Игры для развития у ребенка сочувствия

Картотека игр и упражнений

на развитие эмпатии

у детей дошкольного возраста.

Задачи:

-формировать умения различать и называть различные эмоции;

-формировать способности понимать и активно выражать переживание других людей;

-формировать умения различать понятия «добро» и «зло»;

-развивать потребности в самоутверждении на основе воспитания таких качеств, как доброжелательность, чуткость, сочувствие, тактичность;

-знакомить со способами выражения эмоций в игре;

-развивать стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;

-воспитывать гуманное отношение к родным, близким, сверстникам, животным;

-воспитывать уважение и терпимость к другим людям.

1. Ритуал приветствия «Солнышко»

Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова.

Ход игры:

Дети встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.

Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.

Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет.

А со светом к нам приходит

Дружба – солнечный привет.

Солнышко, солнышко, в небе свети!

(дети тянутся руками верх, встают на ноги)

Яркие лучики нам протяни.

(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Ручки мы вложим

(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли.

(Кружатся парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок

(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем дружно в кружок

(образовывают круг)

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко снами по кругу идет.

(Идут по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки,

(хлопают в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки.

(Идут быстрым шагом)

Солнышко скрылось, ушло на покой

(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

Мы же на место сядем с тобой

(тихо, спокойно садятся на свои места)

2. Игра «Утреннее приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, развитие навыков общения, привитие навыка приветствия каждого ребенка в группе.

Ход игры:

Дети и взрослый встают в круг. Все берутся за руки. Взрослый, обращая взгляд поочередно к каждому, говорит: «Все мы проснулись и собрались вместе. И Толя здесь… И Саша здесь…» Все дети повторяют за взрослым. Взрослый вместе с детьми приветствуют друг друга: «Здравствуй, Толя! Здравствуй, Саша!.. Здравствуй, солнце!» Затем педагог оглядывает каждого ребенка и говорит: «Все здесь!» Дети повторяют хором: «Все здесь!» и крепко пожимают друг другу руки (или обнимают друг друга).

3. Игра «Сделай как Я»

Цель: создание оптимальных условий для физического контакта, обмена эмоциями; способствовать становлению положительного отношения к сверстнику.

Ход игры:

Воспитатель говорит малышу: «Я взяла Никиту за руку. Посмотри. Сделай как я» Добивается, чтобы ребенок повторил просьбу, делая акцент на то, что это Никита. Или: «Я обнимаю Алешу, он хороший. Сделай как я». «Я дала машинку Коле. Сделай как я» и т.д.

4. «Мое настроение»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.

Ход игры: Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.

Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

5. «Передай улыбку по кругу»

Цель: выполнение группового правила, обмен переживаниями.

Ход игры:

участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу.

6. «Проснись!»

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, стимулирование эмпатии.

Ход игры:

Воспитатель. Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты – моя мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать (Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся» может потянуться протереть глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями.).

Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: «Проснись, моё солнышко!» и т.д.

7. «Лягушки»

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, стимулирование эмпатии

Ход игры:

а) Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, лягушки довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу её на травку.) Покажите, как вы будете это делать.

Б) Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят,

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Надо добиваться не только развития мелкой моторики рук, но и выражения эмоционального состояния персонажей.

8. «Иди сюда!»

Цель: отработка навыков эффективного взаимодействия, стимулирование эмпатии.

Ход игры

В гости пришёл Петушок (можно выбрать любой персонаж, используя перчаточную куклу, которую взрослый надевает на руку и управляет ей в зависимости от контекста игрового взаимодействия), но он робеет и держится от детей на расстоянии. Воспитатель предлагает ребёнку позвать гостя движением руки, чтобы тот приблизился. В случае затруднения можно подсказать жест: махнуть рукой «к себе». Объясняет, что надо сначала вытянуть руку ладонью вверх и только потом махнуть ею «к себе». Малыш пытается позвать гостя вместе со взрослым или самостоятельно, ласково приговаривая: «Иди сюда». Если жест выполняется ребёнком выразительно, мягко, Петушок приближается к нему. И наоборот, если малыш, призывая гостя к себе, не смотрит на него, не старается выполнить движение мягко, ласково, то Петушок остаётся на месте, даже отодвигается опасливо. На это воспитатель обязательно обращает внимание ребёнка и побуждает его быть более приветливым.

9. «Сижу, сижу на камушке»

Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику).

Ход игры:

Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.

Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем,

А кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

Меня сменит-переменит,

Еще приголубит?

После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.

10. «Эмоции героев»

Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.

Ход игры:

Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д.

Читайте также:  Отечественные теории развития ребенка

В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.

11. «Интонация»

Цель: развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.

Ход игры:

Ведущий вводит понятие интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой). Как вариант, можно интонационно проиграть и обсудить диалог сказочных героев.

12. «Рисование»

Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

Ход игры:

Детям дается задание – «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите каким-нибудь волшебным средством понимания». Рисование проводится под тихую, спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. В качестве жюри можно пригласить детей из другой группы. Победителю вручается картонная медаль-смайлик.

13. «Как ты себя чувствуешь?»

Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Упражнение выполняется по кругу.

Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.

Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

14. «Волшебные средства понимания»

Вводная беседа.

Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

– Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?

– Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).

– Почему эти средства понимания мы можем назвать “волшебными”?

– Можем ли мы с вами применять эти “волшебные” средства, когда?

15. «Лица»

Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

Ход игры:

Педагог вывешивает на доске различные картинки, маски:

-радость,- удивление,- интерес,

– гнев, злость, -страх,- стыд,

– презрение, -отвращение,

Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

16. «Маски»

Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Ход игры:

Каждому из участников дается задание – выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление… Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

17. «Ролевое проигрывание ситуаций»

Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение “волшебных ” средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Ход игры:

Воспользовавшись “волшебными” средствами понимания, дети должны помочь:

1) плачущему ребенку, он потерял мячик;

2) мама пришла с работы, она очень устала;

3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;

4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;

5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию… Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

18. «Рисование»

Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

Ход игры:

Детям дается задание: «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания».

Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.

Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю вручается грамота.

19. «Сделаем по кругу друг другу подарок»

Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения

другого, развитие эмпатии.

Ход игры:

Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: “Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен.” Подарок можно описать словами или показать жестами.

20. «Игрушка»

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Ход игры:

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары – обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней.

Важно: при выполнении этого упражнения ребенку – хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую. Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

21. «Настроение»

Цель: умение описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления.

Ход игры:

Создается «цветопись» настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую ромашку. Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения.

22. «Школа улыбок»

Цель: развитие эмпатии, навыков культурного общения, чувствования настроения собеседника.

Вводная беседа:

– Когда люди улыбаются?

– Какие бывают улыбки?

– Попробуйте их показать.

Дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне…

– Нарисуйте улыбающегося человека.

– Улыбающийся человек, какой он?

1 этап: Объявляется конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя (в дальнейшем набор эмоций можно расширить). Настроение изображается с помощью мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим состоянием Если задание выполняется с трудом, то можно связать его с ситуацией из конкретного жизненного опыта детей: “Вспомни себя, когда ты радовался, когда у тебя произошло какое-то неприятное событие и т.д.”

Если дети начинают копировать движения друг у друга, то задание можно проделать с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда выражение нужного состояния будет найдено.

2 этап: Работа в парах. Отбираются несколько базовых эмоций, например, испуг, удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три показывают одно и то же состояние не сговариваясь. Важно как можно лучше научиться чувствовать друг друга. Удачно, когда выбор состояния в паре совпадают 2-3 раза подряд.

3 этап: Разрабатывается единый; всеобщий знак для изображения основных эмоций, например, страха, горя, радости…

На этом этапе важна работа по обсуждению видимых признаков, выражающих определенное состояние.

23. Игра «Постарайся отгадать»

Цель: Развитие эмпатии, тактильного восприятия, развитие речи, развитие навыков общения, сплочение группы.

Ход игры:

Все дети сидят на ковре. Один ребенок – водящий – поворачивается к ним спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спинки, гладят его и говорят: Раз, два, три, четыре, пять, Постарайся отгадать. Я с тобою рядом тут. Скажи, как меня зовут. Водящий пытается отгадать, кто его погладил. Если водящий никак не может отгадать правильно, он поворачивается лицом к играющим, и ему показывают, кто его погладил а он просто пытается вспомнить и назвать имя этого ребенка.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка в онтогенезе

Примечание: Модификацией этой игры является игра «Это Я. Узнай меня». Дети также сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди поглаживают его по спине и говорят: «Это Я Узнай меня». Воспитатель помогает ребенку угадать, называя по очереди имена всех детей. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.

24. «Комплименты»

Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

Ход игры:

Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

25.«Доброе слово»

Цель: развивать умение выражать свое отношение, чувство к сверстникам.

Ход игры:

Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе.

Тот, кто говорит, смотрит в глаза тому, о ком говорит.

Источник

ГБОУ Оренбургский санаторный Дом детства

Психологические игры для развития сочувствия у детей

Подготовила и провела педагог-психолог Агеева И.С.

г. Оренбург

Скульптор

(с 8 лет)

Цели: Сочувствие возможно только тогда, когда мы знаем и можем различать свои собственные чувства. Только тогда мы можем уловить то или иное чувство, испытываемое другими. Поэтому очень важно помогать детям (все время по-разному) выявлять и обозначать словами различные свои чувства, говорить о своих чувствах с другими и иногда заниматься анализом испытываемых чувств.

В этой игре дети старшего возраста получат возможность научиться выражать свои чувства невербальным языком – мимикой и пантомимикой. Сначала вы должны будете проработать предложенные здесь чувства; потом дети смогут и самостоятельно предлагать свои варианты. Главное – научиться отделять то, что часто путают – подлинное чувство от минутного настроения.

Это игра замечательно подходит для творческой паузы, например, после долгой умственной работы.

Инструкция: Разойдитесь свободно по комнате, кто куда хочет. Я хотела бы поиграть с вами в игру, которая называется “Скульптор”. Я буду вам называть чувство, а ваша задача – изобразить его своим телом. Давайте сначала попробуем изобразить любопытство. Начнем с лица. Какое у вас бывает лицо, когда что-то будит в вас любопытство? Что происходит с вашим лбом? Видели ли вы, как человек, которого что-то заинтересовало, чуть-чуть приоткрывает рот? А что происходит с вашими руками? Как вы держите голову? А ноги? Не хотели бы вы приподняться? У вас минута времени для того, чтобы изобразить любопытство (своим лицом и телом). Потом я обойду вас всех, чтобы рассмотреть все интересные фигуры.

Вы можете помочь отдельным детям найти подходящие экспрессивные жесты, например, Вы можете подсказать: “Покажи мне, что твои руки любопытные” и т.д.

Теперь перейдем к следующему чувству. Расслабьтесь, встряхните руками и ногами. Теперь покажите мне очень усталого человека. Выразите всем телом усталость. Сделайте усталое лицо, усталые руки, ноги, усталую голову. Учтите, что “статуя” не обязательно должна стоять, она может также сидеть или лежать.

Потом дайте детям подобным образом выразить несколько обычных повседневных чувств, используя все главные части тела. Постепенно дети ухватят метод и заметят, что чувство можно выражать очень многими частями своего тела.

Основные чувства, которые Вы можете предложить – радость, ярость, страх, нежность. Если у Вас сложилось впечатление, что дети поняли идею игры, то можно детям самим назвать чувства, которые им хотелось бы изобразить.

А этот вариант игры Вы можете попытаться провести и с восьмилетними детьми…

Разойдитесь по четверкам, встаньте так, чтобы вы могли видеть друг друга. Я хочу, чтобы вы изобразили, как могут меняться чувства. У вас есть минута времени, чтобы попробовать показать такие изменения. Например, сначала вы показываете, что вы устали, а затем усталость покидает ваше тело, и вы выглядите все бодрее и бодрее. (1 минута).

Здесь тоже сначала сами предложите варианты. Очень хороши следующие переходы: любовь – ненависть, скука – интерес, подобострастие – властность, навязчивость – сдержанность и т.п. Когда дети поймут идею, они могут сами, посовещавшись, предложить подобные полярности.

Многоликость чувств

(с 10 лет)

Цели: Очень важно, чтобы дети как можно раньше научились понимать свое окружение. Ведь чувства выражаются преимущественно не впрямую – словами, а опосредствованно – лицом, позой, движением, голосом. Когда дети научатся распознавать чувства другого, им будет легче идентифицировать себя с другой личностью. В этой игре дети учатся замечать чувства другого человека и связывать эти наблюдения с собственными переживаниями.

Материалы: Каждому ребенку понадобится иллюстрированный журнал, бумага для рисования, клейкая лента и карандаши.

Инструкция: Сегодня мы посмотрим, как можно выразить свои чувства с помощью лица и тела. Пролистайте журнал и найдите картинку, изображающую человека, который вас заинтересует. Вырежьте ее и приклейте на бумагу. (10 минут.)

Теперь внимательно изучите картинку и рассмотрите лицо человека. Каким образом это лицо выражает грусть или радость, любопытство или скуку? Затем рассмотрите позу человека: как он держит голову, что он делает со своими руками, ногами, всем телом? И что он этим выражает? Напишите рядом с картинкой, какое чувство испытывает изображенный на ней человек. (10 минут.)

Выберите теперь сами какое-нибудь чувство, которое вам интересно, нарисуйте человека, испытывающего это чувство. Вы можете найти себе образец или придумать что-нибудь сами. Не страшно, если ваша картинка не очень красива; главное, чтобы было показано, как лицом и телом выражается это чувство. (5 минут.)

Подумайте, пожалуйста, что вы ощущаете, когда испытываете это чувство:

– как изменяется ваше лицо?

– как вы дышите?

– в каком состоянии находятся ваши мышцы?

– что вы ощущаете в теле?

– какие движения вы делаете при этом?

– какие мысли или образы приходят вам в голову, когда вами овладевает это чувство?

– что вам больше всего хочется сделать, когда вы испытываете это чувство?

Опишите, как вы справляетесь с этим чувством. (10 минут.)

Теперь приклейте это описание под вашу картинку. Разойдитесь по тройкам и покажите друг другу свою работу. Спросите, что переживают другие, когда испытывают выбранное вами чувство. (10 минут.)

Составьте затем из всех эскизов с текстами небольшой альбом. Дайте детям при случае рассмотреть все картинки. (5 минут.)

Анализ упражнения:

– Легко ли тебе заметить чувства другого человека?

– На что ты обращаешь особенное внимание – на звуки голоса, на движение, на выражение лица?

– Про кого из детей в классе ты можешь сказать, что тебе легко понимать, какое чувство он испытывает?

Читайте также:  Первые недели развития ребенка в утробе матери

– Про каких детей ты можешь сказать, что тебе сложно угадать, какое чувство они испытывают?

– Насколько хорошо ты можешь оценить чувства учителя?

– Хорошо ли другие люди понимают твои чувства?

– Какие чувства тобой владеют, когда ты испытываешь желание помочь другим людям?

– Какие чувства тобой владеют, когда ты испытываешь желание уйти?

– Какие чувства тебе чужды или неприятны?

– Веришь ли ты, что животные (например, собаки) могут понимать чувства человека?

– Почему люди так часто скрывают свои чувства?

Забота о животном.

(с 6 лет)

Цели: В этой игре у детей есть возможность идентифицироваться с существующим или воображаемым домашним животным, о котором они должны заботиться. Такое вхождение в жизнь иного существа развивает у детей способность к сочувствию.

Инструкция: Думали ли вы когда-нибудь о том, что для вас в жизни самое необходимое? А как вы думаете, что необходимо для жизни растению? А что – животному?

Мы все нуждаемся друг в друге. Все, что живет, нуждается в каких-то веществах или живых существах. Растениям нужна земля, чтобы они могли питаться. Яблоне нужны пчелы, чтобы опылить цветы. Нам нужен воздух, чтобы мы могли дышать… Назовите мне еще вещи, которые необходимы вам для чего-нибудь.

Теперь давайте подумаем, как наши домашние животные нуждаются в нас. Кто из вас заботится о домашних животных? Сейчас я хотела бы вам предложить одну воображаемую игру. Представьте себе, что в вас нуждается собака, кошка, птичка или хомячок.

Сядьте поудобней, закройте глаза и глубоко вздохните три раза…

Теперь представь себе, что ты больше не ребенок, а какое-нибудь твое собственное домашнее животное. Если у тебя нет дома животного, то представь себе то, которое ты охотно завел бы… Представь себе, какое оно на ощупь – собака… или кошка… или другой домашний зверек, который живет в вашем доме… Представь себе, что ты и есть этот зверек. Вот ты обходишь свой дом или клетку. Представь, каково это – сидеть в клетке в жаркий день, когда мех и так теплый. Как ты себя чувствуешь, когда у тебя жажда? Ты с удовольствием попил бы воды? Иди к своей миске. Есть там вода? Кто ее налил для тебя? А корм на месте? Кто тебя кормит, когда ты голоден? Наконец, кто-то пришел, чтобы тебя покормить. Ты нуждаешься в человеке, который дает тебе еду. Ты не можешь себе сам найти пропитание и воду. Ты не можешь сам открыть кран или холодильник. Как домашнему животному тебе нужен и сам по себе человек – чтобы играть с ним, чтобы он тебя погладил и приласкал, чтобы он с тобой поговорил, погулял или выпустил из клетки… (30 секунд.)

Теперь подумай о том, что ты как домашнее животное делаешь для человека, который о тебе заботится. Как ты показываешь ему, что ты его любишь? Приглашаешь его поиграть? Мурлыкаешь ему прекрасные песни? Даешь ему себя потискать и погладить? Ты хороший друг?

А теперь ты снова ребенок, ты здесь… Возвращайся назад, потянись немного. Открывай глаза и будь снова здесь, бодрый и свежий. Давайте теперь поговорим о том, как мы нуждаемся в наших домашних животных, а они – в нас.

Анализ упражнения:

– Веришь ли ты, что животные испытывают чувства?

– Почему люди ответственны за животных?

– Есть ли у вас домашнее животное, и кто за ним ухаживает?

– Ты хотел бы иметь дома животное?

– Что дают животные человеку?

– Что даешь ты пожилому человеку… своему другу… просто ребенку, такому как ты?

– Почему люди раньше, а порой и сейчас, верили, что некоторые животные священны?

Благодарность

(с 9 лет)

Цели: Можно сказать, что сочувствие – другая сторона благодарности. Ребенку, который чувствует себя одиноким и лишенным заботы и внимания, достаточно трудно испытывать или высказывать сочувствие другим. Поэтому мы в этой игре обратим внимание детей на всех тех, кто в жизни относится к ним с сочувствием и заботой. Мы предложим детям всю их благодарность выразить в едином “благодарственном письме”.

Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку.

Инструкция: Пожалуйста, подумай о человеке, который тебе помогает, делает для тебя то, что важнее всего для тебя, кто понимает тебя. Подумай обо всех этих взрослых и детях и сделай маленькую зарисовку, в которой будут все эти люди. Нарисуй в середине листа кружок и напиши там свое имя. Потом нарисуй другие кружки и впиши имена людей, о которых ты подумал. Соедини свой кружок с этими кружками линиями. Напиши под каждым кругом, что этот человек для тебя сделал… Теперь напиши каждому из них по предложению, в котором ты его благодаришь…

Возьми новый лист бумаги и подумай, кого ты долгое время не благодарил. Напиши короткое письмо, в котором ты ему или ей скажешь, что ты очень рад, что он или она тебе помогают. Вырази ему (ей) словами свою благодарность…

Теперь сядьте по двое и покажите друг другу картинки и письма. Послушайте, что другие дети думают об этом.

Анализ упражнения:

– Почему очень важно, чтобы и дети, и взрослые учились выражать вслух свою благодарность?

Счастье

(с 6 лет)

Цели: Если большинство Ваших детей находятся в хорошем настроении, Вы можете провести эту игру, чтобы всем стало еще лучше и радостнее. Конечно, ни один человек не может быть счастливым постоянно, но настоящее сочувствие мы можем ожидать только от того человека, который чувствует себя счастливым – тогда у него достаточно энергии, чтобы замечать, как идут дела у других.

‘Материалы: Бумага для рисования и карандаши каждому ребенку.

Инструкция: Знаете ли вы какую-нибудь историю про счастливое животное? Знаете ли вы какого-нибудь человека, который практически всегда счастлив? Когда вы сами счастливы, что вы испытываете?

Я хочу, чтобы вы нарисовали картинку, которая покажет, что бывает, когда вы счастливы. Используйте краски и линии, формы и образы, которые выразят ваше понимание счастья…

Помогите детям рисовать символами и абстракциями.

А теперь давайте обсудим, что делает вас счастливыми. Диктуйте, я буду записывать.

Запишите слова на доске и дайте детям продолжить эту запись. Если Вы работаете со старшими детьми, которые хорошо пишут сами, то можно разложить разные листы по следующим категориям: люди, места, вещи, работа… Десятилетние могут перед этим описать что-то, что их осчастливило вчера. Они могут даже помимо этого сочинить стишок, в котором каждая строка начинается со слов: “Счастье – это…”. Строки рифмовать не надо.

Анализ упражнения:

– Почему мы не можем все время чувствовать себя счастливыми?

– Что ты делаешь, чтобы после какой-нибудь неприятности снова стать радостным?

– Когда ты испытываешь большое-большое счастье?

– Делаешь ли ты иногда что-то, что делает счастливым другого?

Источник