Игры для развития зрения у ребенка

Игры для развития зрения у ребенка thumbnail

Игры, способствующие развитию зрения.

Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения.

Организуйте игру. Скорее всего, у ребенка не возникнет интереса к игре, если вы ее специально не организуете. Поэтому стремитесь к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет. Например, перед ребёнком не просто гремящие коробочки, а там спрятаны зернышки, которыми надо накормить проголодавшихся курочек. Курочек можно нарисовать или найти соответствующие игрушки. Пустые коробочки можно не просто откладывать в сторону, а выбрасывать их в воображаемое «мусорное ведро».

Позвольте ребенку самому найти решение. Каждая игра носит обучающий характер и служит достижению какой-то определенной цели. Чтобы эта цель была достигнута, и занятие прошло с пользой, дайте ребенку максимальную самостоятельность. Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к правильному решению.

Не затягивайте игру. В тот момент, когда вы замечаете, что внимание и интерес ребёнка начинает угасать, заявите ему, что он хорошо позанимался и сегодня просто молодец, а вы намерены убрать игрушку. Таким образом, игра не надоест ребенку, с ней не будет связано негативных эмоций. Позвольте себе ошибиться и дайте ребёнку возможность обнаружить вашу ошибку. Это даст ребёнку возможность стать более уверенным в себе и своих силах. В игре вызывайте ребёнка на разговор, чтобы он называл свои действия и признаки предметов, с которыми вы играете.

Прищепки.

Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветок». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите ребенку снять все прищепки, а затем

прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры из настенного календаря и предложить ребёнку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне.

Если прищепок много, они разного цвета и конфигурации, то дети сами могут придумать множество поделок.

Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.

Пуговицы.

Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.

Игра развивает зрительное внимание, восприятие.

Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше.

Игра развивает зрительно-моторную координацию, моторику рук.

Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. п.

Игра развивает зрительное внимание.

Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например красная-белая-красная белая. Предложите ребенку продолжить ряд.

Игра развивает внимание, мышление.

“Сравни картинки”

Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.

“Раскрась вторую половинку”

Раскрасок на любой вкус и цвет сейчас тоже большое множество. Если вы хотите развить внимание ребёнка, чаще предлагайте ему картинки, раскрашенные только наполовину. Если это задание слишком простое, то усложнить его можно, предложив сначала эту половину нарисовать, а потом уже раскрасить.

“Фигурные таблицы”

Можно найти в продаже или сделать самостоятельно таблицы, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры. Задача ребёнка – в каждой из фигур нарисовать определённый простой знак (в круге – точку, в квадрате – диагональную линию и т.д.)

Это упражнение развивает способность переключать внимание.

“Где, чей домик?”

Нарисуйте несколько животных и домики для них. От каждого животного до домика прочертите витиеватые дорожки разных цветов.

Пусть ребёнок определит, у кого какой домик, не проводя пальцем по линиям. Если это сложно, то сначала можно разрешить использовать пальчик или карандаш, но со временем уберите его. Это упражнение развивает функции прослеживания глазами по линии, развивает зрительное внимание.

“Корректор”

Для этой игры понадобится текст из журнала или газеты, напечатанный достаточно крупным шрифтом.

Попросите ребёнка вычеркнуть (подчеркнуть, обвести и т.д.) каждую букву “о”. Затем обязательно проверьте, подсчитайте ошибки и запишите результат. Выполняя это упражнение каждый день, всегда меняйте буквы. Когда эта задача станет для ребёнка лёгкой, усложните её, предложив все буквы “о” вычеркнуть, а буквы “с – обвести; или вычеркнуть каждую вторую букву “а” и т.д. Ребёнку будет интереснее, если взрослый будет на своём тексте выполнять то же самое задание. Потом можно проверять правильность выполнения друг у друга.

“Считалка”

На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1 до 20. Попросите ребёнка найти все цифры по порядку.

Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера.

“Что изменилось?”

Есть несколько вариантов этой игры. Самый известный таков.

Разложите на столе 5 или более мелких предметов. Дайте ребёнку 30 секунд на запоминание предметов и их положения на столе. Затем пусть ребёнок отвернётся или закроет глаза. А вы тем временем произведите какие-нибудь изменения: поменяйте предметы местами, уберите один предмет, поставьте ранее не стоявший, поставьте такой же предмет другого цвета и т.д. Задача ребёнка – определить, что изменилось в композиции.Усложнять это упражнение можно, производя больше изменений или попросив определить что изменилось на ощупь (стол с разложенными предметами накрыть полотенцем).

Читайте также:  Мирилова эмоциональное развитие ребенка

Если играет группа детей, то можно попросить одного из игроков в течение 1-2-х минут внимательно рассмотреть других, а затем выйти. Изменения производятся в одежде или внешности одного или более игроков.

Рисуем по памяти узоры

Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти

-ггшгггг

Во время этой игры развивается не только память, во и внимание, а также мелкая моторика рук.

Источник

Развитие зрительного восприятия

Игры и игровые упражнения для формирования сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения

Восприятие цвета

«Волшебный цветок»

Цель – развитие цветовосприятия, учить соотносить по цвету

Ход игры: детям предлагается цветок с разноцветными лепестками, на каждый лепесток необходимо посадить бабочку соответствующего цвета.

Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый цветок. Как вы думаете он волшебный? Давайте посадим на цветок бабочек, будьте внимательны. На красный лепесток – красную бабочку, на синий – синюю» (если детям тяжело можно 2-3 лепестка выполнить совместно)

Наглядный материал:

«Рассади божьих коровок»

Цель – развитие цветовосприятие, учить соотносить цвета и их оттенки

Ход игры: детям предлагается «рассадить» божьих коровок, на одной картинке от самого светлого к самому темному, на другой – наоборот.

Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прилетел? Давайте посадим каждую божью коровку в свой домик. Сначала, на красном цветке, сделаем это от самой светлой к самой темной, а на зеленом – наоборот».

Наглядный материал:

«Помоги зайке найти цвет»

Цель – закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается помочь зайчику найти цвета

Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прискакал? Давайте поиграем с зайчиком, а что это он у нас такой грустный? Зайчик хотел принести нам раскраски, но по дороге совсем забыл какие бывают цвета, давайте поможем ему вспомнить. Зайчик будет показывать цвет, а вы называть все предметы этого цвета, которые вы видите в группе, договорились?»

Наглядный материал:

Восприятие формы

«Помоги зайке найти форму»

Цель – закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается помочь зайчику найти формы

Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прискакал? Давайте поиграем с зайчиком, а что это он у нас такой грустный? Зайчик по дороге совсем забыл какие бывают формы, давайте поможем ему вспомнить. Зайчик будет показывать форму, а вы называть все предметы этой формы, которые вы видите в группе, договорились?»

Наглядный материал:

Рисунок из геометрических фигур

Цель – закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинку и найти спрятанные геометрические фигуры

Инструкция: «Посмотрите, какая у меня красивая картинка. Что на ней нарисовано? А теперь присмотритесь внимательно. Колобок и лиса сделаны из геометрических фигур. Каких?»

Наглядный материал:

«Рыбалка»

Цель – закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается поймать рыбок разной геометрической формы

Инструкция: «Давайте отправимся на рыбалку! Посмотрите сколько рыбок плавает в пруду. Чем они отличаются? (ловим рыбок определенной формы)»

Наглядный материал:

Восприятие величины (размера)

«Разложи по полочкам»

Цель – закреплять умение узнавать различать величину предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается расставить матрешек по полочкам.

Инструкция: «К нам на занятия пришли матрешки. Они все разного размера. Поставьте больших матрешек на верхнюю полку, средних – на среднюю, маленьких – на низкую»

Наглядный материал:

Игры и игровые упражнения на свойства зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения

Предметность восприятия – это его способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора разрозненных ощущений, а в форме отдельных объектов.

Избирательность – приобретаемая или вырабатываемая способность личности к направленному восприятию.

Целостность – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы

Структурность и детальность – свойство восприятия объединять воздействующие на орган зрения стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.

Читайте также:  Связь дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию ребенка

Константность – относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия

Апперцепция – это процесс, в результате которого элементы сознания становятся ясными и отчетливыми.

Антиципация (предвосхищение) – предвосхищение, предугадывание, представление о предмете или событии, возникающее до акта их восприятия, ожидание наступления события.

Осмысленность – свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект (или явление) определенным смыслом, обозначать его знаком

Обобщенность – это отражение единичного случая как особого проявления общего.

Все свойства восприятия взаимосвязаны, в играх и в игровых упражнениях используются чаще в совокупности. Они зависят от жизненного опыта и индивидуальных особенностей детей и взрослых. При взаимодействии дается более полное и объемное представление об окружающей действительности.

«Наложенные изображения»

Цель – развитие предметности, избирательности, структурности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть изображения и найти все спрятанные предметы

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки и найдем все спрятанные изображения»

Наглядный материал:

«Зашумленные изображения»

Цель – развитие предметности, избирательности, структурности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть изображения и найти все спрятанные предметы

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки и найдем все спрятанные изображения»

Наглядный материал:

«Разрезные картинки»

Цель – развитие целостности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть части картинок и собрать целую.

Инструкция: «Давайте рассмотрим части картинок, можно ли собрать целую картинку? Давайте попробуем»

Наглядный материал:

«Точечные изображения»

Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть точечные картинки, назвать, что на них изображено»

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено?»

Наглядный материал:

«Силуэтные изображения предметов»

Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть силуэтные картинки, назвать, что на них изображено»

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено?»

Наглядный материал:

«Найди заплатку»

Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть коврик, с недостающими деталями и подобрать их»

Инструкция: «Посмотрите какой красивый ковер, но он весь в дырочках, давайте подберем заплатки»

Наглядный материал:

«Дорисуй»

Цель – развитие целостности, осмысленности и антиципации восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и дорисовать их.

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено? Дорисуйте»

Наглядный материал:

«Найди ворону»

Цель – развитие целостности, осмысленности и апперципации восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинку и найти в соседней ворону.

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинку, смотрите, в ней ворона, давайте найдем такую же в соседней картинке»

Наглядный материал:

«Назови одним словом»

Цель – развитие осмысленности и обобщенности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и назвать их одним словом

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинку, что на ней изображено? Как мы можем назвать все это одним словом?»

Наглядный материал:

Игры и игровые упражнения на развитие прослеживающих функций глаза у детей с нарушениями зрения

  1. «Проследи взором за движением лучика фонаря»

Цель – развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается проследить за движениями фонарика

Инструкция: «Давай следить за лучиком солнца»

  1. «Нарисуй глазами круг (треугольник, квадрат) по часовой и против часовой стрелки»

Цель – развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается нарисовать геометрические фигуры глазами

Инструкция: «Давай нарисуем глазками круг (треугольник, квадрат), сначала в одну сторону, а теперь в другую»

  1. «Догони куклу»

Цель – развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается «догнать» куклу глазами

Инструкция: «Кукла от нас убегает, давай догоним ее глазками»

  1. «Посмотри, как качается фонарик»

Цель – развитие прослеживающих функций глаза

Ход: Педагог маятникообразно качает фонарик, постепенно изме­няя высоту, сначала снизу-вверх, затем сверху-вниз. Дети следят за перемещением качающегося фонарика.

Инструкция: «Давай последим, как качается фонарик»

  1. «Флажок»

Цель – развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается проследить за передвижениями флажка (вперед, назад, по кругу)

Инструкция: «Давай поиграем с флажком, он летит вперед, назад (повторяем несколько раз)»

Источник

Игры на развитие зрительного восприятия у детей

«Угадай животных»

Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия формы.

Оборудование: 2 набора картинок: 1). Предметные картинки, на которых изображены животные (дикие и домашние); 2). Картинки с изображением теней животных (диких и домашних).

Инструкция: 1. Взрослый предлагает рассмотреть картинки с изображением животных и назвать их.

2. Взрослый просит ребенка подобрать картинку, на которой изображена тень животного, к предметной картинке, на которой изображено само животное.

3. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и отгадать, какого животного тень изображена на ней, без опоры на предметные картинки.

Читайте также:  Центр развития ребенка бронницы

«Деревянные катушки»

Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия цвета; закрепление представлений о цвете.

Оборудование: деревянные катушки с разноцветными нитками.

Инструкция: 1. Назови и покажи – детям даются деревянные катушки с разноцветными нитками контрастного цвета. Дети должны назвать их цвет.

2. Возьми и назови – взрослый дает ребенку катушку и просит назвать ее цвет. После чего дает вторую катушку такого же цвета и говорит – они одинаковые. Такое действие выполняют со всеми парами катушек.

3. «Найди такую же катушку». Взрослый перемешивает все катушки и ребенок должен найти такую же катушку как показал ему взрослый.

«Цилиндры»

Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия формы.

Оборудование: цилиндры.

Инструкция: Используются цилиндры, которые находятся в углублениях разной величины, но одного и того же диаметра. Дети изучают цилиндры с помощью пальчиков, затем пытаются вложить цилиндры в нужную нишу.

«Найди цветок для бабочки»

Цель: развитие зрительного восприятия; закрепление представлений о цвете.

Оборудование: четыре цветка большого размера, выполненных из картона, красного, синего, желтого, белого цвета, для наборного полотна; 4 плоскостные фигуры бабочек таких же цветов, как и цветы, трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей.

Ход игры: Взрослый выставляет на наборное полотно цветки четырех цветов и говорит: Дети, сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите на эти цветы, какого цвета этот цветок? Дети называют 4 цвета. А вот видите бабочек, они хотят найти свои цветы, чтобы спрятаться. Нужно помочь бабочкам спрятаться. На какой цветок нужно сесть бабочкам, чтобы им можно было спрятаться. Надо желтую бабочку спрятать на желтый цветок. Начинают играть.

После игры подводим итоги, какого цвета были бабочки? Какого цвета были цветочки?

«У кого большой мяч?»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Оборудование: Мячи разной величины по количеству детей.

Ход игры: Дети сидят на стульях полукругом, а взрослый за маленьким столом. Сегодня мы с вами будем играть в новую для вас игру. У меня под салфеткой лежат мячи, сейчас ко мне подойдут Маша и Наташа и возьмут по мячу.

Дети, какой мяч у Маши (маленький), а какой мяч у Наташи? (большой). Верно, у Маши маленький мяч, а у Наташи большой мяч.

Миша отвернись пожалуйста, А в это время взросый меняет у Маши мяч на большой. Не давая Наташе повернуться, спрашиваю: Какой у тебя мяч? Маленький и поворачивается. Какой у Наташе мяч? Маленький.

Такие перемены производятся несколько раз. Затем взрослый вызывает другую пару и так же меняет им мячи, начиная от самого большого до самого маленького, выкладывая их вряд на столе.

Где самый большой мяч? Убирает его. И так, пока останется два мяча. Затем те же действия производят в обратном порядке – от маленького к большому.

«Найди такой же»

Цель: коррекция развития восприятия формы.

Оборудование: Пять больших кругов, пять маленьких кругов.

Ход работы: Взрослый показывает все круги ребенку и делает акцент на том, что они разные. Сперва показываете большие круги по одному, затем маленькие и говорит при этом – «Это круги большие, а это маленькие».

После демонстрации большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую.

Затем взрослый прикладывает два маленьких круга друг к другу, подчеркивая, что они одинаковые.

Далее взрослый показывает круг, например большой, и спрашивает у ребенка, куда положим этот круг? И предлагает ребенку разложить оставшиеся круги. Ребенок раскладывает круги.

Как варианты усложнения можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.

«Бусы»

Цель: развитие зрительного восприятия; развитие тонкой моторики рук; закреплять представления о форме.

Оборудование: Большие квадратные и большие круглые бусины, шнур.

Ход игры: Взрослый объясняет ребенку, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.

Варианты усложнения: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов.

«Пуговки»

Цель: развитие зрительного восприятия; развитие тонкой моторики рук.

Оборудование: Волшебный мешочек, пуговицы разного цвета и размера.

Ход игры: Взрослый показывает детям, что у него есть в волшебном мешочке. Просит детей вынуть по очереди пуговки из мешочка.

Затем взрослый выкладывает рисунок, после чего просит ребенка сделать такой же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложить ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Вариант усложнения: выложить фигуру из пуговок по заданию взрослого без опоры на образец.

Источник