Идеальная норма развития ребенка

Идеальная норма развития ребенка thumbnail

Почти у каждого ребёнка есть индивидуальные особенности и некоторые отклонения от нормы. Норма – это критерии развития ребёнка по месяцам, его психомоторные навыки, на которые обращают внимание педиатры, неврологи, хирурги.

Развитие ребёнка до года стремительно. Уже к пяти месяцам вес удваивается, а рост увеличивается почти вполовину – от рождения. За год малыш осваивает многие навыки, укрепляется физически, развивается психически. Почти у каждого ребёнка есть индивидуальные особенности и некоторые отклонения от нормы. Норма – это критерии развития ребёнка по месяцам, его психомоторные навыки, на которые обращают внимание педиатры, неврологи, хирурги.

В первый и второй месяц ребёнок умеет поворачивать голову, приподнимать её, лежа на животе. К двум месяцам он умеет сжимать и разжимать пальцы, игрушку, удерживает голову около 10 секунд. В три месяца переворачивается со спины на бок, с живота на спину. В вертикальном положении держит голову и туловище. На четвёртом месяце малыш может, лёжа ни животе, подниматься на руках. Из лежачего положения при поднятии за ручки удерживает голову. Если держать малыша под мышки на плоской поверхности, то он будет переступать ножками. К пятому месяцу игрушки тянутся в рот и рассматриваются. В этот же период ребёнок умеет поднимать ножки, хватать их руками, поднимать голову и плечи, пытаться сесть, перекатываться со спины на живот, может даже недолго сидеть. Когда его держат в вертикальном положении, опирается на стопы, умеет перекладывать игрушки из одной руки в другую. В возрасте около полугода ребёнок садится, становится на четвереньки, пробует ползать. Некоторые дети сразу пытаются встать на ноги. Умения улучшаются к девяти месяцам. С девяти до одиннадцати месяцев дети обычно могут сами вставать, ходить, придерживаясь рукой, перемещаться приставными шагами.

https://programmamama.com

https://programmamama.com

Малыш родился, и вас выписали из роддома. Что же дальше? Как ухаживать? Как обеспечить безопасность? Каких врачей пройти? Как малыш развивается в период от рождения и до 6 месяцев? Рассказываем и показываем вместе с врачом-неонатологом в видеокурсе «Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев». СМОТРЕТЬ ВИДЕОКУРС

К году ребёнок должен сделать хотя бы несколько шагов с поддержкой взрослого. Может наклоняться, чтобы взять предмет, бросать предметы, стоять на одной ноге, относить предметы, спускаться и подниматься по лестнице, прыгать на месте. В два-три года ребёнок бегает, прыгает, ходит на носках, сидит на корточках. Формируются навыки игры, появляются возможности самообслуживания – питания, одевания и пр.

Внешние признаки ребёнка – вес и рост малыша – также являются критериями правильно развития. При оценке веса практически всегда оценивают соответствие росту и, в меньшей степени, – возрасту. Излишняя худоба или полнота связаны с нарушением режима дня, диеты, отсутствии нагрузок и полноценного сна, проблемах обменных процессов, болезнях.

Читайте в нашем блоге: «Как распознать и исправить задержки развития»

Психическое и умственное развитие детей также имеет особые критерии. В лобных извилинах головного мозга расположен центр Брока, участвующий в формировании устной речи. Кисти связаны с центром Брока, а пальцы посылают импульсы в ЦНС. Когда стимулируются руки, активизируются нейроны мозга, развивается речь.

В ранний период можно судить о развитии мозга ребёнка после года. К 1 году и 3 месяцам запас слов – около шести, малыш понимает простые инструкции. К 1,5 годам он показывает некоторые части тела, знает до 20 слов. К 1 году 9 месяцам составляет простые фразы из двух слов. В 2 года малыш знает части тела, знает 50 слов, понимает указания, состоящие из нескольких этапов. К 2,5 годам в речи появляются местоимения. К 3 годам словарный запас резко возрастает до 250 слов, появляются глаголы, множественные числа существительных. Ребёнок знает своё имя, пол, возраст, понимает значение предлогов. В период с года до двух ребёнок удерживает предметы, может рисовать карандашами, рисует мелками, переворачивает страницы. К двум годам открывает ящики, вытаскивает вещи с полов, играет с песком, глиной, нанизывает бусы. К трём годам ребёнок захватывает предметы не кулаком, а щепотью или «пятипалым захватом».

Понимание речи развивается к двум годам, когда ребёнок узнаёт изображения на картинках, понимает простые вопросы и выполняет просьбы. К трём годам малыш понимает и помнит рассказы и сказки.

Зрительно-моторная координация развивается с года до двух: рисует линии, удерживает чашку, понимает геометрические фигуры. С двух до трёх лет ребёнок рисует простые формы, режет ножницами.

Полезная статья? Подписывайтесь на канал и делитесь ссылкой в соцсетях!

Источник

Определение «степени нормальности» человека – сложная и ответственная междисциплинарная проблема.

Личностно ориентированный подход, являющийся в настоящее время основной стратегией как отечественной, так и мировой системы образования на всех его уровнях, требует от любого педагога владения необходимыми знаниями и навыками, позволяющими ему обеспечить «индивидуальную траекторию развития» не только так называемого среднестатистического ребенка, но ребенка, отличающегося яркой индивидуальностью и неповторимостью.

В связи с этим «норма» по отношению к уровню психосоциального развития человека все больше «размывается» и рассматривается в различных значениях.

Статистическая норма – это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности. Обычно статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т. п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения. Попадание в эту зону собственно средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68% лиц данной возрастной категории, пола и т.д. Имеющиеся качественно-количественные нормативы возрастного развития, обеспеченные соответствующей системой диагностических методов, позволяют квалифицировать с большей или меньшей точностью наблюдаемые особенности детского развития как индивидуальные

Читайте также:  Подготовка к школе центры развития ребенка

Рис. 1. Процентное распределение случаев под кривой нормального распределения Гаусса

варианты нормативного развития или как «отклонения» (так называемая кривая Гаусса). Чем дальше какая-либо характеристика развития человека от зоны средних величин, тем с большим основанием можно квалифицировать данный случай как отклонение (рис. 1).

Ориентация на статистическую норму важна прежде всего на этапе выявления недостатков в развитии и определения меры их патоло-гичности, требующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.

Функциональная норма. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом1 развития каждого человека. Другими словами, это своего рода индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него нарушений. В данном контексте следует признать, что достигнутое состояние только тогда можно считать нормой, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития. Это своего рода гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума – с другой.

Именно обретение ребенком такого баланса, несмотря на различные первичные нарушения, и является основным критерием эффективности оказываемой ребенку помощи. Именно данное состояние можно рассматривать в качестве основного показателя

1 Понятие тренд – в научной литературе часто используется как синоним понятий «склонность», «тенденция», «направление», «путь» душевного здоровья человека и рассматривать его в качестве критерия оптимального уровня социально-психологической адапти-рованности (текст 2).

Текст 2

«…Мы считаем ребенка нормальным:

а) когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;

б) когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим трендом, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;

в) когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.

Указанные три критерия нормальности необходимо учитывать при оценке нормальности или анормальности детей и подростков». (Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. – М., 1996.-С. 58-59.)

Идеальная норма – это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы функциональной.

Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с. С. 13-15.

Источник

:www.pravmir.ru

5 ໠ 頫? ? ? . .

: ,

, . , : , , . , , . , .

, . ! . , , , . , : . . . . . . 1,5 . 1,5 .

( ), – , , ?! : . . . . . ? , ? , ? ? ? ? 25 , ?

– – , . , , . ! : : , , . -, .

, ? ?

, , , , , .

, , , , , .

, . , .

, , , .

, , , .

, , , . ? , . , . . , .

. , – , , . , , , , , , . .

?

-, , . ? ? ? , , , , , , . . . , , , .

? , , . , , , , , . , , .

, , ? , , . , , . , 2- ? , . , , , , – , . – , .

, . , , ! , , , . , , , , . , , – , -.

, , . , – – , , , , – . – . , .

, . , ? , .

:

. XIX , , , . – . , . , . , .

, , , .

, , , , . , ? . ? , .

, , . , , . , , ? , . , .

. , . , – . , , .

?

, , , . , , ( , ). , , , .

. , . , , ? -. , , – .

, , , , , – . , . : , , .

, , . : , ? : ? , . : , , , ! , ! , , , , ? , , ! ! , !

, , , – , , – , . , , , – . , .

, . -, , , . . ? , , . , , . . , , , .

:

,

, , . , , , , .

, . .

. .

.

– 1,5 , , , , .

? , .

, ? .

? . ? .

, . , –

, , .

? . , , ( , , ). , .

7 , . , , : , , . , .

? , , , , -, , , .

– -, : , . , , .

-? , , , .

, ?

. , , . ? . ? . , , . , (), Ϡ( ) . ? , . , – . , , . ? , – : , , , -, . .

? , , , . , . , , , . ( ), , ( ), .

. , , – , , , . , . 1 , , , , , , . 1. , , 2. :1+ 2. .

? ? , . . , , , , – . , , .

: , , , . , , , , ? . , . , . , , , , : -, . .

, , , ? , . , , . : , , , , . – , , . , . , . , , ? .

, – . , , . , . , , : , , , . , , , , . . . , , , – . . , . .

. , , , , , . ? , . , , . , .

, 20 , , . , , , , , .

, , , . , .

? . , . , , – , . , , . ?

.

  1. , , , . .
  2. 堖 . , . , . .
  3. . , , . . , , .
  4. . , .
  5. , , . .

?

, . , 8 . , , . , 8 . , , , , . , , . , , – .

. , , , . , , . , , – . , 12. .

, . , , , . , , , , – . , , . , .

. . , . . , : – , , . . , – , , , .

, , . . : , ! ? , . , , . , , . . , , . , , . , .

. . . . , , , , . -, , , , , , , , -. , , ( , , ), . , . , . . , ?

, , – , : ? , . , , . . , , , , , , . : , ?

. , , , .

, , , . – . , , . , . . , , , . , , .

. , , . , , . , , , . , , , , . , , , – , .

:

, ? : ?. . , . , , , , – , . , . , , – . . . , , – .

. , , , , , , , – , , . . , , , , , , . , . . , . – – , – , – , , – . , .

. , , , , , , , , . , , , , . , , , . , , , . , , , . , , , . , , , , , , . , , , : , – ? , , , .

– . , -, . , , , . , , , , , . , , . , , , . : , ? -, ? , , , . , , . , , : , ? , , : , , ? ! . ? , . , , , – , . : , , !.

, . , , , , , , , . , , – , , – .

, , , : , , , , , . , , , . . , ? , .

? , . , , . . . ?

?

. , , , . . , . , , , ? , . – , , , ! .

? . , . – . . , – , -. , . , , , . .

. . , , , , . , . , , . .

, . , , . , , : , , , – , , , ? : , (, , ) , , .

. , , , , , , , , , , . .

, ?

. , , , , , : , . , , : , , , , , .

?

?

? : , , . ? .

?

, , , , , , , , . , – , . , , , – . , , .

, ? , ?

, . . , . , , , , .

, , . , . , – , . ? 9 ? , , . , . , , – , . , 900 .

, . , . , , – – . , : 2/3 , – . , .

, ! . , . . , : , . , .

, – ? ?

– , , , , ; , ; , ! . : , . : , , ? — : ! , . : , , ? ! , Ȼ.

?

.

.

, . , , , , .

? , . , . , , , .

? , , , , , , . .

?, , . – , , , – .

? 9 10 . . , – – , . .

, , . , , . , . . ? , 9 10 . , , . , ? , , . ? , , , .

– , , ? , . , , , , , . , , -. , – : , , – .

, . , . , , , , , ? , , , , . . ? . , : ; .

, , . , , – , .

, , . – , ( , ) , , , , , . , , . , , , , , .

, , , – , ( , ). , , , , , .

, , . (, ). , , , (). ? , , , , .

. , – , , – , ( ) – . , , , -, , , . . , – , , , , , . , – , , , , , , .

? , .

– ?

, .

, ?

, , . – , , . , . , , – – – .

?

. ? , . , . , , , , , , , . , , .

: ? : , , , . , , , . , , – , : –. , . , , – , . , , – , -. – , , , , , . . , . , .

, ? , , . , , . – , , , , , . , . .

, , . , , : , . , , , .

, , , , . ? . . : -? : , . : ? . . , .

? -, ? ? , . , , , ? , , , . ? , , , , , . , , , , . , , , , . , , . -, .

, , . , , , , , , -. , , , , , , , , , , , , . : , . -. , .

– ?

XX , , . : , . .

. , . , : –!, . . . , , , , . -, . , , , , , , ? , , .

– , ? , , , : ! : , . , , , , . , , , – , : , ! , ? , , , , .

– , , , .

,

? , – , , . , . .

– ?

? , . .

, ?

. , , .

?

, ? , . , , . , , – , – , , . . , , . , – .

, 15 ?

, . , , , . . , 15 , , . , .

?

. – : , , , , -. . ? , , , . – , .

. , , . 12 14 . , . – : –(). .

( , , , ), , . , – . . , , , – , , .

Читайте также:  Куб для развития ребенка

: ? . ? . , , . . : ? : . . ? , . , , – . : ? , , . ? . : , .

, , . ? ; , – . – , – , . . .

– . – , – . , – . , , , : , ? ? , – ? . , , . , : , , . – –.

: ? , , , , – -, -. , ? , : , , . , : , , , , . ! , XVIII ! , . , . – ? , , , , : , . ? : , .

, , , . , , , , , . , : , , . , , , , . , , . . , . , , , , , . , .

, . , , , , , , , . : ? – . . , , , , . . , , ?. : . , , , . ???? . , , – . – . , .

. , . , , , , , . – , . , . , , , , .

: , , ? , , , : ? . , – , , . , . , ? . , . , , . , , . , , . , , , , 150. , , , .

. . ? , . , , : . , , . , ? . ? , , . – – . . ? : ?. : , , – 셻.

, , ?

, , . . , , , – , , . , , .

?

, . . , . – 45 , , , – 45- .

, ?

, . , , , , . , . , . , . , , , . .

?

. . ?

, , , .

, , . , . , ? , , – -. , – ? , , , . , , , , . ?

– .

, , . , , , , .

, 兠

, , . , , , . , : , ? , , . .

? , .

, . , , 25-30 , , . , , , . , : 20% , 7% 8% , . , . .

, , .

, , .

.

. , . . , – , : ? , . . , .

?

, . – , – .

. , , – ?

. , , , . , . , , , , .

, . , , , . , , : , , . , , : , – . . , , , , -, , , . .

, , – ? ?

– . , , . , , , , , 6 . , . . , , . , . , , , -.

, , ?

. , – , , : .

, , .

. , , .

, . : . , . ? ?

, . , . , : . . , , – , , , , , , , . , , – .

, , , , ?

. , , . . , , 45 , , , , , .

, , , ?

, .

– ?

, , ? , . , , .

, ?

, , , , . , , . , , , – .

, .

, , .

?

. , , , . , , . , , .

?

. , , – , , . . , , , , , . , , . ?

, – ?

, , .

? , , ?

– , , . , , .

?

, , , – -.

, , ?

, , , .

– ?

. , , , , 19 20 .

, – ?

, , .

? , ?

. 24 , .

?

.

?

: , . , .

. ?

.

, – , – ? – 18-. ?

, . : , , 2,5 . , – . , , . , , ,, , . , , . ʠ , 15, 16, 17, 18 . 17 , , : , , ? , , , , , . .

15-

, : , ?, , , –

Источник

Понятие «норма» (от латинского – правило, образец, руководящее начало) используется, как правило, для обозначения противоположности патологии (от греч. – страдание), нарушения, расстройства, болезненного, изменённого состояния.

Понятие нормы динамично и складывается в обществе в результате экспертной оценки предметов, явлений, событий, исходя из знаний и потребностей, которые в этом обществе доминируют. Норма устанавливается на основе критериев (единичных или множественных) или показателей, нормативов. Основным критерием нормы является эффективное функционирование организма.

Анализ и обобщение работ А.Ф. Ануфриева, Б.С. Братусь, В.П. Захарова, Б.Д. Карвосарского, И.В. Сыромятникова и др. позволяют выделить ряд аспектов в понимании психической нормы:

1. Норма как оптимальное состояние объекта (наиболее устойчивое, более всего соответствующее определённым условиям и задачам функционирование).

2. Норма как исходное начало для сравнения (оценки) данных диагностического обследования.

3. Норма как отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий).

4. Норма как описательная характеристика (положительный логический критерий). Представляет собой набор положительных признаков, которым должен соответствовать человек (группа людей).

Принято различать следующие виды норм:

1. Статистическая норма развития – уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественным и количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.

Ориентация на статистическую норму развитияособенно важна на этапе первичной диагностики ребёнка, в момент выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности. Статистическая норма определяет место индивида в популяции по отношению к статистическому среднему. Статистическая норма представляет собой определённый диапазон значений развития какого- либо качества или свойства расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного отклонения.

2. Функциональная или физиологическая норма – характеризует процессы и состояния здорового организма. Основным критерием для её определения служит выполнение или невыполнение функций какой-либо системой организма.

В основе концепции функциональной нормы лежат следующие представления:

а) о неповторимости пути развития каждого человека;

б) о том, что любое отклонение можно считать таковым только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития человека.

3. Индивидуальная норма – мера отклонения индивидуального развития от статистической и функциональной нормы.

4. Идеальная или нормативная норма – оптимальное развитие личности в оптимальных для неё социальных условиях. Этовысший уровень функциональной нормы. Её следует рассматривать как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов.

5. Психическое здоровье – комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизиологическим условиям и затратам организма, потребностям и целям личностного развития, а также наличным адаптивно-компенсаторным возможностям психики человека.

Общие критерии, характеризующие норму психического здоровья:

– соответствие субъективных образов отражённым объектам действительности;

– соответствие характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий;

– соответствующий возрасту уровень зрелости познавательной и эмоционально-волевой сфер личности;

– возможность адаптации в микросоциальных отношениях;

– возможность контролировать собственное поведение и изменять его в зависимости от смены обстоятельств;

Идеальная норма развития ребенка

– разумное планирование жизненных целей и поддержание активности в их достижении;

– критичность при оценке жизненных обстоятельств; ответственность.

Исследования нейропсихологов Т.В. Ахутина, М.М. Семаго, А.В. Семенович и других, ввели понятие «отклоняющееся развитие». Авторы допускают, что любая психическая функция на каждом этапе онтогенеза может иметь определенный разброс по уровню развития относительно некоторой статистически (усредненной) нормы. Это легко объясняется присущей норме неравномерностью развития высших психических функций, которая обусловлена индивидуальной программой развития и факторами социальной среды.

При этом под неравномерностью развития психических функций следует понимать то обстоятельство, что у ребенка одни функции развиты лучше, чем в среднем у сверстников, а другие хуже. В таком случае становится понятным, почему дети, у которых отдельная функция или система психических функций отклоняются в допустимых пределах от «идеальной программы развития», тем не менее, являют собой вариант нормы в психическом развитии. Следует отметить также, что ведущей отличительной особенностью ребенка с «нормальным» ходом психического развития является его способность, несмотря на имеющиеся функциональные слабости, адаптироваться в социуме самостоятельно (Т.В. Ахутина).

Однако психическая функция, которая имеет те или иные отклонения, является слабой стороной в психическом статусе ребенка и при неблагоприятных условиях может выйти за пределы «нормативного коридора». Нарушенная функция, при отсутствии своевременной и эффективной коррекционно-развивающей помощи, может запустить цепную реакцию патологического развития и спровоцировать социально-психологическую дезадаптацию ребенка.

Таким образом, дети с минимальными и парциальными нарушениями психического развития составляют самостоятельную категорию, занимающую промежуточное, переходное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием. Поскольку имеющиеся у таких детей функциональные нарушения создают риск их социальной дезадаптации, целесообразно данную категорию детей обозначить как «группу риска».

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка после года

О.Н. Усанова предлагает обратить особое внимание на следующие социальные обстоятельства, способные стать кризисными и способствовать проявлению психологических проблем ребенка:

– поступление ребёнка в детский сад или школу;

– смена воспитателей или учителей;

– переход ребёнка к многопредметному обучению;

– интенсификация программ обучения и воспитания и некоторые другие.

Перечисленные условия, с одной стороны, способны усугубить имеющиеся у ребенка функциональные нарушения, с другой – «проявить» скрытые проблемы. Например, определенные качества, свойства личности, особенности психических процессов могут не проявлять свои негативные стороны, потому что не востребованы на данном онтогенетическом этапе, в данных социальных условиях.

Но как только происходит смена ведущей деятельности ребенка и эти качества становятся востребованными, незамедлительно вскрываются их недостатки. Например, недостатки фонематического слуха у ребенка-дошкольника при правильном звукопроизношении проявляются в виде специфических дисграфических ошибок на письме только в период школьного обучения.

В контекстобсуждаемой нами проблемы следует включить понятие культурный релятивизм – различия в восприятии и санкционировании поведения в разных культурах. Поведение, которое может считаться нормальным в одной культуре или социальной группе, в другой может представляться анормальным. Вместе с тем, отдельные виды анормального поведения представляются транскультурными: они считаются таковыми независимо от культуры и эпохи.

Основными показателями отклонений от нормы являются:

1) социальная дезадаптация;

2) не восприимчивость к воспитывающим и обучающим воздействиям;

3) замедление темпов развития или регресс психики.

Отклонения от психической нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности: от акцентуаций характера до деформации личности.

Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития. Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести вредного воздействия, времени его начала, его преимущественной локализации. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефекты. Понятия детально разработаны в трудах Л.С. Выготского.

Первичный дефект – повреждение биологических систем (анализаторов, отделов ЦНС), которое вызывается биологическими факторами.

К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса, акселерации), нарушения межфункциональных связей.

Возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга) вследствие воздействия патогенных факторов.

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребёнка с нарушениями психического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.

– недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у дебилов и пр.). Он непосредственно не связан с первичным дефектом, но обусловлен им (возникает под его влиянием). Понятие введено Л.С. Выготским.

Сложный дефект – сочетание двух или более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребёнка. Это не сумма дефектов. Сложный дефект отличается качественным своеобразием.

Нарушения психического развития могут иметь частный и общий характер. Частные нарушения связаны с недостаточностью процессов восприятия, праксиса, речи и т.д. Общие нарушения связаны с нарушением регуляторных систем.

Частные нарушения – это прежде всего нарушения в деятельности анализаторов: зрения, слуха, проприоцептивной чувствительности.

Общие нарушения – функций головного мозга связаны с деятельностью регуляторных систем.

Регресс (временный или стойкий) – возврат функций на более ранний возрастной уровень. Обусловлен недостаточной устойчивостью психических функций. Чаще регрессу подвергаются менее зрелые, недавно возникшие функции. Например, более вероятна утрата навыка чтения, чем навыка ходьбы.

Временный регресс – временная утрата сформированных ранее навыков под влиянием различного рода событий, вызывающих стресс и мобилизацию организма на борьбу за выживание.

Стойкий регресс – устойчивый возврат на более ранний возрастной уровень, связанный с существенным повреждением функций. Например, при ранней детской шизофрении.

Распад психических функций – грубая дезорганизация и выпадение психических функций.

Рекомендуемая литература по теме:

Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. -М., 1976.

Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М., 1979.

Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.

Валлон А. Психическое развитие ребёнка. -М., 1967.

Государев Н.А. Специальная психология. Учебное пособие. -М., 2008.

Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии (учебное пособие) Ростов-на-Дону, 2000.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. -М., 1985.

Романова Р.С., Потёмкина О.Ф., Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М., 1989.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. -М., 1986.

Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. -М., 2003.

Саенко Ю.В. Специальная психология. Учебное пособие. -М., 2006.

Сорокин В.М. Специальная психология. -СПб., 2003.

Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии. -СПб., 2003

Сыромятников И.В. Психодиагностика: Учебное пособие. -М., 2005

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. -М., 2005.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое психическая норма?

2. Какие виды норм выделяют в специальной психологии?

3. Что принято понимать под первичным и вторичным дефектами.

4. Что такое сложный дефект?

5. Что такое регресс? Какие виды регресса существуют?

6. Что такое распад психических функций.

Источник