Игрушки для развития речи ребенка
Развивающие игрушки для детей пользуются большой популярностью среди родителей. Они ориентированы на создание мотивации к какому-либо действию. Игрушки для развития речи стимулируют у ребенка желание говорить. Но не каждая развивающая игрушка является таковой в действительности. Какие игрушки необходимы для развития речи детей?
Игрушки для развития речи малышей до 1 года
Пирамидка (с 6 месяцев). Правильная пирамидка должна соответствовать следующим требованиям:
- В первой пирамидке должно быть не больше 5 колечек.
- Стержень пирамидки должен иметь одинаковую толщину по всей длине.
- Размер дырочек во всех кольцах должен быть одинаковым.
- У пирамидки должно быть устойчивое основание.
- Для детей старше года все кольца пирамидки должны иметь один цвет.
При помощи пирамидки малыш будет развивать моторику, оказывающую огромное влияние на речевое развитие. Освоит понятия «большой − маленький». Кроме этого, освоит сортировку, начальные навыки сравнения, счета, познакомится с основными цветами.
Мячи (с 6 месяцев). Желательно разнообразие размеров, цветов и свойств (гладкие и пупырчатые, жесткие и мягкие, тяжелые и легкие). Мячи отлично подходят для физического развития ребенка. Помимо этого, они прекрасно способствуют развитию мышления. При их помощи можно учить малыша сравнивать, классифицировать, изучать цвета, размеры, отрабатывать словарь прилагательных.
Кубики (с 7 месяцев). Набор должен состоять из разных форм: куб, кирпичик, призмы, цилиндры. Эти детали – хороший материал для развития мышления, воображения, фантазии. Ребенок постарше может строить целые города и сочинять истории о них, что является прекрасным пособием для формирования связной речи. При помощи набора кубиков можно знакомиться с математикой: изучать счет, формы, величину.
Машинка на веревочке (с 7 месяцев). При простом притягивании игрушки за веревочку у ребенка впервые появляется вывод о причинно-следственных связях. В возрасте 8 месяцев нужен самосвал − кроха крутит колеса, учится управлять машинкой, объезжать препятствия, возить в кузове различные предметы и выгружать их, катать любимые игрушки. Таким образом, у ребенка формируются пространственные представления, отрабатываются предлоги и приставки.
Кукла (с 8 месяцев). Обычная кукла необходима всем детям вне зависимости от пола. Так как она является проекцией человека в игрушечном мире. На кукле малыш учится показывать и называть части тела, с ней можно обыгрывать различные режимные моменты и бытовые ситуации. Так малыш впервые осознает свое место в окружающем мире, развивается личность. В игре с куклой можно наращивать словарь существительных на различные темы, учить глаголы, изучать части тела, предметы одежды.
Игрушки для развития речи детей после 1 года
Матрешка. По своему назначению матрешка похожа на пирамидку, но на более сложном уровне. Простые манипуляции с матрешкой доступны даже малышу. По мере взросления вариантов игр с матрешкой становится все больше. Она помогает в освоении порядковых числительных, сравнительных форм прилагательных, предлогов.
Музыкальные инструменты (ксилофон, барабан, бубен). Инструменты необходимы для развития чувства ритма. Отстукивание ритма, выполнение движений под заданный ритм играет важную роль в формировании речевых процессов, в частности, фонематического слуха. Музыкальные инструменты пригодятся при театрализованных постановках, а также в сюжетно-ролевых играх.
Сортер. С его помощью ребенок учится соотносить объемные фигуры по форме и размеру с их плоскостным изображением. Развивается логика, зрительная память, мышление, мелкая моторика. Первый сортер должен иметь не больше трех отверстий простых форм. Если их слишком много, малышу трудно выполнить задание, он не получает удовлетворения от игры. Когда ребенок научится справляться с простым сортером, можно увеличить количество отверстий и разнообразие форм.
Рамки-вкладыши. Желательно, чтобы элементы были одного цвета и ровно вставлялись на свои места. Ребенок будет узнавать фигуры по контурам для формирования их наглядных образов. При выборе вкладышей нужно обратить внимание на то, чтобы нельзя было неправильно вставить фигуру. Когда ребенок сможет верно определять место вкладыша в рамке, можно попробовать вставлять фигурки с закрытыми глазами, тем самым развивая тактильные ощущения, образное мышление, координацию. Происходит развитие речи: ребенок сначала понимает, а затем произносит самостоятельно, кто или что перед ним, какие у него свойства, какие действия может осуществить этот предмет или объект. Элементы вкладышей можно использовать в играх-театрализациях, в отработке отдельных сторон речи.
Посуда. Процессу еды отведено важное место в жизни людей, с ним связаны сильнейшие чувства − голод и насыщение. На еду тратится значительная часть времени, поэтому играм с посудой важно уделять должное внимание. В процессе еды происходит становление сюжетной игры, являющейся сильнейшим стимулом для развития речи и мышления. В играх с детской посудой отлично задействована мелкая моторика рук, активно развиваются сенсорные ощущения. Такая игра способствует формированию логических операций, закладывает навык простейших арифметических операций.
Фигурки животных и людей. Они позволяют воспроизвести в игре реальный мир. Ребенок создает игровой мир и заполняет его персонажами. Это не только игра, фигурки − идеальное пособие для развития. Нельзя обойтись без речи – мы называем персонажей, рассказываем о них истории. Называя части тела животных, можно отрабатывать притяжательные прилагательные, составлять рассказы-описания. Можно классифицировать животных по способу передвижения, среде обитания, внешнему виду. При имитации реальных действий формируется связная речь, развивается мышление, воображение, фантазия.
Игры для речевого развития из подручных средств
Развивать речь ребенка можно не только специальными игрушками, но и при помощи подручных средств
Игры с прищепками. Прищепки развивают мелкую моторику, внимание, зрительное восприятие, речь, мышление, память. Варианты игр с ними могут быть разнообразными. Прищепки можно считать, сортировать по цвету и размеру, применять для конструирования. Детям очень нравятся такие игры, так как они не только тренируют моторику, а самостоятельно придумывают и воссоздают образ, что стимулирует развитие речи. Прищепки нужно выбирать достаточно слабые, чтобы ребенок мог сам манипулировать ими и не прищемил пальцы.
Сортировка. Сортировать можно абсолютно любые предметы: одежду, обувь, столовые приборы, посуду, крупы. Варианты сортировки тоже могут быть разнообразными: по цвету, размеру, форме, области применения. В процессе сортировки ребенок учится классифицировать, анализировать, сравнивать. Развивается моторика, мышление, воображение, логика.
Пазлы. Пазлы отлично подходят для развития речи. С их помощью можно изучать целое и его части, прилагательные, предлоги, пространственные отношения. Знакомство с пазлами из 2 частей можно начинать около двух лет. Не обязательно использовать покупные, достаточно просто разрезать картинки с изображениями знакомых предметов на несколько частей.
Копилка. Вместо обычной копилки, подойдет любая коробка или банка с отверстиями на крышке. В них можно складывать разнообразные мелкие предметы, развивая логику, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, умение рассуждать, логически обосновывать свое действие.
Игры с крупами. Дети очень любят играть в прятки. Они с удовольствием будут искать клад или пропавших детенышей зверей в емкости с крупой. Интересный сюжет побуждает ребенка к фантазированию, воображению, порождает желание и необходимость говорить. При манипуляциях с мелкими предметами развивается мелкая ручная моторика, сенсорные ощущения, стимулируются речевые центры.
Во время игр с мелкими предметами необходимо помнить о безопасности ребенка, нельзя оставлять его без присмотра!
Использование игр и игрушек, развивающих речь, разумеется, положительно влияет на детей. В игре впервые возникают первые попытки соединить слова в предложения. Кроме этого, возникает потребность в речевой коммуникации, так как не всегда получается выразить просьбу и игровую задумку, используя невербальные средства общения.
Но следует помнить, что при переизбытке игрушек ребенок быстро теряет интерес к ним, а также снижается уровень воображения и ситуативного мышления. Поэтому количество игрушек должно быть ограничено.
✔Обратите внимание! Наш логопедический портал и его читатели высоко оценили качество услуг логопедического центра “Лидер”. ★★★★★ Это единственный центр в Москве и в Центральной России, где работают профессионалы, главный принцип которых – это исправление любых дефектов речи в кратчайшие сроки, в том числе и дистанционно онлайн. Перейти на сайт центра речи “Лидер” >>>
Источник
Развитие речи ребенка – важный и сложный процесс. Большинство родителей рано или поздно задаются вопросами: от “мы не выговариваем Р” до “мы вообще не говорим”. Несмотря на то, что мы признаем индивидуальный путь развития каждого ребенка, существуют нормы развития речи, этапы и закономерности.
Вот наступило время, и ваш малыш начал говорить, сначала неразборчиво, потом все лучше и лучше. Не надо останавливаться, ведь ребенку необходимо дальше развиваться. Теперь предстоит научить его читать. Этот процесс не из легких, но что делать, ведь только от вас зависит формирование навыков крохи.
Можно помочь ребенку в домашних условиях с помощью развивающих пособий и игрушек – начать заниматься, это поможет ему легче освоиться в школе и не отставать от своих сверстников.
Основной период речевого развития выпадает – на период игровой деятельности.
Соответственно и занятия будут эффективнее, если проводить их в игровой форме. Часто даже не обязательно придумывать занятие в форме игры, так как, по сути, любая игра несет в себе развивающие функции.
Основные правила техники чтения и речевое развитие:
– Никогда не надо заставлять ребенка, он сам должен проявить желание учиться, иначе этот процесс «из-под палки» ни к чему хорошему не приведет;
– Обязательно заинтересуйте малыша, ему эти занятия должны нравиться. Ни в коем случае не ругайте кроху, а наоборот хвалите, если у него начинает получаться;
– Сначала читайте ему сами вслух, для этого купите красочные книжки с картинками, чтобы ребенку было интересно;
– Начните с произношения звуков, букв. Сильно не перегружайте ребенка, учите по чуть-чуть. Если вы замечаете успехи, двигайтесь дальше;
– Следующим этапом идут простые слоги: «ма-ма», «па-па» и так далее;
– После, односложные слова: «дай», «кот», «дом». Обязательно занимайтесь с ребенком каждый день, повторяя прошедший материал, чтобы он запоминал. В этом Вам погогут деревянные игрушки для речевого развития – ведь в игровой форме только ребенок начинает воспринимать и запоминать материал!;
– Далее, после того как малыш начал читать слова, можно переходить к простым предложениям;
– Просите читать ребенка везде, гуляете на улице – вывески, в магазине – рекламные билборды, в маршрутке – объявления. Везде, где есть что прочесть, простите его читать;
– Приобретайте специальные деревянные игрушки и пособия, которые помогут в процессе обучения, это и музыкальная азбука, и кубики с алфавитом и пазлы с буквами. Также смотрите мультфильмы по теме обучения чтению, сейчас их очень много;
– Начните обучаться в игровой форме, например, вы начинаете слово, малыш заканчивает: «не-бо», «мо-ре». Также можно из кубиков с буквами составлять слова, сначала короткие, потом более длинные;
– Вместе создавайте буквы, рисуйте их, лепите, клейте. Ребенку будет это интересно;
– Купите букварь, обязательно чтобы он был красочным. Малышу будет легче учиться по нему;
– Следите за произношением ребенка, конечно же, сразу у него не будет получаться, показывайте на своем примере, как правильно произносить слоги и слова;
– Ежедневно повторяйте процесс чтения, для вас это должно стать определенным ритуалом;
– Никогда не торопите малыша, пусть соберётся и сколько времени нужно, столько и читает;
– Не посмеивайтесь над ним в случае неудачи, а наоборот всегда поддерживайте.
Советы речевого развития.
Не надо соврем рано нагружать ребенка чтением, но и затягивать не надо. Пойдя в школу, ребенок должен уже хорошо уметь читать и это только ваша задача помочь ему в этом. Ведь тогда вашему отпрыску будет легче освоиться в коллективе и не отставать от сверстников. Главное, наберитесь терпения и тогда все получится.
А теперь, давайте заглянем в «сундук» с игрушками!
- Мячик.
- Волшебный мешочек или коробка с сюрпризом.
- Трубочка.
- Пирамидки.
- Волчок.
- Пинцет, палочки.
- Прищепки.
- Звучащие предметы (развитие фонетического слуха).
- Бибабо или игрушки на руку. (Кукольный театр, пальчиковый театр)
На самом деле, список игрушек можно продолжать! Все зависит от конкретной ситуации. Кому-то необходимы все эти игрушки и даже больше, а другим даже столько не нужно, т.к. речь и так прекрасно развивается. Доверяйте своей родительской интуиции и мнению специалиста о вашем ребенке и тогда успех в развитии речи вам обеспечен.
Приятного творчества и веселых игр!
Источник
Не все развивающие игрушки одинаково полезны. Сегодня рынок детских “развивашек” пестрит разнообразием, давайте разберемся, что будет полезно для развития речи и мышление детей второго года жизни.
Возможно, вы удивитесь, что в моей подборке такие простые игрушки. Где же интерактивные зайчики, компьютеры, детское фортепиано и прочие современные игрушки? К сожалению, все эти детские гаджеты не несут большой пользы.
Какими должны быть игрушки?
Игрушки в зоне ближайшего развития
В этом возрасте продолжается активное формирование и развитие психических функций. Важно: игрушки должны быть со смыслом, чтобы ребёнок тратил запас внимания с пользой. Кроме того, игрушки должны соответствовать навыкам ребенка или входить в, так называемую, зону ближайшего развития. То есть то, что ребенок пока не умеет делать самостоятельно, но может делать с помощью взрослых. То, что он на данный момент ещё не освоил, но что по уровню сложности ему будет под силу в ближайшее время.
Например, ребенок сам может построить башню из двух кубиков, а с помощью мамы – из пяти. В скором времени он сможет самостоятельно строить башню из большего количества кубиков.
Как только ребенок начинает справляться с игрушкой с лёгкостью и мгновенно, она перестает для него быть развивающей.
На игрушках для малышей не нужны цифры и буквы.
Знаковая система малышам второго и третьего года жизни не нужна. В этом возрасте буквы и цифры лишь будут перетягивать внимание ребёнка, в то время, как ему особенно важно сконцентрироваться на предметах, понятиях, действиях, звуках.
Как и для детей до года остается актуальным разнообразие текстур и фактур игрушек.
Отдаем предпочтение деревянным, тканевым игрушкам в противовес пластмассовым. Иногда набор отрезков разных тканей может оказаться во много раз лучше десятка одинаковых на ощупь пластмассовых машин и нереалистичных персонажей.
Помним, что в возрасте до трёх лет у малышей основная – предметно-манипулятивная деятельность.
Соответственно, ребёнку подходит то, что можно открывать и закрывать, вкладывать одно в другое, ставить одно на другое, нанизывать, рассыпать и собирать и т.д.
Приведу несколько вариантов конкретных примеров игрушек и расскажу, как правильно в них играть.
Логическая пирамидка
В первые месяцы второго года жизни остается актуальной пирамидка. К 1.5 годам ей на смену приходит логическая пирамидка. В моём примере она пластмассовая, но всё-таки лучше покупать деревянную, если есть такая возможность.
Логическая пирамидка
- Сначала даём ребёнку собранную пирамидку, пусть он её разберет.
- Далее оставляем только круги с одним отверстием и предлагаем нанизать.
- Следующим этапом предлагаем элементы с двумя отверстиями. И так далее, усложняя задание.
- Когда ребенок познакомился с нанизыванием кругов и прямоугольников, можно предложить их вместе.
Кубики
Лучший вариант кубиков – это, конечно же, набор деревянных кубиков основных цветов: красный, жёлтый, синий, зеленый.
Что касается кубиков, можно использовать и пластмассовые. Главное для ребенка до двух с половиной лет, чтобы кубики помещались в ручку были основных цветов, чтобы можно было выучить цвета и закрепить определение одинаковый-разный.
- Из кубиков строим башни.
- Сначала произвольную башню, чтоб освоить навык ставить предметы один на другой.
- Затем строим башню по образцу. Построй такую же.
- Учим цвета. Сначала берём кубик и просим малыша найти ещё точно такой же кубик. Когда находит, акцентируем внимание на том, что кубики одинаковые.
- Затем ребенок учится искать кубик лишь по названию, без наглядного примера. Найди зелёный.
- И уже потом ребенок научится называть цвета самостоятельно.
Выкладывание кубиков по образцу в горизонтальной плоскости Строительство башни по образцу
Бизиборды
Фигурки животных
Для изучения животных, птиц, насекомых обязательно иметь фигурки-миниатюры. С помощью них учим с ребенком звукоподражания, кто как говорит, кто где живёт. Рассказываем ребенку, что есть домашние животные, есть дикие.
Вкладыши
- Первыми у ребенка должны появиться вкладыши простых геометрических форм.
- Вкладыши с сюжетом хороши для малышей от 1,5 лет.
На моём примере вы видите вкладыш на тему “Ферма”.
В чём польза?
С помощью него хорошо можно отработать понимание глаголов “открой-закрой”.
Повторяем домашних животных.
– Кто спрятался под крышей?
– Киса!
– Как говорит киса?
– Мяу-мяу!
- Ближе к двум годам хорошим дополнением к фигуркам будут вкладыши “Где чей ребенок?”, “Кто где живёт?”, “Кто что ест?”
Стучалка-сортер
Развивает одновременно и мелкую и крупную моторику, логику, внимание, координацию.
Шнуровка
Магнитная доска с магнитами геометрических форм
Вам также может быть интересно:
Какие занятия обязательны для развития ребенка от года до двух лет?
Почему годовалый малыш стал неуправляемым?
Источник
Многопрофильное учреждение АНО «Центр культуры «Хорошевский» приглашает детей и взрослых на занятия. Каждый может выбрать для себя одно или несколько направлений для реализации своих способностей и талантов. В Центре работают многочисленные танцевальные, творческие спортивные, музыкальные, развивающие студии и секции, руководят которыми талантливые педагоги и тренеры.
Танцевальное направление представлено студией эстрадного танца «МЫ!», хореографической студией «Шанс», образцовым ансамблем танца «Ровесник», куда можно привести ребенка с 5 лет. Есть также отдельные секции хореографии (с 5 лет) и ритмики (с 3 лет).
Всех, кто любит рисовать, лепить, мастерить игрушки и развиваться в художественно-творческом направлении, ждут в художественной мастерской «Радуга творчества» (с 3 лет), на занятиях живописью (с 8 лет), флористикой (с 7 лет), есть кружки «Авторская игрушка» (с 7 лет) и «Развивающая глина» (с 5 лет).
Центр культуры «Хорошевский» уделяет много внимания спортивной подготовке детей. Здесь можно отдать детей с 4 лет в секцию шахмат или акробатического рок-н-ролла, на занятия гимнастикой с элементами акробатики – с 4,5 лет, ребята постарше могут заняться с 5 лет каратэ-до и с 10 лет – пневматической стрельбой.
Музыкальное направление Центра способно удовлетворить самые разные предпочтения и детей, и взрослых. С 3 лет малышей приглашают на занятия музыкальным развитием, с 6 лет принимают ребят в вокально-хоровой ансамбль «Конфетти» и мастерскую вокала «Мечтатели», с 5 лет – на занятия фортепиано, в музыкально-театральную студию «Любознайка». Преподаватели ждут желающих играть на классической и акустической гитаре (с 6 лет), работает также студия классической гитары (с 7 лет). Десятилетние ребята и старше могут попробовать свои силы в гитарной школе бардовской песни «Ходынка».
Развивающие занятия очень востребованы среди родителей, которые хотят помочь своим детям подготовиться к школе, исправить недостатки речи, начать изучать английский язык, развить интеллектуальные способности. В Центре по этому направлению работают: студия интеллектуального развития «Знайка» (интеллектуальные игры – с 3 лет, коррекция речи и подготовка к школе – с 4 лет), клуб любителей английского языка – с 5 лет, а также секции коррекции речи – с 4 лет и подготовка к школе – с 4,5 лет.
В Центре культуры «Хорошевский» не забывают и о самых маленьких. Малышей с родителями приглашают в семейный клуб «Любознательный малыш» (с 1,5 лет), в студию раннего развития (с 3,5 лет) и студию «Знайка», которая также проводит занятия по раннему развитию (с 1,5 лет).
Зарегистрированные в Хорошевском районе Москвы многодетные семьи могут воспользоваться льготами на бесплатное посещение одного кружка, студии или секции из этого списка: музыкально-театральная студия «Любознайка», секция «Шахматы», семейный «Киноклуб», студия раннего развития «Знайка», секция «Гимнастика с элементами акробатики», вокально-хоровой ансамбль «Конфетти», кружок «Развивающая глина». Для этого необходимо в Управе Хорошевского района получить по квоте специальный талон. Либо, при наличии соответствующих документов Центр предоставляет многодетным семьям района 50% скидку на групповые занятия в одном из любых других кружков, секций или студий. Дети-инвалиды посещают групповые занятия бесплатно.
Центр культуры «Хорошевский» работает в Москве уже четверть века. Долгие годы бессменным и успешным руководителем учреждения была Матюнина Ирина Александровна, сегодня Центром управляет Зубрилова Галина Владимировна. ЦК «Хорошевский» имеет заслуженную репутацию успешной площадки, позволяющей детям и взрослым проявить свои творческие таланты и устремления, развить способности, найти занятия по душе, воплотить в жизнь мечты, выбрать профессию.
В Центре созданы отличные условия для социально-воспитательной, спортивно-оздоровительной, творческой досуговой деятельности жителей района. Педагоги и специалисты ЦК «Хорошевский» проводят различные мероприятия по профилактике курения, алкоголизма и наркомании, обеспечивают обмен достижениями в информационной, образовательной, спортивной и культурной сферах с представителями образовательных, культурных и спортивных учреждений Хорошевского района, САО и Москвы.
АНО «Центр культуры «Хорошевский» с нетерпением ждет детей и взрослых на занятиях.
Автономная некоммерческая организация «Центр культуры «Хорошевский»
Директор Зубрилова Галина Владимировна
123007, Москва, Хорошевское шоссе, д. 52, к. 2. Телефон: +7 495 941-54-25
123008, Москва, ул. Куусинена, д. 7, к. 1. Телефон: +7 499 195-86-30
Эл. почта: 9415425@mail.ru
Сайт: https://horoshevskiy-deti.ru
Источник