Игры и стишки для развития ребенка

Игры и стишки для развития ребенка thumbnail

Повышают настроение, позволяют ребенку совершать разнообразные
двигательные действия, способствующие физическому развитию;

Формируют умение имитировать слова стихотворения;

Развивают эмоции, произвольное внимание, слух, зрение,
речевую память, развивают чувство ритма, быстроту реакций;

Будят творческую фантазию и воображение.

Мишка косолапый

Мишка косолапый

По лесу идет.

(идем на месте, переваливаясь с ноги на ногу)

Шишки собирает,

В корзиночку кладет.

(собираем воображаемые шишки)

Вдруг упала шишка –

Прямо мишке в лоб!

(бьем себя рукой по лбу)

Мишка рассердился

И ногою – топ.

(топаем ногой)

Все стишки мишка для детей 2-3 лет: подробнее

Топаем – хлопаем

Игры и стишки для развития ребенка

Выполняйте с ребенком соответствующие тексту движения:

Мы потопаем, как мишка:

Топ-топ-топ-топ!

Мы похлопаем, как мишка:

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Лапы вверх мы поднимаем,

На другие приседаем. 

Потешки для детей 1-3 года: подробнее

Песенки потешки: подробнее

Мы ногами топ-топ-топ,

(ходим по комнате и топаем)

А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп!

(хлопаем в ладоши)

Ай да малыши, ай да крепыши!

По дорожке мы шагаем

(топаем по комнате)

И в ладошки ударяем.

(хлопаем в ладоши)

Топ-топ, ножки, топ!

(топаем на месте)

Хлоп, хлоп, ручки, хлоп!

(хлопаем)

Ай да малыши!

(руки на пояс, кружимся)

Ай да крепыши!

                  (А. Ануфриева)

Застучали ножки

(топаем ногами)

По ровненькой дорожке,

Застучали много раз,

Будет весело у нас.

(хлопаем в ладоши)

Кулачком сильнее бей,

(кулачком стучим по ладошке)

Только ручки не жалей,

Постучим мы кулачком

И покружимся волчком!

(кружимся)

Жил – был зайчик

Игры и стишки для развития ребенка

Жил – был зайчик,

Длинные ушки.

(приставляем ладошки к голове)

Отморозил зайчик

Носик на опушке.

(прикрываем носик рукой)

Отморозил носик,

Отморозил хвостик

(прикрываем попу)

И поехал греться

(обнимаем сами себя)

К ребятишкам в гости.

                     (В.Хорол)

Загадки, песенки, стихи детям до года: подробнее

Зайка серенький сидит

Зайка серенький сидит

(приставляем ладошки к голове)

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(хлопаем в ладоши)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(топаем ногами)

Кто-то зайку напугал –

Зайка – прыг – и убежал!

(пугаемся и разбегаемся по комнате) 

Самолеты

Самолеты загудели, вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Самолеты полетели.

(руки в стороны, бежим по комнате)

На полянку тихо сели,

(приседаем)

Да и снова полетели.

(руки в стороны, снова бежим по комнате) 

Как на горке

Игры и стишки для развития ребенка

Как на горке – снег, снег,

(встаем с вытянутыми руками на носочки)

И под горкой – снег, снег,

(приседаем)

И на елке – снег, снег,

(встаем с вытянутыми руками на носочки)

И под елкой – снег, снег.

(приседаем)

А под снегом спит медведь.

(склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку)

Тише, тише. Не шуметь!

(прикладывает палец к губам).

               (И. Токмакова)

Снежинки

С неба падали снежинки,

(пружинящие движения)

Белоснежные пушинки,

Они вертелись, они кружились

(кружимся)

И в сугробы превратились

(садимся на корточки)

Вот такие вот высокие,

(поднимаем руки вверх)

Вот такие вот широкие,

(разводим руки в стороны)

Вот такие вот глубокие,

(присаживаемся на корточки)

Вот такие белобокие

(поглаживаем себя по бокам)

Стрекоза

Вот какая стрекоза,

(показываем размер двумя руками)

Как горошины глаза.

(прикладываем руки к глазам)

Влево (поворот влево), вправо (поворот вправо),

Назад (шаг назад), вперед (шаг вперед),

Ну совсем как вертолет.

Мы летаем высоко,

(поднимаем руки вверх)

Мы летаем низко,

(присаживаемся на корточки)

Мы летаем далеко,

(приставляем к голове руку козырьком)

Мы летаем близко.

(руки в стороны – бегаем по комнате)

Автор-составитель: Дарья Колдина

Обновлено 13 января 2021 г.

Источник

Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.

После сна:

Это кто уже проснулся?

Кто так сладко потянулся?

Потягушки-потягушечки,

От носочков до макушечки!

Мы потянемся — потянемся, Маленькими не останемся!

Вот как, вот как мы растем, Растем!

Вот как ножками пойдем, Пойдем!

* * *

Мы проснулись,

Мы проснулись.

Сладко, сладко потянулись.

Маме с папой улыбнулись.

Для умывания:

Водичка-водичка,

Умой наше личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок. 

***

Ты мне ручки подай, 
Да с кровати вставай, 
Умываться пойдём, 
Где водичка найдём!

***
От водички, от водицы 
Всё улыбками искрится! 
От водички, от водицы 
Веселей цветы и птицы! 
Таня умывается, 
Солнцу улыбается!

***

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей –
Детка умывайся веселей!
***
Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.

***
Знаем, знаем – да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку 
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!

***
Моем ручки до и после еды с потешкой:
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.

***
Водичка-водичка, 
Умой Настино личико, 
Настя кушала кашку, 
Испачкала мордашку. 
Чтобы девочка была 
Самой чистенькой всегда, 
Помоги, водичка, 
Умыть Настёне личико.

Для кормления:

Это — ложка

Это — чашка

В чашке гречневая кашка

Ложка в чашке побывала-

Кашки гречневой не стало!

Как же так?

* * *

Ну и каша! Так в рот и просится!

Нос и щеки наелись досыта.

Подбородку тоже досталось. И мизинчик

Попробовал малость. Чуточку съели

Лобик с макушкою, остальное ушки докушали!

Когда детка плачет:

Го-ро-шин-ки,

Не-про-шен-ки,

Откуда вы взялись?

Трамваем или поездом

До Маши добрались?

Нет, портить настроение никто вас не просил!

А может, мы не плакали,

А дождик моросил?

После прогулки:

Отчего так хороши

Стали наши малыши:

Губки-алы,

Зубки — белы,

Щечки-розовы?

— Да с мороза мы!

Встречайте!

Сладким чаем угощайте!

Для массажа:

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек) 
Поперек толстунюшки, 
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками) 
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки) 
А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки)
А в глазки — глядунюшки,(мягко нажать на глазки)
А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик)
А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик)
А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик)

* * *

( гладим малыша от головы до пяточек)
Потягуни-потягушечки 
От носочков до макушечки! 
Мы потянемся, мы потянемся, 
Маленькими не останемся! 
Вот уже растем, растем, растем!
для массажа животика:
(гладить животик по часовой стрелке)
Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живёт?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котёнок.
Улыбается ребёнок.

* * *
На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке) 
Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик), 
Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх) 
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику) 
Улетели (поглаживаем малыша)

*****
Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона 
Вдруг посыпалось пшено. (стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку)
Пришла лисичка, (гладим спинку)
Хвостиком помахала.
Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньим усилием)
Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями верх-вниз)
Поставил стол, (изображаем стол кулаком)
Стул, (стул — щепотью)
Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем)
Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке, 
Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки, 
Дзинь-точка.
Прочитал,(водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил, 
Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)

*****
(поглаживание)
На малышку глядя, 
Спинку мама гладит: 
Рыбка по морю плывёт, 
Белка хвостиком метёт, 
Как по небу облачкa 
Мы погладили бочкa. 
Как летят снежинки, 
Так мы гладим спинку!

*****
Пау – паучина паутину шил!
(водим пальцем по кругу)
Вдруг закапал дождик
(постукиваем пальцами)
Паутину смыл!
(гладим сверху вниз)
Выглянуло солнышко
Стало припекать
(гладим снизу вверх)
Пау – паучина трудится опять!
(водим пальцем по кругу)

для массажа ступни:
(приговаривать, поглаживая ступню)
Маленькая ножка
Бежала по дорожке,
Маленькая пяточка,
На пяточке заплаточка
(пощипывать пяточку)

***
Ой-ее-ее-ечки!
Спал Медведь на коечке.
Свесились с кроватки
Две босые пятки.
Две босые, две смешные,
Ой, смешные пятки!
Увидала Мышка,
Мышка – шалунишка,
Влезла на кроватку,
Хвать его за пятку!

***
для знакомства с телом:
Где же наши ручки?
А вот наши ручки!
Где же наши ножки?
А вот наши ножки!
А вот это Мишин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки,
А вот это ушки,
А вот это щёчки толстые подушки,
Ну а это что? Живот!
А вот это Мишин рот!
Покажи-ка язычок,
Пощекочу тебе бочок.
Ротик мой умеет кушать, 
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать, 
Ручки – всё хватать-хватать.
Стенка, стенка (касаться поочерёдно щёчек)
Потолок (лобик)
Два окошка (глазки)
Дверь (ротик)
ЗЗЗЗвонок (жмём на носик)

***
Сидели два медведя
На тоненьком суку
Один взбевал сметану (взбиваем),
Другой молол муку (молем)
Раз ку-ку, два ку-ку
Оба шлепнулись в муку.
Рот в муке (показать ротик), нос в муке (показать носик)
Ухо в кислом молоке. (показать ушки)

Для купания:

Здесь водичка холодненька…

Здесь водичка холодненька, здесь — тепленька,

Здесь — горяченька, а здесь — кипяток, кипяток!

* * *

Кто тут будет куп-куп, (потрогали рукой водичку, похлопали ладошкой по воде)

По водичке — хлюп-хлюп? В ванну быстро — прыг, прыг,

В ванне ножкой — дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться, и грязь куда-то денется.

***
Вот когда я взрослым стану
И купаться захочу
Влезу сам 
В большую ванну
Оба крана откручу.
Сам потру живот и спинку
И веснушки на носу.
Заверну себя в простынку
И в кроватку отнесу!

***
Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Настя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Настенке,
Спинку и животик,
Личико и ротик –
Чистая какая
Доченька родная!

***
(вытирая малыша после купания)
Мы ручки мыли? Мыли!
Мы ножки мыли? Мыли!
Мы спинку мыли? Мыли!
и т.д.
И теперь мы чистые заиньки пушистые!

Перед сном:

Люли, люли, люленьки, летят сизы гуленьки.

Летят гули вон, вон. Несут детке сон, сон.

Будут гули ворковать, будет детка крепко спать.

Будут гули говорить, чем детку накормить.

Полетят они в лесок и найдут там колосок,

Станут кашку варить, станут детку кормить,

Белой кашкой с молочком и румяным пирожком.

* * *

Ходит Сказка по домам,

По высоким теремам,

Жди ее, глаза закрой.

Спи, глазок, Спи, другой

Сказка добрая придет,

Сердце доброе найдет,

Жди ее, глаза закрой

Спи, глазок,

Спи, другой.

Подстригаем ногти с потешкой:
Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с другом в магазинчик!
Покупал игрушки,
Сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Здравствуй, пальчик безымянный!
Как солдатик оловянный
На посту всегда стоит
И имеет грозный вид!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Это кто тут? Пальчик средний!
Со щенком играл в передней
Прятались, смеялись,
По полу кувыркались!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Пальчик указательный – 
Очень любознательный!
Это кто? А это как?
На вопросы он мастак!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Это пальчик наш большой!
Стричься рад со всей душой!
Он в хорошем настроенье
Ел клубничное варенье!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

Потешки – утешки:
У киски боли, 
У собачки боли, 
А у моего малыша 
Заживи-заживи-заживи.

Комплекс оживления:

Ой, мой маленький, ненаглядненький,

Мой хорошенький, мой пригоженький.

Ах ты, моя девочка, золотая белочка,

Сладкая конфеточка, сиреневая веточка!

* * *

Вот приходит мышка в гости,

Нацепила бант на хвостик.

Динь, динь, донна, донна,

А сегодня (имя ребенка) дома?

Пальцами пробежаться по руке ребенка вверх до мочки уха

и потянуть за нее («позвонить»)

***

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки –

Очень рады солнышку.

***

Солнышко, солнце,

Выгляни в оконце,

Посвети немножко,

Дам тебе горошка!

***

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи –

Брызни в поле лучше:

***

Как на Солнышка именины
Испекли пирог из глины
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!

***

Потягивая за ручки в положение сидя:
Вот такой расти
Ко мне в гости ходи
Вот такой расти
Нам на радости.

Ребенок сидит на Ваших коленях, а Вы имитируете различный характер движения:

По ровненьким дорожкам,
По кочкам, по кочкам,
По бугорочкам,
Да в ямку – бух!
Задавили сорок мух

* * *

Два пожарника бежали
(показываете на одну, затем другую щеку малыша)
И на кнопочку нажали – пип!
(пальцем нажимаете на носик ребенка).

* * *

Во время прочтения Вы имитируете действия героев, движениями головы подкрепляете ответы «да» и «нет», а также побуждаете к этому малыша.

Кто живет под потолком? Гном.
Что себе построил он? Дом.
Ну а сколько он живет? Год.
Кто с ним утром кофе пьет?
Кот, кот, кот.
Кто с ним бегает по крыше?
Мыши, мыши, мыши.
Ну а как его зовут?
Скрут, Скрут.
У него есть борода? Да, да.
А манишка, а жилет?
Нет, нет, нет.
Он капризничает, да?
Никогда.

* * *

Кто там маленький живет,
Утром рано он встает,
Молочко из блюдца пьет,
Любит пеночки лизать,
Любит хвостиком махать,
Лапкой умывается.
Как он называется?

* * *

Потешка – зарядка для пальчиков

Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
 

Перебирают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
— Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

* * *

Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик – самый меткий
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

* * *

Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.

* * *

Этот пальчик в лес ходил.
Этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик чистить стал
Этот пальчик жарить стал
Этот пальчик встал и съел
Потому и потолстел!

* * *

Что за ножки, что за ножки
У тебя, у нашей крошки!
Ни собачке и ни кошке
Не дадим твои мы ножки.
Эти ножки, эти ножки
Будут бегать по дорожке.

* * *

Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу. (в общем, там посл. слово в каждой строчке – по 3 раза)
Давай с тобой попрыгаем,
И ножками подрыгаем,
И ручками похлопаем,
И ножками потопаем.
(“бежать” вверх по ручке, приговаривая)

Читайте далее: детские стишки, прибаутки

Источник

Игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет.

Мышки

Вышли мышки как-то раз (шагают)

 Посмотреть, который час. ( ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны)

 Раз, два, три, четыре (хлопают)

Мышки дернули за гири. (движения руками сверху вниз)

 Вдруг раздался громкий звон (закрывают руками уши)

 Побежали мышки вон (бегут)

 Зайка серенький сидит

 Зайка серенький сидит И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)

Вот так, вот так И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)

Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши) Вот так, вот так Надо лапочки погреть..(2 строки 2 раза)

Зайке холодно стоять Надо зайке поскакать. (прыгает) Вот так, вот так Надо зайке поскакать. (2 раза)

Волк зайчишку испугал. Зайка прыг и убежал.

 Капуста

 Мы капусту рубим – рубим, (ударяем ребрами долоней об стол)

Мы капусту солим – солим, (“”солим”” щепотками обеих рук)

Мы капусту трем – трем, (потираем ладошки)

Мы капусту жмем – жмем. (сжимаем и разжимаем кулачки)

 Ножки,

Ножки бежали по дорожке. (просто побегать) Бежали лесочком,

Прыгали по кочкам. Прыг-скок, прыг-скок,

 Прибежали на лужок, Потеряли сапожок. (прыгать на двух ногах, а на последних словах присесть на корточки и повернуться то в одну, то в другую сторону, будто ищешь сапожок)

 Где же наши ручки? 

У меня пропали руки. Где вы, рученьки мои? (прячем руки за спину)

 Раз, два, три, четыре, пять – Покажитесь мне опять! (показываем руки)

 У меня пропали уши. Где вы, ушеньки мои? (закрываем уши ладошками)

 Раз, два, три, четыре, пять – Покажитесь мне опять! (показываем ушки)

У меня пропали глазки. Где вы, глазоньки мои? (закрываем глаза ладошками)

Раз, два, три, четыре, пять – Покажитесь мне опять! (показываем  глаза)

Шла коза на каблуках

 Шла коза на каблуках В модных красных сапогах (Идем на носочках)

По дорожке : цок-цок-цок! Поломала каблучок. (идем прихрамывая)

Вот коза на одной ножке Поскакала по дорожке Прыг-скок, прыг-скок! (скачем на одной ножке)

 Вновь сломала каблучок! (осторожно падаем на пол)

Вот коза сняла сапожки, Зашагала по дорожке: Топ-топ! Топ-топ!

Как легко без каблуков! (весело шагаем)

 Принцесса 

Шел король по лесу, по лесу, по лесу.

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу. (ходим по кругу, взявшись за руки)

 Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

 И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

 И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся.

Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся!

(выполняем действия по тексту; в конце обнимаемся  или здороваемся за руку)

Комары и мошки 

Комары и мошки, Тоненькие ножки (приплясываем, держа руки на поясе)

Пляшут на дорожке. Ножками – топ-топ! (топаем ножками)

 Ручками – хлоп-хлоп! (хлопаем в ладоши)

Близко ночь- Улетели прочь! (машем руками, как крыльями)

Дует ветер нам в лицо 

Дует ветер нам в лицо (машем руками к лицу)

Закачалось деревцо (руки вверх, качаем)

Ветерок все тише, тише. (приседаем)

Деревцо все выше, выше. (подпрыгиваем вверх)

Мишка с куклой 

Мишка с куклой бойко топают, Бойко топают, посмотри.

 И в ладоши громко хлопают, Громко хлопают – раз, два, три!

 Мишке весело, мишке весело, Вертит мишка головой.

Кукле весело, тоже весело, Ой как весело, ой-ой-ой!

Мы попробуем эту полечку, Эту полечку станцевать.

 Разве можем мы, разве можем мы, Разве можем мы отставать!

Мишке весело, мишке весело, Вертит мишка головой.

Кукле весело, тоже весело, Ой как весело, ой-ой-ой!

Источник