Игры на песке с ребенком в 2 года

КАРТОТЕКА
ИГР
С ПЕСКОМ
Гурьянова А.В.
Игра «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Содержание.
Взрослый просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка – …»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло – холодно», «приятно – неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
Игра «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Содержание.
Взрослый говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Игра «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Содержание.
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Пример: сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу – из треугольников.
Игра «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.
Содержание.
- «Идут медвежата» – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
- «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
- «Ползут змейки» – ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
- «Бегут жучки-паучки» – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»).
- «Кроказябла» – дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Игра-упражнение «Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Содержание.
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.
Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами – искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
Игра «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Содержание.
Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Игра «Ручеек течет»
Цель:развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, знакомство со свойствами песка.
Содержание.
В песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?
Взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.
Игра «Дождик моросит»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, знакомство со свойствами песка.
Содержание.
Часть песка увлажняется через разбрызгиватель. Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).
Игра «Отпечатки»
Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.
Содержание.
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.
В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например – только геометрические формы, только животные
Игра «Кто к нам приходил?»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.
Содержание.
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания – игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
Игра «Топчем дорожки»
Цель:знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.
Содержание.
Воспитатель с малышом шагает по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ! » Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.
Игра «Я пеку, пеку, пеку»
Цель:знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.
Содержание.
Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.
Игра «Волшебные отпечатки на песке»
Цель:знакомство со свойствами песка, развитие координации движений
Содержание.
Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.
Игра «Во саду ли, в огороде»
Цель:ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.
Содержание.
Детям предлагается посадить сад и огород. (счетные палочки разных цветов) После выполнения задания дети рассказывают, что где растет.
Игра «Пересыпание сухого песка через воронку»
Цель:познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.
Содержание.
Воспитатель подводит детей к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки.Показывает как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму.
Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт».
Игра «Сеем, сеем»
Цель:развитие тактильных ощущений.Знакомство со свойствами песка.
Содержание.
Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»)
Игра «Норки для мышки»
Цель:знакомство со свойствами песка, развитие координации движений
Содержание.
Ребенок вместе с Воспитателем копает небольшие ямки – норки руками или совочком. Затем мама озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку.
Игра «Цветные заборчики»
Цель:развитие мышления, моторики.
Содержание.
На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом – красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
Игра «Что я закопала в песок?»
Цель:Развитие внимания, памяти, наблюдательности.
Содержание.
Воспитатель показывает 2-3 игрушки, спрашивает у детей по очереди, как называются эти игрушки. Затем предлагает всем повернуться спиной к песочнице и одну из них закапывает в песок. По сигналу: «Готово! », «Можно! », дети поворачиваются и отгадывают, какая зарыта в песок. Отвечает тот ребенок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается. Если ребенок правильно назвал, ему все хлопают в ладоши.
Игра повторяется, постепенно увеличивается количество игрушек.
Эту игру можно разнообразить: не все отворачиваются, а только отгадывающий. Все смотрят и слушают ответы.
Если ребенок правильно отгадал, то выбирает другого, а сам закапывает игрушку.
Литература
- Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. Часть 1. Сфера, 2012.- 128с.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Г 75 Коррекционные, развивающие адаптирующие игры.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-64 с.
- Епанчинцева О.Ю. Рольпедагогической песочницы в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспект занятий. Картотека игр.- СПб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО«ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2011.-80с.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010 – 64с., ил.
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. песочная терапия в развитии дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2014. -64с.
- Соколовская Н.В. Адаптация ребёнка к условиям детского сада. Волгоград, Издательство «Учитель», 2008.
Источник
Редактор Алина Таценко
Лопатка, совочек и пасочки… Это все главные атрибуты детской прогулки. Но иногда просто копаться в песке становится скучно. Не отчаивайся, ведь есть масса игр с песком, которые понравятся твоему маленькому непоседе 2-3 лет.
В жизни каждого ребенка наступает период, когда лопатка и пасочки становятся обязательными атрибутами прогулки, а радиус их использования не ограничивается только песочницей возле дома. Малыш стремится вскопать клумбу возле подъезда, разбросать кучу гравия у соседской стройки или лепит воображаемые куличики дома на диване. Мамам такое однообразное проведение времени быстро надоедает, в этом случае бери на вооружение варианты игр с песком для детворы разного возраста.
1. Необычные пасочки
Вместо привычных заводских формочек возьми на прогулку пластмассовые чашки, одноразовые стаканы, магазинные контейнеры для молочной продукции. Выбери посуду разной формы и размера, тем самым покажешь ребенку пример того, что любой предмет можно использовать не только по прямому назначению.
Читай также: Игрушки для игр в песочнице: что взять с собой на прогулку?
Старшего ребенка можно привлечь собрать такую сумку для песочницы самостоятельно, проявив творческие способности. А на следующую прогулку вместо лопаты можно будет взять старый половник, домашний совок или деревянную ложку. Мир ощущений ребенка каждый раз становится шире, если предлагать ему игры с инструментами из разных материалов.
2. Стройка века
Даже девочки с удовольствием играют со строительной техникой. Договоритесь с подругами и принесите разные машины: бетономешалку, самосвал, трактор, каток – чем больше, тем лучше. В 1,5-2 года малыши будут играть каждый индивидуально, а вот после 3 лет целесообразно предложить распределить роли среди участников. В любом возрасте перед игрой взрослые могут рассказать простые стишки, загадать загадки о каждом транспортном средстве.
3. Трубопровод
Заранее обрати внимание 2-3-летки на то, что вода попадает в дома с помощью труб и предложи вечером проложить свой вариант водопровода. Вместо труб используй коктейльные соломинки или просто палочки. Закапывать их в землю, подготавливая предварительно длинные узкие траншеи – это еще и тренировка правильного формирования причинно-следственных связей.
4. Ограды из природных материалов
В один из вечеров покажи малышу, как втыкать в песок веточки, семена клена, зубочистки или палочки от мороженого. Этот вид активности направлен на развитие мелкой моторики и воображения. Со старшими ребятами в получившиеся загородки можно поселить фантастических существ, устроить ферму для пластмассовых животных, рассадить кукол.
5. Рисунки на песке
Пусть главным предметом в песочнице для этой игры станет не лопата, а грабли. С их помощью предложи нарисовать орнаменты или множественные геометрические фигуры. Пусть ребенок просто поползает или побегает по песку, протягивая грабли за собой, а потом вместе угадайте, что за изображение получилось. В младшем школьном возрасте – это удачный повод поговорить о симметрии и абстрактном искусстве.
6. Кулинарные фантазии
Песочница часто становится кухней для девочек, которые вдохновенно варят авторские супы из песка и рябины. Мальчишки предпочитают глобальные шедевры, например, смастерить гигантский каравай или пиццу и украсить камнями. Присмотревшись к играм ребенка, предложи ему несколько новых вариаций: сделать посуду из коры и листьев, добавить новые материалы (шишки, желуди, каштаны), превратить всю песочницу в скатерть-самобранку.
Читай также: Как решать конфликты в… песочнице
7. Просеивание
Пасочки из сухого песка не получатся, а вот для игр с ситом такой песок подойдет прекрасно. В жаркий день покажи малышу, как просеивать песок, сортируя мусор, камушки или ракушки.
Для малышей можно заранее вырезать отверстия разного размера и формы в картонной коробке, а затем предложить насыпать через них песок, отсекая все лишнее.
8. Кладоискатели
В сухом песке интересно искать разные предметы. Для игры с ребенком младшего возраста спрячь при нем в песочнице пустые яйца от шоколадных сюрпризов или маленькие резиновые фигурки животных. Покажи, как весело находить их, делая раскопки. Младшие школьники с радостью перевоплотятся в археологов, чтобы найти втайне спрятанного родителями динозавра.
9. Разноцветный песок
Приготовь заранее цветной водный раствор (добавь в бутыль с водой краску гуашь) и вылей его в песочницу. Оттенки при этом не получаются насыщенными, но цвет все равно будет отличаться от основной массы и даст возможность сделать одни и те же формочки разного цвета.
10. Полет фантазии
Дети – невероятные фантазеры. Если привести ребенка в песочницу без всяких вспомогательных инструментов, он обязательно проявит себя и придумает новый вариант песочного развлечения. Просто дай ему время и не подсказывай сразу, чем еще можно заняться.
Читай также: Как сделать кинетический песок для детского творчества своими руками
Удачного песковаляния и паскоделания!
Наш автор:
Татьяна Блинова,
г. Днепр,
руководитель проектов по обучению,
бизнес-тренер,
мама 2 детей.
Фото: shutterstock.com
Источник
Лето – это время песочниц и забавных прибрежных приключений. Чем игры с песком для малышей отличаются от игр для детей постарше? Мы расскажем, в чем польза этого занятия для детей 2-3 лет и поделимся самыми интересными идеями!
В чем польза игр с песком
Игры с песком для детей – это не только веселое времяпрепровождение, это простые полезные упражнения, которые помогают учиться и развиваться. Вот почему важно включать игры с песком в занятия малышей:
- в ходе игры развивается мелкая моторика рук, дети учатся совершать мелкие точные движения, развивают тактильные ощущения, креативное мышление, координацию;
- существует связь между развитием моторики и общим умственным развитием: чем раньше и лучше ребенок освоит мелкие движения, тем успешнее будет развиваться его речь, память, внимание;
- песок – это доступный природный материал, который практически не способен вызывать аллергические реакции;
- этот материал помогает успокоить непосед и делает более активными тихонь;
- во время игры с песком ребенок начинает учиться различать геометрические формы, размеры, цвета;
- происходит развитие коммуникативных навыков, изучение основ поведения в коллективе.
Кроме того, песочные забавы – это прекрасный способ развития фантазии и творческого потенциала. Знакомьте ребенка с новыми играми и способами взаимодействия с природой! Расскажите, что играя с песком, он может использовать веточки, цветочки, листочки и другие предметы, чтобы было еще интереснее. Это тот самый возраст, когда малыши активно впитывают новые знания и охотно стремятся развивать свои навыки, пусть даже сами этого не знают. Самое главное – беречь их здоровье и правильно организовывать занятия.
Правила игры с песком
Когда малыши начинают играть в песочнице, им становится сложно оторваться от этого занятия. Но чтобы песок стал другом, а не врагом, научите малышей главным правилам:
- его нельзя есть, им нельзя бросаться в других, тереть глазки грязными после игр в песке руками;
- если играете в песочнице, нельзя выбрасывать из нее содержимое;
- не стоит поднимать высоко над головой руки, полные песка;
- игры в песочнице лучше отложить, если на теле есть ранки – мелкие песчинки могут вызвать воспаление;
- в песочнице и на пляже нужно вести себя спокойно, не толкаться, не разбрасывать игрушки, нельзя ломать чужие “куличики” и другие постройки;
- после игры обязательно нужно хорошо отряхнуть одежду и обувь, вымыть руки или протереть их влажными салфетками;
- играть нужно аккуратно, так, чтобы песок не попадал в уши, глаза, нос, волосы.
Совсем маленьким сложно объяснить все эти правила, поэтому следите за их выполнением. На первых порах вам нужно будет постоянно контролировать, направлять и поддерживать малыша. Игра с песком в солнечный день – отличное занятие, но не забывайте о том, что нежную кожу малыша нужно защищать от солнца – нанесите перед прогулкой солнцезащитный крем “Мое солнышко” и не забывайте надевать ребенку головной убор.
15 идей игр с песком для детей 2-3 лет
Для песочных приключений вам понадобится совсем немного игрушек – лопатки, ведерки, формочки. Но если их не оказалось под рукой, ничего страшного, на песочном пляже несложно найти занятие. В какие игры с песком для детей раннего возраста можно поиграть? Делимся самыми веселыми идеями!
Песочный пляж – лучшее место, чтобы познакомить малыша с основными свойствами этого материала: сухой песок хорошо сыплется и ускользает сквозь пальцы, а вот мокрый – более плотный и через пальчики не высыпается. Зато из мокрого можно что-нибудь слепить, а из сухого нет. Пересыпайте и перекладывайте песочек в разные емкости и места, чтобы ребенок понял, почему и когда он приобретает особые свойства.
Какой песок?
Когда малыш научится различать свойства и хорошо говорить, пусть расскажет, какой песочек на ощупь: рассыпчатый, холодный, теплый, мокрый, сухой, шершавый, гладкий. Помогите ему подобрать слова и объясните, что они значат.
Кто пришел?
Нарисуйте на песке следы разных животных и предложите угадать, кто проходил мимо. После этого сравните, какие следы оставляет ваша нога и маленькая ножка – научите понятию формы и размера.
Найди игрушку
Предложите ребенку закопать игрушки в разных местах и выкопать их в определенном порядке. Называйте, какая это игрушка, какая у нее форма, цвет, что можно придумать про нее.
Куда пропали ножки?
Эта забава похожа на предыдущую, только прятать нужно не игрушки, а части тела. Куда пропали твои ножки? А где мамины ручки?
Высокий-низкий
Постройте несколько башенок или насыпьте несколько кучек и расскажите про высоту. Предложите указать самую высокую горку, самую низкую, научите делать такие же и посоревнуйтесь, кто насыплет больше.
Домик для игрушки
Пусть малыш выкопает несколько ямок и поселит в них свои игрушки. Чья ямка больше? Чья шире? Чья глубже?
Испечем куличик
Лепке “куличиков” тоже нужно научиться. Покажите порядок действий: насыпать, похлопать лопаткой, аккуратно перевернуть, снова похлопать, аккуратно поднять ведерко. Поверьте, понадобится немало времени и трудов, чтобы построить тот самый куличик, которым кроха будет доволен.
Построй забор
Пусть ребенок построит ручками или с помощью ведерка забор из “куличиков” – вдоль него можно ездить на машинке или придумать историю, кто живет за этим забором.
Золотоискатель
Поиграйте в золотоискателей: зачерпните песчаную массу со спрятанной в ней игрушкой и просейте через сито, чтобы в нем осталась только ваша находка. Расскажите, почему так происходит.
Едем в гости
Для этой игры нужны будут большие машинки с большими колесами, чтобы песчинки в них не застревали. Постройте песочные домики для игрушек и возите их друг другу в гости. Постройте дороги с мостиками, переходами, тоннелями.
Рисунки на песке
Нарисуйте что-нибудь и предложите угадать, что это. Изображайте что-нибудь простое, начните с фигур – треугольников, квадратов, кругов. Затем нарисуйте солнышко, звездочку, сердечко. Пусть ребенок проведет по линиям вслед за вами.
Волшебная деревня
Отдыхаете на море? Соберите на берегу красивые камешки, ракушки, листочки и другие природные материалы, постройте песочную деревню и украсьте каждый “домик” разными предметами.
Приглашение на обед
Слепите хлеб или масло и научите резать ножичком. Объясните, что это игрушечная еда и есть ее нельзя, но такие занятия помогают тренировать навыки владения инструментами.
Посади сад
Огородите небольшой участок палочками – это будет садик. Нарвите растения, соберите палочки или ягоды, посадите в садике и ухаживайте за ним, поливайте, пропалывайте. Только объясните, что этот сад будет расти всего один день, пока вы с ним играете.
Рисуем круги
Как быстро начертить круг? Встаньте и прочертите вокруг себя круг ногой, попробуйте сделать это вместе. Можно познакомить будущего школьника с циркулем – рассказать, как работает этот прибор.
Найдите занятие для маленьких ручек, чтобы они никогда не скучали!
Источник