Иллюстрация в развитии ребенка

Иллюстрация в развитии ребенка thumbnail

Роль книжной иллюстрации в развитии ребёнка

Художественная литература – это искусство, которое отражает общественное сознание и формирует его, хранит и передает через поколения нравственные и социальные ценности.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Она оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка, обогащает его эмоции, воспитывает воображение и дает ему прекрасные образцы русского литературного языка. По произведениям дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Художественная книга для ребёнка – это могучее средство коммуникативного воспитания.

Это особенно важно в наше время, когда массовым явлением стал низкий уровень речевого развития детей.

Это обусловлено серьезными причинами:

  • в повседневную жизнь прочно вошел персональный компьютер и Интернет;

  • дети мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны, потребность

  • в речевом общении удовлетворяется недостаточно;

  • резко снизился интерес детей к чтению;

  • социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей; современная разговорная речь бедна, малословна.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя действия, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. В восприятии художественной литературы детьми огромную роль играют иллюстрации.

Иллюстрации – это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй. Зачастую это не просто добавления к тексту, а художественные произведения.

В книгах для детей иллюстрация – важнейший элемент, во многом определяющий художественную ценность, характер эмоционального воздействия книги, возможности использования ее в процессе воспитания ребенка.

Интерес к книге у ребёнка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать рисунки. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребёнка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. За это время был пройден путь от дешевых книжных изданий, букварей и лубочных картинок до роскошных книг для детей. Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства.

Детская книжная иллюстрация служит многим целям. Она способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Она помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения.

Иллюстрация воплощает фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка. Нередко с просмотра иллюстраций начинается процесс выбора ребенком книги для чтения.

Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве. Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание ими содержания книги.

В разном возрасте роль иллюстрация в восприятии текста детьми не одинакова.

Ребёнок начинает рассматривать книгу тогда, когда еще не умеет читать. Еще совсем несмышленый малыш привыкает слушать и слышать. Сначала он с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом книжка рассказывает ему о том, как выглядят дикие экзотические животные, природа, транспорт, космос и многое другое. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не просто услышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, доступными.

На ранних ступенях развития ребенка рисунок играет роль не вспомогательную, а основную: это не чисто иллюстративный, а основной материал, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественного произведения.

Таким образом, в это время иллюстрации нужны малышу не менее, чем собственно текст. Слова текста служат ребенку указанием на действия и обстоятельства, которые он должен шаг за шагом проследить зрительно, рассматривая соответствующие картинки. На этом этапе развития рисунок представляет для ребенка саму действительность. В дальнейшем слова текста начинают вызывать у ребенка необходимые ассоциации и без помощи наглядной основы. Старшие дети начинают понимать содержание сказки или несложного рассказа уже без помощи иллюстраций. Однако понимание более сложного содержания – внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения – представляет для них большие трудности. В преодолении этих трудностей существенную роль снова играет иллюстрация: для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок должен получить возможность обратиться к изображению и проследить на нем действия, взаимоотношения персонажей.

Читайте также:  Сензитивные периоды развития ребенка монтессори

Дошкольник является своеобразным «читателем». Двухлетний ребёнок читает наизусть любимые стихи, причем держит книжку открытой именно на нужной странице. Кажется, что он уже читает самостоятельно. На самом деле это картинки подсказывают и «говорят» вместе с малышом.

В действительности дошкольник – это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным

читателем, или встреча с книгой в дошкольном возрасте станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Если взрослые постоянно читают дошкольнику детские книжки, чтение может стать его устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют

иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать о её содержании по картинкам. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов.

Дети зачастую придумывают собственные повороты сюжета. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.

Задача взрослого – привлечь внимание детей к иллюстрации. Здесь существенную роль играют вопросы «Кто это?», «Какая она (он)?». Вопрос «Какой?» требует определенного описания – как внешнего вида (большой или маленький, белый или красный, пушистый или лохматый и т.д.),так и эмоционального состояния, характерных черт героя (веселый, забавный, грустный, злой, хитрый, добрый и т.д.). Вопросы взрослого заставляют ребенка внимательнее вглядываться в образ, устанавливать некоторые связи, делать несложные выводы, обобщения. Воспитатель обращает внимание детей на главное, усиливает эмоциональное отношение к изображаемому, вызывает у них ассоциации с собственным опытом, чувствами.

Роль художественной литературы и книги вообще в процессе формирования ребенка переоценить невозможно. Книга направляет его природную любознательность, развивает ее и углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Она способствует развитию у детей любви к родине, природе, любви к родному языку, будит детское воображение, стимулирует игровую деятельность.

Поскольку текст является основной формой изложения содержания книги, которое конкретизируется и дополняется иллюстрациями, понимание ее (книги) ребенком обеспечивается правильными соотношением словесного текста и иллюстраций. Текст и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве.

Необходимость иллюстраций в книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызывают сомнений. Именно стремление к синтезу всех возможностей слова и изображения определяет характерную черту современной детской книги. Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знание об окружающем мире.

Используемая литература

1. Азаров Ю.П. 100 тайн детского развития. [Текст]. – Москва. – 1996.- С.146.

2. Альфонсов В.А. Слова и краски: Очерки по истории творческих связей поэтов и художников. [Текст]. – Москва. – 1966.- С.327

Источник

Являясь отцом, вдохновленным фантазером, иллюстратором хотел бы поделиться с родителями и товарищами по цеху некоторыми мыслями и наблюдениями по поводу детских иллюстрированных книг для самых маленьких. И хотя книжную иллюстрацию сложно отнести к IT, все же, в этой статье опишу важные принципы, которые могут быть полезны всем разработчикам визуальных продуктов для малолетней аудитории.

Книга для ребенка – это путь к познанию мира. Выбор родителями книги для ребенка, это ответственная часть его воспитания, так как детская книга берет на себя важную познавательную, этическую и эстетическую функции. Поэтому и художник прямым образом участвует в воспитании ребенка. Своими иллюстрациями он развивает эстетический вкус ребенка, влияет на формирование его мировоззрения.

Помочь родителям выбрать книгу для ребенка, а иллюстраторам создать её помогут следующие 5 основных признаков хорошей иллюстрации для малышей.

1. Предметы, изображаемые в иллюстрации, должны быть выразительны и легко узнаваемы. Тут все методы хороши. Например, преувеличение некоторых свойств предметов, акцентирование их главных особенностей и упрощение второстепенных.

Мишка, бурый мишка, кто там впереди? Автор: Мартин мл. Билл, иллюстратор: Карл Эрик

2. Персонажи должны легко передавать эмоции. Мимика лица и положение тела персонажа должны быть хорошо выраженными. Не используйте сложных эмоций: грустных улыбок или слез счастья. Ребенок, понимает только один вид слез – плачет тот, кому плохо. А улыбается тот, кому хорошо.

Новогодняя книга кроличьих историй. Автор: Женевеьва Юрье, иллюстратор: Лоик Жуанниго

3. Цвет в детской иллюстрации выполняет важную информационную функцию. Яркие, контрастные цвета задают эмоциональное настроение, а цветовые акценты управляют вниманием ребенка.

The Cat in the Hat. Theodor Geisel

Читайте также:  Сказка и развитие личности ребенка

4. Характеры персонажей раскрываются через их фразы и действия. Ребенок воспринимает действия по картинке, поэтому иллюстрация должна стремиться «рассказывать» историю без сопровождения текста. Художник в детской книге является не просто иллюстратором книжной сцены-разворота. Он становится режиссером всего повествования, рассказчиком истории.

SHH! WE HAVE A PLAN. Chris Haughton

5. В иллюстрации все должно быть логично и продумано. В стремительно развивающемся мышлении ребенка построение ментальных связей «причина-следствие» играют очень важную роль. Следствие должно максимально стараться соединиться с причиной через «почему?» Важно помнить, что книга является для малыша учебником, потому стоит обращать внимание чему она сможет научить.

Видимое-Невидимое. Автор: Ординарцева Валерия, иллюстратор: Бахтина Полина

Английский иллюстратор Мартин Солсбери (Martin Salisbury) в одном своем интервью сказал: «…книжка-картинка служит личной передвижной художественной галереей, которую можно держать в руках и посещать снова и снова».

Ребенок будет «перечитывать» книгу сотни раз. И позже, во взрослом возрасте вспоминать то, что читал в детстве. Все, что он возьмет из книги, на подсознательном уровне повлияет на его отношение к миру и окружающим. Поэтому прошу родителей внимательно относиться к тому, что читают ваши малыши и не жалеть денег на хорошие детские книги.

Источник

Ольга Викторовна Бурцева
Значение книжных иллюстраций в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает непосредственное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.

Изобразительное искусство играет важную роль в развитии детского изобразительного творчества. К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация. Иллюстрировать – значит снабжать текст поясняющими рисунками; пояснять чем – нибудь наглядным, конкретным. [6, c. 200]

В дошкольных организациях детей знакомят с художественной литературой. Иллюстрация же используется в основном как дидактический материал. Тем не менее, педагогу необходимо научить детей вглядываться в художественные иллюстрации: видеть композицию рисунка, понимать, как много она выражает; воспринимать гамму красок, их эмоциональную выразительность; замечать художественные детали, характеризующие сказочных героев и их взаимоотношения; проникаться чувствами и настроением, которые выражает рисунок.

Детские книги оформлены талантливыми художниками. У каждого свое видение мира, свое прочтение текста, своя художественная манера. Е. Д. Поленова, И. Я. Билибин, А. Н. Бенуа, Г. Н. Нарбут, В. А. Милашевский, В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, Е. Н. Чарушин, Е. М. Рачев и др. иллюстировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение детей.

В творчестве Е. И. Чарушина – писателя и художники – главным является стремление подружить детей с миром животных, научить любить и беречь его.

Е. Рачев умеет глубоко проникнуть в подтексты сказок, раскрыть в своих рисунках мотивы поведения персонажей. Изображая зверей одетыми в человеческие платья, художник дает понять, что за событиями сказки кроются людские взаимоотношения. Иллюстратор широко использует средства графики, четкими линиями рисует позу животного. Выражение глаз, линии рта создают яркие характеристики каждого персонажа (лиса и журавль в одноименной сказке, медвежата и лиса в сказке «Два жадным медвежонка») [40, с. 113].

Иллюстрируя сказки, Е. Рачев обычно выбирает наиболее острые, драматические или комические моменты сюжета, использует противопоставления, для того чтобы перед ребенком ярко раскрылась самая суть произведения. На рисунке к сказке «Волк и козлята» художник изображает самый страшный момент. В распахнутые двери врывается волк. Широко раскрыта зубастая пасть беспощадного волка, беззащитные, беспомощные, растерянные козлята мечутся по избе, стараясь спрятаться, кто куда может. Такой рисунок не оставляет детей равнодушными. Они хотят поскорее услышать о том, как спасет своих детушек коза, а волк погибнет.

Сказки К. Чуковского «Путаница» и «Муха-Цокотуха» иллюстрированы в хрестоматии рисунками В. Конашевича. Чем невероятнее события, о которых повествуется в тексте, тем ярче и свободнее проявляется способность художника с полной достоверностью изображать сказочные ситуации. Вот, например, рыбы, поднявшись на хвосты в шляпах и с зонтиками, важно разгуливают по земле, крокодил старательно тушит пирогами и блинами горящее море. Рисунки художника дополняют и подчеркивают забавную путаницу, которая приводит в восторг ребят. В рисунках В. Конашевича, полных движения, очень точно раскрывается динамичность сюжета. [1, с. 342]

В детских книгах много иллюстраций А. Елисеева. В его рисунках к произведениям устного народного творчества тот сплав мудрости, доброты и юмора, которыми пронизаны сами песенки и сказки.

Хорошо зная возрастные возможности детей, А. Елисеев в рисунках для самый маленьких, подробно пересказывает весь текст. Композицией, яркостью красок он привлекает внимание ребенка к главному. Подробности художник переносит на второй план. Рисунки этого подлинно детского художника могут служить первой ступенью в воспитании у детей активного эмоционального восприятия иллюстраций.

Читайте также:  Роль музыки во всестороннем развитии ребенка

Основным материалом в работе являются иллюстрации Ю. А. Васнецова к детским книгам. Этот выбор был сделан не случайно, так как этот художник умеет глубоко раскрыть содержание сказки, потешки, тонко передать её настроение. Простыми по композиции рисунками, используя понятные детям средства выразительности, он умело руководит детским восприятием и пробуждает у ребенка чувства сострадать, сочувствовать, сорадоваться.

Впервые знакомя детей с иллюстрациями, следует обращать внимание на те подробности, которые подскажут им что-то о настроении, переживаниях персонажей. Так на рисунках к сказке Л. Н. Толстого «Три медведя» Ю. Васнецова композицией и изменением гаммой красок показывает, как от испуга девочка переходит к шалостям. На последнем рисунке она так весело раскачивается на стульчике Мишутки, что страх её уже явно прошел. Это надо помочь заметить детям, предложив им сравнить иллюстрации. При повторном рассматривании, когда основные впечатления уже сложится, надо обращать внимание детей на такие детали в рисунках, которые будут углублять понимание и давать простор творческому восприятию, развивать воображение. Следует предложить им найти на рисунке стул, миску каждого медведя и напомнить текст.

Художник показывает, как слишком свободно ведет себя девочка в чужом доме. Нужно дать детям заметить это, обратив их внимание на то, что из корзинки уже высыпалось много грибов, и ягод – так сильно она раскачивалась на стульчике Мишутки. Но, если при первом же рассматривании предположить детям вглядеться во все детали рисунка, у них появится лишь впечатление множества не связанных друг с другом предметов [6, с. 12].

Неоднократно прочитывая детям детские книги, с каждым разом все подробнее рассматривая с ними рисунки, задавая наводящие вопросы, педагог поможет ребенку уловить своеобразие детской книги (в ней нет ни «плохих», ни «хороших», понять их мораль. Многому научит прием сопоставления рисунков. Так сопоставление рисунков одного или разных художников помогает детям увидеть новое в уже знакомом, глубже понять идею произведения, характеры персонажей. Например, сравнивая первый рисунок норки с последним к сказке С. Маршака, дети замечают,как изменился вид норки: она стала мрачной, темной, матрац перевернут, свеча повалена; снаружи черные тучи закрыли небо, луны не видно. В самом центре рисунка художника В. Лебедев изображает фигурку мамы – мышки, и её напряженная поза привлекает внимание детей. Автор сказки не говорит, что случилось с глупым мышонком, представляя детям самим догадаться об этом, а художник рисунка показывает ответ. В утренние и вечерние часы, когда детей в группе немного, хорошо рассматривать рисунки к знакомой уже сказке, потешке. Такое рассматривание особенно важно для детей, у которых эмоциональное восприятие менее развито. Желательно привлечь к такой подгруппе и наиболее эмоциональных детей[4, с. 21 ].

Рассматривая вместе с взрослыми рисунки, помещенные в детских книгах, ребенок яснее представит себе описанные в тексте события, внешний и внутренний облик персонажей и будет горячее сочувствовать одним и ненавидеть других. Такое восприятие подводит к собственным моральным выводам, пробуждая лучшие человеческие чувства, делая отзывчивее, добрее, непримиримее к несправедливости.

Таким образом, книжные иллюстрации глубоко раскрывают образ той или иной сказки, давая возможность ребенку зрительно представить происходящие события, затем воспроизвести их в собственной изобразительной деятельности.

Список литературы

1. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : учеб. пособие

для студентов сред. пед. учеб. завед. / Г. Г. Григорьева. – М.: Академия, 2001. – 342 с.

2. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под

ред. Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. –Ярославль: Академия развития, 2006. –

144 с.

3. Розова, С. А. Чудесный мир красок / С. А. Розова // Ребенок в детском саду. – М.:

Академия, 2003. – №4. – С. 64 – 68.

4. Доронова, Т. А. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в

детском саду / Т. А. Доронова. – М.: Академия, 2004. – №4. – С. 21 – 29.

5. Лыкова, И. А. Поиграем в сказку.Волшебница: кн. для педагога / И. А. Лыкова,

под ред. С. Н. Савушкина. – М.: Карапуз, 2008. – 17 с.

6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 2000. – 940 с.

6. Комарова, Т. С. Диагностика изобразительной деятельности детей 6-7 лет / Т. С.

Комарова // Обруч. – 2007. – №1. – С 24 – 27.

Источник