Игры для развития интеллектуальной сферы ребенка

Игры на развитие произвольной и интеллектуальной сферы, мелкой моторики.
КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА
Цель: развивать умение анализировать написание цифры и буквы (знаки) и уметь “видеть” нужное. Помогает развивать устойчивость, целенаправленность и концентрацию внимания.
Инструкция: посмотрите внимательно на лист бумаги. Ваша задача – очень внимательно и быстро просматривать цифры и буквы (значки) и вычеркивать все буквы “а” и цифры “2”, которые вам встречаются.
8абвгд4жзс2атунол9стуфх7ыюяЗс2ном6абвгд2умлика л2мрст2а5и6 мн2сэстуо2лсуах7ыя.
ХЛОПОК В ЛАДОШИ
Цель: развивать способности к переключению внимания, к быстроте переключения и распределения внимания.
Инструкция: сейчас я буду называть различные слова: стол, кровать, карандаш, воробей, книга, стул, кошка, чашка и т.д.
Вы должны меня внимательно слушать и хлопать в ладоши, в тот момент, когда услышите слова, обозначающее (называющее) животное (посуду, мебель и т.п.).
Можно немного поменять задание, предложив детям встать, когда услышат слова, на которые нужно обратить внимание.
ИМЕНА
Цель: развитие произвольного внимания.
Ход: психолог называет фамилии и имена присутствующих детей путая при этом то имя, то фамилию. Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.
НАЗОВИ СОСЕДЕЙ
Цель: развитие скорости мыслительных процессов, внимания.
Ход: Дети сидят в кругу. Педагог бросает мяч ребёнку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать “соседей” данного числа, т.е. числа на один больше и на один меньше названного, после чего возвращают мяч ведущему.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РИСУНКОВ
Цель: развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, анализиро вать причинно-следственные связи между явлениями, умения определять по следовательность событий, выделять в них главное.
Оборудование: серии картинок, связанных сюжетом.
Ход: Педагог предлагает детям разложить рисунки в таком порядке, чтобы они рассказали о каком-то событии, затем необходимо составить связный рассказ по картинкам и дать ему название.
ЧЕТВЕРТЫЙ – ЛИШНИЙ
Цель: формирование операций обобщения и классификации.
Ход: ведущий называет понятия, относящиеся к одной обобщающей группе, а
одно – не относящееся к ней, и предлагает детям найти это лишнее слово.
Я – ЗНАЮ …
Цель: формирование операций обобщения и классификации.
Ход: Педагог просит ребёнка назвать 5 имён мальчиков. При этом, называя имена, ребёнок должен одной рукой бить мяч об землю. Слова ребёнка: “Я знаю пять имён мальчиков: Саша – раз, Миша – два, Серёжа – три, Алёша -четыре, Денис – пять”. Для игры следует использовать общие понятия: имена девочек, названия деревьев, страны, профессии, фрукты, овощи и т.д. Если игра организована для нескольких детей, то дети, допускающие ошибки, выбывают.
НАВЕДИ ПОРЯДОК
Цель: формирование операции обобщения и классификации. Ход: педагог дает детям карточки с изображением объектов, относящихся к различным обобщающим группам и предлагает “навести порядок” – разделить картинки на группы.
СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Цель: формирование мыслительной операции синтеза.
Ход: Педагог называет любые три слова, не связанные между собой по смыслу. Дети должны составить как можно больше предложений, в которых обязательно должны быть три слова. Примерные наборы для предъявления: Море, карандаш, медведь; улица, книга, фартук; окно, стол, дождь; девочка, птица, дерево; мяч, небо, цветок.
НАЗОВИ ПРЕДМЕТ
Цель: формирование мыслительной операции синтеза.
Ход: Педагог называет ряд признаков предмета. Детям необходимо мысленно объединить их и назвать этот предмет. Например: упругий, круглый, красный (мяч).
НАРИСУЙ КАРТИНКУ ПАЛОЧКАМИ
Цель: формирование мыслительных операций анализа и схематизации зри тельных образов.
Ход: Педагог предлагает детям изобразить фигурки животных, людей, предметов с помощью счетных палочек.
БЕРИ ОСТОРОЖНО
Цель: развитие мелкой моторики.
Оборудование: 15 спичек.
Ход: В игре принимают участие до 5 человек. Детям предлагается на спичках
провести карандашом или ручкой поперечные полосы: на 1 спичке – 5 полос; на 2 спичке – по 4 полосы; на 3 – по 3; на 4 – по 2; на 5 – по одной полосе.
Педагог собирает все спички в кулак и, приподняв его над столом, раскрывает его постепенно гак, чтобы спички упали кучкой. Каждый ребёнок по очереди берёт из кучки по 1 спичке так, чтобы остальные спички при этом не сдвинулись с места, в противном случае его очередь переходит следующему участник). Каждая полоска на взятой спичке даёт играющему одно очко. Спички можно брать только двумя пальцами, которые называет ведущий (мизинцем и безымянным: указательным и средним и т.д.).
СРИСОВЫВАНИЕ КАРТИНКИ, НАДПИСИ
Цель: развитие умения точно копировать образец, тонкой моторики руки.
Оборудование: картинки, схематически изображающие предметы.
Ход: Педагог предлагает ребёнку лист бумаги, на котором нарисована кар тинка, и карандаш: “Нарисуй на этом листе точно такую же картинку” Когда ребенок говорит об окончании работы, нужно предложить ему проверить свою работу, всё ли верно.
ДА-НЕТКА
Цель: формирование способности к классификации и объединению данных опыта в понятие; овладение умением задавать вопросы, оттачивать их формулировку, обогащается речевая практика.
Ход: Один из игроков задумывает что-то или кого-то, а другие участники игры с помощью вопросов, на которые разрешается отвечать либо “Да”, либо “Нет”, пытаются определить задуманное. Иллюстрировать игру можно с помощью стихотворения, которое взрослые читают по ролям:
- Загадала я предмет.
- Это лейка?
- Нет!
- Не линейка?
- Нет!
- Это кошка?
- Нет!
- Это мошка?
- Нет!
- Может, кнопка?
- Нет!
- Значит, пробка?
- Нет!
- Не могу найти ответ.
После прочтения можно спросить детей: “Ребята, как вы думаете, почему
предмет не смогли угадать? Как надо задавать вопросы, чтобы, не гадая и не
перебирая разные названия, угадать то, что загадано?” – и разобрать с ними
примеры правильной формулировки вопросов. Например, загадано слово
“бабушка”.
Вопрос: Ответ:
- Предмет живой? – Да.
- Это животное? – Нет.
- Это растение? – Нет.
- Это человек? – Да.
- Мужчина? – Нет.
- Живет в нашем городе? – Да.
- Живет вместе с тобой? – Да.
- Это твоя сестра? – Нет.
- Мама? – Нет.
- Бабушка? – Да.
Примечание: правила игры усложняются постепенно: оговаривается количество вопросов для получения конечного ответа; усложняется содержание – загадываемые предметы, ситуации могут наделяться противоречивыми характеристиками; “Да-нетки” придумывают сами дети.
ПИКТОГРАММЫ
Цель: развитие образной памяти, творческого мышления.
Материалы: бумага, простой карандаш.
Ход: Я вам буду говорить слова, а вы спрячьте их в рисунок так, чтобы потом их можно было найти. Постарайтесь сделать рисунки побыстрее, так как мы будем прятать много слов. Не нужно, чтобы рисунки были очень хорошими.
Надо только, чтобы они помогли вам найти те слова, которые я буду говорить, а вы прятать.
Перед тем как начать читать детям слова, можно вспомнить о том, как на дорогах спрятаны целые предложения: показать несколько дорожных знаков, спросить, что они обозначают, или рассказать, если дети не знают. Для “спрятывания” предлагается 10-12 слов и словосочетаний: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка.
ОТВЕЧАЙ
Цель: развитие произвольного внимания.
Ход: Дети, один за другим, отвечают хлопком на хлопок педагога, который постоянно меняет темп и силу ударов. Характер хлопков ребенка должен точно соответствовать заданному темпу и его постепенному изменению.
- Я как будто спрашиваю вас о чем-то, а вы отвечаете. Отвечайте мне в том же тоне и с той же силой удара, с какой я задаю вопрос.
- А теперь поспорим! Чем тише я хлопаю, тем громче отвечайте. Чем громче будет мой хлопок, тем тише должен быть ваш. Если я ухожу от спора – наступайте. Если же я наступаю – отступайте тихими хлопками.
РИСУЕМ ПОД ДИКТОВКУ
1.Откройте тетрадь. Возьмите в каждую руку по карандашу и нарисуйте два квадрата одновременно, один правой рукой, другой левой, с разных точек. После того, как вы закончили рисовать квадраты, так же с разных точек нарисуйте два круга, а затем два треугольника.
2. Возьмите в каждую руку по карандашу и нарисуйте в тетради обеими руками одновременно правой рукой солнце, а левой – месяц. Затем закройте глаза и нарисуйте, не открывая глаз, облака слева от изображенных светил.
КУЛАК-ЛАДОНЬ
Цель: развитие координации движений. Ход:
а) Левую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, правую руку выпрямить на уровне плеча, ладонь раскрыть, пальцы развести с силой. Затем левую руку выпрямить, ладонь раскрыть, пальцы с силой развести, правую согнуть в локте и сжать кулак (6-8 раз).
б) Правую руку согнуть в локте, ладонь раскрыть, пальцы развести с силой, левую выпрямить на уровне плеча, кулак сжать и т.д. (6-8 раз).
РАДИО
Цель: воспитывать умение быть внимательным, запоминать наиболее существенные признаки.
Ход: Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она “Радио”. Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала, я буду диктором, слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красивый свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку?
Так педагог начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. “А теперь диктором будет кто-нибудь из вас” – говорит педагог. Нового диктора выбирают при помощи считалки.
Педагог следит, чтобы дети называли наиболее характерные черты своих товарищей: как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.
Если диктор дал такое описание, что дети не смогли узнать товарища, все хором отвечают: “Нет такой девочки (мальчика) у нас!
ОРИЕНТИРОВКА ПА ЛИСТЕ БУМАГИ
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги.
Оборудование: лист бумаги с разметкой (в четырёх углах листа поставлены точки), простой карандаш.
Педагог раздаёт детям листы бумаги в клеточку с разметкой. “На листе, на том месте, где оставлены точки, нужно нарисовать то, что я вам скажу, а где рисовать, вы узнаете, если будете внимательно слушать.
- Наступила осень, завяли цветы. Нарисуйте простым карандашом цветок в правом углу.
- Осенью листья на деревьях меняют цвет и опадают. Нарисуйте в левом нижнем углу листок.
- Мы ждем, когда наступит “бабье лето”, потому что в это время возвращаются солнечные дни. Нарисуйте в верхнем левом углу солнышко.
- Когда выглядывает солнышко, нам становится весело. Нарисуйте улыбку в правом нижнем углу”.
Затем педагог предлагает детям сравнить свою работу с образцом. Такую работу можно провести, используя разные времена года.
РИСОВАНИЕ УЗОРОВ (ГРАФИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ)
Цель: укрепление мелких мышц кисти, тренировка координации руки.
Оборудование: простой карандаш, лист бумаги в клетку.
Ход: Педагог предлагает ребёнку продолжить готовые узоры. Затем это упражнение следует усложнить. Задание ребёнку предлагается на слух, диктуется узор.
ОФИЦЕР – СОЛ ДАТ
Цель: развитие мелкой моторики, ориентировки на листе бумаги, произвольности, внимания.
Оборудование: простой карандаш, лист в клетку с условными обозначениями деревьев, кустарников, болот и т.д.
Ход: Педагог предлагает детям вспомнить ориентировку на листе бумаги. “Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру “Офицер-солдат”. Я буду офицером, а вы – солдатами-разведчиками. Посмотрите, где будет проходить наш путь: среди болот, по лесу, среди вражеских позиций. Вам необходимо точно выполнять поручения офицера, чтобы не попасть к неприятелю в плен. Для этого, не отрывая карандаш от листа бумаги, необходимо двигаться так: одна клетка вверх, две клетки вниз…”. Затем, можно предложить детям выполнять письменные поручения-приказы офицера. Для этого на листе бумаги или доске пишется количество клеток и направление движения в виде стрелки. Офицером могут быть и дети после того, как освоят письменные приказы.
РАСКРАСЬ ПРАВИЛЬНО
Цель: развитие пространственных представлений, мелкой моторики.
Оборудование: цветные карандаши и лист бумаги с контурами пяти домиков и чистые листочки бумаги в клеточку с отметками в виде крестика.
Ход: Педагог предлагает детям раскрасить синим карандашом второй домик слева. Раскрасить красным карандашом третий домик справа. Раскрасить зелёным карандашом домик, который стоит перед синим. Раскрасить желтым карандашом домик, чтобы красный оказался между синим и жёлтым. Раскрасить коричневым карандашом домик, который следует за жёлтым. Сравнить с образцом. Затем педагог просит закрасить чёрным карандашом клеточку, отмеченную крестиком. Клеточку снизу закрасить зелёным карандашом. Клеточку, находящуюся сверху, закрасить желтым карандашом. Красным карандашом закрасить клеточку так, чтобы жёлтая клеточка находилась между чёрной и красной клетками. Сравнить с образцом. Возможны многочисленные варианты таких игр.
ПОЛ – ПОТОЛОК
Цель: направлено на развитие внимания.
По команде “Пол!” нужно хлопнуть в ладоши, по команде “Потолок!” – по коленям. Взрослый чередует команды в произвольном порядке и темпе, игра может проходить на выбывание.
ДОРИСУЙ
Цель: активизация образного восприятия.
Материалы: лист с нарисованной какой-либо геометрической фигурой.
Ход: Ребенку дают лист с нарисованной фигурой и предлагают превратить ее во что-нибудь, то есть дорисовать необходимые детали в соответствии со своим замыслом (на основе рожденного при восприятии образа). В следующий раз то же задание выполняется, но уже с двумя фигурами, помещенными на одном листе бумаги. В дальнейшем предлагаемые детям листы могут быть заполнены самым разнообразным количеством фигур, линий и их переплетений. Содержание задания не изменяется – ребенок создает целостное изображение.
САНТИМЕТР
Цель: закрепить в сознании произвольный способ координации между зрительным образом, внутренним видением и мышечно-двигательной памятью.
Посмотрите на спинку этого стула. Закройте глаза и вспомните стул. Не открывая глаз, раздвиньте руки на ширину спинки стула. Откройте глаза, проверьте.
Посмотрите на тетрадь, лежащую на столе. Закрыв глаза, покажите поочередно несколько раз ширину стола, ширину тетради. Сделайте то же с открытыми глазами. Снова – с закрытыми.
ЧТО НОВОГО?
Цель: направлено на развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ход: Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. Пока один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. По мере усложнения рисунка искать новые детали становится труднее и интереснее.
ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Цель: направлено на развитие способности переключать внимание.
Ход: Взрослый показывает различные движения руками, дети должны их быстро и четко повторять. При этом ограничение: если взрослый опускает руки вниз, это движение повторять не нужно (руки остаются в том же положении, в котором были до этой команды). Кто ошибся и опустил руки вниз – садится.
НЕВПОПАД
Цель: направлено на формирование внимания.
Ход: Взрослый называет неодушевленное существительное (предмет) и бросает ребенку мяч.
Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать признак или действие, не свойственные заданному объекту (нужно ответить невпопад: книга – соленая, дерево – разбилось…).
Игра проводится в быстром темпе на выбывание.
Источник
Под интеллектуальным развитием ребенка подразумевается развитие высших психологических функций (память, мышление, восприятие, речь, воображение), а также эмоциональной, социальной и физической сфер интеллекта. Если кратко, интеллект – это мыслительные способности. Мышление, в свою очередь, зависит от эмоционального, социального, физического развития и памяти. Поэтому родители, решившие помочь своему чаду, должны организовывать занятия с учетом всех перечисленных функций и сфер. Чтобы сделать это грамотно, важно знать, как развивается интеллект на разных возрастных этапах. Притом оказывать непосредственное воздействие и помощь ребенку вы можете уже в дошкольном возрасте.
Возраст и развитие интеллекта
Если говорить о дошкольном возрасте, то есть периоде от 3 до 7 лет, то развитие интеллектуальных способностей тесно связано с типом мышления. У младших дошкольников (3-4 года) преобладает наглядно-действенное мышление, поэтому занятия должны включать в себя обязательно физическую активность и манипулирование предметами.
В 4-5 лет (средний дошкольный возраст) мышление развивается до наглядно-образного, поэтому возможно включать игрушки-заместители, ролевые игры и развивающие мультфильмы. А также игры на социальное взаимодействие и формирование морали.
Наиболее активный период развития интеллекта у детей приходится на старший дошкольный возраст, то есть 5-7 лет. Преобладает словесное и формируется абстрактно-логическое мышление, поэтому здесь вы уже можете включать дидактические и логические игры. Внимание постепенно становится более произвольным, поэтому ребенку уже легче сосредоточиться на решении сложных задач.
Занятия следует проводить в форме игры, чтобы малыш, увлекаясь сюжетом, не замечал, как одновременно с этим учится. В другой форме вам будет крайне трудно провести занятие, ведь дошкольники неусидчивы, их воля неразвита, а условное торможение еще только формируется, поэтому маленькие дети не понимают, зачем им надо что-то изучать, когда хочется играть. Они не могут долго фокусировать внимание на чем-либо.
Также не стоит ожидать от дошкольника энтузиазма по отношению к занятиям. Самый лучший вариант – замечать, когда у ребенка проявляется интерес к определенной деятельности (например к чтению, к рисованию, письму). Проводить занятия нужно не дольше 15 минут: вы заметите, когда малыш устанет и потеряет интерес.
Интеллектуальное развитие дошкольников тесно связано с эмоциями и социальным взаимодействием. Если ребенок ощущает себя комфортно в семье, чувствует себя любимым, его поддерживают и хвалят, то и умственно он будет развиваться гармонично. К тому же, основные навыки, умения и знания малыш приобретает благодаря контакту с семьей.
Дети развиваются по-разному, и требовать о своего ребенка такого же уровня интеллектуального развития, как у кого-то другого, бессмысленно. Это может привести в итоге к формированию у него низкой самооценки и неуверенности в себе.
Игры на умственное развитие младших дошкольников
В 3-4 года ребенок активно исследует мир, ему все интересно, в норме он уже умеет говорить большое количество слов и строить предложения. Все свое любопытство он фокусирует на вас, поэтому именно в этот период родители начинают жаловаться, что кроха не умолкает ни на миг, все время о чем-то спрашивает и практически постоянно двигается.
Чтобы направить его познавательную и двигательную активность в нужное русло, вы можете использоваться следующие игры на развитие интеллекта.
- Кто пропал?
Положите перед малышом 4 игрушки, желательно из одной категории (например, животные: собака, лошадка, медведь, котенок). Попросите ребенка назвать игрушки, а затем отвернуться. Уберите одну игрушку, и когда малыш повернется, спросите: «Кто пропал?». Таким образом можно изучать цвета, если вы сделаете акцент на цвете (белый медведь, коричневая собака и т. д.), формы, названия предметов и растений.
- Чемодан.
Достаньте чемодан или спортивную сумку и скажите ребенку, что вы едете на море (на природу, к бабушке) и что вам можно взять с собой только 5 вещей. Начинайте складывать вещи вместе с малышом, при этом называйте цифру. Так ребенок учится считать. Постепенно увеличивайте счет и включайте порядковые числительные (первый, второй и т. д.). Эту игру вы можете использовать в другой форме: корзинка на пикник, продукты в магазин, портфель в садик – вариантов множество. Благодаря данному упражнению также формируется логическое мышление.
- Назад-вперед и лево-право.
Используйте ватман либо пространство комнаты. Нарисуйте схему города, в котором запрятан клад – его и нужно будет отыскать малышу. По дороге к кладу направляйте ребенка: сделай два шага вперед, повернись налево, теперь три шага вперед, под столом возьми письмо с загадкой. Прочитайте загадку малышу, а он должен будет отгадать – и так пока он не дойдет до финиша. Не делайте игру слишком долгой и сложной.
Игры на умственное развитие средних дошкольников
В этот период дети начинают проявлять интерес к изучению букв и письму, а также установлению отношений со сверстниками. Вы можете заметить, что малыш уже выделяет конкретного ребенка из других на площадке, поэтому возраст 4-5 лет – это благоприятный этап для формирования социального интеллекта и изучения этических норм (девочек нельзя бить, старших нужно слушать). Здесь вам помогут следующие игры.
- Буква в гостях.
Начинайте утро с небольшой сказки: «К нам сегодня в гости пришла буква А! (покажите малышу картинку с буквой или магнитную букву). Она сказала, что ты уже большой и тебе пора знать, из чего состоят слова. Ты ведь хочешь научиться читать сказки? Буква А есть в таких замечательных словах, как «мама», «папа» (слова повесьте тоже и попросите малыша показать в них букву А). Где в слове «мама» буква А? Правильно!»
- Что лишнее?
Разложите на столе овощи, например морковь, картофель, лук, помидор, а пятым положите фрукт. Спросите у малыша, все ли здесь овощи или есть что-то лишнее? Эта игра развивает логику, словарный запас и знания об окружающем мире. Включайте постепенно малознакомые предметы и увеличивайте их количество.
- Хорошо или плохо?
Данные понятия важно изучать, так как малыш начинает выстраивать личные психологические границы. Что делать можно, а что нельзя, как с ним не могут обращаться, а как могут? В игру можно играть после просмотра мультфильма или прочтения сказки: «Гусеницы поступили хорошо или плохо? Можно ли так поступать?».
Игры на умственное развитие старших дошкольников
В 5-7 лет игры на развитие интеллекта должны способствовать формированию абстрактно-логического мышления, внимания, памяти, связной речи, математических способностей, навыков чтения и знаний об окружающем мире, мелкой моторики.
- Найди отличия.
Предложите малышу две очень похожие картинки, попросите внимательно их рассмотреть и сказать, чем они отличаются.
- Где плавали рыбки из сказки?
Покажите ребенку три рисунка с аквариумом, а затем расскажите сказку, в которой вы опишите рыбок и сам аквариум. Затем спросите малыша, о каком из трех аквариумов идет речь.
- Невидимые фигуры.
В воздухе пальцами прочертите фигуру, а потом попросите ребенка зарисовать ее. Проделайте так несколько раз. Когда фигуры будут нарисованы, малыш должен будет их назвать.
- Домики, где живут цифры.
Нарисуйте несколько домов, где будут жить цифры. Потом сочините сказку о том, как цифра три пошла в гости к цифре один. Спросите малыша, сколько получится, если к трем прибавить один? Объясните, что получится цифра, идущая за цифрой 3. Попросите сосчитать до 5, чтобы малыш мог сам вычислить ответ.
Заключение
Интеллектуальные способности ребенка во многом зависят от вас, а также от грамотности воспитателей и педагогов в детском саду. Если вы будете заниматься с малышом, включать развивающие и дидактические игры, то его умственное развитие будет проходить активно и эффективно. Разумеется, генетика и физиология играют большую роль в данном вопросе, но чаще всего отсутствие определенных знаний и навыков – это педагогическая запущенность и отсутствие должного внимания к своему ребенку.
Источник