Игры в мяч с ребенком 2 года
/О детях/Новорожденный. Ребенок до года
Мяч – самая простая и в то же время универсальная игрушка, роль которой в развитии малыша почему-то немного принижается. Что можно особо интересного делать с этим мячом? Кидать туда-сюда, ну ещё пинать… Вот вроде и всё.
На самом деле обычный мяч может послужить хорошим «тренажёром» для развития у вашего ребёнка самых разнообразных умений и навыков. Особенность игр с мячом в том, что они дают нагрузку на разные группы мышц. Это настоящая комплексная гимнастика. К тому же движения пальцев и кистей рук (захват мяча, удерживание, подача) стимулируют определенные зоны мозга, способствуя развитию речи ребёнка. И вполне очевидны такие плюсы занятий с мячом, как развитие глазомера, ловкости, координации движений.
Хватаем
Уже в 4-5 месяцев кроха учится хватать и держать предметы. Небольшой мячик отлично поможет в тренировке этого умения. А если внутри будет пищалка, то малыш, пытаясь извлечь звук, будет учиться сжимать-разжимать пальчики – вот и развитие мелкой моторики.
Катаем
В 10-12 месяцев ребёнку по силам уже более сложные действия, но то, что нам кажется самой простой игрой – бросать мяч из руки в руки – для него пока трудновато. Сначала надо потренироваться катать мячик, ловить и носить. Для обучения этим навыкам лучше всего использовать какую-нибудь наклонную поверхность (возьмите, например, доску и закрепите один её конец на стуле) и маленькие шарики – от погремушек или обычные теннисные, подойдут и просто хорошо сжатые комки бумаги. Теперь покажите малышу, как можно брать мячик и скатывать его с горки. Когда у ребёнка будет хорошо получаться, сделайте упражнение более сложным: пусть один из вас скатывает шарики, а другой их ловит и собирает в коробочку. Потом меняйтесь ролями.
Прокатывать мяч в заданном направлении – не такая уж простая задача для малыша. Потренироваться в отработке этого навыка можно, просто перекатывая мячик друг другу. Хорошо, если в игре примет участие папа или ещё кто-то из членов семьи или друзей. Участники садятся на пол полукругом, ведущий – напротив, на расстоянии примерно одного метра. Перед тем, как направить мяч кому-то, ведущий произносит:
Солнышко жёлтое,
Солнышко тёплое
По небу катилось, катилось,
К Саше (имя участника игры) в гости прикатилось.
Ведущий медленно прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот должен поймать мяч и отправить его обратно. Малыш в этой игре осваивает не только действия с мячом, но и учится ориентироваться в пространстве, взаимодействовать с другими людьми, быть внимательным.
Кидаем
Немного более сложная игра – метание мячей в корзину. В качестве корзины можно использовать обычный тазик (лучше глубокий), только на дно постелите пелёнку или одеяло, чтобы мячи не выскакивали оттуда при попадании. Скорей всего, поначалу ваш малыш будет не кидать, а класть мяч в тазик – в 1-1,5 года это нормально. Не теряйте терпения, показывайте ему нужное действие снова и снова. Чтобы ребёнку не стало скучно, меняйте расположение «корзины» – поставьте её, например, на табурет или даже на стол. Когда игра будет хорошо освоена, усложните правила: разложите на определённом расстоянии от цели какую-нибудь верёвку (подойдет обычная скакалка), и кидайте мячи только с отмеченной дистанции.
Сбиваем
Ещё одно упражнение для развития меткости и координации движений – домашний «боулинг». Конечно, кегли у вас в квартире вряд ли найдутся, но вместо них можно с успехом использовать пустые пластиковые бутылочки 0,5 л или того же размера пластмассовые детали конструктора. Расставьте их в ряд (достаточно 2-3 штуки) и покажите малышу, как можно толкнуть большой мяч, чтобы он прокатился и сбил «кегли». Выполняйте это действие двумя руками, присев на корточки – пусть ребёнок копирует ваши движения. Обратите его внимание, что смотреть надо не на мяч, а на цель. Малышу будет интересней, если в этой игре примут участие все члены семьи по очереди.
Разыгрываем
Для выполнения следующего упражнения вспомним «Колобка»! Перечитайте сказку, обсудите с малышом, от кого Колобок сумел убежать, а от кого нет? Возьмите мячик и наклейте глазки и ротик – пусть это будет ваш Колобок. Поставьте посреди комнаты «пенёк» – табуретку или перевёрнутый тазик, а сами возьмите в руки мешочек или пакет. Ребёнок берёт в руки «колобка» и прокатывает его вокруг «пенька», стараясь не выпустить, а вы приговариваете: «Колобок, не ленись, не ленись, вокруг пенёчка прокатись, прокатись». В какой-то момент воскликните: «Зайчик идёт!» Малыш должен поднять мячик вверх (колобок убегает от зайца). Похвалите «колобка» и продолжайте игру: потом приходит волк, медведь… А когда дойдёт очередь до лисы, то после вашего восклицания «Лисичка идёт!» ребёнок должен подбежать к вам и двумя руками положить «колобка» в мешок – колобка «съели».
Если этот момент воспринимается слишком эмоционально, то исправьте историю – пусть колобок и от лисы убежит! Для малыша это довольно сложная игра: ему нужно не просто уметь катать мячик и удерживать его возле себя, но и помнить последовательность действий, быть внимательным. Осторожно! Нельзя играть в «колобка» долго – это слишком большая нагрузка на детский позвоночник. Двух-трёх повторов подряд будет достаточно. И пусть потом ребёнок обязательно выпрямится и потянет руки вверх.
Несмотря на всю пользу игр и занятий с мячом, проявляйте терпение и снисходительность, если малышу не хочется тренироваться. Не надо заставлять, требовать и ругать – лучше попытайтесь заинтересовать и увлечь, «заразить» своим энтузиазмом. Имейте в виду, что ребёнок в 1-2 года не в состоянии понять смысл упражнения «на словах» и даже с одного показа – нужен многократный повтор и пояснения. Делайте это с позитивным настроем, демонстрируйте малышу, как можно весело и интересно играть таким способом. Не забывайте хвалить даже за самые маленькие достижения!
23.08.2011
Анна Делюкина
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь
Источник
Игры с мячом
Среди разнообразия детских игр можно выделить особый вид – игры с мячом. Многие родители не дают детям мяч в домашних условиях, считая его опасной игрушкой: можно разбить окно, зеркало, люстру… И это понятно, мяч побуждает к высокой подвижности, поэтому, как считают многие взрослые, в руках малыша он становится «непредсказуемым» предметом. И в то же время все согласятся, что игры с мячом являются любимыми играми в раннем детстве. По всей вероятности, этот предмет любим детьми еще и потому, что «созвучен» им, – такой же прыгающий, «заводной», мобильный, забавный и каждый раз новый в своих проявлениях.
Мяч: забава, игрушка, спортивный инвентарь.
Неслучайно физической культуре в детских садах уделяется огромное внимание: действует специальная система педагогических мероприятий, направленных на развитие движений и общее оздоровление детства.
Из всех физкультурных мероприятий с маленькими детьми необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч проходит через все периоды детства: раннее, дошкольное и школьное.
На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и «растут» вместе с ребенком.
К концу дошкольного возраста и в школьный период мяч становится не только любимой игрушкой, но и предметом занятий спортом (гимнастические упражнения, эстафеты, футбол, баскетбол, волейбол и т.п.).
Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность броска; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Кроме того, они развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ, усиливают работу важнейших органов — легких, сердца.
Какие же конкретные рекомендации можно дать родителям?
В современных квартирах возможности для игры в мяч очень ограничены, но все же родителям можно предложить несколько забавных игровых упражнений с мячом. Эти игры можно проводить в условиях помещения, используя все, что есть под рукой: игрушки, бумажные шары, кегли, пустые пластиковые бутылочки, веревки, мячи разной величины, табуретки, стулья и т.п.
Упражнения с использованием этих предметов конкретизируют движение, развивают ловкость, сноровку, сосредоточенность.
Желательно иметь один или два больших мяча диаметром 15-20 см, маленькие мячи диаметром 5-8 см (для большого и настольного тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов, сшитые вами), бумажные шары (из скомканной бумаги), большой надувной мяч-шар.
Сопровождение движений с мячом стихотворным текстом помогает сделать занятие более понятным, а главное, задаст ритм выполнения игрового задания.
Игры с мячом
^
Цель. Научить прокатывать мяч в заданном направлении.
Ребенок сидит на полу, ноги врозь. Мама (взрослый) с мячом (в этой игре желательно использовать мяч желтого цвета) располагается, напротив, на расстоянии 0,6-1,0 м. Читает стихотворение и выполняет соответствующие действия.
Солнышко желтое (медленно прокатывает мяч от руки к руке),
Солнышко теплое (вокруг себя по полу)
По небу катилось, катилось (прокатывает мяч двумя руками ребенку),
К Мише (имя ребенка) в гости прикатилось. (Ребенок ловит мяч и затем прокатывает его двумя руками маме.)
В игре могут принимать участие и другие члены семьи (папа, бабушка, дедушка, старшие брат или сестра) или сверстники малыша. В этом случае участники игры образуют полукруг. Водящий располагается напротив и, но очереди прокатывает мяч всем играющим. При усложнении игры водящий может направлять мяч любому из играющих, не соблюдая очередности, тем самым вынуждая малыша быть внимательным. Исходное положение ребенка тоже может меняться: сидя на полу ноги врозь, скрестив перед собой, сидя на корточках.
^
Цель. Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве.
В этой игре можно объединить нескольких детей (сверстников малыша) или попросить других членов семьи поиграть с вами.
Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Мама (взрослый) дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.
Колобок. Колобок,
У тебя румяный бок.
Ты по полу покатись
И Катюше (ребятам) улыбнись!
По просьбе мамы («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т.д.
^ Нужно организовать игру так, чтобы каждый ребенок смог прокатить мяч. Необходимо напоминать детям, что мяч нужно отталкивать посильнее, чтобы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.
^
Цель. Учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, с усилием, развивать умение ориентироваться в пространстве.
Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия в соответствии со стихотворным текстом.
Наш веселый, звонкий мячик (толкает мяч двумя руками)
Мы прокатим далеко (смотрит, куда он покатился),
А теперь его догоним. (Бежит за мячом, догоняет его.)
Это сделать нам легко! (Поднимает мяч над головой: «Поймал!».)
В зависимости от диаметра мяча ребенок может прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую руку, если мяч маленький (диаметром 5-8 см) или двумя руками, если большой (диаметром 18-20 см).
^ Приучайте малыша посмотреть вперед, прежде чем он покатит мяч. Не бежать за мячом сразу, а дождаться речевого сигнала. Объясните, что мяч надо отталкивать не резким и коротким движением рук, а плавным и энергичным (при необходимости проделайте упражнение вместе, обхватив руки ребенка своими).
^
Цель. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении).
Это отличная игра для отработки меткости и навыков катания. Если в доме нет кеглей, то их прекрасно заменят пустые пластиковые бутылочки (из-под воды, «Растишки» или «Имунеле»). Взрослый ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 м от ребенка и дает ему большой мяч.
Малыш, присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире плеч) в обозначенном мамой месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.
^ Перед тем как дать мяч ребенку, заинтересуйте его, покажите, что надо сделать, сопровождая свой показ такими словами:
Посмотри, какие кегли. (Мама указывает на кегли.)
Ровно-ровно в ряд стоят!
К ним направим мяч умело (толкает мяч двумя руками) –
И они уже лежат! (Обращает внимание на сбитые кегли.)
Следите, чтобы малыш энергично отталкивал мяч двумя руками, а не подбрасывал его вперед-вверх. Приучайте его смотреть вперед (на кегли). Хвалите, даже если малыш не попадет в цель. Отметьте мелом, кусочками пластыря на полу, куда надо ставить кегли, и позвольте ребенку самостоятельно устанавливать сбитые предметы на место.
БАШЕНКА
Цель. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении).
Это игровое упражнение можно предложить ребенку, когда ему наскучит игра в кегли.
Из трех-четырех кубиков мама строит башенку. Малыш, присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире плеч) в обозначенном мамой месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить башенку, находящуюся на расстоянии 1,5 м от него.
Дети, как правило, приходят в восторг от разлетающихся в стороны кубиков (которые не должны быть слишком тяжелыми).
^
Цель. Учить скатывать, ловить, переносить большой мяч двумя руками.
Вариант 1. Для этого упражнения понадобится доска. Мама закрепляет один конец доски на стуле и скатывает по ней мяч. Ребенок ловит его двумя руками.
Вариант 2. Ребенок самостоятельно скатывает мяч с наклонной плоскости, с усилием отталкивая его двумя руками. Мама сопровождает его действия веселым стихотворением.
Мячик в руки ты возьми (мяч в руках у ребенка),
Смело к горке подойди (ребенок подходит к приподнятому концу доски),
Оттолкни его руками (скатывает мяч с горки),
А теперь беги, лови! (Бежит за ним и, догнав, возвращается обратно.)
^ Напоминайте малышу: скатывать мяч надо двумя руками. Постарайтесь объяснить: если мячик просто класть или отталкивать тихонько, то он упадет на пол, не докатившись до конца доски.
^
Цель. Развивать умение отталкивать мяч двумя руками, учить оценивать расстояние между предметами.
Вариант 1. Взрослый сдвигает одну-три табуретки. Показывает, как катить мяч через «туннель» (под табуретками), отталкивая его двумя руками. Внимание: диаметр мяча не должен быть больше половины расстояния между ножками табуретки. Ребенок с интересом будет смотреть, как мяч проходит туннель.
Вариант. 2. Понадобится помощь трех-четырех человек: старшие брат или сестра, бабушка и дедушка с радостью поиграют с малышом. Они должны встать друг за другом, расставив ноги в стороны. А мама показывает, как двумя руками катить мяч через получившийся туннель.
В обоих вариантах игры ребенок может сам бежать за катящимся мячом и приносить его обратно, чтобы снова прокатить через туннель. Можно попросить кого-нибудь из взрослых встать с другого конца туннеля, чтобы ловить мяч и прокатывать его обратно малышу. Маленькому ребенку доставит удовольствие не только прокатывать, но и ловить выкатывающийся мяч.
^ Напоминайте малышу, что мяч надо отталкивать одновременно двумя руками с силой, чтобы он прокатился через туннель, а не застрял в нем. Учите его смотреть вперед. Хвалите, даже если он не попадет в туннель.
^
Цель. Учить катать мяч вокруг предмета двумя руками, класть его двумя руками в горизонтальную цель, находящуюся на уровне вытянутых вверх рук.
Из «подручных средств» (пустая коробка, табуретка и т.п.) нужно сделать пенечек и вспомнить с малышом сказку «Колобок» («От кого убежал Колобок?», «А кто его съел?»). Затем взрослый предлагает поиграть с Колобком, покатать его двумя руками (одной рукой) вокруг пенечка.
Малыш с Колобком (мяч с наклеенными на него глазами, носом и ртом) встает около пенечка. Мама с наволочкой или мешком в двух-трех шагах от него читает стихотворение.
Колобок, не ленись, не ленись,
Вокруг пенечка прокатись, прокатись.
Подтолкнем тебя руками.
Поиграй немножко с нами!
Малыш катает мяч вокруг пенечка, стараясь не выпускать его из рук. Когда мама скажет: «Зайчик идет!», малышу нужно поднять мяч двумя руками вверх – Колобок убегает от зайца. Мама приговаривает: «И от бабушки ушел, и от дедушки ушел, и от зайца ушел! Молодец!». Тот же вариант игры проигрывается с другими персонажами сказки (волком и медведем); при этом меняется направление прокатывания мяча.
Когда мама скажет: «Лисичка идет!», малышу нужно взять мяч, подбежать к маме и двумя руками положить его в наволочку, которую она держит на уровне вытянутых вверх рук ребенка, – «лисичка съела Колобка!».
^ Напоминайте, что не надо откатывать мяч далеко от себя. Малыш на первых порах может прокатывать его, как ему удобно (одной или двумя руками). Когда он научится удерживать мяч около себя, задание можно усложнить: прокатывать мяч только одной рукой. Мышцы спины и позвоночник маленьких детей еще слабы, поэтому во избежание большой нагрузки на позвоночник повторяйте игру не более двух-четырех раз и обязательно после каждого прокатывания мяча предлагайте ребенку выпрямиться и поднять руки с мячом вверх (потянуться).
СНЕЖИНКИ
Цель. Учить двумя руками бросать мяч в горизонтальную цель, находящуюся на полу, развивать мелкую моторику рук.
Перед игрой (обязательно вместе с ребенком) нужно сделать снежинки – нарвать небольшие кусочки белой легкой бумаги (например, салфетки). Положить на пол большую взбитую подушку, сверху насыпать «снежинки».
Ребенок с мячом в руках стоит на расстоянии 0,7-1,5 м от подушки и пытается забросить мяч на нее (двумя руками снизу). Попав в цель, приходит в восторг от разлетающихся в стороны снежинок. Пусть бросает мяч, пока ему не наскучит. А затем собирает снежинки вместе с мамой – пальчики малыша потрудятся.
^ Не принуждайте ребенка к выполнению того или иного движения. Не требуйте от него повторять упражнение до тех пор, пока не удастся выполнить его правильно. Не упрекайте за рассеянность, невнимание, неумение и т.п. Не превращайте обучение в скучную повинность. Играйте, когда малыш будет находиться в прекрасном настроении.
Проявите фантазию, изобретательность, используйте для игр все, что будет под рукой: стулья, пустые пластиковые бутылки, длинные шнурки и т.п.
Постепенно вовлекайте ребенка во всё новые виды игры и забавы, систематически повторяйте их, чтобы он закрепил движения. Для детей этого возраста достаточно, чтобы они научились прокатывать мяч вдаль в заданном направлении, ударять мячом об пол и вверх, правильно замахиваться при метании малого мяча вдаль.
Не забывайте о возрасте ребенка, его физических возможностях! Обращайте внимание на упражнения, которые он выполняет с радостью, без нажима с вашей стороны. Будьте мягкими, добрыми, ласковыми. Хорошо, если вы ободрите своего малютку похвалой; удивитесь тому, какой он ловкий, смелый, быстрый. Пусть ребенок демонстрирует свои умения перед всеми членами семьи или сверстниками: это постепенно развивает уверенность в своих силах, стремление учиться дальше, осваивая, новые, более сложные движения и игры.
Источник