Игры для развития индивидуальности ребенка

Слайд 1
ГБОУ ООШ № 15 структурное подразделение детский сад « Чебурашка » «Игра как средство развития индивидуальности детей раннего возраста» воспитатель 1 младшей группы Водкина Татьяна Александровна 2016 г.
Слайд 2
Индивидуализация детей – возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, стимулировать познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Слайд 3
Дни рождения детей. В такие дни у нас царит особенная атмосфера: имеется красивый, украшенный стульчик для именинника, а также мешочек для подарков. Ну и, конечно, обилие песен для хорошего настроения.
Слайд 4
Родители – наши партнеры и помощники. Сделанное руками родителей солнышко, из лучей которого можно плести косички, можно прицеплять прищепки, развивая таким образом мелкую моторику рук.
Слайд 5
Сюжетно – ролевые игры прекрасно способствуют развитию индивидуальности детей. Конечно, в таком возрасте это просто действия, но через эти действия ребёнок понимает картину мира – как можно уложить малыша спать, как приготовить обед, как папа делает ремонт в квартире, в чём заключается работа водителя, повара, парикмахера…
Слайд 7
При чтении потешки «Мишка косолапый…» дети представляют себя медведями – это также отличный способ выражения индивидуальности детей .
Слайд 8
А при пении песенки про лягушек малыши представляют себя лягушками. Две лягушки на лугу Вечерком сидели Две лягушки на лугу На луну глядели Ква-ква-ква-ква-ква-ква-ква Ква-ква-ква-ква-ква-ква Тут комарик на лужок Прилетел под липки, Сел на тонкий лапушок , Заиграл на скрипке Тили-тили-тили-ти Тили-тили-тили Дде лягушки комара Мигом услыхали, На полянке до утра Польку танцевали Тра-та-та-та-та-та-та Тра-та-та-та-та-та
Слайд 9
Игры с предметами – заместителями способствуют развитию инициативы детей, осознания того, что ситуация у них под контролем. Ребенок соединил блоки крупного конструктора и сказал, что это – самолёт.
Слайд 10
Из того же конструктора малыш сделал себе машину и принялся катать её по ковру.
Слайд 11
Задав вопрос девочкам: «При помощи чего можно покормить кукол, если ложек нет?» – они сразу подбежали к игрушечным инструментам, взяли отвёртку и гаечный ключ и принялись кормить кукол ими.
Слайд 12
Любят дети использовать и мягкие модули, так куб и кирпич лёгким движением рук превратились в стол
Слайд 13
Каждый ребёнок приходит в ясли «как чистый лист» и каждому мы прививаем культурно-гигиенические навыки. Согласитесь, это тоже своеобразный способ выражения индивидуальности детей.
Слайд 14
Чтобы детки не скучали по родителям и другим близким родственникам, у нас есть замечательный фотоальбом, который просто обожают все наши малыши – ведь там есть и мама, и папа.
Слайд 15
Разнообразие игровых зон помогает развить индивидуальность наших детей. Для стеснительных малышей у нас есть замечательный домик, который наши малыши решили назвать «Кто в домике живет?»
Слайд 16
Для самых любознательных детей в группе есть книжный уголок, где можно рассмотреть иллюстрации различных добрых сказок.
Слайд 17
Подвижным детям мы предлагаем атрибуты физкультурного уголка.
Слайд 18
В группе имеется центр дидактических игр для углубленной работы с детьми, рекомендованной в индивидуальных траекториях развития воспитанников
Слайд 19
Замечательный многофункциональный цветочек для развития мелкой моторики рук!
Слайд 20
Любимый центр наших девочек- «Семья»
Слайд 21
Любимый центр наших мальчиков- «Автопарк»
Слайд 22
Насыщенная предметно-развивающая образовательная среда, нацеленная на индивидуальное развитие ребенка, становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Слайд 23
А есть у нас такие непоседы, Которых не уложишь в тихий час. И подобрать к любому нужно ключик; Такие дети разные у нас: Один желает поиграть во что-то, А кто-то просит книгу почитать. И каждого всегда необходимо Так вовремя и правильно понять. Кого-то надо быстро урезонить, Кого-то надо срочно пожалеть. И так же как бы сделала их мама, Улыбкою и словом обогреть. Вот этот не по возрасту серьёзен, А этот бодр и шаловлив. От этого и слова не добьешься, А кто-то постоянно говорлив. Ну этот даже мухи не обидит, Другой всегда задирист, норовист. Вот этот – настоящий замарашка, А этот постоянно очень чист. Такой вот удивительный, но милый И очень замечательный народ Под крышею любимого детсада, Да нашею опекаю живет. Хоть кто-то непоседа и проказник, Кто с точностью наоборот. Но знали б вы, как их, таких вот разных Нам в отпуске всегда не достаёт!
Слайд 24
Спасибо за внимание!
Источник
Развитие индивидуальности детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Автор: Кобелева Ольга Александровна
Организация: ЕИ КФУ
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Елабуга
Дошкольный возраст является яркой и неповторимой страницей в жизни каждого из нас. Детство представляет собой короткий, но достаточно важный период в становлении личности.
Многие отечественные ученые (А.С. Белкин, В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) пришли к выводы, что каждый из дошкольников проходит огромный путь в своём индивидуальном развитии именно в период дошкольного детства. Этот период является временем, когда происходит первоначальное становление личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка [3].
Сюжетно-ролевая игры имеет большое значение для воспитания и развития личности детей. В игру вовлечены все стороны личности: ребёнок двигается, воспринимает, говорит, думает; работают все психические процессы: мышление, память, воображение, усиливаются эмоциональные и волевые проявления [3].
Игра является формой деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся обыденные действия и формы взаимодействия людей. Двуплановость – характерная особенность игры:
- игрок выполняет реальную деятельность, которая связана с решением вполне конкретных, чаще всего нестандартных задач,
- многие моменты деятельности носят условно-символический характер, который позволяет отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью и многочисленными обстоятельствами [4].
Для ребёнка игра – это, в первую очередь, форма реализации его активности, форма жизнедеятельности. Творческий характер игры подтверждается тем, что ребёнок не копирует жизнь, а подражает тому, что видит, в следствии чего комбинирует собственные представления, при этом передавая своё личное отношение к изображаемому, свои мысли, свои чувства. Это делает игру схожей с искусством, но ребёнок не является актёром. Дошкольник играет для самого себя, а не для зрителей. Дошкольник не разучивает роль, а создаёт её в процессе игры. Входя в образ, у ребёнка активно работает мысль, углубляются чувства, ребёнок искренне переживает изображаемые события. Побудитель игры – потребность в активности, а источник игры – подражание и опыт. Через игру, через роли, которые ребёнок на себя принимает, происходит формирование и развитие его личности, его самого [4].
Игра тесным образом связана с развитием личности. Именно в период дошкольного детства, то есть в период ее особенного интенсивного развития, игра приобретает особое значение.
Игра – вид деятельности, формирующий личность дошкольника. Игра является первой деятельностью, которой отведена особенно важная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания, морально – волевых качеств.
При процессе развития чаще всего личную значимость и привлекательность приобретают действия и проявления личности, ещё не ставшие повседневными, но ставшие доступными. Именно такие действия и проявления в большинстве своём входят в игры. Они совершенствуются в играх, тем самым закрепляются, и игра для детей начинает представлять собой своеобразную школу жизни.
Тем самым в процессе игр ребёнок развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Игра является практикой развития.
В игре происходит формирование всех сторон личности ребёнка, игра влияет на значительные изменения в его психике, которые подготавливают к переходу на новый, более высокий уровень развития [2].
Различные формы деятельности взрослых – это образцы, воспроизводящиеся в детской игровой деятельности. Игры имеют органическую связь со всей культурой народа, черпая своё содержание из труда и быта окружающих.
Игра способствует:
- формированию воображения,
- выявлению переживаний,
- формированию чувств.
Подражая любимым положительным героям, дошкольник передаёт собственное восхищение ими, мечту стать таким же. При этом возникают новые чувства:
- ответственность за порученное дело,
- радость,
- гордость, когда порученное дело успешно выполнено.
Радость и чувство удовлетворения от положительного поступка, который был совершён в процессе игры, вызывают желание пережить эту радость в жизни [4].
В процессе сюжетно-ролевых игр развивается интеллект дошкольников. Развитие замысла в сюжетно-ролевых играх связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. В сюжетно-ролевых играх развивается воображение и творчество. Подчиняясь правилам, от детей требуется проявление воли, выдержки, организованности, умения управлять собственными чувствами и движениями [1].
Но игра имеет значение не только для умственного развития детей, но и для развития их личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Огромное влияние оказывается игрой и на развитие у дошкольников способностей взаимодействовать с другими людьми:
1)во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок может освоить правила этого взаимодействия,
2)во-вторых, в совместной игре с ровесниками ребёнком приобретается опыт взаимопонимания, дошкольник учится пояснять собственные действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
У детей всё больше начинает проявляться организованность, умение оценивать собственные действия и действия других, умение оказать помощь друг другу, умение радоваться успехам друзей [2].
Дети, которые отличаются бойкостью, смелостью, сразу обнаруживают свою индивидуальность:
- выбирают по своему желанию игру,
- требуют привлекательную роль,
- не стесняются в выражении собственных чувств.
Эти дети могут нарушить правила поведения, даже могут обидеть кого-нибудь, но обычно поддаются воздействию педагогов.
Очень важно добиться того, чтобы дети умели заботиться о других, умели помогать им не по принуждению, а добровольно, чтобы ими руководили не эгоистические мотивы [1].
Таким образом, игровая деятельность детей-дошкольников проходит своё развитие под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретённых знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребёнка. В играх с особенной силой проявляются индивидуальные особенности дошкольников, которые также влияют на его развитие.
Игровая деятельность ценна тем, что она имеет большие возможности для формирования детского общества. Игра – ведущий вид деятельности, в котором активно формируются или перестраиваются психические процессы.
В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре происходит развитие способности ребёнка к созданию системы обобщённых типичных образов и явлений, развитие способности мысленно преобразовывать их.
Список литературы:
- Абдульханова-Славская К.А. Психология формирования и развития личности / К.А. Абдульханова-Славская. – М.: Просвещение, 2005.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008.
- Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.
- Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2012.
Опубликовано: 27.04.2018
Источник
ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ, НА РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ
Цель. Способствовать раскрытию ребенком своего «Я». Учить детей., подчеркивать свою индивидуальность. Формировать установку на взаимопонимание. Поддерживать атмосферу благоприятного, эмоционально-психологического микроклимата.
1. Упражнение «Давайте познакомимся»
Дети, сидя в кругу, по очереди представляют себя, подчеркивая свои привычки, умения, привязанности. Например: меня зовут Саша. Я люблю животных. У меня дома живет кошка, я играю с ней. Мне нравится рассматривать книги про богатырей и. т. д. Форма обсуждения должна быть мягкой, ненавязчивой. Для запоминания имен детей можно использовать прием «сннежного кома»; первый ребенок, сидя в кругу, называет свое имя, второй повторяет имя первого ребенка и называет свое, третий ребенок называет имена первого и второго и свое и т. д. Для активизации представления себя можно использовать игру в ассоциации «Какое растение, животное, птицу, цвет, время года мне напоминает Коля?» Дети высказывают свое мнение об одном ребенке по очереди.
2. Упражнение «Мое ласковое имя»
Скажите, дети, какими ласковыми именами вас называют мама и папа, дедушка и бабушка, знакомые вам люди? В каких случаях это происходит? Когда от вас что-то требуют? Когда обращаются с просьбой? Или когда у ваших близких хорошее настроение? Как вы себя чувствуете, когда к вам обращаются ласково? Бот так: «Сашулька, будь любезен, подай мне туфли”. Что вам хочется сделать в ответ на хорошие слова? Делаете ли вы это? Если нет, то почему? Давайте возьмемся за руки и скажем друг другу «Ласковушки» – приятные, ласковые, нежные слова. Домашнее задание детям . Запомнить, каким ласковыми именами их вечером называют родители и на следующий день рассказать об этом.
3. Упражнение “Поговорим о вчерашнем дне”
Сесть в круг и рассказать друг другу о том, как вчера же вечером их называли родители.
Что вы испытывали при этом? Было ли вам приятно, Грустно? Что интересного произошло вчера вечером? Познакомить детей со значением своего имени.
4. Упражнение “Что во мне хорошего”.
Расскажи всем о том, что любишь в себе (добрый, честный, справедливый, смелый, заботливый, ласковый).
5. Упражнение «Кто я?»
Предложить детям рассказать о себе как о другом человеке. Например: этого мальчика зовут Саша (показать на себя), он – хороший человек, добрый, защищает его. Он любит рассматривать картинки о животных. У него дома есть кошка Мурка. Этому мальчику нравится, когда мама и папа играют с ним.
6. Упражнение «Узнайте мoeгo друга»
Предложить ребёнку описать своего товарища так, чтобы он себя узнал. Разыграть с детьми сценку в которой показать особенности конкретного ребёнка, его привычки: шмыгать носом, необычная походка, привычка теребить одежду и т. д.
7. Упражнение «Моя любимая игрушка»
Какие игрушки есть у вас дома? А есть ли у вас любимая игрушка? Что же это? Как ее зовут? … Где сейчас находится ваша любимая игрушка? Дети, сидя в кругу, по очереди рассказывают о своей любимой игрушке.. Когда вы вспоминали свою любимую игрушку, что вы при этом чувствовали? Было ли вам хорошо? Или, может быть, вам было грустно, что вашей любимой игрушки нет рядом? Во время разговора может звучать тихая, спокойная музыка.
8. Упражнение «Что мне не нравится в себе»
При выполнении этого упражнения воспитатель начинает разговор о своих слабых сторонах. Например: мне не нравится, что я иногда разговариваю со своей дочкой сердитым голосом, мне не нравится, когда кто-то мной командует – я тогда сержусь…
9. Упражнение «Волшебный стул»
В середину круга ставится стул, на который, садят ребенка и все дети по очереди называют его только хорошими словами, подчеркивая только положительные до-стоинства ребенка. Например: Павлуша, ты такой добрый, вежливый, никого никогда не обижаешь, у тебя красивые глаза… Когда ты, Павлуша, сидел на этом «волшебном» стуле, что ты испытывал? Было тебе приятно или неприятно слышать хорошие слова о себе?
10. Упражнение «Зоопарк»
Цель. Отрабатывать навыки понимания окружающих людей, поддерживать доверительный стиль общения, формировать умение делать элементарный самоанализ. Дети сидят в кругу. – Посмотрите, дети, на друга, сидящего от вас справа, и скажите: “Какое животное вам напоминает Алеша, Леночка…» ЭТЮД такого приветствия осуществляется по кругу. Тот, кто не сможет из детей сказать сразу, какую зверюшку, птицу, напоминает ребенку его партнер, должен извиниться перед товарищем и попросить разрешение назвать слово позже. Воспитатель во время этого упражнения обращает постоянное внимание на стиль вступления ребенка в контакт, на интонацию, силу голоса, положение рук, головы, движение тела.
11. Упражнение «Какое настроение у моего друга?»
Каждый ребенок выбирает себе друга, и в устной форме пытается определить его настроение, чувства, желания в данный момент. Например: «Мне кажется, Ксюша, что у тебя, сейчас, хорошее настроение, потому что глаза у тебя веселые, ты улыбаешься. Тебе нравится, что я выбрала тебя. Ведь мы с тобой дружим. И тебе, Ксюша, наверно, хочется поиграть со мной в куклы». Дети могут комментировать высказывания, соглашаться и не соглашаться с мнением партнёра, возражать в корректной форме.
12. Упражнение «подарим друг другу «Ласковушки».
Воспитатель предлагает детям под спокойное музыкальное сопровождение передвигаться по комнате, подходя друг к другу и говоря «Ласковушки» – ласковые, нежные слова, подчёркивающие лучшие качества партнёра. Следить, чтобы дети не торопились при обмене комплиментами. Желательно, чтобы каждый ребёнок обратился с «Ласковушками» ко всем членам группы.
13. Упражнение «Расскажи о сегодняшнем дне»
это упражнение может стать маленькой традицией группы. Его можно проводить каждый вечер, перед уходом детей домой. Дети садятся в круг и, педагог начинает разговор: – Вот ещё интересный день мы прожили с вами и опять расстаёмся. Но всё ли мы успели сказать друг другу? Может кто-то забыл поделиться со всеми своими переживаниями? Может быть, в нашей группе есть что-то незнакомое, о чём вы хотели узнать? Сделайте то, что не успели сделать вчера или сегодня утром. Не откладывайте на завтра! Этот непринуждённый разговор лучше проводить в затемнённом помещении (включен светильник или настольная лампа), включив спокойную музыку, тем самым давая детям возможность расслабиться и вспомнить события прошедшего дня.
Источник
ГБОУ Белокатайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Выступление на методическом объединении классных руководителей школы – интернат на тему «Тренинговые игры и упражнения направленные на развитие личности школьника»
Доклад подготовила: педагог-психолог Итаева Л.Р.
2015 г.
Тренинг – это комплекс групповых методов, применяющийся в процессе воздействия на личность. Его компонент – это влияние коллектива на человека.
Тренинг – это своеобразная форма работы с потенциалами, правилами и ограничениями, в результате которых человеку присваиваются новые навыки и возможности.
Тренинговые занятия представляют собой мероприятие для всего класса, происходящее 1 раз в неделю, в условиях низкой психологической безопасности. По длительности и обязательности занятия схожи с обыкновенным уроком, а их целью является обучение школьника
Существует довольно много вариантов проведения тренингов для школьников. Из них можно выделить следующие методы: групповая дискуссия, игровые методы, психогимнастические упражнения. Все мероприятия проходят в виде бесед, игр, релаксаций, упражнений по арт-терапии и групповых работ.
Существует и такой вариант проведения тренинга, как сказкотерапия. Это подходит не только детям начальных классов, но и учащимся по старше. Подобные занятия помогают детям формировать нравственные ценности, корректировать отклонения в поведении, легко усваивать информацию.
Наибольшей популярностью пользуются тренинги в виде игр, для детей младшего возраста игровая деятельность является основным информативным источником. Игры увлекают ребенка, и способствуют лучшему раскрепощению его интеллекта, поэтому данная форма тренинга является самой приоритетной. Если подобное мероприятие проводится во время урока, то это должно проходить систематически, и тогда дети будут усваивать больше материала…
Детям нравятся занятия, в которых используются всевозможные игры с пальцами и на пальцах. В качестве примера можно рассмотреть игру «Воробей», которая предполагает участие пяти человек. Суть игры: по сигналу ведущего, дети, растопыренными пальцами пытаются захватить пальцы соседа и притянуть к себе. Побеждает тот, кто ближе всего притянет своего соседа ближе всего….
Хорошей эффективностью обладают занятия по арт-терапии. Их можно проводить, как в коллективе, так и с каждым ребенком отдельно. Целью подобных тренингов является снятие психологического напряжения, избавление от страхов, формирование коммуникативных навыков. Занятия следует проводить не менее 1 раза в неделю. Их длительность должна быть от 40 до 80 минут, а весь курс – от 1 до 3 месяцев. Основная суть занятия – предоставить ребенку абсолютную свободу самовыражения. Одной из разновидностей арт-терапии является музыкотерапия. По просьбе психолога дети представляют под музыку определенные образы, танцуют и поют. Для таких занятий понадобятся только музыкальные записи и устройство их воспроизведения.
По стадиям отдельного тренингового занятия, на которых уместно применять упражнение.
1. Упражнения – «разминки». Как правило, эти упражнения короткие, несложные, создающие положительный эмоциональный фон и позволяющие задействовать всех участников.
2. Упражнения, применяемые на основной части занятия. Они направлены собственно на решение тренинговых задач.
3. Завершающие упражнения. Как правило, они включают в себя элементы получения обратной связи по прошедшему занятию.
Исходя из этого, необходимо отметить, что тренинг является одним из самых значимых инструментов в деятельности школьных психологов. В особенности, данное мероприятие помогает в работе с теми детьми, у которых ярко выражена агрессия, гиперсоциализация, негативизм, беспокойность. Существует немало видов, форм и вариантов проведения тренинговых занятий.
Необходимо, чтобы уровень тренинга соответствовал возрастной категории учащихся. Например, занятия, построенные в виде игрового процесса, в основном рассчитаны на тех детей, возраст которых не превышает 10 лет, а беседы – на детей от 10 до 12 лет.
Психологические упражнения для тренингов. Коррекционные упражнения:
Игра «Колпак мой треугольный»
Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с меня, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.
Упражнение «Добрый и злой мячик»
При работе с агрессивными детьми, а в ряде случаев и с подростками можно активно использовать упражнение «Добрый и злой мячик». Оно очень простое и направлено на рефлексию агрессивных детей.
Ребенку дают мяч (например, теннисный), просят со всей силы ударить мяч об стенку и поймать его. Мяч отлетает и бьет ребенка. Затем ребенка просят кинуть мяч ласково. Мяч прилетает обратно прямо в руки.
Во время игры с ребенком проводится беседа о том, почему в первый раз мячик был «злым», а во второй – «добрым». Ребенок сам должен сделать вывод о том, что как кинешь мячик, таким он и вернется. Этот вывод надо помочь ребенку перенести и на социальные ситуации общения: «Как относишься к людям, так и они в ответ относятся к тебе».
Упражнение «Найди и промолчи!»
Обратитесь к детям: «Посмотрите, какой у меня красивый карандаш (можете взять яркую коробочку, кубик, мячик, игрушку – главное, чтобы предмет был небольшим). Закройте глаза или отвернитесь, а я его спрячу и хотя положу на видное место и не буду ничем закрывать, отыскать вам карандаш будет нелегко. Не подсматривайте!» Пока дети закрывают глаза, становятся к вам спиной, делайте вид, что по всей комнате ищете место, куда бы спрятать карандаш. Сами же украдкой сунете его, например, в нагрудный карманчик своего платья так, чтобы кончик карандаша выглядывал оттуда. Попросите детей открыть глаза, походить по комнате, поискать предмет.
Обратитесь к детям: Но перед этим сообщите им еще одно важное условие игры, которое необходимо выполнить: тот, кто заметит спрятанный карандаш, не должен показать вида, а тихонько отойти в сторону, сесть на место. Через 2-3 мин. закончите игру и попросите ребят показать, где был спрятан предмет. Выигрывает тот, кто первым отыскал карандаш и сумел сдержать себя до конца игры. Возьмите другой предмет, выберите для него иное укромное местечко и поиграйте в «Найди и промолчи» еще раз.
Эта незамысловатая игра поможет успокоить самых неугомонных детей. Она развивает наблюдательность, силу воли, тормозные реакции
Упражнение «Колодец обид»
У каждого из вас есть какие-то обиды друг на друга. Напишите их на листочке и скомкайте его. Бросьте свои обиды в «колодец». Встаньте на стулья (их меньше, чем детей) поддерживая друг друга и посмотрите на свои обиды сверху. Это поможет вам забыть о них.
Игра «Клоуны ругаются»
Цель: снятие вербальной агрессии.
Ход игры: Дети превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга «овощами и фруктами».
Например: «Ты, – говорит клоун, – капуста!» Дети могут выбрать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди, отругать всех детей.
Взрослый руководит игрой, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.
Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Клоуны ласково называют друг друга цветами. Например: «Ты – колокольчик». Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами.
Упражнение «Ящик с обидками»
Цель: посредством активных действий выплеснуть негативные переживания.
Материалы: картонный ящик и газета.
Ребёнок комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами, адресованными обидчику. Когда ребёнок устанет и немного успокоится, можно вместе с ним собрать бумажные комки и сложить их до следующего раза, объясняя ему, что он всегда может ими воспользоваться наедине в своей комнате, когда снова почувствует сильное напряжение и желание злиться.
Упражнение «Замри!»
Цель: преодоление двигательного автоматизма при гипер- и гипоактивности.
Дети прыгают в такт музыке Д. Кабалевского «Клоуны» (ноги в стороны – вместе), сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается – играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают игру. Играют до тех пор, пока останется только один играющий, который признается победителем.
Коммуникативные упражнения:
Игра «Салки-обнималки»
Игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить тех, кто стоит, крепко обнявшись. Но так стоять можно не более 7 сек.
Рукопожатие
Это упражнение способствует улучшению координации движений и учит игроков доверять друг другу (10 минут).
Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
Партнёрами становятся те участники, которые хотели бы лучше познакомиться.
Оба игрока встают друг перед другом так, что за каждым остаётся по 2-3 м свободного пространства.
Они обмениваются рукопожатием и, пристально глядя в глаза друг другу, продолжают стоять на месте.
Затем все участники закрывают глаза.
По сигналу «Марш» партнёры разжимают руки и начинают медленно и осторожно пятиться назад на 2-3 м. При этом руки должны оставаться в том же положении, в котором были при рукопожатии.
После этого один из партнёров говорит: «Иди ко мне». Тогда оба игрока начинают двигаться к исходной точке и, не открывая глаз, пытаются вновь пожать руку партнёра. Затем можно открыть глаза и кратко обсудить результаты упражнения.
Игра «Путаница»
Цель: Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения. Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия. Каждый берет за руки двух разных людей, стоящих, желательно не рядом. Задача – не разнимая рук, распутаться в новый круг.
Игра «Рисунок на спине»
Участники становятся в цепочку, друг за другом. (Если людей много, то их стоит разбить на несколько групп и выстроить в цепочки) Каждому участнику выдается ручка (или другое пишущее средство) и листочек. Последнему в цепочке необходимо показать картинку. Он рисует эту картинку на спине у участника, который стоит впереди него. Последний пытается в это время понять что же было нарисовано у него на спине и нарисовать это же на спине у человека, стоящего впереди него. И так до конца цепочки. После окончания сверяются первый и последний рисунок. Так, например, когда я была участником данной игры, звездочка (первый рисунок) превратилась в луг с цветочками и солнышко (последний рисунок).
Данная игра – хороший повод посмеяться и уловить особенности окружающих людей.
Ладони колени
Сидя в кругу, положите ладони на колени соседей: правую – на левое колено соседа слева, левую – на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка).
Когда устоится ритм хлопков, можно усложнить упражнение – два хлопка по одному колену будут обозначать движение в обратную сторону, то есть теперь играющим нужно следить и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением движения хлопков
Упражнение «Связующая нить»
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми. Диагностика коммуникативных навыков.
Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен: можно увидеть детей, испытывающих трудности в общении, – у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Развивающие упражнения
Игра «Подбери такое же по цвету»
Назвать цвета предполагаемых объектов и найти данный цвет в предметах окружающего мира.
Составление описательных загадок, которые подходят под разные объекты. Например: белый, как снег, как простыня, как молоко, как халат доктора…
Трава зеленая, как… (изумруд)
Лепестки ромашки белые, как…
Лютик желтый, как…
Ягода алая, как…
Небо голубое, как…
Ель темно-зеленая, как…
Листочки березы нежно-салатовые, как…
Ствол дерева темно-коричневый, как…
Василек ярко-синий, как…
Песок желтый, как…
Белочка рыжая, как…
“Хлопки” Цель: Разрядка, концентрация внимания. Участники стоят по кругу и передают друг другу хлопки. Каждый может изменить направление движения хлопков.
Упражнение «Строй».
Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного. А теперь в алфавитном порядке по первой букве своего имени, но сделать это надо молча. (Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.)
“Дракон” Цель: Разрядка, сплочение. Все участники встают в цепочку. Первый – «голова дракона», последний – «хвост». Голова должна поймать хвост. Безопасное помещение.
“Фруктовая корзина” Цель: Разрядка. Участники сидят в кругу, ведущий -в центре. Каждый придумывает себе название фрукта. Ведущий говорит какие фрукты он купил на базаре, и они должны поменяться местами. Задача ведущего успеть занять место. Тот, кто остался без места, становится ведущим.
Игра «Говори!»
Взрослый предлагает детям сыграть в игру в вопросы и ответы, но предупреждает, что отвечать на вопросы можно только после слова «Говори!». После вопроса бросить мяч, обязательно сделать паузу и лишь, потом сказать «Говори!». Вопросы могут быть любыми, например:
«Какие времена года вы знаете?» … «Говори!»
«Какой сегодня день недели?» … «Говори!»
«Какого цвета платье у Маши?» … «Говори!»
«Какого цвета столы в комнате?» … «Говори!»
Упражнение «Час тишины» и «Час можно»
Цель: дать возможность детям сбросить накопившуюся энергию, а взрослому – научиться управлять их поведением.
Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д. «Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.
“Ужасно-прекрасный рисунок” Цель: Стимулирование группового процесса, разрядка, выражение агрессии. Участникам раздается по листку бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу справа и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходится весь круг. Рисунок возвращается хозяину и упражнение обсуждается.
Тренинг – это важный способ научиться понимать детей и развивать в них что-то новое. Важно понимать, что при работе со школьниками, психологи подбирают занятия в зависимости от того, что конкретно нужно развивать на данном этапе.
Список использованных источников
https://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov.html
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/10/12/igry-sposobstvuyushchie-sotsialno-lichnostnomu
https://www.eti-deti.ru/grup/434.html
https://megaobuchalka.ru/8/36681.html
Источник