Грудной ребенок и его развитие

Грудной ребенок и его развитие thumbnail

Молодых родителей с самого первого дня появления ребенка волнует множество вопросов, связанных с развитием младенца. С каждым месяцем малыш познает для себя что-то новое и развивает определенные навыки. Мамам и папам стоит быть в курсе особенностей физического и эмоционального развития их малыша, чтобы в дальнейшем ничего не доставляло беспокойства.

Как малыш развивается с момента рождения до 1 месяца

  • на 10-12 день может фокусироваться на окружающих вещах;
  • на 11-13 день дает реакцию на резкие и громкие звуки (мигает, вздрагивает);
  • с 20 дня в памяти начинают откладываться образы неподвижных предметов;
  • к концу 1 месяца младенец начинает улыбаться.

В первый месяц жизни малыш только начинает адаптироваться. В первые дни ребенку предстоит проделать большую работу, чтобы перестроить работу своего организма. На протяжении 9 месяцев он жил в водной среде, где ему было тепло, и он был обеспечен необходимыми питательными элементами. Теперь ему придется самостоятельно дышать, поддерживать систему теплообмена, научиться кушать молоко из маминой груди.

На это будет уходить много энергии, поэтому в первые 30 дней ребенок очень много времени спит и часто ест. Для младенца сон играет одну из главных ролей: во сне он растет, организм приспосабливается к новой обстановке. На сон в среднем уходит 20 часов.

Чем больше родители будут уделять времени своему ребенку, тем больших успехов он достигнет

За первый месяц масса тела увеличивается на 500-600 г, а в росте прибавляется 2-3 см.

Что умеет малыш от 1 до 2 месяцев

  • малыш начинает вытягивать ножки и ручки, к концу 2 месяца полностью раскрывает ладошки;
  • узнает лица родителей;
  • развивается слух и обоняние;
  • зрение еще не полностью сформировано, лучше показывать ребенку вещи на расстоянии полуметра;
  • может поворачивать голову и смотреть по сторонам лежа на животе;
  • начинает улыбаться на ласковое обращение;
  • может сжимать игрушки в руках;
  • реагирует на смену настроение окружающих (может понимать, когда его родители радуются, грустят или злятся).

С месяца ребенок уже неплохо адаптируется в окружающей среде. Теперь он спит не так долго. Продолжительность сна 11-13 часов. В дневное время малыш спит меньше, начинает бодрствовать. В этом возрасте грудничок развивается не только физически, но и психологически. У младенца постепенно начинает формироваться характер.

В этом возрасте появляются следующие умения:

Вес увеличивается примерно на 700 г, вырастает еще на 3 см.

Чему учится ребенок от 2 до 3 месяцев

  • дает радостную реакцию на голос родителей, активно улыбается;
  • агукает;
  • хорошо удерживает головку на весу;
  • начинает сосать кулачки;
  • учится переворачиваться со спинки на бочок.

Именно в этом возрасте у малыша начинает сформировываться режим. Это одно из самых главных достижений для родителей. Ребенок начинает просыпаться примерно в одно и то же время, кушает по расписанию. Ночной сон становится более продолжительным, а дневной уменьшается.

Если малыш будет чем-то недоволен или его будет что-то тревожить, он будет демонстрировать это своим криком и плачем. Таким образом он привлекает к себе внимание. Наблюдательные мама и папа смогут заметить первые проявления характера.

В этот период дети особенно жаждут общаться с окружающими. Родителям стоит почаще разговаривать с ребенком, рассказывать о происходящем. Для игр подойдут легкие погремушки. Нужно почаще класть ребенка на животик, чтобы укреплялись спинные и шейные мышцы, также это эффективно во время коликов.

Малыш вырастает еще на 2-3 см, в весе прибавляет 700 г.

В это время родителям стоит уделить внимание становлению характера, продумать методы дальнейшего воспитания, чтобы развить в малыше нужные качества.

Как развивается ребенок от 3 до 4 месяцев

Этот период для родителей считается более спокойным. Мама учится понимать желания ребенка. Малыш начинает активничать, у многих исчезают колики, но беспокойство могут доставлять зубки.

Психофизически ребенок развивается стремительными темпами, улучшается зрение. Малыш начинает познавать себя, нуждается в большем внимании со стороны родителей, может капризничать, если надолго будет оставаться один. Все больше внимания привлекают висящие над кроваткой игрушки, которые малыш хочет изучать.

В этом возрасте ребенок начинает активно хватать игрушки. Движения становятся более осознанными, хватательный рефлекс понемногу ослабевает. Некоторые детки уже начинают переворачиваться на бок и спинку. Можно заметить активное выделение слюны – это первый признак прорезывания зубок. У некоторых детей это может произойти через 1-2 месяца, в этом нет ничего страшного.

Не нужно пытаться сажать ребенка. Стоит почаще играть и разговаривать. Начинает реагировать, если его будут звать по имени. Может издавать первые звуки «ма» и «па».

К концу 4 месяца малыш в весе прибавит еще 700 г и вырастит на 2-3 см.

Развитие детей от 4 до 5 месяцев

На 5 месяц малыш начинает очень активно двигаться, пытается переворачиваться, садиться, ползать. В такие моменты родители должны следить за безопасностью ребенка. Если ребенку недостаточно места в манеже, то можно положить его на пол.

У многих деток начинает перестаиваться режим сна, активности и кормления. Иногда ребенок может проспать всю ночь и даже не проснуться покушать.

В этом возрасте отмечаются следующие достижения:

  • уверенно переворачивается со спинки на животик;
  • может сидеть с поддержкой взрослых;
  • часто играет со своими ножками и ручками;
  • уверенно берет вещи и может долго держать их в руках.

К 5 месяцам малыш узнает голос мамы и лица членов семьи. Понимает интонацию при разговоре с ним – на веселый и нежный голос начинает смеяться, а на строгий тон может хмуриться. При нехватке общения с родителями может сильно капризничать.

В таком возрасте малыши нередко путают день и ночь (иногда такое встречается в более раннем возрасте). Это может быть связано с отсутствием достаточной активности в дневное время.

Вес также увеличивается на 700-750 г, вырастает на 2-2,5 см.

Особенности развития от 5 до 6 месяцев

К полугоду у малыша начинает появляться интерес к еде. Является новым и важным этапом в жизни ребенка. С этого возраста разрешается вводить первый прикорм, отдавая предпочтение гипоаллергенным продуктам (нужно заранее проконсультироваться с детским врачом). Малыш все больше интересуется происходящим и окружающим миром:

  • может фокусировать взгляд, поворачивать головку на звук, наблюдать за происходящим;
  • понимает, где близкие и чужие люди;
  • в лепете прослеживаются четкие слоги;
  • начинают резаться первые зубки;
  • рассматривает предметы в руках, притягивает и отодвигает их от себя;
  • подражает движениям людей и пытается повторять звуки за другими.

Темп роста уже не настолько активный. В весе прибавляется 600-650 г, вырастает на 2 см.

Ребенок тянет в рот все, что попадается под руку, поэтому стоит убрать подальше опасные предметы. При передвижении малыша его безопасности не должно ничего угрожать. Особенно стоит акцентировать внимание на розетках, проводах и тяжелых предметах, которые могут упасть на малыша.

Что умеет ребенок от 6 до 9 месяцев

  • может сидеть, садиться, ползать, пытается вставать на ножки;
  • в разговоре ясно прослеживаются слоги;
  • появляется интерес к взрослой еде, может хватать ее со стола;
  • начинает рассматривать картинки, фотографии, пытается по-своему двигаться под музыку;
  • может открывать низкие шкафчики и тумбы.
Читайте также:  Раннее развитие ребенка в три месяца

Еще один важный этап в развитии ребенка. Он активно начинает передвигаться в вертикальной плоскости. У большинства детей уже в это время появились зубки.

После 8 месяца оттачивается мелкая моторика, поэтому стоит позаботиться о ее развитии с помощью игрушек. К 9 месяцам с помощью поддержки взрослых может сделать первые неустойчивые шаги. Запас слов понемногу расширяется, запоминает слоги за взрослыми.

В этом возрасте появляется настороженное отношение к незнакомым людям.

Если говорить о питании, то нужно вводить прикорм постепенно. В сутки можно добавлять не более 1 нового продукта. Это позволит выявить, на что у ребенка может возникнуть аллергическая реакция.

С особым вниманием нужно подходить к выбору прорезывателей, так как прорезывание зубок может вызывать болезненные ощущения и стоит позаботиться об обезболивании.

С каждым месяцем становится тяжелее на 550-650 г, вырастает на пару сантиметров.

Как развиваются дети от 9 до 12 месяцев

Малыш начинает становиться самостоятельнее, закрепляет приобретенные навыки:

  • самостоятельно садится, активно ползает, может сам подниматься, если рядом есть опора;
  • реагирует на свое имя;
  • понимает некоторые слова и фразы, расширяет словарный запас;
  • может махать рукой на прощание;
  • начинает различать части тела, показывая их на игрушках;
  • начинает активно развиваться характер.

В этом возрасте можно начинать знакомство с книжками. К 12 месяцам нужно переходить на один дневной сон. Малыш все больше времени может проводить сам с собой, а у мамы появляется немного свободного времени на себя.

Взрослым нужно почаще общаться с ребенком и следить за своим поведением, поскольку дети начинают подражать своим родителям.

По сравнению с предыдущими месяцами уже не так активно прибавляет в весе и росте.

Возрастные нормы и стандарты

В первый год жизни на развитие ребенка сказывается очень много окружающих факторов. Время появления определенных навыков может отличаться у детей и растягиваться от 2х месяцев до полугода. К примеру, очень активный малыш уже в 5 месяцев может стараться встать на ножки, а более спокойные детки могут начать активничать только после 9 месяца.

Многим родителям иногда кажется, что их ребенок может не успевать в развитии тех или иных навыков. В таком случае не стоит бояться общаться с детским педиатром, у которого достаточно большой опыт и понимания о допустимых задержках в развитии.

Родители могут не тревожиться о физическом и психологическом развитии ребенка, если с первых дней жизни поддерживался режим сна, питания, малыш часто бывал на свежем воздухе, был окружен любовью, вниманием и заботой семьи, не испытывал эмоциональных потрясений.

Итоги первого года жизни

Когда ребенку исполнится год, можно подводить итоги. За 12 месяцев малыш из беспомощного существа превратился в человека, у которого уже активно начали формироваться привычки, характер, желания, развиваться определенные навыки.

Физические навыки:

  • ребенок сам садится и встает;
  • может самостоятельно ходить или же с поддержкой взрослых;
  • может употреблять твердую пищу;
  • повторяет звуки, слога, действия.

Психоэмоциональное развитие:

  • кроме слов «мама» и «папа» знает несколько других слов;
  • может понимать тон голоса и реакцию взрослых на те или иные действия малыша;
  • по-разному ведет себя с окружающими людьми, умеет различать своих от чужих;
  • показывает радость при встрече и умеет прощаться.

К годику малыш любит показывать свою самостоятельность. Родители должны ему в этом помогать и поддерживать, например, дать возможность выбрать одежду для прогулки, книжку для чтения или игрушки. Если же ребенок при этом начинает бурно показывать свои эмоции, то ему нужно дать время успокоиться.

Отличия в развитии девочек и мальчиков

Обычно мальчики появляются на свет более крупными, нежели девочки. У доношенных мальчиков рост при рождении в среднем 54-56 см, а у девочек всего 50-53 см. Девочки на пару недель опережают мальчиков в психическом и физическом развитии. Но эта разница практически не ощутима.

Если при рождении девочки более миниатюрные, то со временем их физическое развитие начинает ускоряться. Костный скелет быстрее формируется у девочек, нежели у мальчиков. Но в целом те или иные процессы у каждого ребенка происходят индивидуально и не должны в полной мере соответствовать приведенным нормам.

Источник

ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

План

  1. АФО и особенности пищеварения
  2. Естественное вскармливание
  1. Смешанное вскармливание
  2. Искусственное вскармливание
  3. Коррекция питания
  4. Гипогалактия
  1. АФО и особенности пищеварения

Пища-источник веществ, обеспечивающих восполнение энергетических затрат, основной обмен и достаточное количество материала для построения тканей и органов. Учитывая постоянный рост и развитие ребенка, пища для него приобретает первостепенное значение. Фактически рациональное вскармливание – один из важнейших факторов, обеспечивающих здоровье ребёнка в будущем.

Организация вскармливания складывается из усилий родителей ребенка,

участкового педиатра, участковой медсестры.

Система пищеварения детей первого года жизни имеет ряд возрастных

особенностей:

  • недостаточная секреторная способность пищеварительных желез;
  • низкая активность ферментов в желудочном и кишечном соке;
  • анатомическая незавершённость пищеварительного тракта;

– желудок у детей 1-го года жизни расположен горизонтально;

– объём желудка новорожденного – 30 – 35 мл;

– объём желудка у ребенка 1года – 250 – 300 мл;

– кардиальный сфинктер желудка развит слабо, что приводит к срыгиванию;

– брыжейка кишечника более длинная, чем у взрослых;

– при естественном вскармливании в кишечнике ребенка преобладают бифидумбактерии;

– при искусственном вскармливании в кишечнике ребенка преобладает кишечная палочка;

– несовершенство защитных механизмов во всех отделах ЖКТ;

– основным преимуществом грудного молока перед коровьим является оптимальное соотношение пищевых веществ;

– контрольное кормление проводится с целью определения количества высосанного молока;

– источником жирорастворимых витаминов является яичный желток;

– источником водорастворимых витаминов являются фруктовые и овощные соки и пюре.

Единственно правильным, адекватным и оптимальным для грудного вскармливания являетсяестественное вскармливание.

Основные принципы рационального питания:

– получение достаточного количества пищи;

– удовлетворение потребностей ребёнка в основных ингредиентах (белках,жирах, углеводах), а также – в витаминах и микроэлементах;

– соблюдение режима питания с учетом возраста и индивидуальных потребностей ребенка.

Основные правила организации вскармливания:

-раннее первое прикладывание к груди в первые 30 минут после рождения;

– впервый месяц жизни – кормление по требованию ребенка с последующим установлением режима питания; _

-вскармливание только грудным молоком в течение первых 4-5 месяцев;

– исключение воды из рациона детей, находящихся на естественном

вскармливании;

– отнятие ребёнка от груди не ранее 1года – 1,5 лет при условии, что ребёнок здоров, оптимально – в осенне-зимний период.

В случае, если у матери развивается гипогалактия (уменьшение количества молока) или агалактия (полное отсутствие молока), ребёнка необходимо перевести на смешанное или искусственное вскармливание. Наука и жизнь рассматривают такое вскармливание как экологическую катастрофу дляребёнка.

  1. Естественное вскармливание
Читайте также:  Физическая сфера развития ребенка

Естественное вскармливание – это такой вид вскармливания, при котором ребёнок до 5 месяцев получает только материнское молоко, а с 5 месяцев ещеи прикормы.

Различают три вида женского молока.

А) Молозиво – клейкая густая жидкость желто-серого цвета. Появляется после рождения ребёнка и выделяется до 4-5 дня его жизни. Содержит в 5-10 раз больше иммуноглобулинов, чем плазма крови, в 2 раза больше белка, витамина А, каротина, витаминов В, С, Е; липазы; имеет пониженное содержание жиров.

Значение молозива:

  • значительно снижает физиологическую убыль массы тела и течение других пограничных состояний;
  • защищает новорожденного от инфекций;
  • способствует раннему, более тесному физическому и психоэмоциональному контакту матери и ребёнка (импринтинг).

Б) Переходное молоко вырабатывается с 4-5дня жизни до 2-3 недель. Имеет промежуточный состав между молозивом и зрелым молоком.

В) Зрелое молоко -вырабатывается со 2-3 недели жизни ребёнка и имеет полное биологическое сродство с организмом ребёнка.

Состав грудного молока

  1. В грудном молоке Б : Ж : У находятся в оптимальном соотношении

2 : 3 : 6.

2) Белки сразу всасываются в кровь без дополнительной переработки.

3) Содержится ряд аминокислот, которые не вырабатываются в организме. Самая важная из них – таурин(37 мг/л), влияет на дифференцировку тканей, участвует в формировании сетчатки, стимулирует функции печени, участвует в сократительной функции миокарда, обладает

антитоксическим действием.

4) Жиры грудного молока – легкоусвояемые ненасыщенные жирные кислоты, участвуют в развитии ЦНС, миелиновых оболочек и др.

5) Углеводы – молочный сахар – лактоза, способствуют развитию

кисломолочной микрофлоры кишечника, предупреждают развитие

дисбактериоза и острых кишечных инфекций.

6) Минеральные соли – это в основном соли кальция и фосфора, предупреждают развитие рахита,

7) Противоинфекционные факторы – обеспечивают иммунную защиту ребёнка и представлены специфическими антителами, лизоцимом,

макрофагами и др. компонентами.

8) Ферменты и гормоны – делают женское молоко биологически активным продуктом, который управляет процессами роста и развития, тканевой дифференцировкой.

9)Витамины и микроэлементы являются коферментами обменных процессов в тканях ребёнка.

Преимущества грудного вскармливания

1)Грудное молоко поступает к ребёнку в тёплом и стерильном виде.

2) Оно экономически выгоднее, чем смеси.

3)Вскармливание грудью физически легче и менее хлопотно.

4) Молока вырабатывается столько, сколько нужно, поэтому редко бывает недокорм или перекорм.

5)Благотворно влияет на нервную систему матери и ребёнка, оказывает успокаивающее воздействие, улучшает контакт между ними.

6) Ускоряет сокращения матки в послеродовом периоде и её заживление.

7) Является одним из факторов,предупреждающих онкологические заболевания внутренних половых органов и молочных желёз у матери.

8) Создаёт психологический комфорт женщине, т. к. даёт ощущение полной жизненной реализованности.

Первое прикладывание к груди

Первое прикладывание к груди осуществляется через 30 минут после рождения с помощью и подконтролем акушерки.Необходимо, чтобы ребёнок правильно взял грудь: не только сосок, но и ареолу – околососковый кружок, при этом щеки его останутся выпуклыми. При неправильном прикладывании щёки втянуты, ребёнок беспокоен ипериодически бросает грудь.

Абсолютными противопоказаниями к раннему первому прикладыванию являются:

А) со стороны ребёнка:

  • гемолитическая болезнь новорожденных;
  • тяжёлые нарушения мозгового кровообращения;
  • внутричерепные кровоизлияния;
  • глубокая недоношенность;
  • тяжёлые формы дыхательных расстройств.

Б) со стороны матери:

  • заболевания почек с почечной недостаточностью;
  • тяжёлые формы болезни крови;
  • тяжёлая эндокринная патология;
  • острые психические заболевания;
  • онкологические заболевания.

Правила кормления грудью

  1. Создание тихой уединенной обстановки.
  2. Перед кормлением мать должна вымыть руки и грудь теплой водой.
  3. Принять удобное положение – сидя или лежа.

Во время кормления мать должна смотреть на малыша, контролировать

  1. процесс кормления.
  2. Первые 5-10 мл молока необходимо сцедить.

6.Дать ребенку грудь так, чтобы он захватил

сосокиоколососковый кружок.

  1. Свободной рукой придерживать грудь, чтобы носик у малыша оставался открытым, иначе наступит нехватка воздуха и ребенок бросит грудь.
  2. Держать у груди 15-20 минут.
  3. Отнять ребенка от груди, осторожно зажав ему носик. Ни в коем случае не тянуть сосок, т.к. это приведет к его травмированию.
  4. После кормления подержать ребенка вертикально 3 – 5 минут дляотхождения воздуха, заглоченного во время кормления.
  5. Уложить малыша в кроватку на бочок.
  6. Сцедить остатки молока (только в течение первых 1,5 месяцев).
  7. Каждое кормление необходимо чередовать грудь, при необходимости докормить из 2-ой груди.
  8. Помыть грудь теплой водой, осушитьстерильной марлевой салфеткой, накрыть соски сухими стерильными ватными дисками и надеть бюстгальтер из натуральной ткани, не сдавливающий грудь.

Затруднения при вскармливании

А) со стороны ребёнка:

  • врождённые аномалии лица;
  • заболевания слизистой оболочки полости рта;

-насморк с нарушением носового дыхания;

  • индивидуальная непереносимость материнского молока.

Б) со стороны матери:

  • неправильная форма сосков;
  • трещины сосков;
  • галакторея (непроизвольное истечение молока);
  • гипогалактия.
  1. Смешанное вскармливание

Это такой вид вскармливания, при котором в первом полугодии жизни ребенок получает наряду с грудным молоком еще и докорм в виде молочной смеси.

Эффективность смешанного вскармливания зависит от доли грудного молока в суточном рационе ребенка:

  • если количество материнского молока составляет больше половины суточного рациона, то эффективность приближается к естественному;
  • если составляет меньше половины, то – к искусственному.

Причина введения докорма – гипогалактия у матери, приводящая к

недоеданию ребенка.

Признаки голодания:

  1. уплощение, а затем снижение весовой кривой;
  2. беспокойство, тревожный прерывистый сон;
  3. уменьшение суточного диуреза и частоты мочеиспусканий;
  4. нарушение стула (запор, понос).

При наличии этих признаков необходимо провести контрольное кормление. Цель – определение фактического разового объема молока, получаемого младенцем.

Тактика после проведения контрольного кормления:

  1. если молока достаточно – продолжать естественное вскармливание;

2. если молоко есть, но его нехватает:

а) рассчитать суточный объем молока, исходя из возраста ребенка и его массы;

б)

рассчитать разовый объем молока, исходя из частоты кормлений ребенка;

в) рассчитать разницу между должным и фактическим разовым объёмом молока;

г) назначить ребенку смеси в количестве, равном дефициту разового объема молока;

д) параллельно назначить матери лечение гипогалактии.

Основы правильного смешанного вскармливания:

  1. докорм дается после кормления грудью, с ложечки;
  2. продолжать прикладывать ребенка к груди не менее 3-х раз в сутки;
  3. расчет суточного объёма и количества кормлений зависит от массы тела и возраста ребенка;
  4. при введении прикормов и добавок сроки введения новых блюд зависят от эффективности смешанного вскармливания;
  5. в качестве докорма используются молочные смеси;
  6. во избежание недокорма и перекорма необходимо периодически проводить расчет питания.

4. Искусственное вскармливание

Это такой вид вскармливания, при которомребенок в первом полугодии не получает материнского молока, питание осуществляется молочными смесями.

Основные правила искусственного вскармливания: –

  1. систематически проводится расчет питания и энергетической ценности пищи;
  2. суточный объем пищи рассчитывается, как при естественном вскармливании;
  3. при введении прикорма и корригирующих добавок сроки введения новых блюдрациональнее сдвинуть на 2-4 недели раньше;
  4. промежутки между кормлениями должны бытьбольше, а количество кормлений меньше (до 3 мес. – 6 раз в сутки; с 3 до 12 мес. – 5 раз в сутки);
  5. смеси должны быть стерильными и согретыми до 40 градусов;
  6. отверстие соски должно быть небольшого размера, чтобы пища вытекала частыми каплями;
  7. горлышко бутылочки во время кормления должно быть всегда заполнено смесью;
  8. кормить можно только бодрствующего ребенка;
Читайте также:  Про система развития ребенка

9. после кормления ребенка необходимо подержать в вертикальном положении 5-10 минут и уложить в кроватку на бочок;

  1. смеси необходимо периодически, но не слишком часто, менять.

Молочные смеси

Это продукты детского питания, используемые вместо грудного молока и приближенные к нему по составу.

Различают смеси:

  1. по физическому состоянию – сухие и жидкие;
  2. по основному продукту -сладкие (на молоке) и кисломолочные (на кефире);
  3. по составу – простые и адаптированные.
  1. По физическому состоянию:

а) сухие – в виде порошка, который перед употреблением разводится горячей водой. Они лучше хранятся, их легче готовить, и это в основном – адаптированные смеси;

б) жидкие – в виде раствора на молоке или кефире. В них могут сохраняться важные биологические вещества, но, это преимущественно – простые смеси.

2. По основному продукту:

а) сладкие – на основе кипяченого молока;

б) кисломолочные – на основе кефира или творога.

Преимущества кисломолочных смесей:

-легчеусваиваются, т. к. белок в них находится уже в створоженном состоянии;

-молочная кислота повышает секреторные функции пищеварительного тракта;

-эвакуация смеси из желудка более медленная и равномерная;

-содержат много витаминов группы В;

-создают неблагоприятную среду для болезнетворных микробов, вызывая их гибель;

-содержат умеренное количество сахаров.

Недостатки кисломолочных смесей:

  • усиливают выделение солей;
  • содержат много кислых радикалов, нейтрализация которых у детей затруднена;
  • содержат недостаточно жиров;
  • содержат много белка с неадаптированнымаминокислотным составом.

В связи с этим кислые смеси принято давать один раз в сутки.

3. По составу:

а) простые – это смеси, изготовленные из коровьего молока (или кефира) и отвара круп (чаще всего в домашних условиях), которые существенно отличаются по составу от женского молока.

Разведение отваром круп (а не водой) имеет ряд преимуществ:

  • повышается энергетическая ценность смеси;
  • получается сочетание трех углеводов (лактозы, сахарозы и крахмала), что существенно снижает процессы брожения в кишечнике;
  • улучшается аминокислотный состав смеси;
  • образуется более мелкий створоженный белок.

б)адаптированные смеси, максимально приближенные по составу к женскому молоку, обычно изготавливаются фабричным способом, могут быть сладкими и кисломолочными.

5. Коррекция питания

Производится с помощью корригирующих добавок и прикормов всем детям грудного возраста, независимо от вида вскармливания.

Добавки -это дозированные блюда, которые включаются в рацион как источники витаминов, минеральных веществ, а также белков, жиров, углеводов, необходимых растущему организму.

Прикормы -это блюда, которыми полностью постепенно заменяют материнское молоко или смеси.

Правила введения прикормов и добавок:

а) новое блюдо дают перед кормлением грудью с ложечки;

б) после каждого прикорма рекомендуется прикладывать ребенка к груди;

в) вводить новые блюда необходимо постепенно, начиная с малых доз, увеличивая дозу только после того, как ребенок хорошо перенесет предыдущую;

г) срок введения нового блюда – 1 неделя, и еще 1 неделя – для адаптации, т.о., интервал между двумя новыми блюдами должен быть 2 недели;

д) вводить одновременно только одно блюдо, переходить к следующему только после полного привыкания к предыдущему;

е) блюда должны быть однородными, без комочков, легко проглатываться.

Расчет питания

Суточный объем пищи рассчитывают:

– первые 2 недели – по формуле Финкельштейна;

– с 2-х недель до 2 месяцев – 1/5 от массы тела;

  • с 2 до 4 месяцев – 1/6 от массы тела;
  • с 4 до 6 месяцев – 1/7 от массы тела;
  • с 6 до 9 месяцев -1/8 от массы тела;
  • с 9 до 12 месяцев – 1000 мл;
  • с 12 месяцев- 1200 мл.

Разовый объем пищи зависит от количества кормлений:

Vp = Vc :KK

Количество кормлений (КК):

  • до 1 месяца – 6-7 раз в сутки (через 3-3,5 часа с ночным перерывом 6-6,5 часов);
  • c l до 5 месяцев – 6 раз в сутки (через 3,5 часа с ночным перерывом 6,5 часов);
  • 5 до 12 месяцев – 5 раз в сутки (через 4 часа с ночным перерывом 8 часов).

Сроки введения прикормов и добавок – см. таблицу.

6. Гипогалактия – снижение секреторной деятельности молочных желез.

Первичная или ранняя: возникает в первые 10 дней после родов, встречается редко (4-10%). Обычно связана с эндокринной патологией (расстройствогипоталамо-гипофизарно-яичниковой регуляции).

В развитии первичной гипогалактии в некоторых случаях имеет место перенесенная операция кесарево сечение. Причиной гипогалактии в этих случаях являются отсутствие родовой деятельности (по причине того же расстройства регуляции), невозможность приложить ребенка к груди в ближайшие часы после родов,отсутствие психологического стимула к лактации в послеродовом периоде, послеоперационное состояние.

Вторичная (или поздняя): возникает через 10 дней после родов. Встречается чаще.

Причины:

  • отсутствие у женщины и ее семьи настроя на кормление грудью;
  • позднее прикладывание к груди (раннее прикладывание к груди способствует созреванию молочных желез). Важно, чтобы при кормлении новорожденный высасывал все молозиво, имеющееся к этому моменту в груди матери. Это способствует стимуляции лактации. Сам процесс сосания тоже стимулирует лактацию;
  • неправильное прикладывание без охвата ареолы соска (это приводит к неэффективному извлечению молока из груди, а если грудь не опорожняется, секреция молока прекращается);
  • редкое прикладывание ребенка к груди (частое кормление стимулирует лактацию при условии интенсивного сосания);
  • применение сосок-пустышек;
  • снижение сосательной активности ребенка при заболеваниях. Чем сильнее и упорнее новорожденный сосет грудь, тем больше молока приходит «на его зов» даже у женщин с оченьмаленькими молочными железами;
  • психологическая неуверенность матери в достаточности молока;
  • заболевания матери, осложнения беременности, родов, послеродового периода: маститы, трещины сосков;

– нарушение режима дня кормящей женщины (чрезмерная физическая нагрузка, нарушение сна и т.д.);

  • неудовлетворительное питание кормящей женщины, т.к. стимуляция лактации и питание матери неразрывно связаны между собой;
  • отсутствие поддержки успешности грудного вскармливания со стороны семьи, друзей, медработников.

Неспособность к грудному вскармливанию у матерей встречается крайне редко!

Банк контрольных вопросов

  1. АФО пищеварительной системы у новорожденных и детей грудного возраста.
  2. Особенности пищеварения детей первого года жизни.
  3. Основные принципы грудного вскармливания.
  4. Основные правила организации успешного вскармливания?
  5. Виды вскармливания.
  6. Что такое естественное вскармливание?
  7. Виды женского молока, значение молозива.
  8. Состав грудного молока.
  9. Преимущества грудного вскармливания.
  10. Когда и как проводится первое прикладывание груди?
  11. Абсолютные противопоказания к первому прикладыванию к груди.
  12. Затруднения при вскармливании.
  13. Правила кормления грудью.
  14. Сцеживание грудного молока, его роль.
  15. Мероприятия по подготовке новорожденного к каждому кормлению.
  16. Мероприятия по подготовке молочной железы к каждому кормлению.
  17. Подготовка сосков к кормлению грудью.
  18. Гипогалактия.
  19. Рекомендуемый режим кормлений грудью для новорожденного ребенка.
  20. Особенности кормления новорожденного при временной невозможности кормления грудью.
  21. Цель проведения контрольного кормления ребенку первых месяцев жизни.
  22. Что такое добавки?
  23. Что такое прикормы?
  24. Правила введения прикормов и добавок.
  25. Режим кормления грудного ребенка.
  26. Блюда прикорма.
  27. Смешанное вскармливание.
  28. Основные правила смешанного вскармливания.
  29. Искусственное вскармливание.
  30. Молочные смеси.

Источник