Границы сердца у ребенка 2 года

Границы сердца у ребенка 2 года thumbnail

Граница

Возраст детей

До 2 лет

2-6 лет

7-12 лет

Относительная сердечная тупость

Правая

По правой парастернальной линии

На 2-1 см кнутри от парастернальной линии

На 0,5-1 см кнаружи от правого края грудины

Верхняя

2 ребро

2 межреберье

3 ребро

Левая

2-1 см кнаружи от левой средне-ключичной линии

По левой средне-ключичной линии

На 1 см кнутри от средне-ключичной линии

Поперечник области притупления (см)

6-9

8-12

9-14

Абсолютная сердечная тупость

Правая

Левый край грудины

Верхняя

3 ребро

3 межреберье

4 ребро

Левая

По наружному ободку околососкового кружка

По средне-ключичной (сосковой) линии

Кнутри от средне-ключичной линии

Поперечник области притупления (см)

2-3

4

5-5,5

Для определения правой границы абсолютной тупости сердца палец-плессиметр ставят на расстоянии 1-2 см от правой границы относительной тупости параллельно правому краю грудины и передвигают его кнутри до появления абсолютно тупого звука. Отметку границы делают по краю пальца, обращенному к границе относительной тупости.

Для определения левой границы абсолютной тупости палец-плессиметр ставят параллельно левой границе сердца в зоне относительной тупости, несколько кнаружи от нее, и перкутируют, передвигая палец до появления тупого звука. Отметку границы наносят по наружному краю пальца.

При определении верхней границы абсолютной тупости палец-плессиметр ставят на верхнюю границу относительной сердечной тупости у края грудины параллельно ребрам и спускаются вниз до появления тупого звука.

Границы сердечной тупости у здоровых детей разных возрастных групп представлены в таблице 11.

Поперечник сердца – это расстояние от правой до левой границы относительной тупости, определяемое в сантиметрах.

У детей первого года жизни поперечник сердца составляет 6-9 см, у детей 2-4 лет 8-12 см, у детей дошкольного и школьного возраста 9-14 см.

Аускультация сердца у детей младшего возраста проводится в положении лежа с разведенными и фиксированными («кольцом» согнутых пальцев рук помогающего при обследовании) или в положении сидя с разведенными в стороны руками ребенка.

У детей старшего возраста аускультация проводится в различных положениях (стоя, лежа на спине, левом боку).

Во время деятельности сердца возникают звуковые явле­ния, которые называются сердечными тонами.

I тон обусловлен захлопыванием митрального и трикуспидального клапанов, колебаниями миокарда, начальных отделов аорты и легочного ствола при растяжении их кровью, а также колебаниями, связанными с сокращением предсердий.

II тон образуется за счет колебаний, возникающих в начале диастолы при захлопывании полулунных створок клапана аорты и легочного ствола за счет колебания стенок начальных отделов этих сосудов.

Звучность тонов меняется в зависимости от близости расположения фонендоскопа к клапанам – источникам звукообразования.

Общепринятые точки и порядок аускультации

  1. Область верхушечного толчка – выслушиваются звуковые явления при закрытии митрального клапана, поскольку колебания хорошо проводятся плотной мышцей левого желудочка и верхушка сердца во время систолы ближе всего подходит к передней грудной стенке.

  1. 2 межреберье справа у края грудины – выслушивание звуковых явлений с клапанов аорты, где она очень близко подходит к передней грудной стенке.

  1. 2 межреберье слева от грудины – выслушивание звуковых явлений с полулунных клапанов легочной артерии.

  2. У основания мечевидного отростка грудины – выслушивание звуковых явлений с трехстворчатого клапана.

  3. Точка Боткина – Эрба (место прикрепления 3-4 ребер слева к грудине) – выслушивание звуковых явлений с митрального и аортального клапанов.

У детей дошкольного возраста лучше выслушивать сердце в период задержки дыхания, так как дыхательные шумы могут мешать аускультации сердца.

При аускультации сердца следует сначала оценить правильность ритма, затем звучание тонов, их соотношение в разных точках аускультации (I тон следует после продолжительной паузы сердца и совпадает с верхушечным толчком. Пауза между I и II тонами короче, чем между II и I).

Звуковые явления в различных точках аускультации следует изображать графически.

У верхушки сердца и основания мечевидного отростка у детей всех возрастных групп I тон громче, чем II, только в первые дни жизни они почти одинаковы.

У детей первого года жизни I тон на аорте и легочной ар­терии громче, чем II, что объясняется низким кровяным давлением и относительно большим просветом сосудов. К 12- 18 месяцам сила I и II тонов у основания сердца сравнивается, а с 2-3 лет начинает превалировать II тон.

В точке Боткина сила I и II тонов приблизительно одинакова.

Исследование пульса

Учитывая лабильность пульса у детей (при крике, волнении он учащается на 20-100%), рекомендуется считать его либо в начале, либо в конце обследования, а у детей младшего возраста и очень беспокойных детей – во время сна. Исследуется пульс на лучевой, височной, сонной, бедренной, подколенной и артерии тыла стопы.

Пульс на a. radialis следует ощупывать одновременно на обеих руках, при отсутствии разницы в свойствах пульса дальнейшее исследование можно проводить на одной руке. Кисть ребенка захватывается правой рукой врача в области лучезапястного сустава с тыльной стороны. Пальпация артерии проводится средним и указательным пальцами правой руки.

На височной артерии пульс исследуется прижатием артерии к кости указательным и средним пальцами.

При беспокойстве ребенка и затруднении пальпации на руке пульс исследуется на бедренной и подколенной артериях в вертикальном и горизонтальном положении ребенка. Ощупывание проводится указательным и средним пальцами правой руки в паховой складке, в месте выхода артерий из-под пупартовой связки и в подколенной ямке.

Пальпацию сонных артерий осуществляют мягким надавливанием на внутренний край грудино-ключично-сосцевидной мышцы на уровне перстневидного хряща гортани.

Пульс на a. dorsalis pedis определяется при горизонтальном положении ребенка. Второй, третий и четвертый пальцы врача помещаются на границе дистальной и средней трети стопы.

Характеризуются следующие свойства пульса: частота, ритм, напряжение, наполнение, форма.

Для определения частоты пульса подсчет ведется не менее одной минуты. Частота пульса меняется в зависимости от возраста ребенка

Возраст детей

Средняя частота пульса в минуту

Новорожденные

140-160

1 год

120

5 лет

100

10 лет

90

12-13 лет

80-70

Ритмичность пульса оценивается по равномерности интервалов между пульсовыми ударами. В норме пульс ритмичен, пульсовые волны следуют через равные промежутки времени.

Напряжение пульса определяется силой, которую необходимо применить для сдавливания пальпируемой артерии. Различают напряженный, или твердый (pulsus durus), и напряженный, мягкий, пульс (p. mollis).

Наполнение пульса определяется количеством крови, образующим пульсовую волну. Исследуется пульс двумя пальцами: проксимально расположенный палец сдавливает артерию до исчезновения пульса, затем давление прекращают и дистально расположенный палец получает ощущение наполнения артерии кровью. Различают полный пульс (p. pie nus) – артерия имеет нормальное наполнение -и пустой (p. vacuus) – наполнение меньше обычного.

Величина пульса определяется на основании суммарной оценки наполнения и напряжения пульсовой волны. По ве­личине пульс делят на большой (p. magnus) и малый (р. рагvus).

Форма пульса зависит от скорости изменения давления в артериальной системе в течение систолы и диастолы. При ускорении нарастания пульсовой волны пульс приобретает как бы скачущий характер и называется скорым (p. celer); при замедлении нарастания пульсовой волны пульс называется медленным (p. tardus).

Правила измерения АД

– Перед измерением АД пациенту необходимо отдохнуть в течение 5 минут.

– Измерение АД должно проводиться в тихой, спокойной и удобной обстановке при комфортной температуре. Непосредственно в комнате, где проводится измерение АД, должны быть кушетка, стол, место для исследователя, стул для пациента с прямой спинкой и, по возможности, регулируемой высотой сиденья, или приспособления для поддержания руки пациента на уровне сердца. Во время измерения пациент должен сидеть, опираясь на спинку стула, с расслабленными, не скрещенными ногами, не менять положения и не разговаривать на протяжении всей процедуры измерения АД.

– Измерение артериального давления должно проводиться не раньше, чем через 1 час после приема пищи, употребления кофе, прекращения физических нагрузок, пребывания на холоде и контрольных работ в школе.

Читайте также:  У ребенка 2 года кашель непрерывный

– Плечо пациента должно быть освобождено от одежды, рука должна удобно лежать на столе (при измерении АД в положении сидя) или на кушетке (при измерении АД в положении лёжа), ладонью кверху. При измерении АД на руках манжета накладывается на 2 см выше локтевого сгиба, при этом под манжету можно свободно подвести палец.

– При измерении АД на нижних конечностях ребёнок лежит на животе, а манжета накладывается на бедро так, чтобы нижний край манжеты был на 2-2,5 см выше подколенной ямки. Стетоскоп прикладывается к подколенной ямке (области подколенной артерии)

– Повторные измерения проводятся не ранее, чем через 2-3 минуты после полного выпускания воздуха из манжеты.

У детей до 9 месяцев АД на нижних конечностях равно АД на верхних конечностях. Затем, когда ребёнок принимает вертикальное положение, АД на нижних конечностях становится выше на 20-30 мм.рт.ст

В норме АД оценивается по формулам:

До 1 года (Попов А.М.) САД=76+2n, где n – возраст в месяцах, ДАД составляет ½ или 2/3 от САД.

Старше 1 года:

САД=100+2n, где n-возраст в годах (Попов А.М.), ДАД составляет ½ или 2/3 от САД.

САД=80+2n (Молчанов В.И.)

САД=90+2n (Воловик А.Б.)

САД=102+0,6n, ДАД=63+0,4n (Волынский)

Основные критерии изменений АД

Нормальное АД – средние уровни САД и ДАД не выходят за пределы 10 и 90 центилей значений для данного возраста и роста.

Высокое нормальное АД – САД и ДАД, уровень которого находится в пределах 90-го и 95-го центилей для соответствующего возраста и роста.

Артериальная гипертензия определяется как состояние, при котором средний уровень САД и/или ДАД, рассчитанный на основании трех отдельных измерений, равен или превышает 95-й центиль для соответствующего возраста и роста.

Таблица 12

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у ребенка

Кровообращение новорожденного

У новорожденных устанавливается внеутробное кровообращение, начинают функционировать малый и большой круги кровообращения. В левом предсердии возрастает давление крови из-за поступления большого ее количества, и клапан овального окна механически закрывается. Принято считать, что закрытие артериального протока происходит под влиянием нервных, мышечных и торсионных факторов.

Обычно к 6-й неделе жизни закрывается артериальный проток, к 2-3 мес. – венозный проток, к 6-7 мес. – овальное окно в межпредсердной перегородке. Вследствие выключения кровотока через плаценту общее периферическое сопротивление почти удваивается. Это в свою очередь ведет к повышению системного артериального давления, а также давления в левом желудочке и предсердии. Одновременно происходит постепенное значительное (примерно в 4 раза) снижение гидростатического сопротивления в малом круге кровообращения из-за повышения напряжения кислорода в тканях легких (особенностью гладкой мускулатуры сосудов малого круга кровообращения является ее сокращение в ответ на гипоксию) до 15-20 мм рт. ст. к 1-2-месячному возрасту.

Следствием снижения сопротивления сосудов малого круга кровообращения является увеличение объема протекающей через них крови, а также снижение систолического давления в легочной артерии, правом желудочке и предсердии.

Сердце новорожденного обладает большой запасной силой: уменьшение вязкости крови (за счет снижения количества эритроцитов), выключение плацентарного кровообращения (что ведет к уменьшению количества циркулирующей крови плода на 25-30 % и сокращению пути, который проходит кровь), в постнатальный период нагрузка на правый желудочек постепенно уменьшается, а на левый – увеличивается (внутриутробно оба желудочка выполняют одинаковую работу, а правый даже несколько большую).

Сердце ребенка имеет ряд анатомо-физиологических особенностей

У новорожденных сердце относительно большое и составляет 0,8 % от массы тела (около 22 г), а у взрослых – 0,4 %. Правый и левый желудочки примерно равны, толщина их стенок составляет 5 мм. С возрастом происходит нарастание массы сердца: к 8 мес. масса удваивается, к 3 годам – утраивается, к 6 годам увеличивается в 11 раз.

Особенно интенсивно в связи с большей нагрузкой на него растет левое сердце, толщина стенки левого желудочка достигает к 14 годам почти 10 мм (правого – 6 мм). Оба предсердия большие, толщина их стенок 2 мм. Одновременно происходит тканевая дифференцировка. Миокард новорожденного имеет очень тонкие мышечные волокна, слабо развиты соединительная ткань, продольная фибриллярность и поперечная исчерченность. Ядра представлены в большом количестве, но они мелкие, малодифференцированные. Хорошо развита сеть мелких артерий, которые обеспечивают хорошее кровоснабжение сердечной мышцы. Магистральные сосуды имеют относительно большие размеры. До 10-12 лет у детей легочная артерия шире аорты, затем просветы их становятся одинаковыми, а после полового созревания устанавливается обратное взаимоотношение. Суммарные просветы артерий и вен большого круга кровообращения в раннем возрасте близки между собой (1:1), у детей старшего возраста это соотношение равно 1:3, у взрослых – 1:5. Система капилляров у детей относительно и абсолютно шире, чем у взрослых, что вызывает затруднения в поддержании температурного гомеостаза.

У новорожденных интенсивно снабжается кровью головной мозг

У новорожденных особенно интенсивно снабжается кровью головной мозг и печень, относительно слабее – скелетные мышцы и почки. С возрастом увеличивается кровоток через скелетные мышцы и почки, а доля минутного объема крови, протекающей через сосуды мозга, уменьшается. Своеобразие кровоснабжения мозга детей раннего возраста определяется наличием родничков, сглаживающих колебания давления в полости черепа, особенно при крике.

Поворот и перемещение сердца ребенка

Сердце новорожденного расположено выше, чем у детей старшего возраста, что частично обусловлено более высоким стоянием диафрагмы. Большая ось сердца лежит почти горизонтально. Форма сердца шарообразная. Левый край его выходит за срединно-ключичную линию, правый – за край грудины. На протяжении первых лет жизни и в подростковом возрасте происходит поворот и перемещение сердца внутри грудной клетки, в связи с чем границы его меняются: верхняя постепенно опускается, левая приближается к срединно-ключичной линии, правая – к краю грудины.

Пульс у детей, частота пульса у ребенка

Пульс у детей всех возрастов более частый, чем у взрослых. Это объясняется более быстрой сокращаемостью сердечной мышцы в связи с меньшим влиянием блуждающего нерва и более интенсивным обменом веществ. Повышенные потребности тканей растущего организма в крови удовлетворяются относительным увеличением минутного объема сердца. Частота пульса у детей с возрастом постепенно уменьшается. Крик, беспокойство, повышение температуры тела всегда вызывают у детей учащение пульса.

Артериальное давление у детей

Артериальное давление у детей тем ниже, чем младше ребенок. У новорожденного ребенка систолическое давление составляет в среднем около 70 мм рт. ст., к году оно увеличивается до 90 мм рт. ст. Рост давления в дальнейшем происходит более интенсивно в первые 2-3 года жизни и в пубертатном периоде. Повышение давления с возрастом идет параллельно росту скорости распространения пульсовой волны по сосудам мышечного типа и связано с повышением их тонуса. С возрастом увеличивается удельное периферическое сопротивление за счет увеличения длины резистивных сосудов и извилистости капилляров, снижения растяжимости стенок резистивных сосудов, усиления тонуса гладких мышц сосудов. Консультации детского кардиолога – поликлиника «Маркушка».

Особенности сердечно-сосудистой системы у детей. Обобщение

Относительно большая масса сердца, относительно более широкие отверстия сердца и просветы сосудов являются факторами, облегчающими циркуляцию крови у детей. Для детей раннего возраста характерны малый систолический объем крови и высокая частота сердцебиений, а минутный объем крови на единицу массы тела относительно велик. Относительно большее количество крови и особенности энергетического обмена у детей заставляют сердце выполнять работу, относительно большую, чем работа сердца взрослого человека. Резервные же возможности сердца в раннем возрасте ограничены из-за большей ригидности сердечной мышцы и короткой диастолы, высокой частоты сердечных сокращений. «Преимуществом» детского сердца является отсутствие отрицательного воздействия на сердечную мышцу хронических и острых инфекций, различных интоксикаций.

Читайте также:  Ангина у ребенка 2 года течение болезни

Источник

Возраст детей, лет

Правый край

Левый край

Верхний край

Поперечник области сердца, см

0 – 2

Правая парастер-нальная линия

1-2 см кнаружи от срединно-клю-чичной линии

II ребро

6 – 9

2 – 6

Немного кнутри от правой парастернальной линии

На 1 см кнаружи от левой средин-но-ключичной линии

II межреберье

8 – 12

7 – 12

Середина рассто-яния между пара-стернальной ли-нией и правым краем грудины

По срединно-ключичной ли-нии с тенденцией кнутри от нее

III ребро

9 – 14

2) Определение конфигурации сердца:

Межреберья

справа

слева

2-е

2-е

3-е

3-е

4-е

4-е

5-е

2) Определение конфигурации сердца: Межреберья справа слева 2-е 2-е 3-е 3-е 4-е 4-е

5-е

3) Определение ширины сосудистого пучка на уровне II межреберья (см). В норме границы сосудистого пучка не выходят за края грудины.

4) Определение границ абсолютной тупости сердца проводится в той же последовательности, что и относительной тупости, проводя тишайшую перкуссию кнутри от границ относительной сердечной тупости. В обычных условиях (у здоровых детей) границы абсолютной тупости сердца не определяются.

Границы абсолютной тупости после 2-х лет:

* правая граница – по IV межреберью; * левая граница – по V межреберью; * верхняя граница – по парастернальной линии; * определение ширины абсолютной тупости (в см).

Таблица 4.

Границы абсолютной тупости сердца у детей в зависимости от возраста

Правая граница

Левая граница

Верхняя граница

Попе-речник, см

0 – 2

левый край грудины

между сре-динноклю-чичной и

ближе к срединно-ключичной линии

III ребро

2 – 3

2 – 6

левый край грудины

парастер-нальной

посередине

III межребе-рье

4

7 – 12

левый край грудины

линиями

ближе к парастер-нальной линии

IV ребро

5 – 5,5

III. Аускультация сердца

Аускультация сердца проводится в следующей последовательности: I точка – верхушка сердца (двустворчатый клапан) II точка – II межреберье справа (аорта) III точка – II межреберье слева (легочная артерия) IV точка – нижняя треть грудины, или точка прикрепления IV ребра справа (трикуспидальный клапан) V точка – точка Боткина-Эрба, или точка прикрепления III ребра слева (митральный клапан)

1. Характеристика тонов:

* На верхушке сердца: количество тонов, оценка I тона – громкость абсолютная и относительная (по отношению к II тону); наличие или отсутствие расщепления, раздвоения тонов (монолитность); наличие или отсутствие дополнительных тонов. Одновременно производится подсчет частоты сердечных сокращений за одну минуту. * Во II межреберье справа и слева от грудины: количество тонов; оценка II тона – громкость по отношению к I тону; наличие или отсутствие расщепления, раздвоения II тона; наличие или отсутствие акцента II тона на аорте или легочной артерии. * Если в IV и V точках аускультации характеристика тонов такая же как и на верхушке сердца.

2. Характеристика шумов:

* связь шума с фазой сердечного цикла (систолический, диастолический, систоло-диастолический шум и т.д.); * зона максимальной слышимости шума (punctum maximum); * тембр шума (дующий, нежный, льющийся, грубый, машинный); * продолжительность в фазе; * интенсивность (громкость) по 6-ступенчатой шкале в зависимости от положения тела: лежа, стоя, лежа на левом боку, после физической нагрузки; * область преимущественного проведения: за пределы сердца и в задние зоны аускультации (в подмышечную впадину, на сосуды шеи, на заднюю поверхность грудной клетки); * для шумов, возникающих в начале фазы, – начинается он вместе с тоном или после него. Необходимо после основных точек аускультации прослушать всю область сердца, передвигая стетофонендоскоп от верхушки по направлению к основанию сердца с целью выявления максимального выслушивания шума.

3. Характеристика ритма сердечной деятельности

Ритм: – правильный -неправильный (какой, описать)

Исследование периферических сосудов Исследование проводится по принципу симметрии. Осмотр и пальпация периферических артерий позволяют выявить особенности пульсации и состояние сосудистой стенки. Последовательность пальпации: височные, сонные, межреберные, бедренные, подколенные, заднеберцовые, артерии тыла стопы.

Исследование пульса. Исследование пульса у детей проводится на нескольких артериях (височная, лучевая, бедренная, артерия тыла стопы). Основные характеристики пульса определяются по пульсу на лучевой артерии. Исследование начинается одновременно на обеих руках. Оцениваются два свойства – одновременность (синхронность) и величина пульса. Если пульс одинаков, исследование продолжается на одной из двух рук, если разный – на той руке, где пульсовая волна больше. Оцениваются следующие свойства пульса: ритмичность (ритмичный, аритмичный, при аритмии необходимо выяснить наличие дефицита пульса); частота ( приложение 8 ); напряжение (нормального напряжения, твердый, мягкий); наполнение (удовлетворительного наполнения, полный, пустой); величина – определяется напряжением и наполнением пульса (большой, малый, нитевидный); форма (обычной, или правильной формы; скорый, скачущий; медленный, вялый).

Пульс на бедренной артерии исследуется в вертикальном и горизонтальном положении ребенка (ощупывание проводится указательным и средним пальцами правой руки в паховой складке на месте выхода артерии из-под пупартовой связки).

Пульс на тыльной артерии стопы определяется в горизонтальном положении ребенка. У детей первых месяцев жизни пульс исследуют на височной артерии, прижимая артерию к кости.

У детей грудного возраста частота и ритм пульса определяются на большом родничке (не разворачивая ребенка). Обязательным является определение соотношения частоты пульса и дыхания: новорожденные – 2,5 : 1; 1 год – 3 : 1; 5 лет – 4 : 1; 15 лет – 5 : 1.

Осмотр и пальпация периферических вен осуществляется только на яремных венах с целью определения венного пульса. Венный пульс может быть: отрицательным – не совпадает по фазе (с систолой) с верхушечным толчком и с пульсом на сонных артериях; в норме венный пульс всегда отрицательный. положительным – совпадает с систолой сердца; отмечается при патологии (клапанной недостаточности).

Аускультация сосудов осуществляется в точках пульсации или пальпации артериального пульса. аорта выслушивается в яремной ямке или справа от рукоятки грудины; сонная артерия выслушивается у внутреннего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы или на уровне верхнего края щитовидного хряща гортани; подключичная – под ключицей в дельтовидном треугольнике (ямка Моренгейма); бедренная – под пупартовой связкой в положении лежа на спине с бедром, повернутым кнаружи.

Измерение артериального давления.

1. Метод “наплыва” – используется у новорожденных и детей грудного возраста. Манжету накладывают на плечо или бедро, повышают давление в ней до 180 мм рт ст – при этом заметно побледнение ладоней и стоп ребенка. Далее давление снижают и регистрируют его уровень, при котором розовеет кожа ( приложение 9).

2. Метод Н.П.Короткова. При измерении давления используются манжеты, соответствующие возрасту или окружности плеча ребенка. Соотношение окружности пневмокамеры манжеты и окружности плеча должно составлять 0,47 – 0,55. При окружности плеча более 15 см можно пользоваться стандартной манжетой шириной 13 см, используемой для измерения давления у взрослых с внесением соответствующих поправок (приложение 10).

Измерение артериального давления повторяют трижды и результатом считают наименьшее полученное значение ( приложение 11,12,13).

Измерение давления на нижних конечностях проводится в положении ребенка лежа на животе, раструб стетоскопа находится в подколенной ямке. Давление на бедренной артерии должно быть обязательно выше, чем на плечевой артерии у любого ребенка старше 1 года. Обнаружение равного уровня давления или меньшего давления на бедренной артерии у детей старше года является значимым и часто единственным признаком патологии аорты.

Формулы АД.

У новорожденного ребенка систолическое артериальное давление составляет в среднем 76 мм.рт.ст. (от 65 до 85 мм.рт.ст.), следовательно, у детей 1 года жизни: 76+2n, где n – число месяцев.

У детей старше года систолическое АД: 100+n, где n – число лет, допускаются колебания +/-15. Диастолическое давление 1/2 – 2/3 от систолического.

Половые особенности АД старше года: у мальчиков – систолическое 90+2n, где n – число лет, диастолическое – 60+n; у девочек – от полученных величин нужно отнять 5 (систолическое (90+2n)-5, диастолическое – (60+n)-5). Проведение функциональных проб (приложение 14).

Читайте также:  Продольное плоскостопие у ребенка 2 года

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Исследование органов пищеварения включает:

осмотр пальпацию перкуссию аускультацию

Осмотр полости рта проводится при помощи шпателя; сначала осматривается преддверие рта, затем непосредственно ротовая полость. Необходимо описать: состояние слизистой (цвет, чистота, влажность), характер саливации (достаточная, снижена, повышена), наличие неприятного запаха изо рта, состояние языка (величина, влажность, окраска, выраженность сосочкового слоя, наличие и характер налета, отпечатки зубов, “лакированный”, “географический” язык), состояние зубов (форма, направление роста, целостность и цвет эмали, наличие кариеса), десны (цвет, кровоточивость, разрыхленность, болезненность), зев (см. методику органов дыхания).

Осмотр живота проводится в двух положениях – стоя, затем лежа на спине. Описываются: форма: правильная (округлая, овальная), неправильная (распластанный, доскообразный), величина (не увеличен, увеличен в размерах, выступает над уровнем грудной клетки, втянут), симметричность обеих половин, участие в акте дыхании (равномерное, активное, отставание тех или иных участков), расположение и состояние пупка (сглажен, выпячен, втянут), в норме расположен по средней линии тела и втянут, кожа передней брюшной стенки (пигментации, сыпи, рубцы, венозная сеть, блеск), видимая перистальтика желудка (симптом “песочных часов”), кишечника, наличие опухолевидных образований, грыжевых выпячиваний и увеличенных внутренних органов.

Осмотр ануса обязателен для выявления трещин слизистой, выпадения прямой кишки, зияния ануса.

Пальпация живота.

Поверхностная ориентировочная пальпация.

При пальпации живота следует соблюдать следующие правила: 1. Врач садится с правой стороны от больного, руки должны быть теплыми. 2. Больной лежит на спине, голова расположена на одном уровне с туловищем, руки вытянуты вдоль тела, мышцы брюшного пресса должны быть расслабленными. 3. Рука врача кладется на живот плашмя, надавливание производится мягко, легко, плавно конечными фалангами 2, 3, 4, 5 пальцев пальпирующей руки. 4. Перед пальпацией необходимо спросить у больного, болит ли живот. При наличии болей в животе уточняется их локализация, а пальпация живота проводится с места, максимально удаленного от места болей.

Существуют два способа проведения поверхностной ориентировочной пальпации:

1. Пальпацию начинают с левой подвздошной области против часовой стрелки по “большому кругу” и далее – по “малому кругу” вокруг пупка, заканчивая над лоном. При наличии болей в левой подвздошной области пальпацию следует начинать с правой подвздошной области и проводить по часовой стрелке.

2. Пальпацию начинают с левой подвздошной области, затем переходят на правую подвздошную область, т. е. производят ее на симметричных местах, сравнивания полученные данные. После этого врач переносит руку несколько выше (на 4 – 5 см) и продолжает проводить пальпацию на симметричных местах: подвздошные области, фланки живота, подреберья, эпигастрий, мезогастрий, гипогастрий.

Затем проводится исследование белой линии живота и пупочного кольца.

При проведении поверхностной пальпации оценивается: тонус мышц передней брюшной стенки – нормальный (живот мягкий), повышенный, сниженный; резистентность – активная, пассивная, общая, локальная. Для исключения активного напряжения необходимо отвлечь внимание ребенка, при этом активное напряжение исчезает, пассивное – сохраняется; болезненность – общая, локальная; уточняется наличие болезненности в зонах кожной гиперестезии Захарьина-Геда ( холедохо-дуоденальная, эпигастральная, зона Шоффара-Риве, панкреатическая, аппендикулярная, сигмальная); наличие увеличенных внутренних органов и опухолевидных образований в брюшной полости; наличие урчания; состояние белой линии живота и пупочного кольца.

Зоны кожной гиперестезии:

1. Холедоходуоденальная – правый левый квадрант (область, ограниченная правой реберной дугой. белой линией живота и линией, проходящей через пупок перпендикулярно белой линии живота ). Болезненность в этой зоне может быть связана с поражением билиарной системы, двенадцатиперстной кишки и пилорического отдела желудка.

2. Эпигастральная зона – занимает эпигастрий( область живота, выше линии, соединяющей правую и левую реберные дуги). Болезненность в этой зоне может быть связана с патологией желудка. печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей.

3. Зона Шоффара-Риве – расположена между белой линией живота и биссектрисой правого верхнего квадранта. Болезненность в этой зоне может быть связана с поражением гепатобилиарной системы, желудка, двенадцатиперстной кишки и поджелудочной железы.

4. Панкреатическая зона – зона в виде полосы, занимающей мезогастриум от пупка до позвоночника. Болезненность в этой зоне связана главным образом с поражением поджелудочной железы.

5. Аппендикулярная зона – правый нижний квадрант живота (при поражении толстой кишки и червеобразного отростка).

6. Сигмальная зона – левый нижний квадрант живота ( при поражении толстой кишки).

Глубокая методическая скользящая пальпация по Образцову и Стражеско. При применении глубокой пальпации следует придерживаться следующих правил:

1. Слегка согнутые пальцы правой руки устанавливают параллельно пальпируемому органу. 2. Смещают кожную складку так, чтобы было совершать легче скользящие движения. 3. Постепенно погружают пальцы правой руки во время выдоха больного в глубь брюшной полости до задней стенки. 4. Скользят рукой по ней и по исследуемому органу.

Последовательность пальпации:

сигмовидная кишка слепая кишка восходящая ободочная кишка нисходящая ободочная кишка поперечная ободочная кишка ( перед ее пальпацией необходимо определить ориентировочно большую кривизну желудка методом аускультативной перкуссии или аффрикции).

При пальпации любого из отделов толстой кишки необходимо отметить следующие свойства:

локализация, форма, размеры (диаметр, протяженность), консистенция, состояние поверхности, подвижность, болезненность, урчание.

Исследование печени.

Перкуссия печени по методу М. Г. Курлова проводится у детей с 5 – 7 лет и начинается с определения верхней границы по правой срединно-ключичной линии. Для этого палец располагают параллельно ожидаемой границе печени и производят тихую перкуссию сверху вниз по ребрам и межреберьям до появления тупого звука. Её отмечают по верхнему краю пальца. Затем, по этой же линии, проводят определение нижней границы абсолютной тупости печени. Палец ставят на уровне пупка параллельно ожидаемой границе и производят тихую перкуссию, направляясь до получения тупого звука. Граница печени отмечается по нижнему краю пальца.

Верхняя граница печени по срединной линии определяется условно, при этом следует провести линию от точки, полученной при перкуссии верхней границы по срединно-ключичной линии до пересечения ее со срединной линией тела. Для определения границы печени по срединной линии палец располагают также параллельно ожидаемой тупости на уровне пупка и, нанося тихий перкуторный удар, направляются кверху до появления тупого перкуторного звука. Отметку ставят по нижнему краю пальца.

Для определения границы печени по левой реберной дуге палец располагают перпендикулярно левой реберной дуге и перкутируют от срединно-ключичной линии по направлению к грудине до изменения перкуторного звука.

Измерение проводится по трем линиям от верхней до нижней границы и измеряется в сантиметрах: по срединно-ключичной, по срединной, по косой (расстояние от верхней границы печени по срединной линии до боковой границы).

Размеры печени по М.Г. Курлову в зависимости от возраста (см)

Линии измерения

1 – 3 года

Возраст

4 – 7 лет

8 – 12 лет

старше 12 лет

Правая срединно-ключичная

5

6

8

10

Срединная

4

5

7

9

Левая косая

3

4

6

8

Пример записи полученных результатов: 9(0) х 7 х 5 (см).

Пальпация печени. Различают два основных вида пальпации:

1. Скользящая (соскальзывающая) пальпация по Н. Д. Стражеско используется у детей грудного и раннего возраста. Пальцы пальпирующей руки образуют одну линию – параллельно нижней границе печени и производят легкое скользящее движение сверху вниз. Скользящими движениями следует ощупать всю доступную пальпации поверхность печени.

2. Инспираторно-диафрагмальный метод пальпации печени (по Образцову – Стражеско). Руки больного укладываются на грудную клетку и плотно прилегают к боковым ее поверхностям. Левой рукой охватывают правую половину грудной клетки в нижнем отделе. Правую (пальпирующую) руку кладут плашмя с выпрямленными 2 – 5 пальцами (средний палец слегка согнут), окончания которых лежат на одной линии. Далее правой рукой смещают кожу несколько вниз и затем, во время выдоха больного, постепенно (не грубо) пальцы погружают в правое подреберье. Не отпуская руки, воше?