Игры для ребенка 3 года со звуком
Ольга Викторовна Жукова
Речевые игры для детей 3–4 лет. Игры на развитие звуковой культуры речи
Игры на развитие звуковой культуры речи
«Что звучит?»
Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.
«Что звучит?»
Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать.
Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.
Игра «Громко – тихо»
Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.
Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо – держат руки на коленях.
Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.
___
«Громко — тихо»
Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа.Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.
Ход:Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина,она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?»Дети громко произносят: «би-би».Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?»Дети тихо произносят: «би-би».Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая – тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.
Листопад (аналогично проводится игра «Сдуй перышко»)
Цель: обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
– Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер – разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер – подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
– Все листики на земле. Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
Перышко, лети!
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье перышко.
Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.
Летят снежинки
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
– Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
«Бабочка, лети!»
Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Ход: Дети сидят на стульях.Взрослый говорит: «Дети, посмотрите,какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.
Звуки вокруг нас
Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.
Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в такую игру.
– В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!»Самолет в небе гудит: «У-У-У!»А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной.
Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.
Змейка.
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.
Ход игры: Предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
– Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке.Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.
Насос.
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.
Ход игры: Предложите малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.
– Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса – вот так! «С-С-С» – работают насосы!
Педагог показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.
Сдуй шарик
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
Ход игры:Предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.
– Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться.Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.
Источник
Предупредить недостаток звукопроизношения бывает легче, чем устранить его в более старшем возрасте, так как ребенок быстро привыкает говорить неверно.
Формирование правильного произношения звуков в словах и фразах зависит от уточнения и закрепления их произношения в изолированном виде или в несложных звукосочетаниях.
Начинать работу следует с освоения простых звуков, которые дети уже умеют произносить чисто, так как наряду с развитием артикуляции будет происходить подготовка к усвоению более сложных звуков. Далее идет закрепление произношения звуков в словах – при этом надо обращать внимание на то, чтобы ребенок приучался говорить их четко и внятно.
Звук «А»
– Вспомните с ребенком сказку «Курочка Ряба» и предложите ребенку показать, как плакали дедка и бабка (“А-а-а” ).
– Покажите малышу картинку с изображением гуся, и попросите его изобразить, как «говорит» гусь («Га-га»), потом покажите изображение лягушки, пусть малыш покажет вам, как она квакает («Ква-ква»). Чередуйте показываемые картинки.
Звук «У»
– Расставьте с ребенком руки в стороны, изображая самолеты. Покачайте «крыльями», издавая гудящий звук самолета: «У-у-у-у-у».
– Покажите ребенку три игрушки (или картинки): корову, сову и кукушку. Попросите озвучить этих животных.
Звук «И»
– Вы с ребенком лошадки. «Поскачите» по комнате, издавая звук «И-и-и, И-и-и, И-и-и».
– Теперь поиграйте в осликов. Пусть малыш изобразит, как «говорит» ослик («Иа-иа»).
– Покажите ребенку изображения цыпленка и мышонка и предложите изобразить их голоса («Пи-пи-пи»).
Звук «О»
– Покажите ребенку куклу с перевязанной щекой и скажите, что у неё болят зубки: «О-О-О». Попросите малыша повторить звук.
– Спросите ребенка, как «говорит» курочка. Изобразите с ребенком курочек (хлопайте «крыльями», ходите по комнате), произнося: «Ко-ко-ко».
Звук «Ы»
– Изображаем рассерженных львов: «Ы-ы-ы».
– Изображаем ладонью с оттопыренным вверх большим пальцем – пароход. Пароход плывет по реке: «Ы-ы-ы» (двигаем рукой оп столу).
Звук «Э»
– Предложите малышу беззвучно посмеяться: «Э-Э-Э».
– Вместе с малышом спойте песенку эха: «Э-э-э, э-э-э, э-э-э, э-э-э».
– Вы показываете ребенку то изображение козочки, то овечки, а ребенок озвучивает: «Мэ-э-э» или «Бэ-э-э».
Звуки «М» и «М’». (запятая сверху обозначает мягкое произношение звука, как, например, в слове «мяч»)
– Вы будете коровой, а ребенок – котенком. Вы должны поговорить друг с другом на языке ваших животных. Вы говорите: «Му», – ребенок вам отвечает: «Мяу», – и т. д. Потом поменяйтесь ролями и возобновите «диалог».
– Сделайте для малыша небольшие зарисовки предметов, которые начинаются со звука «М» или «М’»: машина, малина, мухомор, муха, мыло, молоко и мельница, мяч, мёд, мишка и т. п..
Звуки «Н» и «Н’»
– Вы с ребенком делаете вид, что скачете на лошадке и покрикиваете: «Но, но»!
– Показываете ребенку картинки с различными изображениями и хором называйте их: «Нос», «Нож», «Носок», – а также: «Небо», «Нитка», – и т. п. Затем показывайте на картинку и спрашивайте малыша, что он видит на ней.
Звуки «П» и «П’»
– Расскажите ребенку сказку, и пусть он повторяет за вами выделенные слова. «Курочка решила испечь пирожки. Она замесила тесто и поставила его подниматься. Как пыхтит тесто? «Пых – пых». Тут прибежали цыплята и стали просить пить. Как цыплята просят пить? «Пи-пи». А пока курочка наливала цыплятам воды – тесто и убежало.
– Предложите ребенку спеть песенку цыплят: «Пи-пи-пи».
Звуки «Б» и «Б’»
– Хлопаем губами и поём: «Ба-ба-ба, бо-бо-бо».
– Делайте с малышом вид, будто вы ездите на машинах. И когда вам будет грозить опасность врезаться, бибикайте друг другу: «Би-би».
Звуки «Т» и «Т’»
– Скажите: «Тук-тук-тук», – и спросите малыша, кто так стучит. Если ребенок скажет, что молоток, покажите ему заранее приготовленную игрушку молотка. Если скажет, что дятел – покажите игрушку или изображение дятла.
Опять скажите: «Тук-тук-тук», – и спросите: «А кто теперь стучит?». В случае затруднения помогите крохе наводящими вопросами. Можно поиграть в такую игру, вы будете говорить «тук-тук-тук», а ребенок будет отгадывать, кто или что стучало. В этой игре нет правильного ответа – тут может стучать как молоток, так и дятел. В следующей раз можно добавить новый звук: «Тик-так» (часы), – и спросить, откуда может идти подобный звук.
Звуки «Д» и « Д’»
– Положите перед малышом на столе колокольчик и дудочку. Позвените в колокольчики и скажите, что колокольчик звенит: «Динь–динь». Затем подудите в дудочку и скажите, что дудочка дудит: «Ду-ду». Вы будете говорить: «Динь–динь», – или: «Ду-ду», – а ребенок будет играть на соответствующем музыкальном инструменте. Затем поменяйтесь ролями.
– Нарисуйте для ребенка предметы, которые начинаются со звуков «Д» или «Д’»: дом с дымом из трубы, девочка, диван, дыня, дерево, динозавр и т. п.
Звуки «К» и «К’»
– Положите перед ребенком две картинки с изображением курицы, петуха и кукушки. Спросите, кто говорит: «Ко-ко»? А кто говорит: «Ку-ка-ре-ку»? А кто: «Ку-ку»? Посоревнуйтесь, кто громче споет песенку петуха или кто кого «перекукует».
– Предложите малышу назвать, что изображено на картинках: кот, конь, кубик, кукла, коньки, коза, кит, киви, кепка, кисточка.
Звуки «Г» и «Г’»
– Спросите ребенка: “Как говорят гуси?” («га-га-га»), “А как говорят голуби?” («Гуу-гуу-гуу»). Предложите ребенку стать гусенком, а вы будете голубем. Если вы показываете изображение гуся, то ребенок говорит: «Га-га-га», – если изображение голубя, то вы говорите: «Гуу–гуу-гуу», – или: «Гру-гру-гру». (У ребенка, конечно, получится только первый вариант – «гуу-гуу-гуу».) Потом можно поменяться ролями.
– Называйте ребенку слова и если они начинаются со звука «Г» или «Г’», пусть хлопает в ладоши. Например: гора, гусеница, гусь, зонт, гитара, сад, аист, гном. Желательно, чтобы малыш повторял слова вслед за вами.
Звуки «Х» и «Х’»
– Спросите ребенка, как смеется мышка («хи-хи-хи»). А как клоун смеется? («хо-хо-хо»). А как мишка смеется? («ха-ха-ха»).
– Попросите малыша повторить за вами фразу: «Ха-ха-ха, далеко тебе до петуха» (по К. Чуковскому).
– Разложите на столе кубики. Возьмите один, уроните на пол и скажите: «Бах!». Предложите ребенку последовать вашему примеру. Можно чередовать звуки, говоря то «бух», то «бах».
Звуки «Ф» и «Ф’»
– Покажите ребенку игрушечного ёжика и спросите: «Как ёжик фыркает?” («Ф-ф-ф»). Пусть малыш несколько раз озвучит ёжика.
– Разыграйте перед ребенком сценку. Возьмите игрушечную собачку и разложите на столе различные предметы: духи, мыло, котенка, игрушечную машинку, пирамидку, мячик и т. д. Скажите, что собачка будет бегать по столу, но ей нельзя нюхать все эти предметы. Поэтому, как только малыш заметит, что она хочет приблизиться к какому-нибудь из них, он должен сказать ей: «Фу!».
Звуки «В» и «В’»
– Спросите ребенка, как воет ветер? Изобразите его звучание (“В-в-в” ).
– Попросите малыша называть изображения на картинках: волк, веник, вата, вилка и т. п.
Источник
Тренируем фонематический слух у детей разного возраста.
Чтобы учиться читать и писать без особых проблем, правильно воспринимать и понимать слова, овладевать любым иностранным языком, ребенок должен уметь различать звуки. По-научному это называется фонематическим слухом. Как его развивать у детей разного возраста, рассказывает психолог и дошкольный педагог Светлана Пятницкая.
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Как формируется фонематический слух у детей? Конечно, на практике: при восприятии чужой устной речи, при собственном проговаривании слов. Когда он хорошо развит, ребенок умеет различать на слух звуки речи, а в дальнейшем — правильно их воспроизводить, соотносить буквы и звуки. Именно поэтому очень важно, чтобы родители много говорили с детьми, читали им простые стихи уже с самых ранних лет, еще до школы. Учите малышей различать звуки в форме веселых игр.
Для детей 2−3 лет
Цель игр в этом возрасте — поддержать внимание и интерес малыша к звучащей речи, побуждать его повторять за взрослым. Начните с игры «Кто тебя зовет?». Вам понадобятся мелкие игрушки в виде различных животных или картинки с их изображением. Поместите игрушки или картинки в коробочки: это будут домики для животных. По очереди откройте каждую коробку и покажите игрушку. Назовите ее и произнесите соответствующее звукоподражание: «Это утка. Она крякает: „Кря-кря“, а это корова, и она мычит: „Му-му“». Предложите малышу повторить эти звуки: «Как разговаривает лягушка? А собака?». Затем уберите животных «по домам» и скажите малышу: «Они хотят поиграть с тобой. Угадай, кто тебя зовет?». Позовите малыша от имени каждого персонажа. Игру можно усложнять, добавляя новых животных.
Для детей 3−4 лет
В игру «Молоточки» вы можете играть где угодно, для нее не нужен реквизит. Вы говорите малышу: «У меня есть большой молоток. Он стучит так: „Тук-тук-тук“. У меня есть маленький молоточек. Он стучит так: „Тюк-тюк-тюк“». Попросите малыша закрыть глаза и определить, какой молоток сейчас стучит. Произнесите соответствующие звуки.
В игру «Мама и ее детеныш» тоже можно играть в любом месте, вам нужно только хорошо знать текст. Вы говорите: «Жила-была кошка. У нее родился котенок. Мама-кошка стала учить своего детеныша-котенка мяукать. Кошка мяукала громко: „Мяу-мяу-мяу!“. А котенок тихо повторял: „Мяу-мяу-мяу“. Увидел котенок бабочку, побежал за ней. Кошка заметила, что котенок убежал, и стала его звать. А как? Громко: „Мяу-мяу“. А котенок ей в ответ замяукал. Как? Тихо: „Мяу-мяу“. Вернулся котенок к маме. Стала она его хвалить, что услышал ее. Покажи, как она его хвалила? А как котенок ей отвечал?». Усложните игру: добавьте в нее других животных. Если игроков много, можно раздать малышам карточки с изображением животных и их детенышей. По очереди «мамы» громко зовут «детей», а те, в соответствии со своими карточками, отвечают им.
Для детей 4−5 лет
Очень полезная игра, которая развивает четкость произношения, — «Повторялки». Разучите такое веселое двустишие:
За-за-за — во дворе стоит коза.
Зу-зу-зу — не боюсь я ту козу!
Детям очень нравится рифмовать слова. Поощряйте их фантазию! Вы вышли на улицу и увидели колесо — трактора, большой машины, просто покрышку, вкопанную в землю. Обратите внимание малыша на колесо, при этом показывая руками, насколько оно большое: «Со-со-со — вот какое колесо!». Предложите общаться какое-то время только так: «Ба-ба-ба — мама, дай мне хлеба! Та-та-та — кушай, сын, пожалуйста».
«Сложный мяч». Если вы играете вдвоем, встаньте напротив ребенка, если детей несколько, пусть они окружат вас. Бросайте каждому участнику по очереди мяч, произнося при этом любой слог. Задача участника — поймать мяч и бросить его вам обратно, четко повторив слог.
Для детей 5−6 лет
«Поймай звук». Перед игрой договоритесь, что вы охотники: будете ловить звуки. Вы называете слова, а ребенок хлопает в ладоши только в том случае, если в слове есть выбранный звук. Допустим, звук [ш]. Вы говорите, делая паузы: «Кошка, мышка, ручка, мошка, кочка, лапша, река, камыш, мартышка, шуба». Первое время стоит интонационно выделять нужный звук, произнося его как долгий.
«Стоп». Дети превращаются в разных животных: слонов, зайцев, медведей. Имитируя движения выбранного животного, они гуляют по комнате. Вы называете слова, похожие по звучанию. Как только дети услышат среди них слово «Стоп», они должны замереть. Например: «Стон, стул, стоп, стук, стоп, стол, сток, стоп».
Для детей 6−7 лет
«Найди звук». Вы называете цепочку из трех слов. Задача ребенка — найти звук, который встречается во всех словах. Например, для цепочки «Кот, рот, мост» это будет [о]. Игру можно усложнить, добавив четвертое слово, в котором нет общего с остальными звука. Тогда задача ребенка — найти лишнее.
«Чистоговорочки». Для этой игры можно выбрать любое четверостишие из произведений Агнии Барто или использовать подобные чистоговорки:
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Попросите ребенка произнести эти строки разными способами: шепотом, обычным голосом, громко, медленно, чуть быстрее, очень быстро.
Для детей 7−8 лет
«Веселое предложение». Нужно составить предложение, все слова в котором должны начинаться с одного звука. Например, [б]: «Баран Баранович бодал бока бедняги Бобика». В эту игру особенно забавно играть в компании: пусть каждый произносит по слову, чтобы в итоге получилось связное предложение. Кто быстрее и длиннее придумает предложение, того можно поощрить небольшим подарком.
«Прятки». Эта игра интересна в новой, непривычной обстановке, например в магазине или поликлинике. Ребенок должен увидеть и назвать как можно больше предметов, внутри которых «прячутся» определенные вами звуки. Например, предметы, начинающиеся со звука [п] — полка, со звуком [м] в середине слова — лампа, и так далее. Можете посоревноваться: выберите один звук и находите слова с ним по очереди. Победит тот, кто назвал больше.
Эти игры позволят не только развить и закрепить навыки правильного произношения и восприятия звуков, но и весело провести время. Ведь форма игры для ребенка понятна и естественна и не вызывает протеста, как это может быть с другими занятиями.
Читайте также:
Почему советские мультфильмы больше любят родители, а не дети
Весь декабрь телеканал «О!» дарит подарки!
6 причин, почему наши дети не любят читать
Источник