Игры на развитие кругозора ребенка 5 лет

Мария Агутина
Игры, развивающие речь, мышление, кругозор дошкольников

1. “Змейка”, или “Закончи слово”

Цель: Развитие внимания, речи, кругозора

6-10 детей встают в две равные шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово, подбирая подходящий слог (можно два слога, и в свою очередь называет свой слог — задание для стоящего напротив второго члена противоположной шеренги, и так далее до конца.

2. “Что может быть зеленым, острым, горячим?”

Цель: мышления, речи, кругозора.

Взрослый просит детей перечислить все предметы, имеющие заданный признак. Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

3. “Сравнение предметов”

Цель: развитие речи, словарного запаса, логического мышления, внимания, умения сравнивать и обобщать предметы.

Детям по очереди предлагается для сравнения следующие пары слов:

1) МУХА И БАБОЧКА

2) ДОМ И ИЗБУШКА

3) СТОЛ И СТУЛЬЯ

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать.Задайте ему вопросы: “Ты видел муху? А бабочку?” После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагается их сравнить.Снова задайте вопросы: “Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?”

Остальные участники добавляют свои варианты

4. “Укрась слово”

Цель: развитие мышления, речи, обогащение словарного запаса.

Взрослый задает детям слово и просит по очереди ответить на вопрос: Какое? это слово бывает.

Яблоко (Какое) Лиса (Какая) Шарф (Какой) Береза (Какая)

5. “Цепочка слов”

Цель: развитие речи, творческого мышления

Суть игры заключается в подборе слов – существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный – ветер, мороженое, вода, ведро). Дети должны составить своеобразный “поезд” из слов, где слова-вагончики соединены между собой.

Например, исходное слово “кошка”.

– Кошка бывает какая?

– Пушистая, ласковая, разноцветная…

– Что ещё бывает разноцветным?

– Радуга, платье, телевизор…

– Каким ещё может быть платье?

– Шелковым, новым, прямым…

– Что ещё может быть прямым?

– Линия, дорога, взгляд… и т. д.

6. “Назови слова, относящиеся к спорту”

Цель: расширение кругозора и словарного запаса.

Взрослый просит детей назвать все слова, которые относятся к спорту. Побеждает ребенок назвавший большее количество слов.

7. Животные и их детеныши

Цель: развитие речи: словарного запаса, грамматического строя.

Взрослый кидает мячик детям по очереди и спрашивает название детеныша животных или птиц. Ребенок, ответив, возвращает мячик взрослому.

ОВЦА – ЯГНЕНОК КОРОВА – ТЕЛЕНОК

КОЗА – КОЗЛЕНОК ЗАЯЦ – ЗАЙЧОНОК

КРОЛИК – КРОЛЬЧОНОК СВИНЬЯ – ПОРОСЕНОК

8. Один – много

Цель: развитие речи.

Взрослый кидает детям по очереди мяч и называет слово в единственном числе. Дети, возвращая мяч, называют это слово во множественном числе.

Варианты слов:

ТЕЛЕНОК – ТЕЛЯТА, МНОГО ТЕЛЯТ

ПОРОСЕНОК – ПОРОСЯТА… ЖЕРЕБЕНОК – ЖЕРЕБЯТА…

ЯГНЕНОК – ЯГНЯТА… ЩЕНОК – ЩЕНКИ…

ЦЫПЛЕНОК – ЦЫПЛЯТА… ГУСЕНОК – ГУСЯТА…

9. “Мячик-соединитель”

Цель: речи, развитие внимания

Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова,например: “собака, гулять”. Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов и бросает мяч обратно ведущему. Повторяется от 10 до 20 раз — в зависимости от ситуации, числа участников игры и состояния детей.

Варианты несогласованных слов:

“СОБАКА, ГУЛЯТЬ” “ДЕРЕВО, РАСТИ” “ДОЖДЬ, ЛИТЬ” “СОЛНЦЕ, СВЕТИТЬ” “КОШКА, ЦАРАПАТЬ” “НОЖ, РЕЗАТЬ” “ДОМ, СТРОИТЬ” “ПОРТНОЙ, ШИТЬ” “ВРАЧ, ЛЕЧИТЬ” “ФУТБОЛИСТЫ, ИГРАТЬ” “УЧЕНИК, ОТВЕЧАТЬ” “ТЕЛЕФОН, ЗВОНИТЬ” “ТЕЛЕВИЗОР, ПОКАЗЫВАТЬ” “ДЕВОЧКА, ПЛАКАТЬ” “ТРАВА, ЗЕЛЕНЕТЬ” “КНИГА, ЧИТАТЬ” “ПАРИКМАХЕР, СТРИЧЬ’ “ГОЛОВА, БОЛЕТЬ” “СТАРИЧОК, ХРАПЕТЬ” “МЫШКА, ШУРШАТЬ” “КАРАНДАШ, ТОЧИТЬ” “КРАСКИ, РИСОВАТЬ” “ХРУСТАЛЬ, РАЗБИТЬ” “МЯЧ, УРОНИТЬ”

10. “Кто где живет”

Цель: расширение кругозора и словарного запаса.

Взрослый кидает детям мяч и задает вопрос, где живет животное. Ребенок отвечает и отдает мяч ведущему.

Муравей в муравейнике

Медведь в берлоге

11. “Подбор объектов к действию”

Цель: развитие словарного запаса.

Ребятам предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, “Кто и что плавает?”

“Кто и что греет?” “Кто и что летает?” “Кто и что блестит?”

12. Животные

Цель: развитие памяти, расширение кругозора.

Ведущий бросает мяч ребенку, называя животное. Ребенок ловит мяч, вспоминает какое-то животное, рассказывает о нем, называет его, бросает мяч другому ребенку и т. д.

13. “Часть – целое”

Цель: развитие мышления и речи.

Ведущий называет часть какого-либо предмета, животного, а ребенок должен назвать целый предмет

Панцирь – черепаха Хобот – слон

Стержень – ручка Страница – книга, тетрадь

Клешня – рак, краб Копыто – лошадь, корова

14. Упражнение на развитие гибкости ума

Цель: развивать мышление, расширять кругозор и словарный запас.

Детям по очереди предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1) Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина.).

2) Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

3) Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

4) Назови слова, обозначающие водный транспорт.

5) Назови слова, относящиеся к искусству.

6) Назови слова, обозначающие овощи.

7) Назови слова, обозначающие фрукты.

15. “Определи понятие”

Цель: развитие понятийного мышления, речи, словарного запаса.

Детям предлагаются следующие наборы слов:

1. Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

2. Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

Взрослый просит представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов.Далее вы говорите: “Постарайтесь объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово “велосипед”. Как бы вы объяснили это?”

16. “Говори наоборот”

Цель: развитие логического мышления, словарного запаса.

Предложите ребенку игру: “Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот,например: большой – маленький”.Можно использовать следующие пары слов:

ВЕСЕЛЫЙ

БЫСТРЫЙ

КРАСИВЫЙ

ПУСТОЙ

ХУДОЙ

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

17.”Ответь на вопросы”

Цель: развитие речи, словарного запаса, кругозора, словесно-логического мышления.

Взрослый по очереди задает детям вопросы:

1. Какое животное больше – лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают, а вечером?

3. Днем на улице светло, а ночью?

4. Небо голубое, а трава …

5. Черешня, слива, груши, яблоки… – это что?

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Самара?

8. Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака – это…

9. А маленькая овечка – это…

10. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?

Цель: развитие речи, внимания, мышления.

Взрослый просит детей перечислить все предметы, имеющие заданный признак. Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

19. Ответь на вопросы

Цель: развитие речи, расширение кругозора.

Взрослый по очереди задает детям вопросы:

1. Назови времена года.

2. Сколько месяцев в году?

3. С какого месяца начинается год?

4. Назови последний месяц года.

5. Назови зимние месяцы.

6. Назови весенние месяцы.

7. Назови летние месяцы.

8. Назови осенние месяцы.

9. Перечисли дни недели.

10. Сколько дней в неделе?

20. “Что из чего сделано?”

Цель: развитие грамматического строя речи, словарного запаса.

Взрослый просит детей образовать имена прилагательные от существительных,задавая вопросы: стул из дерева – какой? – деревянный.

1. Дом из камня – …

2. Дом из кирпича -…

3. Шляпа из соломы – …

21. “Укрась слово”

Цель: развитие мышления, словарного запаса.

Взрослый задает детям слово и просит по очереди ответить на вопрос: Какое? это слово бывает.

Солнце (Какое) Кошка (Какая) Стол (Какой) Дорога (Какая)

22. “Кто что делает?”

Цель: развитие речи, расширение кругозора.

Взрослый задает детям вопросы по специальностям людей:

1. Кто учит детей? (учитель)

2. Кто лечит больных? (врач)

3. Кто красит стены? (маляр)

4. Кто делает прически? (парикмахер)

5. Кто строит дома? (строитель)

6. Кто лечит животных? (ветеринар)

7. Кто работает в саду? (садовник)

8. Кто пишет книги? (писатель)

9. Кто управляет оркестром? (дирижер)

10. Кто разносит письма, газеты? (почтальон)

23. “Определи понятие”

Цель: развитие понятийного мышления, речи, словарного запаса.

Детям предлагаются следующие наборы слов:

1. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

2. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять.

3. Поезд, нож, зонт, подушка, гвоздь, осел, алмаз, соединять, лезвие, меч, храбрый, чепуха, микроскоп.

Взрослый просит представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов.Далее вы говорите: “Постарайтесь объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово “велосипед”. Как бы вы объяснили это?”

24. Что может быть круглым, мягким, прочным?

Цель: развитие речи, кругозора, мышления.

Взрослый просит детей перечислить все предметы, имеющие заданный признак. Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

25. Ответь на вопросы.

Цель: развитие речи, расширение кругозора и словарного запаса.

Взрослый задает детям вопросы по явлениям погоды, требуя полного ответа на вопрос.

1. В какое время года бывает снегопад?

2. В какое время года бывает листопад?

3. В какое время года идет дождь?

1. В какое время года бывает иней?

2. В какое время года появляются подснежники?

3. В какое время года можно увидеть росу?

4. В какое время года бегут ручьи?

5. В какое время года птицы вьют гнезда?

6. В какое время года появляются комары?

7. В какое время года река покрывается льдом?

8. В какое время года птицы улетают на юг?

9. В какое время года собирают ягоды?

10. В какое время года бывает гроза?

26.”Скажи наоборот”

Цель: развитие речи, словарного запаса.

Взрослый предлагает подобрать противоположные признаки, предметы, явления (антонимы).

зима – лето

свет – тьма

день – ночь

27. “Узнай предмет по признакам”

Цель: развитие речи, кругозора, внимания, словесно-логического мышления.

Взрослый предлагает детям узнать предмет по заданным признакам.

1. Белый, сладкий, твердый (сахар).

2. Через речку лег, пробежать помог (лед)

3. Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы)

4. Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

5. Мягкие лапки, а в лапках – цап-царапки (кот)

6. Гладкое, стеклянное, в него смотрятся (зеркало).

7. Желтый, кислый, кладут в чай (лимон)

8. Белая, соленая, кладут в суп (соль)

9. Холодное, сладкое, на палочке (мороженое)

10. Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь).

28. “Укрась слово”

Цель: развитие речи, расширение словарного запаса.

Взрослый просит детей описать предмет.

Какой бывает арбуз? Книга? Медведь? Роза?

Какой бывает дом? апельсин? человек? ромашка? груша?

29. “Что в чем?”

Цель: развитие речи, словарного запаса, мышления.

Детям называют знакомые предметы и спрашивают, что есть у каждого предмета, из чего он состоит? Например, у стула есть ножки, сиденье, спинка.

Дом, собака, дерево, цветок, книга, слон.

Источник

Простые словесные игры очень полезны не только для развития речи, но и для расширения кругозора вашего ребенка. В них можно играть по пути в детское учреждение, на прогулке или в очереди в поликлинику. Если вы заметили, что вашему малышу становится скучно, игру нужно прекратить.

1. Опиши предмет.

Взрослый предлагает малышу описать предмет с разных сторон, используя эпитеты, глаголы. Например, вы с малышом рассматриваете что-то, видя по дороге, и задаете ему самые различные вопросы: “Какого он размера? Какой предмет на ощупь? Каким цветом? Где его можно использовать?» Так вы подталкиваете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию речи, и попутно рассказываете неизвестные особенности и функции предмета, которые малыш еще не знает, что поможет ему расширить его кругозор.

2. Что может быть? Родитель говорит эпитет, а малыш к нему – подбирает предмет. К примеру, «Желтое». Что может быть желтым? Ребенок перечисляет: солнце, цыпленок, листочки осенью.… Затем проводим игру-перевертыш. Называется какой-либо существительное, и к нему выбираем подходящие прилагательные. «стол, какой?» Круглый, прямоугольный, деревянный, новый, большой…

3.Разбираем предмет на детали. Очень полезно для развития ребенка разбирать предмет на детали.. “Вот машина, а что у него есть?” – “Руль, окно, бампер, колеса, фары…” – “А что есть у дома?” – “Крыша, окна, двери, подъезд.»

4. Подбираем антонимы. Называем любое слово, а ребенок подбирает слова противоположные по значению. «Высокий – низкий, твердый -мягкий широкий – узкий, большой – маленький».
5. Подбираем синонимы. Называем любое слово, а ребенок подбирает слово близкое по значению. Синоним к слову «лавочка» – скамейка, «автомобиль» – машина.
6. Додумываем фразу. Взрослый рассказывает историю, а когда на секунду замолкает, ребенок должен вставить нужное слово, подходящее по смыслу.
7. Придумываем рассказ. Предлагаем ребенку 6-8 слов, из которых нужно составить рассказ. Сначала это может быть простой смысловой набор понятный для ребенка: коньки, девочка, снеговик, звезда, елка. Затем задачу можно усложнить: медведь, стол, космос, радуга, лес.
8. Добавь слово. Предлагаем ребенку подобрать слова, которые обозначили бы окончание действия.

– Света проснулась и… (начала делать зарядку).
– Вася оделся и… (пошел на улицу).
– он замерз и… (вернулся домой за теплой кофтой).
– стали они петь.. (песню вместе ).
– Света пела (громко)
– А Вася (залез на табуретку ).

9. Рассматриваем образы. Обратим внимание ребенка на небо. Что напоминают нам бело-пушистые облака? На что похожи холмы и возвышенности? А ветки деревьев?

10. Туристическое бюро. Давайте представим, что мы идем с ребенком не в магазин, а отправляемся в увлекательное путешествие – это гораздо интереснее. Сколько же вопросов нам нужно решить. На чем поедем, а может, полетим, а может, поплывем? Какую одежду лучше подобрать в дорогу, если, например, мы отправляемся на северный полюс? Кого можно встретить в жаркой пустыне? Что нам может понадобиться в морском путешествии? Не забывайте делиться впечатлениями друг с другом.

Больше общайтесь с вашим малышом обо всем на свете. Ребенок гораздо быстрее и легче запоминает полезную для него информацию произнесенную «мимоходом», чем информацию, которую нужно воспринимать сидя за столом в «серьезной» обстановке.

Удачи вам в воспитании детей.

Если статья Вам понравилась, поставьте пожалуйста ЛАЙК автору

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал

Источник

“Времена года”
Перед началом игры следует подготовить необходимый инвентарь. Для этого из журналов или книг следует вырезать картинки, изображающие разные времена года, и наклеить их на одну сторону картонной папки. С другой стороны на папку можно наклеить листы бархатной бумаги, чтобы картинки не скользили. Также следует вырезать небольшие картинки со снегом, дождем, грибами, солнцем, листьями, цветами, птенчиками в гнезде и т. д.
В начале игры можно класть подходящие маленькие картинки на большие, объясняя при этом ребенку, почему они будут лежать именно там. Со временем усложните задание положите несколько неподходящих картинок и предложите ребенку найти ошибки.

“Архитекторы и строители”
Для выполнения этого задания потребуется строительныи конструктор.
Перед началом игры следует рассказать ребенку о строителях и архитекторах. Можно в процессе рассказа сделать вместе с малышом несколько чертежей построек. После эого предложите ребенку сделать постройку по чертежу.
Также можно для игры использовать один из нескольких вариантов:
* Взрослый строит дом, а ребенок после этого делает его чертеж.
* Сначала ребенок делает чертеж дома, а после этого взрослый его строит.
* Можно сделать, несколько построек и чертеж к одной из них и предложить ребенку найти постройку по чертежу.

“Ярмарка”
Эта игра развивает воображение, мышление, память, быстроту реакции и подходит для детей в возрасте от 3 до 6 лет.
В качестве инвентаря можно использовать любые предметы разных цветов.
Перед началом игры дети должны встать в круг. Они будут продавцами. При этом малыши должны держать за спиной в руках разнообразные предметы.
В центр круга заходит покупатель. Он кружится, вытянув вперед руку, как стрелку, а остальные дети поют:
Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой товар милей,
Укажи нам поскорей!
С топ!
После этого покупаrель останавливается и начинает разговор с продавцом, на которого указала его рука. Например, покупатель говорит, что хочет фрукт. Продавец должен предложить ему фрукт, схожий по цвету с игрушкой за его спиной. Например, предлагает клубнику, если у него за спиной красная игрушка.
В следующем туре покупателем становится продавец.

“Светофор”
В качестве инвентаря для игры понадобятся красные и зеленые кружки бумаги (по количеству участников).
В процессе занятия взрослый должен произносить утверждения, а игроки – думать,
верные они или нет. Если понятие правильное (например, зимой идет снег), то ребенок поднимает зеленую карточку, а если неправильное, то красную.
Сложность понятий должна зависеть от возраста и знаний детей.

“Радуга”
В этой игре могут принимать участие не менее 7 человек. Она развивает внимательность, память, быстроту реакции и сообразительность.
В начале игры среди участников должен быть выбран ведущий. Игроки садятся в круг и складывают перед собой рукилодочкой. Ведущий заходит в круг и кладет в ладони некоторых детей шарики разных цветов. После этого он произносит: Радуга, появись! Радуга, покажись! Задачей участников является встать по порядку.
После этого первый в ряду показывает свой шарик (красный) и спрашивает, есть ли у кого-нибудь еще такой же цвет. Остальные называют различные предметы этого цвета (например, названия цветов и т. д.). Если кто-то втечение нескольких секунд не сможет назвать предмет нужного цвета, он считается проигравшим и выбывает из игры.
Детям, которые умеют считать, можно перед началом игры предложить посчитать количество тех или иных названных предметов.
После игры можно обсудить с ребенком, почему предметов одного цвета встречается много, а другого – мало.
Так же в качестве продолжения игры можно предложить детям нарисовать радугу.

“Топ – хлоп”
Эта игра хорошо развивает память и внимание.
В процессе ведущий (взрослый) должен называть те или иные понятия и предложения (например, “Ворона – это перелетная птица!”), а дети – определять, правильные они или нет. В случае неправильного понятия дети должны топать. Если ведущий произнес правильное предложение – хлопать.

“Найди цвет”
Дети встают в круг и по команде ведущего ищут предметы названного цвета для того, чтобы до них дотронуться. Проигравшим считается тот, кто дотронется до нужной вещи последним. Он выбывает из игры.

“Сложи картинку”
Перед началом игры необходимо подготовить инвентарь: картинки со схематическими изображениями различных знакомых малышам предметов (корабля, дома, животных, снеговика и т. Д,). Также следует вырезать из плотной цветной бумаги или картона геометрические фигуры (квадраты, трапеции, круги, прямоугольники и др.).
В процессе занятия следует показывать ребенку схематические картинки и спрашивать его, из каких частей состоят те или иные предметы. Также можно предложить малышу посчитать количество частей и определить, какой они формы. Далее ребенок может найти похожие геометрические формы и составить из них похожие фигуры.

“Найди домик”
Данная игра хорошо влияет на развитие внимания.
Д ля занятия понадобится рисунок с животными или птицами и с таким же количеством домиков. В процессе игры следует соединить волнистыми перекрещивающимися линиями животных и домики и предложить ребенку найти дорогу к каждому домику. Можно дать малышу карандаш.

“Ищем клад”
Данное задание обучает ребенка ориентированию в пространстве и на местности с помощью плана.
В начале игры вместе с малышом следуeт нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т. Д. При этом следует объяснить ребенку, что план – это вид сверху.
После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения “клада” следует отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу ребенка, нарисовав план квартиры или дачного участка.

“Давай придумывать”
Данная игра развивает речь и абстрактное, мышление и предназначена для детей от З лет.
Перед началом занятия следуетподготовить необходимый инвентарь: карточки с изображением различных предметов определенной формы (например, яйца или яблока), а также набор разнообразных предметов (коробочки, кольца, цилиндры и т. д.). Следует подбирать инвентарь так, чтобы предметы совпадали по форме с нарисованными на карточках объектами .
Ребенок должен сесть за стол, на котором лежит набор предметов. Взрослый садится напротив, и показывает ему по очереди карточки, а после этого спрашивает, какой предмет на карточке похож на тот или иной предмет, лежащий перед ним.
Дети от 5 лет могут играть самостоятельно.

“Чем пахнет?”
Перед началом игры следует подготовить и рассмотреть вместе с ребенком разичные предметы, например лимон, обувной крем, чеснок, духи, мыло и т. д. Затем нужно дать ребенку понюхать каждый предмет и спросить, какие у них запахи (кислый или сладкий, приятный или нет, съедобный или несъедобный). После.
того можно завязать ребенку глаза и предложить ему определить предметы по запаху.

“Я знаю 10 названий”
Количество участников игры не ограничено. В качестве инвентаря можно использовать мяч.
Дети должны сесть в круг и перекидывать друг другу мяч, произнося следующие слова:
-Я…
– Знаю…
– Десять…
– Названий…
– Цветов (деревьев, животных, птиц, рыб, фруктов и т. д.).
После этого игроки по очереди должны назвать 10 предметов на заданную тему.
– Роза – раз!
– Пион – два!
– Мак – три!
– Ромашка – четыре!
и т. д.
Тот участник, который не смог ответить на вопрос, отдает фант, а затем выкупает его (поет песни, танцует, читает стихотворение и др.).

“Ты луна, а я звезда”
Игра развивает быстроту реакции и логическое мышление. Желательно играть в нее вдвоем с ребенком. Суть игры заключается в том, что взрослый называет какое-то понятие, а ребенок отвечает ему, например:
– Я гроза!
– А я туча!
Если в игре принимают участие не меньше б человек, следует поставить в круг 5 стульев и начать игру по-другому. Например, 1 ребенок садится на стул и говорит: Я – пожарная команда!”. Другие дети могут сесть на стул рядом с ним только после того, как назовут подходящее по смыслу слово, например “шланг”, или “пожарная машина”. Проигравшим считается тот участник, который останется без стула.

Источник