Игрушки для сенсорного развития ребенка своими руками

Современные родители начинают заниматься развитием ребёнка буквально с первых дней его жизни. Педиатры и психологи рекомендуют уделять особое внимание мелкой моторике, так как она напрямую связана с формированием речи. Производители игрушек давно подхватили эту идею и воплотили её в жизнь, выпуская многочисленные развивающие игрушки. Но многие из них можно сделать своими руками.
Почему нужно развивать мелкую моторику
Многие знают о необходимости развития мелкой моторики детей с раннего возраста. Однако не все понимают, для чего это нужно и что представляют собой такие занятия.
Мелкой моторикой называется способность выполнять точные действия кистями рук и пальцами. Она скоординирована работой нервной, мышечной, костной и зрительной систем. Её развитие начинается в первые месяцы жизни ребёнка с разглядывания собственных пальчиков и ручек. Затем малыш постепенно учится овладевать ими, беря игрушки. Моторные навыки положительно сказываются на ловкости рук, формировании будущего почерка у школьника, на скорости реакции.
Установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от степени сформированности движений пальцев рук. В мозге человека центры, ответственные за речь и моторные навыки, расположены рядом. Таким образом, при стимулировании одного участка активизируется и другой.
Игрушки своими руками для развития мелкой моторики у детей
Полки детских магазинов предлагают широкий ассортимент развивающих пособий. Не секрет, что их стоимость достаточно высока. Для заинтересованных мам не составит труда сделать игрушки для мелкой моторики своими руками. А главной останется уникальность — ведь они будут выполнены с огромной нежностью.
Сенсорные мешочки
Сшить сенсорные мешочки своими руками совсем несложно. Понадобится плотная ткань разных расцветок и фактур и наполнитель, в качестве которого можно использовать:
- макароны (спиральки, ракушки, бантики, трубочки);
- крупы (пшено, гречка, перловка, рис, овёс);
- муку и крахмал;
- бобовые (фасоль, горох, соя, бобы, кукуруза);
- конфетки;
- орехи;
- природные материалы (жёлуди, каштаны, ракушки, камешки);
- ластики разных форм;
- вату или синтепон;
- пуговицы и бусины.
Макаронные изделия разных размеров и форм — оригинальный и безопасный наполнитель для сенсорных мешочков
Правила безопасности
Природные материалы перед использованием нужно промыть и тщательно высушить, а игрушки с пищевыми продуктами обязательно хранить в сухом месте — макароны и крупы боятся влаги. Мешочки должны быть сшиты или завязаны таким образом, чтобы малыш не при каких обстоятельствах не смог достать их содержимое.
Видео: как сделать сенсорные подушечки своими руками
Фотогалерея: самодельные сенсорные мешочки
Сенсорный кубик
Такая игрушка представляет собой куб, на гранях которого расположены объёмные предметы разных форм и оттенков или аппликации из всевозможных материалов.
Сенсорный кубик стимулирует малыша совершать разные действия: тянуть, трогать, дёргать, перебирать пальчиками
Как сделать куб для развития мелкой моторики
Для того чтобы сделать сенсорный кубик своими руками, понадобятся:
- небольшие кусочки ткани разных фактур и цветов;
- синтепон или поролон в качестве наполнителя;
- флизелин;
- декоративные элементы (пуговицы, ленточки, верёвочки, колечки, остатки ткани, термонаклейки);
- нитки;
- утюг;
- швейная машина.
Из лоскутков ткани (это могут быть хлопок, шёлк, бархат и другие) нужно вырезать 6 квадратов с одинаковыми по размеру гранями.
Лучше, если все грани кубика будут сделаны из разных по фактуре и цвету тканей
Из флизелина нужно вырезать квадраты со стороной на 1–1,5 см меньше, чем из ткани. Флизелиновые заготовки накладываются на тканевые и проглаживаются утюгом — обе детали склеятся, получат жёсткую структуру и будут хорошо держать форму.
Флизелиновая основа придаст заготовкам прочность и жёсткость
Каждый квадрат оформляется в соответствии с идеей: это могут быть фигурки зверей и птиц, геометрические фигуры из меха или фетра, термонаклейки, пуговицы, замочки и многое другое.
На каждую грань кубика пришиваются декоративные элементы
Когда оформление закончено, нужно сшить 4 квадрата в одну полоску.
Четыре грани куба сшиваются в одну линию
К одному из квадратов сверху и снизу пришиваются две оставшиеся заготовки.
К одному из квадратов с разных сторон пришиваются оставшиеся грани
Швы делаются по контуру флизелиновых граней, после чего закрепляются. Далее, развёртка сшивается таким образом, чтобы получился кубик.
Все грани сшиваются таким образом, чтобы получился кубик
На последней грани в уголке нужно оставить небольшое отверстие и через него аккуратно вывернуть кубик. Игрушка наполняется поролоном или синтепоном и прошивается потайным швом. Вместе с наполнителем в кубик также можно поместить шуршащую бумагу или колокольчик.
Каждая грань сенсорного кубика оформлена по-своему и вызывает разные тактильные ощущения
Видео: как сделать развивающий кубик своими руками
Тактильная подушка
Сенсорные (тактильные) подушки подходят для малышей от 2–3 месяцев до 3 лет. Всё зависит от набора тех элементов, которые на неё помещены. Для самых маленьких подойдёт небольшое количество простых материалов. Перед тем как давать такую игрушку ребёнку, нужно убедиться, что все элементы прочно закреплены: если кроха потянет один из них в рот, он не должен оторваться.
Для детей от 1 года можно подобрать и пришить более разнообразные и сложные развивающие предметы: замочки-молнии, пуговки, шнуровки, липучки, бантики и верёвочки, которые можно завязывать и дёргать. Сделать такую игрушку можно, используя уже готовую подушку и сшив для неё наволочку с декоративными элементами.
Фотогалерея: сенсорные подушки разных форм
Подушка для развития мелкой моторики своими руками
Сшить такую подушку можно дома.
Игрушка-самоделка принесёт много радостных минут и маме, и малышу
Для её изготовления понадобятся:
- ткань — зелёная (53×30 см) и голубая (83×20 см);
- флизелин (53×50 см);
- ткань для задней стороны (50×55 см);
- фетр разных цветов и нитки мулине в тон;
- молния длиной 50 см;
- липучка, пуговки, тесьма, ленточки, шляпная резинка;
- ватман, бумага, карандаш;
- ножницы;
- нитки, иголки и булавки для шитья;
- подушка 45×50 см.
Перед тем как приступить к шитью, нужно сделать эскиз будущей подушки в натуральную величину. Для этого можно использовать трафареты.
Эскиз, выполненный на бумаге, должен быть в натуральную величину
Ткань голубого цвета разрезается на две полоски (первая — 30×20 см для кармашка, вторая — 53×20 см для основы). Кусок зелёной ткани и голубой лоскут, заготовленный для основы, по размерам дублируются флизелином. Отрез для кармашка складывается пополам.
Из голубой ткани будет выполнена часть основы, а также кармашек
Из жёлтого фетра и лент соединяется солнышко: круг диаметром 10 см и 7–8 полосок по 10 см в длину каждая.
Из жёлтого фетра и лент делается солнышко
Фетровое солнышко со сложенными пополам лучами-лентами крепится булавками к голубой ткани, приготовленной для кармашка.
Лучи выкладываются и крепятся булавками в виде петелек
Детали сшиваются на швейной машине или вручную маленькими аккуратными стежками.
С помощью машинного шва солнышко пришивается к заготовке-кармашку
Элементы основной части (голубой и зелёной) и кармашка соединяются вместе.
Основа из зелёной ткани располагается снизу, из голубой — сверху. В верхний левый угол прикладывается кармашек с солнышком
Затем соединяются булавками основа и подложки из флизелина, после чего сшиваются.
Основа соединяется с флизелином и сшивается
Из фетра вырезаются элементы с нарисованного эскиза.
«Фетровые волны» соединяются между собой. Для каждой рыбки нужно две детали (можно разного цвета) и резинка длиной 10–15 см
Резинки с завязанными на кончиках узелками помещаются между элементами рыбок и сшиваются. Волны выкладываются на основу (отступив от краёв 1–1,5 см для припусков на швы).
Волны и рыбки прикладываются к основе
Разноцветные рыбки помещаются между волнами и фиксируются. Элементы реки сшиваются сначала внизу, потом по всему периметру.
Рыбки помещаются между волнами
Следующий элемент — дерево. Для каждого из них нужно две заготовки кроны, один ствол и несколько яблок или груш. Детали сшиваются между собой, при этом фрукты располагаются внутри между двумя кронами, а ствол остаётся сверху.
Фрукты прячутся внутри дерева, чтобы у малыша была возможность их найти
Заготовка для железной дороги делается из серого фетра. Её размер 53х5 см.
Полоску из серого фетра нужно сложить пополам и вырезать поперёк небольшие полоски, не доходя 5 мм до края
Железная дорога помещается на зелёную полянку, на которой уже есть река и деревья.
Все детали пришиваются к основе
Для изготовления паровоза и вагончика также понадобится по два элемента. Лицевые детали оформляются с помощью фетра разных расцветок (колёса, окошки, труба). Детали сшиваются сверху. На задний край паровозика крепится небольшая пуговица, а на вагончик — маленькая петля из ленточки. Через незашитый край продевается тесёмка длиной 50 см, на концах которой завязываются узелки. Конструкция располагается на железной дороге и фиксируется.
Между лицевой и изнаночной деталями паровозика продевается тесьма, благодаря которой поезд сможет ездить
Из голубого фетра делаются облака — также по два элемента. Через них, как сквозь паровозик, пропускается тесьма, концы которой пришиваются к голубой части основы.
Благодаря тесьме облака смогут плыть по небу
Из фетра разных цветов вырезаются цветочки, для серединки которых используется липучка, и помещаются на зелёную полянку рядом с речкой. Шов делается по краю липучки, а лепестки остаются свободными.
Цветы пришиваются к основе по периметру серидинки-липучки, лепестки остаются свободными
По примеру рыбок делаются бабочка и пчела. На обратную сторону каждой фигурки пришиваются липучка — так насекомые смогут садиться на цветы.
Пчела и бабочка делаются по такому же принципу, что и рыбки, только к их обратной стороне пришивается липучка
В середину куска ткани, которая была выбрана для задней стороны наволочки, вшивается замок.
К задней части наволочки пришивается замок-молния
Передняя и задняя части наволочки складываются лицевыми сторонами внутрь и сшиваются по периметру, оставляя припуски на швы (1–1,5 см с каждой стороны).
Припуски на швы можно обработать на оверлоке или прошить зигзагом
По желанию можно сделать фигурки зверей, которые будут кататься в поезде. Мордочки им можно нарисовать маркером.
В паровозик можно поместить пассажиров — например, зайчика и мишку
Наволочка готова. Малыш может играть с ней, помещая зверей в вагончик, катая поезд по рельсам, сажая насекомых на цветы, ища фрукты на деревьях.
Тестопластика
Эффективно способствует развитию двигательной способности пальчиков лепка. Пластилин, с которым все родители знакомы с детства, давать годовалому малышу опасно, ведь он всё пробует на вкус. На помощь приходит обыкновенное тесто. Его можно самостоятельно приготовить из безопасных компонентов.
Рецепт теста для лепки
Для него понадобятся соль мелкого помола и вода (по одной части), мука (2 части).
- Соединить соль и муку в глубокой чаше, добавить воду.
- Хорошо перемешать.
- Вымесить массу до консистенции мягкого пластилина.
Если после приготовления тесто прилипает к рукам, можно добавить к нему соль и муку (соблюдая пропорцию). В случае получения крошливой текстуры, достаточно увеличить количество воды.
Если малыш любит лепить, можно сразу сделать много теста. Хранить его нужно в холодильнике, отщипывая «рабочие» кусочки по мере надобности. Но долго хранить такой материал не следует — со временем тесто теряет эластичность. Для детей постарше можно в процессе приготовления добавить пищевой краситель. После высыхания фигурки из теста становятся твёрдыми и прочными. Их можно раскрашивать и использовать для игр.
Фотогалерея: фигурки из теста, сделанного своими руками
Разборные элементы
Очень хорошо развивает моторику игра с мелкими деталями.
Пальтишки из фетра
Все крупные детали на таких образцах (карманы, рукава и даже воротник) съёмные. Ребёнок сам сможет создавать интересные модели, комбинируя цвета. Такие игрушки подойдут для малышей с двух лет.
У этих разноцветных маленьких пальто все детали съёмные — их можно менять местами и комбинировать
Математические шнурочки
Когда малыш начнёт проявлять интерес к цифрам, можно предложить ему математические шнурочки. Они не только хорошо развивают мелкую моторику, но и помогают выучить счёт.
Оригинальные шнурочки с бусинками помогут малышу научиться считать
Видео: дидактические игры со шурками
Шнуровка
Такие приспособления отлично подходят для совершенствования двигательной активности пальчиков и ручек. Ведь разноцветную верёвочку нужно не просто взять — она должна попасть в маленькое отверстие.
Простую шнуровку можно сделать из любой безопасной поверхности: деревянной дощечки, пластиковой крышки или обычного плотного картона. На них с помощью нагретой на свечке отвёртки или шилом нужно в произвольном порядке проделать отверстия диаметром 5 мм.
Для самодельной шнуровки подойдёт обычная пластмассовая баночка или крышка
Ещё более простой способ занять ребёнка шнуровкой — использовать дуршлаг.
Для шнуровки можно использовать обыкновенный дуршлаг, просто добавив к нему несколько разноцветных шнурков
Более сложные шнуровки можно выполнить в виде любых форм. Для этого понадобится чуть больше времени, фантазии и материала.
К изображению домика с помощью верёвочки можно прикрепить крышу, окно и забор
Сортеры
Сортеры, кроме мелкой моторики, позволяют развить в малыше усидчивость, внимательность и сообразительность. Сделать их своими руками также возможно, хотя и немного сложнее, чем шнуровки или математические шнурочки.
Для сортера понадобится картонная коробка и несколько небольших игрушек разной формы. На одной стороне коробки нужно вырезать отверстия, соответствующие формам выбранных предметов, только немного больше по размеру.
Фотогалерея: сортеры, сделанные своими руками
Развивающие стенды — универсальные дидактические приспособления
Развивающий стенд может сочетать элементы всех описанных предметов и игр.
Такая игра может надолго занять ребёнка практически любого возраста
Чтобы сделать такую доску, можно прикрепить к листу ДВП или ненужной столешнице любые предметы, которые найдутся в доме:
- шпингалеты,
- замочки,
- розетки с прикреплёнными к ним вилками,
- выключатели разных размеров и форм,
- дверные крючки,
- засовы,
- крючки для одежды,
- старый дисковый телефон,
- колокольчик на верёвочке,
- металлофон.
Со временем имеющиеся предметы можно менять на новые, сохраняя интерес ребёнка к игре.
Для стенда можно использовать любые практические любые предметы, которые вызывают интерес малыша
Развивающие книжки
Развивающие книжки — это огромное удовольствие для малышей любого возраста начиная с того момента, когда у ребёнка получается самостоятельно сидеть.
Фотогалерея: книжки для развития мелкой моторики своими руками
Видео: развивающие книжки ручной работы
Массажный коврик для ног
Мелкая моторика — это развитие не только рук, но и пальчиков на ногах. Ортопеды говорят о положительном эффекте хождения ребёнка босиком по разным поверхностям. Летом это сделать проще — можно ходить по песку, траве, гальке. А в остальные сезоны пригодятся чудо-коврики: на плотную ткань нашиваются или приклеиваются небольшие плоские камешки, пластиковые крышки от бутылок, пуговицы и многое другое.
Фотогалерея: самодельные массажные коврики
Развитие мелкой моторики у ребёнка возможно и без дорогостоящих магазинных игрушек. В доме всегда найдётся много предметов, интересных детям. Совместное семейное творчество даёт удивительное ощущение близости, а ещё больше радуют восторг и успехи ребёнка.
- Автор: Татьяна Подлегаева
- Распечатать
Здравствуйте, меня зовут Татьяна, мне 42 года. Живу в г.Кемерово. По образованию я инженер по специальности “Технология и организация общественного питания”, но с самого окончания института работаю преподавателем в вузе. Имею большой опыт в написании статей как научного, так и научно-познавательного характера, доступного для понимания всем читателям. Пишу свои статьи, основываясь на фактах, а также высказывая свое мнение
Оцените статью:
Источник
Автор:
Таут Ирина Петровна
воспитатель
МАУ ДО «Сорокинский
центр развития ребенка – детский сад№1»
Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Особенно дети любят играть бытовыми предметами, такими как песок, вода, различные баночки, бутылочки. Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, слуха, обоняния, вкуса, Если ребенок уже в раннем детстве получит богатый сенсорный опыт, это поможет ему гораздо уютнее чувствовать себя в дальнейшем, во взрослой жизни, а также поможет успешно учиться. Сейчас многие производители стали выпускать прекрасные игрушки для детей. Это и развивающие коврики, и мягкие книжки, сшитые пазлы или шнуровки. Однако интересную развивающую игрушку можно сделать своими руками. Сенсорные игрушки, изготовленные своими руками, несут заряд позитивной энергии, тепло и нежность рук, и получаются неповторимыми.Работая с маленькими детьми, я отметила, что возникает потребность в развитии мелкой моторики, поэтому у меня появилась идея создать цикл игрушек для сенсорного развития, используя подручные материалы. В ход пошли самые различные предметы: крючки, пуговицы, шнурки, липучки и другой подручный материал, который найдётся в любом доме. Подыскивала различные варианты развивающих ковриков, модулей планшетов. В целом получились неплохие пособия с минимумом финансовых затрат.Большую помощь в изготовлении поделок, оказали родители моих воспитанников. Все вместе мы пришивали, клеили, прибивали, творили, изобретали.
Цель данных пособий: развитие сенсорных способностей детей раннего возраста, памяти, мышления, воображения, развивать моторику рук, тактильные ощущения.
Пособия содержат задания и упражнения для сенсорного развития, мелкой моторики рук, речи, логического мышления, воображения, творческих способностей ребёнка.
Все упражнения просты для выполнения. Их регулярное повторение способствует развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, ловкости и координации движений. Оказывает благоприятное влияние на развитие логического мышления, внимания, памяти.
Пособия легки в использовании, ими могут играть как один, так и несколько детей сразу в любом пространстве, как группы, так и на прогулке.
Сенсорный куб
Цель пособия: Развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику. Формировать восприятие качества предметов, учить совместной игре и взаимодействовать в коллективе.
Куб прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места. В него могут играть одновременно несколько детей. Изготовлен куб из шести пластмассовых решёток для раковины, грани скрепляются изоляционной лентой. Внутри куба находится несколько цветных шариков разного диаметра. на верхней грани с внутренней стороны подвешен маленький колокольчик.
На каждой боковой грани с наружной стороны располагаются различные предметы для развития сенсорных способностей детей. Это – ленточки для завязывания бантиков, верёвочки для плетения косичек, бусины – для тактильных ощущений, контейнеры от «киндер-сюрпризов» – с ароматическими наполнителями, небольшие игрушки, цветные прищепки для закрепления основных цветов.
Математический планшет «Геометрик»
Цель пособия: развитие мелкой моторики пальцев рук, знакомство с геометрическими фигурами. Пособие способствует развитию логики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости.
Пособие выполнено из деревянной доски размером 50х50см. оклеено самоклеющейся плёнкой. Вся поверхность разделена на четыре сектора: жёлтый, красный, синий, зелёный, при помощи силовых кнопок. Играть могут одновременно от 1 до 4 человек. Детям даются разноцветные канцелярские резиночки с помощью которых они изображают различные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Уникальная методика “рисования резиночками” даст ребенку возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, научит ориентироваться на плоскости. Развивает внимание и усидчивость.
Модуль с замочками
Цель пособия:Увлекательная игра с замочками поможет ребенку развить мелкую моторику рук, узнать много нового об окружающем мире, Способствует развитию произвольности, познавательной активности, мелкой моторики, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, творческих способностей, игровой деятельности, памяти, комбинаторных способностей, абстрактного мышления.
Открывая и закрывая замочки, ребенок сам может проверить, все ли правильно он делает. И если что-то не так, то сам сможет исправить свои действия. Выполнение этого принципа очень важно для развития самостоятельности ребенка и его желания учиться.
Каждая дверца имеет свой неповторимый замочек и цвет. Открывая дверцу ребёнок учится пользоваться закрывающим устройством (крючок, шпингалет ,щеколда) но и видит за ней картинку соответствующую цвету дверцы.
в нижней части пособия располагаются различные приспособления для развития детей (розетка, выключатель, калькулятор). Ребёнок узнаёт назначение предметов, учится ими манипулировать, расширяет свой кругозор.
Развивающий коврик
Цель пособия: развивать тактильные ощущения детей, речь, внимание, способствует выработке усидчивости при работе с данным ковриком.
Пособие выполнено из тканей разных по цвету и фактуре. В первом ряду представлены различные виды тканей. Дети на ощупь сравнивают ткани, какая гладкая, а какая шершавая, грубая.
А во втором ряду – искусственный мех, Сравниваем длину и цвет меха, какому животному принадлежит. Третий ряд представлен в виде набора геометрических фигур. Дети учатся называть фигуры, их цвет и отличительные качества друг от друга.
Развивающее пособие Гусеница
1 круг гусеницы – помогает детям сравнивать предметы по величине и цвету, сравнивать фактуру пуговиц. Развивая тем самым внимание, память, мышление.
2 круг – направлен на развитие мелкой моторики пальцев рук. На нем располагаются несколько разноцветных замочков-молния, с помощью которых дети закрепляют знания цвета предметов и развивают моторику пальцев рук.
3 круг гусеницы – оформлен спиралью из бусин разного цвета и формы (колечки, звёздочки, ракушки, шарики) играя ими, дети закрепляют знания цвета развивают тактильные ощущения.
4 круг – оформлен в виде домиков с крышей. Половинки домиков соединяются при помощи крючков и пуговиц. Открывая дверцы детей, ждёт сюрприз (жители домиков), Игра направлена на развитие умения детей манипулировать различными видами застёжек (крючки, пуговицы, липучки).
Список литературы:
1.Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. Автореферат. – М., 1975.
2.Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. – №12. – 2006.
3.Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: БрГУ, 2007.
4.Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей/ Сост. предисловие А.М. Волумбаева. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001.
5. Интернет ресурсы: https://www.maam.ru/
6.Интернет ресурсы: 1september.ru
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf
Источник