Грудное вскармливание и развитие речи у ребенка связь

Грудное вскармливание и развитие речи у ребенка связь thumbnail

«…Речь – источник всего того субъективного, что проникает в объективную систему языка, – она канал, по которому человеческая практика входит в язык». 
(В.А. Звегинцев, 1970).

Понятие «речь» можно определить, как «способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка»; как «один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива» [1]. Речь каждого человека индивидуальна, также, как и его речевое развитие. Для того чтобы понять, как влияет грудное вскармливание ребёнка на его речевое развитие, необходимо остановиться более подробно на основных моментах.

Какую пользу приносит грудное вскармливание для младенца?

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «грудное вскармливание является наилучшим способом питания младенцев. Грудное молоко является оптимальной пищей для новорожденных, содержащие питательные элементы, необходимые для здорового развития детей, и антитела, помогающие защитить малышей от распространённых детских болезней» [2].

Как грудное вскармливание может помочь удовлетворить потребность ребёнка раннего возраста в эмоционально положительном общении с мамой?

Существуют определенные нормы развития детской речи и факторы, влияющие на её формирование, такие как: биологические и социальные. Если рассматривать более подробно социальные факторы, то здесь необходимо особенно выделить потребность ребёнка раннего возраста в эмоционально положительном общении с мамой. Эту потребность возможно удовлетворить, практикуя продолжительное грудное вскармливание.

Грудное вскармливание помогает поддерживать с мамой эмоциональную связь, чувства любви и защищенности, а также способствует налаживанию общения. Каждый раз, когда мама берёт своего малыша для кормления она контактирует с ним, разговаривает и ждёт ответной реакции, что способствует речевому развитию, так как речь развивается по подражанию и ребёнок уже сейчас все «впитывает». 

Успешное и продолжительное грудное вскармливание способно дать хороший «толчок» для отношений матери и ребёнка, а также для взаимодействия ребёнка и окружающего мира. 

Какая связь между продолжительным грудным вскармливание (3 года и более) и развитием речи? 

Существует мнение о том, продолжительное грудное вскармливание (более 3х лет) может привести к нарушению речи (приводит к формированию неправильного «межзубного» произношения), давайте остановимся здесь более подробно и узнаем, какие движения происходят при грудном вскармливании у малыша во рту (в момент прикладывания, сосания и глотания).

По исследованиям проведенным компанией «Pigeon» [3] в сам момент прикладывания к груди положения органов артикуляции, следующие (рисунок №1): верхняя и нижняя губы вытягиваются, чтобы захватить сосок и ареолу; губы плотно обхватывают ареолу, тем самым предотвращая вытекание молока и попадание воздуха в рот ребенка; кончик языка держится неподвижно над нижней десной.

Грудное вскармливание и развитие речи у ребенка связьРисунок №1[3] Положение органов артикуляции в момент прикладывания к груди.

В процессе кормления (в момент сосания) у ребёнка во рту происходят перистальтические движения (волнообразные движения), которые взрослый человек не может воспроизвести и положение органов артикуляции, будет следующие: при неподвижности языка колеблется только одна его поверхность; начало движения приходится на кончик языка, который надавливает на сосок, находящийся у твердого нёба, а заканчивается движение тем, что корень языка соприкасается с мягким нёбом; волнообразные движения повторяются с интервалом в 0,8 секунд; перистальтические движения позволяют сжимать и растягивать сосок, и, тем самым, извлекать молоко из груди матери [3].

При глотании ведущая роль принадлежит языку и молоко сразу поступает в пищевод. Кроме волнообразных перистальтических движений языка, было доказано компанией «Pigeon», с помощью ультразвука, что кончик языка поднимается, чтобы протолкнуть молоко вниз в кишечник при глотании [3]. 

Таким образом, правильный захват груди приводит к задействованию мышцы губ и языка, а, следовательно, в дальнейшем ребёнок сможет быстрее научится вытягивать губы «трубочкой» – данное движение необходимо для артикуляции многих звуков. «Движения языка в процессе сосания повторяются с интервалом приблизительно 0,8 секунд 800 – 1000 раз за одно кормление. Ни один взрослый не сможет повторить одно и то же движение языком 800 раз подряд с такой скоростью (по данным компании «Pigeon»)» [3]! В процессе глотания задействуется кончик языка, развитие которого тоже немало важно для формирования правильного произношения в дальнейшем. Следовательно, можно сказать, что чем дольше кормится ребёнок, тем больше происходит развитие мышц артикуляционного аппарата. Грудное вскармливание ребёнка помогает задействовать те мышцы речевого аппарата (щёки, губы, язык, мягкое нёбо), развитие которых необходимо для физиологического акта говорения. 

Какие исследования были проведены в данной области?

Вышеупомянутая компания «Pigeon» первая с помощью ультразвука смогла определить 3 ключевых фактора, обеспечивающих процесс сосания (положение органов артикуляции) [3].

По исследованиям «логопеда-дефектолога Г. М. Новиковой, обследовавшей 936 детей 5—7 лет, при длительности сосания груди более 6 месяцев нарушения речи выявляются только у 14,5 % детей. В основном это физиологические замены звуков [ш], [ж], [л], сравнительно легко устранимые. В группе детей с коротким периодом сосания сложные нарушения речи наблюдались в 80% случаев» [4].

Дети, «…которых кормили грудью до 12 месяцев, имеют лучший словарный запас в возрасте 3 лет» – к такому выводу пришли профессор Мэнди Б. Белфорт и её коллеги из Подразделения Неонатальной Медицины в Детской Больнице Бостона и Медицинской Школы Гарварда в Бостоне, штат Массачусетс (2013 год, журнал «JAMA Pediatrics») [5].

Что можно сказать о сосание соски с точки зрения логопедии? Какое влияние оказывает грудное вскармливание на формирование челюстно-лицевого аппарата? Какие исследования были проведены в данной области?

«Соской» называют «любой имитирующий сосок предмет, предназначенный для удовлетворения сосательного рефлекса или кормления, временный заменитель маминой груди» [6]. 

В норме формирование мышц рта у детей происходит приблизительно до 3,5 лет, и потребность в сосании сохраняется в среднем до 3-4 лет, что является подтверждением необходимости грудного вскармливания до этого возраста (до самоотлучения ребёнка). Соска способна серьёзно деформировать мышцы рта. Она способна вызывать неправильное формирование прикуса, что в свою очередь может привести к логопедическим проблемам и многим другим. Регулярное применение пустышки вызывает значительное искривление зубов. У детей данной возрастной категории продолжается формирование нёба, а вместе с ним формируется расположение зубов. Когда происходит регулярное соприкосновение пустышки с небом, это очень часто вызывает образование высокого узкого неба. Язык является очень сильной мышцей, которая помогает правильному развитию неба, а если оно узкое, то это мешает правильно произносить слова и затрудняет глотание слюны. Постоянное использование соски может стать причиной того, что ребёнок поздно начнет разговаривать, а его речь будет недостаточно развитой. Ребёнок может подумать, что ему удобнее указывать на нужные вещи и общаться жестами, потому что он привык не раскрывать рта из-за соски. В настоящее время не доказано, что существует прямая связь между сосанием соски и задержкой в развитии речи, но в то же время, есть риск косвенного влияния на неё. Поэтому многие логопеды и стоматологи рекомендуют как можно раньше начинать отучать ребёнка от сосания пустышки, а лучше обходить без неё. 

Читайте также:  Теория развития мышления ребенка жана пиаже

Были проведены исследования в области изучения формирования челюстно-лицевого аппарата. По данным F. Bertrand (1968), обследовавшего 1200 детей в Африке, где практикуется кормление грудью до 3х и 4х лет, нормальное формирование зубочелюстной системы имело 99,6% детей, и только у 0,3% выявлено нарушение (прогнатический прикус) [4]. 

У 27% европейских детей встречается недоразвитие нижней челюсти, а прогнатический прикус в 3% от всех обследованных [4]. 

B серии работ F. Broad (1972, 1975) констатируется, что у детей 5 и 6 лет, естественно вскормленных, все характеристики воспроизведения тональности и чистоты звуков были значительно выше, чем у детей, которые находились на искусственном скармливании [4]. 

Таким образом, как уже было написано выше, можно сказать, что грудное вскармливание помогает задействовать те мышцы речевого аппарата (щёки, губы, язык, мягкое нёбо), развитие которых необходимо для физиологического акта говорения. Только при нормально сформированных функциях речевого аппарата, полноценном слухе, а также при условии достаточного общения со взрослыми (полноценное речевое окружение) возможно правильное развитие речи. 

О.А. Мальгина, учитель-логопед,
аспирант кафедры общей педагогики и

современных образовательных технологий,

ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт».

Список использованной литературы.

Источник

Парадокс: развивают нынешних детей все лучше, а говорят они все хуже. У меня на эту тему уже была статья (про физическое здоровье, но к речи тоже относится). Сегодня пишу о том, что нужно для успешного и своевременного развития речи.

У ребенка не должен быть поврежден мозг. Не любое повреждение – тяжелое. Гипоксия бывает у многих и обычно потом компенсируется, хотя в первые годы может вызвать отставание в речи. Ну, а какая-то другая органика может привести к расстройствам, при которых речь вообще не появится ни в 3, ни в 4 (без долгих занятий со специалистом).

Ребенок должен жить в разнообразной речевой среде. Я знаю, что с младенцем не очень интересно разговаривать, он вряд ли поддержит беседу о новом фильме, но это необходимый этап. Надо читать стихи, петь песенки, во время еды рассказывать про ложечку, а в ванной про уточку. Меня лично это утомляло просто ужасно. Но молчаливая среда негативно сказывается на развитии речи. В этом смысле чем больше народу в семье, тем проще.

Ребенок должен жить в разнообразной (тактильно) среде. Многие мамы опасаются песка, луж, и предпочли бы чистого ребенка в нарядной одежде, который играет в развивающие кубики. Но дети не согласны, они почему-то любят грязь, а камни и палки им нравятся больше дорогих развивашек. Грязь им нужна для иммунитета и для развития.

Дети любят лужи и грязь

Совсем крошкам лучше не надевать распашонки с закрытыми ручками. Любые контакты разных предметов с пальчиками, пальчиковые игры, все это помогает речи. А еще – свободное перемещение по дому. Что тоже неудобнее для мамы, чем ограничитель в виде манежика, надо же следить.

Мне кажется, проще 1 раз обезопасить дом, чем все время следить за ребенком. Убрать все опасное, и пусть ползает везде.

Ребенок должен испытывать эмоции. Если все ровно и гладко, вокруг стены и прутья кроватки, о чем ему захочется поговорить? Когда малыш садится, он должен смотреть на мир на прогулках. С ним надо играть, подбрасывая или кружа его, показывать интересные штуки, чтобы от радости захотел “высказаться”. Моя дочь начала активно лопотать после бассейна, и потом почти каждое посещение вызывало у нее желание пообщаться вербально.

Вау, какая штука! Надо поговорить об этом

Ребенок должен жевать. Блендер до 3 лет вредит, об этом часто говорят логопеды. Кусочки многие не хотят давать из-за страха, что ребенок подавится. С кусочками придется кормить не отвлекаясь ни на секунду (давятся молча, в тишине!), но жевание важно для речи. Сюда же отнесу питание с ложки, а не из бутылки (любое пюре и кашу – сразу с ложки).

Нужны кусочки, а не только пюрешки

Ребенок должен испытывать нужду. У меня есть подруга, пожизненная отличница, которая так прыгает перед своим ребенком, что он даже не успевает рта открыть, а ему уже дают все, что нужно. Нет потребности – нет и мотивации, зачем говорить “дай”, если мама и так стоит как солдат навытяжку? Я много раз слышала, что у ленивых мам дети развитые и самостоятельные. Только надо быть правда ленивой, а не читать, как прилежная ученица, 500-страничные инструкции, как ей стать.

Женщина с потенциалом к лени такую книгу даже не возьмет в руки, потому что лень.

Читайте также:  Особенности развития памяти ребенка 6 лет

А в такой обстановке вообще нет стимула говорить:

Ни на что мотивации не хватит, если все за тебя делают

Это все касается малышей. Детям постарше для развития речи также нужны эмоции, поэтому их нужно водить в театр, музеи, на интересные мероприятия – чтобы было, что обсудить.

Но запрос от читателя был именно про то, что я думаю о связи ГВ/долгого ГВ и развития речи. Как думаете, в списке выше на какое место поставить ГВ?

Я думаю, ни на какое. Я не знаю, на какой % процесс ГВ влияет на речь. Подозреваю, что все выше перечисленные факторы даже по отдельности весомее, чем ГВ. Даже не буду комментировать ГВ взрослых, ходячих детей. Но в особом влиянии на речь я сомневаюсь (насколько могу оценить доступную информацию) даже если говорить о первых 6 месяцах. Вообще если бы ГВ на что-то влияло, уже было бы видно по детям. А этого никто не видит.

Спасибо за лайк! Почитать еще:

Неручной ребенок и аутизм

Не вовремя. Что делать, если сейчас пора в роддом?

Пропустили прививки, а теперь карантин. Как догнать календарь?

Мой нелюбимый совет мамам

Источник

У меня сын был на ив, соску сосал до 3х лет. Заговорил в 2. Дочка на гв ещё, заговорила в 1,10. Кстати врачи наоборот говорят гв лучше для речевого аппарата, когда сосёт титьку, больше лицевых мышц задействовано, чем когда соску

ОтветитьНравится 

По моему, это бред врача!

Моя тоже ещё не говорит, гв до года. Сама бросила.

Не все дети начинают рано говорить. ГВ тут вообще не причём.ю, но врач же должен дать какую нибудь рекомендацию!

ОтветитьНравится 

МаргаритаРекомендации врач дал и еще другие, более толковые))

ОтветитьНравится 

Это хорошо! Желаю чтоб ваш малыш скорее вас порадовал!)

ОтветитьНравится 

кормила до 1,8. в 2,8 говорит не особо много и четко.

ОтветитьНравится 

Закончили ГВ в полтора года, но у меня дочь до его завершения уже во всю болтала. Сейчас ей два года, говорит нормальными длинными предложениями, стихи рассказывает и песни наизусть поёт. Так что считаю, тут от продолжительности ГВ никак не зависит.

ОтветитьНравится 

Кормлю до сих пор-ребенок говорит очень хорошо, строит приличные предложения из 4-6 слов, хорошо рассказывает небольшие стихи.

ОтветитьНравится 

Не знаю, никогда не задумывалась… Мы до 1,4г сосали… Говорить начал достаточно рано, речь развитая, Р сейчас хорошо выговаривает. Правда, когда торопится, может проглатывать звуки.

ОтветитьНравится 

По мне не правда. Хотя у меня как раз после завершения ГВ заговорила, но не поэтому, а потому что в сад пошла, общения больше стало. просто по времени это совпало, около 2 ГВ закончили и в 2 в сад пошли.

ОтветитьНравится 

Соска, которую некоторые дети сосут до 5лет-больше мешает!

Все дети на долгом ГВ, у всех с речью проблем нет

ОтветитьНравится 

бред, кормила до 1.5 года, говорит начала рано

ОтветитьНравится 

Вообще связи не вижу… Это не от этого зависит.

ОтветитьНравится 

Знаю реальный пример, подруга кормила до 2-х, сын заговорил чуть позже… они правда его с 3-х лет к логопедам таскали, занимались. Он в 5 уже очень четко говорил и читал! Тут еще генетика значение имеет, они умные там все )))

ОтветитьНравится 

АнгелинаПервая дочка идеально говорила к 1,7 мес. Сложными предложениями, только звук р не выговаривала.

Младшая к 1, 10 знала произносила три слова: мама, баба, дай…

А данный малыш… ни гу-гу….(((( С 1 до 1,2 говорил мама, папа, дядя, заяц, дай, сися…, а теперь ничего… Вот и волнуюсь, что это не норма. Да и обратилась я не просто к логопеду, а в центр раннего вмешательства, где детей от 0 до 3 лет принимают

ОтветитьНравится 

Странно, что говорил и замолчал, не знаю даже! Главное, не запустить, все хорошо будет)))

ОтветитьНравится 

АнгелинаСпасибо)))

Поэтому и обратились в центр раннего вмешательства, чтобы не упустить, т.к. в обычной поликлинике только с 3 лет начинают заниматься детками, которые не говорят. НО после 3 лет, я считаю это уже запущенный или тяжелый случай

ОтветитьНравится 

Одна подруга вообще до 4-х сидела, сейчас ему 5, вроде говорят. Вот там точно запущенный случай!

ОтветитьНравится 

АнгелинаПро ГВ она сказала, что сильная привязанность к маме, мешает социализации в обществе и общению с другими людьми и членами семьи.

Сказала, что, если после рекомендаций, до двух лет «Не прорвет», то будем делать обследование совместно с психологом, неврологом, логопедом-дефектологом.

А еще сказала, что данная задержка, скорее всего связана со стимуляцией в родах и долгой родовой деятельности.

Про невролога: нам делали узи гол.мозга до года. Там все норма.

ОтветитьНравится 

Ого как! И что решили? Я бы свернула ГВ, сама кормила до 1,5. Думаю, мальчику достаточно.

ОтветитьНравится 

АнгелинаА я пока не готова свернуть ГВ((( Меня оно не напрягает и с сыночком близость такая нежная. Да и от болезней, я думаю, оно его предохраняет хорошенько, помогает болеть легче, если такое происходит(болели два раза)

Читайте также:  Цитаты о физическом развитии ребенка

ОтветитьНравится 

Ну, смотрите дальше, наблюдайте, вы мать, вам виднее))))

ОтветитьНравится 

Ангелинасогласна с вами)))

а вот неврологов почему-то боюсь(((, мне кажется, что сразу, не глядя и не разбираясь, назначат медикаменты какие или еще «истязания» какие)))

ОтветитьНравится 

Ангелинаа может, вы можете подсказать к кому и куда?

ОтветитьНравится 

Ольга

Здравствуйте, увидела ваш комментарий, он хоть и старый, но если вам не трудно расскажите как у вас потом все с речью сложилось. У нас ситуация прям точно такая как вы описали. Заранее спасибо)))

ОтветитьНравится 

По себе скажу не влияет+по возу нынче до 2х в норме кормить, можно и дольше.

ОтветитьНравится 

про соску слышала, про гв первый раз слышу. соску дети могут целый день изо рта не доставать, конечно, как тут заговоришь, а грудь то всегда во рту не будет

ОтветитьНравится 

впервые слышу такое.

ОтветитьНравится 

Да вряд ли

ОтветитьНравится 

Источник

Американские ученые выявили взаимосвязь между кормлением грудью и развитием речи ребенка. Ученые из Университета Иллинойса Николин Амброз и Махурин Смит провели исследование, по результатам которого стало известно, что дети-заики, которых в младенчестве кормили грудью, имеют больше шансов избавиться от дефекта речи, чем малыши на искусственном вскармливании.

Кроме того, груднички, получавшие материнское молоко на протяжении первого года жизни, в 6 раз реже страдали от заикания, чем их сверстники, питавшиеся молочной смесью. Эксперты предположили, что жирные кислоты, которые присутствуют в материнском молоке и отсутствуют в смесях, позитивно влияют на развитие мозга малыша и, как следствие, развитие речи.

Длинноцепочечные жирные кислоты в человеческом молоке, а именно докозагексаеновая кислота и арахидоновая кислота, играют важную роль в развитии нервной ткани. Вероятно, употребление жирных кислот влияет на то, как проявляются гены, отвечающие за заикание. Материнское молоко оказывает существенное влияние на развитие мозга ребенка, считает Николин Амброз.

Исследования, проведенные ранее, показали, что у детей, находившихся на грудном вскармливании более 9 месяцев, значительно реже возникают проблемы с развитием речи. Груднички, как правило, раньше и чаще начинают “лепетать”, что является признаком здорового развития речи.

 (Baby Reporter)

Другие новости.

09.08.2013 12:32:31, Редакция

8 комментариев

Согласна с учёными! ГВ это не только развитие мозга, но и антидепрессант для ребёнка, а при благоприятных условиях, как известно, дети развиваются быстрее и качественнее. Сына кормила 1,7, разговаривал с 7 месяцев (мама, папа, баба, да, дяй, ня), а к году у нас уже были полноценные словосочетания. В 1,6 знал (показывал) любую букву алфавита, в 2,5, к 3-м уже читал любые слоги, в 3 самостоятельно прочитаны все русские народные сказки. Сейчас доче 7 месяцев, говорит осознанно -мама (зовёт так), скажет -баба, если та просит, повторяет -да, -на. И постоянно что-то лопочет, лопочет, звуки разные и всевозможные выдумывает. Полагаю, тоже рано заговорим. На ГВ без смесей, только вводим сейчас докорм. Считаю, считала и буду считать, что ГВ играет очень важную роль в умственном развитии ребёнка!
16.10.2020 04:06:05, Мамасита Пападжонс

Дочка искусственница с рождения, заговорила в 7 месяцев, в год уже предложениями говорила 🙂 До сих пор не остановить, комментатор в онлайн режиме и кнопки выкл у нее нет :)))
09.08.2013 18:17:32, “Белка”

меня кормили ГВ до 3 месяцев, заговорила в 7 (ужoс, да? до сих пор не могу остановиться, болтливая – страсть….)
Своего кормила до 10 месяцев, заговорил в 20 месяцев….
09.08.2013 17:08:59, Rainmaker

никакой нет связи. я сторонник ГВ, но связи с речью тут нет)))
меня мама грудью кормила месяц, я начала говорить в 1,3 (по словам мамы) , а в 1,5 стихи читала и тп
сына кормила до 1,6 лет, но он заикался некоторое время + с логопедом занимались и все такое))))
09.08.2013 15:08:49, mara

Так-то оно так, я сама сторонник ГВ, но развитие речи и заикание еще много от чего зависит, да и вообще, просто дети разные, индивидуально все. Например, старшую я кормила до года и трех, она болтать начала рано, хорошо, просто поражала) Среднего кормила год и два почти, речь чуть позже и не такая чистая, как у старшей, плюс был период запинок; а младшую почти до двух лет докормила, она у меня оочень мало пока говорит, ну такой вот ребенок: то, что говорит, очень четко и хорошо произносит, а остальное – какой-то птичий язык или вообще молчит и улыбается)))
09.08.2013 14:43:29, Rimusha

Который раз передергивает… Отдали бы деньги, потраченные этими “учеными”, на благотворительность – сколько б полезного можно было сделать.
Шарлатаны.
09.08.2013 12:34:51, Miralissa

А чем ученые виноваты, что выявили такую вероятность на больших выборках? Ваш личный опыт этого не подтверждает, ну и что? Это все равно, что говорить – я курю и здорова, и мои знакомые курят и здоровы, так что шарлатаны те, кто доказывает, что курение вредно. Другой вопрос, были ли в этом исследовании учтены другие факторы, например, кто сидел с этими детьми (чаще если ребенок на ГВ, с ним сидит мама), насколько дети были привязаны к матери и т.д.
10.08.2013 13:50:24, Shelly

Не говори. Меня долго грудью кормили, заикалась до института, в младшей школе очень сильно
09.08.2013 14:32:00, Паровозик из Ромашкова

Источник