Игры для развития возможностей ребенка

Все дети играют в игры, особенно они важны для дошкольников. С помощью игры можно заложить основы развития ребенка, выявить основные интересы, развить имеющиеся способности. В данной статье мы поговорим о видах игр и их роли в обучении и развитии.

Игры и их важность

В развитии ребенка, особенно на начальных этапах, все общение и взаимодействие с окружающими строится на основе игр. Игра позволяет ребенку проявить самостоятельность, начать общаться со сверстниками, развивать имеющиеся навыки.

В зависимости от возраста ребенка с помощью игр возможно оказывать влияние на поведение ребенка, общение со сверстниками. Игры учат ребенка придерживаться поставленной цели и достигать ее. Если в раннем возрасте само действие преобладает над целью, то впоследствии примерно к четырем годам ребенок с помощью взрослого учится ставить перед собой цель и добиваться ее. Задача взрослого в этом случае помочь ребенку следовать поставленной цели и не забыть ее в ходе игры.

Виды игр

В научном мире выделяют несколько классов и видов игр, которые в свою очередь делятся на подвиды.

  • Игры по инициативе детей – творческие игры. Этот вид занимает значительное место в жизни каждого дошкольника. Именно в ходе таких игр ребенок сталкивается с проблемой выбора, продумывает результат, и самостоятельно определяет, как можно его добиться. В таких играх дети сами определяют последовательность и правила игры, чаще всего игра имитирует окружающую действительность ребенка.
  • Игры по инициативе взрослых – дидактические игры. В этом случае детям предлагаются готовые правила игры, которым нужно следовать для достижения определенного результата. Смысл такой игры заключается в решении определенной задачи.
  • Игры, созданные народом – народные игры. Эти игры, пришедшие из глубин веков, совсем не потеряли своей актуальности в современном мире, именно эти игры передают ребенку этнические особенности народа, помогают определить, кто он есть в этом большом мире.

Все перечисленные виды игр подразделяются на подвиды, при этом каждый из них оказывает влияние на развитие и обучение ребенка.

Творческие игры

Как уже упоминалось, творческие игры отражают окружающую жизнь, те отношения, которые складываются между людьми в ближайшем окружении ребенка, деятельность окружающих его людей. Именно эти игры отвечают за всестороннее развитие ребенка.

Виды игр творческих можно выделить следующие:

  • Сюжетно-ролевые
  • Театрализованные игры, которые в свою очередь подразделяются на подвиды: режиссерские игры-драматизации
  • Конструкторские

Сюжетно-ролевые игры представляют собой игры детей во «что-нибудь» или в «кого-нибудь». Независимо от выбора такие игры несут в себе пользу. Так как являются пробой ребенка себя в социальном мире, помогают ему существовать в определенных обстоятельствах, социализироваться.

Театральные игры довольно близки к сюжетно-ролевым. Их отличие состоит в том, что в театрализованных играх ребенок выполняет поставленную задачу, показывает, своими движениями, мимикой, голосом те или иные чувства. И хотя многим покажется, что такие игры не влияют на развитие ребенка, именно такие упражнения позволят в дальнейшем ребенку выразить свои чувства.

Режиссёрские игры позволяют малышу как режиссеру организовывать действия других ребят, а игры драматизации проводятся уже по готовому сюжету.

Конструкторские игры направлены на формирование конструкторских навыков у ребенка – строительство и проектирование. То, что сразу всплывает в воображении это все виды конструкторов и мозаик, а также природные материалы из которых дети так любят мастерить, то из чего можно создать что угодно (песок, крупа, и др.). В понимании взрослых это и есть развивающие игры.

Дидактические игры

Дидактические игры – это по сути своей, обучающие игры. Как правило, такие игры предусматривают четкую руководящую роль взрослого, который следит за выполнением правил игры или заранее определяет их, предоставляя в остальном свободу детям.

Для таких игр может использоваться готовый инвентарь, такой как печатные игры (лото, пазлы), предметы (куклы или машины), с помощью которых изучаются свойства предметов.

Народные игры

Несмотря на то, что современный мир диктует свои правила, народные игры, веками доказавшие свою пользу, по-прежнему используются в воспитании детей. Они оказывают благотворное влияние на развитие и образование ребенка. Видов народных игр выделяется достаточно большое количество. Бывают как индивидуальные, так и групповые игры, в зависимости от количества участников игры. Бывают сюжетные, театрализованные, бытовые игры в зависимости от темы игры. Также выделяют игры-ловишки, игры-забавы, игры – аттракционы. И хотя взрослым кажется, что такие игры не могут нести пользы для ребенка это системные, проверенные временем развивающие игры, которые используются с младенчества.

Будем надеяться, что информация окажется полезной для вас и ваших малышей.

Статья взята на https://blog.nils.ru/vidy-igr-sposobstvuyushchie-razvitiyu-rebenka/

Источник

По мнению ученых и практических психологов, игра служит многим полезным целям. Это средство, с помощью которого дети развивают свои физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и нравственные способности.

Вот один из примеров того, как игра может помочь ребенку преодолеть возрастные страхи. Допустим, ваша дочь боится темноты. Этот страх соответствует ее возрасту – его появление не было для вас сюрпризом, но он существенно нарушает установленный порядок ее сна. Ранее ребенок не имел проблем с засыпанием, но сейчас страх темноты заставляет ее ворочаться по тридцать минут каждую ночь, что делает ее истощенной и раздражительной.

Вы пробуете все на свете, чтобы в своей комнате малышка могла чувствовать себя в безопасности. Но, кажется, ничего не помогает. Вы спрашиваете ребенка, что пугает его больше всего. Это не монстр под кроватью и не призраки в шкафу. Оказывается, это тени на стенах и пугающие мысли, которые появляются, когда гаснет свет.

Вы пробуете переставить мебель, и делаете это не единожды. Вы усиливаете освещение, убираете часть светильников, добавляете белый шум (ровный шум – звук радио на пустой частоте, шум воды, текущей из крана, вентилятора и т. д.), включаете ребенку музыку. И все равно девочка не чувствует себя комфортно и не может засыпать так быстро, как раньше.

И вот тогда вы призываете на помощь игру. Вам уже известны многие преимущества, которые она предоставляет. Но как создать такие условия, при которых ребенок сможет использовать игру для решения своей проблемы?..

Когда страх темноты становится настоящей проблемой, тематика игр приобретает новую идею – ночной походный лагерь (как один из вариантов). Вы делаете палатки из одеял, коробок и лент. Разрываете на полоски оранжевый и красный картон и осторожно укладываете их на пол около палатки – теперь это ваш костер. В свою очередь, светильники превращаются в зажженные факелы. День за днем в течение нескольких месяцев ваша дочь берет вас в поход. Она выключает свет, «зажигает» самодельные фонарики и проводит вас по жуткому лесу вокруг лагеря. Вы раскрываете тайны теней и слушаете голоса сов и других животных…

Так, через контекст игры, ребенок устанавливает контроль над своим страхом. И со временем ее боязнь темноты полностью исчезает.

Власть над страхом – это одно из многих преимуществ игры. Почему же походный лагерь в темноте помогает ребенку преодолеть страх? Дети играют не для того, чтобы избежать реалий жизни, наоборот, они играют с жизненными реалиями – в этом вся суть. Таким образом они постигают их – физически, интеллектуально и эмоционально.

Когда дети имеют возможность играть по своим собственным правилам и согласно своим собственным условиям, а также имеют на это достаточно времени, они достигают успеха и внутренне преображаются. В конце концов, игра – это ведь и есть язык детей.

Четыре преимущества игры

Когда родители находят время для огромного количества неструктурированных игр (несмотря на возможный беспорядок), дети растут и учатся не по дням, а по часам. Преимущества игр бесконечны, но следующие – самые выдающиеся.

1. Игра способствует творческому развитию

Мы привыкли думать о творчестве как о чем-то таком, что принадлежит исключительно представителям искусства. Так же и о детях, которые тянутся к музыке и живописи, часто говорят как о «творческих», но ведь дети, которые любят играть, ровно настолько же творческие, как и те, которые рисуют днями напролет.

Творчество предполагает включение воображения и нестандартное мышление. Через творческие игры дети исследуют новые идеи и интересы. Вокруг себя они создают и воплощают тот свой маленький уникальный мир, который сокровенно существует в их фантазиях.

2. Игра укрепляет взаимоотношения

Игра помогает детям учиться уважительному отношению к другим людям и развивает коммуникабельность. Посредством игры дети заводят новые и укрепляют существующие дружеские отношения. В мире спонтанных, неструктурированных игр дети могут свободно узнавать других людей и выражать свои чувства, мысли и потребности, находясь при этом в абсолютно безопасной среде.

С помощью игры тихие и спокойные дети, которых порой можно охарактеризовать как «наблюдаю и выжидаю», находят способы присоединяться к группе и чувствовать уверенность в своей способности общаться с другими детьми, черпают энергию из особой атмосферы группового общения и учатся играть вместе со своими товарищами.

3. Игра способствует снятию напряжения

Дети постоянно растут и учатся, ежедневно получая новую информацию. Хотя большая часть информации захватывающая и интересная, часть ее может быть подавляющей и гнетущей. Справиться с ней, обработать ее бывает очень трудно.

Снятие стресса – это для детей одно из важных преимуществ игры. С помощью игры они прорабатывают свои эмоции и переживания и противостоят факторам стресса. В итоге такой плодотворный процесс помогает становлению их самосознания.

Когда ребенок идет в первый класс, некоторые правила поведения в школе становятся для него стрессогенными. Хотя на уроке он старается следовать правилу тишины, ребенок видит, как другие дети нарушают это правило и начинает беспокоиться. В таком случае, он может, например, составить собственный список правил для своих домашних питомцев и, таким образом, преодолеть, побороть и преобразовать свои негативные эмоции. К тому же, научив животных своим правилам, он может тщательно контролировать их соблюдение. Так, с помощью игры ребенок полностью нивелирует свое стрессовое состояние.

4. Игра способствует развитию эмпатии и сочувствия

Игра, будь то в группе или в одиночестве, помогает детям успокоиться и подумать о других. Когда ребенок ухаживает за плюшевым мишкой, он сопереживает этому животному. Он учитывает потребности и чувства своей игрушки и действует соответственно. В групповых играх дети учатся работать вместе и выслушивать друг друга. Ведь если они этого не делают, игра быстро заканчивается.

Иногда люди считают, что некоторые дети просто, по природе своей, более склонны к эмпатии, нежели другие. Но сочувствию и сопереживанию можно учиться! И практиковать его помогает именно игра. Эмпатия – это ценный навык, который способствует установлению взаимосвязей с другими людьми; это то, что делает каждого из нас человеком. Очень важно воспитывать у детей сострадание к людям и начинать нужно с игры.

Источник

Развивающие игры для детей:

значение, виды, рекомендации

  Практически всем родителям широко известно мнение психологов и педагогов о том, что лучшая форма обучения и воспитания детей – это игра. Как стимулировать детское развитие? Как гармонично развивать его интеллектуально и физически?

 Развивающие игры: их значение

Современные дети развиваются стремительно. Их потребности уже не могут сводиться только лишь к обычным умениям – считать, писать или читать. Для того чтобы успешно обучаться и постигать мир, при подготовке к школе ребёнку нужно иметь определённый комплект гармонично развитых качеств. При оценке, готов ли малыш к школе или нет, рассматриваются показатели:

 базового опыта, развития познания, эмоционального и языкового развития, физической подготовки, умения общаться, зрительного восприятия, различения и памяти, слуховых способностей, отношения к книгам, общей и психологической готовности.

Из этого становится понятным, что поиск способов всестороннего развития детей сегодня очень актуален. Новые технологии ведения учебного процесса, повышенные темпы обучения, огромные объёмы информации, которые следует переработать маленькому школьнику, предъявляют иные требования к его способностям, чем ранее.

Развивающие игры — самый простой и природный способ развивать ребёнка и готовить его к школе.

 Развивающие игры основаны на таких принципах:

-принцип сочетания игры и обучения,        

-принцип перехода от игры к активной познавательной деятельности,

– принцип поэтапного усложнения игр и заданий,

– принцип активизации умственного развития ребёнка

В этих принципах заложено значение развивающих игр, так как они формируют условия, в которых ребёнок будет эффективно всесторонне развиваться. Каждый возрастной период развития ребёнка предназначен для освоения нового. Развивающие игры способствуют формированию необходимых для жизнедеятельности умений и навыков, например, захватывать и держать предмет, удерживать внимание, быть усидчивым и многого другого. В процессе игры ребёнок формирует свою эмоциональную сферу, совершенствует мелкую моторику. Вот почему важно подбирать игры и игрушки по возрасту ребёнка.

Виды развивающих игр

Игры для малышей, раскраски с крупными изображениями и наклейками, мягкие пазлы большого размера, игры о цветах и формах («сортеры», «трансформеры», пирамиды), игры на развитие логики (длина, высота, количество, размер, вес предметов).

Эти несложные игры положительно повлияют на развитие внимания и памяти малыша, цветовое восприятие, логическое мышление и, конечно, способствовать формированию детского творчества. Не забывайте, что такими играми малыши занимаются вместе с родителями. Занимайтесь с детьми с первых дней.

 Познавательные игры (дидактические). Такие игры (тематические наборы карточек и картинок, кубики с картинками и цифрами) расширяют представление ребёнка об окружающем мире: о животном мире, флоре и фауне, природе, профессиях, одежде, посуде и т. д.

Игры для развития внимания и памяти. «Ищем пару, «Отличия», «В поисках предмета», «Что не так?», «Лабиринт». Такие игры также позитивно влияют на развитие внимания и памяти ребёнка. Малыш учится концентрироваться, ведь ему предстоит найти спрятанный предмет или отличия между практически одинаковыми рисунками, отбирать предметы по парам или выделить лишние (одинаковые). В результате малыш станет более наблюдательным и внимательным, находчивым и решительным.

 Игры для развития мышления и логики. Развиваем логическое мышление с детства при помощи специальных игр. «Дополни рисунок», «Соедини точки», «Составь мозаику», «Сделай бусы», «Ассоциации» и другие игры призваны учить ребёнка делать сравнение, анализ и систематизацию информации, находить связи между предметами и обобщать, определять основное и делать выводы, а значит — самостоятельно размышлять. Такие умения пригодятся в дальнейшем на уроках математики.

Раскраски

Раскраски призваны развивать творческие способности малыша, умение держать карандаш и делать их точные движения, различать и запоминать цвета.

 Пазлы

Пазлы — игра, где картину нужно собрать из частей — это увлекательно и полезно. Для самых маленьких используйте крупные пазлы из мягкого материала, а детям постарше подойдут наборы мелких частей, из которых можно собрать красочные картины.

 Загадки и ребусы

Игры, в которых предстоит отгадывать и расшифровывать что-либо, очень нравятся и маленьким, и большим детям. Загадки расширяют кругозор, стимулируют умственные процессы, учат логически и интуитивно мыслить. Благодаря загадкам малыш больше узнаёт об окружающем мире. Ребусы и шарады — это своеобразная гимнастика для ума. Благодаря таким заданиям ребёнок расширяет словарный запас, тренируется самостоятельно мыслить, писать.

Математические игры

 Обучайте детей простым манипуляциям с цифрами с раннего возраста. В этом вам помогут красочные карточки, кубики и книжки с цифрами и весёлыми картинками, которые помогут легко, в занятной форме познакомить малыша с миром чисел и цифр, понятиями количества, счётом и арифметикой. Головоломки, конструкторы, шнуровки. Сочетают развитие логики и мелкой моторики. Этим типом игр ребёнок может заниматься самостоятельно.

 Какие игры для детского развития сегодня родителям доступны в продаже? интерактивные игрушки: они «говорят» с малышом, «поют песенки». Они влияют на развитие музыкального слуха ребёнка, способствуют становлению его эмоциональности, коммуникабельности. Также они могут помочь малышу начать говорить. Сортеры (вкладыши): отличные помощники по изучению цветов,

фигур, и цифр. Объёмные фигуры нужно вставлять в соответствующие отверстия. Вариаций игр с такими игрушками можно придумать множество. Пазлы: собирание картин из отдельных элементов может быть интересно и детям и взрослым. Кубики: учимся строить дома, изучая фигуры, числа и цвета.

 Тренируем логику и руку для письма. Конструкторы: собираем по образцу или придумываем свой проект. Деревянные, блочные, пластиковые, бумажные или металлические — сейчас большой выбор                  

Настольные игры: домино, шашки, шахматы, лото, настольный баскетбол, футбол, хоккей — развивают логическое мышление и быстроту реакции. Сюжетно-ролевые игрушки: маленькие и большие куклы, персонажи из мультфильмов, плюшевые игрушки — с помощью их малыш моделирует ситуации и учится играть в ролевые игры, которые являются хорошим тренажёром для социальной адаптации ребёнка. Сенсорно-двигательные (погремушки, карусельки-мобиле, игрушечные музыкальные инструменты) — вводят ребёнка в мир звуков, движения, форм. Пирамидки: конусообразные и шарообразные, деревянные и пластмассовые, разноцветные и прочие — тренируют первые навыки логического мышления малыша. Счётные столики (абаки): палочки с нанизанными предметами разной формы и цветов — хорошо учат ребёнка счёту, группировке и сортировке предметов, сенсорному восприятию. шнуровки: готовят руку малыша к письму. Игрушки для активных игр: спортивный инвентарь и предметы повседневного обихода — физически развивают малыша, помогают понять способы действий с предметами. Наборы детского творчества: пластилин, моделирующие глины, аппликации — развивают детское творчество.

Сегодня на рынке представлено огромное количество развивающих игр.

Совет. При выборе развивающих игр для своего ребёнка лучше проконсультироваться у продавца детского магазина, для какого возраста та или иная игра/игрушка, с какой она целью используется, какие качества ребёнка она развивает.

Не забывайте, что все игры разработаны специалистами для развития определённых способностей малышей. Если не учитывать эти правила, то вы не достигнете намеченного результата и зря потратите деньги.

 Игры для дошкольников

Перед старшими дошкольниками стоит основная задача — подготовиться к школе. Здесь на первый план выходит подготовка руки к письму, важным является приобретение первых навыков чтения и письма. В этот период предложите ребёнку поиграть в игры, которые помогут укрепить его мелкую моторику детских рук: разнообразные конструкторы, шнуровки, пластилин, мозаика, пазлы.

Пусть дошкольник побольше раскрашивает, учится рисовать.

Компьютерные и он-лайн игры

Актуальность в этом возрастном периоде приобретают компьютерные игры, которые тоже могут быть развивающими.

В настоящее время появилось большое количество специализированных электронных ресурсов, предлагающих развивающие компьютерные и он-лайн игры для детей. Такие игры — абсолютно логичное продолжение всех предметных и устных игр и занятий с детьми с целью развития их способностей. Позитивные стороны тут тоже присутствуют — например, ребёнок постепенно учится компьютерной грамотности. Здесь нет ничего сложного: ребёнок просто играет в понравившуюся игру на компьютере, тем самым тренируя память или внимание или скорость мышления и тому подобное. Он может научиться логически мыслить, обобщать, делать правильный выбор, тренироваться в математике или учить языки. И всё происходит в доступной игровой форме.    

 При занятиях за компьютером существуют правила: 

– Обращайте внимание, в какой позе ребёнок сидит за компьютером.

– Сидеть нужно не сутулясь, не наклоняясь в какую-либо сторону, не кособочась.

– Следите за расстоянием монитора от лица ребёнка.

– Расстояние между ними должно быть не меньше диагонали вашего монитора.

– Научите пользоваться «мышкой». Этот полезный навык пригодится в развивающих компьютерных играх.

Детские компьютерные игры появились не так давно — всего несколько лет назад, однако эта сфера стала очень популярной среди детей и их родителей.

Совет. Не рекомендуется усаживать ребёнка за компьютер ранее семи лет: малыш должен разносторонне, а не просиживать у ноутбука или с планшетом целый день.

Выводы

Уважаемые родители, помните, что каждый ребёнок — индивидуален, и его развитие происходит в своём темпе. Старайтесь подбирать игры, которые будут развивать вашего ребёнка в соответствии с уровнем его общего развития и возраста. Не огорчайтесь, если малыш не справляется с заданием: отложите игру, предложите другую. Настроение и интерес ребёнка подскажут вам, чем он хочет заниматься. Будьте рядом во время игры, подсказывайте и объясняйте, как играть. Заинтересуйте ребёнка игрой и скоро увидите, каких успехов он достигнет. Уделяйте развивающим играм достаточное количество времени, однако не перегружайте ребёнка. Ведь использование развивающих игр помогает развить индивидуальные качества ребёнка, а не воспитать гения. Перегружая малыша бесконечными непростыми заданиями, можно и отбить у него охоту учиться. Пусть лучше игры будут источником пользы и удовольствия.

Источник