Игры для развития внимания и восприятия ребенка раннего возраста

Раздел

Содержание

Возрастная группа

Источник

1

Игры и упражнения на развитие восприятия пространства

1)Упражнение «Сложи картинку»

Цель: Развивать пространственные отношения, связную речь.

Материал: Картинки – лейка, ракета, машина, разрезанные на две части.

Ход:

 Воспитатель предлагает детям по образцу сложить изображение из двух частей. Если у кого-то из детей возникают затруднения, то воспитатель показывает, как нужно сложить картинку, потом складывает ее вместе с ребенком, а затем предлагает сложить самостоятельно. После того как все дети сложили картинки, воспитатель спрашивает, что собрал каждый из детей.

2)Игра –  упражнение «Автомобиль»

Цель: Развивать пространственное восприятие;  умение произносить отдельные звукоподражания громко, тихо, формировать правильное произношение [б], [бь].

Материалы:  Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки.  

Ход: 

Педагог показывает машинки и спрашивает, как они гудят (ответы детей: «би-и,би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушайте, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и,би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-и,би-и». Детям предлагается повторить звукосочетание то громко, то тихо. Потом педагог предлагает детям самим покататься на машинах.  Дети, изображая шоферов бегают, по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и,би-и».

3 )Игра «Найди желтый листочек»

Цель: Формировать цветовое восприятие, побуждать участвовать в совместной деятельности, повторять за воспитателем отдельные слова: листья, листопад, кружатся, красные, желтые, вьются, летят; воспитывать любовь  к окружающему миру.

Материал: фланелеграф, предметные картинки: красные и желтые листья, вазочка, собачка и котенок.

Ход игры: 

В гости пришли собачка и котенок. Воспитатель и дети предлагают погулять и находят листочки. Собачка предлагает собрать красные листочки, а котенок – желтые. Дети собирают листочки и крепят рядом с котенком и собакой.  

2-3 года

2-3 года

2-3 года

Т.В. Иванова Развитие связной речи. Младшая группа

Социальная сеть работников образования

www.nsportal.ru

Социальная сеть работников образования

www.nsportal.ru

2

Игры и упражнения на развитие зрительных, слуховых, тактильных ощущений

1)Игра «Соберем бусы для мамы».

Цель: Учить нанизывать на шнуровку бусы, воспитывать аккуратность, терпение, внимание. Учить обследовать одновременно рукой и глазами – зрительным и осязательным способом.

Материал: 4-5 крупных бусинок шнурок с твердым концом.

Ход игры: 

Педагог предлагает собрать для мамы бусинки, показывает, как это делать. Дети повторяют, у кого не получается – педагог помогает им.

2)Упражнение Чудесный мешочек»

Цель: Развивать тактильное восприятие, формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев,  речь детей.

Наглядный материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки.

Ход: 

Игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к каждому ребенку. Дети  по очереди опускают руку в непрозрачный мешочек и определяют, какой предмет они нащупали. Воспитатель предлагает ребенку громко назвать этот предмет.

3) Экологическая игра «Угадай на вкус»

Цель: Развитие вкусовых ощущений.

Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать что это.

Материал и оборудование: помытые и очищенные овощи и фрукты, нарезанные на мелкие кусочки.

Ход: Воспитать угощает детей, предварительно попросив их закрыть глаза. Затем говорит «Хорошо жуйте, теперь скажите, что съели. Потом предлагает нескольким детям, найти такой же на столе»

В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса « Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)

2-4 года

2-4 года

2-3 года

Ребенок в детском саду 2007//№ 4

Т.В.Иванова Развитие связной речи младшая группа

Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. Т.М.Бондаренко

3

Игры и упражнения на развитие зрительной памяти

1) Дидактическая игра «Какой игрушки

не хватает?»

Цель: Развивать зрительную память, умение называть игрушку, которой не хватает.

Материал: игрушки 4-5 штук.

Ход:

 Педагог ставит перед ребёнком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем просит  ребёнка отвернуться и убирает одну игрушку.

– Какой игрушки не хватает?

Игру можно усложнить:

Увеличить количество игрушек;

Ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

Играть можно 2-3 раза в неделю.

2) Игра «Запомни картинку»

 Цель: Развитие зрительную память, восприятие.

 Материалы: предметные картинки.

Педагог предлагает ребенку 10 картинок, на каждой из которых  изображено  по одному предмету.

 Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

3) Дидактическая игра «Где, чей домик?»

Цель: Развивать зрительную память, целостность и предметность восприятия.

Материал: 4 больших цветных кубика, 4 маленьких игрушки.

Ход:

Педагог ставит 2 больших кубика, на кубики – игрушки. Обращает внимание детей, что на синем кубике сидит матрешка, а на желтом – собачка. После этого педагог убирает игрушки и предлагает самим правильно рассадить игрушки на кубики. После того, как дети научаться выполнять это задание, можно усложнить с тремя и четырьмя кубиками.  

  2-4 года

3-4 года

2-3 года

Социальная сеть работников образования

www.nsportal.ru

Издательство «Корифей»

Л.Н. Павлова

Издательство «Корифей»

Л.Н. Павлова

4

Игры и упражнения на развитие воображения

1)Игра «Поможем художнику»

Цель: Научить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал :Большой лист бумаги, прикрепленный к доске или большому фланелеграфу, с нарисованным на нем схематическим изображением человека; цветные карандаши или краски.

В игре может принимать участие вся  группа.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят помочь ему ее закончить. Педагог показывает схематическое изображение человека и говорит, что сейчас они все вместе эту картину  закончат. Дети будут придумывать, как это лучше сделать, а он будет рисовать  все, что ребята придумают.

Воспитатель спрашивает у детей: кто здесь нарисован (мальчик или девочка)? Какого цвета глаза? Какого цвета волосы? Как он (а) одет(а)? Дети дают разные варианты ответов. Вместе с педагогом обсуждают их и выбирают наиболее удачные.

Самые интересные ответы воспитатель «воплощает» в картинке: постепенно дорисовывает схему, превращая ее в рисунок. Дети могут помогать воспитателю.

После того, как рисунок закончен, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человека. (Как его зовут? Куда он идет?  Кто идет вместе с ним? и т.п.

Игра «Что это такое?»

Цель: Развитие воображения на основе восприятия.

Материалы и оборудование: Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.

Ход игры: 

В игре может участвовать вся группа.

Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кружков, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей про красный кружок: помидор, цветок, праздничный флажок и т.п. Они не должны повторять друг друга. Затем детям показывается кружок другого цвета, и игра продолжается.

Примечание: Воспитатель должен отметить оригинальность ответов детей, обратить на это внимание остальных. За одно проведение игры можно предлагать 2-3 различных вида материала.

Игра «Волшебная мозаика»

Цель: Научить детей создавать в  воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов, развивать мышление-синтез.

Примечание: Упражнение проводится по подгруппам в 2-7 человек.

Материал: Наборы геометрических фигур, вырезанных из плотного картона (одинаковые для каждого ребенка). Несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Ход игры:

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигурки, кто какие хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное, например домик, машинки, человечки, поезда и т.п.

4-5 лет

2-3 года

3-4 года

Социальная сеть работников образования

www.nsportal.ru

Социальная сеть работников образования

www.nsportal.ru

Социальная сеть работников образования

www.nsportal.ru

5

6

Игры и упражнения на развитие внимания

Игры на развития мышления

1) Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

Цель: Развить слуховое внимание.

Материалы: Ширма, музыкальные инструменты: бубен, барабан, погремушка.

Ход игры: 

Педагог показывает детям игрушечный бубен, барабан, погремушку, называет их и просит детей повторить. Когда дети запомнят названия предметов, педагог предлагает  послушать, как они звучат: он играет на барабане, звенит погремушкой, стучит по барабану ладонью; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» -спрашивает он детей.  проигрывает на каждом.  Воспитатель следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

2) Игра «Угадай кто это» 

Цель: Воспитывать слуховое внимание.

Ход игры:

 Дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «ку-ка-ре-ку» «ав- ав», «мяу». Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг.

3) Игра «Выполни задание»

Цель: Развивать слуховое внимание детей, приучать внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, точно выполнять данные им игровые поручения.

Материал: Игрушки (зайка,  кукла,  мишка,  мяч, кроватка, шапка и рубашка для зайки, большая машина).

Ход игры: 

Педагог раскладывает на столе, а так же на видных  местах в комнате игрушки и предлагает выполнить с ними определенные действия. Вот примерные задания: «Аня, подойди к столу, возьми куклу и положи ее спать; Петя, посади мишку и отвези его в игровой уголок; Вова возьми куклу и посади ее на стульчик; Таня, принеси мяч  и положи его на стол и т.д.»

Педагог добивается, чтобы все дети выполняли правильно задание, старается чаще привлекать малоактивных детей.

  1. 1) Игра «Покупка овощей»
  2. Цель: Формировать операции сравнения и обобщения, анализа и синтеза в восприятии картинок.
  3. Материалы: Картинки, на которых изображены овощи, картинки на которых изображены различные предметы, относящиеся к игрушкам, посуде и т.д.
  4. Ход: 
  5. 1. Рассматривание картинок. Воспитатель предлагает поиграть в магазин. Дает предварительные пояснения: в магазине продается много различных предметов (товаров). « Давайте посмотрим, что продается в магазине» Расставляет картинки на столе и предлагает поочередно рассмотреть и назвать, что изображено на них.  По ходу рассматривания предлагает назвать детали в рисунке.

2. Выбор тематических картинок «Овощи»

Воспитатель обращается  к детям с просьбой помочь ему: «Вы купили в магазине то, что вам понравилось, а теперь помогите мне. Я хочу купить овощи, но не могу найти  их среди других вещей (картинок). Помогите мне отобрать овощи.

3. «Закрепление понятия овощи» Воспитатель благодарит детей за помощь. Выкладывает все картинки в ряд и еще раз констатирует «Овощи – это то, что растет в огороде».

2) Дидактическая игра «Животные и их детеныши»

Цель: Закрепить знания о домашних животных. Побуждать к диалогу по поводу изображенного на картинке. Развивать операции сравнения и обобщения в понимаемой речи.

Материал: Картинки из серии «Домашние животные». Картинки из серии «Животные и их детеныши»

Ход игры:

1.Воспитатель показывает детям знакомые им картинки и спрашивает, какие животные на них изображены. Дети узнают и называют их; если дети затрудняются, напоминает сам названия животных.

2.Воспитатель поочередно показывает картины (среднего размера), на которых изображены взрослые животные и их детеныши. Посмотрите, кто же на картинке нарисован? Правильно, собака, а кто рядом с нею? Это ее детеныш – щенок. Кто же это? Повторите: собака со щенком. Аналогично рассматриваются и другие картины.

Педагог дает картинки детям, организует их рассматривание и обсуждение того, что они видят. Отмечаются особенности детенышей.

3. Упражнение «Подбери пару»

Цель: Развивать логическое мышление, учить классифицировать предметы по различным основаниям.

Материал: чайник, шапка, лист бумаги, чашка, шарф, карандаш.

Ход:

 На столе перед детьми лежат 6 предметов. Педагог просит подумать и для каждого предмета найти пару. Например, просит найти пару к чайнику. Ребенок берет чашку и говорит: «В чашку наливают чай из чайника». Если ребенок затрудняется с ответом, ему помогают другие дети или педагог.

2-4года

3-4 года

2-4 года

2г 6 мес до 3 года 6 мес

2 до 2 лет 6 месяцев

3-4 года

Издательство «Корифей»

Л.Н. Павлова

Издательство «Корифей»

Л.Н.Павлова

Издательство «Корифей»

Л.Н. Павлова

Издательство «Корифей»

Л.Н. Павлова

Издательство «Корифей»

Л.Н. Павлова

Издательство «Корифей»

Л.Н. Павлова

Источник

Игры на развитие внимания у детей 1-3 лет

Цель: развитие зрительного и слухового внимания.

«Зайчик и белочка»

Оборудование и материалы: картинки (по 4—5 штук) с изображениями морковок и орехов, две игрушки — зайчик и белочка.

Описание игры. Показать ребенку игрушки, затем посадить их в разных углах комнаты и напомнить, что зайчики любят морковку, а белочки — орешки. Дать ребенку «продукты» и попросить отнести зайчику все морковки, а белочке — орешки. Когда он справится с заданием, поблагодарить его от имени игрушек.

Примечание Аналогичную игру можно провести с другими персонажами.

«Кто что услышит?»

Оборудование и материалы: ширма, различные звучащие предметы (звонок, молоточек, трещотка с камушками или горохом, труба, звонок, бубен и т.д.).

Описание игры. За ширмой постучать молоточком, позвенеть в звонок, постучать в бубен и т.д. и предложить ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть четкими, чтобы ребенок легко мог их угадать.

«Угадай, что надо делать»

Оборудование и материалы: бубен, два флажка.

Описание игры. Дать ребенку по флажку в каждую руку и предложить слушать бубен. Если бубен звенит громко, ребенок должен поднять флажки вверх и помахать ими, если бубен звучит тихо — опустить флажки. Чередовать громкое и тихое звучания бубна не более 4-х раз, чтобы ребенок мог легко выполнить упражнение.

Примечание. Следить за правильной осанкой ребенка и точным выполнением движений.

«Солнце или дождик?»

Оборудование и материалы: бубен, картинки с изображением прогулки детей на ярком солнце и при дожде (дети бегут под навес).

Описание игры. Сказать ребенку: «Сейчас мы с тобой пойдем на прогулку. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит и когда я стучу в него».

Повторить игру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза.

«Вещи на столе»

Оборудование и материалы: разнообразные предметы (игрушки, книги и т. п.).

Описание игры. Разложить на столе или на ковре несколько предметов. Предложить ребенку внимательно посмотреть и постараться запомнить, в каком порядке они лежат. Затем смешать предметы и попросить ребенка разложить все как было.

«Угадай, на чем играю?»

Оборудование и материалы: музыкальные игрушки (барабан, гармоника, бубен, органчик, дудочка и др.).

Описание игры. Показать ребенку поочередно музыкальные инструменты и спросить, как они называются. Если ребенок затрудняется ответить, нужно назвать инструменты и познакомить с их звучанием. Убедившись, что ребенок усвоил названия инструментов и запомнил их звучание, убрать их за ширму. Повторить игру на разных инструментах уже за ширмой. Попросить ребенка по звуку угадать, «чья песенка слышна». Если он легко справляется с заданием, его можно усложнить.

«Кто в домике живет?»

Оборудование и материалы: бумажные или картонные разноцветные домики (желтый, красный, синий, зеленый), 16 карточек с изображениями, соответствующими каждому цвету (по 4 предмета на каждый: например, желтый цыпленок, красный помидор, синий колокольчик, зеленый листок).

Описание игры. Положить перед ребенком два домика, например красный и желтый, и все карточки, соответствующие красному и желтому цветам. Предложить: «Давай назовем каждый предмет, его цвет и покажем домик, в котором он будет жить». С каждым новым заходом число домиков и, соответственно, карточек можно увеличивать.

«Делаем коллаж»

Оборудование и материалы: лист бумаги, клей, вырезанные из цветной бумаги картинки, сухие головки цветов, ленточки и т. п.

Описание игры. Сначала нужно продемонстрировать, как увлекательно делать коллаж. Прежде чем приклеивать картинки и цветы, красиво разложить их на бумаге. Показать разные варианты оформления. Предложить ребенку попробовать изготовить коллаж самостоятельно.

«Мини-пазл»

Оборудование и материалы: крупная картинка из журнала.

Описание игры. Дать ребенку картинку, чтобы он ее рассмотрел и запомнил. Затем разрезать на две части. Предложить ребенку собрать картинку заново. Если он успешно справляется, игру можно усложнять, используя две и более картинок: разрезать их пополам, перемешать и попросить ребенка собрать верно.

«Лото»

Оборудование и материалы: большая карта с изображениями знакомых ребенку предметов (посуда, одежда, игрушки), маленькие карточки с изображениями тех же предметов.

Описание игры. Предложить ребенку рассмотреть большую карту с изображениями предметов. Затем показать маленькую карточку и спросить: «Что здесь нарисовано? Правильно, грибок. А где здесь нарисован грибок? (Показать на большую карту.) Правильно, положи карточку на эту картинку». Затем показать следующую картинку и спросить: «А куда положим эту картинку?» (И т.д.)

Постепенно число больших карт и соответствующих картинок можно увеличить.

Автор: Coляник Евгения Николаевна

Рекомендуем посмотреть:

Игры, песенки, упражнения для младших дошкольников «Игралочка»

Сюжетно-ролевая игра в раннем дошкольном возрасте

Развивающие игры для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека

Игры на развитие памяти и внимания у детей 4-5 лет

Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Накормим куклу обедом»

Источник

Мария Пронина (Береда)
Развитие внимания, мышления, речи, памяти у детей младшего дошкольного возраста с помощью игр

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ,РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ, ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЙ у детей младшего дошкольного возраста путем реализации игры.

Игра — это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности ребенка.

Психическое развитие дошкольника происходит в игре и в продуктивных видах деятельности, в которых формируются элементы учебной и трудовой деятельности. Как верно заметил Рубинштейн: «Игра – практика развития». Так, ей (игре) принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Познавательные процессы – это психические процессы, в ходе которых с помощью обработки информации создается представление о действительности.

1. ВОСПРИЯТИЕ – ведущий познавательный процесс дошкольного возраста. Восприятие ребенка тесно связано с игрой. В игре он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес, активно познает воспринятую информацию. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Учить детей различать предметы на ощупь.

Формировать умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус.

Учить соотносить предметы по величине.

Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.

Формировать умение составлять из частей целое.

Различать основные признаки разных времен года.

Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, сверху, внизу, перед, за, между, рядом.

Формирование сенсорных эталонов формы.

Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.

Игры для развития восприятия :

«Чей контур?»

Развивающая игра «Кто или что, где находится?» (в разных частях картинки находятся предметы окружающего мира или животные. Ребенку дается вопрос : «Кто,что находится по середине, в правом углу картинки»)

2. ВНИМАНИЕ – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Рекомендации по развитию внимания у детей дошкольников:

Часто менять формы деятельности.

Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное.

Учить ребенка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.

Учить детей управлять вниманием в соответствии с целью.

Создавать средства – стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.

Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

Игры и упражнения способствующие развитию внимания:

1. “Да и нет не говорите. Белого и черного не носите”.

2. Игры – головоломки, загадки

3. “Найди отличия”.

4. “Найди два одинаковых предмета”.

5. “Будь внимателен” (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).

6. “Волшебное слово” (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: “Пожалуйста!”).

7. “Угадай,что пропало”, (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).

8. “Назови, что ты видишь” (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).

3. ПАМЯТЬ. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок 3-4 лет легче запоминает то,что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик.

Рекомендации по развитию памяти (данные методы не требуют специальной подготовки.):

Развивать у ребенка умения произвольно вызывать необходимые воспоминания.

Обучение культуре запоминания.

Учить ребенка вспоминать последовательность событий.

Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.

Учить детей использовать образ как средство развития произвольной памяти.

Учить детей повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства.

Игры и упражнения способствующие развитию внимания:

«Игра в слова». Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить:

слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

ПОВТОРИ!

Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? (Ребенок может назвать много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но нужно подвести его к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»).

Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.

«Я положил в мешок». Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут…» (порядок тот же).

4. Речь. Ранний возраст – наиболее важный в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. Именно в этом возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Для ребенка в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди и задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов и научить произносить звуки.

Рекомендации по развитию речи дошкольника.

Проводить с детьми артикуляционную гимнастику, включая такие упражнения как: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Надуй шарик», «Кошечка лакает молоко», «Вкусное варенье», «Лошадка».

Использовать игры для развития воздушной струи: поддувание предметов, сдувание предметов с поверхности и т. д.

Развивать слуховое внимание и речевой слух. («Узнай по звуку», «Воспроизведение ритма», «Где позвонили?», «Громко или тихо», «Кто внимательный?» и т. д.)

Обогащать пассивный и активный словарный запас: учить называть предметы ближайшего окружения;

Знакомить со значением слов, обозначающих: основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный); форму предметов (круглый, квадратный, овальный); параметры величины (большой, маленький; широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий); различные качества (горячий, холодный; мокрый, сухой; чистый, грязный);

Обозначать словами свои и чужие действия.

Игры и упражнения, способствующие развитию речи:

«Скажи какой» (учить выделять и называть признаки предмета);

«Чей голос?» (учить различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша);

“Один — много” (один кот,много- котов и т. д)

“Какой суп, если он из гороха?- Ответ: гороховый и т. д.

“Кто больше увидит и назовет”(выделять и обозначать словом внешние признаки предмета);

“Что напутал Буратино?” (учить находить ошибки в описании и исправлять их);

“Исправь ошибку” (учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их).

Пальчиковые игры («Это пальчик дедушка.», «Мы делили апельсин.», «1,2,3,4, мы с тобой снежок слепили.» и т. д.)

5. Мышление. МЫШЛЕНИЕ высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания.

Рекомендации для работы с детьми по развитию мышления:

Развитие умственной способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельностью.

Составлять группу из отдельных предметов.

Учить выделять предметы по назначению, по характерным признакам.

Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.

Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

Учить сравнивать предметы.

Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

Развивать быстроту мышления через дидактические игры.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

“Разложи картинки” (учить учитывать последовательность событий).

«Доскажи словечко” (учить заканчивать слово по начальному слогу).

“Найди лишний предмет”, “Найди в ряду лишнюю фигуру” (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).

«Творческий подход” (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).

“Антонимы” (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: “тяжелый – легкий”, “сильный -слабый”, “легкий – тяжелый и др.).

“Уникуб”, “Лото”. “Домино”, пазлы, конструкторы.

Загадки.

Источник