «восстать» против общих правил, потому что ему трудно соблюдать в течение длительного времени один и тот же внутренний настрой.
Если вы хотите выявить уровень импульсивности ребенка, заполните анкету.

Даже если импульсивность ребенка пока еще не причиняет ему заметных неприятностей, некоторые моменты в его поведении могут заставить родителей насторожиться и задуматься о необходимости коррекции. Она заключается в том, чтобы научить такого ребенка сдерживаться. Для этого необходимо:
1. При общении с импульсивным ребенком сохраняйте спокойствие. Помните, что ребенку передается ваше возбуждение.
2. Определите условия, которые оказывают на ребенка наиболее неблагоприятное возбуждающее воздействие. Постарайтесь лишний раз не подвергать его воздействию таких условий.
3. Поощряйте ребенка сразу и во всех случаях, когда он пытался сдержаться.
4. Ребенок должен хорошо понимать, что именно и почему ему разрешено и запрещено. Разрешения и запреты нужно обсуждать вместе с ним, чтобы он имел возможность высказать свою точку зрения и воспринять позицию взрослого. Надо иметь в виду, что импульсивному ребенку и то и другое нелегко. Свое несогласие он затрудняется объяснить, проявляя чисто эмоциональные реакции: «не хочу — и все!», «надоело», «скучно!». Всякую попытку ребенка порассуждать о том, что именно он думает и чувствует, надо встречать поощрением.
5. Старайтесь давать ребенку короткие, четкие и конкретные инструкции.
6. Заранее обсуждайте с ребенком правила поведения в той или иной ситуации.
7. Развивайте в ребенке рефлексивность – противоположное импульсивности качество.
Если импульсивные действия могут быть охарактеризованы как спонтанные, непродуманные, легкомысленные, торопливые, неподготовленные, то рефлексивные действия — как взвешенные, обдуманные, осторожные, учитывающие точку зрения окружающих. Почему важно развивать у импульсивного ребенка рефлексивность? Данные типы реагирования – импульсивность и рефлексивность влияют на качество учебной деятельности. Рефлексивность увеличивает время, необходимое для решения, но резко снижает количество ошибок.
Формированию рефлексивности способствует:
8. Воспитание самостоятельности в ребенке: почаще предоставляйте ему право выбора, при этом он должен объяснить, чем обусловлен его выбор. Хорошо, если он (с вашей помощью) заранее обдумает свои предстоящие действия, возможные ошибки, последствия. Объясняя причины своих поступков ребенок учиться лучше осознавать их, а значит, контролировать свое поведение.
9. Импульсивные дети слишком быстро, торопливо принимают решения. Поэтому замедление деятельности может оказаться для них весьма полезным. Для этого можно использовать, например, способ проговаривания материала (условий задачи, способа решения и др.) про себя.
10. Играйте с ребенком в игры, направленные на развитие внимания, на снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксация), на развитие навыков волевой регуляции (управления), на развитие умения общаться. Эти игры смотрите здесь.
Общение с импульсивными детьми требует от педагогов и родителей большой гибкости и разнообразия поведенческого репертуара, поскольку такие дети непредсказуемые и мотивы их поведения не очевидны. Добиться того, чтобы проблемный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничестве с ним – вполне посильная задача. Внимательность взрослого, желание помочь детям – непоседам и огромное терпение – обязательные условия успеха!

Источник

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ

СПРАВИТЬСЯ С ИМПУЛЬСИВНОСТЬЮ

  • Большинство детей периодически действуют, не подумав.

  • Когда дети ведут себя импульсивно, их ошибочно могут посчитать неосторожными, злыми или грубыми.

  • Существуют способы помочь детям справиться с импульсивностью.

Как часто вы наблюдали детей, которые действуют, не подумав? Наверняка достаточно много. Большинство детей периодически ведут себя импульсивно или говорят что-то, не успевая остановиться. Они могут ляпнуть что-нибудь неуместное или выбежать на дорогу за мячом, не оглядываясь по сторонам.

Читайте также:  У ребенка 4 года большие зрачки

Но что насчет детей, у которых, кажется, совершенно отсутствуют “мысленные тормоза”? Если ваш ребенок часто перебивает людей, хватает чужие вещи без спроса и часто подвергает себя физическому риску, возможно, вы задаетесь вопросом, почему это происходит. Дело в незрелости? В неспособности оценивать ситуацию? Или за импульсивным поведением скрывается что-то еще?

Узнайте об импульсивности и о том, как вы можете помочь своему ребенку научиться лучшему самоконтролю.

Импульсивное поведение которое вы можете наблюдать

Что представляет из себя импульсивность? Обычное поведение ребенка подразумевает проявление импульсивности время от времени. Однако, когда это происходит часто, невозможно игнорировать очевидное: у ребенка проблемы с самоконтролем.

Импульсивность проявляется у разных детей по-разному. И поведение может меняться по мере взросления ребенка. Будучи импульсивным, ребенок может:

  • Вести себя глупо и неуместно для привлечения внимания

  • Испытывать трудности с последовательным следованием правилам 

  • Быть агрессивным по отношению к другим детям (маленькие дети часто дерутся, пинаются и кусаются)

  • Не дожидаться своей очереди в играх и разговорах

  • Хватать чужие вещи или толкаться в очереди

  • Чрезмерно реагировать на расстройство, разочарование, ошибки и критику

  • Стремиться быть последним сказавшим слово в споре и всегда быть первыми в очереди

  • Не понимать как его слова и поведение влияет на других людей

  • Не понимать последствия своих действий

  • Идти на больший риск в отношениях, сексе, вождении, принятии алкоголя и наркотиков

Из-за импульсивного поведения дети часто могут казаться младше. Например, 8-летний ребенок может обладать самоконтролем, которого скорее ожидают от 5-летнего ребенка. Таким образом, вы можете наблюдать поведение, которое, казалось бы, давно должно было прекратиться.

Что может быть причиной импульсивности у детей

Дети могут быть импульсивными по многим причинам. Иногда это действительно вопрос зрелости. Не все дети развиваются с одинаковой скоростью, и некоторым просто требуется больше времени, чем другим, чтобы научиться обдумывать и контролировать свои действия.

Недостаток сна может быть еще одной причиной импульсивного поведения так же, как и стресс, и разочарование. Когда с ребенком случается что-то плохое в школе или в повседневной жизни, импульсивное поведение может быть реакцией на стресс. Маленькие дети не всегда могут подобрать слова, чтобы описать, что они чувствуют, и они могут даже не знать, почему они напряжены или расстроены.

У некоторых детей импульсивность может быть вызвана одним из расстройств. Одной из наиболее распространенных причин частого импульсивного поведения является СДВГ. Многие дети и взрослые страдают от СДВГ, и это расстройство часто передается по наследству. Поэтому, вы можете увидеть некоторые из этих моделей поведения у других близких членов семьи.

Из-за СДВГ человеку может быть трудно сдерживать сильные чувства, такие как гнев. Например, когда дети с СДВГ злятся, они могут начать пинать мебель или сказать что-то злое, вместо того чтобы переживать гнев более сдержанно.

Существуют также психические расстройства, такие как фобии и аффективные расстройства, которые могут привести к импульсивному поведению ребенка.

Предполагать, что стоит за импульсивным поведением ребенка, легко. Например, если ребенок делает грубое замечание, люди могут подумать, что это замечание было намеренно оскорбительным. Но во многих случаях, например, при СДВГ, дети не специально ведут себя грубо или агрессивно. Однако им требуется больше помощи и практики, чтобы научиться тормозить и думать, прежде чем действовать.

Независимо от того, что вызывает импульсивность вашего ребенка, есть способы помочь ему улучшить самоконтроль и обрести уверенность в себе. А имея больше контроля над своими действиями, дети смогут почувствовать себя более “зрелыми”, что повысит их самооценку.

Как помочь ребенку справиться с импульсивностью

Даже если вы не уверены, почему ваш ребенок действует импульсивно, вы все равно можете работать над укреплением его навыков дома. Исследуйте стратегии для:

  • Улучшения самоконтроля

  • Развития навыков копинга

  • Того как реагировать, когда Ваш ребенок расстроен

Если вы подозреваете у своего ребенка СДВГ, изучите, что необходимо предпринять дальше. Если поведение вашего ребенка кажется совершенно “неуправляемым”, и вы не уверены, почему, узнайте, что с этим делать — обратитесь к детскому психологу или специалисту по поведению.

Борьба с импульсивностью или любой другой проблемой с поведением может повлиять на то, как ребенок себя воспринимает. Объясните ребенку, что многие люди испытывают подобные проблемы, и что, работая над собой, со временем можно улучшить самоконтроль. Поговорите со своим ребенком о его сильных сторонах и не забывайте отмечать даже небольшой прогресс, пока ваш ребенок работает над обретением самоконтроля.

Что дальше?

Существует множество способов помочь вашему ребенку. Для начала, начните записывать свои наблюдения о том, как ребенок ведет себя дома. Так вы сможете получить более полное представление о том, почему ваш ребенок может испытывать трудности с самоконтролем.

Например, если вы считаете, что импульсивность вашего ребенка связана с тем, что он расстроен, попробуйте отслеживать его поведение. Таким образом, вы сможете обнаружить закономерности в его поведении с течением времени.

Если вы обнаружили некую закономерность, которая продолжается некоторое время, возможно, вам стоит это с кем-то обсудить. Учитель или врач вашего ребенка могут предоставить свои наблюдения и помочь полезными советами.

Помочь справиться с импульсивностью вашего ребенка также могут занятия по современным неврологическим методикам, таким как Fast ForWord. Занятия по этой методике не только корректируют импульсивность, но и развивают концентрацию внимания, память, обработку информации, снижают гиперактивность — все эти навыки, как правило, остро необходимо развивать детям с СДВ/СДВГ.

Посмотрите на промежуточные результаты коррекции СДВГ при помощи Fast ForWord:

Каждый столбец отображает состояние ученика по ключевым навыкам:

А — Внимание 

Т — Согласованность действий

I — Импульсивность

H — Гиперреактивность

Выводы 

  • Улучшение самоконтроля может помочь ребенку почувствовать себя лучше.

  • Некоторые дети не могут не быть импульсивными, но они могут научиться себя контролировать.

  • Наблюдайте за поведением вашего ребенка и делитесь наблюдениями с учителем или врачом вашего ребенка, или другими близкими людьми вашего ребенка.

Читайте также:  Спортивные секции для ребенка 4 года липецк

Источник

Записывайтесь на пробные онлайн занятия по методике Fast ForWord — помогите своему ребенку обрести самоконтроль!

Полезная статья? Поделитесь с друзьями!

Читайте полезные материалы на наших страничках в соцсетях!
Подписывайтесь!

Источник

Почувствовали настороженность и напряжение в теле?!

Расслабляйтесь, будем разбираться.

С чем мы сталкиваемся рядом с таким ребенком?

1. С эмоциональной неуравновешенностью;
2. С низким самоконтролем.
3. Со столкновением, противодействием и азартом.

У них всегда свое мнение. Они любят яркие цвета, необычную одежду, оригинальность.
Это никак не англичане с их чопорностью и сдержанной эстетикой. Нет, это темпераментные итальянцы! Громкие. Шумные.
Тип красоты, который говорит контрастами. Решения принимаются быстро. Так же быстро меняются или отменяются. Для них жизнь должна быть острой и встряхивающей. И никак иначе!
Вам это знакомо? 

Преимущества импульсивности.
Прежде всего нужно понимать, что импульсивность это не плохо и не хорошо. Это как рост, его невозможно изменить, и зачем? Нужно найти СВОЮ нишу. Если ваш рост 154 см, то заниматься баскетболом будет не так весело как при росте 190.

Хорошая новость в том, что у импульсивных людей изначально высокий порог нервной системы. Это значит, что они стрессоустойчивы. Они жаждут стрессовой нагрузки. Когда у них бизнес налажен, деньги идут, им становится скучно и они идут на поиски нового. Если, они находят свою нишу, то могут использовать эти качества и ресурсы по – максимуму. Быть успешными и здоровыми людьми.

В чем же сложность импульсивного ребенка.
1. Они учатся только на основании своего личного опыта, своих выводов, своих ошибок.
2. У них проблемы власти. Если учитель будет давить и ломать такого ребенка, то в ответ получит протест и сопротивление.
3. Нужно быть готовым к тому, что снисхождение, заботу, ласку они могут расценить, как проявления слабости. Реакция будет совсем не такая, как вы ожидаете.
4. У них мало друзей т.к. слабо развиты навыки социального общения.

Подавлять активность или не обращать внимания?
И то и другое – будет ошибкой! Задача – адаптировать его в этом мире, научить его ограничениям и рамкам, не наказывая. Стратегия «Или ты или я» не подойдет. Лучше выбрать стратегию «Мы можем быть вместе такие разные».

Работа с эмоциональной неуравновешенностью, заключается в том, чтобы он хорошо понимал свои чувства и потребности, которые за ними стоят. И проявлял их, не разрушая мир вокруг.
Например: «Ты злишься на меня, что я не разрешаю тебе брать телефон сейчас? ( ждем ответ) Я понимаю, ты любишь играть, но сейчас время ложится спать. Завтра будет время продолжить».

Для таких детей нужны четкие правила и границы. При этом создать условия при которых у него будет возможность найти свои формы самоконтроля.

Важно! Следить за его питанием. Таким детям дают много сладостей в качестве награды за то, что они делают что-то правильно.

Увлечение гаджетами лучше свести к минимуму. Действия на экране развлекают, картинки меняются, но ребенок не учится понимать свои чувства, строить отношения и дружить. Этому учит взрослый.

Когда такому ребенку уделяют внимание, слушают его, то он начинает чувствовать, что его воспринимают в серьез, и тогда он способен свести до минимума симптомы импульсивности.

Следуйте за тем, на чем ребенок сосредоточен в это время, и обращайте его внимание на то, что он делает. Важно делать это без порицания или осуждения. Основная цель – помочь ему полнее ощутить свои мысли и чувства. Помогают вопросы типа: «Что хочет сказать ножка, когда бьет по стулу?»

Если ребенок отвлекается от занятий, то обычно ему говорят: «Сядь, не крутись!» Это худшее, что только можно сделать. Лучше сказать: «Хорошо, давай посмотрим, что там за окном случилось». Так он быстрее вернется к прерванному делу. Но, лучше позаботится о спокойной обстановке на время занятий.

Любые тактильные и кинестетические переживания помогают осознавать свое тело, свои мысли, чувства и свое «Я».

Требования к родителю импульсивного ребенка.
Родитель должен быть устойчивым и крепким. Если родитель агрессивно реагирует, то будут сложности. Смотрим п.1. Ему надо дать возможность, самому справляться со своими импульсами. Если у вас тоже проблемы с «властью» и вам важно отстаивать свою точку зрения , вы будете все время встречаться с сопротивлением. В таких отношениях мало развития, все силы уходят на борьбу.

Терпения вам и интереса в поисках лучших форм взаимодействия с  детками.

Источник

Импульсивность у ребенка 4 года

Если вы хотите выявить уровень импульсивности ребенка, заполните нижеприведенную анкету. Внимательно читайте каждое утверждение, если вы с ним согласны, помечайте его знаком “+”, если нет – знаком “-“.

Для более объективной оценки предложите заполнить анкету другим близким родственникам и сравните полученные результаты.

Анкета

1. Всегда находит быстрый ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно и неверный, но очень быстро).

2. У него часто меняется настроение.

3. Многие вещи его раздражают, выводя из себя.

4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

5. Обидчив, но не злопамятен.

6. Часто чувствует, что ему все надоело.

7. Быстро, не колеблясь, принимает решение.

8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9. Нередко отвлекается на занятиях.

10. Когда кто-то из детей кричит на него, он тоже кричит в ответ.

11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.

12. Может нагрубить родителям, учителю.

13. Временами кажется, что он переполнен энергией.

14. Любит действовать, но не умеет и не любит рассуждать.

15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.

16. В играх не подчиняется общим правилам.

17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.

18. Легко забывает поручения старших, легко увлекается игрой.

19. Любит организовывать и предводительствовать.

20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Читайте также:  Мрт головного мозга ребенку 4 года как делают

Оценка результатов

Чтобы оценить импульсивность ребенка, сложите все ваши утвердительные ответы. Полученное число и есть уровень импульсивности вашего ребенка. Возможно, кто-нибудь из родственников заполнял анкету вместе с вами. Результаты могли получиться разными, ведь каждый оценивает поведение ребенка по-своему. В таком случае вам следует высчитать средний уровень импульсивности.

А теперь соотнесите полученный результат с нормативными данными:

20-15 баллов – высокий уровень импульсивности;

14-7 – средний уровень;

6-1 балл – низкий уровень.

Помните, что несовпадение баллов по анкете у разных взрослых является косвенным свидетельством особенностей их взаимоотношений с ребенком.

Советы родителям импульсивных детей

  1. Прежде всего, определите условия, которые оказывают на ребенка наиболее неблагоприятное возбуждающее воздействие. Постарайтесь лишний раз не подвергать ребенка воздействию таких условий.
  2. Введите в его деятельность различные игры, во время которых он может учиться сдерживаться и регулировать свою деятельность. Это могут быть как подвижные игры, так и учебные, например такие, как “Говори – не говори” по команде, “Запрещенное движение”, “Съедобное – несъедобное”. Поощряйте его во всех случаях и сразу, не откладывая на будущее, когда он пытался сдержаться.
  3. Старайтесь давать ребенку короткие, четкие и конкретные инструкции.
  4. Постарайтесь заранее обсудить с ребенком правила поведения в той или иной ситуации.
  5. Почаще предоставляйте ребенку право выбора, при этом он должен объяснить, чем обусловлен его выбор. Необходимость объяснять причину своих поступков поможет ребенку лучше осознавать их, а значит, контролировать свое поведение.
  6. Воспользуйтесь упражнениями из раздела “Развитие самоконтроля и саморегуляции “.
  7. И, наконец, самый главный совет. Общаясь с импульсивным ребенком, сохраняйте спокойствие. Помните, что ребенку передается ваше возбуждение.

Об импульсивности и рефлексивности

Одним из когнитивных стилей, оказывающим существенное влияние на учебную деятельность ребенка, является тип реакции, который может быть импульсивным или рефлексивным. Этот тип реакции проявляется при решении задач. Об импульсивности речь идет в тех случаях, когда человек действует не размышляя и принимает необдуманные решения, когда он сразу, не задумываясь, отвечает на внешние раздражители, легко склоняется в пользу той или иной гипотезы, не учитывая степень ее правдоподобности.

Рефлексивность, как антипод импульсивности, характеризует людей, которые, прежде чем действовать, внутренне просматривают все гипотезы, отбрасывая те из них, которые кажутся им малоправдоподобными, принимают решения обдуманно, взвешенно, осторожно. Именно к такому поведению призывает известная народная мудрость «Семь раз отмерь, один отрежь».

При решении мыслительных задач импульсивное поведение приводит, в среднем, к меньшим затратам и большему числу ошибок, а рефлексивное, наоборот, – к более длительному времени выполнения, но меньшему количеству ошибок.

Само собой разумеется, что тип реакции, подобно другим когнитивным стилям, имеет закономерные возрастные сдвиги. Младшие дети в целом импульсивнее старших. На протяжении детства и юности уровень рефлексивности постепенно возрастает, а импульсивности – падает. С увеличением возраста затраты времени в среднем увеличиваются, а количество ошибок падает. Однако, примечательно, что и здесь наблюдается тенденция к сохранению позиции человека в своей возрастной группе. Иначе говоря, ребенок, демонстрировавший ярко выраженную импульсивность, становясь подростком, хотя и обладает меньшей импульсивностью, все равно остается импульсивным.

По этому когнитивному стилю наблюдаются выраженные половые различия. Девочки и женщины в целом демонстрируют более импульсивное поведение, чем мальчики и мужчины.

Как же сказывается импульсивность на учебной деятельности?

Не вызывает сомнения, что импульсивные и рефлексивные субъекты по-разному ведут себя в процессе учения. Даже «непосвященному» сразу приходит в голову, что учебные действия импульсивных учащихся могут быть охарактеризованы как непродуманные, легкомысленные, торопливые, небрежные, неподготовленные. Действиям же рефлексивных людей нетрудно приписать противоположные качества.

К особо значимым последствиям импульсивный стиль поведения приводит при выполнении мыслительных заданий, требующих внимательного учета условий и осторожного опробования всех возможных путей решения проблемы. Поэтому различия между импульсивными и рефлексивными людьми обнаруживаются прежде всего в случае сложных заданий и задач. В случае легких задач преимуществом обладают как раз импульсивные, ибо они затрачивают меньше времени на решения, не допуская при этом больше ошибок, чем рефлексивные, которые тратят больше времени на решение. В случае же сложных задач проявляется преимущество рефлексивных.

По мере усложнения решаемых задач время реакции у импульсивных увеличивается незначительно, количество же ошибок резко возрастает. В отличие от них рефлексивные затрачивают неодинаковое время на работу с задачами разной сложности: легкие задачи он могут позволить себе решать быстро, а трудные – решают медленно. Число же ошибок у них в случае задач с средней и высокой степенью сложности значительно меньше, чем у импульсивных. Рефлексивные люди в ходе выполнения мыслительных задач учитывают требования задач более адекватно, чем импульсивные. Такой учет ведет к согласованию темпа своей работы с особенностями и сложностью решаемой задачи, а это, в свою очередь, приводит к более высоким результатам.

Поскольку слишком быстрое, торопливое принятие решений импульсивными учащимися обусловливает определенные изъяны в их учебной работе, то замедление деятельности может оказаться для них весьма полезным. Для этого можно использовать, например, способ проговаривания материала (условий задачи, способа решения и др.) про себя.

Несмотря на то, что импульсивность и рефлексивность являются обусловленными темпераментом, множество фактов свидетельствуют о том, что решающий вклад в их развитие у ребенка вносят условия воспитания.

На выраженность импульсивности оказывает влияние социальный класс: дети из менее обеспеченных слоев реагируют преимущественно импульсивно, тогда как дети из высших слоев чаще, раньше и более выражено начинают демонстрировать рефлексивную стратегию поведения.

Особенности познавательной деятельности родителей (как родных, так и приемных) также влияют на тип реагирования детей. Иначе говоря, матери импульсивных детей обычно сами импульсивны. То же можно сказать и про рефлексивных детей и родителей.

Не менее значимым для развития рефлексивности представляется и практикуемый родителями стиль воспитания. Авторитарно-директивное семейное воспитание препятствует формированию у ребенка рефлексивности и затрудняет этот процесс.

Воспитание самостоятельности облегчает ребенку процесс освобождения от импульсивных реакций, учит его заранее обдумывать свои действия, предвидеть возможные последствия ошибочных решений, рассчитывать и взвешивать риск, связанный с выбором той или иной альтернативы, короче говоря – способствует формированию рефлексивности.

Источник