Игры на социально эмоциональное развитие ребенка

«Ой, лады»

Цель – воспитывать добрые отношения друг другу.

Воспитатель и малыши произносят слова и выполняют действия.

Лады-лады-ладушки,

Хлопают в ладоши.

Мы пекли оладушки,

Имитируют действие.

Маслом поливали,

Указательным пальцем водят по ладошке.

Деток угощали…

Называют имя ребенка, к которому подходят с «оладушками»,

Тане – два, Ване – два и…

(воспитатель называет свое имя) – тоже два!

Вот и я, вот и я, вот и все мои друзья!

       Все дружно хлопают в ладоши.

 «Паровозик»

Цели: учить отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Педагог объясняет детям, что сейчас они будут играть «в паровозик»: «паровозом» будет взрослый, а «вагончиками» – дети. Воспитатель поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы – вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс – вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс». После того как все дети выстроились, «поезд отправляется в путь».

«Передай мяч»

Цель – учить взаимодействовать со сверстниками.

Дети стоят напротив друг друга. Воспитатель показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя»).

Игра эмоционально поддерживается взрослым.

«Ласковое имя»

Цель – учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные

дети при помощи воспитателя называют варианты ласкового имени ребенка,

стоящего в центре круга.

«Дотронься ласково»

Цель – учить детей включаться в разные формы коммуникации.

Все участники игры стоят или сидят по кругу. Ведущий ласково дотрагивается до головы рядом сидящего ребенка и говорит: «Какие шелковые волосики у Саши!» затем просит Сашу дотронуться до головы своего соседа. Взрослые также участвуют в игре, и если дети затрудняются в обращении, то помогают им.

Игра предполагает несколько вариантов – можно дотрагиваться до руки, до носа. Некоторым детям трудно выполнять такие действия – не нужно заставлять выполнять все. Взрослые активно помогают малышам включаться в разные формы коммуникации.

«Спаси птенца»

Цель – воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Детям раздают ватные комочки – это «птенчики». Педагог говорит: «Мы побегали, поиграли, согрелись, а птенчику холодно, он замерз, давайте его погреем и отпустим полетать». Дети со взрослыми стоят по кругу, сложив ладони «лодочкой», глубоко дышат, как бы спасая птенца, поднимаются на носочки и отпускают его.

«Ласковый ребенок»

Цель – продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

Дети сидят на стульях перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбнуться: «Ах, какой хороший Саша! Иди ко мне, я тебя обниму – вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает к себе еще одного ребенка и предлагает ему повторить эти действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подытоживает действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня ласковый ребенок!» затем взрослый поочередно вызывает остальных детей, игра повторяется.

«Цветные коврики»

Цель – учить передавать эмоции в соответствии с цветом.

Для игры понадобятся игрушки, а также желтый и черный коврики (их кладут перед детьми). Воспитатель показывает игрушку (например, волка) и говорит детям: «Волк злой, сердитый, мы его поставим на черный коврик. А петушок веселый, добрый, его мы поставим на желтый коврик».

Так можно обыграть все знакомые игрушки или сказочных героев.

Затем можно усложнить игру: добавить коврики других цветов (голубой – слезы, грусть; зеленый – спокойствие); предложить детям самим проявить эмоции на коврике любого цвета: «Анечка, ты – сердитая кошка. Встань на коврик черного цвета и изобрази ее».

«Кто лучше разбудит?»

Цель – способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложится на коврик. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково.

«Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

Цель – способствовать уменьшению обидчивости у детей.

Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Воспитатель начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

«Вместе играем»

Цель – учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.

Для игры понадобятся парные игрушки: шарик и желобок, паровозик и вагончик, машина и кубики.

Воспитатель расставляет детей парами и раздает им игрушки, предлагая поиграть вместе. Затем помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки.

В конце игры педагог фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик. Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали в машину кубики и возили».

«Кто пришел к нам в гости?»

Цели: способствовать развитию самоуважения детей, активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Воспитатель отводит в сторону ребенка и договаривается с ним о том, что он будет изображать какое-нибудь животное (педагог подсказывает), которое придет в гости к детям. Ребенок изображает это животное, дети отгадывают. («Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется…»)Дети стараются догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них настроение.

«Листочек падает»

Цель – развивать умение сотрудничать.

Воспитатель поднимает над столом лист бумаги, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он опускается вниз и ложится на стол. После этого педагог просит детей «превратить свои руки в листочки бумаги». Поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Затем опускает лист, он плавно падает на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол.

Игру можно повторить несколько раз.

Воспитатель подчеркивает умение ребят действовать вместе.

«Колокольчик»

Цель – учить проявлять симпатию к сверстникам.

Воспитатель читает стихотворение и звонит в колокольчик: С колокольчиком играю – динь-динь-динь (2 раза)

С колокольчиком гуляю – динь-динь-динь (2 раза)

Позвеню и покружусь, всем ребятам покажусь.

Колокольчик голубой, кто гулять пойдет с тобой?

Выбирает любого ребенка и идет с ним по группе.

«Солнечный лучик»

Цели: развивать тактильные ощущения, учить выполнять нежные прикосновения.

Дети вытягивают ладошки. Воспитатель рассказывает стихотворение, подходит к малышам и поглаживает их ладошки:

Солнечный лучик коснулся руки

Я попрошу его: «Ты не беги, ты посиди на ладошке моей, вместе нам будет с тобой веселей».

«Подарим фрукты»

Цель – учить проявлять добрые отношения к сверстникам.

Для игры понадобятся фрукты. Дети выполняют «инструкцию» воспитателя:

Ты яблоко бери и Тане дари.

Ты грушу бери и Маше дари.

Ты банан бери и Пете дари.

«У кого какая игрушка?»

Цель – учить делиться игрушками.

Воспитатель заранее готовит игрушки: сначала их должно хватить всем детям, затем на одну меньше.

Читайте также:  Развитие ре развитие ребенка с рождения

встали дети в круг, в круг,

кулачками стук-стук.

Мы идем вперед, вперед,

Ножками топ-топ.

Мы идем назад, назад,

Вот так, вот так!

Побежали, побежали

И к игрушкам прибежали.

«Флажок»

Цель – учить реагировать на свое имя и проявлять симпатию к сверстникам.

Для игры понадобится флажок.

Дети встали в кружок,

Дети становятся в круг.

Увидали флажок:

Флажок держит воспитатель.

«Кому дать, кому дать, кому флаг передать?»

Выйди, Ваня, в кружок, возьми, Ваня, флажок.

Выйди, выйди, возьми, выше флаг подними.

Ваня берет флажок, поднимает его.

Вот наш Ваня идет и флажок свой несет:

«Кому дать, кому дать, кому флаг передать?»

Ваня выбирает ребёнка, которому передает флажок, ь- игра повторяется.

«Праздничный салют»

Цель – учить эмоционально откликаться на содержание стихотворения.

Для игры понадобятся барабан и мелко нарезанная бумага для «салюта». Воспитатель читает стихотворение:

Грянул гром, веселый гром.

Засверкало все кругом.

Рвутся вы небо неустанно

Разноцветные фонтаны,

Брызги света всюду льют.

Это праздничный салют.

Раз, два, три, салют радости дари!

Все вместе подбрасывают нарезанную бумагу вверх.

«Мотылек»

Цель – вызвать радость от ожидания легкого прикосновения.

Воспитатель держит в руках мотылька из картона, привязанного к палочке:

Летал мотылек, порхал мотылек.

Присел отдохнуть на душистый цветок.

Летал мотылек, порхал мотылек,

Присел подремать на прохладный пенек.

Закончив читать стихотворение, педагог кладет мотылька на ладошку ребенка.

«Наше солнце»

Цель – способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

Взрослый рисует на листе ватмана большой круг, затем обводит ладони детей, создавая таким образом «лучики солнца». Дети раскрашивают нарисованные ладошки, взрослый им помогает. В итоге получается изображение красивого солнца, которое вывешивают в группе.

«Покажу, как я люблю»

Цель – способствовать формированию любви к окружающим.

Воспитатель говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Один из детей        й «превращается в маму», другой – в ее «сыночка», и показывают, как они любят друг друга. Следующие пары – «мама и дочка», «»бабушка и внук.

«Звериное пианино»

Цель –развивать умение сотрудничать.

Дети садятся в одну линию. Они – «клавиши пианино», которые звучат голосами разных животных. Воспитатель раздает детям карточки с изображениями животных (кошки, собаки, свиньи и т.п.), голосами которых будут звучать «клавиши». Потом педагог дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. «Клавишам» нужно звучать голосами соответствующих животных.

«Радуга-дуга»

Цель – активизировать позитивное настроение.

Радуга-дуга, не давай дождя.

Дети, держась за руки, идут по кругу.

Чтоб ребяткам играть

Отбивают ритм пальцами по коврику.

И со взрослым поскакать.

Подпрыгивают на месте.

Дай нам солнышко-колоколнышко, обнимаются.

«Чижик»

Цель – формировать чувство взаимопомощи и сотрудничества.

Воспитатель предлагает каждому ребенку построить из мягких модулей свой домик. Затем приглашает всех в круг и предлагает игру «Чижик».

Чижик по небу летал,

Воспитатель и дети изображают птичек: машут «крыльями» и «летают» по кругу.

Правой ножкою кивал,

Забрасывают ногу назад, пытаясь достать ею до ягодицы.

Кив-кив, не кивай, к себе в домик улетай!

Каждый убегает в свой домик.

Игра повторяется несколько раз.

«Подари салют»

Цель – учить проявлять положительные эмоции.

Воспитатель предлагает каждому ребенку цветную бумагу – на выбор. Под спокойную музыку дети рвут бумагу на мелкие кусочки, образуя кучку. По окончании музыки педагог просит малышей выбрать, кому бы они хотели «подарить салют». Каждый ребенок подбрасывает свои кусочки бумаги над тем, кого он выбрал, кричит «ура» и хлопает в ладоши.

Важно, чтобы ребенок, который дарит, и тот, кому дарят, испытали положительные эмоции.

«Украсим дом»

Цель – учить выполнять поручения вместе.

Материал: обруч, предметы для украшения.

Воспитатель предлагает детям украсить «домик» (обруч), используя для этого ленты, нитки, монетки и т.п. воспитатель вместе с детьми участвует в процессе. Потом все любуются «домиком», педагог хвалит ребят за проделанную работу.

Источник

Быкова Евгения
Игры для социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста

1. Игра «Заблудились»

Цель: Развитие интереса к личностным качествам своих друзей, развитие социальной направленности.

Считалкой выбирается ребенок, он поворачивается спиной к другим игрокам. По сигналу один из детей произносит «АУ». Ребенок должен угадать, кому из детей принадлежит голос и назвать имя, затем выбирается другой ведущий.

2. Игра «Найди»

Цель: Развитие социальной направленности, развитие интереса к личностным качествам своих друзей.

Считалкой выбирается ребенок «ведущий». Воспитатель завязывает глаза платком ребенку – ведущему и предлагает на ощупь узнать своего товарища. Ребенок выполняет ощупывающие движения, можно подсказывать особенности своего товарища. В конце игры похвалить.

3. Игра «Узнай, чья вещь»

Цель: Развитие социальной направленности ориентация детей на совместную игру.

Все дети кладут на стол свои любимые вещи, выбирается водящий, он должен угадать, кому принадлежат эти вещи и назвать ласково имя товарища, которому принадлежит эта вещь.

4. Игра «Угадай по описанию своего друга подругу»

Цель: Обогащение эмоциональной сферы, развитие межличностных взаимоотношений между людьми.

Сообщаю детям о розыске детей из группы, воспитатель описывает, кого-то из детей, а все по его раскладу определяют, кто потерялся. Сначала, в качестве милиционера выступает воспитатель. «Внимание потерялась девочка! На ней белое платьице она хорошо рисует, дружит с Настей. Кто знает эту девочку?» Затем роль милиционера выполняют дети, нельзя повторяться, ребенок должен придумать своё описание.

5. Игра «Узнай по запаху»

Цель: Узнать эмоциональное состояние, которое вызывает определенный запах.

Все запахи спрятаны в баночках, запах чеснока, апельсина, акварельной краски, конфет, лука, масла. Ребенок с завязанными глазами, определяет запахи. Какой запах вам понравился больше всего? Почему? Какие эмоции он вызывает у вас?

6. Игра «Звуки вокруг нас»

Цель: Осознание эмоционального состояния вызванного звуками.

Дети закрывают глаза раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки! Что вы услышали? Вокруг вас много звуков, послушайте их. (Воспитатель может шуршать бумагой, постукивать молотком). А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию! Действие выполняется за ширмой, а дети называют, что звучало. Какие звуки у вас вызвали радость, грусть и др.? Дети могут показать пиктограмму.

7. «Кузовок»

Цель: формирование представлений ребенка о возможностях своих и сверстников.

Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзинка. Ведущий,обращается к конкретному участнику: «Вот тебе кузовок, клади в него все что на – ок. Обмолвишься – отдашь залог». Дети по очереди говорят слова, заканчивающиеся на –ок: «Я положу в кузовок клубок, волчок, сапожок и тд.».

Далее разыгрывают залоги: ведущий не глядя,достает из корзинки предмет и спрашивает: «Чей залог вынется, что тому делать?». Участники назначают каждому залогу выкуп,например: спеть песенку, попрыгать, изобразить кого- то и тд.

8 «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Читайте также:  Что означает задержка развития ребенка

9 «Закорючка»

Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т. д. В конце определяют победителя игры

10 «Игры-ситуации»

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

11 «Цветик – семицветик».

Цель: знакомить с различными эмоциональными состояниями; развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток, произнося заветные слова с разной эмоциональной окраской.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

12. Волшебный мешочек.

Цель; Учить детей понимать настроение другого человека, познакомить со способами регуляции и управления настроения; диагностировать настроение детей.

В мешочек волшебнику предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.

Взрослый предлагает обсудить их собственное настроение

13 Игра «Поможем Федоре».

Цель;Учить понимать суть понятий: «смешно», «жалко»,» радоваться за другого»; вызывать стремление быть аккуратным.

Воспитатель просит детей прислушаться: кто-то вздыхает. Выходит Федора (ростовая кукла). Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, что случилось с Федорой.

Федора.

От меня сбежали ложки.

От меня сбежали блюдца

Все знакомые соседи

Надо мной теперь смеются

Помогите мне покуда

Не сбежала вся посуда.

Воспитатель. Чем помочь Федоре? Может ей надо помыть посуду?

Федора. Я бы сама помыла, да посуда разбежалась. Что мне делать?

Воспитатель. Дети вам стало смешно, когда посуда убежала от Федоры? (ответы детей) .Вам жалко Федору (Жалко). Какая вначале была Федора? (Дети, показывают злую неопрятную Федору) А какая Федора стала потом? Дети показывают добрую,

ласковую и опрятную.

Потом воспитатель проводит игру «Кто чем занят?»: Дети выполняют движения, а Федора отгадывает.

14 Игра «Приходите в гости!»

Цель : Учить детей оценивать поступки других.

Воспитатель инсценирует потешку Н. Палагуты «Пирог».

Масло, яички. Мука и творог- Вот и готов у лисицы пирог.

Корочка сверху поджариста.

_ входите, зверюшки, пожалуйста.

Мишка притопал вразвалку,

Волк. опираясь на палку.

А зайчик сказал Елизавете в ответ:

– Простите дорогая я плохо одет,

Сошью вот кафтан да пару сапог.

Тогда непременно приду на пирог.

Воспитатель. Дети. Скажите. Какими были гости, как встретила их хозяйка лиса?. (ответы детей).Самими вежливыми были лиса и зайчик. Что они говорили? (пожалуйста, простите.) Давайте разыграем сценку. Дети разыгрывают сценку. По желанию играя роль хозяйки и гостей. Потом можно сыграть в игру «Грустный – веселый»: лети показывают пантомиму под грустную и веселую музыку.

15. «Изобрази пословицу»

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов,мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

16. «Книжкины помощники».

Цель: Поощрять желание детей трудится. помогать другим.

Воспитатель приносит разорванную книжку. Книжка охает и вздыхает.

Книжка.

Страницы в книге разорвали.

Обложку глянцевую смяли.

Теперь пылюсь на полке дальней.

Никто читать меня не станет.

Воспитатель. Книжка, не вздыхай. Мы с ребятами отремонтируем твое платье.

Дети выдвигают предложения по ремонту книги, берут бумагу, ножницы. Клей и ремонтируют обложку. Книга стала опрятной. Теперь ее можно поставить на полочку.

Затем дети играют в игру «Чем помочь?». Воспитатель показывает картинку. А дети показывают карточку с ответом. Если на карточке изображен засыпанный листьями двор,то дети ищут карточку с изображением метлы: если не глаженное белье на стуле – карточку с изображением утюга и т. д.

17. «Жмурки»

Эта старая,всем известная игра очень полезна: она поможет ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические «Жмурки» (с завязанными глазами «жмурка» ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т. д.

18. «Комплименты»

Материал: мяч.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Ведущий бросает мячик одному из участников и говорит ему комплимент. Получивший мяч, бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее, пока каждый не получит свой комплимент. В игру включаются все члены семьи.

19. «Мяч».

Дети встают в круг, лицом к центру круга. Берут мяч в руки. По кругу, начиная от того, у кого мяч, передают его, называя четко и громко своё имя – 1 круг. 2 круг – тот, у кого мяч, кидает его соседу справа и называет при этом его имя. Усложнение. Ведущий даёт мяч любому ребёнку, а тот, получив мяч, должен назвать три имени – имя соседа справа, своё имя, имя соседа слева. Затем передать мяч следующему игроку, который также называет три имени и т. д.

Читайте также:  Развитие ребенка развиваем логику от 1 года

20. «Ласковые имена».

Дети передают мяч по кругу. Ребёнок, передающий мяч, называет того, кому передаёт его, ласково по имени (Зариночка, Ванечка и т. д.)

1. Диагностика настроения

1. Деревья Радости и Печали.

Педагог выясняет настроение детей. Для этого им предлагается выбрать цветной листочек и повесить его на дерево.Детям предлагается два дерева: «Радость» и «Печаль». (Цвет листьев дети выбирают сами, что позволяет диагностировать их настроения).

– красный цвет – восторг

– оранжевый – веселье, радость

– желтый – мне приятно

– зеленый – спокойствие

– синий – грусть, неуверенность

– фиолетовый – тревога

– черный – унылое настроение

– белый – состояние страха.

Взрослый обращает внимание на общий фон настроения. (На каком дереве больше листьев) Выясняет причину печали, грусти или тревоги, если такие переживания есть.

2. Солнце – дождик

Детям предлагается выбрать одну из карточек. Солнце – веселое настроение, дождик – грустное.

3. Весело – грустно

Используются карточки с изображением веселого и грустного лица (пиктограммы). Выбор ребенка диагностирует его настроение.

4. На что похоже твое настроение

Дети называют предметы, соответствующие их состоянию. Педагог проводит диагностику.

5. Листок настроения

Данная методика позволяет продиагностировать настроение всей группы, выявить лидеров, симпатии и т. д. Детям предлагается выбрать цветной квадратик и приклеить его на белый листок.

– желтый, оранжевый – веселый

– красный – бодрое, хорошее

– зеленый – лень, равнодушие

– синий – покой

– фиолетовый – грусть

– черный – агрессия.

2. Обучение выразительным движениям

1. Сказка «Теремок»

Воспитатель. Представьте, что вы превратились в своих любимых персонажей из сказки «Теремок». Кто в кого хочет превратиться? Живете вы на опушке леса и очень любите играть. Сейчас мы поиграем в игру «День и ночь». Когда я буду говорить «день», вы будите скакать, прыгать, бегать, изображая любимых зверей из сказки, а когда – «ночь», вы должны замереть на месте и не шевелиться (2-3 раза).

2. Игра «Тень»

Цель игры. Развивать наблюдательность.

Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, другой на 2-3 шага сзади. Второй ребенок – это «тень» первого. «Тень» должна повторить точно все действия первого ребенка, который то сорвет цветок, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит на солнышко из-под руки.

3. Игра «Маленький скульптор»

Ребенок изображает скульптора, остальные дети – глину. Скульптор задумал вылепить из глины злого волка. Он ведет одного ребенка на середину зала и показывает ему, как он должен встать, какое надо принять выражение лица, чтобы стать похожим на злого волка. Ребенок – глина застывает в заданной позе. В следующий раз выбирается другой скульптор, который задумывает, например, вылепить смешного человека.

4. Игра «Скульптурная группа»

На этот раз скульптор решил вылепить скульптурную группу «Волк и заяц». Заяц удит рыбу и не замечает, что за его спиной стоит волк и вот – вот на него набросится. Скульптор устал, он ложится отдохнуть возле своей работы и засыпает. Пока он спит, скульптурная группа оживает. Волк пытается поймать зайца. Они бегают вокруг спящего, но как только скульптор просыпается, волк и заяц занимают свои места и застывают в прежних позах.

5. Игра «Обезьянки»

Цель игры развивать наблюдательность.

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозили им кулаком, топнула ногой и т. д. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

6. Игра «Чунга – чанга»

Путешественник пристал на своем корабле к острову, где его окружили радостные и беззаботные жители острова – маленькие чернокожие дети, разодетые в бусы, серьги и перья. Они с веселой улыбкой пританцовывали.

3. Узнавание эмоций

1. Игра «Угадай настроение»

Тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике с помощью разрезных шаблонов – пиктограмм. Пиктограмма представляет собой набор карточек, на которых с помощью простых знаков изображены различные эмоции.Всего используется пять пиктограмм: радость, огорчение, страх, гнев, удивление.

2. Тренинг эмоций.

• Детям предлагается улыбнуться, как радостный ребенок; изобразить мимикой лицо рассерженного человека; погрустить, как осенний дождик.

• С помощью мимики и жестов детям предлагается изобразить жильцов волшебного домика,прибывающих в разном настроении: спокойном, печальном, грустном, тревожном, беспокойном, веселом, игривом, драчливом, агрессивном, превосходном.

•Детям предлагаются фразы типа: «Иди сюда!», «Не мешай мне» и т. п.Их нужно произнести: грубо, со злостью, громко или вежливо, спокойно.

• Детям предлагается показать, как сердится Волк, а Заяц боится Волка; как два медвежонка съели немытые яблоки и у них заболели животы; как злится Баба Яга; двух упрямых баранов (коз) и т. д.

Этюды

Соленый чай – изобразить отвращение; старый гриб – усталость; встреча с другом – радость, удовольствие; золотые капельки – восторг, счастье; лисёнок боится – страх; остров плакс – горе; фокусник – удивление; первый снег – восторг; Ваське стыдно – стыд; разъяренная медведица – ярость; смелый заяц – уверенность и т. д.

Игры на выражение эмоций

Таня – плакса. Дети водят хоровод и читают стихотворение «Наша Таня громко плачет». Пока дети читают, Таня в центре круга плачет. Когда хоровод останавливается, Таня вытирает слезы и улыбается.

Поссорились и помирились. Два ребенка изображают сначала ссорящихся детей: стоят спиной друг к другу, топают ногой, руки на поясе или за спиной. Затем помирившихся детей: ребята поворачиваются друг к другу, улыбаются, берутся за руки, весело кружатся, потом обнимаются. (Игру лучше проводить под музыку).

Три подружки

Жили – были три загадочные подружки: Плакса, Злюка и Резвушка. Однажды, гуляя, они попали под дождь и сильно промокли. Покажите, как они себя поведут. Какую из подружек вам было приятней изображать?

Снятие эмоционального напряжения

Потопать ногами

Взрослый должен объяснить детям: чтобы избавиться (например, от злости) необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили человека.

Надуть воздушный шарик злостью

Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик. Завязав его, представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.

Упражнение «витамин радости»

Предложить детям выполнить несколько упражнений на крупные мышцы: дровосек, кукушка, часики, лыжник, цапля, воробей, заяц, волк, лягушонок и т. д.

Упражнение «Волшебный мешочек»

В мешочек предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.

Упражнения с говорящими названиями:

– расмешить себя, глядя в зеркало;

– спеть веселую песенку;

– послушать приятную, успокаивающую музыку;

– подумать о приятном;

– улыбнуться;

– потанцевать под веселую музыку.

Источник