Игры или упражнения на развитие речи ребенка дошкольного возраста
Наталия Заикина
Логические игры и упражнения для развития речи дошкольников (практический материал)
РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
1. Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?
2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?
3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?
4. Будет кубик катиться? Почему?
5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?
6. Если по телевизору показывают футбол — может мяч вылететь и ударить мальчика?
7. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что легче нести?
8. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?
9. Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?
10. По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?
11. Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» («Ночью был дождь».) Как она догадалась?
12. Может поезд метро столкнуться с автобусом?
13. По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?
14. Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?
15. Летом можно кататься на лыжах? Почему?
16. На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?
17. Чем столб отличается от дерева?
18. Почему льдины в реке не стоят на месте весной?
19. Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?
20. Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?
21. Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты?
22. Если с высоты бросить платок и камень, что быстрее упадёт на землю?
23. Для чего зимой надевают шубы?
24. Если шубу положить на снег, снег под ней растает?
Игра “Что на что похоже и почему?”
Задавайте вопросы: “Лист на что похож? Чем? На что похож пень, цветок, коряга, ветка?” Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие!
Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: “Чем лист похож на бумагу?” (Толщиной, легкостью.); “А на траву?” (Цветом.); “А на каплю?” (Формой.)
Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: “Висит капля зеленая, как трава”.
Вид упражнений — скороговорки.
Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.
Ткач ткет ткани на платок Тане.
Около кола — колокола.
Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.
Орел на горе, перо на орле.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями: (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо?
Милая моя, ты не спишь!
Вы ели на завтрак мороженое?
Мама купила (купи) виноград.
Скорее домой!
У нас кончился хлеб.
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).
Узнавание предметов по заданным признакам.
Назови предмет, про который можно сказать:
желтый, продолговатый, кислый;
продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.
Какой предмет обладает следующими признаками:
пушистый, ходит, мяукает;
гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.
Кто или что может быть:
высоким или низким;
холодным или горячим;
твердым или жидким;
узким или широким.
Какому времени года соответствует следующее описание:
“День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда. “
Сравнение двух или более предметов.
• Чем похожи эти слова:
o кошка, книга, крыша;
o число, весло, кресло;
• Назовите общие признаки:
o яблока и арбуза;
o кошки и собаки;
o стола и стула;
o ели и сосны;
o голубя и дятла;
o ромашки и гвоздики.
• Чем отличается:
o ручка от карандаша;
o рассказ от стихотворения;
o сани от телеги;
o осень от весны;
o дерево от кустарника;
o лиственное дерево от хвойного дерева.
Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. (Объяснить ход рассуждений.)
ночник, торшер, свеча;
слива, яблоко, персик;
брюки, шорты, юбка;
корова, лошадь. Лев;
елка, береза, сосна;
картофель, морковь, огурец;
петух, гусь, воробей;
коза, свинья, корова.
Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.
o покупать –
o открывать –
o помнить –
o встречать –
o толстый –
o мелкий –
o полный –
o знаменитый –
o голодный –
o брать –
К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним.
С каждой парой слов составить предложение.
Пример: умный друг – глупый враг.
тихий плач –
радостная встреча –
вспомнить радость –
светлый верх –
темное прошлое –
слабый мороз –
сахар сладкий, а перец. ,
дорога широкая, а тропинка. ,
пластилин мягкий, а камень. ,
чай горячий, а мороженое. ,
кисель густой, а морс. ,
лист наждака шершавый, а лист бумаги.
Заяц бежит быстро, а черепаха ползет.
Днем светло, а ночью.
Другой вариант:
Кашу варят густую и. (жидкую). Звери бывают смелые и. (трусливые). Морковь можно есть сырой и. (вареной). Яблоки могут быть мелкими и. (крупными).
Логические задачи:
• Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
• На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
• Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
• Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?
• На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
• Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?
• Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?
Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.
• ваза хрустальная, а стакан легкий;
• зебра полосатая, а леопард злой;
• холодильник белый, а ковер мягкий;
• огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.
“Отвечай быстро”
Цель – упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.
Таблица, разделенная на 9 клеток.
В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка, снегирь.
Вопросы по таблице:
• Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?
• Сколько всего птиц в таблице? Назови их.
• Кого больше зверей или насекомых?
• На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?
• Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?
• Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?
Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)
В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.
Игра “Шаги. (Кто быстрее доберется до.)”
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например “Вежливые слова”. Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и “Старт!”
Другие темы: “Все круглое”, “все горячее”, “все мокрое”. “Ласковые слова для мамы”. “Слова утешения” и т. д.
Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
Придумываем рассказ.
Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.
Например:
“На пороге сидела и жалобно мяукала. (кто). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно. (что делала). Кошка поймала в саду. (кого). Шерсть у кошки. (какая, когти (какие). Кошка лежала с котятами. (где). Котята играли мячиком. (как).
Продолжи ряд.
Данное упражнение направлено на развитие способности изменять слова по аналогии, то есть обнаруживать определенные грамматические закономерности. Изменяя слова по образцу, по аналогии, ребенок открывает как языковые правила, так и исключения из них.
Например: лисица, медведица, но ежиха; сахарница, хлебница, но солонка, масленка.
Какие бывают слова.
Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского “Какие бывают слова”.
Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ежик.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово зеленое – ель.
Есть книжное слово – страница.
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово веселое – смех.
Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.
Многозначные слова.
Взрослый: “Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. Например, лук – овощное растение, лук – оружие.
Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа).
Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок; гладит, бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий.
Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения.
Носы. (А. Усачев)
Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника,
Только очень маленький.
Необычный зверь – Носуха,
У Носухи нос до уха.
А огромный Носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки – пятачком.
Но и свинка и матрос
Вытирать должны свой нос!
Часы. (В. Орлов)
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.
Развитие словарного запаса
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти, так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.
“Слова-приятели” (упражнение на синонимы).
Задание №1.
“Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?” (Грустный)
“Ценный – это какой? Жесткий – это какой?”
Задание №2.
“Каким словом можно заменить слово “конь”? Слово “врач”, “чашка”, “пища”?”
Задание №3.
“Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?”
Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный
Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.
Задание №4. “Уменьшение”.
Задание: “Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч – это мячик, а маленький стол -. “.
трава, рука, плечо, солнце, банка; стул, книга, флаг, чашка, шапка.
Задание №5. “Закончи слово”.
Задание: “Отгадай, какое слово я хочу сказать? По. ” (Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т. п.
Задание № 6. “Объясни слово”.
Задание: “Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?”
нож, шляпа, мяч, письмо;
зонтик, подушка, гвоздь, осел;
мех, алмаз, соединить, лопата;
меч, неприятность, храбрый, герой;
Развитие грамматических навыков
Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.
Задание № 7. “Кто? Что?”
(составление предложений по разным моделям).
Задание: “Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,
Кто? Что делает? Что?
Например: Кошка лакает молоко”‘.
Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)
Задание №8. “Составь фразу” (образование предложений из слов).
“Придумай предложения, используя следующие слова:
забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро”.
“Рассказ по картинке”.
Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.
Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.
Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.
– О чем эта картинка?
– Кто главный герой?
– Что происходит?
– Какие герои нарисованы на картинке?
– Какой у них характер?
– Как можно назвать этот рассказ?
С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное.
Источник
Речевая игра «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»
Цель: Учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого один из детей говорит слово, а другой отзывается похожим словом, например: петрушка – пеструшка. Дети, составившие пару, отходят в сторону и придумывают слова, близкие по звучанию (машина – шина, носок – песок), но отвечать должен тот ребёнок, который подбирал рифму.
Речевая игра «ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?»
Цель: Учить детей группировать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.
Ход игры: Педагог спрашивает детей: «Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?» Дети объясняют словосочетания.
Свежий ветер – прохладный.
Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.
Свежая рубашка – чистая, выстиранная, выглаженная.
Свежая газета – новая, только что купленная.
Свежая краска – невысохшая.
Свежая голова – отдохнувшая.
Речевая игра «КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ»
Цель игры: Активизировать словарь, расширять кругозор.
Ход игры: Дети образуют круг. Педагог называет звук и просит ребят придумать слова, в которых встречается этот звук. Один из играющих бросает кому-либо мяч. Ребёнок, поймавший мяч, дожжен сказать слово с установленным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторил уже сказанное кем-либо, пропускает ход.
Речевая игра «ИЩИ»
Цель: Упражнять детей в употреблении прилагательных, согласованных с существительными.
Ход игры: Дети должны в течение 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета (или одинаковой формы, или из одного материала). По сигналу воспитателя один ребёнок начинает перечислять предметы, другие дети дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовёт большее количество предметов.
Речевая игра «ПРИДУМАЙ САМ»
Цель: Обучать детей правильному составлению предложений с заданным количеством слов.
Ход игры: Даны опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Нужно составить предложение из 3, 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку.
Речевая игра «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?»
Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Я сейчас вам буду рассказывать истории. В моём рассказе вы должны заметить то. Чего не бывает. Кто заметит, тот пусть хлопнет в ладоши.
Вечером, когда я спешила в детский сад, я встретила маму, которая вела ребёнка в школу.
Ночью ярко светило солнце и горели звёзды.
На берёзе поспели яблоки».
Дети находят противоречия в предложениях.
Речевая игра «ИГРА В ЗАГАДКИ»
Цель: Расширять словарный запас детей.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Ребёнок, отгадавший загадку, выходит и сам загадывает. За отгадывание и загадывание загадок ребята получают фишки. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Речевая игра «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
Цель: Учить детей понимать смысл предложения.
Ход игры: Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята должны исправить.
Коза принесла корм девочке.
Мяч играет с Сашей.
Дорога едет по машине.
Гена разбил стеклом мяч. И т.д.
Речевая игра «ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА»
Цел:. Учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.
Ход игры: Дети становятся в круг. Каждый ребёнок должен назвать какое-нибудь слово и сказать его следующему участнику; следующий участник говорит тоже одно слово. Так, по очереди все дети должны произнести по одному слову. Через три круга игра останавливается. Нельзя повторять одно слово дважды. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.
Речевая игра «СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!»
Цель: Упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.
Ход игры: Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребёнок должен что-то сказать о нём. Например, воспитатель говорит: «Медведь!» – и передаёт палочку ребёнку, тот отвечает: «Бурый!» – и передаёт палочку следующему. Кто не сможет ничего сказать о животном, выходит из игры.
Речевая игра « КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»
Цель: Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.
Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди подбирают как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое. И т.д.
Речевая игра «КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ».
Цель: Расширять словарный запас детей.
Ход игры: Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что делают предметы: метель (метёт, вьюжит, пуржит); дождь (льёт, моросит, накрапывает, капает, начинается); ворона (летает, каркает, сидит, ест).
Речевая игра «ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ СЛОВО».
Цель: Расширять словарный запас детей.
Ход игры: Педагог предлагает детям составить словосочетания по примеру: бутылка из-под молока – молочная бутылка.
Кисель из клюквы – …(клюквенный кисель).
Суп из овощей – …(овощной суп).
Пюре из картофеля – …(картофельное пюре). И т.д.
Речевая игра «О ЧЁМ Я СКАЗАЛА?»
Цель: Учить детей различать в слове несколько значений, сравнивать их, находить общее и различное.
Ход игры: Воспитатель говорит, что есть слова, которые мы употребляем часто, и много разных предметов называем одним и тем же словом: головка (куклы, лука, чеснока, голова человека); иголка (у шприца, у ели, у сосны, швейная, у ёжика); нос (у человека, у чайника, у самолёта); ножка; ручка; крыло и т.д.
Речевая игра «НАОБОРОТ».
Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) называет слово, дети подбирают к нему слово с противоположным значением
( далёкий – близкий, высокий – низкий).
Речевая игра «ДОБАВЬ СЛОГ»
Цель: Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) называет один слог и бросает мяч. Поймавший мяч должен дополнить слово, например, ма – ма, кни – га и т.п. Дополнивший слово ребёнок снова бросает мяч воспитателю (или ребёнку).
Речевая игра «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ».
Цель: Учить подбирать синонимы.
Ход игры: Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут называть слова, близкие по значению (напрмер, стужа – мороз).
Речевая игра «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».
Цель: Учить детей подбирать однокоренные слова.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны добавить слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…(снег).
С неба все скользят пушинки –
Серебристые…(снежинки).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее…(снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …(снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик).
Рядом снежная фигурка
Эта девочка…(снегурка).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил…(снег).
(И.Лопухина)
– Какие слова вы подобрали? На какое слово они все похожи?
Речевая игра «СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ».
Цель: Развивать фразовую речь.
Ход игры: Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.) Дети должны отвечать полным предложением.
Речевая игра «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Цель: Развивать речевую активность детей, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель говорит начало предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например, педагог: «Мама купила…»»…книги, тетради, конфеты…», продолжают дети.
Речевая игра «НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ СЛОВО».
Цель: Учить детей подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа.
Ход игры: Педагог задаёт предложение и предлагает детям ответить на вопросы: «Если суп не горячий, то, значит, он какой?», «Если в комнате не светло, то как?», «Если нож не острый, то он…», «Если сумка не лёгкая, то она…» и т.д.
Речевая игра «СКАЖИ СЛОВО С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».
Цель: Развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Придумайте слово со звуком (а) – и бросает мяч любому из играющих. Ребёнок отвечает: «Шапка» – и бросает мяч следующему игроку, и т.д. по кругу. Затем воспитатель называет другой звук, и игра повторяется снова.
Речевая игра «ГДЕ Я БЫЛ?»
Цель: Учить детей образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевлённых существительных.
Ход игры: Педагог говорит: «Ребята, отгадайте, где я была? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где же я была? (На море).
– А теперь вы загадайте мне загадки о том, где вы были. Расскажите, кого вы видели. Главное в этой игре – не отгадывание, а составление загадки.
Речевая игра «НАДО СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ».
Цель: Учить детей подбирать слова, близкие по смыслу.
Ход игры: Воспитатель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно о нём сказать? Я придумала слово «печальный». Давайте также попробуем заменить слова в других предложениях». Дождь идёт (льёт). Воздух чистый (свежий).
Речевая игра «ЧТО НЕВЕРНО?»
Цель: Развивать слуховое внимание и речь; приучать обнаруживать смысловые несоответствия; подбирать нужные слова с учётом содержания текста.
Ход игры: Детям дважды читают стихотворение и предлагают найти несоответствие.
Это верно или нет, что, как сажа, чёрен снег,
Сахар – горек, уголь – бел, ну а трус, как заяц, смел?
Что летать умеет рак, а медведь плясать мастак,
Что растут на вербе груши, что киты живут на суше,
Что с зари и до зари сосны валят косари?
Ну а белки любят шишки, а лентяи любят труд,
А девчонки и мальчишки в рот пирожных не берут?
Если дети назовут не все ошибки, то воспитатель читает стихотворение ещё раз.
Речевая игра «КТО НАЙДЁТ КОРОТКОЕ СЛОВО?»
Цель: Учить делить слова на слоги.
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что узнать длину слова можно по шагам (или хлопкам). Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Педагог говорит, что получился только один шаг, так это короткое слово. Дети выстраиваются вдоль линии, и по одному начинают произносить слова и делать шаги. Кто неверно разделит слово на слоги, выходит из игры.
Речевая игра «О ЧЁМ ЕЩЁ ТАК ГОВОРЯТ?»
Цель: Закреплять и уточнять значение многозначных слов.
Ход игры: Скажите, пожалуйста, о чём ещё можно так сказать:
Идёт дождь: идёт… (снег, зима, собака, дым, человек).
Играет … (музыка, девочка).
Горький … (перец, лекарство).
Речевая игра «НАЗОВИ НАСЕКОМОЕ С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».
Цель: Развивать фонематический звук, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель просит детей вспомнить названия насекомых, в которых есть звуки (а), (к). Кто больше назовёт слов, тот и выиграл. Например: бабочка, комар, стрекоза и т.д.
Речевая игра «КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖИТ».
Цель: Закреплять употребление в речи обобщающих слов.
Ход игры: Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие, например, «Насекомое – это…». Дети: «Муха, комар,…».
Источник