Игры с ребенком в 2 года комаровский
Подрастая, ребенок доставляет родителям все больше хлопот. Двухлетний малыш не всегда может сам себя занять надолго, ему требуется постоянное присутствие мамы. Как же научить ребенка играть одному, чтобы выкроить время для хозяйства? Этот вопрос часто встает перед молодыми мамами, которые не успевают решать ежедневные задачи по дому. Мы постараемся разобраться, какие ошибки совершают родители малышей и научим тому, как занять ребенка.
Иногда маме очень хочется предоставить ребенка самому себе и спокойно заниматься делами
Игра и ее значение
Важным элементом развития ребенка, его психологического и физического созревания, является игра. Ее функция кроется не столько в результате, сколько в самом процессе. Малыш сам придумывает правила, сочиняет сюжет, ищет применение знакомым вещам – строит поезд из стульев, собирает новую модель из конструктора или просто играет в дочки-матери. Все это служит мощным толчком в развитии нервной системы, а также воспитывает элементарные навыки, которые принесут пользу во взрослой жизни.
Играть можно не только с другими детьми или выполнять правила, придуманные мамой. Важно, чтобы ребенок смог попадать в волшебный мир игры самостоятельно, ведь так он учится многому – преодолевать препятствия, развивать мышление, фантазию, искать различные способы решения. Какая игра наиболее комфортна в каждом возрасте? Как приучить малыша быть самодостаточным, не терять интерес к своим действиям на протяжении длительного периода?
Разделение интересов по возрастам
Для каждого возраста существуют наиболее удачные игры, очень важно уметь правильно их подбирать. То, что понравится ребенку 5 лет, не подойдет 3-летнему. Двухлетний малыш не сможет разбираться в хитроумных правилах настольных игр или перевоплощаться в какого-либо героя мультфильма. Для этого возраста идеальна деятельность, предлагающая использовать, брать в руки различные предметы. Малыш именно сейчас учится управлять своим телом – прыгать, спускаться по ступеням, а также начинает постигать манипуляции по складыванию игрушек в коробки или ящики.
Двухлетний ребенок пока не может осилить сложные сюжетные игры
Занятия для детей 1,5-2 лет
Чаще всего мама 1-2-годовалого малыша находится рядом и время от времени пытается заинтересовать его игрушкой, чтобы он не требовал от нее слишком много внимания. Если же у крохи не все получается, он сразу же дает понять, что ему нужна помощь. В этом возрасте ребенок вполне может находиться в одиночестве, если правильно подобрать для него вид занятия.
Первое, о чем нужно позаботиться – безопасность малыша. Важно создать для него пространство, в котором он может свободно перемещаться и играть. Прежде, чем оставлять ребенка одного, нужно убедиться, что он не будет иметь доступ к розеткам, не сможет открыть окно, достать ножницы или нож. Затем можно разложить вокруг него различные предметы, которые безопасно брать в рот. Пусть они все будут разного размера, цвета, изготовлены из различных материалов. Отлично подойдут шелестящие мягкие книжки, резиновые игрушки, различные сортеры.
Оставлять ребенка одного надолго не стоит – сначала нужно находиться поблизости, чтобы в случае необходимости помочь малышу и успокоить его. Если кроха увлекся, нельзя мешать ему и прерывать игру различными замечаниями. Очень важно поощрять самостоятельные занятия, хвалить малыша и всячески показывать, что мама довольна его действиями.
Ребенок 2-3 года
Дети в возрасте 2-3 лет уже немного по-другому относятся к игре. Они не так активно тянут любой предмет в рот, у таких малышей начинает проявляться интерес к играм с четким сюжетом. Следующий этап, к которому движется малыш – ролевая игра. У ребенка, которому уже исполнилось 2 года, появляется интерес к подражанию (см. также: как реагировать, если ребенок в 2 года не слушается родителей?). Он старательно копирует действия взрослых, перенося их в свой вымышленный мир.
Ближе к трем годам дети начинают с радостью участвовать в ролевых играх
Девочки будут усаживать куклу за стол, кормить ее с ложечки, укладывать спать, мальчики – с удовольствием катать в машинке солдатиков или человечков. Очень хорошо в этом возрасте пробовать складывать из конструктора различные строения. Задача родителей – помочь сыну или дочери найти способы взаимодействия с предметами, которые могут заменить собой ту или иную взрослую вещь. Затем попытаться придумать несколько вариантов игры, создать нужную атмосферу и «запустить» фантазию ребенка.
Есть смысл постараться уйти на задний план и позволить малышу побыть одному, самостоятельно развлечь себя. Скорее всего, он сможет занимать сам себя в течение двадцати-тридцати минут, затем захочет пообщаться со взрослыми. В этот момент нужно плавно переключить его внимание на другие события – покормить, собраться на прогулку или просто почитать книжку. Важно не позволять малышу почувствовать скуку, а дать ему возможность сохранить благоприятные впечатления от игры, придуманной им самим.
Ребенок 3-6 лет
Этот период в жизни ребенка условно можно назвать дошкольным. Трехлетний малыш начинает осознавать понятие дружбы, он учится общаться, строить отношения с ровесниками. Если понаблюдать со стороны за игрой дошкольников, которым 3-4 года, можно увидеть, как они создают правила и стремятся добиться их выполнения от своих товарищей. На этом этапе на первый план выходит ролевая игра – дети с легкостью распределяют роли и следуют намеченной линии поведения.
В дошкольном возрасте игры становятся сюжетными, в них может участвовать сразу несколько человек
Родители в это время не должны мешать зарождающейся дружбе – следует позволить отпрыску наладить отношения с товарищами. Однако иногда дошкольники не могут найти компромисс, каждый из них хочет стать лидером. Здесь важно уметь мягко, но настойчиво разнять спорщиков и предложить им потратить свою энергию на другие цели, например, устроить мини-соревнования.
Дома с ребенком можно моделировать события, происходящие в магазине, в школе, в поликлинике. В виде игры показать ему, как правильно себя вести в общественных местах – например, спокойно ожидать маму, которая собирается оплатить счет в кассе.
В этот период можно предлагать малышу своеобразный обмен: он может поиграть сам, пока мама готовит обед, а затем они вдвоем отправятся на прогулку. Обычно дети с удовольствием следуют поставленной задаче и значительно облегчают жизнь взрослым.
Несколько причин того, почему малыш не хочет играть сам
Иногда родители жалуются, что чадо ни под каким предлогом не хочет оставаться наедине с собой. Наиболее вероятная причина в том, что малыш не получил от мамы достаточно внимания. Маленьким детям очень важен контакт с мамой – телесный и психологический. Важно выделить на общение с малышом хотя бы 20 минут – побаловаться с ним, обнять его и рассказать что-нибудь интересное. После он сможет довольно длительный период обходиться без мамы.
Если некоторое время уделить исключительно ребенку, то потом он сможет поиграть один
Есть и другие причины того, почему ребенок не желает оставаться сам. Он может не очень хорошо себя чувствовать, быть голодным. Ему может быть некомфортно – холодно, жарко или неудобно находиться в новой одежде.
Нельзя оставлять малыша одного тогда, когда он не в настроении – чем-то расстроен, плачет или просто капризничает. Этим можно только усугубить его состояние и оставить негативное впечатление от самостоятельной игры. В следующий раз малыша будет труднее оставить в одиночестве – он вспомнит этот момент и будет заранее сопротивляться тому, что его хотят “бросить”.
Иногда устранение возможных причин недовольства ребенка не помогает, малыш все равно не хочет оставаться без родителей – впадает в панику, кричит, держится за мамину руку. Не стоит настаивать, лучше подождать несколько дней и попробовать снова. Если же малыш, которому уже больше двух, не готов оторваться от мамы даже на 5-10 минут, есть смысл проконсультироваться с детским психологом. Проблема может оказаться гораздо глубже и серьезнее, без участия специалиста с ней справиться будет трудно.
Организация игры
Когда в семье появляется ребенок, родителям стоит сразу продумать не только место для сна, но и место, где он будет играть. Важно, чтобы игровое пространство было удобным и безопасным. Доктор Комаровский советует опуститься на уровень роста крохи и оглянуться вокруг – можно увидеть много интересного. Не стоит полагаться на запреты – малыш может заиграться и забыть, что в розетку лезть нельзя. Лучше сделать так, чтобы он не смог навредить себе. Опасность представляют различные шкафчики и ящики – не только возможностью прищемить палец, но и содержимым. Нужно, чтобы ножницы, ножи, циркули, хрупкие и бьющиеся предметы были недосягаемы для ребенка.
Особо следует остановиться на организации хранения игрушек. Если они будут просто сложены в углу – комната быстро превратится в захламленное неопрятное помещение. Кроме того, ребенок не сможет приучиться складывать машинки и куклы, оставляя после своих действий порядок. Нужно продумать место для каждого вида игрушек – хранить их на открытых стеллажах, в специальных корзинах или коробках.
Психологи советуют не давать ребенку сразу много игрушек. Нужно выделить ему для занятий небольшое количество, остальные убрать. Когда малыш наиграется выделенным количеством, их можно спрятать и предложить ему другие, которых он давно не видел. Тогда кроха будет заинтересован своим занятием и ему долго не наскучит игра.
Что подойдет для самостоятельной игры?
Чтобы ребенок не потерял интерес к игре и не устал, нужно правильно подбирать для него игрушки. Не стоит оставлять его одного со сложной развивающей или настольной игрой, в которой он не сможет разобраться без участия взрослого. Лучше подобрать знакомые предметы или предложить сюжет, участником которого он сможет стать сам. Игрушки, которые наилучшим образом подойдут для самостоятельных занятий:
- Всевозможные предметы для имитации профессиональной деятельности: набор доктора, парикмахера, инструменты столяра, швейная, стиральная машинка.
- Мягкие игрушки или куклы, с которыми малыш не расстается – кладет рядом в постель, сажает за стол и берет в поездку.
- Предметы, не предназначенные для игры – картонные коробки, подушечки, крышки от банок, кусочки ткани. Иногда малыш умело превращает простые вещи во что угодно.
- Идеальна для самостоятельной игры детская палатка, в которой ребенок сможет уютно устроиться. Вместо покупного домика можно использовать стул, накрытый одеялом.
- Подойдут игры, которые малыш уже освоил и должен разбираться в них без помощи взрослых – пазлы, сортеры, мозаика, конструктор и т.д.
Предметы быта тоже могут стать отличными игрушками для ребенка
Спортивные игрушки – мячи, обручи, скакалки лучше не использовать. Ребенок может попасть мячом в шкаф или люстру, поскользнуться, упасть. Также не стоит давать ему интерактивные игрушки – они не позволяют развиваться воображению и ограничивают возможные варианты развития событий. Напротив, нужно стремиться развивать инициативность и фантазию малыша, чтобы он смог занимать себя сам.
Подведем итоги
Чтобы ребенок научился играть самостоятельно, родители должны проследить за выполнением нескольких условий. Мы о них рассказали выше, теперь же кратко напомним о самых главных требованиях:
- Создание безопасных условий для игры, выделение достаточного пространства.
- Предварительное тесное общение с отпрыском, чтобы он не чувствовал себя брошенным.
- Адекватное реагирование на просьбы о помощи. Мама не должна уходить надолго и не отвечать на зов малыша.
- Развитие воображения, тренировка привычки занимать себя.
- Поощрение за самостоятельность, похвала мамы.
- Плавное увеличение времени, отведенного на автономные занятия.
Научить ребенка играть самостоятельно не так сложно (рекомендуем прочитать: как играть с ребенком в 1 год и 1 месяц для максимального развития?). Нужно действовать последовательно, не забывая о выбранной модели поведения с малышом даже в гостях. Кроха постепенно приучится развлекать себя сам. Этот процесс будет мягким и комфортным, если мама с папой станут поддерживать ребенка, регулярно уделять ему хотя бы немного времени и поощрять новые достижения.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »
Источник
Намеренно не называю тему «раннее развитие», чтобы не порождать обсуждения о том надо-не надо, не рано ли и т.п.
Сама я знакома со многими методиками раннего развития и с философией согласна, даже претворяю в жизнь. В разное время меня вдохновляли Доман, Лупан (очень), Ибука, Монтессори, Данилова, Федотов, Зайцев, Тюленев и другие…Никогда не удавалось следовать букве никого из указанных и неуказанных авторов. Просто во-первых это был источник вдохновения, во вторых отрывая у каждого по кусочку, перекраивала под себя, вернее, под своих детей..
В этой теме хочу поделиться и узнать ваше мнение не по поводу всех этих методик вообще, а по поводу конкретных прикладных толковых игр, в результате которых приобретаются те или иные знания/навыки.
Итак, расскажу как мы это делаем. Разделила наши игры на темы, довольно приблизительно – как получилось.
1. География. Повесили над кроватью большую зоологическую карту мира. Играли в кто где живет и довольно быстро запомнили названия континентов. Наиболее сложной оказалась Евразия с ее разделом на Европу и Азию. Америк две, сначала года в полтора мы говорили «вот и вот», а позднее уже «северная и южная (латинская»). Африка всегда в фаворе – там и слон, и верблюд в пустыне, и обезьяны и крокодилы…..Австралия тоже быстро запомнилась благодаря кенгуру и коале, а позднее мы узнали, что есть такой удивительный зверь утконос.
Чтобы не забывалось, мы играли в путешествия: наши обезьянки плавали на корабле к Слону в Африку за бананами и кокосами. А Кенгуру прилетал к нам из Австралии…
Был и смешной случай, мы тогда как раз увлекались чтением слов из кубиков Зайцева и вот Обезьянка написала Саше слово «ЛЕВ» и сказала, что это ее друг, который живет в Африке. Саша начала читать, прочитала ЛЕ, потом очень обрадовалась и закричала «А-аааа! ЛЕБЛЮД!».
Потом на 2-летие мы подарили Саше деревянный паззл «Европа». Там страны Европы надо собирать, паззл довольно большой и не сложно складывать. Через месяц мы уже знали все основные страны. «Вот наша Украина, а вот маленькая Молдова (даже иногда любовно так «Молдовка», а Сапожок-Италия все время бегал туда-сюда, Финляндия была похожа на Улитку, Франция – Клякса и т.д. «Бабушка, ты что, забыла – это Греция!». Потом попытались столицы учить – но это слишком абстрактно и не запоминается.
Рассматривали также карту Украины, поняли, что существуют города : вот мы живем в Киеве (вот здесь), а бабушка Галя в Донецке (вот здесь).
2. Математика. Сначала было очень туго, т.к. мама, я то есть, чистый гуманитарий. Но потом начали потихоньку вводить числа и цифры в игру. Купили деревянные счеты и считали костяшки. Начинали еще до года и в год с понятий много-мало, потом порядковый счет.
Очень помогали мелки рисую коровку – «смотри, Саша, сколько коровок?» – «Одна», Давай еще ей нарисуем, чтоб не скучно было». Нарисовалась еще коровка и еще, внизу подписывала 1+1=2, 2+1=3 объяснила знаки.
Просто порядковый счет до десяти очень легко учится в игре в старые забытые классики, прямо на прогулке. Рисуем классики с цифрами 1-10, особо продвинутые могут также нарисовать под цифрами шарики-точки (почти как по Доману) и – вперед – прыгать и считать весело вслух!!!! Вот забава!!! Даже годовалые (а может и младше) будут счастливы, если мама возьмет их на ручки и попрыгает – посчитает. Уверяю, научится считать очень быстро. А потом прыгайте назад с 10 до 1 – вот вам обратный счет.
Еще увлекательно считать ступеньки, можно и надписывать их цифрами. А наиболее эффективно научиться делить можно при разделе конфет на членов семьи!!!!
Настенные пособия тоже очень эффективны, особенно если раз в день на них обращать внимание (например, считать настенные картинки перед сном) Я вот хочу купить таблицы Зайцева СТОСЧЕТ (но дороговато)
3. Логика. После полутора лет, я вычитала в и-нете (к сожалению, не помню где) и оттуда же распечатала на цветном принтере такую игру, которую в принципе можно самому сделать (вырезать из детских и др. журналов, пособий). Называется – кто что ест ? Состоит из вырезанных картинок разных животных (заяц, мышка, кошка, жаба, обезьяна, лошадка, медведь, коза, кошка, и т.д.) и разной еды (мясо, рыба, мухи, травка, морковка, капуста, малина, мед, сыр, хлеб, банан, и т.д. и т.п.). Потом раздаем еду соответственно вкусам животных. Очень детке нравилось.
Также мы играли в разные готовые логические игры – «Логико-малыш», лото. Кстати лото малыши очень жалуют и его можно делать самим. А паззлы у нас пошли уже после 2,5
4. Рисование-письмо. Рисовать начали рано, как сели – карандашами, особенно здорово крайолой и пастелью, с 8 месяцев на полу в кухне мелками по плитке, позднее – на асфальт. Гуашь (самая обычная) с 10 месяцев, но можно и гораздо раньше. Сначала в краски макали ладошки-пальчики, потом освоили кисточки.
Когда Саше было 1 год 8 месяцев мне попалась книга «Филя учится писать» (потом я всю серию себе скупила) – это такие самые простые прописи, начиная с прямых и изгибающихся линий, потом простые фигуры. Рисунки большие, простые, а собачка Филя очень забавная. Под влиянием Даниловой я разрезала книгу на отдельные листы, засунула их в файлы, купила фломастеры CD-pen (которые очень хорошо пишут по файлам, а потом отмываются «мистером Мускулом для кухни») и вперед – мы начали писать. Сначала, конечно, фломастеры плохо слушались, ручка не умела правильно держать фломастер, мама помогала. Зато постепенно такой прогресс – любо-дорого смотреть, сейчас уже и буквы и загогулины всякие обводит в прописях и ручку сама умеет правильно брать.
Отдельная тема про мелки. Это уникальное супер пособие для всех весенне-летне-осенних месяцев, способное превратить все ваши прогулки в увлекательные игры-развивалки. Немного фантазии и как в той песне «вы все что угодно найдете в коробке с МЕЛКАМИ». Веселые буквы, целые слова – пишите (просто так или по Доману, или по Зайцеву) и читайте (малыши запоминают слова целиком – попробуйте, начиная с легких мама, папа, дед, баба). Мы так очень заинтересовались теми же складами (по Зайцеву) которые писали разноцветными мелками и пели БА-БО-БУ и т.д. Рисовали все что угодно и подписывали, считали то, что нарисовали. Играли в нарисованные игры: классики (устный счет), геометрия для начинающих – то есть прыгали вместе в домики-фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, звезда, овал, трапеция и т.д.
Вот так, нарисованное мамой на глазах у малыша и даже при его участии (покалякал рядом) запоминается просто феноменально! Так что мы также рисовали разные объяснялки (солнечная система, как растет цветок, листики-корешки, как вода превращается в тучку и потом в дождик и т.д.)
5. Другое творчество. Обязательно пластилин-глина-тесто. Мы не заморачивались с тестом, сразу давали пластилин, правда не наш (он твердый), а литовский или польский – он мягенький и детским ручкам легко его мять. Это мелкая моторика и развитие ручек-пальчиков. Плюс тут же можно показать смешивание цветов. Есть даже плавающий пластилин – можно кораблики лепить и пускать в ванной.
Аппликация – тоже можно довольно рано начинать, вы вырезаете, а малыш наклеивает. Сварите муку – получится безопасный клей, а позже ПВА. Обрывная аппликация – тоже хорошо и весело.
Вот с вырезанием сложнее. В 2 Саша еще не могла никак. С 2,5 пробуем вырезать и сейчас в три она вырезает уже довольно хорошо, в т.ч. кружки, квадраты, треугольники.
6. Чтение. Мы это любим. Сначала я впечатлилась Зайцевым. Кубики мы купили, когда Саше был год. Еще три месяца их клеили и наполняли, гоняясь всей семьей за пробками от бутылок. Потом начали играть, а именно сначала выстраивать паровозики и петь. Причем пели и прыгали по кубикам-паровозикам у нас игрушки – Тигренок всезнайка и Мышка-забывайка (она забывала, как читается такой кубик, а Саша ей подсказывала), потом Саша и сама стала петь. Потом мы привлекли к игре в кубики и других наших игрушек и все они по ним скакали и называли склады, выбирали себе. Саша сама просила в это играть, даже однажды полуторагодовалая, пыталась бабушке объяснить, что надо делать, а бабушка не понимала, зачем нужен тигренок в игре с кубиками…..
Потом был перерыв, а около двух мы достали таблицы – и новый всплеск интереса к складам. Мы повесили склады на стену и пели, одновременно начали складывать из кубиков слова. Разные игрушки складывали свои имена, а потом загадки для Саши, а саша читала. Правда, по кубикам начала читать довольно быстро. Но кроме кубиков никаких альбомов я не делала, и когда сама писала Саше в альбоме или мелками на асфальте на склады не делила. Заметила, что Саша все равно расчленяет слово не на склады, а на буквы, но зато читает по складам. Сейчас ей три, читает 3-4 слова за раз не больше – то ли устает, то ли надоедает ей этот процесс. Вывески сама начала читать.
Также у нас есть магнитная азбука на холодильнике и флексика-азбука в ванной. Играем в них от случая к случаю.
На этот новый год, то есть уже ближе к трем годам я заказала для Саши в печатной мастерской штампы с украинским и русским алфавитом, купали в канцтоварах подушечки с чернилами разных цветов – и готово пособие для писания-читания-раскрашивания букв и слов их них. И процесс печатания ребенку очень нравится, буквы крупные приблиз. 4х4, отпечаток не сплошной, а только контур, т.е. их можно раскрашивать. Мы делаем так – кладем ватман на пол и печатаем!
Уфффф… много уже написала. Если понравилось напишу продолжение – про языки родные (украинский-русский) и иностранные, про компьютер и презентации на всякие темы, про другие наши занималки-развивалки).
А теперь вы расскажите в какие толковые и просто хорошие игры играете с малышами…
Источник