Игры для развития мелкой моторике ребенку 5 лет
, , , , . , , . , , .
1.
: , .
: , .
: , .
2.
: , .
: , ( ), .
: ().
3.
: , .
: , , .
.
: , , .
4.
: , .
: , ( , , , ), .
: .
5.
: .
: , , , (, , ).
: , , .
6.
: , .
: , .
: .
7.
: .
: (, )
: .
8.
: .
: , , , -, .
: , , .
9.
: .
: , ; , , .
: .
:
:
6-7
2
36 15 30 2015
: : 2043 (29 2015) : 38829 : : |
: , , ,
(14)
#29 2015 19:58 +3 | ||
|
#29 2015 22:37 +1 | ||
|
#30 2015 21:05 +2 | ||
|
#30 2015 21:49 +2 | ||
|
#4 2015 12:35 +2 | ||
|
#4 2015 18:58 +2 | ||
|
#9 2015 22:20 +1 | ||
|
#21 2015 10:44 0 | ||
|
#24 2015 23:29 +4 | ||
|
#30 2015 20:38 +2 | ||
|
#28 2016 22:20 0 | ||
|
#14 2016 07:53 0 | ||
|
#14 2016 16:11 0 | ||
|
Источник
На чтение 12 мин Просмотров 2.1к. Опубликовано 29.11.2019 Обновлено 18.05.2020
Игры на развитие мелкой моторики у детей. Как работают пальцы ребенка, так работает и его мозг. Преподаватели и воспитатели отлично знают, что речевые отклонения у 80 процентов детей – следствие слабой мелкой моторики. Чтобы провести коррекцию речи ребенка, нужно работать над подвижностью и тонкой моторикой пальцев рук. Благодаря регулярным занятиям кисти рук и пальцы потеряют скованность движений, и мозг «проснется», начнет усваивать информацию, появится и речевая активность.
Игры на развитие мелкой моторики у дошкольников
Детей нужно заинтересовать. Поэтому для упражнений стоит использовать нетрадиционный материал. Это могут быть игры с песком и крупой, водой и макаронами. Вполне подойдут для занятий и пуговицы, и прищепки, и застежки, и шнуры, и бечевки, и карандаши с гранями.
Главное, чтобы пальцы ощущали форму предметов. Заинтересуют детей занятия с использованием природного материала – шишек, камешков, орехов и пр. Чтобы пальчики ребенка начали двигаться активнее, можно использовать тренажеры для самомассажа, а также аквагрунт. Хорошим вариантом будут и такие техники как «Орегано», «Нетрадиционное рисование», работа с конструктором.
Нужно ли делать прививки ребенку: читайте в нашей статье ЗДЕСЬ
Игры, развивающие мелкую моторику детей 3-4 лет
К трехлетнему возрасту ребенок, как правило, уже неплохо говорит. Если же малыш предпочитает отмалчиваться, если его речь бессвязна, а некоторые слова он по-прежнему заменяет звуками, которыми пользовался в годовалом возрасте, то речевое нарушение очевидно. Для такого ребенка нужно разработать комплекс упражнений, помогающих развить и пальцы, и речь.
Елочки
Фигурки из фетра на липучках – в данном случае елочки и шарики, а могут быть и зверята, и фрукты, и машинки – хорошая игра для маленьких детей. Перед Новым годом можно «наряжать елку». На плотный лист ткани лепится за счет липучек фигурка елки из фетра. На нее – нарядные шары. Разумеется, эти шары тоже вырезаны из ткани и имеют липкую основу. Ребенку будет интересно наряжать елку, сажать на «ветки» птиц, а зверят – на полянку у елки. Чтобы прикрепить или снять фигурку, нужно подключить и мышление, и заставить пальцы действовать.
Раз фасоль, два фасоль
Для такого возраста подходит «работа» с крупами. Пусть это будет фасоль, разноцветная, весело гремящая о бока и дно металлической банки. Для игры нужно банка с крышкой, в которой есть прорезь. В эту «копилку» опускаются фасолинки.
Для детей более младшего возраста можно придумать игру с макаронинами, которые следует просунуть в отверстия пароварки.
Рисунок из крупы
Хорошим занятие будет и рисование крупой. Для этого на плотный лист бумаги мажется клей, а сверху насыпается крупа – пшено, гречка, рис и пр. Узор сделать на листке с помощью клея поможет взрослый. Эти упражнения ребенок должен выполнять в присутствии взрослого.
Пальчиковые потешки с прищепками
Дети любят забавные стихи, которые сопровождаются движениями. Стихи, которые используются для мелкой моторики, также понравятся мальчикам и девочкам. Помимо развития моторики эти игры формируют чувство ритма, развивают слуховое восприятие. А прищепки при этом массажируют нежные пальцы:
Как правильно развивать ребенка физически пока он маленький?
Гусь крикливый
Гусь крикливый,
С длинным носом,
Шея словно знак вопроса.
Гусь идет гулять в луга
И гогочет: «Га-га-га!»
Когда произносится каждая строчка, бельевой прищепкой прищемляют фаланги пальцев той и другой руки, поочередно на каждый палец, на каждый ударный слог.
Ежик
Для этого упражнения понадобится массажный мячик.
Мячик-ежик мы возьмем (взять массажный мячик),
Покатаем и потрем (катать между ладошек).
Вверх подбросим и поймаем, (поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем (пальчиками одной руки нажать на шипы).
Пустим ежика на стол, (положить мячик на стол),
Ручкой ежика прижмем (прижать мячик)
И немножко покатаем… (катать мячик),
Потом ручку поменяем (катать другой рукой).
Развитие моторики у детей 4-5 лет
Винтик
В этом возрасте дети любят мастерить, отвинчивать и прикручивать. Поэтому им понравится тренажер «Винтик», который поможет сделать пальцы ловкими. Изобрела его педагог Ольга Шикаленко.
«Винтик» можно сделать самостоятельно, взяв деревянную панель и девять винтов с 27 закручивающимися гайками разного вида.
Дети отвинчивают и завинчивают гайки разноцветные гайки с удовольствием. Также можно на тренажер протянуть резинки, а на них прикрепить фигурки, буквы, цифры и даже плести узоры из резинок.
Бусы
Для этого упражнения подойдут макароны. Сухие макароны раскрашивают краской под присмотром взрослого и нанизывают на нить.
Бусы можно смастерить также из пуговиц, колечек, склеенных из бумажных полосок, и пр.
Раскраска
Развивать мелкую моторику помогут уроки с карандашом. Нужно научить ребенка штриховать вправо, влево, прямо, различными линиями.
Игры на развитие моторики для детей 5-6 лет
Дети становятся постарше, а значит и игры у них сложнее. К примеру, можно предложить поиграть с бумагой.
Как подготовить ребенка к школе? Что делать? Как заниматься?
Бумажки
Из бумаги складываются по образцу фигуры из бумаги: корабль, пилотка, голубь, лягушка.
Тени на стене
Такой театр непременно понравится детям. Можно придумать сказку и показать ее с помощью теней. Для этого понадобятся: стена, настольная лампа и руки.
Комнату надо сделать темной, чтобы свет от лампы падал на стену. Между светом и стеной делать движения руками, превращая пальцы то в собаку, то в деда, то в птицу, то в оленя и пр. При этом теневые персонажи можно озвучивать. Получится настоящий спектакль.
Золушка
В игре можно использовать крупы. Бедняжке Золушке хочется на бал, а мачеха велела перебрать крупу – рис и пшено. На помощь пришли мышки. Вот этими мышками и будут дети. Они должны отделить рис и пшено и разложить по разным банкам.
Буква растет
На листе бумаги – в разных концах листа – буквы. Маленькая на одной стороне, большая – на другой. Как буква выросла? Это объяснит ребенок, рисуя буквы между уже нарисованными. Буква растет постепенно, пока не станет размером с ту, что уже есть на краю листа.
Развивающие игры на моторику для детей 6-7 лет
В этом возрасте пригодятся паззлы, разрезные картинки, конструктор, мозаика, бумага. Можно играть в игры, которые предлагались и раньше – с крупой, со шнуровкой, с дорисовыванием узоров, штриховкой. Не стоит забывать про массаж пальцев и кистей. Обязательно нужно проводить игры с пластилином, соленым тестом. Аппликация – отличное занятие для развития активности пальцев. Пригодятся и другие игры.
Велосипед
На листе бумаги проводится волнистая линия. Ребенку предлагается провести по ней карандашом, не отрывая кончика.
Не знаете, что можно приготовить на стол в детский праздник? Читайте в нашей статье «ЧТО ПРИГОТОВИТЬ РЕБЕНКУ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Ладошки
Это упражнение рассчитано на выработку тактильно-кинетических ощущений. На поверхности песка поочередно взрослый и ребенок делают отпечатки. Нужно подержать руки в песке, ощутить его кожей. Можно вдавить ладони в песок. Взрослый рассказывает о своих ощущениях: «Мне нравится. Песок такой прохладный. Я чувствую, как он проходит между пальцев. Песчинки такие маленькие. А что чувствуешь ты?». Теперь ребенок делится впечатлениями. Чем младше ребенок, тем короче его рассказ. Игру нужно повторять раз за разом. Даже если сначала ребенок будет стараться повторить слова взрослого, со временем он начнет объяснять свои ощущения.
Нужно:
- Потрогать песок, провести по нему пальцами, рисуя узоры;
- «проложить» дорожку;
- Делать отпечатки ладошек, кулаков;
- Оставить отпечатки каждого пальца;
- Придумать историю по оставленным следам.
Прятки в песке
В сухой песок взрослый и ребенок опускают кисти рук, начинают ими шевелить. На песке образуется рельеф. Осторожно вытянуть руки из песка, шевеля пальцами, чтобы не повредить рельеф.
Развитие моторики у детей с ДЦП
Детский церебральный паралич – тяжелое заболевание центральной нервной системы. Нередко у ребенка нарушения не только двигательной активности, но и речи. Для этих детей очень важны занятия и игры, которые разбудят нервные окончания, отвечающие за активность рук, пальцев. Нужен также массаж, который укрепит мышечную систему, повысит тонус, поможет сократительной способности мышц.
При этом массаж можно делать:
- Зубной щеткой;
- Массажной расческой;
- Карандашом, фломастером;
- С мячиками, крупами;
- С грецким орехом.
Игры с массажером
Можно катать массажный мячик от кончиков пальцев до локтя, перекатывать между ладонями и по тыльной стороне кисти.
Пальчиковые игры
Гармошка
Упражнение без речевого сопровождения. Пальцы сходятся и расходятся.
Катушка
Ладонью нужно катать карандаш, мячик, другие предметы.
«Крапива»
У нас на клумбе всем на диво (дети тянут за указательный палец одной руки большим и указательным пальцем другой руки)
Вырос жгучий куст крапивы (меняют руки и то же самое проделывают с указательным пальцем правой руки)
Чтобы розу посадить (повторяется упражнение),
Его надо победить.
«Огонь»
Чтобы нам огонь добыть (дети трут ладонью о ладонь, повторяют четверостишие)
Трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится (выполняются разные движения пальцами).
Пластилиновые игры
С пластилином детям играть нравится. Можно мять и отщипывать, катать и давить, резать, лепить, формировать фигурки.
Бумажные игры
Замечательный материал, который можно рвать и резать, мять и складывать. При этом непослушные пальцы начинают работать. Также развивается фантазия и внимание.
Нетрадиционное рисование
Ребенку с ДЦП сложно держать кисточку пальцами, но это не должно помешать насладиться творческим процессом. Можно взять пальчиковые краски или мел, и ребенок сможет порисовать. Также можно предложить порисовать скомканной бумагой, губкой, пробкой. Такая необычная живопись заинтересует ребенка.
Пирамидки и матрешки
Играть с такими игрушками очень полезно детям с ДЦП. Надевать, снимать, вкладывать – эти движения помогают развитию мелкой моторики рук. Кроме того, идет осознание реальных размеров игрушки, знакомство с формами и цветами. Появляется тактильная чувствительность.
Развитие моторики у детей с синдромом Дауна
Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние. Дети с синдромом Дауна нередко страдают нарушениями интеллекта. При этом страдает речь, мышечный тонус слабый. Здесь необходимо применить специальную методику, причем заниматься систематически.
Надо помнить, что у детей с синдромом Дауна есть особенности:
- Вместо движения кистью они нередко используют движение плечом и предплечьем.
- Ребенку проще фиксировать запястье в нужном положении, положив кисть руки на твердую поверхность большим пальцем вверх.
- Такие дети захватывают предмет так: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные формы.
Детям с синдромом Дауна сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, поэтому сначала нужно развить кисти.
При помощи специальных упражнений можно формировать навыки мелкой моторики.
Самые простые упражнения: это массаж ладошек и пальцев, кистей рук с помощью щеток, мягких и жестких. Интересными и полезными будут упражнения по разрыванию бумаги, работа с мелкими предметами, крупой, песком. Можно предложить игры по нанизыванию бус, с тканевыми фигурами на пуговицах, которые нужно расстегнуть и застегнуть.
Понравятся театрализованные обучающие сценки с пособиями из фигурок, которые крепятся к экрану, стене и пр.
Уточки на прогулке
- Игра развивает фантазию и воображение.
- Ребенок начинает разбираться в цветах и формах.
- Он работает руками.
- Усваивает ценности: доброта, помощь.
На доску крепятся фигурки уток. Когда идет рассказ, появляются на доске новые элементы: озеро, солнышко, травка, лучики и пр.
Взрослый обращается к ребенку: «Смотри! В гости к нам пришли уточки. Они спешат на озеро поплавать. Поздоровайся, какие хорошие уточки! А где же озеро? Вот оно. А вот уточки захотели травку пощипать. Где травка? Вот она. (появляются и озеро, и травка на липучках, крепятся на доску). Уточки искупались. Им надо обсохнуть. Где же солнышко? Оно потеряло лучики! Давай поможем (крепятся лучики). Уточки рады. Они наплавались, наелись и обогрелись. Какой ты молодец!»
Волшебные пуговицы
- В этой игре пальцы начинают активно работать, в то же время ребенок учится фантазировать.
- Получает опыт интересной работы.
- Появляются усидчивость, терпение, внимательность.
Снова взрослый обращается к ребенку: «Винни-Пух идет в гости! Но у него нет шариков, которые он хотел подарить Пятачку. Поможем? Смотри сколько пуговиц, давай сделаем из них много шариков!» Пуговицы-шарики выкладываются на лист, где обозначены места – контуры для каждой пуговицы. Ребенок должен вложить пуговицу в конкур, который подходит по размеру и форме.
Помогут и другие пальчиковые игры, рисование пальчиковыми красками и лепка из пластилина. Можно придумать интересные занятия с бумагой. Делать мозаику, аппликации, коллажи.
Для укрепления запястья полезно использовать игры с мячиками, массажными и гладкими. Нужно научить ребенка катать мячик. Помогут игры с пирамидками, завинчивание-отвинчивание крышек.
Водяные бомбочки
Для развития мелкой моторики помогут игры с водой. В емкость с водой бросают пластмассовые шарики, а потом вылавливают их сачком.
Лекарство для куклы
В стакане с водой нужно размешать гуашь, которую бросают комком. Ребенок должен тщательно размешать краску ложкой.
Мелкая моторика: упражнения для детей
Музыкальные игры
Дети с синдромом Дауна любят музыку, они нередко прирожденные музыканты. Поэтому нужно использовать музыкальные инструменты, бубны, погремушки, трещотки, народные инструменты. И конечно, пианино, замечательный инструмент, помогающий развитию слуха, мелкой моторики, ритма, чувства прекрасного.
Спортивные игры
Детям будут интересные занятия с гимнастическими принадлежностями. Играть в кольцеброс, в перетягивание каната нужно, конечно, осторожно. Понравится ребенку лазать по лесенке. Можно придумать интересные игры. К примеру, в «Обезьянку», когда ребенок хватается за лестничные перекладины, страхуемый взрослым.
Великий педагог Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках пальцев». Без ловких пальчиков ребенок не сможет ничего добиться. Поэтому надо развивать детские руки. Ведь после детского сада ребенок пойдет в школу. Чтобы справляться с требованиями, которые предъявляются ученику, он должен уметь самостоятельно одеваться, уметь держать ручку и карандаш, сам складывать школьные принадлежности, быть готовым к выполнению точной работы.
Другие подвижные игры для детей дошкольного возраста вы можете посмотреть в нашей статье ЗДЕСЬ.
Если у ребенка не будет развита мелкая моторика, если его мозг не будет подготовлен к нагрузкам, ребенок не справится. Это может привести к нервным срывам и формированию комплекса неудачника. Значит нужно развивать детские пальчики в дошкольном возрасте, помогая одновременно развиваться детскому интеллекту.
Здоровья Вам и Вашим деткам! Наталья Белокопытова
Источник