Группа для детей с отклонениями в развитии особый ребенок
Надежда Павленко
Особый ребенок в детском саду
Особый ребенок в детском саду
Слайд 2
«Нет необучаемых детей, нужно просто
уметь любить их такими, какие они есть»
Слайд3
Количество детей c врожденной патологией, к сожалению, с каждым годом увеличивается. Как отмечает статистика, за последние пять лет численность детей с ОВЗ в Росси выросло почти на 10%.
На представленных диаграммах вы видите, что
• 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья.
• До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение центральной нервной системы).
• 30% детей с генетическими нарушениями
• Каждый 65 новорожденный – ребёнок с расстройствами аутистического спектра (РАС)
• И всего лишь 10% детей дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми.
Слайд 4
Хотелось бы сегодня поговорить о том, как правильно организовать воспитательно-образовательный процесс в доу, где в состав воспитанников входят дети с особыми образовательными потребностями. Каждое образовательное учреждение строит свою деятельность на основе нормативно-правовой базы.
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
• международные – это Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах инвалидов;
• федеральные (Конституция, законы, кодексы.);
• правительственные (постановления, распоряжения);
• ведомственные (Министерства образования);
• региональные (правительственные и ведомственные).
Слайд 5
Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился сравнительно недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».
И перед нами,педагогами возник ряд вопросов:
• Кого этот закон относит к детям с ограниченными возможностями здоровья?
• Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ? Попробуем разобраться
Слайд 6
Итак, (ФЗ № 273 ст. 2 п. 16) Федеральный закон определяет детей с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Хочу дать небольшое пояснение: есть категория воспитанников, имеющих только
• физические недостатки (например, врожденный порок сердца, нейросенсорная тугоухость, слабовидящие дети и т. д.). и
• категория имеющих только психологические недостатки (ранний детский аутизм, ЗПРР, умственная отсталость и т. д.)
• Но есть дети с со сложной структурой нарушений, и психическими и физическими недостатки. (например синдром дауна+ ДЦП+ …и т. д.)
• Сложный дефект это не просто сочетание нескольких дефектов развития. Соединение этих отклонений дает новое качество, особую структуру, которая явно его отличает от каждой аномалии развития.
Слайд 7
Рассмотрим категории детей с ОВЗ:
Любой инвалид подтверждает свой статус справкой установленной формы. Справка имеет единый образец. Хочется обратить внимание, на то, что ребенкуможет быть установлена инвалидность на разный срок: на 1 год, 2 года или достижения им возраста 18 лет. Конкретный срок указывается в справке и зависит от многих причин медицинского характера. дети – имеющие справку такого образца, являются детьми-инвалиды,
Слайд 8
Следующая категория детей – это дети с диагнозом,но без инвалидности Это:
– дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
– дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
– дети с нарушением речи;
– дети с нарушением интеллекта;
– дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
– дети с задержкой психического развития;
– дети с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения;
– дети с комплексными нарушениями психофизического развития, и как отмечалось выше, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Слайд 9
Ребенку присваивают статус ОВЗ, на основании комплексного обследования республиканской или городской психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) Комиссия устанавливает,что:
• у ребенка недостатки в физическом или психологическом развитии;
• ребенку необходимо создать специальные условия получения образования. Но при этом дети с ОВЗ не являются инвалидами.
Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.
Слайд 10
Действующее в настоящее время законодательство позволяет нам организовать обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями в обычных дошкольных учреждениях, но к сожалению не все дошкольные учреждения готовы к таким переменам,и перед нами возникает вопрос: каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?
Слайд 11
В рамках организации целостной системы комплексного сопровождения воспитанников, имеющих нарушения в развитии, в каждом ДОУ должен быть создан психолого – медико педагогический консилиум.
Вся деятельность которого регламентируется утвержденным Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного образовательного учреждения.
ПМПк ДОУ создаётся с целью :
• организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении,
• проведения их комплексного обследования и
• подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи.
Как правило,в состав ПМПк входят: специалисты и педагоги доу, медицинские работники.
Слайд 12
На представленной моделе психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ,показаны все направления коррекционно-развивающей работы :
Психологическое, педагогическое и логопедическое
• Психологическое обследование подразумевает получение сведений о личности ребенка, об уровне развития и поведения.
Слайд 13
Под руководством психологов в дошкольном учреждении разрабатывается индивидуальная карты развития ребенка. Составлению карты предшествует изучение ребенка.
План изучения традиционно включает такие мероприятия,как:
– беседа с родителями;
– изучение медицинской карты ребенка;
– обследование физического развития;
– обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов (в том числе и речи);
Слайд 14
• Педагогическое обследование проводится педагогами, для того, чтобы определить уровень овладения ребенком учебными навыками и степень освоения учебного материала в соответствии с программой образовательного учреждения, в котором он находится.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с выраженными отклонениями,их обследованием занимаются специалисты: педагог-психолог и учитель-логопед, а воспитатель, в свою очередь знакомится с полученными специалистами данными. Но Если отклонения не ярко выражены, то главной фигурой в процессе обследования ребенка является воспитатель.
Слайд 15
• Оценка речевого развития детей т. е. логопедическое обследование т. е. является показателем того или иного отклонения в общей картине психилогоческого состояния ребёнка.
Слайд 16
Давайте разберем система организации коррекционно-педагогической деятельности в ДОУ:
• Первичная встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребёнка и выявление образовательного запроса
• Заявление, о согласии прохождения ПМПк от родителей (законных представителей).
• Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
• Разработка и реализация индивидуального маршрута на основе заключения республиканского, городского ПМПК и заключение консилиума ДОУ.
• Создание условий в развивающей среде для ребёнка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
• составление расписания НОД для детей с ОВЗ.
• Консультирование родителей
Немного поясню, если в вашей группе есть ребенокс ОВЗ то при проведении вами основных видов НОД таких как: математическое развитие, речевое развитие, ознакомление с окружающим миром – с ним коррекционно-педагогическую работу проводят специалисты ДОУ (логопед, психолог). Все остальные режимные моменты ребенок осваивает совместно со сверстниками
Слайд 17
Понятие индивидуальный образовательный маршрут для вас – это новое. Так вот, Индивидуально-образовательный маршрут — это движение в образовательном пространстве, которое создано для ребёнка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения специалистами различного профиля такими как: логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя по физической культуре, с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
Слайд 18
Для того чтобы правильно организовать взаимодействие педагога с особым ребенком необходимо знать основы их коррекционного воспитания и обучения.
В процессе пребывания ребенка с особымиобразовательными потребностями в дошкольном образовательном учреждении работникам необходимо соблюдать следующие правила:
– Включать в НОД всех детей группы (с учетом расписания и с учетов видов деятельности)
– При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья не сравнивать его с другими детьми.
– Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности.
– Стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.
– Корректно и гуманно оценивать динамику уровня его развития.
Слайд 19
Воспитатели должны понимать, что для детей с ОВЗ период адаптации в группе нормально развивающихся сверстников особенно сложен,поскольку многие из этих детей привыкли :
• к ежеминутной опеке родителей,
• они не имеют опыта установления социальных контактов,
• кроме того, детские виды деятельности (сюжетно-ролевые, строительные игры, конструирование, рисование и др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников.
Слайд 20
И в заключении,несколько рекомендаций:
Большой проблемой является наличие внешних особенностей детей с ОВЗ (синдром Дауна, обильное слюнотечение, большая голова, неправильное положение конечностей и др.,а также специальные технические средства: очки, слуховой аппарат). Поэтому рекомендуем уделить достаточное внимание подготовке детей группы к тому, что в нее поступит ребенок с особенностями. Следует проводить предварительные беседы.
К тому времени, когда ребенок с ОВЗ начнет посещать группу в течение полного дня, педагог должен знать и уметь использовать способы нейтрализации его негативного поведения. Иметь представление о приоритетных видах его детской деятельности.
Постоянно консультироваться со специалистами по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса
Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
Но самое главное условие – это Соблюдение профессиональной этики медицинского и педагогического персонала учреждения.
Слайд 21
Доступным для детей с ОВЗ любое дошкольное образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким, как все. Это место, где ребенок должен обрести право на обычное детство.
Источник
Совместная работа учителя – дефектолога и родителей в группе ССД «Особый ребенок» на первом этапе коррекционно-образовательного процесса
В отечественной науке и практике в последнее время уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей в работе с родителями, которые воспитывают детей с отклонениями в развитии. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Это положение закреплено в законе Российской Федерации «Об образовании» в статье № 18. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Важно понимать, что период детства значим тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Совместная работа дефектолога с родителями предполагает достижение успеха в коррекционной работе по развитию каждого вида детской деятельности у дошкольников с ограниченными возможностями. Взаимосвязь участников образовательного процесса обеспечивает непрерывность коррекционного воздействия и решения общих задач дошкольного учреждения и частных задач каждого специалиста. Так, для дефектолога такими задачами являются:
· установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в познавательном развитии каждого воспитанника группы «Особый ребенок»
· включение родителей в коррекционно-педагогический процесс и оказание им необходимой консультативно-методической помощи;
· организация и проведение работы с педагогическим коллективом и родителями по совершенствованию познавательной деятельности детей с синдромом Дауна и РДА;
· анализ познавательного развития каждого ребенка и определение эффективности усвоения программного материала ребенком за полугодие, учебный год;
· подведение итогов проведения коррекционной работы дефектолога и родителей с детьми за учебный год и определение путей ее оптимизации на следующий учебный год.
Составители коррекционно-развивающей программы для детей с нарушением интеллекта Е. А Екжанова и Е.А. Стребелева рассматривают коррекционное воздействие как два взаимосвязанных процесса — процесс организации различных форм помощи родителям и содержательно — педагогической работы с ребенком.
Ни одна, даже самая лучшая, коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в коррекционно-образовательном процессе.
Группу «Особый ребенок» посещают воспитанники 4-5 лет с синдромом Дауна и РДА. За период обучения работы с детьми в этой группе могу сказать, что дети быстро вступали в контакт со сверстниками и взрослыми. Адаптация у них проходила без осложнений не более двух недель при постоянном посещении детского учреждения. Все вновь прибывшие дети нуждались в помощи взрослых при самообслуживании. В предметно-практической деятельности дети испытывали большие трудности. Они манипулировали отдельными предметами. Выполнять соответствующие действия с той или иной игрушкой не умели. Куклу брали за волосы, бросали игрушки, а не клали на определенное место. Не все дети умели и хотели пользоваться карандашом, пластилином, кисточкой, салфеткой. Понятия о количестве и счете у них отсутствовали. Многие дети и в настоящее время имеют отставание в физическом развитии: неустойчивая походка, неумение управлять своим телом, нарушение координации движений, слабость тонкой моторики рук, стереотипные и навязчивые движения в жестах и мимике. Детки все разные по поведению, темпераменту, умениям и взаимоотношениям с родителями и близкими. Они любят посидеть на руках у взрослых, поиграть с мячом, конструктором, водой, крупой. Объединяет их то, что они эмоционально отзывчивы, дружелюбны. Их речь состоит из аморфных слов – корней, отдельных звукопроизношений, редко речевых фраз. У них ограниченный словарный запас. Грубое нарушение понимания речи. Преобладает механическая память, повышенная отвлекаемость и слабая переключаемость с одной деятельности на другую, восприятие фрагментарное, познавательная активность снижена, причинно — следственные связи не устанавливают.
При поступлении ребенка в группу мы узнаем от родителей сведения социального характера, факторы развития ребенка, состояние здоровья малыша. Беседуем об индивидуальных особенностях и привычках ребенка (культурно — гигиенические умения, самообслуживание, излюбленные занятия, дистанция общения, поведение). Знакомим семью с режимом дня в группе на протяжении пяти часов и в период адаптации ребенка к новым условиям в дошкольном учреждении. В течение адаптационного периода родители по — новому знакомятся со своим малышом. Узнают о его взаимоотношениях с другими детьми, об умении (порой нежелании) выполнить поручения, о культурно – гигиенических навыках, об опрятности и поведении своего ребенка в разных видах деятельности и новых условиях. В этот период мы знакомим родителей с Портфолио группы «Особый ребенок», в котором помещены фото детей в разных видах деятельности с описанием, предлагаем папку консультаций на темы по воспитанию и развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Показываем игрушки, пособия, наглядный и дидактический материал для подгрупповых и индивидуальных занятий, которыми будет пользоваться вновь прибывший ребенок. Предлагаем познакомиться с информационными материалами, который есть на сайте детского сада.
С первых дней посещения ребенком группы наблюдаем за ним, уточняем необходимые сведения у родителей. Заполняем Паспорт сопровождения ребенка. В адаптационный и организационный периоды (сентябрь — октябрь) родители присутствуют в группе. При желании и необходимости они также посещают индивидуальные и подгрупповые занятия в течение года. При заполнении Паспорта сопровождения выявляем психолого – педагогический статус дошкольника (особенности психических процессов, эмоционально — волевой сферы, поведения), особенности протекания адаптационного периода, его продолжительность, познавательное развитие на начало поступления ребенка в детский сад, уровень усвоения содержания материала образовательной программы Екжановой Е. А. и Стребелевой Е. А. «Коррекционно — развивающее обучение и воспитание» для дошкольного учреждения.
Работа дефектолога с родителями подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и, следовательно, представляет организационный, основной и заключительный этапы, которые реализуются в строго определенной последовательности. Важность организационного этапа значима как для дефектолога, так и для ребенка. При правильном решении этого этапа дальнейшая работа будет проходить успешно (таблица 1).
Первый этап коррекционно-образовательного процесса:
Организационный (сентябрь — октябрь).
Цели этапа:
1.Изучение уровня познавательного, социально — личностного, физического развития и индивидуально — типологических особенностей детей.
2. Подготовка родителей и воспитанников к непосредственно образовательной деятельности.
Несмотря на то, что комплектование компенсирующих ДОУ происходит на основании решения ПМПК города, в котором дано заключение для каждого ребенка, дефектолог начинает учебный год с тщательного психолого-педагогического и речевого обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в интеллектуальном и речевом развитии. Изучение уровня познавательного, речевого, социально — личностного, физического развития и индивидуально — типологических особенностей детей позволяет определить основные направления и содержание работы с каждым дошкольником группы «Особый ребенок» и составить индивидуальный план коррекционной работы с воспитанником на учебный год.
Как только составлен индивидуальный план коррекционной работы с каждым ребенком, сетка непосредственно образовательной деятельности и циклограмма организации деятельности дефектолога в течение дня, приглашаю родителей ребенка для индивидуальной беседы. Знакомлю их с результатами диагностики познавательного развития ребенка на начало учебного года, с перспективным планом коррекционной работы с воспитанником на учебный год.
Вместе с родителями ребенка обсуждаем содержание перспективного плана коррекционной работы, раскрываю ближайшие перспективы по улучшению познавательного развития ребенка. Советуюсь о планировании содержания работы с родителями на учебный год и проведении ее в тех или иных формах, которые бы оказали положительную роль в работе с ребенком в семье. Предлагаю перечень консультаций. Заранее договариваюсь о выступлении родителей по обмену опытом среди родителей на семинарах, круглых столах.
Алгоритм первого этапа коррекционно – образовательного процесса
Этап | Основное содержание | Результат |
1.Организационный | Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг познавательного развития детей на начало учебного года. Формирование информационной готовности специалистов, воспитателей МБДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно- педагогической работы с каждым ребенком. Заполнение Паспорта сопровождения ребенка. | Создание индивидуальных планов коррекционной работы на год с воспитанником в ДОУ и семье. Планирование содержания работы дефектолога с родителями на учебный год. Календарно -тематическое планирование работы по разделам программы с подгруппами дошкольников в соответствии с психофизическими возможностями, возрастом и уровнем речевого развития. Составление мониторинга познавательного развития воспитанников на начало учебного года Составление расписания непосредственно образовательной деятельности и согласование его с педагогами МБДОУ и родителями. |
Таблица 1.
Помимо этого родителей вновь прибывших детей ориентирую в видах и причинах речевых нарушений у ребенка. Для уточнения причин речевых нарушений у детей использую результаты медицинского обследования, данные бесед с воспитателями и родителями. Родители (в основном мамы) рассказывают о речевом анамнезе ребенка, о его развитии и воспитании в семье, трудностях, с которыми встречаются они, занимаясь с ребенком дома. Родители заполняют анкеты, которые помогают мне определить компетентность родителей в вопросах обучения. Узнаю отношение членов семьи к отклонениям в психо – физическом развитии, речевым трудностям ребенка, результаты проведения занятий родителями с ребенком в будние и выходные дни и т. д. При необходимости провожу частичное речевое обследование ребенка, дидактическую игру с ним для родителей.
В начале октября месяца на групповом родительском собрании провожу тематическое консультирование, знакомлю с планом работы с родителями на учебный год, с утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности, с выставкой детских книг и дидактических пособий.
Определенной подготовки к предстоящим коррекционным занятиям требуют и воспитанники ДОУ, зачисленные в группу «Особый ребенок».
Для формирования позитивной установки на участие вновь прибывших детей в непосредственно образовательной деятельности необходимо определенное время и усилия со стороны дефектолога, воспитателя, психолога и родителей. Отдельные негативные особенности в поведении и общении у части детей могут быть вызваны трудностями адаптации к новым условиям жизнедеятельности и к незнакомым взрослым. Поэтому от того, насколько верный тон выберут все участники образовательного процесса в общении с ребенком с первых дней зачисления в детский сад, зависит его дальнейшее эмоциональное и психофизическое благополучие.
Итог работы на организационном этапе —
· составление индивидуальных планов коррекционной работы с воспитанником, расписания непосредственно образовательной деятельности, плана работы с педагогическим коллективом ДОУ и родителями;
· повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по созданию в семье благоприятных условий для общего и речевого развития детей.
Литература:
1. Баранова, А. Г., Черных, В. И. Коррекция речевого и
психического развития детей 4-7 лет [Текст] / под ред. П. Н.
Лосева — М., 2005.
2. Выготский, Л. С. Детская психология [Текст]/ под ред. Д. Б. Эльконина/ Собр. Соч. Т. 4. — М., 1982.
3. Екжанова, Е. А., Стребелева, Е. А. Коррекционно — развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Текст]. / Е. А Екжанова, Е. А. Стребелева. — М., 2003.
4. Екжанова, Е. А., Стребелева, Е. А. Организация коррекционно — развивающего процесса в условиях специализированного учреждения для детей с нарушением интеллекта [Текст]. // Дефектология. — 2000 .- № 3.- С.66 — 77.
5. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников [Текст]. / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М., 1990.
6. Закрепина, А. В.Особенности социального развития детей дошкольного возраста с умеренной формой умственной отсталости, воспитывающихся в семье [Текст]. // Дефектология. — 2003. — № 1.- С.60 — 66.
7. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст]./ Г. А. Каше — М.,1985.
8. Мастюкова, Е. М., Московкина, А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] / под ред. В. И. Селиверстова. — М., 2003.
9. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст]./ Е. Ф. Соботович — М., 2003.
10. Ткачева, В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений [Текст]./ В. В. Ткачева.- М., 2000.
11. Хайртдинова Л. Ф. О работе с родителями в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта [Текст]. // Дефектология. — № 1-2005. — С. 11- 13.
Источник