Игрушка как средство развития общения ребенка в раннем возрасте

Игрушка как средство развития общения ребенка в раннем возрасте thumbnail

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего  вида

№11 «Алёнушка»

Консультация для воспитателей

групп раннего возраста

на тему:

«Игрушка как средство общения и психического развития

ребёнка раннего возраста»

Воспитатель: Унусян Ксения Игоревна

г. Воскресенск

2016 г.

Игрушка как средство общения и психического развития

ребёнка раннего возраста

Ребёнок раннего возраста при виде незнакомой игрушки всегда стремится обследовать её. Иногда новизна настораживает его: он внимательно вглядывается в изображение, подолгу рассматривает, протягивает руку. Всё это говорит о том, что у ребёнка уже на первом году жизни возникают ориентировочные реакции, направленные на восприятие окружающей действительности.

Игрушка является главной частью окружающей действительности, когда у малыша ещё не достаточно развита речь, он пользуется взглядом, мимикой, жестом указывая на заинтересовавшую его игрушку. Во взгляде малыша при этом можно прочитать вопрос, разрешение к действию, желание привлечь внимание взрослого к себе, эмоционально откликнуться на происходящее. Игрушка становится средством для формирования ориентировочной деятельности только при условии общения с воспитателем. Именно он развивает познавательную активность ребёнка, побуждая его к действиям.

Огромна роль дидактической игрушки в психическом развитии детей раннего возраста. Дидактические игрушки представляют собой специально составленный набор предметов с запрограммированными свойствами. Задача взрослого – с их помощью обратить внимание ребёнка на различные свойства предметов, научить выполнять задания на подбор по сходству или различию (соотнесение, группировка, сортировка). Занимаясь, например, с пирамидкой, ребёнок в одних случаях обратить внимание на размер колец, в других – на их цвет.

Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрёшками, пирамидками, кольцами, втулками, шариками и т.п. важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребёнка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий как соединение, разъединение, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Дидактические игрушки выполняют ещё одну важнейшую задачу. Они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев.

Занятия с игрушками развивают познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, малыш осваивает прямые и обратные действия.

Игры с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает память – запоминание, узнавание, воспроизведение.

Практический результат действий с дидактической игрушкой, оценка педагога развивают эмоционально – волевую сферу, учат целенаправленности и осознанности в достижении поставленной задачи, доведению начатого дела до конца.

Игрушка как средство общения и психического развития

ребёнка до года

игрушка должна быть подобрана (цвет, форма, звучание, эстетика, гигиена)

– для манипулирования

– для общения

В 2-3 месяца ребёнок смотрит на яркую игрушку, слышит звуки игрушки – погремушки, следит за игрушкой, фиксирует её взглядом, учится смотреть и видеть.

Действия взрослого – игрушкой привлекает внимание ребёнка, учит следить взором, вызывает положительные эмоции.

В 3-12 месяцев малыш учится манипулировать (без учёта свойств предмета), следит за действиями взрослого, пытается повторять действия.

Взрослый организует общение, манипулируя игрушкой.

С 6-7 месяцев разнообразные манипулирования с разными игрушками. Взрослый в общении учит принимать участие в игре: «Где мишка? – вот он!»

С 6-10 месяцев малышу дают книжки – раскладушки (создаётся запас представлений, находит изображённые предметы).

Взрослый, в общении рассказывая, показывает и спрашивает.

Игрушка как средство общения и психического развития

ребёнка до трёх лет

В связи с ведущей деятельностью – предметной – очень важны для психического развития ребёнка соотносящиеся и орудийные действия.

  1. Соотносящиеся действия:

Цель: приведение предметов (их частей) в определённые пространственные отношения.

Игрушки: сборно-разборные (пирамидки, вкладыши) подбираются у учётом формы, величины, цвета.

Взрослый руководит в процессе действий игрушками: показывает и объясняет действия, побуждает к действиям, вселяет уверенность, создаёт положительные эмоции, оценивает.

  1. Орудийные действия:

Цель: употребление одних предметов (орудий) для воздействия на другие предметы (ложкой едят, лопаткой копают).

Взрослый в общении знакомит с миром простых вещей: каждый предмет для чего-то существует, и использовать его надо по назначению.

  1. С полуфункциональными предметами:

Цель: ими (палочки, шишки, камешки) можно замещать отсутствующий предмет.

Взрослый в общении развивает воображение, развивает знаковую функцию сознания.

  1. С сюжетными игрушками (куклами, зайцами, мишками и т.п.):

Ребёнок учится подражательным действиям (качать, купать куклу…), идентифицировать себя с куклой, проявлять заботу о кукле, сопереживать игрушке, любить игрушку.

Взрослый в общении создаёт игровые ситуации, в которых надо: проявлять заботу, сопереживать игрушке (например, куклу вдвоём обнимают и укладывают спать).

С ребёнком 2-3лет можно разыгрывать сюжеты с машинками, кубиками, конструкторами. Каждое стихотворение можно превратить в игру – драматизацию с игрушками, организуя общение через игру, взрослый помогает выбрать нужные игрушки, учит действовать вместе, поощряет успехи ребёнка. Постепенно снижая свою активность, взрослый увеличивает свободу действий ребёнка, который начинает играть самостоятельно с игрушками, ищет себе партнёра – сверстника для игры. Но на протяжении всего раннего возраста взрослый организует общение, а игрушка является средством для этого.

Источник

Игрушка как средство общения и психического развития ребенка.

У большинства людей детство связано с любимыми игрушками: они остаются в памяти взрослого человека как близкие друзья, как опора в огорчениях и печалях (Е. О. Смирнова).

 Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности. Игра и игрушка  неотделимы  друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.

В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве.

Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся.

Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом».

Игрушка для ребёнка полна смысла. Дети осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. Особое значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. Необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку.

Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребенка. Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции. Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

Источник

Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста

Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми

Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью является ситуативно-личностное общение младенца со взрослым, также манипулирование с предметами, игрушками.

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И. Лисина). У ребенка в возрасте до семи лет сменяются четыре формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная (М.И. Лисина). 

Взрослый для ребенка раннего возраста – это, прежде всего, соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность.

Общение младенца со взрослыми является необходимым условием его нормального психомоторного развития. Благодаря этому общению у ребенка постепенно развивается важнейшая потребность в положительных эмоциях со стороны взрослого. При нормальном развитии улыбка при общении со взрослым является закономерной уже у 2-х месячного ребенка, а у 3-х месячного появляется новая эмоционально-двигательная реакция – комплекс оживления. К 4-м месяцам у ребенка формируется ориентировочная реакция перед комплексом оживления. В данном возрасте имеет место ситуативно-личностное общение, где общение ребенка со взрослым является непосредственным, то есть не предполагающим никаких специальных средств или предметов. С самого начала мама и другие члены семьи обращаются с младенцем так, будто тот может включатся в игру, в общение по поводу игрушки. Взрослый втягивает ребенка в общение посредством игрушки, которой он манипулирует в поле зрения ребенка или слева или справа от его взора.

При правильных методах воспитания непосредственное общение, характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует возможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя его движение. Ребенок направлен на взрослого: пристально смотрит, как мама действует с его игрушками. Теперь и он сможет повторить некоторые действия вслед за ней. Именно в присутствии взрослого малыш наиболее активно манипулирует своими игрушками. 

С 6 месяцев до 3 лет складывается ситуация “ребенок – предмет – взрослый”. Разворачивается совершенно новая форма общения – ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и действием с ним. Средства общения – это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использования предметов по назначению, совместные игры.

У детей младшего дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому взрослый использует невербальные средства общения – показывает игрушки, обыгрывает сказки. Но и речь играет большую роль. Складывается внеситуативно-познавательная форма общения. Далее общение развертывается на фоне практического познания мира и протекает в форме самостоятельных эпизодов.

Совместная деятельность ребенка и взрослого состоит в том, что взрослый руководит действиями ребенка, а также в том, что ребенок, будучи не в состоянии сам выполнить какое-либо действие, обращается к помощи и содействию взрослого.

Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, игрушек, с овладением предметной деятельности. 

Таким образом, взрослый, особенно в раннем возрасте, является главной фигурой для ребенка при ознакомлении с окружающими его предметами, в частности с игрушками.

Источник

Игрушка как средство общения и психического развития ребёнка раннего возраста 

В дошкольном возрасте достаточно распространено общение детей с игрушкой, которая выступает не только предметом игры, но и как опора для внутреннего диалога, как «партнер» по жизни. В подавляющем большинстве случаев такими партнерами становятся образные игрушки – куклы, мишки, собачки. Близость такого друга облегчает малышу переживание опасности или одиночества, дает ощущение своей нужности и самостоятельности.

Особую роль такие любимые мягкие игрушки играют для малышей в трудные моменты их жизни, когда ребенок чувствует себя одиноким и нуждается в помощи и защите. Например, перед сном, или когда малыш болеет, или когда оказывается в незнакомой ситуации или в период адаптации ребенка к детскому саду. Особенно нуждаются в присутствии мягкой игрушки  дети с трудной адаптацией, которые испытывают в новой обстановке явный дискомфорт, тревогу, напряжение. Игрушка дает им ощущение защищенности и безопасности. Образная игрушка может стать для малыша реальным партнером по общению. Дети довольно часто обращаются к своим любимцам с высказываниями, просьбами вопросами, на которые сами же и отвечают. Они приписывают им свои чувства и переживания. Ребенок как бы переносит себя в игрушку, и она становится воплощением его Я. В то же время это не зеркало, не прямое отражение самого себя, а «другое Я» ребенка, поскольку любая образная игрушка всегда несет свой образ. Разговор с игрушкой, таким образом, это разговор одного Я с другим, воплощенным в материальном предмете. Главная задача взрослых – научить ребенка действовать с игрушками. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию любознательности. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, как особая форма передачи и освоения культурного опыта. Игрушка – особое психологическое средство, и имеет важное значение, как для развития психических функций и познавательных процессов, так и для становления личности ребенка.

Существуют различные классификации игрушек по тематике и видам игр:

Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т.д.), которые определяют сюжет игры, в этом их основное назначение. Это развивает творчество, расширяет кругозор ребенка, его социальный опыт. Среди игрушек особое место занимает кукла, которая является источником разнообразных переживаний малыша.

Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К ним относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и т. д. Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование. Они представляют комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Большими развивающими возможностями обладают конструкторы.

Дидактические игрушки – это игрушки, направленные на развитие психических процессов, которые содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамидки, разноцветные шары.

Игрушки для подвижных и спортивных игр предназначены для физического воспитания. Они очень разнообразны и направлены на укрепление мышц, развитие координации движений.

Театрализованные игрушки – это куклы (театральные персонажи), наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам.

Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей. Взрослый является главной фигурой для ребенка при ознакомлении с окружающими его предметами.

Итак, на протяжении всего дошкольного возраста общение ребенка направлено на познание окружающего мира. Игрушка является важным предметом в общении ребенка. Дети общаются в игре. Игрушка для ребенка – это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра – способ его познания. Манипулируя доступными ему предметами (игрушками), малыш познает мир, мыслит, развивается. И от того, что именно будет ему предложено для этих самых манипуляций, зависит, как и в каком направлении будет развиваться его мышление.

          К концу раннего возраста ребенок стремится сочинять собственные сказки, рассказы, действуя с предметами, обыгрывая тут же эти истории. Возникновение воображения имеет большое значение для умственного развития, тому же способствуют правильно подобранные игрушки.

Таким образом, велико воздействие игрушек на развитие способностей. Но разностороннее влияние может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка.

Игрушка – средство воздействия на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка в раннем дошкольном возрасте. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми. Игрушка – непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Главное – соблюдать требования по отбору современных игрушек. Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок познает свойства предмета, мыслит. В ролевой игре ребенок воображает ту или иную ситуацию, подражает взрослым. При игре активизируются все познавательные процессы: воображение, внимание, память, мышление.

Игрушки должны подбираться соответственно возрасту детей. Они оказывают также большое влияние на личностное развитие ребенка и его способностей. Взрослые должны обращать внимание на предпочтения ребенком той или иной игры или игрушки. Это поможет в дальнейшем развить у ребенка многие способности. Игрушки оказывают огромное влияние на эмоционально-нравственную сферу ребенка. Важно знать четко различие между так называемыми полезными и вредными игрушками.

Недопустимым является наличие в игрушке качеств, побуждающих чувства насилия, жестокость, агрессивность. Трансоформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, которые могут реализоваться в жизни по отношению к более слабым – животным и маленьким детям.         Полезная игрушка ставит перед собой благородную воспитательную задачу – учит добру и красоте, пониманию, сопереживанию. Игрушка закладывает в душу ребенка понятия добра и зла. Любое проигранное действие способно воспроизводить себя в реальности, а игрушка программирует поведение ребенка. Главной игрушкой, влияющей на эмоционально-нравственную сферу, является кукла. Она может быть другом, партнером, слугой и т.д. Играя с куклой, ребенок легче проявляет свои эмоции и чувства, он не боится открыться. Уже в дошкольном возрасте можно увидеть, какие игрушки и игры предпочитают мальчики, а какие девочки, что является первым признаком отождествления ребенком себя с конкретным полом.

Важное значение в жизни ребенка-дошкольника имеет любимая игрушка. Вспомнив про любимую игрушку, оживляются взрослые люди. Многие с горечью рассказывают, что с детской игрушкой им пришлось расстаться.

Почему так важна для ребенка игрушка? Она играет в его жизни тройную роль.

Во-первых, она является для него идеальным Другом, принимает и любит его таким, какой он есть. Игрушка готова слушать его и никому не расскажет об этом. Она может быть такой, какой хочет видеть ее ребенок. Он через игрушку компенсирует дефицит общения со взрослыми или сверстниками, учится жалеть другого, заботиться, сопереживать.

Во-вторых, игрушка является идеальным Я для него самого. На нее ребенок проецирует свои желания. Она может быть сильной и красивой и делать то, что хочется самому ребенку. Поэтому, при расставании с любимой игрушкой, ребенок испытывает боль, поскольку при этом теряется значимая часть самого себя.

В-третьих, игрушка – это символический ключ к внутреннему миру ребенка. Через нее он выстраивает свой мир, подвластный ему. Во взрослом мире от ребенка ничего не зависит, потому что он мал. А в мире игрушек он большой и сильный и делает то, что хочет. Можно сказать, что игрушка способствует формированию личностной автономии ребенка, развитию его самосознания. Поэтому взрослым необходимо уважительно относиться к игрушкам детей и быть внимательными к ситуации, когда ребенок проявляет безразличие или жестокость к игрушкам. Это может говорить о его внутреннем неблагополучии.

Итак, игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования. Необходимо обращать внимание на творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речи ребенка. Можно также сказать о том, что игра является действенной формой самопомощи ребенка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка, которая помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Игрушки открывают возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. Они несут в себе огромное психологическое и педагогическое значение, учат добру и красоте, пониманию и сопереживанию. На это стоит обращать особое внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/395486-igrushka-kak-sredstvo-obschenija-i-psihichesk

Источник