Громова развитие речи ребенка раннего возраста

Слайд 1
ГРОМОВА О.Е. «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ДЕТСКОГО ЛЕКСИКОНА»
Слайд 2
Ольга Евгеньевна Громова, логопед высшей категории, кандидат педагогических наук, доцент, ст. научный сотрудник Института коррекционной педагогики, автор книг: “Логопедическое обследование детей 2-4 лет”, “Методика формирования начального детского лексикона”, серии книг “Мои первые слова” и др.
Слайд 3
УДК 373 ББК 74.1005 Г87 Рецензенты: Базжина Т. В., канд. фил. наук, доцент кафедры лингвистики РГГУ. Черкасова Е.Л., канд. пед . наук, ст. науч . сотрудник ИКП РАО. Громова О.Е. Г87 Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 176 с. (Серия «Программа развития».) I8ВN 5-89144-296-5 В книге впервые представлена целостная методика стимулирующего логопедического воздействия на детей раннего возраста: организационные требования к проведению занятий, анкета для определения актуального уровня речевого развития, методика наблюдения за развитием речи детей и подробные сценарии развивающих и диагностических занятий, автором разработан специальный стимульный материал к данной методике.
Слайд 4
Методика написана в помощь логопедам-практикам, воспитателям ясельных групп и родителям. В лаборатории логопедии Института коррекционной педагогики РАО была разработана методика формирования начального детского лексикона детей с нормальным слухом и сохраненными предпосылками интеллектуального развития из группы риска по общему недоразвитию речи (ОНР, группа риска) в условиях ДОУ компенсирующего вида. Эти занятия могут быть так же проведены в массовом детском саду с детьми раннего возраста, которые несколько «отстали» в своем речевом развитии от сверстников, уже умеющих общаться с помощью коротких фраз.
Слайд 5
Методика формирования начального детского лексикона предназначена для работы с детьми: с задержкой речевого развития в возрасте старше 2-2,5 лет, получающих логопедическую помощь в дошкольном учреждении (компенсирующего вида) или в центрах раннего развития; с нормальным речевым развитием в возрасте старше 1,5 лет, занимающихся с логопедом дома или в центре раннего развития.
Слайд 6
Логопедическая работа с детьми включает следующие направления: Развитие импрессивной речи, формирование предпосылок речевого мышления: Развитие активной речи и формирование речевых коммуникативных навыков: Профилактика нарушений фонематического слуха, слоговой структуры слова и звукопроизношения : • развитие слухового внимания к неречевым и речевым стимулам, формирование у детей умения соотносить звуки с опр. объектами живой природы или предметами окр . действительности; • развитие зрительного внимания, навыков направленного наблюдения за называемыми предметами и выполнения действий по подражанию, тренировка памяти (зрительной, слуховой, тактильной); • активизация жестовых средств общения, обучение детей основным конвенциональным жестам («первые жесты»); • ознакомление детей с названиями предметов окружающей действительности, названиями основных действий и слов, указывающих на изменение положения предмета в пространстве; • обучение детей выполнению речевых инструкций с наглядной опорой и без наглядной опоры . • активизация речевых вокализаций, сопровождаемых жестово-мимическими средствами общения; • поэтапное обучение детей построению простого предложения (слово-предложение, предложение из аморфных слов, слов корней, двусоставное предложение); • стимулирование инициативной речи ребенка в специально организованной ситуации общения. • стимулирующее воздействие на формирование моторных функций артикуляционного аппарата; • развитие длительного физиологического выдоха, правильного речевого дыхания; • активизация звукоподражания у детей и воспроизведения по образцу 2-3-сложных слов и коротких фраз.
Слайд 7
Все занятия по развитию речи ребенка разделены на несколько этапов: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ТРИ ЭТАПА ЛОГ.ЗАНЯТИЙ ОС-НОВНОГО ЦИКЛА 8 индивидуаль-ных занятий I этап: 18 занятий, из них 3 итого-вых , которые проводятся для всей группы, все остальные занятия – подгрупповые; II этап – 24 занятия, из них 4 итоговых; III этап – 18 занятий, из них 3 итоговых «Занятия с маленьким ребенком следует проводить регулярно, не менее двух раз в неделю. В конце каждого этапа основного цикла (после пяти занятий) – итоговое занятие, на котором следует кратко повторить пройденный материал.» пишет автор в своей книге
Слайд 8
Пример одного из занятий
Слайд 9
Проведению основного цикла занятий предшествует подгото-вительный этап , продолжительность которого варируется в зависимости от возраста ребенка, его готовности к взаимодействию со взрослым, навыков звукоподражания, копирования жестов, общей двигательной подвижности и моторной ловкости. К концу данного этапа ребенок должен овладеть определенными знаниями, умениями, навыками. Все занятия подготовительного этапа ориентированы на одного ребенка с целью определить индивидуальный уровень развития слухового и зрительного внимания малыша. Если ребенок достаточно хорошо развит для своего возраста, то, как правило, подготовительный этап значительно сокращается, некоторые игровые задания уже знакомы малышу и не требуют дополнительного закрепления. В этом случае главным становится знакомство ребенка с новым взрослым, привыкание к нему и организация игрового взаимодействия.
Слайд 10
Занятия основного цикла проводятся сразу с несколькими детьми раннего возраста. В мини-группу (3 ребенка) обязательно включается ребенок, уже начавший говорить и хорошо понимающий обращенную к нему речь. Если занятия проводятся дома, к ним привлекаются старшие дети, а если ребенок в семье единственный, то можно задействовать его родителей. В начале основного цикла занятия могут быть и очень короткими – 5-7 минут. Важна не столько длительность занятия, сколько его результативность. Самое главное – добиться поставленной цели..
Слайд 11
Содержание основного цикла предусматривает три этапа занятий, которые при их проведении в дошкольных образовательных учреждениях целесообразно распределить по месяцам следующим образом: • I этап (октябрь – ноябрь) – 18 занятий (из них 3 итоговых); • II этап (декабрь – февраль) – 24 занятия (из них 4 итоговых); • III этап (март – апрель) – 18 занятий (из них 3 итоговых). В сентябре проводятся обследование речевого развития каждого ребенка и индивидуальные занятия для определения уровня его слухового и зрительного внимания. В конце учебного года (в мае) зарезервировано время для тех занятий, которые не были проведены по причине отсутствия большинства детей в группе (по болезни), а также по другим организационным причинам. Итоговые занятия (таких 10 в основном цикле) следует проводить со всеми детьми в группе. Они служат для осуществления предварительной оценки результатов развития речи каждого ребенка на протяжении всего основного цикла.
Слайд 12
Громова Ольга Евгеньевна описывает различия начального детского лексикона при нормальном речевом развитии, у детей из группы риска по ОНР и ЗРР 1. При выраженных дизонтогенетических отклонениях в развитии речи по типу ОНР (ОНР, группа риска). Предметный словарь – показателем дизонтогенеза речевого развития является: • отсутствие или крайне низкое наполнение активного словаря в лексических группах – имена животных, транспорт, игрушки, продукты питания, одежда, режимные моменты; при этом лексическая группа «люди» (и имена близких) в большинстве случаев формируется на уровне, достаточном для осуществления примитивной вербальной коммуникации с близкими; • пассивный словарь – на уровне детей младшего возраста или сверстников. Глагольный и адъективный (слова-определения) словарь: • активный словарь практически отсутствует; • в пассивном словаре выявляется существенная разница в понимании значений глаголов по сравнению со значениями прилагательных (дети значительно лучше усваивали значения глаголов, чем значения прилагательных). Местоимения – позднее формирование всей группы местоименных слов в целом, при выраженном преимуществе в активном употреблении личных местоимений по сравнению с указательными местоимениями. Вопросительные слова – отсутствие понимания вопросительных слов, неумение адекватно реагировать на так называемые «вопросы без вопросительного слова», т.е. на вопросы, оформленные собеседником без вопросительного слова, только с помощью вопросительной интонации, которые, как правило, хорошо понятны маленьким детям. 2. При задержке речевого развития. Предметный словарь: • активный словарь – спонтанная речь ребенка изобилует звукоподражательными возгласами и облегченными словами, преимущественно относящимися к названиям животных (игрушечных и настоящих), а также к некоторым режимным моментам (приветствия, прощания, выражение согласия-несогласия). При этом дети очень часто дополняют свою речь жестами и выразительной мимикой. Ребенок хорошо называет всех близких, знает и употребляет лексику, регулирующую основные режимные моменты его жизни; • пассивный словарь – понимание слов из лексических групп «транспорт», «одежда», «еда» и т.д. соответствует возрастным показателям у говорящих детей. Глагольный и адъективный словарь: • активный словарь – ребенок активно употребляет многие глаголы в виде звукоподражательных слов, понимает основные прилагательные, обслуживающие его жизненные потребности (горячий, вкусный, мамин), и начинает устойчиво употреблять их в виде облегченных слов в нужных ситуациях; • пассивный словарь – наполнение словаря соответствует возрастным показателям у сверстников, Местоимения – чаще всего в словаре у ребенка уже присутствуют личные и притяжательные местоимения, указательные местоимения еще могут заменяться жестами и возгласами. Вопросительные слова – хорошее понимание вопросов, заданных со словом «где?».
Слайд 13
Для проведения динамических наблюдений развития речи ребенка в обобщенном виде в книге приводится таблица в которой указаны основные показатели развития ребенка и критерии их оценки
Слайд 14
Всем родителям дважды в течение учебного года (в сентябре и в марте) предлагается заполнить специальную анкету-опросник , содержание которой было разработано на базе MacArthur Communicative Development Inventory : Words and Gestures ( part 1, 2), 1993 (список типичных слов, характеризующих развитие речевой коммуникации). Данный опросник не содержит ссылок на определенный возраст, потому что может быть использован в различных вариантах для детей разного возраста.
Слайд 15
Количественный анализ этого опросника позволяет: – у детей с нормальным ходом речевого развития определить положительные сдвиги в развитии речи (в возрасте примерно 1 год 9 мес. – 1 год 11 мес ), когда у большинства нормально развивающихся детей происходит так называемый «лексический взрыв»: до этого момента количество слов в пассивном словаре (то, что ребенок понимает) примерно в 4 раза превышает количество слов в активном словаре (то, что ребенок говорит сам или хорошо повторяет за взрослым). Когда происходит «лексический взрыв», это соотношение стремительно меняется и дети начинают активно употреблять значительное количество слов; – у детей с задержкой речевого развития (более медленным темпом накопления слов в пассивном и активном запасе) этот опросник позволял зафиксировать значительное превышение звукоподражаний (типа « ав-ав » в значении «собака», «лаять», «кусать») над другими словами, более близкими по своей структуре к общепринятой лексике в возрасте около 2 лет. Поэтому, работая над формированием начального детского лексикона у этих детей, можно использовать этот опросник примерно до достижения возраста 2 лет 6 мес , пока происходит постепенное вытеснение звукоподражаний общеупотребительными словами; – у детей из группы риска по возникновению речевой патологии типа «общего недоразвития речи (ОНР), группа риска» (эти дети проходили предварительное обследование на ПМПК и зачислялись в диагностическую (ясельную) группу логопедического детского сада), для которых характерно проявление выраженных дизонтогенетических отклонений в процессе речевого развития, используют этот опросник на третьем году жизни. В случаях дизонтогенеза речевого развития, чем старше ребенок с ограниченным словарным запасом, тем контрастнее выявляемые у него индивидуальные показатели соотношения объемов пассивного и активного словаря в отдельных группах слов.
Слайд 16
В книге «Методика формирования начального детского лексикона» представлены конспекты 60 логопедических занятий, содержащих детально проработанный автором лексический материал, адекватный возрастным и, что самое главное, речевым возможностям детей с проблемами в развитии речи. В тексте каждого занятия приводятся конкретные инструкции, с которыми взрослый должен обращаться к ребенку раннего возраста, владеющему ограниченным словарным запасом. В издательстве «ТЦ Сфера» выпущен стимульный материал, представляющий собой папку с красочными иллюстрациями, которые специально разработаны для проведения занятий по основным тематическим разделам программы воспитания и развития детей раннего возраста.
Слайд 17
Заключение Детальное исследование начального детского лексикона, раскрытие механизмов его формирования у детей группы риска позволяют при помощи специально организованной в раннем возрасте логопедической работы эффективно исправлять отклонения в развитии речи. Чем раньше заговорит ребенок, тем больше времени у него будет для речевого развития в преддошкольном и дошкольном возрасте, тем раньше начнут у него формироваться механизмы фонематического слуха, первичные « дограмматические » обобщения и появятся в речи «детские инновации». Артикуляционные возможности ребенка, реализовавшиеся ранее в « лепетных » вокализациях, в его собственной инициативной речи получат дальнейшее развитие.
Слайд 18
О.Е.Громова также разработала Учебно-игровой комплект “Логопедическое лото. Учим звуки.”
Слайд 20
СПАСИБО ЗА ВАНИМАНИЕ!
Источник
Методическое пособие.
М.: ТЦ Сфера, 2005.
Настоящее пособие предназначено для проведения обследования звуковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов Международного фонетического алфавита.
Разработаны методические рекомендации для логопедического обследования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Для логопедов, воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, родителей.
Содержание
ОТ АВТОРОВ 4
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И НАРУШЕНИЯ ИХ ПРОИЗНОШЕНИЯ 11
ХАРАКТЕРИСТИКА СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И НАРУШЕНИЯ ИХ ПРОИЗНОШЕНИЯ 16
ВЗРЫВНЫЕ ЗВУКИ 16
ФРИКАТИВНЫЕ ЗВУКИ 21
АФФРИКАТЫ 29
СОНОРНЫЕ НОСОВЫЕ ЗВУКИ 32
СОНОРНЫЕ РОТОВЫЕ ЗВУКИ 33
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 41
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 41
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗВУКОВОГО СТРОЯ И СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 42
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 48
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ 52
От авторов
В связи с тем что в настоящее время значительно возросло количество детей раннего возраста, родители которых обращаются за консультацией по поводу развития их речи, появилась необходимость в создании специальных дидактических пособий для проведения такого обследования. В чем заключается специфика обследования произносительной стороны речи у ребенка раннего возраста? Каковы требования к дидактическому материалу?
Прежде всего патологические нарушения произношения следует отличать от физиологических трудностей, связанных с возрастными особенностями формирования звуковой системы русского языка в онтогенезе.
Во-первых, необходимо четко разграничивать сформированность произношения звуков на раннем и позднем этапах онтогенеза. Традиционно коррекция произносительной стороны речи начинается в дошкольном возрасте, когда любое отклонение в развитии уже может иметь точную нозологическую классификацию. Именно на такие нарушения (дислалия, дизартрия и т.п.) ориентирован материал «Экспресс-обследования звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, в котором рассматриваются нарушения произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р]. Однако в данной работе не рассматривается целый раздел, посвященный гласным звукам [а], [о], [у], [э], [ы], [и], а также звукам, произношение которых закрепляется у ребенка в раннем онтогенезе, [п], [б], [т], [д], [к] [г], [х], [н], [м].
Во-вторых, иллюстративный материал, предлагаемый детям раннего возраста, не должен содержать много (пять-шесть) изображений на одном листе, как, например, это сделано в широко известном «Альбоме для логопеда» О.Б. Иншаковой (раздел «Обследование произносительной стороны речи»). Это может привести к чрезвычайной нагрузке на нервную систему малыша, затруднить его сосредоточение на задании и вызвать снижение концентрации внимания. Наиболее адекватно предъявлять ребенку не более двух крупных изображений одновременно.
В-третьих, при обследовании и развитии произносительной стороны речи ребенка раннего возраста огромное значение приобретает создание адекватной возрасту мотивации к выполнению заданий. Еще Б.М. Гриншпун писал, что недопустимо излишнее акцентирование в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, на собственно артикуляционном аспекте – это может привести к невротизации ребенка, спровоцировать у него появление речевого и поведенческого негативизма, который в свою очередь значительно тормозит процесс логопедической коррекции. Этот момент особенно важен сегодня, когда в детской логопедии бурно развивается новое направление, связанное с пропедевтическим воздействием на речевое развитие ребенка в раннем возрасте.
В отечественной логопедии произошли значительные изменения. В последние десять лет эта наука проделала огромный путь, связанный с ее интегрированием в единое международное образовательное и информационное пространство. Специфика педагогической работы по постановке русского произношения, отраженная до настоящего времени только в методике преподавания русского языка как иностранного, требует детализированного описания и в случаях коррекции дефектного произношения.
Теперь студенты и преподаватели педагогических вузов получили возможность стажироваться за границей, принимать участие в международных семинарах и симпозиумах. Современному специалисту-дефектологу необходимо не только в совершенстве владеть приемами постановки звуков при коррекции произношения, но и уметь представлять результаты своей работы в соответствии с принятыми во всем мире правилами и стандартами.
Таким образом, современный дидактический материал для обследования произносительной стороны речи у ребенка раннего возраста, на наш взгляд, должен соответствовать целому ряду серьезных методических требований. Перечислим эти требования более подробно.
1. Обследование произношения необходимо проводить с учетом закономерностей становления и развития произносительной стороны речи в раннем возрасте и обязательно включать задания на произнесение гласных и согласных звуков, артикуляция которых отрабатывается на этапе раннего онтогенеза. При этом следует учитывать как физиологические особенности артикулирования звуков в речи нормально развивающегося ребенка, так и характерные трудности их становления при выраженных аномалиях развития (например, при врожденных анатомических нарушениях губы и нёба, детском церебральном параличе).
2. Ключевую роль для достижения успеха при обследовании произношения ребенка раннего возраста играют иллюстративность предлагаемого материала (красочность изображения, крупный размер, отсутствие избыточных деталей) и его доступность. Сюжетные картинки гораздо интереснее детям, они с радостью узнают изображение и «находят» нужное слово.
3. Существенное место занимает поиск эффективных методических приемов, например прием завершения предложения за взрослым. Этот методический прием часто используется для развития речи детей раннего возраста, он легок и доступен в работе, с удовольствием принимается маленькими детьми.
Использование в ходе логопедической работы доступных ребенку приемов рассматривания, анализа и раскрашивания изображения способствует формированию у него зрительно-предметного восприятия, внимания, навыков мелкой моторики, создает положительный эмоциональный фон для организации взаимодействия между взрослым (логопедом, родителем) и ребенком.
Сравнение выполненных разными детьми «раскрасок»1 дает возможность организовать их непринужденное обсуждение, создать таким образом условия для непроизвольного произнесения ряда звуков.
4. Для записи полученных в ходе логопедического обследования данных, если оно проводилось в педагогическом эксперименте, целесообразно использовать не только традиционную русскую фонетическую транскрипцию, но и символическую запись, принятую Международной фонетической ассоциацией, так как это позволит представлять материал в стандартизированной для научного сообщества форме.
5. Предлагаемые дидактические материалы должны предусматривать возможность их вариативного использования как с точки зрения объема исследуемых звуков, так и перспективы их дальнейшей автоматизации с применением данного пособия. С этой целью в пособие включены задания на обследование звуков позднего онтогенеза, тренировочные слоговые упражнения и чистоговорки.
Традиционно обследование звукопроизношения осуществляется путем называния звука:
– в изолированном произнесении;
– в составе слова при назывании предметных картинок на определенные звуки в различных позициях (в начале слова, в середине, в конце слова и в стечениях согласных).
В случае затруднений используется отраженное проговаривание с последующим самостоятельным называнием.
Детям раннего возраста в ситуации первичного обследования, как правило, недоступно изолированное произнесение звука. По нашим наблюдениям, эти дети соглашаются повторять изолированные звуки по образцу взрослого только после установления с этим человеком достаточно близкого контакта, что требует определенного времени. Поэтому основной акцент в диагностическом исследовании произносительной стороны речи мы сделали на назывании ребенком слов с определенными звуками в составе слова или предложения. Для этого нами были разработаны интересные и понятные детям сюжетные картинки, содержание которых соответствует возрастным особенностям детского восприятия. В частности, при обследовании произношения гласных звуков мы предлагаем детям закончить предложение, назвав по предъявляемой сюжетной картинке слова, составляющие базовую основу начального детского лексикона («нога», «машина», «кот», «нос», «игрушки» и т.д.). С учетом того что обследование произносительной стороны речи ребенка раннего возраста проводится преимущественно на третьем году жизни, в период, когда у нормально развивающихся детей происходит бурное накопление словарного запаса, мы ориентировались и на более сложные по семантике слова («аист», «облако», «коньки», «индюк» и т.д.). Все слова предъявляются детям в стандартном для русской разговорной речи словарном обороте («По дороге едет машина», «Мама гладит утюгом», «Илюша убирает игрушки»). При этом мы учитывали подвижность русского глагола в предложении и возможность использования выражений с пропущенным глаголом, что является типичным для русской разговорной речи («У Инги иголка», «В аквариуме рыбки»). Мы также стремились варьировать в заданиях роль существительного в предложениях (подлежащее, косвенное дополнение, прямое дополнение).
Предложенные картинки могут также стать основой для проведения словарной работы, о чем мы более подробно расскажем в соответствующем разделе.
При отборе слов для проведения логопедической диагностики с использованием материала картинок мы учитывали:
– доступность слова пониманию детей;
– позицию стечения согласных в слове (позиция начала, середины и конца слова);
– качество составляющих стечения согласных звуков (использовались звуки разного способа и места образования).
При подборе фонетического материала мы учитывали:
– позицию максимального выявления звуков, т.е. сильную позицию каждого звука (например, для гласных звуков сильной является позиция под ударением, для согласных взрывных звуков – начало слова, для согласных фрикативных – позиция конца слова, для звонких согласных – позиция между гласными звуками);
– позиционные модификации звуков в зависимости от комбинаторных условий конкретных словоформ (например, изменения артикуляционного уклада согласного звука в зависимости от последующего гласного);
– орфоэпические нормы русского языка (например, редуцированное произнесение безударных гласных звуков, оглушение согласных звуков в позиции конца слова).
Для обозначения как нормированного, так и дефектного произношения звуков нами использовался Международный фонетический алфавит (МФА), принятый Международной фонетической ассоциацией в 1993 г. В его основу положены англоязычные символы. В связи с тем что данный материал не получил широкой известности в нашей стране, мы предлагаем его подробное описание логопедам и другим специалистам, работающим с русскоязычными детьми. Ознакомившись с данными материалами, вы сможете в удобной и понятной для любого специалиста в области речевой патологии форме подготовить ваши материалы для представления на научной конференции, международном симпозиуме, публикации в виде статьи или тезисов. Это также сэкономит ваше время на обработку материалов по обследованию произношения, упростит заполнение протоколов и диагностических карт.
Особое значение эти материалы приобретают в контексте современных требований к разработке детализированного логопедического обследования для национальных языков народов, проживающих в Российской Федерации.
В нашем пособии картинный материал сгруппирован в такой последовательности:
1) гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы];
2) согласные звуки
– губно-губные взрывные [п], [п’], [б], [б’];
– переднеязычные взрывные [т], [т’], [д], [д’];
– заднеязычные взрывные [к], [к’], [г], [г’];
– губно-зубные фрикативные [ф], [ф’]г [в], [в’];
– переднеязычные фрикативные [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [щ];
– заднеязычные фрикативные [х], [х’];
– аффрикаты [ц], [ч];
– сонорные носовые [м], [м’], [н], [н’];
– сонорные ротовые [л], [л’], [р], [р’], [j].
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник