Идея развития защиты прав ребенка
1 июня весь мир отмечает День защиты детей. Для эффективной защиты прав ребенка, нужно их хорошо знать.
Дети – это лица возрастом до 18 лет. Им в зависимости от возраста гарантируется определённая совокупность прав. Чем старше ребёнок, тем больше эта совокупность.
Основные нормативные акты по правам детей в России
Основную нормативную базу по правам детей в РФ составляют следующие документы:
- «Конвенция о правах ребенка» (от 20.11.1989 г., для СССР стала актуальной 15.09.1990 г.);
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- Семейный кодекс. Детским правам посвящена гл. 11, а в общем права и обязанности родителей и детей установлены в разделе IV СК;
- Уголовный кодекс. Права детей затрагивает гл. 14;
- Трудовой кодекс. Права несовершеннолетних в ТК РФ обозначает Гл. 42;
- ФЗ от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ». Правам детей в ФЗ № 181 посвящаются ст. 15, 17, 19, 28.1, 28.2;
- ФЗ от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- ФЗ от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- ФЗ от 21.11.2011 N 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Правам детей посвящена ст. 54 ФЗ № 323;
- ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ».
Права детей по Конвенции
Конвенция о правах ребенка (от 20.11.1989 г.) устанавливает следующие права детей:
- на жизнь;
- на имя;
- на гражданство;
- на знание своих родителей, их заботу и неразлучение с ними;
- образование;
- родной язык;
- культуру;
- религию;
- отдых и досуг.
Кроме того в Конвенции прописаны родительские права и обязанности по содержанию и воспитанию детей.
Также у каждого ребенка есть право на:
- изъявление их взглядов, мнения;
- свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний;
- доступ к передаче информации.
Государство обязано:
- оказывать помощь родителям, законным опекунам;
- защищать детей от жестокого обращения со стороны заботящихся о них лиц;
- защищать детей без родителей, либо усыновляемых, неполноценных (умственно либо физически), беженцев;
- обеспечивать детей в сфере на здравоохранения, соцобеспечения и уровня жизни, необходимого для их развития.
Государство несет ответственность по защите прав детей от:
- эксплуатации;
- криминального употребления наркотиков;
- совращения;
- похищения и детской торговли;
- применения смертной казни, пожизненного тюремного заключения (без возможности освобождения), пыток, унизительных наказаний.
Отдельно подлежат защите права ребёнка во время чрезвычайных ситуаций:
- при его обвинении в преступлениях, лишении свободы;
- во время вооружённых конфликтов и войн.
Участники Конвенции обязаны принимать меры по реабилитации, социальной реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации либо злоупотребления. Участники Конвенции вправе защищать детские права, более значительно, чем это ей предусмотрено.
Права детей по Конституции РФ
Конституционные права российских детей перекликаются с международными. Так, все дети в РФ имеют право на:
- Жизнь (ст. 20) – есть у всех людей с рождения. Оно подразумевает запрет убийства человека (за редкими исключениями), плюс обязанности РФ по охране и защите человеческой жизни.
- Свободу и личную неприкосновенность (ст. 22). В отношении детей невозможны рабство и принуждение, запрещены их эксплуатация, похищение и торговля.
- Охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Ребенок вправе получить медицинскую помощь в любом госмедучреждении.
- Образование (ст. 43). Дошкольное, основное общее и средне-профессиональное образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях бесплатно и общедоступно. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители либо их заместители, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
- Жилище (ст. 40). Место жительства детей – это место жительства их родителей/опекунов.
Права детей по ГК РФ
О способностях детей своими действиями приобретать и осуществлять права говорится в нормах ГК РФ. Малолетние дети (6-14 лет) вправе (по п. 2 ст. 28 ГК РФ) самостоятельно совершать следующие сделки:
- мелкие бытовые (покупка еды и т. д.);
- безвозмездно-выгодные, без нотариального удостоверения, либо гос. регистрации (принятие в подарок велосипеда, гаджета и т. п.);
- распоряжаться средствами, которые получили, от законных представителей, либо с их согласия от иных людей. Отвечать по сделкам будут законные представители, если не докажут, что они безвинны в нарушении обязательства. Они же ответят за вред, что причинили малолетние дети (в режиме ст. 1073 ГК РФ).
Дети 14-18 лет вправе (по ст. 26 ГК РФ) совершать сделки с письменного согласия их законных представителей. Сделка будет действительна и при последующем её одобрении этими лицами. Без названного согласия такие дети могут:
- распоряжаться доходами (заработки, стипендии и т. д);
- воплощать авторские права;
- вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;
- с 16 лет членствовать в кооперативах. По своим сделкам такие дети самостоятельно отвечают своим имуществом. За причинённый ими вред, они отвечают по ст. 1074 ГК РФ.
Вы также можете задать свой вопрос на любую правовую тему(работа, льготы, пенсии, ЖКХ, недвижимость, налоги, ДТП, уголовное право и другие темы).
Задать вопрос юристу
Источник
Наталья Кузина
Концепция «Воспитание уважения прав ребенка, защита его прав»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №7 г. Россоши
Концепция
«Воспитание уважения прав ребенка, защита его прав»
Подготовила:
воспитатель I категории
Ливерко Н. С.
2016г.
Еще с древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Екатерина II писала «Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству,как то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры». С наступлением XXIвека во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях. Трудно пройти мимо беспризорного, голодного ребенка. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания,педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации? Для нашей страны проблема защиты прав ребенка имеет особую актуальность. С каждым годом растет число безнадзорных и беспризорных подростков. По приблизительным подсчетам, в нашей стране более 700 тысяч детей-сирот, 2 миллиона подростков не грамотны, более 6 миллионов несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях.
За этими цифрами стоят искалеченные судьбы миллионов подростков. Мы видим их на вокзалах, в переходах и в неблагополучных семьях. Существует множество примеров, когда родители, сами стоящие на пагубном пути, попросту издеваются над своими детьми, что приводит к травмам, увечьям и даже гибели несовершеннолетних.
В результате подобных действий растет отрешенность детей от нормальной жизни. На смену надежде на будущее приходит духовная и нравственная пустота. И если не принимать своевременных мер, то она неизбежно заполняется совсем другими интересами, уводящими несформировавшуюся личность из нормальной жизни общества.
Таким образом, проблема темы концепции носит актуальный характер в современных условиях.
Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО эту работу предлагается начинать еще в дошкольном возрасте.
Дошкольное детство – период, когда дети находятся в полной зависимости от окружающих их взрослых – родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям.
В нашем детском саду работа ведется по двум направлениям:
• Ознакомление детей с их правами.
• Ознакомление родителей с правами детей.
Сейчас активно обсуждается проблема домашнего насилия. Приводятся действительно страшные факты жестокого обращения с детьми. По результатам исследований, проведенных в ДОУ РФ, выявлено, что родители нередко используют методы физического воздействия и психологического давления на ребенка. Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ними. Американский исследователь Н. Полонски доказал, что развитие и благополучие ребенка подвергается опасности не только тогда, когда он плохо питается и одевается, не имеет жилья, но и когда не удовлетворяется его естественная потребность быть любимым. Поэтому здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав. Результаты социологического исследования проведенного в нашем детском саду показывают, что большинство опрошенных не имеют достаточных знаний о правовом воспитании дошкольников. Таким образом, назрела необходимость организовать работу по правовому воспитанию в детском саду, так как мы педагоги обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей и конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя со своими правами, однако это процесс долгосрочный. Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия «право», которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать. Несмотря на то, что это очень серьезный и сложный вопрос, я считаю возможным и необходимым знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка уже в дошкольном возрасте, используя в своей работе специфические методы и приемы.
В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Среди первых, кто поставил вопрос о правах ребенка известный педагог К. Н. Вентцель, активно боровшийся против насилия над личностью ребенка в царской России. Януш Корчак в книге «Право ребенка на уважение», отстаивая права детей, считал важным признать право ребенка быть тем, кто он есть, – право на индивидуальность, на человеческое достоинство. На сегодняшний день, среди авторов, занимающихся изучением данного вопроса наиболее популярны Е. Шабельник и А. Усачев. Они предлагают свою форму работы по ознакомлению дошкольников с правами ребенка на основании своего опыта. Так, учебник Шабельник Е. С в интересной и занимательной форме знакомит младших школьников с Декларацией прав ребенка. Оригинальность изложения материала, разбитого на 20 уроков, позволяет организовать занятия в форме дискуссии, помогает детям осознать свои права и обязанности в обществе, дает возможность учителю рассмотреть различные варианты решения нравственных и правовых проблем.
Включен в Федеральный комплект учебников Министерства общего и профессионального образования РФ. А. Усачев рассказал в своей книге «Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых» вдохновенную историю о Декларации Прав Человека, о борьбе Маленького Человека за свои права и о том, что человек в этом мире вовсе не беззащитен, если верит, что он, Маленький Человек, – не просто винтик в сложной и бессмысленной машине, но имеет право (а также обязанность) быть порядочным и благородным.
Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. “Проблемные” родители – не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это – унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Нарушению прав ребенкамогут способствовать следующие факторы риска:
неполные и многодетные семьи,
семьи с приемными детьми,
с наличием отчимов и мачех;
присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
безработица, финансовые трудности;
постоянные супружеские конфликты;
статус беженцев, вынужденных переселенцев;
низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
нежеланный ребенок;
умственные или физические недостатки ребенка;
“трудный” ребенок.
В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка. В ФГОСе, разработанном на основе Конституции РФ и законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенказаложены основные принципы:
1) Поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства;
2) Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям, семье обществу и государства;
3) Уважение личности ребенка;
4) Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Для реализации создания системы работы по защите прав ребенкав ДОУ рекомендуются следующие мероприятия:
• разработка системы планирования;
• обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;
• подготовка дидактического материала;
• определение содержания работы;
• создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.
Реализация положений Конвенции лучше всего начать с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др.
Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер,однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее не только детей, но и родителей.
Цели и задачи,стоящие перед семьей и детским садом едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину.
В работе с родителями я использую специальную литературу, в группе оформлен стенд «Права ребенка».Очень необычно проходят фотосессии: моя любимая мамочка, мой папа – солдат. Совместно с родителями дети составляли генеалогические древа, детско – родительские поделки украшают наше групповое помещение. С целью правового просвещения родителей мною было организованно родительское собрание «Поговорим о правах детей» с участием представителя детской комнаты полиции Силакова С. В., где родители высказывали свое мнение по данному вопросу.
Отрадно было слышать, что многие родители правильно оценивали свою роль и значение в воспитании ребенка, не перекладывая ее на детский сад, воспитателей и государство.Активное участие они принимали в совместных с детьми мероприятиях:
• Интерактивная игра «Совет группы»;
• Составление прав и обязанностей детей группы;
• Совместный досуг с родителями «Маленьким детям – большие права».
Цель моей работы – донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка“. Невольно возникает вопрос «Как это сделать?»
Для начала необходимо определиться с задачами:
• Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
• Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).
• Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
• Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
• Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли; КВН “Неразлучные друзья – взрослые и дети”; традиционные праздники – концерты “Бабушка любимая моя”, “Вместе дружная семья”; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.
Процесс познания правовойкультуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей:
игровой,
художественно-игровой,
драматизаций,
продуктивной,
трудовой деятельности.
Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста,включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира,взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.
Прием драматизации упражняет детей в умении “вчувствоваться” в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ “театральный инстинкт” – стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.
Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова – это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.
Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы,при обучении детей использую разнообразные методы и приемы:
– использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);
– решение проблемных задач,поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком., если бы я поймал золотую рыбку., если бы я вдруг превратился в. ;дидактические игры: “Чьи права нарушены?”, “Назови права героев“, “Выбери право“, “Кто больше?”, “Назови – не ошибись!”, “Я начну, а ты продолжи”, “Спасите Чипполино”, “Как исправить Бармалея?”, “Помогите Буратино”, “Найди ошибку и исправь“, “Выбери нужный ответ”, “Подбери пословицы к картинкам”, “Какими правами пользовались персонажи?”
Форма деятельности подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. НОД включает нравственные задачи, так как любая ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе – дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Большую часть времени я уделяю практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.
В работе с детьми должен происходить учет особенностей их характеров, интересов и привязанностей. Учет этих особенностей поможет в установлении дружеских отношений между детьми, между мальчиками и девочками в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива. Например,вместе с детьми можно решать следующие задачи: как справедливо разделить одну красивую куклу (машину); что делать, если всем одновременно хочется качаться на качелях?
В своей работе стараюсь учитывать право ребенка быть таким, каков он есть со всем набором личностных качеств, учитываю сложившийся социальный опыт ребенка, наличный “фонд его действенных знаний, умений, навыков”.
С первых шагов ребенок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные качественные изменения. Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающей гуманистические традиции развития человеческого общества.
Таким образм, одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, строго соблюдающих нравственные нормы. Проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Поэтому проблема гражданско – правовых знаний взрослых и детей очень важна.
Источник