Грудной ребенок и его развитие

Молодых родителей с самого первого дня появления ребенка волнует множество вопросов, связанных с развитием младенца. С каждым месяцем малыш познает для себя что-то новое и развивает определенные навыки. Мамам и папам стоит быть в курсе особенностей физического и эмоционального развития их малыша, чтобы в дальнейшем ничего не доставляло беспокойства.
Как малыш развивается с момента рождения до 1 месяца
- на 10-12 день может фокусироваться на окружающих вещах;
- на 11-13 день дает реакцию на резкие и громкие звуки (мигает, вздрагивает);
- с 20 дня в памяти начинают откладываться образы неподвижных предметов;
- к концу 1 месяца младенец начинает улыбаться.
В первый месяц жизни малыш только начинает адаптироваться. В первые дни ребенку предстоит проделать большую работу, чтобы перестроить работу своего организма. На протяжении 9 месяцев он жил в водной среде, где ему было тепло, и он был обеспечен необходимыми питательными элементами. Теперь ему придется самостоятельно дышать, поддерживать систему теплообмена, научиться кушать молоко из маминой груди.
На это будет уходить много энергии, поэтому в первые 30 дней ребенок очень много времени спит и часто ест. Для младенца сон играет одну из главных ролей: во сне он растет, организм приспосабливается к новой обстановке. На сон в среднем уходит 20 часов.
Чем больше родители будут уделять времени своему ребенку, тем больших успехов он достигнет
За первый месяц масса тела увеличивается на 500-600 г, а в росте прибавляется 2-3 см.
Что умеет малыш от 1 до 2 месяцев
- малыш начинает вытягивать ножки и ручки, к концу 2 месяца полностью раскрывает ладошки;
- узнает лица родителей;
- развивается слух и обоняние;
- зрение еще не полностью сформировано, лучше показывать ребенку вещи на расстоянии полуметра;
- может поворачивать голову и смотреть по сторонам лежа на животе;
- начинает улыбаться на ласковое обращение;
- может сжимать игрушки в руках;
- реагирует на смену настроение окружающих (может понимать, когда его родители радуются, грустят или злятся).
С месяца ребенок уже неплохо адаптируется в окружающей среде. Теперь он спит не так долго. Продолжительность сна 11-13 часов. В дневное время малыш спит меньше, начинает бодрствовать. В этом возрасте грудничок развивается не только физически, но и психологически. У младенца постепенно начинает формироваться характер.
В этом возрасте появляются следующие умения:
Вес увеличивается примерно на 700 г, вырастает еще на 3 см.
Чему учится ребенок от 2 до 3 месяцев
- дает радостную реакцию на голос родителей, активно улыбается;
- агукает;
- хорошо удерживает головку на весу;
- начинает сосать кулачки;
- учится переворачиваться со спинки на бочок.
Именно в этом возрасте у малыша начинает сформировываться режим. Это одно из самых главных достижений для родителей. Ребенок начинает просыпаться примерно в одно и то же время, кушает по расписанию. Ночной сон становится более продолжительным, а дневной уменьшается.
Если малыш будет чем-то недоволен или его будет что-то тревожить, он будет демонстрировать это своим криком и плачем. Таким образом он привлекает к себе внимание. Наблюдательные мама и папа смогут заметить первые проявления характера.
В этот период дети особенно жаждут общаться с окружающими. Родителям стоит почаще разговаривать с ребенком, рассказывать о происходящем. Для игр подойдут легкие погремушки. Нужно почаще класть ребенка на животик, чтобы укреплялись спинные и шейные мышцы, также это эффективно во время коликов.
Малыш вырастает еще на 2-3 см, в весе прибавляет 700 г.
В это время родителям стоит уделить внимание становлению характера, продумать методы дальнейшего воспитания, чтобы развить в малыше нужные качества.
Как развивается ребенок от 3 до 4 месяцев
Этот период для родителей считается более спокойным. Мама учится понимать желания ребенка. Малыш начинает активничать, у многих исчезают колики, но беспокойство могут доставлять зубки.
Психофизически ребенок развивается стремительными темпами, улучшается зрение. Малыш начинает познавать себя, нуждается в большем внимании со стороны родителей, может капризничать, если надолго будет оставаться один. Все больше внимания привлекают висящие над кроваткой игрушки, которые малыш хочет изучать.
В этом возрасте ребенок начинает активно хватать игрушки. Движения становятся более осознанными, хватательный рефлекс понемногу ослабевает. Некоторые детки уже начинают переворачиваться на бок и спинку. Можно заметить активное выделение слюны – это первый признак прорезывания зубок. У некоторых детей это может произойти через 1-2 месяца, в этом нет ничего страшного.
Не нужно пытаться сажать ребенка. Стоит почаще играть и разговаривать. Начинает реагировать, если его будут звать по имени. Может издавать первые звуки «ма» и «па».
К концу 4 месяца малыш в весе прибавит еще 700 г и вырастит на 2-3 см.
Развитие детей от 4 до 5 месяцев
На 5 месяц малыш начинает очень активно двигаться, пытается переворачиваться, садиться, ползать. В такие моменты родители должны следить за безопасностью ребенка. Если ребенку недостаточно места в манеже, то можно положить его на пол.
У многих деток начинает перестаиваться режим сна, активности и кормления. Иногда ребенок может проспать всю ночь и даже не проснуться покушать.
В этом возрасте отмечаются следующие достижения:
- уверенно переворачивается со спинки на животик;
- может сидеть с поддержкой взрослых;
- часто играет со своими ножками и ручками;
- уверенно берет вещи и может долго держать их в руках.
К 5 месяцам малыш узнает голос мамы и лица членов семьи. Понимает интонацию при разговоре с ним – на веселый и нежный голос начинает смеяться, а на строгий тон может хмуриться. При нехватке общения с родителями может сильно капризничать.
В таком возрасте малыши нередко путают день и ночь (иногда такое встречается в более раннем возрасте). Это может быть связано с отсутствием достаточной активности в дневное время.
Вес также увеличивается на 700-750 г, вырастает на 2-2,5 см.
Особенности развития от 5 до 6 месяцев
К полугоду у малыша начинает появляться интерес к еде. Является новым и важным этапом в жизни ребенка. С этого возраста разрешается вводить первый прикорм, отдавая предпочтение гипоаллергенным продуктам (нужно заранее проконсультироваться с детским врачом). Малыш все больше интересуется происходящим и окружающим миром:
- может фокусировать взгляд, поворачивать головку на звук, наблюдать за происходящим;
- понимает, где близкие и чужие люди;
- в лепете прослеживаются четкие слоги;
- начинают резаться первые зубки;
- рассматривает предметы в руках, притягивает и отодвигает их от себя;
- подражает движениям людей и пытается повторять звуки за другими.
Темп роста уже не настолько активный. В весе прибавляется 600-650 г, вырастает на 2 см.
Ребенок тянет в рот все, что попадается под руку, поэтому стоит убрать подальше опасные предметы. При передвижении малыша его безопасности не должно ничего угрожать. Особенно стоит акцентировать внимание на розетках, проводах и тяжелых предметах, которые могут упасть на малыша.
Что умеет ребенок от 6 до 9 месяцев
- может сидеть, садиться, ползать, пытается вставать на ножки;
- в разговоре ясно прослеживаются слоги;
- появляется интерес к взрослой еде, может хватать ее со стола;
- начинает рассматривать картинки, фотографии, пытается по-своему двигаться под музыку;
- может открывать низкие шкафчики и тумбы.
Еще один важный этап в развитии ребенка. Он активно начинает передвигаться в вертикальной плоскости. У большинства детей уже в это время появились зубки.
После 8 месяца оттачивается мелкая моторика, поэтому стоит позаботиться о ее развитии с помощью игрушек. К 9 месяцам с помощью поддержки взрослых может сделать первые неустойчивые шаги. Запас слов понемногу расширяется, запоминает слоги за взрослыми.
В этом возрасте появляется настороженное отношение к незнакомым людям.
Если говорить о питании, то нужно вводить прикорм постепенно. В сутки можно добавлять не более 1 нового продукта. Это позволит выявить, на что у ребенка может возникнуть аллергическая реакция.
С особым вниманием нужно подходить к выбору прорезывателей, так как прорезывание зубок может вызывать болезненные ощущения и стоит позаботиться об обезболивании.
С каждым месяцем становится тяжелее на 550-650 г, вырастает на пару сантиметров.
Как развиваются дети от 9 до 12 месяцев
Малыш начинает становиться самостоятельнее, закрепляет приобретенные навыки:
- самостоятельно садится, активно ползает, может сам подниматься, если рядом есть опора;
- реагирует на свое имя;
- понимает некоторые слова и фразы, расширяет словарный запас;
- может махать рукой на прощание;
- начинает различать части тела, показывая их на игрушках;
- начинает активно развиваться характер.
В этом возрасте можно начинать знакомство с книжками. К 12 месяцам нужно переходить на один дневной сон. Малыш все больше времени может проводить сам с собой, а у мамы появляется немного свободного времени на себя.
Взрослым нужно почаще общаться с ребенком и следить за своим поведением, поскольку дети начинают подражать своим родителям.
По сравнению с предыдущими месяцами уже не так активно прибавляет в весе и росте.
Возрастные нормы и стандарты
В первый год жизни на развитие ребенка сказывается очень много окружающих факторов. Время появления определенных навыков может отличаться у детей и растягиваться от 2х месяцев до полугода. К примеру, очень активный малыш уже в 5 месяцев может стараться встать на ножки, а более спокойные детки могут начать активничать только после 9 месяца.
Многим родителям иногда кажется, что их ребенок может не успевать в развитии тех или иных навыков. В таком случае не стоит бояться общаться с детским педиатром, у которого достаточно большой опыт и понимания о допустимых задержках в развитии.
Родители могут не тревожиться о физическом и психологическом развитии ребенка, если с первых дней жизни поддерживался режим сна, питания, малыш часто бывал на свежем воздухе, был окружен любовью, вниманием и заботой семьи, не испытывал эмоциональных потрясений.
Итоги первого года жизни
Когда ребенку исполнится год, можно подводить итоги. За 12 месяцев малыш из беспомощного существа превратился в человека, у которого уже активно начали формироваться привычки, характер, желания, развиваться определенные навыки.
Физические навыки:
- ребенок сам садится и встает;
- может самостоятельно ходить или же с поддержкой взрослых;
- может употреблять твердую пищу;
- повторяет звуки, слога, действия.
Психоэмоциональное развитие:
- кроме слов «мама» и «папа» знает несколько других слов;
- может понимать тон голоса и реакцию взрослых на те или иные действия малыша;
- по-разному ведет себя с окружающими людьми, умеет различать своих от чужих;
- показывает радость при встрече и умеет прощаться.
К годику малыш любит показывать свою самостоятельность. Родители должны ему в этом помогать и поддерживать, например, дать возможность выбрать одежду для прогулки, книжку для чтения или игрушки. Если же ребенок при этом начинает бурно показывать свои эмоции, то ему нужно дать время успокоиться.
Отличия в развитии девочек и мальчиков
Обычно мальчики появляются на свет более крупными, нежели девочки. У доношенных мальчиков рост при рождении в среднем 54-56 см, а у девочек всего 50-53 см. Девочки на пару недель опережают мальчиков в психическом и физическом развитии. Но эта разница практически не ощутима.
Если при рождении девочки более миниатюрные, то со временем их физическое развитие начинает ускоряться. Костный скелет быстрее формируется у девочек, нежели у мальчиков. Но в целом те или иные процессы у каждого ребенка происходят индивидуально и не должны в полной мере соответствовать приведенным нормам.
Источник
ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
План
- АФО и особенности пищеварения
- Естественное вскармливание
- Смешанное вскармливание
- Искусственное вскармливание
- Коррекция питания
- Гипогалактия
- АФО и особенности пищеварения
Пища-источник веществ, обеспечивающих восполнение энергетических затрат, основной обмен и достаточное количество материала для построения тканей и органов. Учитывая постоянный рост и развитие ребенка, пища для него приобретает первостепенное значение. Фактически рациональное вскармливание – один из важнейших факторов, обеспечивающих здоровье ребёнка в будущем.
Организация вскармливания складывается из усилий родителей ребенка,
участкового педиатра, участковой медсестры.
Система пищеварения детей первого года жизни имеет ряд возрастных
особенностей:
- недостаточная секреторная способность пищеварительных желез;
- низкая активность ферментов в желудочном и кишечном соке;
- анатомическая незавершённость пищеварительного тракта;
– желудок у детей 1-го года жизни расположен горизонтально;
– объём желудка новорожденного – 30 – 35 мл;
– объём желудка у ребенка 1года – 250 – 300 мл;
– кардиальный сфинктер желудка развит слабо, что приводит к срыгиванию;
– брыжейка кишечника более длинная, чем у взрослых;
– при естественном вскармливании в кишечнике ребенка преобладают бифидумбактерии;
– при искусственном вскармливании в кишечнике ребенка преобладает кишечная палочка;
– несовершенство защитных механизмов во всех отделах ЖКТ;
– основным преимуществом грудного молока перед коровьим является оптимальное соотношение пищевых веществ;
– контрольное кормление проводится с целью определения количества высосанного молока;
– источником жирорастворимых витаминов является яичный желток;
– источником водорастворимых витаминов являются фруктовые и овощные соки и пюре.
Единственно правильным, адекватным и оптимальным для грудного вскармливания являетсяестественное вскармливание.
Основные принципы рационального питания:
– получение достаточного количества пищи;
– удовлетворение потребностей ребёнка в основных ингредиентах (белках,жирах, углеводах), а также – в витаминах и микроэлементах;
– соблюдение режима питания с учетом возраста и индивидуальных потребностей ребенка.
Основные правила организации вскармливания:
-раннее первое прикладывание к груди в первые 30 минут после рождения;
– впервый месяц жизни – кормление по требованию ребенка с последующим установлением режима питания; _
-вскармливание только грудным молоком в течение первых 4-5 месяцев;
– исключение воды из рациона детей, находящихся на естественном
вскармливании;
– отнятие ребёнка от груди не ранее 1года – 1,5 лет при условии, что ребёнок здоров, оптимально – в осенне-зимний период.
В случае, если у матери развивается гипогалактия (уменьшение количества молока) или агалактия (полное отсутствие молока), ребёнка необходимо перевести на смешанное или искусственное вскармливание. Наука и жизнь рассматривают такое вскармливание как экологическую катастрофу дляребёнка.
- Естественное вскармливание
Естественное вскармливание – это такой вид вскармливания, при котором ребёнок до 5 месяцев получает только материнское молоко, а с 5 месяцев ещеи прикормы.
Различают три вида женского молока.
А) Молозиво – клейкая густая жидкость желто-серого цвета. Появляется после рождения ребёнка и выделяется до 4-5 дня его жизни. Содержит в 5-10 раз больше иммуноглобулинов, чем плазма крови, в 2 раза больше белка, витамина А, каротина, витаминов В, С, Е; липазы; имеет пониженное содержание жиров.
Значение молозива:
- значительно снижает физиологическую убыль массы тела и течение других пограничных состояний;
- защищает новорожденного от инфекций;
- способствует раннему, более тесному физическому и психоэмоциональному контакту матери и ребёнка (импринтинг).
Б) Переходное молоко вырабатывается с 4-5дня жизни до 2-3 недель. Имеет промежуточный состав между молозивом и зрелым молоком.
В) Зрелое молоко -вырабатывается со 2-3 недели жизни ребёнка и имеет полное биологическое сродство с организмом ребёнка.
Состав грудного молока
- В грудном молоке Б : Ж : У находятся в оптимальном соотношении
2 : 3 : 6.
2) Белки сразу всасываются в кровь без дополнительной переработки.
3) Содержится ряд аминокислот, которые не вырабатываются в организме. Самая важная из них – таурин(37 мг/л), влияет на дифференцировку тканей, участвует в формировании сетчатки, стимулирует функции печени, участвует в сократительной функции миокарда, обладает
антитоксическим действием.
4) Жиры грудного молока – легкоусвояемые ненасыщенные жирные кислоты, участвуют в развитии ЦНС, миелиновых оболочек и др.
5) Углеводы – молочный сахар – лактоза, способствуют развитию
кисломолочной микрофлоры кишечника, предупреждают развитие
дисбактериоза и острых кишечных инфекций.
6) Минеральные соли – это в основном соли кальция и фосфора, предупреждают развитие рахита,
7) Противоинфекционные факторы – обеспечивают иммунную защиту ребёнка и представлены специфическими антителами, лизоцимом,
макрофагами и др. компонентами.
8) Ферменты и гормоны – делают женское молоко биологически активным продуктом, который управляет процессами роста и развития, тканевой дифференцировкой.
9)Витамины и микроэлементы являются коферментами обменных процессов в тканях ребёнка.
Преимущества грудного вскармливания
1)Грудное молоко поступает к ребёнку в тёплом и стерильном виде.
2) Оно экономически выгоднее, чем смеси.
3)Вскармливание грудью физически легче и менее хлопотно.
4) Молока вырабатывается столько, сколько нужно, поэтому редко бывает недокорм или перекорм.
5)Благотворно влияет на нервную систему матери и ребёнка, оказывает успокаивающее воздействие, улучшает контакт между ними.
6) Ускоряет сокращения матки в послеродовом периоде и её заживление.
7) Является одним из факторов,предупреждающих онкологические заболевания внутренних половых органов и молочных желёз у матери.
8) Создаёт психологический комфорт женщине, т. к. даёт ощущение полной жизненной реализованности.
Первое прикладывание к груди
Первое прикладывание к груди осуществляется через 30 минут после рождения с помощью и подконтролем акушерки.Необходимо, чтобы ребёнок правильно взял грудь: не только сосок, но и ареолу – околососковый кружок, при этом щеки его останутся выпуклыми. При неправильном прикладывании щёки втянуты, ребёнок беспокоен ипериодически бросает грудь.
Абсолютными противопоказаниями к раннему первому прикладыванию являются:
А) со стороны ребёнка:
- гемолитическая болезнь новорожденных;
- тяжёлые нарушения мозгового кровообращения;
- внутричерепные кровоизлияния;
- глубокая недоношенность;
- тяжёлые формы дыхательных расстройств.
Б) со стороны матери:
- заболевания почек с почечной недостаточностью;
- тяжёлые формы болезни крови;
- тяжёлая эндокринная патология;
- острые психические заболевания;
- онкологические заболевания.
Правила кормления грудью
- Создание тихой уединенной обстановки.
- Перед кормлением мать должна вымыть руки и грудь теплой водой.
- Принять удобное положение – сидя или лежа.
Во время кормления мать должна смотреть на малыша, контролировать
- процесс кормления.
- Первые 5-10 мл молока необходимо сцедить.
6.Дать ребенку грудь так, чтобы он захватил
сосокиоколососковый кружок.
- Свободной рукой придерживать грудь, чтобы носик у малыша оставался открытым, иначе наступит нехватка воздуха и ребенок бросит грудь.
- Держать у груди 15-20 минут.
- Отнять ребенка от груди, осторожно зажав ему носик. Ни в коем случае не тянуть сосок, т.к. это приведет к его травмированию.
- После кормления подержать ребенка вертикально 3 – 5 минут дляотхождения воздуха, заглоченного во время кормления.
- Уложить малыша в кроватку на бочок.
- Сцедить остатки молока (только в течение первых 1,5 месяцев).
- Каждое кормление необходимо чередовать грудь, при необходимости докормить из 2-ой груди.
- Помыть грудь теплой водой, осушитьстерильной марлевой салфеткой, накрыть соски сухими стерильными ватными дисками и надеть бюстгальтер из натуральной ткани, не сдавливающий грудь.
Затруднения при вскармливании
А) со стороны ребёнка:
- врождённые аномалии лица;
- заболевания слизистой оболочки полости рта;
-насморк с нарушением носового дыхания;
- индивидуальная непереносимость материнского молока.
Б) со стороны матери:
- неправильная форма сосков;
- трещины сосков;
- галакторея (непроизвольное истечение молока);
- гипогалактия.
- Смешанное вскармливание
Это такой вид вскармливания, при котором в первом полугодии жизни ребенок получает наряду с грудным молоком еще и докорм в виде молочной смеси.
Эффективность смешанного вскармливания зависит от доли грудного молока в суточном рационе ребенка:
- если количество материнского молока составляет больше половины суточного рациона, то эффективность приближается к естественному;
- если составляет меньше половины, то – к искусственному.
Причина введения докорма – гипогалактия у матери, приводящая к
недоеданию ребенка.
Признаки голодания:
- уплощение, а затем снижение весовой кривой;
- беспокойство, тревожный прерывистый сон;
- уменьшение суточного диуреза и частоты мочеиспусканий;
- нарушение стула (запор, понос).
При наличии этих признаков необходимо провести контрольное кормление. Цель – определение фактического разового объема молока, получаемого младенцем.
Тактика после проведения контрольного кормления:
- если молока достаточно – продолжать естественное вскармливание;
2. если молоко есть, но его нехватает:
а) рассчитать суточный объем молока, исходя из возраста ребенка и его массы;
б)
рассчитать разовый объем молока, исходя из частоты кормлений ребенка;
в) рассчитать разницу между должным и фактическим разовым объёмом молока;
г) назначить ребенку смеси в количестве, равном дефициту разового объема молока;
д) параллельно назначить матери лечение гипогалактии.
Основы правильного смешанного вскармливания:
- докорм дается после кормления грудью, с ложечки;
- продолжать прикладывать ребенка к груди не менее 3-х раз в сутки;
- расчет суточного объёма и количества кормлений зависит от массы тела и возраста ребенка;
- при введении прикормов и добавок сроки введения новых блюд зависят от эффективности смешанного вскармливания;
- в качестве докорма используются молочные смеси;
- во избежание недокорма и перекорма необходимо периодически проводить расчет питания.
4. Искусственное вскармливание
Это такой вид вскармливания, при которомребенок в первом полугодии не получает материнского молока, питание осуществляется молочными смесями.
Основные правила искусственного вскармливания: –
- систематически проводится расчет питания и энергетической ценности пищи;
- суточный объем пищи рассчитывается, как при естественном вскармливании;
- при введении прикорма и корригирующих добавок сроки введения новых блюдрациональнее сдвинуть на 2-4 недели раньше;
- промежутки между кормлениями должны бытьбольше, а количество кормлений меньше (до 3 мес. – 6 раз в сутки; с 3 до 12 мес. – 5 раз в сутки);
- смеси должны быть стерильными и согретыми до 40 градусов;
- отверстие соски должно быть небольшого размера, чтобы пища вытекала частыми каплями;
- горлышко бутылочки во время кормления должно быть всегда заполнено смесью;
- кормить можно только бодрствующего ребенка;
9. после кормления ребенка необходимо подержать в вертикальном положении 5-10 минут и уложить в кроватку на бочок;
- смеси необходимо периодически, но не слишком часто, менять.
Молочные смеси
Это продукты детского питания, используемые вместо грудного молока и приближенные к нему по составу.
Различают смеси:
- по физическому состоянию – сухие и жидкие;
- по основному продукту -сладкие (на молоке) и кисломолочные (на кефире);
- по составу – простые и адаптированные.
- По физическому состоянию:
а) сухие – в виде порошка, который перед употреблением разводится горячей водой. Они лучше хранятся, их легче готовить, и это в основном – адаптированные смеси;
б) жидкие – в виде раствора на молоке или кефире. В них могут сохраняться важные биологические вещества, но, это преимущественно – простые смеси.
2. По основному продукту:
а) сладкие – на основе кипяченого молока;
б) кисломолочные – на основе кефира или творога.
Преимущества кисломолочных смесей:
-легчеусваиваются, т. к. белок в них находится уже в створоженном состоянии;
-молочная кислота повышает секреторные функции пищеварительного тракта;
-эвакуация смеси из желудка более медленная и равномерная;
-содержат много витаминов группы В;
-создают неблагоприятную среду для болезнетворных микробов, вызывая их гибель;
-содержат умеренное количество сахаров.
Недостатки кисломолочных смесей:
- усиливают выделение солей;
- содержат много кислых радикалов, нейтрализация которых у детей затруднена;
- содержат недостаточно жиров;
- содержат много белка с неадаптированнымаминокислотным составом.
В связи с этим кислые смеси принято давать один раз в сутки.
3. По составу:
а) простые – это смеси, изготовленные из коровьего молока (или кефира) и отвара круп (чаще всего в домашних условиях), которые существенно отличаются по составу от женского молока.
Разведение отваром круп (а не водой) имеет ряд преимуществ:
- повышается энергетическая ценность смеси;
- получается сочетание трех углеводов (лактозы, сахарозы и крахмала), что существенно снижает процессы брожения в кишечнике;
- улучшается аминокислотный состав смеси;
- образуется более мелкий створоженный белок.
б)адаптированные смеси, максимально приближенные по составу к женскому молоку, обычно изготавливаются фабричным способом, могут быть сладкими и кисломолочными.
5. Коррекция питания
Производится с помощью корригирующих добавок и прикормов всем детям грудного возраста, независимо от вида вскармливания.
Добавки -это дозированные блюда, которые включаются в рацион как источники витаминов, минеральных веществ, а также белков, жиров, углеводов, необходимых растущему организму.
Прикормы -это блюда, которыми полностью постепенно заменяют материнское молоко или смеси.
Правила введения прикормов и добавок:
а) новое блюдо дают перед кормлением грудью с ложечки;
б) после каждого прикорма рекомендуется прикладывать ребенка к груди;
в) вводить новые блюда необходимо постепенно, начиная с малых доз, увеличивая дозу только после того, как ребенок хорошо перенесет предыдущую;
г) срок введения нового блюда – 1 неделя, и еще 1 неделя – для адаптации, т.о., интервал между двумя новыми блюдами должен быть 2 недели;
д) вводить одновременно только одно блюдо, переходить к следующему только после полного привыкания к предыдущему;
е) блюда должны быть однородными, без комочков, легко проглатываться.
Расчет питания
Суточный объем пищи рассчитывают:
– первые 2 недели – по формуле Финкельштейна;
– с 2-х недель до 2 месяцев – 1/5 от массы тела;
- с 2 до 4 месяцев – 1/6 от массы тела;
- с 4 до 6 месяцев – 1/7 от массы тела;
- с 6 до 9 месяцев -1/8 от массы тела;
- с 9 до 12 месяцев – 1000 мл;
- с 12 месяцев- 1200 мл.
Разовый объем пищи зависит от количества кормлений:
Vp = Vc :KK
Количество кормлений (КК):
- до 1 месяца – 6-7 раз в сутки (через 3-3,5 часа с ночным перерывом 6-6,5 часов);
- c l до 5 месяцев – 6 раз в сутки (через 3,5 часа с ночным перерывом 6,5 часов);
- 5 до 12 месяцев – 5 раз в сутки (через 4 часа с ночным перерывом 8 часов).
Сроки введения прикормов и добавок – см. таблицу.
6. Гипогалактия – снижение секреторной деятельности молочных желез.
Первичная или ранняя: возникает в первые 10 дней после родов, встречается редко (4-10%). Обычно связана с эндокринной патологией (расстройствогипоталамо-гипофизарно-яичниковой регуляции).
В развитии первичной гипогалактии в некоторых случаях имеет место перенесенная операция кесарево сечение. Причиной гипогалактии в этих случаях являются отсутствие родовой деятельности (по причине того же расстройства регуляции), невозможность приложить ребенка к груди в ближайшие часы после родов,отсутствие психологического стимула к лактации в послеродовом периоде, послеоперационное состояние.
Вторичная (или поздняя): возникает через 10 дней после родов. Встречается чаще.
Причины:
- отсутствие у женщины и ее семьи настроя на кормление грудью;
- позднее прикладывание к груди (раннее прикладывание к груди способствует созреванию молочных желез). Важно, чтобы при кормлении новорожденный высасывал все молозиво, имеющееся к этому моменту в груди матери. Это способствует стимуляции лактации. Сам процесс сосания тоже стимулирует лактацию;
- неправильное прикладывание без охвата ареолы соска (это приводит к неэффективному извлечению молока из груди, а если грудь не опорожняется, секреция молока прекращается);
- редкое прикладывание ребенка к груди (частое кормление стимулирует лактацию при условии интенсивного сосания);
- применение сосок-пустышек;
- снижение сосательной активности ребенка при заболеваниях. Чем сильнее и упорнее новорожденный сосет грудь, тем больше молока приходит «на его зов» даже у женщин с оченьмаленькими молочными железами;
- психологическая неуверенность матери в достаточности молока;
- заболевания матери, осложнения беременности, родов, послеродового периода: маститы, трещины сосков;
– нарушение режима дня кормящей женщины (чрезмерная физическая нагрузка, нарушение сна и т.д.);
- неудовлетворительное питание кормящей женщины, т.к. стимуляция лактации и питание матери неразрывно связаны между собой;
- отсутствие поддержки успешности грудного вскармливания со стороны семьи, друзей, медработников.
Неспособность к грудному вскармливанию у матерей встречается крайне редко!
Банк контрольных вопросов
- АФО пищеварительной системы у новорожденных и детей грудного возраста.
- Особенности пищеварения детей первого года жизни.
- Основные принципы грудного вскармливания.
- Основные правила организации успешного вскармливания?
- Виды вскармливания.
- Что такое естественное вскармливание?
- Виды женского молока, значение молозива.
- Состав грудного молока.
- Преимущества грудного вскармливания.
- Когда и как проводится первое прикладывание груди?
- Абсолютные противопоказания к первому прикладыванию к груди.
- Затруднения при вскармливании.
- Правила кормления грудью.
- Сцеживание грудного молока, его роль.
- Мероприятия по подготовке новорожденного к каждому кормлению.
- Мероприятия по подготовке молочной железы к каждому кормлению.
- Подготовка сосков к кормлению грудью.
- Гипогалактия.
- Рекомендуемый режим кормлений грудью для новорожденного ребенка.
- Особенности кормления новорожденного при временной невозможности кормления грудью.
- Цель проведения контрольного кормления ребенку первых месяцев жизни.
- Что такое добавки?
- Что такое прикормы?
- Правила введения прикормов и добавок.
- Режим кормления грудного ребенка.
- Блюда прикорма.
- Смешанное вскармливание.
- Основные правила смешанного вскармливания.
- Искусственное вскармливание.
- Молочные смеси.
Источник