Игры для развития речи с ребенком с умственной отсталостью
Игры на развитие речи умственно отсталых дошкольников.
Развитие делового эмоционального общения.
Игра «Позови».
Цель: формировать у детей предпосылки к деловому общению; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.
Оборудование: мяч.
Ход игры: дети сидят за столом. Педагог рассматривает с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает ему поиграть вместе с мячом – покатать его друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля с кем ты хочешь играть? Позови».
Мальчик зовет друга: «Вова иди играть».
Через некоторое время Коля садиться, теперь Вова зовет друга.
Игра «Зайка».
Цель: вызывать у детей потребность в эмоциональном общении; учить согласовывать свои действия с действиями своих товарищей; называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей.
Ход игры. Дети взявшись за руки, вместе с педагогом ходят по кругу. Один ребенок – «зайка», он сидит в кругу на стуле – «спит». Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной,
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
На слова «зайка, зайка, попляши…» дети останавливаются и хлопают в ладоши.
«Зайка» встает и выбирает на свою роль другого ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.
Игра «Чего не хватает».
Цель: продолжать учить деловому общению, обращаться к взрослому; учитывая определенный уровень развития речи детей, вводить выражение «дайте, пожалуйста», благодарить за оказанную помощь (спасибо) или допускать употребление указательного жеста.
Оборудование: из картона выполнены отдельно части предметов: машина (кузов, кабина, два колеса), дом (два этажа, окна, двери, крыша), паровоз (корпус, труба, три колеса и д.т).
Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог раздает конверты с набором частей предметов – каждому ребенку один предмет.
Во всех конвертах не хватает по одной детали. Они находятся у педагога. Он просит детей сложить из деталей предмет. Дети складывают и обнаруживают отсутствие необходимой детали и обращаются к взрослому. Педагог объясняет, что у него есть какие-то части предметов, которые выпали из конвертов, и он не знает, кому какую дать.Каждый называет педагога по имени и отчеству и говорит: «Ольга Сергеевна, дайте мне, пожалуйста, колесо для машины» или «крышу для дома» и т.д.
Педагог раздает недостающие детали и дети завершают свое изображение.
ПОДБЕРИ ПРИЗНАК
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.
Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие?) – кожаные, белые…
Шляпа (какая?) – черная, большая…
Туфли (какие?) – осенние, красивые…
Платье (какое?) – новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая?) – белая, праздничная….
Шуба (какая?) – меховая, теплая…
НАЗОВИ ЛАСКОВО
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая – шубка тепленькая
Лиса хитрая – лисичка хитренькая
Заяц белый – зайчик беленький
Сапоги чистые – сапожки чистенькие
Ветка короткая – веточка коротенькая
Шишка длинная – шишечка длинненькая
Ворона черная – вороненок черненький
Снег белый – снежок беленький.
,
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.
Один мяч, два мяча, пять мячей.
Одна кукла, две куклы, пять кукол.
Одно облако, два облака, пять облаков.
УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.
Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).
ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Материал: текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную – поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ
Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.
Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».
БЛИЗКИЕ СЛОВА
Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.
Материал: Фишки.
Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…
Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой…
Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое…
Осенью дожди частые,… холодные, проливные…
Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые…
В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые…
Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…
ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?
Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.
Шарф (чей?) — мамин,
Шляпка (чья?) — бабушкина,
Поднос (чей?) – дедушкин,
Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.
Игра «Скажи наоборот»
Цель игры: расширять словарь антонимов.
Ход игры: у этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:
Дедушка старый, а внук…
Дерево высокое, а куст…
Дорога широкая, а тропинка…
Перо легкое, а гиря…
Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:
Пирожное сладкое, а лекарство…
Ночью темно, а днем…
У волка хвост длинный, а у зайца…
Чай горячий, а лед…
Игра «Похожие слова»
Цель игры: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Ход игры: Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Например: приятель —друг —враг;
грусть —радость —печаль;
еда —очистки —пища;
труд —завод —работа;
танец —пляска —песня;
бежать —мчаться —идти;
думать —хотеть —размышлять;
шагать —сидеть —ступать.;
Игра «Логопеду мяч бросай и…» (в зависимости от темы игры возможны варианты «Логопеду мяч бросай и животных называй (транспорт, фрукты и т.д.))Цель игры: расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память.Ход игры: Логопед называет обобщающее понятие и бросает поочередно мяч каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч логопед, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предмет. Возможет второй вариант игры, когда логопед называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
Игра «Животные и их детеныши»
Цель игры: закреплять в речи детей названия детенышей животных, закреплять навыки словообразования, развивать ловкость, память, внимание.
Ход игры: бросая мяч ребенку, логопед называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного (возможно дополнительное усложнение задания при особом кидании мяча: с ударом об пол, из-за головы и т.д.). До начала игры логопед вместе с детьми вместе говорят:
Человеческие дети
Знают всех зверей на свете.
Источник
Мария Гаврикова
Подборка игр по развитию разных компонентов речевой системы для детей с УО и ЗПР для воспитателей и специалистов
Подготовила Беляева К. А. Гаврикова М. О.
Комплекс логопедических игр для детей с УО и ЗПР
Предлагается комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений для развития речи и других ВПФ у детей дошкольного возраста с диагнозами с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
1. Развитие артикуляционной моторики.
Логопедическая игра.
1. Высунь язык и продержи на нем трубочку как можно дольше.
3. Ту же трубочку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать трубочку губами!
4. Открой рот и постарайся удержать трубочку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
5. Сделай усы! Удерживай трубочку у верхней губы с помощью кончика языка.
6. А теперь делаем усы, удерживая трубочку губами.
7.Теперь задание потруднее: трубочку нужно удержать в вертикальном положении (почти, зажав один конец между нижними зубами и языком.
2. Развитие фонематического слуха.
Для воспитателя
А). Игра «АУ».
Цель: развитие интереса к сверстникам, фонематического слуха.
Задачи: научить ребенка узнавать неречевые звуки, научить ребенка различать высоту, силу и тембр голоса на материале одинаковых звуков, различение близких по звуковому составу звуков, различение слогов, различение фонем. Количество играющих 5-6 человек.
Ход игры: один ребенок стоит в хороводе, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему «Ау» и потерявшийся должен угадать кто звал (воспитателям).
Для логопеда
Б). Игра «Поймай звук».
Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи: научить ребенка узнавать звуки речи, дифференцировать звуки, различение близких по звуковому составу звуков, различение слогов, различение фонем.
Ход: Хлопнуть в ладоши, если слышится звук «м».
М, а, п, з, ш, м ма, па, ко, су
Если слышишь [а] – хлопни, [у] – топни.
Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа. (логопедам)
Для УО
В). «Назови звук, найди звук» с предметными и сюжетными карточками.
3. Развитие речевого дыхания
Для воспитателя
Б). Игра «Лети, бабочка».
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха, активизация губных мышц.
Оборудование:2-3 яркие бумажные бабочки. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает с ними поиграть. Смотри, какие красивые разноцветные бабочки. Посмотрим умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит, дальше? (воспитателям)
3. Лексика и грамматика.
Для воспитателя
Б). Игра «Логико-малыш».
Цель: развитие логического мышления, воображения, лексики и грамматики. (логопедам)
При УО
Игра «Кто что делает?» он идет, сидит.
4. Связная речь
Для логопеда
А). Игра «Сыщики» с фонариком.
Цель: Составление связного высказывания, построение предложения с согласованием частей речи.
Я вижу…окно, ручку, белку) (воспитателям)
Этот пирожок с рыбой, с вареньем, с картошкой…
Для УО: Это ко, это бе, это мяу, это гав…
Цель: Игра на развитие связной речи, произвольной деятельности, наблюдательности, воображения, внимания.
5. Графомоторное развитие.
А). Игровизор «Воскобовича».
Цели: развитие графо моторных навыков, развитие психических функций: памяти, внимания и мышления, творческого воображения, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. (логопедам)
Цель: развить мелкую моторику и координацию руки ребенка – научить его проводить линии, выполнять, штриховку разных видов, копировать рисунки, рисовать и писать по клеточкам и на линейках.
Волшебная рыбка.
Для УО – Лабиринт тактильный.
6. Мелкая моторика.
Игры на развитие межполушарного взаимодействия
1. кольцо
2. Кулак, ребро, ладонь
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности самоконтроля, мелкой моторики, концентрации внимания
Кулак – ладонь – ребро
Покажите ребенку положение,которое должны занимать руки по команде:
• «Кулак» – кулак лежит на столе.
• «Ладонь» – ладонь лежит на столе тыльной стороной вверх.
• «Ребро» – ладонь стоит ребром на столе.
Сначала играйте одной рукой:
•команды в прямом порядке: «Кулак, ладонь, ребро, кулак, ладонь, ребро…»
• команды вразнобой, например, «Кулак, ребро, ладонь, ребро, кулак, ладонь…»
Более сложный вариант – игра обеими руками (руки должны двигаться синхронно).
7. Развитие темпа, ритма.
Для логопеда
Б). Игра «Радисты». Отстукивание ритмического рисунка, согласование движений руки и речи
БА – БО – БУ
БУ – БУ – БА
БА – БА – БО
БО – БО – БУ
В). Игра «Молоточки»
Цель: развитие темпо-ритмической стороны речи
Определение количества слогов в слове с сопряженным отстукиванием, отхлопыванием.
Источник
Игры и упражнения для развития словарного запаса у младших школьников с умственной отсталостью
Речь – это средство общения, важнейший компонент познавательной деятельности, а также регулятор поведения. Нарушение речи отрицательно влияет на всю психическую деятельность, у детей затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов.
У умственно отсталых детей слова пассивного и даже активного словаря зачастую имеют очень узкое или, напротив, слишком широкое, неточное значение. Разумеется, эти слова не могут служить средством передачи новых знаний ребенку. Не могут они также закреплять или актуализировать уже имеющиеся у ребенка знания. Над расширением и уточнением значения слов с умственно отсталыми детьми нужно проводить повседневную большую работу. Однако эти игры можно проводить с детьми лишь на определенном уровне развития речи. (Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя)
Изучением словаря учащихся занимались многие ученые: Е.И. Буцкова, Г.А.Каше, М.Е.Хватцев, З.А.Репина и другие. Словарная работа является одним из ведущих направлений в развитии речи, пополнение слов разнообразными связями происходит в процессе общения и деятельности детей. Рекомендации по формированию и обогащению словаря детей через приемы: словесная инструкция, понятная ученику, сочетание ее с наглядным материалом и т.д.
Словарь детей с легкой степенью умственной отсталости беден, ограничен, невыразителен, в нем страдают грамматическая, фонетическая, синтаксическая стороны речи. Дети испытывают серьезные затруднения при назывании детенышей животных, при построении синонимических и антонимических рядов, т.е. проблема развития словаря у детей с умственной отсталостью стоит остро.
Словарная работа складывается из нескольких направлений: Обогащение словаря – усвоение новых слов, которых дети не знали вообще, новых значений слов.
Способы толкования слов: наглядный контекстуальный, способ подстановки синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словоизменения.
Используется большее количество анализаторов для восприятия слова и прочного запоминания детьми. Каждое новое слово проводится через сознание ребенка несколько раз и в разных контекстах.
Уточнение словаря – углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений.
Активизация словаря – включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте. Это направление считается наиболее важным, поэтому задача логопеда – помочь детям овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления.
Устранение и исправление слов с ошибочным ударением и произношением.
Упражнения по расширению, уточнению и систематизации словаря
- Пробор синонимов к слову.
- Подбор антонимов к слову.
- Нахождение в тексте слов-синонимов или слов-антонимов.
- Объяснение значения слов.
- Соотнесение слова с обобщающим понятием (огурец –овощ, груша –фрукт и т.д.)
- Расширение объема обобщающего понятия. Например: «Груша –это фрукт. А какие еще вы знаете фрукты?». Ползти- это медленно двигаться. А какие вы еще знаете слова, которые обозначает движение людей или животных.»
- Придумывание нескольких глаголов к слову – существительному. Например: дождь что делает? – моросит, идет, шумит, льет и т.д.
- Подбор определений к слову – существительному ( день какой может быть? – морозный, ветреный, пасмурный и т.д.)
- К названию животного подобрать название его детёнышей или название его жилища.
- Подобрать родственные слова к слову (рука –ручка, ручная)
- К двум словам подобрать одно подходящее слово (мальчик, ручей –бежит; ветер, дождь- шумит)
- Дать характеристику предмета или живого существа.
Упражнения по формированию словоизменения
- Составление предложений по опорным словам, данным вразброс. Предлагаемые слова стоят в начальной форме.
- Вставка в предложение пропущенных слов.
- Определение правильности предложений. Детям даются предложения с правильными и неправильными формами слов. Предлагается определить, какое из предложений правильное. Например: У Маши пять цветных карандашей. – У Маши пять цветных карандашов.
- Дополнение предложения с помощью предметной картинки. Предлагается незаконченное предложение и вместо недостающего слова картинка. Следует закончить предложение, поставив название картинки в определенной форме.
- Ответы на вопросы, требующие постановки данного слова в определенном падеже.
- Игра в лото1, 2, 5,. На картинках изображено разное количество (1,2, 5). Логопед называет картинку. Дети находят ее на карточке и называют количество предметов (1 карандаш, 2карандаша, 5карандашей)
- Выполнение действий, требующих понимания различных предложных конструкций (положи линейку на парту, под парту, над партой…)
- Употребление различных предложно – падежных конструкций при выполнении действий (положи ручку в пенал, на пенал, под пенал…)
- Составление предложений с предложно – падежными конструкциями по специально подобранным картинкам (ложка в кружке, на кружке, под кружкой…)
- Ответы на вопросы по картинкам.
- Называние цвета различных предметов (красный лак, красная машина, красное платье, красные туфли и т.д.)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
«ОДИН – МНОГО»
Цель: упражнять в образовании существительных множественного числа, родительного падежа.
Логопед называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Тот должен назвать этот же предмет во множественном числе.
“У меня один стул, а тебя много…..(стульев)”
«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, развивать внимание, память.
Логопед предлагает рассмотреть картинки и закрыть глаза. В это время одна картинка убирается. дети должны угадать, какой предмет отсутствует. “нет стола, нет стула, кровати.”
«РАЗЛОЖИ ПО СВОИМ МЕСТАМ»
Цель: упражнять в употреблении существительных с предлогами, развивать слуховое внимание.
Логопед обращает внимание на беспорядок, оставленный “непослушным ветерком”, и предлагает разложить вещи по местам. “Книгу положи в шкаф, мяч – под шкаф, подушку – на кровать”
«ЧТО ОБЩЕГО? ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?»
Цель: упражнять в сравнении двух предметов.
Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть предметы мебели и назвать все отличия (сходства) между ними.
«Этот стол большой, а этот маленький. Этот стол журнальный, а этот стол кухонный.»
«ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ»
Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже.
Логопед предлагает детям отправиться на мебельную фабрику и помочь столярам собрать мебель. Дети рассматривают их и говорят, какой части не хватает
«У стола нет ножки, шкаф без ручки»
«У НАС ПОРЯДОК»
Цель: упражнять в расширении словаря, а употреблении существительных с предлогами.
Логопед предлагает разложить картинки с предметами мебели на свои места.
«Что можно положить на полку, на стол, в стол, на кровать»
МАГАЗИН «МЕБЕЛЬ»
Цель: учить составлять описательный рассказ с опорой на картинку
Логопед предлагает ребёнку купить мебель в магазине и описать, его , не называя. Продавец должен по описанию угадать, что хочет приобрести покупатель.
Я хочу купить предмет мебели. Он сделан из дерева и обит тканью коричневого цвета. У него есть спинка, подлокотники и мягкое сиденье. В нём удобно сидеть и ещё в нём можно читать книжку. Он предназначен для гостиной.
ИГРА «КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖАЕТ»
Цель: учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые окончания.
1 ВАРИАНТ:
Взрослый называет родовое понятие слова, с обобщающим значением, дети – слова, относящие к данному роду, к конкретным значением.
Ведущий: мебель.
Дети: кровать, диван, стул, стол, и т.д.
Ведущий: рыбы.
Дети: карп, карась, ёрш, горбуша и т.д.
2 ВАРИАНТ:
Взрослый называет родовые понятия, а участники – обобщающее слово.
Ведущий: огурец, редис, картофель, и т.д.
Дети: овощи.
Ведущий: яблоко, груша, апельсин, и т.д.
За каждый правильный ответ ребёнок получает фант. Кто ошибается, платит фант. Выигрывает тот, у кого больше фантов.
ИГРА «НАОБОРОТ»
Цель: обогащение словарного запаса ребёнка антонимами.
Водящий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным значением. За правильный ответ получают фишку.
Добрый – злой вежливый – грубый
аккуратный – неряшливый трудолюбивый – ленивый
внимательный – рассеянный. и т.д.
храбрец трус и т.д.
Скажу я слово «ВЫСОКО»,
А ты ответишь ….. (низко).
Скажу я слово «ДАЛЕКО»,
А ты ответишь …… (близко)
Скажу тебе я слово «ТРУС»,
Ответишь ты ……..(храбрец).
Теперь «НАЧАЛО» я скажу,
Ну, отвечай……..(конец)!
ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
Цель: учить выде6лять общий признак в словах, развивать умение обобщать.
Определите, какое слово лишнее. Назовите это слово. Выигрывает тот, у кого меньше ошибочных ответов.
Голубой, красный, спелый.
Кабачок, огурец, лимон.
Лимон, апельсин, репа.
Редис, помидор, горох.
Пасмурно, ненастно, ясно.
Бежать, лететь, рисовать.
Гусь, гусыня, гусеница.
Боль, большой, больница.
Море, морщины, морской.
Горесть, угорать, гора.
Сосна, дерево, деревянный.
ИГРА «СКАЖИ ПО – ДРУГОМУ»
Цель: обогащение словарного запаса ребёнка синонимами.
Подобрать к названому слову, близкое по значению
Хмурый -_______________ весёлый – _________________
Старый – _______________ большой – _________________
Трусливый – ____________ идти – _____________________
Бежать – _______________ разговаривать – _____________
Смеяться – _____________ плакать – __________________
ИГРА «КТО У МЕНЯ?»
Цель. Продолжать расширять и уточнять словарь детей; развивать связную речь.
Оборудование. Трафареты животных (медведь, заяц, белка, еж, коза, кошка, собака) по числу детей, конверты по числу детей.
Ход игры: надо угадать, какая фигурка лежит в конверте. Каждый должен посмотреть в свою коробку, но никому не говорить, что он там увидел. Затем надо дать описание того животного, трафарет которого спрятан в конверте, но не называть это животное, а лишь назвать его особенности, где живет, чем питается. Остальные дети должны угадать, кто это. Первым рассказывает педагог. Например: «У меня тут маленький, серенький, с длинным хвостом, с маленькими ушками, с усами, живет дома, пьет молоко, говорит «мяу». Кто это?» Дети по очереди рассказывают и о своих животных. В случае затруднения педагог задает вопросы: «Большое или маленькое животное? Какого цвета? Где живет? Что ест? Какой у него домик?» Ответы на эти вопросы и составляют тот объем представлений, который у ребенка существует за словом-названием животного.
ИГРА «ЛОВИ И НАЗОВИ»
Цель. Продолжать расширять и уточнять словарь детей; развивать связную речь.
Оборудование. Мяч.
Ход игры. Дети стоят полукругом, педагог в середине этого полукруга и предлагает поиграть: «Я буду называть одно слово, а вы будете подбирать к нему нужные слова». Например, педагог называет «шьем», бросает каждому ребенку мяч, а они поочередно называют «платье», «пальто», «кофту», «юбку», «шторы», «наволочку», «рубашку», возвращая в броске мяч.
Перечисленные выше упражнения и игры используются на тематических занятиях. Это позволяет детям отрабатывать лексический материал, упражняться в высказываниях, обогащать и активизировать словарь.
Источник