Игры для ребенка с задержкой развития

Игры для ребенка с задержкой развития thumbnail

Игры и упражнения на развитие слухового восприятия.

Сила звука (3-4 года)

Сыграть громкий звук, сказать: «Это громко!». Сыграть тихий звук, сказать: «Тихо». Стукнуть об стол рукой громко и тихо. Попросите ребенка тукнуть громко и тихо, сыграть тихо и громко. Обратите внимание на движение рук. Спойте звук «А» громко и тихо.

Пройдите по комнате громко и тихо. Сыграйте мелодию громко и тихо. Попросите под разную мелодию по-разному пройти. Попросите сменить движения, когда играет тихая музыка, и когда играет громкая музыка: тихо бежит лисичка, громко идет медведь.

Различи настроение мелодии (4- 6 лет)

Прослушать вместе с ребенком разные мелодии, желательно парами, контрастные. Назвать их характер. Подготовить заранее картинки, отражающие такие настроения, дать ребенку выбрать к этой музыки картинку.

Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия.

«Пирамидка» (3 – 4 года)

Цель: улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения.

Дидактический материал: пирамидка, состоящая из колец разных цветов.

Описание задания. Ребенку предлагается назвать и показать на пирамидке все известные ему цвета. Далее воспитатель поочередно показывает и называет цвета на пирамидке. Потом это же проделывает ребенок. Затем воспитатель просит ребенка показать цвет: красный, зеленый, желтый и т.д.

«Спрятались от дождика» (3 – 4 года).

Цель: развитие различения формы, классификация основных геометрических фигур.

Описание задания: Для этой игры нужно вырезать основные геометрические фигуры и три зонтика из бумаги. Положите под каждый зонтик на рисунке по одной фигуре. Попросите ребенка спрятать фигуры по зонтики. Все одинаковые фигуры спрятались под один зонтик.

«Дорисуй фигуры» (4- 5 лет)

Цель: развитие целостности восприятия.

Дидактический материал: лист с изображением недорисованных геометрических фигур.

Описание задания. Ребенку объясняют, что художник забыл дорисовать геометрические фигуры, поэтому они «дырявые». Ему предлагают дорисовать фигуры, чтобы они стали целыми.

Игры и упражнения на развитие тактильного восприятия.

Узнай предмет на ощупь (4-5 лет)

В мешочек или коробочку положить знакомые для ребенка мелкие предметы (расческу, ложку, карандаш, щетку, конфету). Завяжите глаза и попросите узнать предмет на ощупь.

Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет (5-6 лет)

Завяжите ребенку глаза и вкладывайте в руку разные предметы: деревянные, пластмассовые, металлические, бумажные, тряпичные.

Игры и упражнения на развитие произвольного внимания

«Запрещенные движения»

Цель: формировать собранность внимания.

Инструкция: Ребята, встаньте ровненько. Все внимание на меня. Я сейчас буду делать определенные движения руками, а вы будьте внимательны и все движения повторяйте за мною. Но не забывайте об одном правиле: нельзя опускать руки вниз. А если я опускаю вниз руки, вы должны в ответ поднять свои руки вверх. Готовы? Кто ошибется, выбывает из игры.

«Прямой и обратный счет»

Цель: развивать способность к распределению внимания.

Повторим обратный счет от 10 (10, 9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2, 1). Повтори его еще раз, но одновременно выполняй движения, какие буду делать я (простые физические упражнения, рывки руками).

«Нарисуй»

Цель: развивать произвольное внимание.

Инструкция: Нарисуй в один ряд десять треугольников (необходимо дать ребенку лист бумаги и цветные карандаши). Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники. Зеленым – 2 и 5, синим карандашом 4 и 8 и т.д

Игры и упражнения на развитие мнестической деятельности.

«Кто не на месте?»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал: десять небольших игрушечных животных.

Описание задания. Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Воспитатель предлагает ребенку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а воспитатель переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивается и отвечает на вопрос: «Кто не на месте?» Игра проводится 5-6 раз.

«Запомни картинки» (4- 5 лет)

Цель: развитие зрительной памяти.

Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки.

Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Воспитатель показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.

«У оленя дом большой» (4 – 5 лет)

Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

Описание задания. Ребенок знакомится с игрой. Воспитатель, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями.

У оленя дом большой,

Дети скрещивают руки над головой, изображая крышу.

Он глядит в свое окошко.

Руки перед лицом изображают окно.

Заяц по лесу бежит,

Производят движение руками, как при беге.

В дверь к нему стучит:

Кулачком имитируют стук в дверь.

Стук-стук.

– Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

Большим пальцем через плечо показывают, что сзади охотник.

– Заяц, заяц, забегай!

Лапу подавай!

Вытягивают руки вперед.

Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

Игры и упражнения на развитие наглядно-действенного мышления.

С раннего возраста детей можно обучать разбирать и собирать пирамидки. Первоначально детей обучают собирать пирамидки из 4-5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся по величине. Затем детей обучают собирать пирамидки из колец, чередуя их по форме, цвету. Более сложный вариант – это чередование разных геометрических тел одинакового, а затем разного цвета.

Детям также предлагается собирать разные картинки с использованием образцов. Образцы могут быть полностью расчленённые, частично расчленённые и нерасчленённые. Можно предлагать детям односторонние и двусторонние разрезные картинки. Количество разрезных картинок постепенно увеличивается то 2-4 до 6-8.

Детей обучают составлению геометрических фигур или образных изображений из геометрических фигур.

Игры и упражнения на развитие наглядно-образного мышления.

Развитию наглядно – образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, конструирование, не только по наглядному образцу, но и по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать, а также конструирование по моделям.

Для развития наглядно-образного мышления рекомендуется использовать различные виды заданий с палочками или со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них, с тем – чтобы получить другое изображение, соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки).

Задания со спичками, такие как «Составить 2 равных треугольника из 5 палочек» или «Составить 2 равных квадрата из 7 палочек» и многие другие, развивают не только наглядно-образное, но и пространственное мышление.

Игры и упражнения на развитие словесно-логического мышления

«Составь предложение»

Цель упражнения – развитие способности у детей быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание – составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь опустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере») и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

«Исключение лишнего».

Задача, которую необходимо выполнить ребенку состоит в исключении одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных.

Берут любые три слова, например: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему.

Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меч кие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать и поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

Источник

Гимранов Ринат Фазылжанович

Невролог, нейрофизиолог, стаж – 33 года;

Профессор неврологии, доктор медицинских наук;

Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 6 сентября, 2019

Обновлено: 25 марта, 2021

Задержка психического развития у маленьких детей – не приговор, а особенность развития психических процессов, связанная с внешними факторами. Благодаря правильно выстроенной коррекционной работе родителей и специалистов-дефектологов, к подростковому возрасту ребята полностью преодолевают свое отставание от сверстников.

Одной из ведущих методик, помогающих развить мышление и речь, является игра. Развивающие игры и упражнения, преподнесенные в игровой форме, для детей-дошкольников с ЗПР не трудны, интересны и позволяют проводить коррекционную работу, не вызывая отторжения у обучающегося.

Особенности

Исследования логопедов и дефектологов показали, что в старшем дошкольном возрасте дети с диагнозом ЗПР заметно отстают от сверстников в умении играть, разворачивать сюжетно-ролевое взаимодействие друг с другом и взрослыми. Это связывают с незрелостью в развитии основных психических функций.

Так, для таких деток, в отличие от сверстников, к 5-6 годам характерно:

  • не уметь выстраивать ролевые игры между сверстниками;
  • сложно выбирать и реализовывать свою роль;
  • желание выбирать занятия, в которых не требуется речь;
  • слабое воображение;
  • немотивированность к играм;
  • неумение ставить цели и искать способы их реализации;
  • неумение замещать предметы.

Исходя из вышеперечисленных особенностей и выстраивается коррекционная работа.

Дидактические и психологические игры для детей с ЗПР в ДОУ должны объединять в себе ряд выполняемых задач:

  • учить работать в паре и группе;
  • развивать речь, увеличивать словарный запас;
  • прививать знания о мире;
  • развивать знания о социальных ролях в обществе;
  • учить ставить цели и продумывать пути их достижения;
  • прививать желание доводить дело до конца;
  • развивать воображение.

На первоначальных этапах важно взаимодействие ребенок-взрослый, группа детей-взрослый. В таком случае воспитатель (родитель, логопед) учит детей игровым действиям. Руководит, распределяет роли, помогает адаптироваться в игре и понять последовательность действий.

Как правило, взрослый выполняет роль ведущего в дидактических играх либо мастера-ведущего в коррекционных настольных играх для детей с ЗПР. Позже, когда уровень умения играть у воспитанников возрастает, взрослый смещается на место рядового игрока.

Периодически позволяя занимать место ведущего самым активно развивающимся деткам.

Навык самостоятельной игры без координатора, развивается, благодаря регулярной работе, к младшему школьному возрасту.

Развивающие игры

Результативными считаются упражнения, направленные на развитие двух и более сторон психики ребенка одновременно. Условно, игры разделяют на категории, объединяя по активно затрагиваемой стороне личности. Задания для детей дошкольного возраста, страдающих от ЗПР, должны быть разнообразными, легкими.

Эмоциональное взаимодействие со взрослыми и выполнение простых инструкций

Для этих целей важно создать доброжелательную атмосферу, близкий контакт. Речь взрослого должна быть спокойной и ласковой. Озвучивайте похвалу и старайтесь прикасаться к ребенку.

Тактильный контакт не должен быть насильственным, это могут быть легкие поглаживания плеча или спины, прикосновения к рукам.

«Догонялки»

Занятие проводится в группе из 3-4 человек. Ведущие – взрослый человек и любимая игрушка (кукла или большая мягкая).

Разыгрывается приход игрушки в гости и знакомство с детьми через тактильный контакт. Кукла нежно гладит малышей по голове или здоровается за руку.

Затем взрослый предлагает поиграть в веселые догонялки, в процессе которых дети должны убегать и прятаться, а кукла – догонять и находить детей. При этом радость выражает словесно и тактильно, например, обнимая пойманного.

«Возьми, бросай, кати, дай»

Целью является установление контакта и научение выполнению голосовых команд.

На столе разложены разнообразные игрушки. Взрослый произносит слово-команду и показывает, как ее выполнить. Затем повторяет слово-команду, чтобы действие повторил воспитанник. Для игры используются разнообразные предметы: машинка, кукла, мячик, мягкие игрушки.

Зрительное внимание

Игры такого типа также развивают речь, мелкую моторику, расширяют знания о мире. В более продвинутых группах можно делать их групповыми и обучать умению работать в команде.

«Сортировка»

В одну миску высыпаются фасоль, пуговицы, камушки, горох. Любые, достаточно мелкие предметы. Задача ребенка – рассортировать их по кучкам.

«Найди одинаковое»

На рисунке со множеством изображений необходимо найти два одинаковых.

«Съедобное-несъедобное»

Известная игра с мячом, при которой ведущий называет слово, а играющие должны быстро сориентироваться, является ли предмет съедобным.

«Выполни по образцу»

Перерисовывание нескольких предметов в определенной последовательности, нанизывание бусин, расположение счетных палочек и т.д.

Результаты

Регулярное использование дидактических и настольных игр, развивающих игрушек для работы с детьми с ЗПР, дает устойчивую положительную динамику.

Тем самым позволяет развить нужные психические реакции, сократить отставание от сверстников.

Рассчитывать на результат следует после 4-10 месяцев занятий коррекционными играми.

Настойчивость взрослых оправдывает себя. У детей происходят такие сдвиги:

  • увеличивается объем памяти, как зрительной, так и слуховой;
  • улучшается концентрация внимания ребенка на различных задачах;
  • продлевается время сосредоточения на одном деле;
  • ребята легче и быстрее переключаются с одного вида деятельности на другой;
  • дошкольники обретают навыки самостоятельно организовывать свою деятельность;
  • улучшается владение речью, расширяется словарный запас;
  • прорабатывается моторика пальцев и рук, повышается качество зрительно-двигательной координации;
  • улучшается способность логически мыслить, приобретается навык обобщения и объединения предметов по определенному признаку.

Необходимо практиковать психологические, дидактические, коррекционные игры на занятиях с детьми не только во время их пребывания в ДОУ. Но и дома вместе с родителями, что позволяет эффективнее запоминать и разбирать учебный материал, осваивать новые области знаний, развивать речь и мышление, избегать проблем адаптации в обществе, готовить дошкольника к будущей школьной жизни.

При использовании игровых методик с раннего возраста, ко времени поступления в начальную школу у большинства детей выраженность ЗПР значительно снижается. В некоторых случаях диагноз снимается вовсе.

Список использованной литературы

  1. Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР / М.А. Касицина, И.Г. Бородина. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. 216 с.
  2. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. – М.: Педагогика, 2007. – 304 с.
  3. Вольская О.В. Особенности вербального общения дошкольников с задержкой психического развития // Экология человека. – 2006. – № 1. -С. 21-23.
  4. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. 1997. № 6. С. 60-64.
  5. Иванов Е.В. Феномен свободы в педагогике Западной Европы и России; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2013. С. 177.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

На первый взгляд кажется, что игра для любого ребёнка – совершенно естественное состояние, которое не требует никаких усилий со стороны взрослого и даётся малышу легко и просто. Но каждый ли может играть? И есть ли особенности у игровой деятельности ребёнка с задержкой психоречевого развития?

Об этом мы поговорили с Екатериной Черкаевой, детским неврологом, специалистом по Томатис-терапии и микрополяризации, учредителем медицинского центра для детей с неврологическими заболеваниями «КузбассНейро».

Что такое ЗПРР?

Игры детей с задержкой психоречевого развития: особенности и примерыЗадержка психоречевого развития (ЗПРР) – это следствие отклонений в формировании головного мозга и центральной нервной системы.

У детей с ЗПРР есть проблемы с вниманием и концентрацией. Их сложно обучить чему-то новому. Игровая деятельность достаточно прерывистая и непостоянная. Они «прыгают» от одного дела к другому, не знают, за что взяться, абсолютно не могут заниматься долго чем-то одним.

Любые посторонние стимулы моментально отвлекают ребёнка, переключают его внимание. Такой ребёнок быстро утомляется при напряжённой деятельности, сразу становится гиперактивным, или его внимание улетучивается.

Каковы особенности познавательного развития детей с ЗПРР?

Дети с задержкой психики и речи не очень любят познавать мир. У них есть проблемы с вниманием, памятью, концентрацией и волевой сферой. Зачастую игровая деятельность у них выше познавательной.

Например, школьник будет на уроке доставать свои игрушки. Сидеть и учиться ему очень сложно, не интересно. Двухлетний ребёнок с ЗПРР будет, в основном, катать машинки. Он не захочет собирать даже простые пазлы из двух комплектующих. Всегда игровая и познавательная деятельности у таких малышей будут отставать.

Чем отличается игровая деятельность детей с ЗПРР от норматипичных ребят?

В принципе, игровая деятельности ребёнка с задержкой психики идёт такими же этапами, как у обычных ребят. Но гораздо медленнее.

Например, обычный шестилетний ребёнок уже может развернуть сюжетно-ролевую игру. Допустим, поиграть с подружкой в доктора и пациента. При этом, участие взрослого необязательно – ребёнок может сам сказать: «А давай я тебя начну лечить!». Малыши сами придумают сюжет, распределят роли и так далее.

Могут ли дети с ЗПРР самостоятельно придумывать себе игры или им нужно помогать в этом?

Ребёнок 6 лет с задержкой психоречевого развития может использовать предметную игру. Например, резать овощи. Без помощи взрослого такой ребёнок может не понять, как играть во что-то сюжетно-ролевое: дочки-матери, доктор-пациент, продавец-покупатель и так далее.

Он сможет это сделать только если взрослый рядом сядет и скажет: «Давай я буду твоим пациентом, а ты врачом и будешь меня лечить». Возможно, ребёнок с задержкой психики лёгкой степени поймёт, что делать с предметами для игры – возьмёт молоточек, фонендоскоп, будет стучать, слушать. Но обычно для его игровой деятельности этого мало, ему скучно. Он захочет обратно вернуться к машинкам и лего.

Обычно на приёме я спрашиваю у родителей: если вашего ребёнка оставить в покое, во что он будет играть? Зачастую, если игровая деятельность однобокая и скучная, уже можно подозревать задержку психоречевого развития. Например, если малышу два с половиной года, а он только катает машинки и ему больше ничего неинтересно. Он не сортирует животных и предметы, не собирает пазлы. В случае скудности игровой деятельности ребёнка уже можно предполагать задержку развития.

Как играть с ребёнком, у которого диагностирована ЗПРР? Главные особенности, тонкости, о чём нужно помнить?

Вся терапия дефектологов, психологов и нейропсихологов проходит в игровой форме для детей с ЗПРР. Сам ребёнок из-за сниженной познавательной, интеллектуальной и эмоциональной деятельности может не воспринимать многие игры. Но в компании со взрослыми он может поиграть.

В норме шестилетний ребёнок может найти себе игрушку-партнёра для игры. То есть даже не всегда нужен другой ребёнок или взрослый для этого. Но малышу с ЗПРР обычно это не по силам.

Игры детей с задержкой психоречевого развития: особенности и примеры

У детей с ЗПРР есть основные нарушения: например, слухового внимания. Также мы часто находим моторную неловкость: такие ребята не могут повторить какое-либо простое действие. Его нужно спланировать, представить и повторить. Зрительный анализатор при этом у них функционирует неплохо. Поэтому дефектологи часто используют картинки в работе с такими ребятами.

Приведите конкретные примеры игр для детей с ЗПРР?

Например, можно использовать игры на слуховое внимание с подвохом. Это отличный способ улучшения зрительного внимания, если ребёнку сложно удерживать глазами строчку.

Игра «Письмо Ежа» направлена на развитие зрительного внимания.

  • Взрослому: задача ребёнка – прочитать фразу, собирая буквы по стрелке.
  • В верхнем поле нарисованы 3 стрелки, показывающие путь слежения.

Нижнее поле заполнено буквами. Если собирать буквы по траектории, указанной стрелками, то получится зашифрованная фраза.

  • Чтобы прочитать текст по стрелке, ребёнку нужно мысленно совместить два поля.
  • Если это сделать трудно, пусть ребёнок нарисует точно такие же стрелки на поле с буквами и, проследив за их направлением, прочитает фразу.
  • Ребёнку: «Однажды Ёж гулял по лесу и встретил на своём пути очень много букв. Из них он составил пожелание для тебя. Чтобы его прочитать, проследи за дорожками, по которым шёл Ёжик (они указаны стрелками), и собери буквы точно в такой последовательности».

Хотите, чтобы ребёнок слушал более внимательно, сам исправлял свои оговорки? А для дошколят это отличный навык слухового внимания, который пригодится и в школе: писать диктанты, слушать задание от учителя.

Для дошкольников и школьников важны игры на слух с подвохом.

По сложности смотрите сами.

  • Простой: На пальме росли помидоры.
  • Средний: Два брата Оля и Дима пошли гулять в лес.
  • Сложный: На дорогу выбежал заяц, сел, посмотрел по сторонам и, помахав длинным пушистым хвостиком, побежал дальше.

Конечно, ребёнок от 5лет уже может понять подвох, в некоторых случаях раньше. Но основной возраст проверки – от 6 лет. Начинаете с простых, можно сочинять самим.

Добавим также, что опорой в игре должен быть взрослый, а не предметы, так как детям с ЗПРР сложно построить в голове ассоциативные связи между, скажем, кастрюлей и игрой в повара или телефоном и возможностью с его помощью вызвать доктора или пожарных.

Важно обращать внимание детей больше на сюжетную линию, чем на выполнение определённых действий, иначе вся игра может просто свестись к бессмысленному, многократному повторению одного и того же движения.

Ребятам с особенностями развития трудно фантазировать или придавать предметам какие-либо непривычные им свойства. Так ложка для них служит исключительно для еды и никак не может исполнить роль барабанной палочки без подсказки взрослого.

Руководит игрой взрослый – активное участие малышей и импровизация в таких играх, как правило, невозможны.

Ключ к успеху в организации игр для детей с ЗПРР – использование театрализованных и сюжетно-ролевых развлечений. Именно они станут надёжной опорой и поддержкой в работе с такими малышами и решении главной задачи – научить их играть самостоятельно.

Источник