Гвоздев таблица речевого развития ребенка
Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Период
Подпериод, возраст
Развитие предложения (фразы)
Усвоение речи
Слоговая структура слов
Усвоение звуковой стороны речи
Объем и типы предложений
Грамматический строй
Существительные
Глаголы
Прилагательные
Местоимения, наречия
Служебные части речи
Звуки
Стечения согласных
Предложения из аморфных слов-корней
Однословные, 1 год 8 мес.
Отдельные слова (около 27 слов)
Нет
Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)
Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)
Нет
Нет
Нет
В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)
А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь
Нет
Из двух корней, 1 год 8 мес
Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)
Нет
Несклоняемые
Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»
Нет
Нет
Нет
Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается
Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный
Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк
Усвоение грамматической структуры предложения
Первые формы слов, 1 год 10 мес. – 2 года
Рост предложения до 3-4 слов
Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.
Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы
Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.
Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.
Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)
Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не
В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах
Твердые согласные н, т, д
Большинство стечений согласных замещаются одним звуком
Усвоение флексной системы языка, 2 года – 2 года 6 мес.
Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами
Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы
Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)
Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род
23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.
Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.
Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда
В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки
Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков
Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно
Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года
Развитие сложного предложения
Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода
Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности
Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение
Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия
Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений
Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.
Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах
Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц
Заканчивается усвоение стечения согласных
3—4 года
Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений
Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы
>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»
Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок
Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных
Усваиваются сравнительные степени наречий
Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы
Звуковая сторона речи усвоена полностью
4 года – 6 лет
Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который
Практически усваиваются все частные грамматические формы
Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах
Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм
Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах
Употребляется одно деепричастие сидя
Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях
Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении
Источник
PZ£Êü!íý&å9.ó¨Ä(qnÎëÝÔ(o¢J
pgHÃÞµ_òÛÅ#EæÓ{ÖSäÄßIûÇÕ§Ì.ª,3$Àa¶!È{¤2Î]¯|Q!iÎÛgnbmöMé¨ä
wºýzËåº{¸HÚÿ=ñ¬
ï!¶3’óvìÑÁÀCQ+³;ó!´¹R{5ï
~+ê’s
ÑÏßÏÍfÚ45É@¥±.oTÂBDË`~eÂ8)ÓIîBÞÙù#½xÀ®Ú¦O§ÌÕeóüº^´mÆ
v«Éι¤¹1·¬kÈòK:äxK¸¶J´+dÇ$Íi
år¶5ÜΡ¬5/ª_%.QfK|4ÊsÊ Qj^È3úa@üÔ6¸èªÄ u«Aó+Õ
8ùcKDC-ØFñ$M)ÅmÄQÏ!§ÖÓä!’ø½|È¥ÊíÂv×~@ì
Æá}½Éëzp`ßyD´Óc¯4½º#²)mÔÊXkáø¥|Ê)æt¢¾fy1ÓnròÚ3âDÐÕþGץϩ4áRÏÐõ
W×?0δÿHÀ²·ö(7iGqÐx
(÷è¨FÑÃQÈ_Ì ùw_ß´½ÿG6v=¿×ëßpÖÚöîç,¾1
´I¨~c [~ªê·ÇvIèÁ#w=/_ò!ÜR¯&¥®sOPÅPZ²Ïrwü·Båzh0^3ãXF3fî¦ÜÝ,å7pºàÛ]¤[ý5¢JáÂ*éJ»µ]$í#[LÒÑáú~w-ÚHÈ=oa Üã^î°óµH9q*PÄ#-RWÙýs,leö¹_z.äìax¼>7QéF«¹¶¤GÄPJýr-òó¦= !ð>ó}Ì&s8~(Qc¯VJ sI(¢Ã[ÜÐÙpUhÎXzå%¡vùÀGÔ&Rîmo¬2’H²ØÍðpOµ)’¶ _{hÛA©¼øyù,¿¶ãzåIeUÙ¶°oþ&JÚT#³æÑĤ0TÎ s£¼YïWÒåºåi
%©M¯Ôðqg”ç?ì;¸ýëðRb:-¯
í>Ëõ(ØLFßqë¸ÍWe’¨Ö¢@³[. BjÞIýKPÝqVµ×¦G>Ò7ÄÃ~GòÏ@S=~ ~-Ã^}ý¡ô°ZçÈN
N^ܧ¬s-|zïÃޣнWÔåï¤ e
y`ÑnñËCóYOÛíù¿6{Ñ×rì’íªi¥¸ym`¯ùImÓ[ëOÖ
ÒW9ÿmCu¿×qùxò7߶ZwÊ-4«i%:sàíº½
F¼uWýÓuÝq&¿ËIX÷6[»·7?R=Ç¢Çøi^µîS´ÿ{î2TÀ-uíêÎÍÎáÑ)ò4þ»5 ì²-¥½ÙûÄçnfQÆ?ï¼ù:(ÖÍÀkù.
kéi»°Üsõ1S^(^’åØUòÖF7Ín-i,ÏfBÕr¶4ÿLû]Ý|¡Ñ dm¢×”±ÐÍñflà4êÙ0¿iåG.z|,»iáu*ROÍâ&Uó ÔÈth¾¦fË©ù4!Û1åÊÁülI¡)M_tµÔ1ÈÖEEÃd5R Þ¤1Y]ºÃ^®°[,ÖCïÒ¼l¬EÞÞ&þ=ÑoK=ã^x*µbµ=eãæÐÛzMÁòÏ
ÓlÅàà>»Ýg>^â¹BºÊtt¹Ì~ª’yÌò©EÓ3¸¡Ì>;äô³
áÌ”ùju2«ð²mîµ[VaE±êÓà«ù2MD¥~¯xLÔ b’zÏZ7hÎ[Jg1ûõa¦¾Y«ùw³´ôêù¦²âL®RÐ~¶õVã¥h73?¬Â(bäå²¥èû´¦Áå¹fåÔp¿èùCïsmñÒ)[ÖþÀÒËãI̤ÉMön£sg¾HæAÙr6/&UIXwÚ¨
ùÑá÷B1-B¼x0â{µhbQßøEëÙsvÍ~n]?G9KªzT½ª·~ôËgKzis§O5¬öIá5Rׯ²ÖîrÂËöohf/$xm|ÖR}×s~U[ª?AwKª» ܶ6ÝT~â8s¸àPí¹oc!Ö½LÏõhÀC¿²Ôg;«½$êÁiêa¶ðªøf£R%úJÙÍKínÝ ¸$®hiàªxµH_öV¾Íxk3ò#hp²ÓbPÁnéæt!w¢¥UÐ[%r9
$ryyÓÔ¶õ{ ¾aPmjlVo’½¥8Åj¡¶?WH_rÞ
ûÄ¢ýN¨¢ùÃÝëpȳkÉd¬4é®ö,dâ©çµÓÓ°¨¼ÀÎ×=²Ä8ð.]¾Ô¥Ð!F=´NQÝ>”îë>øéĨÚV=_¹y-¥Vb½Óñ¸a¸*-®êRg4ô@5Ãäîì[un»¹½Sí®V,»y*}½Ö}!=Û5«àQJ¡WwØãîäÇ)È&Ú
hðÞwq Á ¨qà|ääo÷3;ïÚ DÌáÃØ”U¦Ü¬èü½Êàã¶Ç@mBÝá
úñÜ©vÂQ²@õ8ò.ë!.Mê}éE’;oªâ=
}$Iê.óß9w8´q;IÔPÈÉdiNÊøL
/¨Ïv°¼ÏSÜàKï4VP·(ãE4~ùçíéb’w9¶À¸Ï%!±×Ö4ÍÚ7#V!6ÇITuÕÜ®¼Ò3+”]Exëà¡Z’
Áà²ùÂHâ×TuS¹´SyDÝúòí)½ê*lq%ßRrܳérü y#»Ç`$©
eÌ°¬ãÛ+GéýMŸϺFÞãùLê3j/XÀÇÞ¦çrênµæÌNBã8ìç,Wè$$lè£Føã ÒHß
ËYi»j}êàÿ*lõ:£ê±fTïrZÎBVãg¯9e;ï¾ÝÈüQ6d õùLÕ2MÜlÞùõ[ÂÀ±è#?êp”j® /p9l¶R´4ì¤6tì¨ì )R)%[éÎ^ïiXç@ûÁñ äïÚì!!#=VU=·qS?.ÅtÏýÜ{PãÒª ·¼ÖcÝñ&R°QFµ”j£ä?@}Nú»®&a)oøiÚÌ3&´æo[ĬL¥YB ûñÔL½AçÍfçeY=Êø@iÁZÄéaÉ|$Yò70ÈR=÷”O$C6#¦«É}(v¾µ4ó7ÂVb5Qö#Ä]$>)äÁ²i¯0-âf( û¬ÛDfç%n^áxV·ò_JìÈ)±ß(±ß(1ÍN£È|£´¤|£ùà’Hm+A±%DSÔ³± ïÎRHO¶f¼ôYÒÜúKCB¦ÃÚÑÉNæú{¹¤¾¶Ò$¯¤2X6É-ôTÒW§DE¶D¹uÚ&ô-½ûÑ*w Ï
)
G] ÅÖ Ljtl ;ÚL ·lw¬T0S>lwÖ>;ªà
{GKºU`k³,2¨ Ûêà¸ÐPÂaMÝFV^~ú
:3ÿ29(lGF¾Æ¤,2ÉÏèl£í¥ÐÒߥ4èñAüÈN*-§
-K/ ?Ŭަ³&o”õÐëxn7 ¾;oïà ÒÜz=àiJ¥t’×F¨3«ðÔQ^ùõ Îaèê aw.!¸CéÜý½u59A¾ë¡çy÷ÆÀdJ®cÂP jäú´Øïþý¡,Nbà2º¨÷)ùFþSwu·M±ÃÊ«qÂH&hÏÝ
ÕZÒ&{ß^.Ú¼§H4-YbFQ$ªiéFP:ŬA_s½åO®
7y?Ðê%¸ùjR jD&.%É«|Ã:KhN|£³çroIÒ¦Ä6w(N¬ñ¡ÄÅßrÀ,=áÒì$] æ45n
y=M3¼ÒÖÅÍ0¯§Y JTRó÷Á¼^N=m+µå¡^ÐÖziÚh¼Ì³3¡¸×ÌLé”}Ö7ã~æp
¤m«»~?¶¡aê´Ü²Ðßùçá£l½³/POPÖ¢¯¨¡èmeÍ.ØùiRG@&
3Tcv]
ÂËl¤ôõZÍYÆBûcZ£ F¢Áçª ¼ Ð_Á)@20À6F4iÃ’.zé¤ØR?Å£[fʧ·9å´rW׿Q§ä¯xy÷J>äF`*-KtOòeP®9>wpþ¡@7
Ïcqóõ=EJä^mÚûüÿo_²0″Û=úEØaA
´¾Þ±ÀÖì
¤Ïð ͧW!éMÉ·Ày®áè¾¹ÜõM¨GØì~.²ÐÕöXÂê7° &̯s× Ý²ývãØNprlvö8º
¬Î:±hÕ öJ5 ÞCTL½ÄI!Í°êÒáØáÚºÞJc5utbØå3:Ë’-^
£[ñ¼>¹ü®ÑÝïãç^#Ä%Ï|ô·YQóD@¯ïZªnbG@¼¦£|ôÿRJV^by¿)¾JD&ãze4Öï*ß7»ÁÇýñ^b¡(FÓѼuà4ÅÏèq£ÝH&rõDÕow³ÿ¸`_I*äS¸é*]äÆiÎ%èËP:è»iWh¡±´pQvXDuÑÖBÃUøú±ã»ß6ø½¹[DäEªÚ øò/ïÁUÒõmc²#åg½Ô#0³q3ðY²¡~Q3i[$à- ÙÕ3ù¶ôôTj 9¢¥- [JÄÙ:ɱ
ö#±rsТLä%ZÒwóõnH¾’Ü”dÂ
yc½9
ëÖWoÌ6S
èqxÜh¹¨oS¹1{Úö&(»x:Á å`Dm䵧ÞÀâò/3P@ºÓÚsLíÇæ2íÖ%$vÒ©4@ò¹¦;ÈÓ¥&[°½}!§ç£>”Þµõ8gsÌÕsã-i2ðtOÄÐQ6héÝ^²,(ÜçôîÕÀÏ´®½ûù,µ m[ç®Aþ5N{¤ÿ:ÑÀ{Ö7I°¹×KÈW³ Ýy2=2àâçÂÈoÕF /¥Ñ $®)[WG,éù9B|Zx½¾¡
ñ_KQò©>Ï$ñêN”¼Þ )hçêÔòV¦èzàò¤qG´BwSF’ÑCI
Ô7º2¯ÌçÝ^äëv0IÏ3nXsRʧÿ5Í4Úx¹ EvΡ Lt¶!ºæÄa99’`Ⱥ
ö’
Jü
©¦Pà0/bP
ÐQ!Ü;=Äʽ~@MÈ©®5xIg{f·þCÃK¡’ß´]c’âÒÀ:IC$¯RÈæX:Ý¡ =ȱ©y·ãÁâ¶ib”ê0¾ôÙ ý>¬+US½¥¿ÇI)Ë’_ÞI*EÁÉKö¶É=s1ÿÄÜ{V
x¬íoQ»ÛúDpÖzÖÐ^îU H빨ø(½8øYôR©z¼Æ®îËHÚËWà2PDe¤Íæ{PÏMbÄd¤he0Ov»SÃ#2dÄcÜ ´ÇxRÍ^Îa1jµV)@ÔQFQHÈÏÂ~ÄH&èvrïM EÚ
Vuü2!O9Ë&(%ÌÅë÷@wjýöÑ h_ésó 5(Ó!Áª%`”lETÉ”ñrÊ-b4$«p]²V²zï·
W¢=¢Ý°JÞl¼Øw Å¥å%!íõãB±Á®kë:iExQRiU9f¯[d#©Ênöç×S>j¤ÒyåÉoÕ»iñ;8XçÙÀÓªbÊÙñÀY¬´àR#&+ÆFÙVðU³þvÝn0 ©·Z30RË*
$ìì¼kÐ4ݹ¸Q·ÒC3:Ýy`jA-Ê&ÉûPj©KD a5Ý ©q¯2H;Èh·Õ/êC B}YûhEçÈ4XGL+ºùÀk¼fÜ[¹%Ý´AÞNm-©ìH¯ÉÎÛ¿dhæx^g ]tóZ×7süE:qãL©0oE+MÞ¨4õõ: õî²Ef}×ÄéÙ+éSÐòH5¶ÍU9¼:mú¼s|;ßï-O©«?äw#B¾±áià´ý[zrTXñd|7åÖ§7b¥Û`¦q¯î6ÑòÎ.
ápUtöÍOÄ`³z¤ÊµÄN{J®8©qL[²E¬B2O®²°G$8s}ëg4@×>i-x.§ëÚý»è©Ë:Ânc¿ÁæbßeÐ_^ç.ê&u?´»JZîJãîé’U1Þ®à#©Ømä”6+ªÜÁÉ9@L¿@IHi³{;®¯býIB%*%EVÙ¼ÊÇÃ?*!ª{3Z:DA*¸~®·ÏKe
´:;Äk;”ÄPm˯¹@`’u¬³é¯õe7¬h0êø3æù@Ì
Yg;2pÞI¦åÞR¡DXÎk&SG¼äJ ÛQxÓð}AiZÝePEuÜX°Sáðoz¨õÁÊì]ÜÍ¥Ò«å(ÎûÏgø2ª#r}ÅáU¥ÀRÔcZ~f½Í½>hnöhIì´6˦AÖ#UîFTUîPjÜR.ʺY¬iK-bQÛºÉRæK}Äü¸(/
ÀÔ7RQ|j²Åmja³-5Åܧb|þÔ _MàRx¿4R¯[¹åKK|Ù¨(OfJÅòùSs±|µdK
3CTK·m°T9s
óù3Ká|Å”K-4ó©±
¾4ÏMziæC
|i.¢¯Ú,EÕÜb)}jUÒÒk ©£LÀ=°Hâ1úyàw7ªí9ïåªEÜË$ é1ÝÔ9âÓe£WÏÓF’;ÈÏé-f1P5b`éæ¸î&µ{Iûhõ(1Q·bí*5áû$õåÈjqQÌ]áÃ5Ä&¹«Ìd︹«YÐTm á°ÃJ¢(õ%QÍpQqÃÊMØaåxIb¾íó(ªØ~R¾(ÌR?³,«7Ae_¹ ÛW²bð’Úë&I°p]å&lW¡ñ3ø
endstream
endobj
21 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 841.92 595.32] /Contents 22 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 2>>
endobj
22 0 obj
>
stream
xµ[Ëô6¿7ôÿàc60úô~À`è^$0CÈ)${Ú
ìÿØÒËmìY»IÏ.Y?ê]Òß×·3()ÔáÄÊBµþûçõòë÷îáÛÏÃëë·Þ~xè8÷÷·áïùX[Þ?¯o18âôðù×õÂ
ÿ±;K2Dñáóß×þåüózùírÍG5ý¢T/Ã772ëðZÝâ;¦ý39JÿË/ª”yÀPÿÛmü}øüñzù L¿/_Z¯@(A¶ïÌ&ÿÛ1ÄN,×¹ÁsVx^¶õà]LW°º-¦GnÃ?
¿ËßÇáIÞF)_Kk¨ê+J;2kc[5SDÈÖ¬ØÖ[ÅÓV
aBû+=·©~x}¿ýÚÀ^sNèâ½rþ:Óü~nÌß2îâ£ý{3ÍnG:#àÔSXR8Âl&1X¾ áÕFu?$ÒMáÄð%9áõ7s+>s¢Ë7@öåpÑâIÌ4¡D,(¥µÄ(V¶eñÖ#ë¯Ä¸i% ÙzÉR-,ØLÁ@Z|Ã
ø°ì~cIî¨áMQÁJ|Ñ÷YBQ$å½ß³I°M &,eNå£÷¼ÿ½ïä-îÑäìÑdö÷h²»; Ð oH>Ày¸QÍö@Ôr
Ø:!ÀZÙnÊLðÐQïÅk«Ô ļ+é º¯½ÈÞÙ.Qí5¬9ÙÒ)
Kk*Xòç¿}§ÿÿ9¼´0 X ©éµJaWN«’µ’îÄ[Þ Ò´68ҮȢ»ÆâRq&À”ñ1¾ÈU!¦Ò¯MÉ?¬îíX
µ!¢Ò.DwFAH-K´Wo14 ¨¬DO+¼£ÄÉæÌ£Qø’3þ÷(`m&zXÖ38©$¬lÆÙ.r
Источник
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Источник
Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Период
Подпериод, возраст
Развитие предложения (фразы)
Усвоение речи
Слоговая структура слов
Усвоение звуковой стороны речи
Объем и типы предложений
Грамматический строй
Существительные
Глаголы
Прилагательные
Местоимения, наречия
Служебные части речи
Звуки
Стечения согласных
Предложения из аморфных слов-корней
Однословные, 1 год 8 мес.
Отдельные слова (около 27 слов)
Нет
Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)
Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)
Нет
Нет
Нет
В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)
А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь
Нет
Из двух корней, 1 год 8 мес
Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)
Нет
Несклоняемые
Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»
Нет
Нет
Нет
Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается
Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный
Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк
Усвоение грамматической структуры предложения
Первые формы слов, 1 год 10 мес. – 2 года
Рост предложения до 3-4 слов
Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.
Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы
Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.
Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.
Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)
Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не
В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах
Твердые согласные н, т, д
Большинство стечений согласных замещаются одним звуком
Усвоение флексной системы языка, 2 года – 2 года 6 мес.
Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами
Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы
Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)
Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род
23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.
Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.
Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда
В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки
Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков
Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно
Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года
Развитие сложного предложения
Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода
Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности
Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение
Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия
Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений
Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.
Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах
Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц
Заканчивается усвоение стечения согласных
3—4 года
Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений
Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы
>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»
Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок
Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных
Усваиваются сравнительные степени наречий
Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы
Звуковая сторона речи усвоена полностью
4 года – 6 лет
Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который
Практически усваиваются все частные грамматические формы
Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах
Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм
Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах
Употребляется одно деепричастие сидя
Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях
Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении
Источник