Игры и упражнения по речевому развитию ребенка

Игры и упражнения по речевому развитию ребенка thumbnail

Игры и упражнения на развитие речи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУДРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1»

Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста

Выполнила: Меренкова Елизавета Владимировна

2019

Игры и упражнения для развития речи детей младшего дошкольного возраста

«Угадай игрушку»

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это… (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

 «Скажи какой»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная».

«Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный».

«Это огурец». — «Он… продолговатый, зеленый, хрустящий»).

«Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно… ухий (длинноухий). А хвост у зайца… (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она… белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

 «Какая кукла»

Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.

— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня… (самая красивая). У нее… (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».

От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?»; «Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»).

 «Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

— Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста

«Найди первый звук»

Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.

Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.
Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.

Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.

— Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с».

Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.

«Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):
— Су-су-су — кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).

Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са… (там летит оса), су-су-су… (я боюсь осу).

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

«Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

«Кто заблудился?»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)
— Закончите предложения. Если зайчик потерялся… (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы… (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток… нужны для того, чтобы…), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно… цветы, грядки на огороде; гладить можно… платье, брюки… одежду).
Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать… ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначного слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).
Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий—горький, старый—новый.

«Расскажем про белочку»

Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

— Давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять… (и шишек набрать). Она залезла… (на высокую сосну). А на сосне шишек… (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку… (увидела волка). Но белочка… (не испугалась). Она бросила… (шишку прямо на волка). На лбу у него… (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Приведем пример занятия, в котором сочетаются разные речевые задачи: формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи.

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста

«Найди звук»

Цель: находить слова с одним и двумя слогами.

— Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»? (Слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» — из двух, «цыпленок» — из трех.)
— Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки.

(Слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука «Ш», слова «жук» и «жаба» — со звука «Ж», слова «забор», «замок» — со звука «З», слова «цыпленок», «цапля» — со звука «Ц».)

— Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «Р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «РЬ» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «Л» (баклажан, яблоко, кизил), «ЛЬ» (малина, лимон, апельсин, слива).

 «Картина — корзина»

Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.
— Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.)

— Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза).

— Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?

Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.

«Это правда или нет?»

Цель: находить неточности в стихотворном тексте.

— Послушай стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.

— Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?
— Послушай, как говорили другие дети, подумай, можно ли так сказать, и скажи, как надо сказать правильно:
«Тетя, посмотри: у лошадки два хвостика — один на голове, другой на спинке»; «Папочка, это лошадке подметки подбивают»; «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»; «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю».

— Можешь ли ты придумать небылицы или путаницы, чтобы другие дети или взрослые их распутали.

«Найди другое слово»

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

— Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.)
— Качели папа делал летом. Но вот наступила… зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее).
— Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек).

— Объясните, что значат слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)
— Придумайте предложения со словом «крепкий».

«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый… помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт… гранат».)

Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

Источник

Марина Шкурихина
Игры и игровые упражнения для развития речи детей

«Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа.

Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Для коррекции звукопроизношения у дошкольников используется дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

Отрабатывать навыки можно игровыми упражнениями.

Особое значение оно имеет для детей с речевыми нарушениями. Работу над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинается с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания.

Выполняйте с детьми такие упражнения:

Вдох и выдох носом.

Вдох носом, выдох ртом.

Вдох ртом, выдох носом.

Вдох и выдох ртом.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

«Задуй упрямую свечу» – в правой руке держать свечку; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

Игры и игровые упражнения для развития речи детей

«Бабочка летает».

Учить правильному дыханию.

Взять бабочку за колечко и поднять на уровень своего лица. Через нос сделать вдох, через рот – продолжительный выдох на бабочку. (Повторить 3-4 раза.)

Игры и упражнения по речевому развитию ребенка

Упражнение «Остудить чай»

– выдох со звуком ф-ф-ф.

Игры и упражнения по речевому развитию ребенка

«Подуем на снежинку».

Игры и упражнения по речевому развитию ребенка

«Дождливая и ветреная погода»

Дети дуют на зонтик с капельками дождя.

Игры и упражнения по речевому развитию ребенка

“Покачай обезьянку на качели”

Игры и упражнения по речевому развитию ребенка

Упражнение «Хомячок» – пошмыгать носом, рот закрыт.

Упражнение «Собачке жарко» – подышать с высунутым языком.

Упражнение «Согреть руки» – выдох со звуком х-х-хо.

Пополнение словарного запаса детей.

В средней группе дети быстрее и охотнее всего начинают использовать имена существительные и глаголы, что позволяет им легко обозначать предметы и действия, которые производятся с этими предметами. А вот такая важная часть речи, как имя прилагательное, используется дошкольниками неохотно. Поэтому необходимо уделять больше внимания описанию признаков предметов и явлений, их качественным характеристикам. Лучше всего развивать словарный запас через игру.

«Придумай другое слово.»

Цели: углублять знания о лексическом значении слова, формировать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов.

Воспитатель. Из одного слова можно сделать другое, похожее. Например, можно сказать

– компот из яблок (яблочный компот);

– варенье из груш (грушевое варенье);

-суп из рыбы (рыбный суп);

– каша из тыквы (тыквенная каша);

2 вариант игры

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Ход игры:

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки …)

Игры и упражнения по речевому развитию ребенка

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины …)

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина …)

Игры и упражнения по речевому развитию ребенка

Источник

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Игры и упражнения по развитию речи детей раннего возраста

С года до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи.

Речь становится средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

Все это и определяет основные задачи речевых игр.

  • Развивать речь как средство общения.
  • Формировать интерес к активному взаимодействию со взрослыми и другими детьми.

Тематика игр может быть самая разнообразная. У игры должны быть сюжет, содержание, продуманы способы взаимодействия со взрослым, которые не должны препятствовать развитию активности и самостоятельности детей. Детские игры с предметами должны быть разнообразными, и в идеале переходить в самостоятельные.

При определении содержания и приемов руководства речевыми играми и упражнениями следует учитывать детский опыт, так как дети 2 – 3 лет уже довольно много знают, видят, что является основой формирования самостоятельных действий и инициативных высказываний. Это обеспечивает положительную игровую мотивацию: дети с большим желанием говорят и действуют (кормят куклу, лошадку, разговаривают с ними так, как это видели в жизни).

Дети с возрастом начинают лучше понимать обращенную к ним речь окружающих и соответственно реагировать. Тем более важно использовать в развитии речи и мышления такой прием, как вопросы, но они должны быть достаточно разнообразными. К сожалению, в практике нередко используются однотипные вопросы («что?», «кто?», «какой?») и дети легко на них отвечают, причем чаще всего одним словом. Чтобы научить их говорить предложениями, в том числе и более сложными, необходимо задавать соответствующие вопросы, например: «Почему заяц плачет?», «Зачем Петрушка просит мяч?» и др. Или, например, спросить не только кто пришел в гости к детям, но и откуда пришел, где живет (например, мишка), чем накормим мишку и т.д. Кстати, вопрос «чем?» очень важен, так как требует изменения формы слова (не просто «любит хлеб, морковку», а «покормим хлебом, морковкой»). Этому надо учить детей сразу с введением нового слова. Необходимо побуждать самих детей задавать вопросы, обращаться друг к другу: «Спроси у Тани, какая игрушка ей нравится, с кем она будет играть (укладывать или купать куклу)» и т.д.

Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики.

Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.

  • Упражнение «Лягушки улыбаются»

Квака любит улыбаться Тянуть губы прямо к ушкам

Рот у Кваки до ушей Очень нравится лягушкам

Хоть завязочки пришей. Улыбаются, смеются

А глаза у них, как блюдца.

  • Упражнение «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем

А сейчас раздвинем губы – посчитаем наши зубы.

  • Упражнение «Хобот слоненка»

Подражаю я слону: губы хоботом тяну…

Даже если я устану, их тянуть не перестану.

Буду долго так держать, свои губы укреплять.

  • Упражнение «Трубочка»

Мои губы – трубочка – превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.

  • Упражнение «Лягушка-слоненок-дудочка»

Свои губы прямо к ушкам мы растянем как лягушки.

А теперь слоненок я, видишь – хобот у меня.

А сейчас мы дудочки, дудочка – погудочки.

  • Упражнение «Язык-силач»

Язычок у нас силач – в зубы упирается,

Сильно напрягается, горкой выгибается.

Силачу пора на отдых, мы его положим спать.

А потом начнем опять.

  • Упражнение «Качели»

На качелях я качаюсь: вверх – вниз, вверх – вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

  • Произнесение по картинкам

гласных звуков: качаем куклу(ААА), болит зуб (ООО), гудит поезд(УУУ), летит самолет(ЫЫЫ)

звукосочетаний: рубим дрова (ЭХ), укололи палец (ОЙ), мычит корова (МУ) и т.п.

  • «Обезьянка кривляется» – показать смешные рожицы.
  • «Щенок лакает молоко» – лакательные движения языком
  • «Кошка рассердилась и шипит» – надуть щеки и с силой выдохнуть воздух.

Речевые упражнения для закрепления звуков раннего онтогенеза

Задержка речевого развития – это не только бедный, примитивный словарь, грубое нарушение слоговой структуры, звуконаполняемости, но и нарушение, а чаще всего и отсутствие даже тех звуков русск5ого языка, произношение которых не требует тонких дифференцированных движений органов артикуляции. Дети с нормальным речевым развитием легко справляются с воспроизведением этих звуков. Конечно, говорить о точной схеме появления речевых звуков у ребенка раннего возраста нельзя, поскольку процесс звукопроизношения проходит индивидуально. Однако некоторые закономерности все же существуют. Многие дети раннего возраста правильно и четко произносят звуки:

– гласные А, О, У, И;

– согласные М, Н, П, Т, Д, Б, Ф, В, К, Г, Х (и их мягкие варианты)

– дифтонги йА, йУ, йО, йЭ.

Поэтому необходимо в стихах и играх закреплять (или вызывать) звуки раннего онтогенеза, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. Безусловно, процесс работы со звуком должен происходить только при желании малыша играть.

Мы шагаем по мосту

Ту-ту–ту, ту–ту–ту мы шагаем по мосту. Дети шагают по кругу

Та–та–та, та-та-та, ах какая высота.

Ты-ты-ты, ты-ты-ты не боимся высоты.

Ат-ат-ат, ат-ат-ат я шагаю как солдат.

Неваляшка.

Динь-дон, дили-дон,

Что за странный перезвон. Дети раскачиваются на прямых ногах

Слышен он со всех сторон. из стороны в сторону

Дили-дили-дили-дон.

Дождик.

Майский вдруг закапал дождь. Ритмично похлопывать кистью о кисть руки

Кап-кап-кап-кап.

И по лужам ты идешь. Ритмично похлопывать по коленям

Так-так-так-так.

Ветер шелестит листвой Движения по полу кистями рук

Ш-ш-ш-ш.

Спрятал кудри под травой. Пальцы в замок.

Тш-тш-тш-тш.

Дождь сильнее застучал. Постукиваем одним указательным пальцем по коленке

Тук-тук-тук-тук.

Скоро дождик ливнем стал Быстро стучать указательными пальцами двух рук

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. по коленям.

Игры по развитию общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Речевое развитие начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.

Подвижные игры с речевым сопровождением

Дети раннего возраста еще очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Малыши с удовольствием повторяют слова, интонацию и движения за взрослым, предвкушая знакомый финал. Игры для малышей подробно описаны в литературе, поэтому ограничимся перечислением наиболее популярных: «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Кот Васька», «Мотыльки», «Кошка и цыплята», «Коршун и цыплята»,»Пчелки»,»Вороны» и др.

Логоритмические игры с самомассажем

Хлоп, ладошка!

Вот у нас игра какая! Хлоп, ладошка, хлоп, другая!

Правою ладошкой шлеп мы по правой ножке.

А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом левой правую побьем.

Вверх ладошки! Хлоп, хлоп.

По коленкам шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай. По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И крест-накрест руки сложим!

Игры-подражания с речевым сопровождением.

Как уже отмечалось, основой обучения детей раннего возраста является стремление малышей к подражанию действиям взрослого. Подражание движениям, мимике, интонации способствуют освоению просодических компонентов речи. Просодия – общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраса. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота.

Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6 – 7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на не реагируют. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Поэтому развитию просодических компонентов речи необходимо уделять особое внимание. Наиболее эффективно, с нашей точки зрения, это происходит в играх – подражаниях, где наряду с развитием импрессивной и экспрессивной речи, расширением активного словаря, формированием грамматических форм слов особенно чувствуется интонация, тембр и т.п., что способствует усвоению просодических свойств языка.

Птичий двор Солдатики – куклы

Наши уточки с утра –«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!» Солдатики из дерева

Наши гуси у пруда – «Га-га-га! Га-га-га!» Как столбики стоят

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!» А куколки из тряпочек

Наши курочки в окно – «Кхо-кхо, кхо-ко-ко-ко-ко!» На гвоздике висят

А наш Петя-петушок ранним-рано по утру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

Пальчиковые игры (развитие мелкой моторики).

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека доказано давно. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на весь организм, в том числе и на мозг. Во всем мире веками создавались потешки, прибаутки с движениями пальцев, которые мы теперь называем «пальчиковыми играми». Нашей родной народной педагогикой созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.

Существуют самые разнообразные формы работы по развитию движений пальцев.

– Статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира (фигуры из пальчиков «флажок», стульчик, «коза»)

– Движения сопротивления (игра «Хома – хомячок»)

– Движения пальцев, передающие динамические образы («гармошка» – раздвигание и сдвигание пальцев, лежащих на столе, «паучок» -пальчики шевелятся)

– Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «ладушки – ладошки» и т.п.)

– Движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленькими резиновыми или массажными мячами, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками, бусинками.

– Игры с мозаикой

– Пальчиковы игры с пластилином

– Игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, сминание в какую-либо форму (бабочку), скатывание в шарик

– Действие с крупой, семенами

– Действие с водой (переливание), в бассейне для рук (игры с лейками, с поролоновыми мячами), игры с пипеткой

– Игры с песком, мукой, тестом

– Действия с мелкими игрушками и предметами

– Действия с пуговицами(застегивание, расстегивание, выкладывание)

– Рисование на бумаге пальчиками

– Показ сказок пальчиками.

При проведении этой работы необходимо помнить о главном условии успешности всех видос деятельности – ребенку должно быть интересно! У него должна быть сформирована положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них. Еще одно необходимое условие – все игры должны сопровождаться речью, желательно стихами, которые в раннем возрасте запоминаются и воспринимаются легче.

Ладушки – ладошки.

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки, Хлопать в ладоши

Хлопали в ладошки, хлопали немножко.

Да! Хлопок руками по коленям

Кашку варили, ложечкой мешали, Водить указательным пальцем правой

Куколку кормили, кошечке давали. руки по левой ладошке

Да! Хлопок по коленям

Кулачки сложили, кулачками били: Сложить кулачки, бить одним

Тук-тук-тук, тук-тук-тук. кулачком по другому.

Да! Хлопок по коленям

Ладушки плясали, деток забавляли. Ритмичные повороты кистей.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

Да! Хлопок по коленям.

Ладушки устали, ладушки поспали, Сложить ладошки под наклоненную Баю-баю, баюшки. Баю-баю, ладушки. голову.

Да!

Игры и упражнения по развитию слухового внимания

Работа по развитию слухового внимания осуществляется по четырем разделам:

  1. воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира.
  2. игры со звучащими игрушками.
  3. воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.
  4. формирование фонематического восприятия.

Дети раннего возраста различают неречевые звуки:

– по способу их воспроизведения

– по темпу повторяющихся звуковых сигналов

– по их ритму

– по силе звуковых раздражителей

– по долготе звучания.

Игры лучше распределять в порядке их усложнения в соответствии с изучаемыми лексическими темами. Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители широко используются звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны. Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание этих игрушек (начиняя с 1,5 – 2 лет), показывает, что звучало, и, по возможности, называет игрушку. Ребенок обязательно должен и сам производить звуки с помощью игрушки.

  • «Ручки-ножки» – отгадать и повторить хлопки-притопы ( за ширмой или без ширмы)
  • «Пальчик-пальчик» – стучать пальчиком о другой пальчик, на слово «ай» спрятать ручки за спину.
  • «Умные ножки» – шагать под звуки барабана, менять ритм.
  • «Колыбельная» – мама качает дочку и поет низким голосом А-А-А, дочка качает куклу и поет высоким голосом А-А-А.
  • «Шумовые коробочки» – крупа разных размеров, скрепки, горох, манка и т.п.
  • «Дождик» – повторить ритм постукивания карандашом, ладошкой по полу, металлофона, погремушки и т.п.
  • «Угадай, где звучит» – дети бегут в сторону звучащего предмета.
  • «В лесу о тропинке бежали зверюшки» – передать хлопками ритм движения
  • «Кто идет по дорожке?» – угадать животное по ритму переданному звучанием барабана.
  • «Где сидит птичка?» – игра со свистульками разной высоты.

Источник