Игры для развития слепого ребенка
Конвертер Брайля
С помощью конвертера Брайля вы легко и просто можете конвертировать текст в азбуку Брайля.
Поддерживается несколько языков (включая числа и знаки препинания).
- Главная
- Статьи
- Игры для слабовидящих детей
Дети с нарушением зрения, как и их здоровые сверстники, любят играть в разные игры. Это способствует их гармоничному всестороннему развитию, через игру ребёнок впервые начинает познавать окружающий мир. Ниже мы расскажем, в какие игры рекомендуется играть с особенными детьми.
Правила общения во время игры
Интерес к играм у незрячих детей вызван тем, что они имеют такие же потребности в какой-либо деятельности, как и дети с нормальным зрением. Родители таких детей должны помнить об этом и постоянно заниматься с ними, учить их самообслуживанию, приобщать к труду. Важную роль в воспитательном плане играет строгое соблюдение режима дня, который необходимо устанавливать как можно раньше. Распорядок должен включать прогулку на воздухе, питание, дневной сон. Особое место следует уделять играм. Ребёнок должен играть утром, после дневного сна и вечером. Если он будет сидеть в бездействии, у него могут выработаться навязчивые и бессмысленные движения.
Игровые занятия следует выбирать исходя из возраста ребёнка. Важно, давая игрушки незрячему ребёнку или ребёнку с остаточным зрением, следовать правилу: объяснить ему, что это за игрушка, как называется, дать возможность эту игрушку хорошо ощупать руками. При этом при ощупывании ребёнок должен называть и показывать все части игрушки.
Игрушек необходимо иметь большое количество для того, чтобы ребёнок научился определять формы и по этому признаку разделять их. Полезными станут игры с песком и водой, при этом вода обязательно должна быть комнатной температуры, а песок – чистым и влажным.
Играем и развиваемся
Теперь рассмотрим подробнее игры, которые рекомендуют для детей с проблемами зрения.
Домашние игры
Угадай по звуку. Ребёнок должен определить, что делают взрослые (ставят на стол посуду, листают журнал, открывают ключом дверь, забивают гвоздь и т. д.).
Построй лесенку. Ребёнку дают набор кубиков, он должен выбрать столько, сколько ему понадобиться. Лесенка строится по принципу: сначала кладётся один кубик, рядом с ним два и т.д. Данная игра полезна для закрепления навыков счёта.
Сделай правильно. Ребёнку выдается комплект планок с просверленными в них отверстиями (от 1 до 5) и комплект планок со штырьками. Нужно планку со штырьками соединить с планкой с отверстиями. Отверстия и штырьки могут иметь различные комбинации, но важно, чтобы один предмет из одного комплекта подходил к предмету из другого. Игра заставляет ребёнка повторять упражнения до тех пор, пока он не сделает правильно, следовательно, вырабатывает у него самоконтроль.
Какая игрушка спрятана? На стол ставятся игрушки небольших размеров – солдатики, куклы, машинки. Ребёнок их все пересчитывает, затем на какое-то время отходит от стола. В этот момент из ряда убирается одна игрушка. Ребенок должен определить, который по счёту предмет спрятан ─ второй, пятый и т. д.
Стук-стук. Игра является хорошим упражнением для развития у детей слухового восприятия. Берётся широкий диск из картона, на него наподобие циферблата наклеивают маленькие кружочки в определённом количестве и в определённом порядке. Например, 1-2-3 и т.д. Кружочки должны рельефно выделяться на диске. В центре диска прикрепляется подвижная стрелка, наподобие часовой. Во время игры нужно ударять палочкой по столу. Ребёнок слушает и считает про себя удары и в зависимости от количества ударов, передвигает стрелку напротив того или иного количества рельефных кружков.
Подвижные игры на улице
Догони меня. Игра проводится вдвоем – взрослый и ребенок – на ровной площадке. Взрослый берёт в руки колокольчик и убегает от ребёнка, время от времени издавая звон колокольчиком. Ребёнок, ориентируясь на звук, должен догнать взрослого.
Горячий мяч. Игра проводится с группой детей, среди которых есть как незрячие, так и здоровые, которым завязывают глаза плотной тканью. Игроки встают в круг на расстоянии 10-20 см друг от друга. Одному из игроков дают в руки мяч с вставленным внутри колокольчиком или погремушкой, и по команде ведущего мяч с максимальной скоростью передаётся из рук в руки. Игра способствует развитию реакции и ловкости рук.
Паровозик. Игра проводится с группой детей из 5-6 человек. Берутся две гимнастические палки или гладкие рейки. Участники выстраиваются в колонну, хватом сверху берут рейки в правую и левую руки. Впереди или сзади встаёт ведущий. По его команде игроки начинают синхронные движения руками вверх-вниз, вперед-назад, обеими руками или порознь. Во время движений дети имитируют звук паровоза «чух-чух-чух». Игра способствует развитию координации движений, отработке симметричных и асимметричных движений.
Попади в мишень. Проводится с группой из четырёх и более детей. Дети выстраиваются в колонну. На линии старта стоит корзина с мячами небольшого размера. Перед броском каждого игрока ведущий издаёт кратковременные звуковые сигналы мишенью. Затем ребёнок бросает мяч в цель по памяти. При попадании в цель раздается звук, а ребёнок получает один балл. Если бросок был неудачным, следует подвести ребенка к самой мишени и дать потрогать её. После этого право броска переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто наберёт максимальное количество баллов. Игра способствует развитию слуховой памяти и меткости.
Интеллектуальные игры
Шахматы. Стандартный набор шахмат, только сверху обозначены точёными символами по системе Брайля. Чёрное и белое поля также между собой различаются по тактильной поверхности.
Шашки. Доска изготовлена из прочного пластика. Чёрные клетки для шашек для лучшей их различимости имеют углубления. Шашки могут быть круглыми или квадратными.
Кубик Рубика. На грани кубика вместо цветовой поверхности нанесены символы Брайля, соответствующие тому или иному цвету.
Источник
Примерные игры для слепых детей по развитию
остаточного зрения
Игра «Цветные крышечки
Особенности игры и её воспитательное значение. Данная игра рекомендуется для детей младшего и среднего дошкольного возраста. В этой игре дети учатся различать цветовые тона путём сравнения предметов по цвету, развивать поисковую функцию зрения. Ребята упражняются в умении ориентироваться в большом пространстве, развивают мелкую моторику рук.
Игра вызывает у детей интерес. В то же время она требует внимания, сосредоточенности и быстроты реакции от каждого участника.
Ребёнок, выполнивший задание правильно, получает удовлетворение от одобрения воспитателя, приобретает уверенность в своих возможностях. Это особенно важно для робких, неуверенных в себе детей.
Малыши играют с опорой на наглядный образец. Дети среднего дошкольного возраста запоминают свой цвет.
Игровой материал. Для игры нужны крышки от пластиковых бутылок разных цветов. Каждый цвет желательно представить в десяти экземплярах. По мере усвоения детьми основных тонов спектра постепенно можно вводить дополнительные цвета. Также необходимы пластмассовые коробочки небольших размеров (15 см ? 20 см). В дальнейшем игра может проводиться с другими предметами, например, с цветными кружочками, колечками от пирамидок, разноцветными кирпичиками и др.
Описание игры и приёмы её проведения. Игра проводится со всей группой детей в просторном помещении (в спортивном зале). Чтобы заинтересовать ребят предстоящей деятельностью, нужно предварительно показать им игровой материал. Дети рассаживаются на стульчики, а воспитатель садится напротив них с красивой коробкой и говорит, что она волшебная, потому что в ней что-то есть. Педагог открывает коробку и показывает ребятам игровой материал. Затем берёт одну крышечку, показывает её детям и просит назвать цвет. Если дети затрудняются с ответом, он помогает. Таким же образом происходит знакомство с крышечками других цветов. Особое внимание следует обратить на те цвета, которые вводятся впервые.
Воспитатель предлагает детям поиграть с цветными крышечками. Он даёт каждому ребёнку небольшую коробочку с лежащей в ней крышечкой определённого цвета и говорит, что ребёнок должен собирать в свою коробочку крышечки только этого цвета. Все остальные крышечки педагог рассыпает на полу. По сигналу воспитателя дети начинают игру. Педагог следит за процессом и помогает детям, которые затрудняются в выборе крышечки нужного цвета. Игра заканчивается, когда дети соберут все свои крышечки и вернутся на места. Воспитатель обращается к детям: «А сейчас, ребята, давайте посмотрим, все ли правильно выполнили задание?». Он проверяет коробочку у каждого ребёнка, отмечая его похвалой. Затем дети высыпают крышечки в большую коробку.
Правила игры.
1. Перед началом игры нужно внимательно посмотреть на цвет своей крышечки.
2. Собирать крышечки по одной штуке только своего цвета.
3. Играть дружно, не ссориться.
Советы воспитателю. Игру лучше проводить под музыкальное сопровождение. Музыка задаёт детям определённый темп движения. Перед следующим повторением игры достаточно напомнить детям правила и уточнить у каждого ребёнка цвет крышечки, которую он должен искать. В дальнейшем игра может усложняться в зависимости от возраста и подготовленности детей. Старшим дошкольникам тоже очень нравится эта игра, но правила нужно усложнить. Например, «кто правильно соберёт свои крышечки первым» или «собери и посчитай».
По этому же принципу построены следующие игры:
· «Разноцветные листочки»;
· «Пирамидки»;
· «Грибочки»;
· «Матрёшки».
Игра «Геометрические снежинки»
Особенности игры и её воспитательное значение. Эта игра рекомендуется для детей старшего дошкольного возраста. Основная задача игры – закреплять знания знакомых геометрических фигур, развивать умение различать, группировать и правильно называть их. Игра развивает поисковую функцию зрения, совершенствует умение ориентироваться в пространстве. Она носит соревновательный характер: «Кто соберёт быстрее?», «У кого больше?» Данная игра требует от ребёнка сосредоточенности внимания и быстроты реакции. Игра воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми, учит справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.
Игровой материал. Для игры необходимо изготовить из плотного картона снежинки размером 5-7 см в диаметре. В середине каждой снежинки наклеена из цветной бумаги оранжевого или красного цвета геометрическая фигура размером 3 см: квадрат, треугольник, круг и др. Игровой материал должен быть оконтурен. Каждую фигуру желательно представить в десяти экземплярах.
Описание игры. Игра проводится со всей группой детей в спортивном зале. Дети стоят у исходной линии. Воспитатель показывает им три снежинки с разными геометрическими фигурами и уточняет их названия. Затем каждому ребёнку педагог даёт по одной снежинки. Остальные снежинки рассыпаются на полу. По сигналу воспитателя дети начинают собирать снежинки. Каждый ищет свою геометрическую фигуру. Игра заканчивается, когда все снежинки будут собраны. Дети могут посчитать, сколько каждый из них собрал, у кого получилось больше треугольников, квадратов или кругов. Воспитатель проверяет, как каждый ребёнок справился с заданием.
Правила игры.
1. Прежде чем начать игру, необходимо внимательно посмотреть на свою «геометрическую снежинку».
2. Собирать снежинки только со своей геометрической фигурой.
3. Начинать игру по сигналу воспитателя.
4. Быть внимательным, играть дружно, не ссориться.
Советы воспитателю. Игра будет увлекательней и интересней, если использовать музыкальное сопровождение. Игру можно усложнить, добавляя к знакомым геометрическим фигурам новые.
В зависимости от сезона года, как вариант игры, можно предложить детям игру «Геометрические цветочки». Ход игры остаётся тот же, но меняется игровой материал (картонные цветочки разных цветов и оттенков), в связи с чем усложняется задача различения и узнавания формы, что повышает осознанность зрительного восприятияИгра «Геометрические снежинки»
Особенности игры и её воспитательное значение. Эта игра рекомендуется для детей старшего дошкольного возраста. Основная задача игры – закреплять знания знакомых геометрических фигур, развивать умение различать, группировать и правильно называть их. Игра развивает поисковую функцию зрения, совершенствует умение ориентироваться в пространстве. Она носит соревновательный характер: «Кто соберёт быстрее?», «У кого больше?» Данная игра требует от ребёнка сосредоточенности внимания и быстроты реакции. Игра воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми, учит справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.
Игровой материал. Для игры необходимо изготовить из плотного картона снежинки размером 5-7 см в диаметре. В середине каждой снежинки наклеена из цветной бумаги оранжевого или красного цвета геометрическая фигура размером 3 см: квадрат, треугольник, круг и др. Игровой материал должен быть оконтурен. Каждую фигуру желательно представить в десяти экземплярах.
Описание игры. Игра проводится со всей группой детей в спортивном зале. Дети стоят у исходной линии. Воспитатель показывает им три снежинки с разными геометрическими фигурами и уточняет их названия. Затем каждому ребёнку педагог даёт по одной снежинки. Остальные снежинки рассыпаются на полу. По сигналу воспитателя дети начинают собирать снежинки. Каждый ищет свою геометрическую фигуру. Игра заканчивается, когда все снежинки будут собраны. Дети могут посчитать, сколько каждый из них собрал, у кого получилось больше треугольников, квадратов или кругов. Воспитатель проверяет, как каждый ребёнок справился с заданием.
Правила игры.
1. Прежде чем начать игру, необходимо внимательно посмотреть на свою «геометрическую снежинку».
2. Собирать снежинки только со своей геометрической фигурой.
3. Начинать игру по сигналу воспитателя.
4. Быть внимательным, играть дружно, не ссориться.
Советы воспитателю. Игра будет увлекательней и интересней, если использовать музыкальное сопровождение. Игру можно усложнить, добавляя к знакомым геометрическим фигурам новые.
В зависимости от сезона года, как вариант игры, можно предложить детям игру «Геометрические цветочки». Ход игры остаётся тот же, но меняется игровой материал (картонные цветочки разных цветов и оттенков), в связи с чем усложняется задача различения и узнавания формы, что повышает осознанность зрительного восприятия
Примерные игры на развитие
слухового восприятия слепых детей
«Чем играем?»
Цель: развитие слухового восприятия, умения различать звуки.
В игре участвуют от 4 до 15 человек.
Инвентарь: предметы, издающие различные звуки: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные или металлические ложки, озвученные мячи, другие озвученные игрушки, бумага и т.д.
Инструкция. Игра проводится на поляне или игровой площадке. Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной к игрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу водящего подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки (звенеть колокольчиком, шелестеть бумагой, бить в бубен и т.д.). Водящий должен определить, каким предметом издается звук (колокольчиком, бумагой, бубном). Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продолжает водить до тех пор, пока не даст верный ответ.
Если водящий не может определить, чем вызван звук с трех попыток, играющие меняют предметы до тех пор, пока водящий не определит правильно.
Методические указания
· Водящие с остатком зрения или нормально видящие должны закрыть глаза.
· Звуки необходимо периодически менять, включая новые предметы.
· Начинать следует с самых простых звуков, хорошо знакомых игрокам, а заканчивать более сложными по силе и характеру.
· С незнакомым звуком играющих
«Горячий мяч»
Цель: развитие внимания, быстроты, двигательной реакции и ловкости рук.
Игра проводится с группой детей (около 10 человек) как с патологией зрения, так и без зрительных нарушений.
Инвентарь: озвученный мяч.
Инструкция. Дети встают в круг на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. Озвученный мяч находится в руках одного из игроков. По команде ведущего мяч с максимальной скоростью передается из рук в руки.
Методические указания
· Если в игре принимают участие слабовидящие или здоровые дети, при построении игроков в круг незрячего ребенка следует поставить рядом со слабовидящим или здоровым, объяснив им, что незрячему участнику игры мяч нужно давать прямо в руки.
· Незрячему ребенку необходимо объяснять, как держать руки наготове (ладонями вверх, мизинцы касаются друг друга, ладони раскрыты, локти прижаты к туловищу).
· Уронивший мяч выбывает из игры. Игра длится до тех пор, пока не останутся двое, которые и становятся победителями.
Примерные игры на развитие
осязательного восприятия слепых детей
Игра «Мячики и кубики»
Особенности игры и её воспитательное значение. Эта игра рекомендуется для детей младшего дошкольного возраста. В игре дети обучаются умению находить и сравнивать определённые предметы, группировать их по форме, упражняются в умении ориентироваться в пространстве. Успешному решению обучающей задачи способствует игровая ситуация. У детей возникает активный интерес к привлекательным предметам. Одобрение воспитателем личных достижений ребёнка побуждает его правильно решать задачу.
Игровой материал. Пластмассовые кубики и мячики среднего размера разных цветовых тонов. 25-30 штук каждого вида. Два контейнера или два обруча.
Описание игры. В игре участвуют дети всей группы. Перед началом игры воспитатель показывает ребятам предметы: кубик и мячик, называя их форму. Затем высыпает весь игровой материал на полу и просит малышей помочь ему рассортировать предметы по форме. Педагог ставит два контейнера на большом расстоянии друг от друга. В один кладёт мячик, а в другой кубик. Игра начинается по сигналу воспитателя. Дети подходят, берут один предмет и несут его в определённый контейнер. Игра заканчивается, когда все предметы собраны в контейнеры. Дети вместе с педагогом проверяют выполнение задания. Если задача решена верно, и предметы совпадают по форме, дети хлопают в ладоши.
Правила игры.
1. Начинать игру по сигналу воспитателя.
2. Брать только один предмет.
3. Положить предмет в определённое ему место.
4. Играть дружно, не ссориться.
Советы воспитателю. Как вариант игры можно высыпать игровой материал не по всей площадке, а сложить его в один большой обруч, который лежит в центре зала. Также можно предложить детям разобрать предметы, но не по форме, а по цвету. В среднем и старшем дошкольном возрасте данную игру можно использовать в виде эстафет.
По этому же принципу построены следующие игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста:
· «Собери свои игрушки» (ёлочки, пирамидки, матрешки);
· «Ягодки и сливы»;
· «Грибочки и шишки».
«На ощупь»
Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности.
Количество игроков – 5-10.
Инвентарь: мешок из плотной ткани, 8-10 небольших предметов разной формы.
Инструкция. В темный мешок из ткани складывается 8-10 небольших предметов: ножницы, авторучка, пробка от бутылки, наперсток, катушка ниток, ложка, теннисный шарик и т.п. Ребенок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нем лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30 секунд определит больше предметов.
Методические указания
· Ткань мешка не должна быть слишком грубой или слишком тонкой.
· Игроков следует заранее ознакомить с предметами, помещенными в мешок
Примерные игры на развитие
обоняния
«Лучший нос»
Цель: развитие обоняния.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: несколько одинаковых пакетиков с разными пахучими веществами: апельсиновыми корками, кусочками яблока, чесноком, сыром, перцем, луком (очищенным), кусочком лимона и т.п.
Инструкция. Нужно предложить детям обнюхивать один пакет за другим на небольшом расстоянии. Кто даст больше правильных ответов, тот и победил.
Методические указания. Игру можно повторять 2-3 раза.
Игровое упражнение «Поможем обезьянке».
Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное – несъедобное.
Материал: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.
Ход игры: предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.
Примерные игры на развитие
ориентировки в микро и макро просранстве
«Догони колокольчик»
Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков – 10-12.
Инвентарь: колокольчик.
Инструкция. Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.
Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.
Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.
Вариант (игра для слабовидящих и зрячих): вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак па голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратиио!».
«Золотая рыбка»
Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков – 5-20.
Начало формы
Инвентарь: два браслета или другие звучащие предметы.
Инструкция. Игровую площадку следует обозначить осязательными ориентирами. Назначается водящий – «рыбак» (он надевает на руку браслет). «Рыбак» начинает ловить «рыб». Первая пойманная «рыбка» присоединяется к «рыбаку», взяв его за руку. Образуется «невод», и они продолжают ловить «рыб» уже вдвоем. Если «рыбакам» удается догнать «рыбку» и схватить ее свободными руками так, чтобы она оказалась в неводе, «рыбка» считается пойманной. Каждый пойманный игрок присоединяется к «неводу». Последний пойманный игрок – «золотая рыбка».
Методические указания
· Нельзя ловить «разорванным неводом», то есть расцеплять руки.
· «Рыбаки» не должны хватать «рыбок» за руки или за одежду.
· «Рыбки», спасаясь от «рыбаков», могут обегать «невод» или подлезать под руки «рыбаков».
· Разорвавший «невод» считается пойманным.
· Наиболее сильные игроки стоят в неводе крайними (с браслетом на руке), более слабых игроков следует ставить в середине невода.
· Игра характеризуется большой интенсивностью, поэтому непродолжительна.
Методические указания
· Пары следует комплектовать так: незрячий – ребенок с остатком зрения; зрячий – незрячий.
· Играющим нельзя выходить за пределы площадки.
· Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т.п.).
Начало формы
· Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается непойманным.
«Где стереть?»
Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.
Количество игроков – 4-10.
Инвентарь: бумага, карандаши, старательные резинки.
Инструкция. На листе бумаги участники игры рисуют по рожице. Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности и только те фрагменты рисунка, которые назовет ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т.д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.
Методические указания. Это игра для слабовидящих и нормально видящих детей.
«Расскажи сказку»
Цель:
Учить детей ориентироваться в микро пространстве и обозначать в речи его направления.
Материал: фланелеграф, набор изображений сказочных героев.
Источник