Игры с пуговицами для ребенка 1 год

Игры с пуговицами для ребенка 1 год thumbnail

Развивающие игры с пуговицами для детей стимулируют работу маленьких пальчиков, улучшая мелкую моторику.

Физиологи доказали – чем больше и разнообразнее работают пальчики малышей, тем быстрее развивается их мозг. Развитие мелкой моторики способствует формированию речи, логического мышления, памяти и общего восприятия ребенка.

Внимание! При играх с мелкими предметами будьте особенно внимательны! Не оставляйте малыша одного, даже на минутку.

Важно! Игра должна оставаться игрой! Не заставляйте ребенка играть, если он не хочет. И не ругайте его, если что-то не получается!

Развивающая игра для малышей – сложи пуговицы

Развиваем мелкую моторику и координацию движений у детей до года.

Для игры понадобится:

  • Любые разноцветные пуговицы, которые вы найдете дома.
  • Две емкости таких размеров, чтоб малыш мог рассмотреть пуговицы и без труда их достать. Можно использовать простые углубленные тарелки.

Подготовка:

  • Сложите все пуговицы в одну емкость, вторую оставьте пустой.
  • Достаньте одну пуговицу, и бросьте в пустую емкость так, чтобы получился звук.
  • Повторяйте действие несколько раз, чтоб ребенок заинтересовался.

Задача для ребенка:

Перекладывать пуговицы из одной емкости в другую, тренируя маленькие пальчики.

Игры для детей 11-12 месяцев ЧИТАТЬ

Развивающая игра – найди пуговицу

Развиваем мелкую моторику и тактильную чувствительность. Возраст 1-3 года.

Для игры понадобится:

  • Пластиковый контейнер или большая глубокая тарелка.
  • Крупа или мелкие макароны.
  • Любые пуговицы.

Подготовка:

  • В контейнер высыпите крупу или макароны. Слой должен быть толщиной не менее двух сантиметров.
  • На глазах у ребенка спрячьте пуговицы в крупу, предварительно посчитав их количество.

Задача для ребенка:

Отыскать все пуговицы в контейнере. Можно соревноваться с малышом, кто найдет больше пуговиц.

Игры с прищепками для малышей ЧИТАТЬ

Развивающие игры с пуговицами – аппликация

Развиваем мелкую моторику рук и фантазию ребенка. Возраст 1-3 года.

Для игры понадобится:

  • Кусок картона – квадратный, круглый или другой формы, которая вам понравится
  • Пластилин яркого цвета Как сделать мягкий и безопасный пластилин дома?
  • Разноцветные пуговицы – плоские (без ножки)

Вместо пуговиц можно использовать крупы, пробки, красивые макароны, детали от конструктора или любые другие мелкие вещи, которые вы найдете дома.

Подготовка:

  • Вырежете из картона фигуру, которая вам по душе
  • Налепите на картон слой яркого пластилина, толщиной около 0,5 см
  • Покажите ребенку, как прилепить пуговку к пластилину

Задача для ребенка:

В произвольном порядке прилепить пуговица к пластилину. Для детей трех лет и старше, можно усложнить задание, попросив их выложить узор.

По такому же принципу можно украшать не только куски картона, но и стаканчики под карандаши.

Развивающие игры с пуговицами – сортировка

Развиваем мелкую моторику и учим цвета с малышом. Возраст 1,5-3 года.

Для игры понадобится:

  • Пуговицы нескольких цветов. В каждой группе цветов должно быть не менее пяти пуговиц.
  • Разноцветные стаканчики или баночки от детского пюре, обклеенные цветной лентой или бумагой. Цвет стаканчиков должен соответствовать цвету пуговиц.

Для того чтобы пуговицы не разлетались по всей квартире, баночки лучше поставить на поднос или противень.

Подготовка:

  • В тарелку или небольшую коробку высыпите все пуговицы и перемешайте их. Размер посуды с пуговицами должен быть такой, чтоб ребенок мог рассмотреть содержимое и без труда взять нужное.
  • Расставьте стаканчики в произвольном порядке и помогите ребенку рассортировать первые 5-10 пуговиц.

Задача для ребенка:

Малыш должен разложить пуговицы в стаканчики, соответственно их цвету. Не переживайте, если сразу не получится. Проговаривайте вслух цвет пуговиц и стаканчиков, сортируйте вместе. Через два или три занятия ребенок вас удивит.

Развивающая игра с пуговицами – паутинка

Развиваем мелкую моторику рук и фантазию ребенка. Возраст 2-3 года

Для игры понадобится:

  • Пуговицы нескольких цветов.
  • Кусок картона
  • Нитки обычные и для вязания

Подготовка:

  • К куску картона пришейте пуговицы в произвольном порядке
  • К одной из пуговиц привяжите шерстяную нить

Задача для ребенка:

Тянуть шерстяную нить, оборачивая ее вокруг пуговиц, чтобы получился узор. Количество нитей может быть больше одной, здорово, если они будут разных цветов.

Развивающие игрушки для детей до года ЧИТАТЬ

Игра разложи пуговицы

Раскладываем пуговицы по цветам в пустые места на картинке.

Прочитали: 4 976

Источник

Анастасия Косова

Картотека игр с пуговицами для детей дошкольного возраста

ПУГОВИЦЫ – ОТЛИЧНЫЕ ПОМОЩНИКИ ДЛЯ ИГРЫ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разнообразие пуговицпозволяет использовать их для работы по коррекции и развитию: – психомоторики (мимика, моторика рук, координация движений);

– сенсорной сферы;

– эмоционально-волевой сферы (релаксационное воздействие);

– произвольного внимания.

Пуговицы можно широко применять в играх по коррекции коммуникативных навыков и речевых нарушений.

Актуальность игр с пуговицамив речевом развитии направлена на:

развитие мелкой моторики;

развитие устной связной речи;

развитие грамматических категорий;

развитие речевого дыхания;

автоматизация поставленных звуков;

развитие фонематического восприятия.

– для младших групп

• Игра «Домик для пуговиц»

Цель: формирование сенсорных эталонов, развитие речи, внимания, усидчивости.

Понадобится: пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры.

Взрослый предлагает детям разложить пуговицы в «домики» по цветам. Ребёнка просят назвать цвет выбранной пуговицы.

• Игра «Пошли пальчики гулять»

Цель: развитие мелкой моторики, внимания, чувства ритма.

Понадобится: коробка из-под обуви, пуговицы и композиция «Прогулка» из программы «Топ-хлоп малыши». Пуговицы расположить в крышке коробки в виде тропинки. Для малышей дорожки из пуговиц лучше зафиксировать с помощью клея.

Читайте также:  Гречневая каша для ребенка 1 год рецепт в мультиварке

Взрослый показывает детям, как пальчики рук умеют ходить и прыгать. Малыши повторяют движения. Затем под музыку каждый ребёнок «проходит» дорожку самостоятельно.

В логопедии эту игру можно проводить с элементами логоритмики. Таким образом, отрабатываются ритмическая структура слова, чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей, развивается мелкая моторика рук. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного, содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Мы используем игры и музыку Железновой.

• Игра «Дорожки»

Цель: развитие устойчивости внимания, фонационного выдоха.

Понадобится: различные дорожки, несложные лабиринты и пуговицы.

Взрослый просит помочь герою выйти из лабиринта. Ребенок, прижимая пальцем пуговицу к листу, помогает пройти весь путь.

Для развития фонационного выдоха, мы предлагаем пропевать определённый гласный звук на выдохе, одновременно ведя пуговицу по дорожке.

• Игра «Воздушные шары»

Цель: формирование сенсорных эталонов, развитие речи, внимания

Понадобится: пуговицы, разноцветные ниточки без шаров, нарисованные в руке сказочного персонажа

Взрослый предлагает детям превратить пуговицы в воздушные шарики. Ребёнок должен прикрепить «шар», соответствующий цвету нитки.

С помощью этой игры можно отрабатывать предлоги «над», «под», «между», «около»; формы сравнения больше-меньше, понятия «много-мало», слова признаки.

– для средних групп

• Игра «Варенье для друзей»

Цель: закрепление сенсорных эталонов, обобщающих понятий «Фрукты» и «Ягоды», развитие грамматического строя речи.

Понадобится: пуговицы, макет банки.

Рассматриваем пуговицы, представляем каким фруктом или ягодой может быть красная пуговица, желтая, зелёная, оранжевая, фиолетовая. Затем складываем их по одной в баночку и просим ребёнка проговаривать, какое варенье получится из каждого названного фрукта или ягоды (например, из клубники – клубничное, из сливы – сливовое и т. д.)

• Игра «Гусеница»

Цель: закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса

Из фетра (или плотной ткани) вырезать разноцветные круги. Один из них сделать головой гусеницы. Остальные круги – туловище. На одном краю каждого из них пришить пуговицу, на другом – петлю или прорезь. Предлагаем детям «вырастить» гусеничку, пристёгивая детали туловища. Для развития логического мышления составлять туловище по заданному правилу, чередуя определённые цвета.

– для старших и подготовительных групп

• Игра «Клеточки»

Цель: развитие внимания, памяти, фонематических процессов

Понадобится: парные пуговицы, 2 карточки из картона размером 15×15 см (можно 20×20 см, разлинованные в виде таблицы 3×3 (как для игры в крестики-нолики).

Взрослый берет одну карточку, выкладывает 2-3 пуговицы в ячейки и просит ребенка запомнить их расположение. Затем накрывает свою карточку платком. Малыш раскладывает пуговицы таким же образом по памяти, но только в своей карточке.

• Игра «Путешествие пуговки»

Цель: развитие мелкой моторики, связной речи, грамматического строя (предлоги, глаголы и т. д., дифференциации силы голоса.

На фоторамке натянута нить в виде ломаной линии, которая крепится к краям рамки с помощью петель. По нитке можно передвигать пуговицу. На рамке с помощью картинок и прищепок можно создавать сюжет истории о путешествии пуговки. Кроме того, передвигая пуговицу по нитке можно пропевать гласные звуки,при этом дифференцировать изменения силы голоса: пуговка поднимается вверх – поем громче, пуговка опускается вниз – поем тише.

• Игра «Чудо-дерево»Цель: формирование направленной воздушной струи.

На фоторамке из шпагата сплетено дерево, на котором растут волшебные плоды (лёгкие пуговицы на длинных нитках).Использование этой игры нацелено на развитие направленной воздушной струи: выдыхать воздух не надувая щёки, губы трубочкой.

• Игра «Передай пуговку»

Ребёнку предлагается с помощью двух одноимённых пальцев обеих рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары пальцев по очереди.

Если занятие проводится с подгруппой, то дети передают друг другу пуговицу по такому же принципу по кругу.

• Игра «Пуговичная копилка»

Цель: закрепление обобщающих понятий; развитие мелкой моторики, связной речи, фонематического слуха.

Понадобится: пластиковая ёмкость с прорезью на крышке (по типу копилки, пуговицы.

Взрослый просит ребёнка назвать несколько слов, объединённых одним обобщающим понятием. Например, назвать насекомых. Каждая пуговица, брошенная в ёмкость – это одно слово. Чем больше насекомых назовёт ребёнок, тем полнее будет копилка.

Это пособие можно использовать также для автоматизации поставленных звуков.

• Игра «Коллекция»

Цель: формирование и закрепление знаний сенсорных эталонов, математических и пространственных представлений, развитие связной речи, внимания, усидчивости.

Понадобится: коллекция пуговиц «на ножках», пришитых к плотной ткани и закреплённых на жёсткой основе, яркие парные резинки для волос

Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть пуговицы:

– Назвать цвета, сосчитать количество пуговиц каждого цвета, сравнить. – Угадать пуговицу по описанию (в первом ряду, из пластмассы, среднего размера, красная, без узора).

– Описать пуговицу, которая находится в правом верхнем углу, слева от синей пуговицы, между желтой и белой и т. д.

– Подобрать пары одинаковых пуговиц и надеть на них резинки одинакового цвета.

• Игра «Пуговичная полянка»

Цель: развитие связной речи, воображения, усидчивости, автоматизация поставленных звуков, формирование фонационного выдоха.

Понадобится: пуговицы «на ножках», закреплённые на жёсткой основе круглой формы, канцелярские резинки, небольшой клубок шерстяных ниток.

Данную игру можно использовать по принципу пособий Воскобовича, надевая резинки на пуговицы таким образом, чтобы получались буквы, цифры или различные предметы. Можно создавать с детьми дорожки из резинок, затем пропевать гласные звуки, способствуя формированию фонационного выдоха.

Читайте также:  Вариант меню ребенка в 1 год

Также можно рисовать ниткой дорожку, закрепив петелькой конец нити на пуговке. Сколько пуговиц «помогало» рисовать, столько раз ребёнок проговаривает слова на определенный звук (автоматизация поставленных звуков).

Особое внимание в играх с пуговицами следует уделять упражнениям, где задействованы не только первые три пальца, но и безымянный с мизинцем. Большой, указательный и средний пальцы, а также смежная с ними часть ладони – социальная зона руки. Два последних пальца, безымянный и мизинец, находятся вне этой зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Многофункциональное развивающее пособие «Клавиатура» как раз позволяет проводить кинезиологические упражнения, в которых задействованы все пальцы обеих рук.

Из пуговиц выложена имитация клавиатуры компьютера. Ребенок надавливает на пуговицы сначала каждым пальцем одной руки, затем другой руки попеременно, производя движение “печатания”.

Усложнение: выполнять упражнение одновременным нажатием одноименными пальцами обеих рук на разные пуговицы.

Почему назвали это пособие многофункциональным? Если пуговицы на клавиатуре будут разного цвета, размера и формы, то с его помощью можно формировать сенсорные эталоны, математические представления, фонематический слух (например, если слово начинается с гласного звука – пальчики ставим на красные пуговицы, если с твёрдого согласного – на синие и т. д.) и мелкую моторику (используя как в игре «Пальчики пошли гулять»).

Источник

Сердце из пуговицМаленький ребёнок познаёт мир при помощи тактильных, вкусовых, слуховых, зрительных ощущений. Но без специальной тренировки невозможен их высокий уровень развития. Для домашних занятий с малышом можно взять предметный материал, который был предложен известным педагогом Марией Монтессори. Она включила в него многие бытовые предметы, которые легко превратить в игрушки. Оказывается, игры с пуговицами тоже могут способствовать физическому и интеллектуальному развитию детей.

Польза занятий с бытовыми предметами

По мнению Монтессори дошкольникам необходимо дать возможность самим познавать мир через ощущения и восприятия. Для этого она выделяет несколько, так называемых, «зон развития ребёнка»:

  1. Зона практической жизни – малыш приобретает навык контролировать свои вещи, выглядеть опрятно, ухаживать за игрушками. Одеваясь и обуваясь, ребёнок учится самостоятельности, организованности, терпению. Взаимодействуя с застёжами, шнурками, пуговками, развивает мелкую моторику.
  2. Зона сенсорного развития – кроха активизирует свои чувства, изучая окружающий мир. Для него становятся очевидными различия в окружающих предметах и их свойствах: форма, цвета, размер, пространственное расположение, запах.
  3. Зона умственного развития – когда малыш начинает играть с предметами, создается определенная цепочка: впечатление, воздействующее на органы чувств – ощущение – представление – ассоциация представлений – запоминание – анализ – мышление.

Их легко организовать дома, оборудовать бытовыми предметами, которые есть в каждом доме, использовать для сенсорного развития. Так, например, игры с пуговицами могут развивать мышление, мелкую моторику пальцев, зрительную память, внимание, координацию движений, готовят руку к письму.

Важно! Все игры с мелкими предметами должны проходить только под неустанным наблюдением взрослых, в течение 10-15 минут. Маленькие детки, заинтересовавшись разноцветьем пуговиц, могут потянуть их в рот.

Топ 15 лучших развивающих игр с пуговицами для детей

По мнению психологов для развития мышления маленьких деток, в первую очередь, надо развивать их ручки. Для этого хорошо подойдут игры с мелкими предметами. Дома очень полезно организовать развитие мелкой моторики с помощью пуговиц.

Игры своими руками

Можно сделать многие игры с пуговицами своими руками. Для этого нужна лишь фантазия, желание и простой материал: любые разноцветные пуговицы, которые найдутся, пластиковые ёмкости любого размера, веревочки, кусочки ткани.

«Накорми зайчика»

Игра развивает мелкую моторику детишек. Для действия потребуется несколько лоскутов ткани, из которых нужно вырезать зайца и морковку (как вариант – ежа и гриб). Части мордочки можно нарисовать или приклеить картонные. Пришить на фигурку зайчика пуговицы, а петли сделать на морковке. Взрослый вначале показывает, как играть – пристёгивает морковку или грибочек. Все движения нужно делать медленно, чтобы ребёнок внимательно рассмотрел, как это делается. Можно дополнить действие историей о том, как животные отправились искать морковку или грибочек и нужно помочь им принести добычу домой.

«Ловись, рыбка»

Игры с пуговицами: вылавливаем пуговицы из водыИгровое упражнение развивает внимательность малыша, обучает бытовым умениям. Нужна ёмкость с водой, пуговицы, шарики, поварёшка, ложка с дырочками или небольшой дуршлаг. Все предметы вместе с малышом бросить в ёмкость водой. Важно предметы брать тремя пальцами то правой, то левой рукой. Заполнив аквариум, можно ловить «рыбок». Естественно, ребёнок попробует брать предметы руками, тут нужно объяснить, что «рыбки» кусаются, поэтому вынимать их нужно, не помогая себе другой рукой.

«Подушечки»

Доступное задание для самых маленьких, развивает тактильные ощущения. Взять ткань разной структуры, пришить пуговицы разной величины и формы. В качестве наполнителя можно использовать крупу, разные сухие травки. Кроха перебирает подушечки, пуговки, тем самым стимулируя мелкую мускулатуру руки.

«Погремушка»

Игрушка развивает мелкую моторику, слуховое восприятие. Необходима пластиковая банка или бутылка, бусины, крупа, пуговицы, шнурок (тесьма, верёвочка). Сделать отверстия шилом в бутылке друг напротив друга. Для чётких отверстий, раскалить кончик шила над огнём и аккуратно проколоть дырочки. Шнурок продеть сквозь отверстия, на концы прикрепить по большой бусине или пуговицы или просто завязать большой узелок.

  • 1-й вариант. Ребёнок тянет за один конец и наблюдает, как движется бусина или пуговица с другой стороны.
  • 2-й вариант. Если использовать несколько бутылок, то нужно насыпать в каждую бутылку разные наполнители и завинтить крышку. Через две бутылки продеть нитку. Вышла двойная погремушка.
Читайте также:  Гадание на день рождения ребенка 1 год

Дидактические игры с пуговицами

В продаже много дидактических игрушек, которые стимулируют действия ребятишек, помогают организовать развивающие занятия. Большую ценность имеют подобные игры, сделанные своими руками.

Развивающий коврик с окошками

Игрушка развивает мелкую моторику, предлагает знакомство с окружающим животным миром. Взять небольшой плед или кусочек ткани. По краям пришить пуговицы, а в центре – лоскутки из нелиняющей ткани. Прочно зафиксировать шнурочки-хвостики, можно добавить аппликации – животных. Пришить пластмассовые колечки от штор на ленточках. Нашить кармашки и положить туда что-то интересное. Сделать окошки – кусочек ткани, который пристёгивается к одеялу на пуговицу и закрывает какую-нибудь картину-аппликацию.

Игры-шнуровки

Укрась елочку пуговицамиПодобные игры развивают мелкую моторику, логическое мышление, воображение, память, усидчивость, готовят руку к письму. Предназначены для детей постарше. В качестве нитки и иглы взять разноцветные шнурки для обуви. Шнурок намотать на пустую катушку для ниток, чтобы было «по-настоящему».

  1. «Портной» – игра развивает мелкую моторику, логическое мышление, воображение, память, усидчивость, готовит руку к письму. Для детей от 2-х лет. Из плотного картона вырезать большие пуговицы (от 6 см в диаметре) и проделать 4 отверстия. Проталкивать шнурки и вынимать их с обратной стороны.
  2. «Украсить елку» – задание для детей с 3-х лет развивает мелкую моторику, воображение, терпение. Вырезать из картона елку, сделать в разных местах отверстия и подобрать крупные пуговицы. Теперь можно украсить дерево, нарядив его пуговицами. Разноцветные шнурки можно подобрать под цвет пуговиц.

«Лото»

Игра помогает развивать не только мелкую моторику, но и обучать цветовой гамме.Взять несколько листов цветной бумаги. Карандашом нарисовать квадраты и кружочки, (в кружочках сделать дырочки) и вырезать их или взять пуговицы разных цветов. На картон приклеить чередующиеся цвета. Теперь брать определенного цвета пуговицу и класть её на соответствующий цвет.

«Сортировка»

Игра развивает мелкую моторику, закрепляет знания о форме, цвете и величине предметов.

  • 1-й вариант. Нарисовать на листе мешочки или кружочки разных цветов. Теперь брать пуговицу и «класть» её в нужный мешочек.
  • 2-й вариант. Нарисовать на листе домик. На первом этаже класть большие пуговицы, на второй – средние, на третий – самые маленькие.
  • 3-й вариант. Сортировать пуговки по количеству дырочек.
  • 4-й вариант. Взять пластиковые ёмкости с крышечками разных цветов, проделать в крышечках отверстия. Теперь пуговички бросать в контейнер, соответственно цвету.
  • 5-й вариант. Взять пустые спичечные коробки, склеить их между собой при помощи клея. Получится домик. Теперь боковинки-окошки обклеить цветными полосочками. Каждое «окошко» имеет свой цвет, туда нужно положить пуговицу определённого цвета.

«Найти лишний»

Игры с пуговицами: найди лишнююИгра развивает логическое мышление.

  • 1-й вариант. Положить в один ряд большие пуговицы и несколько маленьких. Предложить ребёнку отыскать лишнее.
  • 2-й вариант. Положить в один ряд пуговицы одного цвета и добавить несколько пуговиц другого цвета. Предложить ребёнку отыскать лишнее.

«Картинка»

Упражнение развивает мелкую моторику, пространственное воображение, цветовое восприятие. Нарисовать на листе предмет (фрукт, зонтик, листик и т.д.). Раскладывать по контуру пуговички соответствующего цвета: яблоко – красными, листик – зелёными. Затем можно заполнить серединку тоже пуговицами, приклеивая их к листу бумаги.

«Поиск сокровищ»

Упражнение развивает мелкую моторику, усидчивость. Взять глубокую ёмкость, засыпать её манной крупой. Набросать туда пуговиц. При помощи ситечка зачерпнуть «песочек» и найти «сокровища», просеивая крупу.

«Бусы для мамы»

Игровое упражнение привлекает детей эмоциональным настроем, направлена на мелкую моторику, творческое воображение. Взять разноцветный шнурок и на него нанизывать крупные пуговицы, выйдет украшение.

«Новогодняя гирлянда»

В задании отлично развивается пространственное мышление крохи, умение видеть перспективу, усидчивость, творческое воображение. Взять полосочки тканей и на один край пришить пуговицу, а на другом нужно сделать петельку. Первую полосочку застегнуть, вторую и последующие продеть через центр предыдущей и застегнуть.

«Поляна цветов»

Игра развивает мелкую моторику малышей, воображение, усидчивость, умение находить соответствующий цвет. К зеленой ткани пришить хаотично пуговицы. Вырезать из разноцветных кусочков ткани цветочки, проделать в середине них дырочки-петельки. Ребёнок прикрепляет к полянке цветочки. Также нужно называть цвет и считать цветочки.

Советы для родителей

  1. Нужно учитывать, что пуговицы для развития мелкой моторики должны быть безопасны и привлекательны для малышей. Поэтому нужно подобрать довольно крупные и красочные экземпляры.
  2. Чтобы не было опасения, что ребёнок проглотит пуговицу, нужно заинтересовать его действием. Тогда он поймет, сколько всего можно с ней сделать и не будет скучать и пытаться её отправить в рот.
  3. Взрослым не надо спешить делать что-либо за ребёнка. Первое время нужно показывать, как и что делать, корректировать, объяснять. Важно развивать у ребёнка самостоятельность, ответственность, аккуратность, готовность к взрослой жизни.
  4. Подбирать игры, соответствующие возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка.

Важно! Заниматься с ребёнком развитием мелкой моторики необходимо с младенчества. Первый год дитя накапливает знания, затем начинает их применять на практике. Обязательно дать возможность ребёнку реализовать потребность всё потрогать, узнать мир.

Источник