Игры для детского сада развитие талантов ребенка через игру

Классификация игр социо-игровой направленности

Игры для рабочего настроя

– В утренние часы

– Перед занятиями

– на занятиях

– «Передай настроение»,

– «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем

Используются в утренние часы для положительного психологического настроя, а так же чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность. Постановка участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела

– «Волшебный клубочек»,

– «Доброе животное», – «Дружба начинается с улыбки»,

-«Комплименты» и др.

– «Летает – не летает»,

-«Волшебная палочка», -«Разведчики»,

– «Стою, на кого-то смотрю»,

– «Испорченный телефон», и др.

Игры – разминки, разрядки

– «Воробьи-вороны»,

-«Руки-ноги»

– «Два конца, два кольца»,

– « Карлики-великаны»,

– «Встань по пальцам» и др.

Используются: для смены мизансцен, для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому

Игры для приобщения к делу

– «Рассказ-рисунок о том, что вижу», «Эхо», «Превращение предмета», «Фраза с заданными словами», «Города с небывальщиной», «За себя не отвечаю», «Живая буква», «Письмо из букв», «Летает- не летает», «Комплимент», «Составь слово» и др.

Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.

Игры  творческого самоутверждения

– «Животные»,

– «Детские стихи по ролям», – «Да и нет не говорите» ,

– «Озвучивание иллюстраций»,

– «По правде и понарошку», – «Заданные слова», и другие.

При их выполнении учитывается художественно-исполнительный результат действия. Дети в этих заданиях получают возможность создать этически привлекательные результаты, что является мощным стимулом для развития каждого из зрителей-наблюдателей. Творческая активность входит как непременное условие в каждую из представляемых групп игровых заданий-упражнений

Игры вольные (на воле)

– «Считалки»,

– «Вороны-воробьи»,

– «Горелки»,

– «Прятки» и др

Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения (их не всегда можно выполнять в групповой комнате).

Игры для рабочего настроя

«Эхо»

Воспитатель (или ребёнок) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.).Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз. Говорящий произносит, играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено водящим.

«Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, игрушка и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты:

-передающий называет предмет, принимающий – признак этого предмета;

-передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т.п.

Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии передачи, например,

-глядеть друг другу в глаза;

-вставать, если согласны с высказыванием принимающего.

Передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему.

«Неиспорченный телефон»

Дети передают друг другу слово шёпотом на ухо, дети «ловят» слово на слух. Успешность передачи оценивается по признакам: «не поймали» слово, в передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово, переданное первым игроком.

Варианты:

-слово, трудное слово, скороговорка (считалка);

-две телефонные линии (эстафета) – быстрый неиспорченный телефон.

Игры для приобщения к делу

«Рассказ-рисунок о том, что вижу»

Воспитатель или ребёнок-ведущий просит детей описать словами то, что находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель (ребёнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе и т.п.). Описания должны быть понятными, чёткими, связными.

«Пишущая машинка»

Все участники игры выполняют синхронно ряд движений:

-хлопают перед собой в ладоши;

-двумя руками хлопают по коленям (правая рука – по правой, левая – по левой);

-выбрасывают вверх правую руку вправо, щёлкая при этом пальцами;

– выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая при этом пальцами.

Варианты:

-изменять темп движений,

-вводить речевое сопровождение,

-передавать эстафету глазами, голосом.

Игры разминки (разрядки)

«Руки-ноги»

Один хлопок – команда рукам: их надо или поднять или опустить; два хлопка – команда ногам: нужно встать или сесть.

Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель или ребёнок-ведущий хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.), хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т.п.).

Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться.

«Заводные человечки»

Воспитатель предлагает детям картинки-символы (заводные человечки, которые делают зарядку). Каждая поза имеет свой номер. Дети, глядя на карточку, выполняют упражнение, несколько раз повторяя движения (в зависимости от номера).

Вариант:

-выполнение упражнений на счёт, на хлопки – смена движений,

-изменение темпа выполнения,

-выполнение парами, тройками, стоя шеренгой, в ряд, полукругом и т.п.

«Слова на один звук»

Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют слова на заданный звук. Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя.

Игры для творческого самоутверждения

«Стихи по ролям»

Для игры воспитатель подбирает диалоги из стихов К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Б. Заходера, С. Михалкова. Играющие произносят текст разными голосами, интонацией, используя разные образы (костюмы), элементы декорации. Дети открывают для себя разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приёмами исполнения.

«Тело в деле»

Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т.п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

«Фраза с заданными словами»

Воспитатель называет набор слов (лестница, человек, часы). Дети составляют предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное предложение и т.п.) Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.

Игры вольные (на воле)

«Воробьи-вороны»

Играющие делятся на 2 команды, встают напротив друг друга (команда «Воробьи», команда «Вороны»). Та команда, которую называет воспитатель или ребёнок-ведущий –

ловит, другая – убегает. Ловят и убегают до определённой черты (на 2-3 шага сзади стоящей команды). Воспитатель (ребёнок-ведущий) говорит медленно: «Во-о-о-ро-о-о-о-о…». В этот момент все готовы убегать или ловить (этот момент противоречивой готовности, исходной мобилизации каждого играющего особенно важен). После паузы воспитатель (ребёнок-ведущий) заканчивает: «…ны! (…бьи!»). Играющие убегают – догоняют.

Вариант:

-вводится усложнение «стоп-замри»: дети разбиваются на пары и договариваются, кто в паре «воробей», «ворона». Дети на площадке располагаются хаотично. По команде: «Вороны!» «ворона» догоняет «воробья», пока не прозвучит команда «Стоп!» или «Замри!». Опоздавшие пары выходят из игры (даже если один из пары выполнил правило).

«День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»

Воспитатель или ребёнок-ведущий произносит «День наступает – всё оживает», играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).

Вариант:

-использование любых движений «День наступает – всё оживает»

-использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает» (сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание)

«Люблю – не люблю»

Дети стоят в кругу. Воспитатель (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, …». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю, …»

«Встань по пальцам»

Воспитатель (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова «замри» должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано.

«Зеркало»

Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало»,

другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения.

Варианты:

воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие;

-«отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный и т.д.)

Памятка для воспитателей    по применению социально – ориентированных игр   и социо-игровых подходов

  1. Будьте партнером в детской игре, идейным организатором новой интересной деятельности. Дети любят воспитателя – выдумщика.
  2. Станьте равноправным участником игры, умеющим ошибаться и «выбывать из игры» наравне с другими детьми.
  3. Искренне увлекайтесь игрой, смейтесь, огорчайтесь, волнуйтесь вместе со всеми.
  4. Порадуйтесь любому ответу ребёнка – правильному и неправильному, а неправильный попробуйте перевести в другое русло, увидеть в нем нестандартный выход из ситуации.
  5. Будьте готовы к тому, что ваше задание дети начнут выполнять не так, как вы задумали. Важнее включить в работу активность ребёнка, чем заглушить её страхом ошибки.
  6. Не разжёвывайте смысл игры или ситуации так, что бы ребёнку уже нечего было отгадывать, додумывать, понять самому.
  7. Умейте радоваться шуму! Ведь он является результатом общей активности и возможных будущих удач!

Используемые источники:

  1. Шулешко, Е.Е. Социо – игровые подходы в  педагогике / Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов. – Красноярск: Краевой институт усовершенствования учителей, 1990.
  2. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить./ Самсонова Л.В. Кукушкина Е.Ю.// Социализация в детском саду – М.: ТЦ Сфера, 2013. (Библиотека воспитателя).(11)
  3. Букатов В.М. Карманная энциклопедия социо – игровых приёмов обучения дошкольника. – М., 2014.
  4. Букатов В.М. Шишел – мышел, взял да вышел. Настольная книга воспитателя по социо – игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями. – СПб.: Образовательные проекты, М.: НИИ школьных технологий, 2008.
  5. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей редакцией В.Букатова – Москва, Сфера, 2009. 
  6. Запивахина Е.М. Социо- игровые технологии в работе с дошкольниками //Практический журнал. Воспитатель ДОУ. 2015. №5.
  7. // « Справочник старшего воспитателя» № 12,2015г.

Источник

15 игр для развития творческих способностей у ребёнка

1. «Волшебная клякса»

Оборудование: лист бумаги, акварельные краски, кисть, вода, карандаши

Лист бумаги сложить пополам. На одной из сторон ребенок рисует красками кляксу, затем свернуть и прижать. Получается двойное изображение, его нужно дорисовать.

15 игр для развития творческих способностей у ребёнка

2. «Составление изображений объектов»

Оборудование: геометрические фигуры (из бумаги, картона, пластика неважно из чего)

Из геометрических фигур ребенок выкладывает различные объекты, например: домик, цветок, человека и т.д. Также ребенку можно предложить придумать самому кого бы он хотел изобразить.

! Вместо геометрических фигур можно использовать пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, различный природный материал (ракушки, мелкие камушки, шишки, засушенные цветы, листья и т.д.). Задание аналогичное выложить различные объекты или целую картину.

15 игр для развития творческих способностей у ребёнка

3. «Буквы и цифры в рисунках»

Оборудование: бумага, цветные карандаши

Все буквы и цифры на что-то похожи, предложите детям пофантазировать и дорисовать их.

! Еще один вариант игры превратить простую фигуру (овал, 2 линии, треугольник и т.д.) в рисунок.

15 игр для развития творческих способностей у ребёнка

4. «Обведи свою ладонь и оживи»

Оборудование: бумага, карандаши (краски)

Ребенок обводит на бумаге свою ладошку (можно по желанию две). Далее попробовать превратить силуэт в какую –нибудь картинку.

15 игр для развития творческих способностей у ребёнка

5. «Несуществующее животное».

Предложите ребенку нарисовать своего животного, придуманного например: рыба – арбуз, жирафолев, собака – цветок и др.

Другой вариант этой игры, предложить ребенку составить несуществующее животное из деталей. Детали это вырезки из журналов, различные фигуры и др.

15 игр для развития творческих способностей у ребёнка

6. Игра «Счетные палочки не только для счёта».

Оборудование: счетные палочки

Показать, что счетными палочками можно не только считать, но и выкладывать различные изображения. Пусть ребенок выложит картинку из счетных палочек по вашему по образцу, а можно предложить ему проявить свою фантазию.

15 игр для развития творческих способностей у ребёнка

7. Для чего я хорош?

Выбрать любой предмет и придумать и назвать все варианты использования этого предмета.

8. Творческое упражнение «У кого какой характер?»

Оборудование: изображения животных

Раздать детям картинки с изображением животных и предложить им описать их характер. Пусть ребенок подумает: какой характер данного животного, что он больше всего любит делать, о чем разговаривает с другими животными, кто его враги и т. д. Ответы могут быть сказочными.

9. Театр

Оборудование: ширма, игрушки (или костюмы, маски)

Предложить ребенку показать театральное представление по мотивам сказки или собственной придуманной истории.

15 игр для развития творческих способностей у ребёнка

10. «Слепой художник».

Оборудование: лист ватмана, карандаши

Ребенку завязать глаза и по вашим подсказкам он должен нарисовать рисунок. Ваши подсказки заключаются в том, чтобы направлять «художника». Говорите, как вести карандаш влево, право, что нарисовать точку, овал и т. д. Ребенок должен попытаться угадать что он рисует.

11. Выдумай историю.

Оборудование: тетрадь, карандаши, фломастеры

Предложить ребенку попробовать себя в роли писателя. Пусть сочинит сказку, например о домашнем питомце. Помогите записать её в тетрадь, а ребенок пусть нарисует обложку и иллюстрации к ней.

! Упрощенный вариант этой игры: выбрать любую картинку из книги и придумать новые события сказки.

15 игр для развития творческих способностей у ребёнка

12. Игра в стихи.

В поэзию можно играть, и имя этой игры — буриме.

В этой игре нужно сочинить стихотворение по заданным рифмам. Например, по таким: мороз – вопрос, скорей – веселей; конь – гармонь, огонь – ладонь.

13. Расшифруй слова

Представьте, что простые слова – аббревиатуры. Пусть ребенок придумает смешные расшифровки. Например: ЧТО- черепаха топала около.

14. Упражнение «Танец».

Предложить детям станцевать например как распускающийся цветок или как ветерок, по определенную музыку.

15. «Непослушный карандаш».

Оборудование: бумага, карандаши

Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги закорючки. Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему представить, что у него в руках непослушный карандаш и нарисовать «кулю-мулю». Затем рассмотреть такой рисунок и предположить на что это похоже.

15 игр для развития творческих способностей у ребёнка

Источник

Алсу Ибрагимова
Игры, раскрывающие таланты ребенка

Красивый, цветущий ребенок — тот, у которого гармонично развиваются все способности.

Вот почему мы считаем полезным закончить эту книгу немного своеобразной главой. Вы в ней найдете серию простых игр, направленных на развитие пяти чувств вашего ребенка и, кроме того, сноровки, художественного вкуса, музыкального слуха.

Эти игры имеют еще одно преимущество — для матери они идеальное средство познания собственного дитя. В играх раскроются дарования ребенка, а может быть, и недостатки, о которых вы не подозревали. Помогая ему преодолевать некоторые детские слабости, вы сможете его избавить от больших жизненных трудностей. Ребенок, хорошо приспособленный к жизни, счастлив и удачлив.

Оттачивая его ощущения, восприятия,вы сделаете ему бесценный подарок: дадите возможность осознать и оценить все прекрасное и окружающем его мире. Может быть, вы пробудите в нем артистическое дарование, которое станет источником его радости на всю жизнь.

«Справа» и «слева»

Понятия «правый» и «левый» относятся к числу наиболее трудно постигаемых. Сколько взрослых прибегают к различным трюкам, чтобы не путать их!

Но это абсолютно необходимые понятия, и нужно, чтобы ребенок постиг их как можно раньше.Не бойтесь повторять упражнения: автоматизм в определении «право- лево» приобретается в результате длительных тренировок.

Ребенок, не умеющий различать, где право, а где лево, столкнется с большими трудностями в овладении письмом, чтением, счетом. Он будет путать направление, то есть плохо ориентироваться в пространстве, и, следовательно, лишится ловкости, непринужденности, что, в свою очередь, приведет к неуравновешенности и трудностям в адаптации.

С восемнадцати месяцев вы можете постепенно приучать малыша к понятиям «правый» и «левый». Например, одевая его,говорите: «Теперь наденем свитер. Дай мне твою правую руку», — и сжимаете его правую руку. «А теперь дай левую руку», — и вы берете его за левую руку, но не сжимаете. И так далее. Всегда сжимайте то, что справа (цель — соединить чувства; ребенок будет вспоминать, что «право» — это то, что сжимают). Начиная с трех лет заставляйте его повторять после вас слова «правая» и «левая», сопровождая это жестами. Вы показываете движение, ребенок вам подражает.

Он говорит «вправо» и вытягивает руку вправо.

«Влево» — и вытягивает руку влево.

Топает правой ногой.

Топает левой ногой.

Показывает свое правое ухо.

Показывает свое левое ухо.

Показывает правый глаз.

Показывает левый глаз.

Кладет на голову правую руку.

Кладет на голову левую руку.

Когда эти движения отлично усвоены и выполняются автоматически, вы можете усложнить упражнения. Вместо того чтобы давать команду словами «право», «лево», вы ее даете двумя различными звуками, о которых предварительно договорились с ребенком.

Например, вы ударяете по кастрюле — ребенок отводит руку вправо, топает правой ногой. Вы ударяете по деревяшке — ребенок отводит руку влево, топает левой ногой.

Полноценное видение

Эти упражнения научат ребенка правильно ориентироваться, разовьют зрительную память и внимание.

1. Что-то лишнее (с четырех лет).

Положите на стол пять различных предметов (например, книгу, куклу, мяч, платок, бутылку). Попросите ребенка внимательно на них посмотреть и отвернуться или выйти из комнаты. Уберите или добавьте один предмет. Посмотрев снова, ребенок должен сказать, что изменилось. Можно доводить количество предметов до десяти.

Внимание! Ребенок должен не считать предметы, а увидеть, какой отсутствует или появился дополнительно.

2. Что изменилось? (с четырех лет).

Положите на стол несколько предметов: три-четыре, если ребенок маленький, и до десяти, по мере того как он становится старше. Пусть внимательно на них посмотрит и выйдет из комнаты. Переставьте предметы и попросите ребенка сказать, какие из них не на месте.

3. Необычный предмет (с четырех лет).

Оставьте в комнате предмет, которого обычно здесь не бывает (кастрюлю из кухни, полотенце из ванной комнаты). По мере того как ребенок вырастет и становится искусным в этой игре, берите все более мелкий предмет и кладите его в укромные места.

ребенок вырастает.

4. Чего не хватает? (с пяти лет).

Нарисуйте лицо, в котором недостает какой-нибудь детали. Ребенок должен это обнаружить и дорисовать. Начинайте с чего-то явного, например глаз. Потом услож-няйте упражнение,не дорисовывая все более мелкие детали: брови, ресницы, веки и так далее. Можно делать то же самое, рисуя зверей.

5. Что ты видишь? (с пяти-шести лет).

Предложите ребенку посмотреть на предмет, а потом

описать его. Вначале укажите на большую вещь и попросите ребенка дать общее описание: «Это кресло, оно красное с голубыми цветами, на четырех ножках, у него квадратная спинка.». Потом показывайте все более мелкие предметы и заставляйте ребенка описывать их все более тщательно. «Это лист дерева, у него кружевные края. Он зеленый, у края листа цвет светло-зеленый. На листе видны прожилки. В правом углу маленькая дырочка. Хвостик листа длинный, гладкий.».

Это прекрасное упражнение развивает наблюдательность, и главное — учит ребенка сосредоточиваться (все дети очень рассеянны, что поможет ему успешнее учиться в школе. Наконец, ребенок овладеет искусством анализировать.

Внимание! Это упражнение начинайте делать с 30 секунд, потом постепенно увеличивайте время. Можно доводить наблюдения до 5 минут.

6. Откуда ветер? (с пяти лет).

Ребенок держит лист тонкой бумаги. Вы дуете на лист сначала справа, потом слева. Покажите ребенку, как лист наклоняется. Покажите в саду, в лесу, в парке, как определить, откуда дует ветер, наблюдая за склоняющимися ветвями деревьев, кустов.

7. Тень и свет (с шести лет).

Покажите,как падает тень от освещенного предмета: справа, слева, сверху вниз.

Потом покажите, как падает свет на картинах, фотографиях. Это развивает художественный вкус.

Научите ребенка различать цвета

С пятнадцати месяцев ребенокможет называть простые цвета: голубой, красный, желтый, черный. В три года он должен знать их твердо.

1. Как образуются цвета? (с пяти-шести лет).

Возьмите лист белой бумаги и несколько листьев

прозрачной бумаги (целлофан) голубого, красного, желтого и черного цветов.

Вы показываете их ребенку и говорите:

— Если ты положишь на белый лист бумаги красный, а затем голубой, то получишь фиолетовый цвет.

— Голубой и желтый — зеленый.

— Желтый и красный — оранжевый.

— Красный и белый — розовый.

— Черный и белый — серый.

Потом попросите ребенка образовать эти цвета цветными карандашами.

Эта игра развивает художественный вкус и стремление к творчеству.

2. Что такое оттенок?

Покажите ребенку, как, накладывая друг на друга прозрачные листы одинакового цвета, можно составить целую гамму оттенков.

Возьмите четыре белых листа бумаги, на первый положите голубой целлофан, на второй — два голубых и так далее. Получится четыре голубых оттенка — от бледно- голубого до темно-голубого.

Дайте ребенку листы бумаги одного цвета, но различных оттенков и попросите классифицировать от светлого до темного (в пять лет он должен уметь классифицировать шесть оттенков, в шесть лет — десять).

Такое же упражнение можно выполнить с оттенками различных цветов: голубая бумага и красная, голубая и две красные, голубая и три красные и так далее.

Потом ребенок должен воспроизвести оттенки с помощью цветных карандашей. Для лучшего усвоения сравните понятие «оттенок» с понятием «величина». Вырежьте четыре прямоугольника разного размера. Попросите ребенка классифицировать их по величине, а потом раскрасить, например, в голубые цвета — с бледно-голубого до темно- голубого в соответствии с размером (самый маленький — бледно-голубой и так далее).

Эти игры забавляют детей, а также развивают их художественный вкус и зрительное восприятие.

Источник