Игры с ребенком от 1 года до 4 лет

Почему игры важны для развития малыша, во что играть с детьми, как научить ребенка играть самостоятельно и когда малыши начинают активно играть друг с другом
Игры с детьми от 1 до 2 лет
Если вашему малышу недавно исполнился год, наверняка он только начинает ходить и с удвоенным интересом пытается познавать окружающий мир. Ребенок с удовольствием изучает новые предметы, пытается их попробовать «на зубок», перекладывает с места на место, переворачивает, толкает, запихивает – одним словом, все время проявляет какую-то активность. Ее непременно нужно поощрять, и для этого отлично подойдут совместные игры: играя вместе с родителями, малыш быстрее развивается и узнает окружающий его мир.Вот основные направления игр с детьми в возрасте от года до двух:
- Игры на мелкую моторику;
- Развивающие игры;
- Игры с водой.
О занятиях для развития мелкой моторики вы можете прочитать в нашем материале «Мелкая моторика: развитие с рождения». Не менее важны игры с водой: они благотворно воздействуют на весь организм, способствуют гармоничному развитию и, конечно, очень нравятся детям.Вот что годовалый малыш может делать в ванной:
- Играть со струей воды, подставлять под нее ручки и брызгаться;
- Переливать воду из одного стаканчика в другой;
- Украшать себя (и родителей!) пеной для ванны, лопать мыльные пузыри;
- Купать свои игрушки;
- Учиться отличать горячее от холодного;
- Красить воду в разные цвета специальными аквакрасками.
Активные игры очень важны для малышей. Это могут быть прятки, салки, догонялки, бег наперегонки или любимая детьми игра в лошадку, когда один из взрослых – чаще всего папа – катает ребенка на спине.
Развивающие игры
Особое внимание надо обратить на развивающие игры, которые помогут малышу выучить цвета и формы, развить наблюдательность, память и речь.Вот несколько примеров:
- «Найди игрушку»: спрячьте от малыша его любимую игрушку и попросите ее найти;
- «Найди по звуку»: незаметно включите музыкальную игрушку или плеер, спрячьте и пуститесь на поиски с юным сыщиком;
- «Посмотрим и найдем»: возьмите какую-нибудь картинку и вместе с ребенком внимательно изучите ее, рассказав, что и где нарисовано. А затем попросите малыша показать что-то конкретное на этом рисунке. Так, если на картинке изображены разные животные, то сначала нужно рассказать про каждого из них, а затем попросить малыша найти на рисунке лошадь или собачку;
- «Учим цвета». Начните с изучения четырех основных цветов: красного, синего, желтого и зеленого, – а затем просите ребенка показать каждый из них на картинке, среди игрушек, среди предметов интерьера, на улице, в магазине, на одежде. Помочь малышу выучить цвета могут воздушные шарики, пирамидки, краски, цветные карандаши и мелки, цветная бумага и любые другие подручные средства;
- «Учим формы». Запоминать квадрат, круг, треугольник и прямоугольник следует по тому же принципу, что и цвета. Когда малыш будет хорошо ориентироваться в этих фигурах, можно начинать играть с сортером, мозаикой, строить дома и замки из прямоугольных, треугольных и квадратных блоков, играть вместе с ним в геометрическое лото, рисовать и делать аппликации. И конечно же, просить ребенка опознать ту или иную геометрическую фигуру в окружающем его мире.
Заниматься с ребенком развивающими играми лучше всего в одно и то же время, чтобы он привыкал к определенному распорядку дня. Это важно для усвоения малышом получаемой информации.
Игры в 2 – 3 года
К тому моменту, когда ребенку исполняется 2 года, это уже не беспомощный карапуз, а настоящая маленькая личность, которая осознает собственное «я». В этот период дети начинают проявлять бурный интерес к окружающей действительности, и родители должны удовлетворять любопытство своих малышей, не боясь бесконечных «почемучек».
До 3 лет ребенок все еще предпочитает общество родителей играм со сверстниками. Он наверняка может какое-то время играть самостоятельно, не призывая на помощь маму или папу. Если малыш не умеет занимать себя сам, надо попытаться научить его этому: самостоятельная игра развивает чувство уверенности, воображение и образное мышление.
Таким самостоятельным времяпровождением могут стать ролевые игры. Именно в 2 – 3 года малыши начинают активно играть с машинками, куклами, плюшевыми игрушками, моделируя ту или иную ситуацию и выступая в роли сразу нескольких героев. У девочек может появиться любимая кукла, которую необходимо будет кормить, поить, укладывать спать и выгуливать в коляске. А мальчишки представляют себя водителями, летчиками и машинистами, строителями, играя с машинками, самолетами, поездами и конструкторами.
Часто для ролевых игр дети привлекают собственных родителей – не отказывайте им в этом. Популярные сюжеты – «семья», «магазин», «больница», «детский сад». Подавайте малышу новые идеи: почему бы не поиграть в «гости», «пляж», «лавку сладостей» или «фабрику игрушек»?
Игры с мячом
Очень важно уделять внимание физическому развитию 2 – 3-трехлетнего ребенка. Для этого отлично подойдет обыкновенный мяч: игра с ним улучшает координацию движений, развивает ловкость, глазомер, быстроту реакции, повышает наблюдательность и концентрацию внимания.Вот несколько вариантов игры с мячом:
- Сидя перекатывать мяч друг другу;
- Собирать разбросанные по комнате мячи в корзинку;
- Прокатывать мяч в ограниченном пространстве типа туннеля;
- Подбрасывать мяч вверх;
- Играть в футбол;
- Бросать мяч в цель;
- Кидать мяч друг другу;
- Играть в «съедобное-несъедобное».
Игры в 3 – 4 года
Чем старше ребенок становится, тем интереснее и разнообразнее могут быть игры с ним. Некоторые из них помогут не только развить внимание, но и, например, выучить элементарные правила дорожного движения, которые понадобятся ребенку в повседневной жизни.
К подобным играм можно отнести «Светофор». Необходимо подготовить два картонных круга – красный и зеленый – и поочередно показывать их ребенку, поставив перед ним задачу перейти воображаемую дорогу. Малыш должен слушаться сигналов «светофора»: когда взрослый показывает красный круг, нужно остановиться, а на зеленый – идти к цели. Благодаря этой забавной игре трехлетка будет лучше ориентироваться в правилах дорожного движения.
Топ игр для детей от 3 до 4 лет
Поиск сокровищ
Для этой игры потребуется несколько баночек, коробочек или шкатулок, в которые можно спрятать «сокровища»: монетки, маленькие игрушки, наклейки. Спрячьте их в доме, дворе или близлежащем парке и отправьтесь на поиски вместе с ребенком. Можно нарисовать настоящую пиратскую карту, которая укажет путь к сокровищам.
Шпион
Эта игра отлично подходит для пеших прогулок и помогает развить наблюдательность. Загадывайте разные предметы, которые видите на улице, и просите ребенка угадывать их, говоря: «Я вижу кое-что желтого цвета / круглое / деревянное, чего не видишь ты!» Затем поменяйтесь ролями.
Игра в слова
Для того чтобы развить словарный запас ребенка, поочередно называйте разных животных или героев мультфильмов, города, слова на конкретную букву, сказочных персонажей.
Кукольный театр
В этом возрасте дети готовы к тому, чтобы «основать» домашний кукольный театр. Актерами в нем могут быть любимые плюшевые звери, самодельные игрушки или специальные пальчиковые куклы. Не обязательно разыгрывать только сюжеты любимых книг и мультфильмов – напишите вместе с малышом собственный сценарий!
Дышим глубже
Трехлетки обожают игры для тренировки дыхания. Попробуйте вместе надувать мыльные пузыри и воздушные шары, дуть на полоски бумаги, удерживая их в воздухе, задувать свечи, с помощью дыхания перемещать по столу кусочки ваты или маленькие шарики.
Игры со сверстниками
После 3 лет дети активно начинают играть друг с другом, поскольку уже довольно хорошо могут выразить свои мысли, пожелания и возражения. Им интересно бегать наперегонки, вместе рисовать мелками на асфальте, лепить снеговиков или строить снежные крепости. Очень часто игра заключается в том, что дети повторяют друг за другом одно и то же действие или фразу. Это абсолютно нормально: подражание – важный этап развития ребенка. В возрасте 3 – 4 лет в детях просыпается соревновательный дух, который можно поощрять в игровой форме, устраивая для малышей всевозможные марафоны и конкурсы.
Игры в гостях
После 3 лет детям часто не хватает общения в садике или на площадках – начинается эра гостей. Приглашающая сторона должна понимать, что после совместных игр дом будет похож на поле битвы, а сами гости – быть готовыми в любой момент уйти со скандалом. Увы, мирная игра трехлеток может в одно мгновение перерасти в ссору.Вот простые правила хорошего «игрового свидания» для детей 3 – 4 лет:
- Число детей не должно превышать 3 – 4;
- 2 часа – оптимальная продолжительность для игры в гостях;
- Любимые игрушки маленького хозяина, которыми он точно не захочет делиться, лучше убрать;
- Предложите детям игрушки, в которые можно играть вместе, – конструктор, набор пластилина, железную дорогу, пазлы, настольные игры, кукольный театр;
- Устройте для малышей перерыв, предложив им полезный перекус;
- В завершение попросите детей вместе убрать игрушки;
- Для того чтобы расставание было менее болезненным, предложите друзьям запланировать следующую встречу. Обсудите, чем можно будет заняться: вместе напечь печенья, поиграть в мяч, построить замок из лего.
Мамины помощники
Важно помнить, что больше всего на свете дети от 1 до 4 любят «играть» во взрослые дела: уборку, готовку, уход за садом. Это увлечение стоит поощрять, ведь очень скоро оно может перерасти в реальную помощь. В любом возрасте для ребенка найдется дело: годовалый малыш может достать вещи из стиральной машины, двухлетка – замесить тесто для пирога, а трехлетка – подмести пол и протереть его тряпкой. Устраивайте соревнования в духе «кто быстрее вымоет посуду», покупайте ребенку миниатюрные веники, скалки и швабры и обязательно хвалите его за успехи. Именно так, в игровой форме, вы сможете привить малышу любовь к домашней работе и обрести настоящего маленького помощника.
Статья на нашем канале Яндекс.Дзен
Источник
Непреложный факт – разные игры развивают детей умственно и физически и помогают им научиться различным навыкам. Даже неопытные родители понимают, что играть с ребенком – это значит обучать его чему-то новому. В этой статье «Мама может всё» расскажет об играх, которые помогают в развитии детей разных возрастов.
Роль игр в развитии детей
Если ребенок проводит много времени в игре, то он:
- быстрее и легче адаптируется в окружающей среде;
- проще взаимодействует с другими людьми (и детьми, и взрослыми) и ладит с ними, находя общий язык и общие увлечения;
- рано становится самостоятельным и в бытовых, и в жизненных навыках;
- активней развивается физически;
- таким образом развивает память, зрительные и слуховые способности;
- обретает базовый опыт эмоционального развития;
- развивает познания в разных областях жизни и становится легко обучаемым;
- быстрее осваивает предметы, необходимые для обучения в школе.
Принцип поэтапного перехода в игре от простого задания к сложному позволяет ребенку в каждом возрасте узнавать и учиться чему-то новому. Все игры постепенно развивают в детях определенное умение или жизненный навык. Например, усидчивость, умение одеваться, сосредотачиваться на чем-то одном, доводить начатое до логического конца.
Поэтому очень важно подбирать игры и игрушки соответственно возрасту и развитию ребенка. Современные дети очень активны и быстро запоминают любую информацию. Родителям есть смысл постоянно двигаться вперед, не зацикливаясь на постулатах. Есть немало деток, которые и в год вполне справляются с развивающими заданиями для 2-х леток.
Чаще всего игру совмещают с:
- обучением чтению, математике, письму;
- активной познавательной и физической деятельностью;
- заданиями, направленными на развитие логического мышления, мелкой моторики, памяти, речи и активизации умственной деятельности;
- формированием творческой, психологической и эмоциональной сфер.
Какие есть развивающие игры для детей в 1 год
В год ребенок только еще начинает активно познавать мир, и все игры малыша в этот период обычно направлены на развитие его способностей. Особенно на моторику (мелкую в том числе), координацию движений, на речевой аппарат, на знакомство с окружающими предметами и укрепление эмоциональных связей с близкими. Для этого используют различные виды развивающих игр:
- раскраски и картинки с большим объемным изображением, помогающие развивать творческие способности и мелкую моторику, изучать цвета;
- крупные пазлы и кубики с картинками, рамки-вкладыши (есть два варианта: мягкие и твердые) для знакомства с окружающим миром и развития воображения;
- пирамидки различной величины, матрешки и крупный конструктор с разной формой деталей (кубики, конус, прямоугольники), которые помогают развивать моторику и координацию, знакомят с формами, цветами и понятием «больше-меньше»;
-
игрушки из разных материалов (куклы, машинки, плюшевые игрушки, мячики, кегли);
- различные сортеры, коробочки, мешочки, контейнеры, шнуровки, лабиринты, которые помогают ребенку развить моторику, мышление и знакомят с определенными навыками (например, шнуровка ботинок), буквами, цифрами, цветами и окружающими предметами, такими как, например, названия животных или фруктов-овощей;
- игры с крупами, песком, соленым тестом и водой, рисование пальчиковыми красками, развивают мелкую моторику и творческие способности, воображение;
- музыкальные (или говорящие) игрушки знакомят кроху с музыкальными инструментами, различными звуками, буквами, новыми словами и помогают развивать речь.
К играм,развивающим речевые навыки, мелкую моторику и координацию движений относят: пальчиковые игры, кукольный театр, игры на повтор движений за взрослыми под определенную речевку или потешку, танцы под музыку.
Особо стоит отметить активные игры, которые помогают развить физические и умственные данные ребенка. С годовалым крохой играют в мячик (учат пинать его, бросать, ловить), догонялки, прятки, паровозик. Для деток интересными будут активные игры с цветными ленточками, пластиковой бутылкой, воздушными шариками. Отличной идеей будет организовать в детской небольшой спортивный комплекс.На видео посмотрите, какие развивающие игры отлично подходят для детей этого возраста.
Не забывайте, что во все перечисленные игры малыш в год должен играть вместе с родителями. Он еще только учится обращаться со многими предметами, и ему необходима помощь взрослых.
Развивающие игры для детей от года до двух лет
В 1,5-2 года малыши становятся очень активными и любопытными. Им интересно все, что бы им ни предложили. И именно на их любопытстве и активности родителям нужно строить обучение. Ко всем уже перечисленным играм смело добавляются ролевые игры и игры с более сложными действиями и предметами. Ведь к двум годам ребенок уже многому научается, а значит и есть смысл усложнять все игры.
Игра в дочки-сыночки поможет ребенку наладить крепкую связь с родными и пояснит ему, что и он сам должен научиться любить других так же, как мама с папой любят его. А заодно и освоить жизненные и бытовые навыки. Например, ребенок учится кормить с ложки мишку или куклу и сам тоже учится кушать самостоятельно. Одевая и раздевая игрушку, малыш и сам запоминает всю последовательность действий. Старательно вдевая бусины на веревочку и делая подарок для куклы или мамы, кроха не только развивает мелкую моторику, он учится создавать полезное, делая что-то для других.
В этот период с ребенком нужно много разговаривать, учить его важным вещам, которые пригодятся ему и в общении с чужими людьми, и для формирования его характера. Такие игры как «Повторяй за мной», где малыш должен правильно произнести последнее слово в рифмовке, повторяя его за взрослым, помогут сформировать его навык правильного произношения. А игра в «Волшебный мешочек» поможет развить тактильную восприимчивость. Суть игры: спрятать в непрозрачный мешочек различные предметы и дать ребенку, не заглядывая внутрь, определить на ощупь, что это за предмет.
Попробуйте поиграть в игру «Кто и что делает», которая развивает интеллект, речь, воображение и память в двух вариантах:
- взрослый называет предмет или животное и предлагает ребенку сказать, как они «разговаривают». Например: взрослый говорит «машина», а ребенок голосом показывает, как она едет или сигналит, взрослый говорит «лягушка», ребенок – квакает и так далее;
- взрослые предлагают малышу самому назвать пару, которая производит одинаковые действия. Вопрос – прыгают кто? Ответ: лягушка и зайчик. Вопрос: рычит кто? Ответ – мотоцикл, медведь или волк и собака.
На видео ниже показаны еще несколько игр, которые подходят для деток 1,5-2 лет.
Развивающие игры для 3-4-х летних
Трех- четырех-летние детишки уже самостоятельны во многих своих играх. Они легко общаются со сверстниками, многие ходят в садик, где их учат и развивают уже как младших дошкольников. Такие игры направлены не только на закрепление уже приобретенных бытовых и жизненных навыков. Они готовят деток к школе. Их цель:
- развить в ребенке усидчивость, умение подчиняться командам взрослых;
- быть вежливыми, внимательными, восприимчивыми к критике;
- научиться логическимыслить и запоминать материал;
- уметь различать формы, цвета;
- научить малыша читать, писать, считать;
- преподать уроки этикета и правила общения в обществе;
- научить мыслить, фантазировать, творить и быть самостоятельными.
О целом сборнике разнообразных игр для 3-4-х леток рассказывается на видео ниже.
Источник
Представляю вашему вниманию продолжение нашего плана развивающих игр и занятий для детей. Сегодня на очереди возраст 1 год 3 месяца – 1,5 года. В этот период у малыша по-прежнему огромная тяга к изучению окружающих предметов и их свойств, ребенок с удовольствием щупает, складывает, перекладывает, проталкивает что-то, и в этом ему нельзя отказывать, а только наоборот предоставлять как можно больше разнообразных возможностей. Наряду с предметными играми не стоит забывать и про творческое развитие, сюжетно-ролевые игры, чтение книг и многое другое. И чтобы ничего не упустить, как раз и понадобится комплексная программа занятий или конспект, к которому можно быстро обратиться в нужный момент.
Аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:
ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ
В этой статье все игры собраны в виде списка, чтобы прочитать подробнее о каждом занятии – нажимайте на ссылку-название.
1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
Что нового в этом возрасте:
- Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;
- Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;
Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда
- Отыскиваем одинаковые фасолинки, макарошки и т.п. и раскладываем их по ячейкам;
Сортируем предметы (по размеру, цвету, форме)
- Сортируем бусины по цветам в разные мисочки;
- Играем с водой;
- Просеиваем крупу через ситечко;
Собираем пазлы из 2 частей;
Пример простого пазла (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
- Режем овощи и фрукты;
Пример набора овощей (KoroBoom, My-shop, Лабиринт)
- Собираем пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко;
- Собираем матрешку, самостоятельно подбирая половинку;
- Играем в лото;
- Собираем грибы / ягоды;
- Одеваем кукол, накладывая одежду;
Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop, KoroBoom)
Уже знакомые игры:
- Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;
- Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);
Играем с самыми простыми рамками-вкладышами (с изображением вкладываемого предмета на заднем фоне);
Пример рамки-вкладыша (Ozon, My-shop, Read)
- Играем с колпачками (последовательно складываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);
Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры – деревянная радуга.
- Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;
- Рвем бумагу / вату;
- Играем с крупами, с песком, с водой (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);
- Учимся проталкивать предметы (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг, в сортер);
- Играем со шнуровкой;
Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
- Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
- Возим каталку;
- Чистим вареное яичко;
- Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;
- Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;
- Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;
Развивающий коврик своими руками
Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
- Перекладываем фасолинки из одной миски в другую;
- Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;
Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)
- Строим башни из кубиков;
- Играем с мелкими предметами (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);
- Играем с сенсорными коробками;
2. Лепка
- Развивающие игры с тестом;
- Лепка из пластилина.
3. Рисование
4. Аппликация
5. Развитие речи
- Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;
- Делаем первые ариткуляционные упражнения (учимся дуть);
- Игра «Кто в домике живет?»;
- Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;
- Используем в речи простые звукоподражательные слова (вспоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик – динь-динь, машина – би-би и т.д.))
6. Чтение книг
Подборки книг для чтения детям 1 года можно найти здесь:
КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ПОДБОРКА ЛУЧШИХ СКАЗОК И СТИХОВ – ЧИТАТЬ
РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА – ЧИТАТЬ
7. Первые уроки
- Закрепляем понятия: большой-маленький, много-мало, одинаковый;
- Изучаем цвета;
- Изучаем противоположности на реальных предметах (холодный-горячий, пустой-полный, тяжелый-легкий, мягкий-твердый);
- Считаем все вокруг во время общения с малышом (ступеньки, пуговки, игрушки);
- Изучаем геометрические фигуры;
- Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша
8. Первые сюжетные игры
9. Прослушивание классической музыки
10. Двигательная активность
- Играем в «полосу препятствий»: наступаем на небольшие ступеньки, сделанные из книжек; ходим по массажному коврику (Озон, My-shop); пролезаем под стулом; перешагиваем кубики.
- Катаем/бросаем мяч.
11. Развитие навыков самообслуживания
- учимся пить из кружки,
- учимся мыть руки,
- учимся есть ложкой.
Итак, занимайтесь, играйте, надеюсь конспект окажется вам полезен. Планы занятий на другие периоды развития вы можете найти в этом разделе.
Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, .
Искренне ваша, Яна Разначенко
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ И ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ЛЕТ
Источник