Игры на развитие мышления ребенка зпр
***
Игры Зайчишки-спросишки
Упражнения и игры для развития мышления
Жил – был в лесу
Зайчишка – спросишка.
Звали его так, потому что он всё время спрашивал: «Кто это?», «Что это?»
Сова – умная голова ему отвечала:
«Это ягодка, это дождик…»
Но, однажды, Сова – умная голова улетела далеко – далеко по своим делам. Тогда Зайчишка – спросишка подумал, что он уже многое знает, а если что-то не знает, ему дети помогут, расскажут.
Будем Зачишке – спросишке помогать?
Например: морковка – это что?
Взрослый оказывает помощь в виде подсказки. Подсказку выбирают в соответствии с актуальным уровнем развития ребёнка
Подсказка 1. Это овощ.
Подсказка 2. Это игрушка или овощ?
Подсказка 3. Это игрушка, овощ или посуда?
Подсказка 4. Это фрукт или овощ?
Упражнение 1. «Это что?»
Кукла (это игрушка) грузовик (это транспорт)
Рубашка (это одежда) руки (это часть тела)
Кровать (это мебель) ёлочка (это дерево)
Упражнение 2. «Припомни и назови…»
Мебель (стол, диван…) деревья
Профессии (повар, водитель…) водный транспорт
Игра «Да – нет»
Курица – это птица, да или нет?
Воробей – это насекомое?
Слон живёт в Африке, да или нет?
Огурец – это фрукт?
Новый год встречают осенью?
Тетрадь – это игрушка?
Диван – это мебель, да или нет?
У медведя три лапы?
Упражнение 3. «Кто больше назовёт?»
Сумка какая? Лапки какие?
Упражнение 4. « Кто, что может делать?»
Воробей что может делать? Ромашка что может делать?
Упражнение 1. «Это что?»
Жук крыша
Голубь водитель
Заяц лето
Упражнение 2. «Припомни и назови…»
Овощи время суток
Насекомые цветы
Игра «Да – нет»
Сапоги – это обувь, да или нет?
Рыба умеет разговаривать?
Яблоко оранжевого цвета?
Летом катаются на санках?
Воробей чирикает, да или нет?
Художник рисует красками?
Мы живём в городе Красноярске?
У крокодила есть хвост?
Солнышко сильно греет зимой?
Упражнение 3. «Кто больше назовёт?»
Стол какой? Рубашка какая?
Упражнение 4. « Соедини слова»
Каша – рис Вова – подарок
Кораблик – море Мама – конфеты
Улица – снег Стёпа – праздник
Упражнение 1. «Это что?»
Валенки лошадь
Листья воспитатель
Клубника диван
Упражнение 2. «Припомни и назови…»
Фрукты дикие животные
Мебель дни недели
Игра «Да – нет»
Собака умеет плавать, да или нет?
Сосульки капают весной?
Гусеница – это насекомое?
У рук есть локти, да или нет?
Снегопад бывает осенью?
Сова живёт в гнезде?
У вороны больше лап, чем у петуха?
Рябина – это цветок?
Упражнение 3. «Кто больше назовёт?»
Волк какой? Ворона какая?
Упражнение 4. « Кто, что может делать?»
Волк что может делать? Ворона что может делать?
Упражнение 1. «Это что?»
Ночь снегирь
Весна ромашка
Автобус гусь
Упражнение 2. «Припомни и назови…»
Профессии ягоды
Зимняя одежда продукты
Игра «Да – нет»
Гусеница умеет летать, да или нет?
Заяц зимой серый?
У медведя есть хвост, да или нет?
В школе учат читать?
Понедельник – второй день недели?
Строитель – это здание?
Крыша – это часть машины?
8 марта бывает весной?
Упражнение 3. «Кто больше назовёт?»
Снег какой? Небо какое?
Упражнение 4. « Соедини слова»
Салат – овощи Солнце – небо
Ёжик – норка Саша – шоколадка
Гусеница – листок Медведица – медвежонок
Упражнение 1. «Это что?»
Ёжик синица
Карманы шея
Сковорода весна
Упражнение 2. «Припомни и назови…»
Летняя одежда геометрические фигуры
Города домашние животные
Игра «Да – нет»
Чайник – это продукт, да – нет? Осенью носят сапожки?
Жадный мальчик – это хорошо? Черепаха быстро бегает?
Воротник – это часть одежды? Книги делают из деревьев?
Дети не любят мороженое? Летом солнце греет мало?
Упражнение 3. «Кто больше назовёт?»
Цыплёнок какой? Руки какие?
Упражнение 4. « Кто, что может делать?»
Цыплёнок что может делать? Руки что могут делать?
Упражнение 1. «Это что?»
Кошка Железногорск
Шкаф перья
Муравей мяч
Упражнение 2. «Припомни и назови…»
Зимующие птицы цвета
Наземный транспорт инструменты
Игра «Да – нет»
Колёса – это часть машины? В речке живут раки?
На берёзе растут шишки? У жирафа короткая шея?
Ворона – зимующая птица? Комары чирикают?
Мальчики не умеют играть? Лимон сладкий?
Упражнение 3. «Кто больше назовёт?»
Дом какой? Книжка какая?
Упражнение 4. « Соедини слова»
Грузовик – кирпичи хлеб – сумка
Колобок – зайчик лиса – норка
Цветы – полянка бананы – пальма
Упражнение 1. «Это что?»
Платье репка
Рябина повар
Апельсин колокольчик
Упражнение 2. «Припомни и назови…»
Домашний адрес игрушки
Воздушный транспорт музыкальные инструменты
Игра «Да – нет»
Ласточка – это перелётная птица? Берёза это цветок?
Воскресенье – это выходной? Почки набухают летом?
День знаний встречают осенью? На руке четыре пальца?
У кошки больше лап, чем у курицы? Овечка – дикое животное?
Упражнение 3. «Кто больше назовёт?»
Дуб какой? Лиса какая?
Упражнение 4. « Кто, что может делать?»
Дуб что может делать? Лиса что может делать?
Упражнение 1. «Это что?»
Лето март
Самолёт голова
Медведь молоток
Упражнение 2. «Припомни и назови…»
Посуда наземный транспорт
Цифры домашние птицы
Игра «Да – нет»
Кузов – это часть дома? Листопад бывает зимой?
Дождь идёт зимой? Снегирь летает?
Ученики ходят на работу? Грибы растут в лесу?
Воротник – это часть одежды? Овощи растут на дереве?
Упражнение 3. «Кто больше назовёт?»
Кот какой? Яблоко какое?
Упражнение 4. « Кто, что может делать?»
Кот что может делать? Снег что может делать?
Упражнение 1. «Это что?»
Кепка лето
Подберёзовик окно
Коза продавец
Упражнение 2. «Припомни и назови…»
Зимние забавы (игры) части тела
Времена года обувь
Игра «Да – нет»
Бабочка – это птица? Праздники бывают только зимой?
Сандалики это часть тела? У двух детей четыре уха?
Лягушка ест мух? Стенка – это часть дома, да – нет?
Грибы растут на клумбе? Поясок – это часть тела, да – нет?
Упражнение 3. «Кто больше назовёт?»
Ветер какой? Дерево какое?
Упражнение 4. « Соедини слова»
Ученик – книжка бабочка – цветок
Зайчик – куст рыба – речка
Почки – листочки грибы – корзинка
Упражнение 1. «Это что?»
Ёжик лодка
Кастрюля дуб
Мак шапка
Упражнение 2. «Припомни и назови…»
Члены семьи любимая сказка
Учебные принадлежности профессии
Игра «Да – нет»
Одуванчик – это цветок, да – нет? Шуба – это одежда?
Помидор – это фрукт? Продавец покупает масло?
Железногорск – это город? Почтальон лечит людей?
Вторник – это первый день недели? Снегом играют?
Упражнение 3. «Кто больше назовёт?»
Кузнечик какой? Лошадь какая?
Упражнение 4. « Кто, что может делать?»
Кузнечик что может делать? Лошадь что может делать?
Упражнение 1. «Это что?»
День рождения, Новый год, День матери.
цветок лепестки
колокольчик много цветов
Игра «Да – нет»
Лютики – это цветы, да – нет? Ромашка пьёт воду? У колокольчика есть уши? Одуванчик растёт?
Мак умеет бегать? Из цветов делают букет?
Упражнение 3. «Кто больше назовёт?»
Букет какой? Ромашка какая?
Упражнение 4. « Кто, что может делать?»
Колокольчик что умеет делать?
(растёт, пьёт, качается, расцветает, вянет, пахнет, украшает, радует)
Источник
«Развитие мышления у детей с ЗПР через игры»
Мышление — это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами. Направленность на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений (например, причинно-следственных и др.), на выделение в предметах и явлениях существенного и несущественного, общего и единичного отличает мышление от других познавательных процессов.
Различают три формы мыслительной деятельности:
- Наглядно-действенная форма. Первые мыслительные процессы возникают у ребенка с раннего детства: в результате познания окружающих его предметов, в процессе их восприятия и в ходе опыта собственных действий с ними. Первые проблески детского мышления носят практический (действенный) характер, т.е. оно неотделимо от предметной деятельности ребенка. Эта форма мышления называется «наглядно-действенной» и является наиболее ранней. Первые проявления наглядно-действенного мышления можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни. Сначала ребенок трогает, манипулирует предметами, затем переходит к предметно-игровым действиям: например, колясочкой не стучит – а катает ее, куклу кладет на кроватку, ложкой мешает в кастрюльке и т.д. Развитие предметной деятельности и ее «оречевление» у ребенка происходит при активном участии окружающих его людей.
Этот вид мышления является первичным и, в сравнении с другими видами мышления, значительно преобладает у детей до 4—5 лет.
- Наглядно-образная форма мышления. С 4 – 5 лет доминирующую роль начинают играть действия с образами. Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметами и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. Обеспечивает этот процесс образное мышление.
- Логическая. В 6—7 лет ребенок все больше начинает действовать со знаками. Такие действия требуют отвлечения от реальных предметов. В качестве заместителей этих предметов используются слова и числа. Мышление, оперирующее знаками, называется логическим мышлением.
ЧТО ИМЕННО НУЖНО РАЗВИВАТЬ?
Образное мышление — основной вид мышления детей 5—7 летнего возраста. В этом возрасте в результате специальной тренировки дети могут овладеть многими возможностями, связанными с этим видом мышления. Например, они могут научиться мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели (типа схем), отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.
В связи с этим тренировка образного мышления в данном возрасте должна быть направлена на развитие следующих способностей:
1. Осуществлять мысленное преобразование образа.
С этой целью предлагаем игру «Разрезные картинки»
Игра, заключается в том, что ребенку предлагается собрать картинку из частей. Специальной подготовки материала для этой игры не требуется, можно разрезать на части открытки. Усложнять игру можно, разрезав картинку сначала на 3-4 части, затем 6-7 частей и т.д.
Еще одна игра, помогающая развивать образное мышление игра «Геометрическая мозаика»
Детям предлагается рассказать, из каких геометрических фигур составлено изображение, сколько их и какого цвета.
Затем выложить такие же картинки из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем усложняя задание: рядом с картинкой, а затем – по памяти.
2. Ориентироваться в пространстве с помощью простой план-схемы, а также самостоятельно ее создавать.
Одной из важных функций образного мышления, а точнее его разновидности — пространственного мышления — является обеспечение человека возможностью ориентации в пространстве. Способность ориентироваться в пространстве имеет с самого раннего возраста огромное жизненное значение для ребенка, пронизывая все виды его деятельности. В своем развитии она проходит два основных этапа: первый — это непосредственная ориентировка в пространстве, осуществляемая на уровне восприятия, второй — опосредованная, опирающаяся на пространственные представления. В 6 лет ребенок уже довольно неплохо ориентируется в реальном пространстве, поэтому все более актуальным становится формирование у него пространственных представлений. Формирование таких представлений предполагает, прежде всего, развитие умения строить схематизированные образы пространства и применять их в реальной ситуации, В связи с этим тренировка образного мышления должна обязательно включать и тренировку этого умения.
3. «Читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов.
Образ всегда менее информативен, чем сам объект, но зато он всегда динамичен и оперативен; он является наглядным, но обобщенным и схематизированным отображением этого объекта, выделяющим в нем содержание, значимое с точки зрения решения той или иной познавательной или практической задачи. В связи с этим действия образного мышления часто характеризуются как действия по построению и применению схематизированных образов, отображающих связи и отношения реальных объектов. И тренировка образного мышления старших дошкольников может и должна включать упражнения для развития таких действий. Так, например, в этом возрасте уже имеются все необходимые предпосылки для того, чтобы ребенок научился ориентироваться в схематическом изображении предмета, позы человека, небольшого литературного произведения, а также научился самостоятельно создавать такие изображения.
4. Планировать свои действия в уме.
С развитием образного мышления появляется еще одна важная способность — это способность планировать свои действия в уме. Она дает человеку возможность заранее представить то, что получится в результате его усилий, возможность иметь образ будущего результата, образ того, что еще реально не существует, что нельзя воспринять. Кроме того, эта способность даст возможность планировать разные пути достижения цели, рассматривать разные способы решения задачи. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений, можно быстрее прийти к правильному решению, чем при выполнении реальных действий. Особенно в ситуациях, когда возможности выполнения таких действий ограничены.
Для развития этих способностей вашему вниманию игра «Головоломки со спичками»
Возьмите несколько палочек или спичек и сложите из них схематическое изображение какого-нибудь предмета. После этого предложите ребенку мысленно переложить одну или несколько спичек так, чтобы превратить данное изображение в другое или как-то его изменить.
Также предлагаю вашему вниманию игры-головоломки «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Танграм», «Волшебный круг».
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. В 5—7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. На первых этапах формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления. Предлагаемые ниже игры отвечают данному требованию и направлены на развитие указанных приемов
Сравнение — это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.
Тут вам поможет игра «Подбери узор»
На картинке с определенным узором вырезаны кусочки. Необходимо найти эти кусочки среди тех, что предложены ребенку.
Необходимо обратить внимание малыша на то, что не любые кусочки можно поместить на места вырезанных прямоугольников, а только те, которые соответствуют узору рисунка. Для этого нужно внимательно сравнить элементы узора на основном рисунке и вырезанных кусочках.
Игры данного типа усложняются за счет увеличения количества элементов, по которым следует проводить сравнение.
Игра «Подбери нужный фрагмент»
Эта игра подобная предыдущей. Только здесь ребенку предлагаются картинки не с определенным узором, а сюжетные иллюстрации. На иллюстрациях тоже вырезаны кусочки. Необходимо найти эти кусочки среди тех, что предложены ребенку, и «отремонтировать» картинку.
Развивающее лото «Цветное, фигурное» учит детей сравнивать, закрепляет понятия «форма» и «цвет».
Ребенок раскладывает карты на столе, достает фигурки из коробочки и укладывает их на карточку в соответствии с цветом и формой.
Игра «Сравни и подбери» учит детей сравнивать предметы по величине, закрепляет знания об основных цветах и геометрических фигурах.
Ребенку предлагается несколько карт. Взрослый показывает маленькую карточку, а ребенок ищет ее место на своей карте, ориентируясь на размер фигуры. Добивайтесь того, чтобы ребенок оречевлял свои ответы: «Это самый высокий гном, этот пониже, а этот – самый низкий».
ПРИЕМ «ОБОБЩЕНИЕ» И «КЛАССИФИКАЦИЯ»
Классификация — это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове — названии группы — общих признаков. Обобщение — это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Играя с ребенком в игру «Четвертый лишний» вы научите ребенка обобщать и классифицировать.
Приготовьте предметы или картинки, которые имеют отношение к таким группам, как игрушки, посуда, инструменты, рыбы, фрукты, овощи, ягоды, напитки, продукты, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, деревья, звери, птицы, электроприборы.
Выберите 4 картинки одной группы и одну картинку из любой другой группы. Расположите их в ряд на столе. Таким образом, получится, что основная часть картинок имеет один общий признак, который позволяет объединить их в одну группу. Одна картинка этого признака не имеет и потому отличается от остальных. Она является лишней. Ребенку необходимо внимательно рассмотреть все картинки, найти лишнюю и объяснить свое решение.
Лото «Цвет и форма»
Для закрепления знаний геометрических фигур детям раздаются карты с изображением геометрических фигур. Ведущий показывает маленькие карточки с предметами, похожими на определенные геометрические фигуры. Дети находят подходящие к своей геометрической фигуре предметы и выкладывают их на своих картах.
Для закрепления основных цветов и оттенков, используются цветные карты, где ребенок подбирает предметы соответствующего цвета.
ПРИЕМ «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ»
Систематизировать — значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность, Для овладения приемом систематизации ребенок должен, прежде всего, уметь выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения
Игра «Заполни квадрат»
Ребенку предлагаются матрицы, внутри которых имеются предметы (или фигуры), расположенные по определенной закономерности. Одного предмета не хватает, на его месте стоит вопросительный знак. Предложите ребенку найти закономерность расположения предметов в матрице и выбрать недостающий из тех, которые находятся вне квадрата.
«Последовательные картинки»
Эта игра предназначена для развития умения упорядочивать объекты по смыслу (смысловая сериация). Ребенку предлагаются картинки, которые расположены в неправильной последовательности. Необходимо исправить ошибку и упорядочить картинки в соответствии с логикой изображенных на них сюжетов.
Предложите малышу внимательно рассмотреть эти картинки и определить, какая из них должна быть первой, какая второй и т.д. После того, как ребенок справится с заданием, попросите его рассказать, о чем говорят эти картинки, пусть попробует составить логически связанный рассказ.
ПРИЕМ «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»
Когда ребенок научается соотносить, сравнивать предметы по их внешним признакам, например, по форме, цвету, величине, можно переходить к обучению и более сложному интеллектуальному действию — соотнесению предметов по смыслу.
Соотнести предметы по смыслу — значит найти какие-то связи между ними. Лучше, если эти связи основываются на существенных признаках, свойствах предметов и явлений. Однако важно уметь опираться и на второстепенные, менее значимые свойства и признаки. Обучение «смысловому соотнесению» — это обучение умению быстро схватывать (находить) такие отношения.
Игра «Логический поезд»
Детям раздаются маленькие карточки. В центр ставится паровоз. Дети начинают собирать длинный поезд, но он не простой, а «логический», поэтому вагончики цепляются друг за другом не просто так, а их соединяет какая-то связь: например первый вагончик – сапоги, значит за ним можно поставить тучку, потому что сапоги носят в дождливую погоду; или мячик, потому что он резиновый как и сапоги; или кита, потому что он тоже синего цвета, как и сапоги. Главное, чтобы ребенок мог объяснить, почему он поставил именно эту картинку, если ребенок не сможет найти логическую связь, помогите ему.
Источник