Игры на развитие речи с аутичным ребенком
Игры для развития речи аутичного ребенка
- Начальная имитация звуков
Когда ребенок спонтанно произносит звук, взрослый копирует его и налаживает «беседу» так, чтобы звук повторял¬я ими поочередно. Каждый раз после повторения звука малышом взрослый поглаживает его, чтобы сообщить, как он хорошо подражает. Время от времени взрослый повторяет различные звуки, которые ребенок издавал в прошлом. Когда малыш начинает проявлять радость при подражании звукам, взрослый позволяет ему копировать только определенный из них, а затем переходит к другому простому звуку, чтобы выяснить, повторяет ли ребенок звуки взрослого.
2. Подражание звукам
Взрослый садится в кресло и усаживает ребенка на колени лицом к себе. Крепко удерживая малыша, 4 раза подбрасывает его на коленях, повторяя при этом ритмично «бум-бум-бум-бум!». За¬тем, слегка наклонив малыша назад и сразу же вернув его в прежнюю позу, говорит «гуп». После нескольких таких повторений подбрасывания замедляются. Взрослый наблюдает за ребенком, произносит ли тот звук «гуп», чтобы возобновить игру. Если малыш ничего не говорит, то взрослый показывает, что он должен повторить этот звук, касаясь рукой его губ и указывая на губы взрослого. Если ребенок и на это не реагирует, взрослый продолжает свои действия, специально замедляя их, чтобы подождать ответа малыша. Ждать следует несколько секунд, а затем взрослый произносит звук сам, касаясь при этом губ ребенка и показывая, что он должен также произнести этот звук. Игра повторяется каждый день.
3. Первые звуки
Сесть с ребенком за стол. В центр поставить банку с мыльной пеной. Взрослый выдувает мыльные пузыри и при лопании каждого четко произносит «хлоп», наблюдая, проявляет ли ребенок интерес к пузырям и шуму. Если он охотно наблюдает за действиями взрослого, то целесообразно продолжать делать пузыри и даже взять палец ребенка и проткнуть им пузырь, чтобы тот лопнул. Взрослый подражает каждому звуку ребенка, а также повторяет «хлоп». Если малыша не интересуют эти действия, то нужно попытаться привлечь его внимание ко рту взрослого, показывая ему, как произносится звук. Затем помочь ребенку сложить губы так, чтобы получился аналогичный звук. Упражнение повторяется длительно и часто, пока ребенок сам не начнет произносить звук. Он поощряется после каждой удачи.
4. Восклицания
Во время игры с мячом, взрослый роняет его и восклицает: «О-о!» Повторяет много раз оба действия (роняет мяч и произносит: «О-о!»), добиваясь, чтобы малыш ему подражал. Если необходимо, то взрослый придает рту ребенка форму «О». Если тот вместе со взрослым начал восклицать «О-о!», то, бросив мяч, следует подождать, чтобы проверить, правильно ли ребенок издает восклицание самостоятельно. Следует хвалить его, если звук произносится правильно. Затем малыша обучают протяжному произношению «О-о-о-о!» для выражения удивления. Для этого ему показывают любимую игрушку или лакомство и удивленно произносят: «О-о-о-о!» Пусть он воскликнет так же, прежде чем получит это. В течение дня создаются такие ситуации, в которых ребенок будет применять полученные знания. Если он издает другой звук, то взрослый, повторив его пару раз, снова возвращается к звуку «О-о-о-о!».
5. Первые слова
Мама усаживает ребенка на колени лицом к лицу и, указывая на себя, говорит: «Мама». Затем подносит руку ребенка к своему лицу и повторяет еще раз: «Мама». Каждую попытку ребенка повторить слово «мама» поощряют, добиваясь более четкого его произношения. Так же поступают со словами «баба», «папа». Затем более удобными являются слова «би-би» (машина), «ку-ка» (кукла). Называемые предметы всегда должны быть рядом, чтобы малыш мог соотнести слово с предметом. Обучая первым словам, взрослый выбирает лишь те, которые состоят из одного или двух слогов, звучащих идентично. Желательно, чтобы начальные звуки были простыми, легкими в произношении.
6. Отзовись на свое имя
Чтобы научить ребенка узнавать свое имя, нужно несколько раз в день называть его по имени громким, но спокойным голосом. Если при этом малыш смотрит на взрослого, то ему дают небольшое вознаграждение. Если же он не реагирует, то переходят в поле его зрения и снова повторяют имя. Хвалят малыша каждый раз, когда он повернет к взрослому голову. Если ребенок начинает реагировать на свое имя, то целесообразно разговаривать, постепенно увеличивая расстояние между ним и взрослым. Это упражнение рекомендуется выполнять постоянно, например при кормлении, в процессе игры и т. д.
7. Кто это?
К двум годам малыш может научиться называть свое имя, некоторые предметы и действия. После этого его учат соотносить имя с самим собой. Подойдя с ребенком к зеркалу, показывают его отражение и многократно повторяют его имя. Когда ребенок покажет на себя и свое отражение, нужно сказать: «Кто это? – Это…» – и назвать лишь первый звук его имени. Если же малыш сделает попытку сам его произнести, назвать имя полностью, не забывая хвалить за каждую попытку. Научить ребенка называть свое имя будет намного легче, если создавать такие условия, в которых он имел бы возможность и необходимость делать это.
Например, члены семьи, сидящие за столом, называют по очереди свои имена и одновременно показывают на себя. Малыш, подражая взрослым, должен будет сделать так же. В случае необходимости, можно оказать ему в этом помощь.
8. Назови членов твоей семьи
Показать фотокарточку ребенку. Если он посмотрит на сфотографированного человека, сказать: «Мама. Это мама. Саша, кто это? Это…» (пусть ребенок сам скажет). Если ребенку трудно, указать ему на свои губы, медленно повторяя слово. Затем помочь малышу произнести это слово, составив рукой взрослого губы ребенка соответственно слову. Упражнение повторяется до тех пор, пока ребенок не назовет слово минимум пять раз. Добавив вторую фотокарточку, действуют с ней аналогично. Затем показывают малышу то одну, то другую фотокарточку, добиваясь правильного называния не менее пяти раз. После этого показывают на реального человека и опять задают вопрос. Если ребенок усвоил имена двоих членов семьи, можно переходить к именам других членов семьи. Многократно спрашивают у ребенка имя того, кого он видит, и имя самого ребенка.
9. Назови лакомства
Расположить лакомства так, чтобы ребенок их видел, и спросить: «Коля, что можно есть?» Четко подчеркнуть слово «есть». Если малыш показывает нужное, сказать: «Хорошо, Коля, что это?» Несколько раз назвать продукт, а ребенок должен повторить название. Если ему трудно произнести все слово, пусть скажет неполное. Через некоторое время он будет говорить лучше. Если же ребенок найдет не все, привлечь его внимание к оставшимся лакомствам.
10. Назови действие
Сесть с ребенком за стол и показать ему картинку, на которой изображен человек, выполняющий хорошо различимое простое действие, например, бегущий или идущий. Обращаясь к малышу: «Смотри, Андрей, человек бежит!» – подчеркивать слово, выражающее действие, чтобы он понял и увидел, о чем идет речь. Важно повторять предложение «Человек бежит» много раз, подчеркивая глагол. Затем спросить: «Андрей, что делает человек?» Поощрять ребенка сразу же, как только он попытается сказать слово «бежит» или «бежать». Таким же образом следует проводить работу и с другими картинками, иллюстрирующими простые, четко различимые действия, например «сидеть, спать, бежать, прыгать». Когда ребенок привыкнет к этому упражнению, стоит следить за четкостью проговаривания нужного слова, использовать любую возможность для его закрепления. Например, если ребенок бежит по комнате спросить его: «Что делает Андрей?» или «Андрей, тебе нравится бегать?» Если ребенок увидел человека, проходящего около дома, покажите на него и спроси¬те: «Что делает человек? – Идет!» Изучать рекомендуется не более двух-трех слов, постепенно доводя их количество до пяти, не забывая повторять все слова, которые изучались ранее. Так расширяется словарный запас ребенка.
Источник
Все мы хотим, чтобы ребенок заговорил, но перед этим необходимо научить ребенка понимаю речи, нужно, чтобы Ваш ребенок понимал, что Вы от него хотите, что каждый предмет, действие имеет свое название. Именно с пониманием речи у аутистов возникают трудности, многие родители говорят, что:
Вот он такой не послушный, не выполняет моих команд.
Скорее всего ребенок не непослушный, а он просто не понимает, что Вы ему говорите, поэтому над пониманием речи необходимо работать.
Сегодня я опишу свой опыт того, как я учила ребенку понимать речь. Но следует помнить, что все дети разные и аутичные ребята не являются исключением.
Занятия над пониманием речи
Итак, что у нас было примерно в 1,3 года, сын понимал, что я мама, я научила его откликаться на имя ( он знал, что он Коля), мог показать пальцем по просьбе, понимал ещё что-то ситуативно. Пожалуй и все, больше он ничего не выполнял, никаких звуковых команд, то есть, если я скажу ребенку:
Пойдем кушать или гулять – реакции ноль, но если я покажу ему ложку или курточку, он понимал, то есть он соотносил предметы и действия (понимал ситуативно) и это уже было не плохо.
От этого и стала плясать, мои длинные предложения приобрели такую форму
“Гулять” и я показывала ему курточку, “кушать” и я показывала ему ложку, “спать” и я показывала ему на кровать.
Очень важно запомнить, что комментарий должен быть привязан к тому, что он знает, видел или на чем заострил свое внимание (опыт), то есть он знает, что значит кровать (на ней спят) и Вы произнося “спать” показываете на кровать. Потом Вы просто говорите команду и убирает указательный жест. Еще это правило можно применять, например, в занятиях:
Ребенок любит смотреть на лампочки, рисуем лампочки и говорим ему – это “лампочка”. При этом можно эмоционально окрашивать свою речь: Яркая лампочка, красивая лампочка!”, не забываем про положительные эмоции.
Бессмысленная активность ребенка должна насытиться смыслом. Например: ребенок сидит и раскачивается, а Вы ему говорите: “Чух, чух – поезд едет”, ребенок включает и выключает свет, говорим, что он мастер- ответственный за работу лампочек, ребенок прыгает – ты зайчик, вот так прыгают зайчики.”
Комментируем все свои и его действия, постоянно, чтобы он понял.
Объясняем и комментируем человеческие чувства, отношения, эмоции, именно то, что ребенок с аутизмом обычно не может понять и это его пугает.Так же обязательно комментируем чувства самого ребенка, например: бабушка приходит в гости, внук рад, прыгает и визжит, комментируем: “Ты рад и весел от того, что встретился с бабушкой.”
Эти все действия мы проводим с ребенком вне занятий, в обычной жизни, постоянно.
Упражнения для понимания речи
Так же я учила ребенка пониманию речи и на занятиях ава-терапией, потому что, чтобы ребенок выполнял инструкцию, он должен ее понимать.
“Дай шарик”
учим выполнять просьбу дай, для этого применяем сначала полную физическую подсказку, постепенно ослабевая ее, оставляем только устную. Тоже самое и со словом “шарик”, учим сначала что такое шарик, с подсказками, а потом уже соединяем инструкцию воедино и просим выполнить ее. Все верные действия поощряем, закрепляем и переносим в жизнь, то есть теперь вы можете вне занятия попросить ребёнка принести шарик.
Пособия для занятий
Чтение книг и занятия по книгам так же способствуют понимаю речи. Книги лучше выбирать с крупными и яркими картинками, они могут заинтересовать ребенка. При чтении показываем героев: “Катится колобок”, указываем пальцем на колобка, “на встречу ему лиса”, показываем лису пальцем. Если ребенок заинтересуется, можно внимательней рассмотреть картинку и найти на ней еще какие-то предметы, озвучить ему их.
Еще я занималась с сыном по вот таким пособиям, мне они понравились больше всех, по ним можно составить план занятий и посмотреть знания ребенка, и понять чему же учить.
Затерты до дыр.
Затерты до дыр.
Пример заданий.
Пример заданий.
Так же эти пособия соответствуют ФГОС и разделены на возраст. Мы сначала занимались с года до двух, было само пособие, потом я купила тесты к нему (не могу найти его в данный момент, чтобы показать ). Сейчас занимаемся по пособию с двух до трёх лет (также есть книжка-пособие и тесты). Именно их я очень советую для домашних занятий. Кстати, серия очень хорошая, есть много разных вариантов, то есть можно подтянуть какую то одну область, где у ребёнка возникают трудности.
Серия с двух до трёх лет.
Серия с двух до трёх лет.
Ещё очень советую вот это пособие, тоже много что полезного из него почерпнула.
Тесты на развитие речи
Тесты на развитие речи
Это самая первая страница, то есть начинаем с понимания речи.
Это самая первая страница, то есть начинаем с понимания речи.
Вот так постепенно, а главное постоянно я учила своего сына понимать речь и понимание пришло: по тихоньку и постепенно, я могу с уверенностью сказать, что к двум годам сын стал понимать речь очень хорошо, а первые результаты я заметила уже после месяца плодотворной работы. Рассказывайте свои способы, делитесь ими в комментариях, они могут пригодиться читателям.
———
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, если статья была Вам полезна! Спасибо, что читаете!
Источник
Пятчиц Марина Викторовна,
учитель-логопед
ГБУ ГППЦ ДОгМ
Расстройства аутистического спектра – это общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи. Приоритетная задача учителя-логопеда в работе с детьми с аутизмом – формирование и совершенствование языковых средств и формирование возможности использования речи как инструмента коммуникации. На сегодняшний момент данное заболевание недостаточно изучено, а широкий спектр проявлений затрудняет его диагностику. Очень важно, как можно раньше выявить у ребенка аутизм и скорректировать навыки общения еще до поступления в школу.
В общепринятой практике коррекционная работа с аутичными детьми проводится рядом специалистов: логопедов, дефектологов, психологов. Такое комплексное взаимодействие приводит к положительному результату. Если педагоги знают закономерности развития аутичных детей, то они могут многому научить их. Сам коррекционный процесс с ребенком с аутизмом начинается с установления контакта тактильного и вербального. В связи со специфическими психическими особенностями детей с аутизмом, установление контакта происходит весьма длительное время. Как правило, аутичный ребенок вначале никак не реагирует на инструкции, задания логопеда, предложенные игры. Но постепенно можно переходить к тактильному контакту с ребенком: пробовать взять его руки в свои, погладить пальчики. При этом, попробовать проговаривать слова какой-либо потешки или детской песенки. Например:
1. Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает.
2. Сорока, сорока,
Где была? Далеко.
Дрова рубила,
Печку топила,
Воду носила,
Кашку варила,
Деток кормила.
Если это вызывает сопротивление, игру следует прекратить, а на следующем занятии вновь предпринять попытку тактильного контакта. Если игра не вызывает отторжения, мы ее включаем в занятие и используем длительное время, не оставляя попыток ввести новые игры. Разученные игры должны включаться и в домашние занятия с ребенком родителями.
Начиная занятия с ребенком с аутизмом не нужно стремиться к быстрому установлению контакта, чтобы не испугать его. Учитель-логопед находится как бы на расстоянии, предлагая ребенку задания и игры с учетом его желания. Если игра не вызвала отклика, то заменяем ее на другую. Запас различных вариантов игр и заданий в арсенале педагога всегда должен быть наготове. На первых этапах в построении занятия мы следуем за ребенком, его желаниями и предпочтениями. Если ребенок отказывается заниматься за столом, мы предлагаем попробовать на ковре, но при этом пытаемся привлечь его внимание к столу, оставляя там заинтересовавшие ребенка игрушки, картинки и другие вещи с прошлых занятий. Есть вероятность, что малыш подойдет к столу и даже сядет на стульчик. При любом негативном отношении аутичного ребенка к заданию, игре или игрушке, их сразу стоит отложить. Но в следующий раз мы опять пробуем вновь ввести их. При спокойной, доверительной обстановке и постепенном привыкании у ребенка исчезнет страх, чувство скованности, он будет легче принимать новую ситуацию.
Для самых первых игр лучше всего выбрать различные пирамидки, матрешки, кубики, рамки-вкладыши, простые конструкторы, объемные буквы, цифры. С таким игровым материалом ребенок способен играть длительное время и с большим удовольствием. Если у ребенка что-либо не получается, педагог тактично и очень ненавязчиво подсказывает или оказывает необходимую помощь. Ход игры мы сопровождаем речью. Голос при этом спокойный, негромкий, убаюкивающий.
Одна из значительных трудностей в работе с ребенком с аутизмом – это установление вербального контакта. Очень редко у таких детей наблюдается полноценная речь. Чаще всего это монотонные звукоподражания. В связи с этим, все усилия учителя-логопеда направлены на развитие речи как средства коммуникации.
Как показывает опыт, для достижения эффективности в логопедических занятиях с ребенком с аутизмом, необходимо продумать четкий план занятия и следовать ему. Данное условие способствует уверенности и спокойствию ребенка. Даже небольшие отклонения от плана могут вызвать бурную негативную реакцию. Особенно на первых порах, когда контакт с ребенком еще только налаживается. Очень хорошо себя зарекомендовали в этом плане картинные варианты предстоящих заданий. Данные картинные планы, по мере их выполнения, можно убирать или переворачивать обратной стороной к ребенку. Главное, чтобы подобных заданий было немного, особенно на первых этапах. Постепенно можно пробовать добавлять новые карточки-задания. Если реакция на их введение негативная, откладываем карточку до следующего занятия. Данный процесс может пройти быстро, а может и затянуться на несколько месяцев. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Если у ребенка совсем отсутствует речь, то на первых этапах работы, важно добиться какой-либо голосовой реакции на стимул, то есть преодолеть речевой барьер. Мы используем самые разнообразные пособия: игрушки, картинки, предметы-заместители. Простейшие звукоподражания (самолет летит: У-У-У! птичка поет: ИИ-И! волк рычит: Ы-Ы-Ы! стиральная машина гудит: Н-Н-Н! ежик фырчит: Ф-Ф-Ф!) будут способствовать накоплению активного словаря у ребенка на первом этапе логопедической работы с ним. Обязательным условием, которое будет способствовать эффективности логопедической работы на данном этапе, является многократное повторение одного и того же речевого материала. Всякое проявление речи следует поощрять и постараться избегать слов «скажи», «повтори», так как на эти просьбы у ребенка уже могла выработаться негативная реакция. Учитывая, что у детей с аутизмом снижена подражательная речевая деятельность, нужно стремиться создать такие условия, при которых у малыша возникла бы потребность произнести самые элементарные звуковые комплексы.
От простейших звукоподражаний постепенно пробуем переходить к более сложным: девочка заблудилась: АУ! малыш плачет: УА! ослик кричит: ИА! собачка ест: АМ! девочка спит: БАЙ! и т.п. Накопив достаточное количество звукоподражаний можно переходить к произнесению простейших слов, а затем и простейшим фразам.
Приведу пример из практики. Индивидуальные занятия посещал трехлетний неговорящий мальчик Федя. Единственное, что у него вызывало интерес – это была пожарная машина. Используя эту игрушку, мы начали работу по развитию речи. После достаточно длительного этапа привыкания с плачем, попытками сломать мебель и игрушки в кабинете, залезанием под стол, ползанием и раздеванием, постепенно перешли к целенаправленной работе. Вначале мы вместе с Федей учились гудеть как сигнализация, потом сигналить другим машинам. Мы озвучивали процесс залива воды в баки, тушение пожара, откручивание гаек при ремонте и т.п. Постепенно появлялись новые персонажи, которых мы, по мере речевых возможностей Феди, пытались озвучивать. Сейчас пожарная машина уже не актуальна. Феде стали нравиться буквы, и он с увлечением их рассматривает, складывает из подручных материалов, пишет на доске, «превращает» одну букву в другую. На данный момент Федя говорит простыми предложениями. Вербальный контакт устанавливает не только с педагогом и родственниками, но и с другими людьми.
В качестве примера хочется выделить игры на подражание, которые я активно использую в работе с детьми с аутизмом:
1. Игра «Покажи нос»
Логопед называет и показывает на себе части тела, а затем на ребенке, сопровождая показ стихотворением:
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть.
Ты смотри, не зевай,
Что сейчас тебе скажу
И при этом покажу.
2. Игра «Сделай, как я»
Действие по тексту.
Ладошки вверх!
Ладошки вниз!
А теперь их на бочок!
И зажали в кулачок!
3. Игра «Полетели»
Несколько усложненный вариант игры в ладушки.
Полетели-полетели,
На головку (ноги, живот, шею, подбородок, локти и т.д.) сели.
Игру ведем по очереди: взрослый – ребенок.
Для детей постарше: если ребенок знаком с понятием право и лево, можно давать команды для разных рук. Например, «правая рука села на живот, а левая – на макушку», или «левая – на правое ухо, а правая – на левую коленку».
4. Игра «Где же»
Где же … (имя) (2 раза)?
Тут! Тут! Тут!
Где же … (папа) (2 раза)?
Тут! Тут! Тут!
5. Игра «Наши ручки»
Действие по тексту
Наши ручки хлопают:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Наши ножки топают:
Топ-топ-топ.
Голова качается:
Раз, два, три.
Ротик улыбается – посмотри!
6. Игра «Что пропало»?
Прячем руки за спину и читаем приговорку:
У меня пропали ручки,
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Появитесь вы опять!
Повторяем игру, пряча различные части тела (например, закрывая руками глаза). Меняемся ролями с ребенком – теперь водит он.
7. Игра «Что мне нравится»
На слово «нет» – трясти пальчиком, на слово «да» – качать головой
Мне нравится говорить:
Нет, нет.
Мне нравится говорить:
Нет, нет, нет.
Мне нравится говорить: нет, нет, нет, нет.
Аналогично выполняется со словом «да».
Работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра длительна во времени. Глубина аутистических расстройств не позволяет учителю-логопеду сразу приступить к развитию произносительной стороны речи. До начала работы над речевой функцией необходима предварительная работа по установлению контакта с ребенком, развитию понимания обращенной речи. Как показывает опыт работы – начальному этапу логопедической работы с детьми с РАС важно уделить особое внимание и время. И при этом сделать все, чтобы у ребенка формировался интерес – это один из важных показателей эффективности логопедической работы.
Список литературы:
1. Закревская О.В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2015.
2. Климонтович Е.Ю. Увлекательная логопедия. Пособие по развитию речи. М.: Центр лечебной педагогики, 2010.
3. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: методическая разработка. М.: Теревинф, 2016.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник