Игры для воображения ребенок 3 года

Серафима Новикова

Картотека игр для развития творческого воображения детей 2-3 лет

Картотека игр на развитие творческого воображения, сенсорных эталонов и мелкой моторики пальцев рук

детей 2-3 лет

«Котенок»

Цель: развивать творческое воображение, внимание, зрительный анализатор, мелкую моторику пальцев рук;

учить детей с помощью цветных ниток рисовать различные предметы, по мере необходимости дорисовывать с помощью нетрадиционной техники рисования полный образ получившегося предмета.

Материал: цветные нитки, минифланелеэкран, развивающая презентация «Забавный котенок»

Мой котенок хоть и мал,

Но игрив и прыток.

Вот что он нарисовал

На полу из ниток

«Ожившая клякса»

Цель: развивать творческое воображение, внимание, зрительный анализатор, мелкую моторику пальцев рук;

учить детей видеть в пятне – кляксе различные предметы, по мере необходимости учить детей дорисовывать детали до полного образа увиденного предмета, с помощью нетрадиционной техники рисования.

Материал: ламинированные карточки, с изображением пятен различной формы, нетрадиционные материалы для рисования.

Краска на листок упала

Кляксу вмиг нарисовала.

Ты на кляксу посмотри,

Что в ней видишь, назови.

«Волшебники»

Цель: развивать творческое воображение, умение видеть, вглядываться, узнавать знакомые образы в пятне;

продолжать знакомить детей с приемом рисования кляксографией.

Материал: карточки с пятном-кляксографией, изображающим различные предметы, карточки-картинки, с похожими на пятна предметами, презентация «волшебное пятно»

Вот волшебное пятно

Изображает что оно?

Это клякса, вот дела,

Скажи, на что похожа она.

«Волшебные картинки».

Цель: развивать творческое воображение, умение видеть, вглядываться, узнавать знакомые образы в пятне;

продолжать формировать умения, связанные с художественно-образным

отражением предметов и явлений окружающей действительности; побуждать устанавливать сходство между кусочками ткани абстрактной формы и предметами, получая путем дорисовывания целостное изображение,

стремиться к передаче цветовых оттенков.

Материал: карточки, с наклеенными кусочками ткани абстрактной формы, гуашь, палочки (ушные, палочки-тычки, развивающая презентация «Картинки»

На столе лежат картинки,

Все картинки половинки.

Ты картиночки сложи,

В руки палочки возьми,

Дорисуй скорей картинки

Подари их все Маринке. (Иринке и т. д.)

«Расколдуем фигуры»

Цель: развивать воображение, внимание, память, зрительное восприятие. мелкую моторику пальцев рук;

побуждать устанавливать сходство между разными геометрическими формами и предметами;

учить путем дорисовки получать цельное изображение.

Материал: карточки, с наклеенными на них геометрическими формами из цветной бумаги, гуашь, палитра, карточки-значки на каждого ребенка, нетрадиционный материал.

«Заколдованные фигуры»

Цель: развивать воображение детей, внимание, память, зрительное восприятие, мелкую моторику;

побуждать устанавливать сходство между разными геометрическими формами, предметами и явлениями окружающей действительности;

учить путем дорисовки этих форм получит предметную картинку;

упражнять в свободном выборе изобразительных материалов.

Материал: цветные карандаши, восковые мелки, гуашь, карточки, с изображением контуров геометрических фигур, развивающая презентация «Формы и фигуры»

«Узоры на камнях»

Цель: развивать воображение, внимание, память, зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук;

учить детей замечать красоту линий, различать характерные особенности форм, их многообразие;

Материал: карточки-фигурки различной формы (круг, квадрат, овал, треугольник, волнистые линии, клеящий карандаш, кисти, развивающая презентация «Камушки».

«К кому в гости мы идем?»

Цель: развивать воображение детей, внимание, память;

учить детей представлять, по ощущениям, куда мы можем попасть в гости.

Материал: дорожки, длиной 2-2.5 метра,накрытые одинаковой фланелью:

мокрая, гладкая, поролоновая, с пришитыми рейками, пуговицами,

наклеенными камушками под фланелью.

«Кто в доме хозяин?»

Цель: развивать воображение детей, внимание, память, тактильные

ощущения, мелкую моторику пальцев рук;

Материал: домики, с вырезанными окошками по размеру руки ребенка,

шишки, камушки, орехи, кора и т. д., развивающая презентация «Домишки

для зверушек».

«Бабочки»

Цель: развивать воображение, зрительное восприятие, внимание, цветовосприятие;

учить, с помощью различных отдельных деталей составлять целый образ;

учить составлять узор.

Материал: карточки, с изображением бабочек, вырезанные отдельные детали для бабочек, развивающая презентация «Бабочки», стеклянная доска для рисования, таблицы с изображением бабочек.

«Игровой планшет»

Цель: развивать воображение, зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, внимание, память;

учить, с помощью цветных резинок составлять воображаемый предмет, придавая ему целостный образ.

Материал: квадратный планшет, с гвоздиками, цветные резинки, карточки – задания, стеклянная доска, развивающая презентация «Гвоздики»

«На кружочек посмотри, что увидел, назови»

Цель: развивать воображение, внимание, память, зрительное восприятие,

учить детей видеть в кругах различные предметы,

учить, дорисовывая детали, составлять целый образ предмета (солнце,

яблоко, шар, мяч и т. д.)

Материал: карточки с нарисованными кружками, карточки с изображением предметов круглой формы (шар, мяч, солнце, апельсин, солнце) и др., стеклянная доска для рисования, развивающая презентация «Волшебная фигура», отдельные детали для мозаики, коврограф для аппликации без наклеивания, карточки с кругами, реальные предметы, для пособия «волшебный рукав».

«Облачко воздушное, ветерку послушное»

Цель: развивать воображение, внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, тактильное восприятие;

учить детей, дорисовывая детали, создавать предмет из готовой формы, использовать отдельные детали, для создания, увиденного ребенком предмета (аппликация без наклеивания, геометрическая мозаика и т. д).

Материал: отдельные детали для мозаики, стеклянная доска для рисования, коврограф для аппликации без наклеивания, карточки с облаками, карточки с изображением предметов, различные предметы, для пособия «волшебный рукав» (мягкие, твердые, шершавые, шуршащие и др., развивающая презентация «Облачка», видеофильм «Как появляются облачка»

«Подарки для Кати»

Цель: развивать творческое воображение, внимание, зрительное восприятие, тактильные ощущения;

учить видеть в изображенной детали различные предметы;

учить дорисовывая детали, получать целый образ увиденного предмета.

Материал: карточки, изображением отдельных деталей, карточки, с изображением предметов, стеклянная доска для рисования, различные предметы, для пособия «волшебный рукав» (кукла, зайка, мяч, мишка и т. д.).

«Что я задумал?»

Цель: развитие творческих способностей детей, зрительное восприятие;

учить детей смешивать цвета, создавая новый оттенок.

Материал: краски, баночки для смешивания красок, колбочки для проведения опыта, стеклянная доска для рисования, карточки с оттенками цветов, карточки с предметами разных цветов и оттенков, развивающая презентация «Картинки – невидимки»

«Удивительные превращения»

Цель: развитие воображения, детской фантазии, творчества;

учить детей путем дорисовывания деталей создавать новый предмет.

Материал: стеклянная доска для рисования, бумага для монотипии, краски,

Карточки с кругами или другими геометрическими фигурами,

развивающая презентация «Я рисую ровный круг и много палочек вокруг»

«Отыщите мишкин мёд».

Цель: развивать творчество, фантазию;

формирование устойчивого зрительного образа цвета, умение соотносить цвет с его названием;

учить сравнивать предметы по цвету.

Материал: картинка Миши, вырезанные по трафарету бочонки меда разного цвета, развивающая презентация «От куда берется мед», коврограф

Мишка по лесу гулял,

Бочку с мёдом потерял.

Помоги, честной народ,

Отыскать Мишуткин мёд.

«Солнышко».

Цель: развивать творчество, фантазию;

формирование устойчивого зрительного образа цвета, умение соотносить

цвет с его названием;

Материал: желтые круги, полоски желтой бумаги, коврограф, бочонки меда

желтого цвета, стеклянная доска для рисования, краски, развивающая

презентация «Солнышко лучистое»

Солнце жёлтое вставало,

Жёлтые лучи пускало.

Разбежались жёлтые лучи.

Как они желты и горячи.

Уходило солнце на покой,

Забирало лучики с собой.

Ночь, на улице темно,

Люди спят уже давно.

«Следы солнышка».

Цель: развивать творчество, фантазию;

формирование устойчивого зрительного образа цвета, умение соотносить цвет с его названием;

Материал: развивающая презентация «Солнышко – ведрышко», полоски – лучи желтого цвета, стеклянная доска для рисования.

Солнышко шалило, лучики бросало,

Лучики бросало, следы оставляло.

Какие? (Жёлтые.)

«Положи камешки на место».

Цель: развивать творчество, фантазию;

формирование устойчивого зрительного образа цвета, умение соотносить цвет с его названием;

учить чередовать геометрические фигуры по цвету.

Материал: карточки с прорезями соответствующие геометрическим фигурам, геометрические плоскостные фигуры, развивающая презентация «Каждой фигуре свое место», коврограф.

«Стрелка, стрелка, покружись»

Цель: развивать творчество, фантазию;

формирование устойчивого зрительного образа цвета, умение соотносить цвет с его названием;

учить чередовать геометрические фигуры по цвету.

Материал: развивающая презентация «Фигуры на место», геометрические фигуры разного цвета.

Стрелка, стрелка, покружись,

Всем кружочкам покажись!

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей,

Стоп!

«Игровизор»

Цель: развивать творческие способности, воображение, внимание, память, зрительное восприятие;

Материал: экран, карточки с заданием, фломастер, стеклянная доска для рисования, развивающая презентация.

«Составь дорожку»

Цель: формирование творческого мышления, фантазии, воображения,

зрительного восприятия, индивидуальности, глазомера,

развивать усидчивость, аккуратность, терпение.

Материал: палочки Кюизенера.

«Волшебная дощечка»

Цель: развивать творчество, воображение, зрительное восприятие,

тактильное ощущение, мелкую моторику пальцев рук.

Материал: стеклянная доска, плоскостные геометрические фигуры для

составления предметов, развивающая презентация «Сложи предмет»,

«Маленький дизайнер 1»

Цель: формирование творчества, воображения, глазомера, зрительного восприятия, творческое начало, сенсомоторные координации.

Материал: плоскостные геометрические фигуры Воскобовича, различные

детали для составления композиции, развивающая презентация

«Маленький дизайнер»

«Вместе весело играть»

Цель: развитие сенсорной культуры, логики, знаковой культуры, памяти, внимания, воображения, речи, творческих способностей.

Материал: палочки Кюизенера и блоки Дьенеша, карточки с заданиями,

плоскостные изображения фигурок, коврограф, развивающие

презентации «Мишка и мышка», «Домики» и т. д.

«Цветное панно»

Цель: развитие сенсорной культуры, логики, знаковой культуры, памяти, внимания, воображения, речи, творческих способностей.

Материал; плоскостные геометрические фигуры, коврограф,

развивающая презентация «Цветное панно»

«Маленький дизайнер 2»

Цель: развитие сенсорной культуры, логики, знаковой культуры, памяти, внимания, воображения, речи, творческих способностей.

Материал: плоскостные геометрические фигуры Воскобовича,

различные детали для составления композиции, развивающая

презентация «Маленький дизайнер»

Источник

Ксения Лисеева

Игры на развитие воображения и творческого мышления у детей 3-4 лет

Игры на развитие воображения и творческого мышления у ребёнка 3-4 лет

У меня в руке кузнечик

В эту игру можно играть и на улице, и дома

Сначала взрослый проводит с детьми беседу про кузнечиков. Спрашивает у детей, как он прыгает, что кушает, где живет? Внимательно слушает ответы.

Затем вместе с детьми представляет, что они ловят кузнечиков на лесной полянке. Вот они прыгают вслед за ними по траве, вот накрывают кузнечика своей ладонью или панамой. Затем аккуратно зажимают кулачок.

После этого ведущий спрашивает детей: «Что ваш кузнечик делает?», «А какого он цвета?», «Есть ли у него детки?». Внимательно выслушивает ответы детей. А затем предлагает им отпустить кузнечиков. И самим на время превратиться в кузнечиков.

Дети начинают прыгать как кузнечики, играть на воображаемой скрипочке. Взрослый должен позволить детям свободно выразить свое представление о жизни кузнечиков.

«У меня растут года.»

В игру можно начать играть после прочтения стихотворения Вл. Маяковского «Кем быть?». Или разговора о том, кем работают папа, мама, бабушка и дедушка ребенка. Можно заранее приготовить карточки с изображением людей разных профессий, а можно просто наводящими подсказками определять ту или иную профессию. Например: «Этот дядя водит машину», «Эта тетя лечит детей», «Этот дядя работает с компьютером» и т. д.

Второй вариант игры: спросить у детей, кем они сами хотят быть, когда вырастут. И что они будут делать, когда станут милиционерами, врачами, учителями, продавцами или водителями.

Вы получите колоссальное удовольствие, проводя эту игру. Восхитительное детское воображение и логика не оставят вас равнодушным.

Ты котенок, а я слон.

Ведущий предлагает детям поиграть в животных. Дети встают в круг, а ведущий в центр. Он показывает детям, как движется кошка, когда хочет поймать мышку, как она умывается или как прыгает за солнечным зайчиком. Затем просит детей повторить задание.

Ведущий спрашивает детей: «А кто может показать, как двигается слон?». Вызвавшийся ребенок встает в центр и показывает движения слона, все остальные дети повторяют за ним. Затем ведущий снова обращается к детям и предлагает показать движения медведя, зайца, бабочки, воробушка и т. д.

Кто где живет

Ведущий стоит в центре, дети вокруг него. Ведущий говорит, а дети повторяют движения рук вслед за ним: «Это норка для лисицы» – показывает руками большой круг.

«Это гнездышко для птицы» – складывает руки вместе в виде чашечки.

«Это белкино дупло» – показывает руками маленький круг.

«Это домик для скворца» – ладони вместе, локти вниз.

«Здесь живет пчелиный рой» – сцепляет пальцы в замок.

«Ты уже такой большой, домик сам себе построй».

Здесь взрослый замирает и ждет, как дети изобразят свой домик.

Актёры

В игре развиваются воображение, фантазия, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться

Папа или мама загадывают простое предметное действие (например, чтение книги) и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку, который должен отгадать, что делают родители. В случае правильного ответа играющие меняются местами.

Если ребенок успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий, например, такую: проснулся, встал, умылся, позавтракал и т. д.

Кто это?

Дети сидят или стоят перед ведущим. Он начинает им показывать разные движения, имитирующие действия играющего в мяч мальчика, прыгающей на скакалке девочки, качающей на руках малыша мамы, готовящей обед у плиты бабушки, подметающего двор дворника и т. д. Дети должны угадать, кого он изображает.

На следующем этапе игры ведущим нужно выбрать кого- то из детей.

Усложнить игру можно тем, что дети должны не только угадать, кого им показывает ведущий, но и повторить за ним его действия.

Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем

Взрослый или ребенок загадывает про себя какое-либо действие, а потом показывает его остальным детям. При этом говорить нельзя, все нужно показывать только действиями и жестами. Например, можно показать «ужин», «сончас», «пение», «чтение» и т. д.

Можно разделить участников на две группы и устроить мини-представление друг перед другом, разыграть более насыщенные действиями сценки.

Угадываем животных

Взрослый изображает какое-нибудь животное, а ребенок пытается его угадать. Потом меняетесь ролями.

Логическая цепочка

В процессе игры ребенок научается отделять частное от целого

В игре может участвовать от 4 до 10 детей. Для начала игры нужно поговорить с детьми о разных профессиях: поваре, враче, спортсменах и т. д., действия которых наиболее легко воспроизвести в пантомиме.

На игровом поле рисуется круг радиусом 2 м. Внутрь круга встает ведущий. Остальные дети выстраиваются по кругу. Ведущий (для начала им должен быть взрослый) загадывает какое-нибудь действие. Например, работу повара. Он начинает изображать без слов его работу. Например, мешать суп в кастрюле.

Остальные дети должны догадаться, кого он изображает, и включиться в игру, начав изображать какое-нибудь другое действие, присущее работе повара (резать овощи, чистить картофель, тереть морковь, разливать суп по тарелкам и т. д.).

Ведущий все это время внимательно смотрит за действиями других игроков и пытается понять, попадают ли их движения под действия загаданного им героя. Если да, то он приглашает игрока в круг. Они начинают двигаться вместе, и уже оба высматривают среди играющих, кого можно пригласить в круг.

Игра заканчивается, когда все играющие оказываются в кругу.

После игры все вместе обсуждают, кого они изображали. Раскручивается логическая цепочка: кто что придумал показывать, кто кого отгадал и ввел в круг.

Волшебник

Выбирается «волшебник», ему выдается волшебная палочка, с помощью которой «волшебник» может превращать всех остальных детей в разные предметы или животных.

Прикоснувшись к ребенку, «волшебник» должен сказать: «Симсала-бум, превращаю тебя в дерево» или «Симса- ла-бум, превращаю тебя в утку» и т. д. Превращенный ребенок должен изобразить того, в кого его превратил «волшебник».

Что это он делает?

Для начала ведущим должен быть взрослый, чтобы на своем примере объяснить детям, что они должны делать. Дети рассаживаются на стулья или садятся на ковер. Ведущий уходит за дверь или прячется за ширму. Там он начинает издавать разные звуки: чихать, кашлять, топать ногами.

Узнай по звуку

Игра на развитие внимания звукового восприятия

Необходимый инвентарь: различные игрушки и предметы, с помощью которых можно производить характерные звуки: колокольчик, ложка, барабан, бумага, фольга от конфеты, книга, монетки, тарелка и т. д.

Ребенок садится на стул спиной к ведущему. Ведущий начинает производить шумы различными предметами: перелистывать книгу, изображать процесс поглощения пищи, мять фольгу, рвать бумагу, звонить в колокольчик и т. д. Ребенок должен догадаться, какой предмет использует ведущий.

Если игра проводится с группой детей, то можно каждому правильно ответившему вручать небольшой поощрительный приз.

Угадываем звуки

Ребенок сидит спиной к взрослому, который с помощью разных предметов издает звуки: шум воды, кипение воды в чайнике, работа микроволновой печи, звук наливающейся в стакан воды, звук ножа, режущего хлеб, и т. д. Ребенок должен узнать источник звука.

Фантазийные салочки

Обычные салочки можно превратить в увлекательную игру, введя в нее новые правила: нельзя ловить того, кто притворился чем-нибудь или кем-нибудь другим.

Игра сильно подстегивает развитие творческих способностей ребенка. Можно взять прутик и притвориться деревом, можно притвориться лягушкой или собакой, можно притвориться мостиком или пеньком.

Взрослый должен внимательно выслушивать объяснения детей, когда они будут рассказывать, в кого они превратились.

Продолжи сказки

В этой игре можно использовать любые литературные произведения, знакомые ребенку этого возраста, и постепенно знакомить его с новыми сказками, рассказами и стихами.

Взрослый садится рядом с детьми и просит их внимательно послушать сказку, которую он хочет им рассказать. Через некоторое время взрослый должен «забыть» сказку и попросить детей напомнить ему, что было дальше, или самим рассказать сказку до конца.

Ленивый медведь

Строить берлогу – уже очень интересно: поверх стола или большого картонного ящика набрасывается одеяло, внутри с помощью подушек устраивается логово.

Один из детей изображает медведя, который прячется в этой берлоге, и громко рычит, храпит или поет. Игроки пытаются выманить медведя криками: «Выходи, медведь, поиграй с нами!», – хлопают в ладоши, барабанят по перевернутой кастрюле, поют и танцуют – пока медведь не выйдет наружу.

Тогда в берлогу отправляется другой ребенок.

Ромашка

Из бумаги заранее делается ромашка. На оборотной стороне каждого лепестка написаны смешные задания, которые им зачитывает взрослый.

Дети отрывают лепестки и начинают выполнять задания: ходить гуськом, прокукарекать, прыгать на одной ножке, спеть песенку, произнести скороговорку и т. д.

Можно усложнить задания, попросив детей показать, как слон обливается водой из хобота, как кошечка умывается, как мама готовит обед, как выжимают белье.

Угадай предмет

В большую картонную коробку или корзину складываются разные предметы: кубики, карандаши, маленькие машинки, мозаика и т. д. Можно использовать фрукты, овощи и т. п. Сверху коробка закрывается платком или ребенку завязывают глаза.

Ребенок берет на ощупь предмет и пытается угадать, что это такое.

Что бывает такое?

Необходимый инвентарь: разные геометрические фигуры, объемные или вырезанные из бумаги.

Взрослый показывает детям фигуру, например кубик, и спрашивает: «Что бывает такой формы?». Дети по очереди отвечают: дом, стол, табурет, булка хлеба и т. д.

Второй вариант игры. Взрослый задает вопрос: «Что бывает широким? Узким? Высоким? Низким?» и т. д.

Игра помогает ребенку научиться соотносить геометрические параметры предметов с самими предметами.

Съедобный поезд

Необходимый инвентарь: формочки для выпечки или чистые формочки из песочного набора.

Заняв ребенка на кухне, игра поможет маме спокойно приготовить обед.

Ребенок может активно задействовать свое воображение. Маленькие кусочки хлеба, сыр, колбаса – и вот она, долгожданная тишина, а умелые ручки, вооружившись формочками, создают необыкновенные бутерброды-вагончики. Украсить их можно по своему вкусу разноцветными овощами, капельками майонеза или кетчупа.

Рисование по крупе или крупой

Необходимый инвентарь: плоская большая тарелка или поднос, крупа (для рисования крупой – несколько сортов крупы).

Насыпьте на поднос ровным тонким слоем мелкую крупу. Ребенок может рисовать, проводя пальчиком по крупе.

Второй вариант: ребенок рисует, высыпая крупу на поднос тоненькими струйками через кулачок.

Фанты

Выбираются два ведущих. Они собирают у всех остальных детей фанты. Это может быть одежда, украшение или любой другой предмет. Главное требование к фанту: чтобы он был небольшим и можно было точно определить его хозяина.

Первый ведущий берет из сумки один фант и спрашивает второго ведущего, который стоит спиной ко всем детям: «Что сделать этому фанту?». Второй ведущий дает задание: спеть, станцевать, прокукарекать, съесть кусочек хлеба, принести конфет, присесть пять раз. Разнообразие заданий зависит от фантазии детей

Источник