График динамики развития ребенка с овз

График динамики развития ребенка с овз thumbnail

Задачи сопровождения: развитие ВПФ (слухового и зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти и мышления)

У ребенка нарушено зрительное восприятие, страдают и другие виды восприятия, внимание неустойчивое, кратковременное, произвольное внимание практически не сформировано, не соответствует возрастной норме, объем оперативной памяти снижен, для долговременной памяти требуется длительная тренировка, многократные повторения. Наглядно-образное и словесно-логическое мышление – не развиты. Испытывает большие трудности в выполнении умственных действий.

Выводы по итогам проведенной работы:наблюдается / не наблюдается положительная / отрицательная динамика по показателям:

По результатам проведенной работы положительной динамики в развитии ВПФ не наблюдается. Ребенок отказывается от выполнения заданий, даже тех, которые вызывали интерес в начале учебного года.

Особенности

Результаты входящей диагностики (начало учебного года – 17.09)

Результаты

промежуточной диагностики (середина учебного года – 20.02)

В

О

С

П

Р

И

Я

Т

И

Е

Пространственное

По результатам методики «Разрезные картинки»

ü Право-лево не дифференцирует

 Право-лево дифференцирует

Фигуру (картинку) из 6 частей :

 складывает самостоятельно

ü с направляющей помощью

 с опорой на образец

ü Право-лево не дифференцирует

 Право-лево дифференцирует

Фигуру (картинку) из 6 частей :

 складывает самостоятельно

 с ____________ помощью

 с опорой на образец

ü отказывается складывать

Времени

По результатам методик

Времена года:

 знает

 не знает

ü путает

их последовательность:

 устанавливает

 не устанавливает

ü устанавливает неверно

Месяцы, их сезонную отнесённость:

 Знает

ü не знает

 путает

Дни недели:

 знает

ü не знает

 путает

Время по часам не определяет

Времена года:

 знает

 не знает

ü путает

их последовательность:

 устанавливает

 не устанавливает

ü устанавливает неверно

Месяцы, их сезонную отнесённость:

 Знает

ü не знает

 путает

Дни недели:

 знает

ü не знает

 путает

Время по часам не определяет

Зрительное

По результатам методик «Незаконченные изображения», «Наложенные изображения»

Цвета спектра:

ü знает

 не знает

 путает

Геометрические фигуры:

 называет

ü не называет

 называет неверно

Наложенные изображения:

ü узнаёт 3 из 3

 не узнаёт

Смотрит очень близко

Цвета спектра:

ü знает

 не знает

 путает

Геометрические фигуры:

 называет

ü не называет

 называет неверно

Наложенные изображения:

ü узнаёт 3 из 3

 не узнаёт

Слуховое

Сложную инструкцию:

 воспринимает

ü не воспринимает

ü Постоянно / иногда / требуется упрощение / дробление / повторение инструкции

Сложную инструкцию:

 воспринимает

ü не воспринимает

Постоянно / иногда / требуется упрощение / дробление / повторение инструкции

В

Н

ИМА

Н

И

Е

Устойчивость

По результатам методики «Корректурная проба» (упрощенный вариант, увеличенный шрифт)

В корректурной пробе допускает

ü Большое количество ошибок

 Небольшое количество ошибок

 Единичные ошибки

 Не допускает ошибок

Внимание неустойчивое

В корректурной пробе допускает

ü Большое количество ошибок

 Небольшое количество ошибок

 Единичные ошибки

 Не допускает ошибок

Внимание неустойчивое

Продолжительность

По результатам методик

Продолжительность внимания

– кратковременная

Продолжительность внимания

– кратковременная

Переключаемость

По результатам методик

 Требуется большое количество времени для переключения на другую деятельность

ü Требуется время для переключения

 Быстро переключается на другую деятельность

 Требуется большое количество времени для переключения на другую деятельность

ü Требуется время для переключения

 Быстро переключается на другую деятельность

Распределение

По результатам методик

 Способен распределять внимание на несколько объектов или видов деятельности

 Испытывает трудности распределения внимания

ü Не может распределять внимание на 2 и больше объекта (вида деятельности)

 Способен распределять внимание на несколько объектов или видов деятельности

 Испытывает трудности распределения внимания

ü Не может распределять внимание на 2 и больше объекта (вида деятельности)

ПАМЯ

Т

Ь

Зрительная

По результатам методик «Запоминание фигур (картинок)»

Воспроизводит 6 стимулов из 8

Отказывается от задания

С

л

у

х

о

в

а

я

Кратковременная

По результатам методики «Воспроизведение фразы»

Фразу из 5 слов воспроизводит:

 Точно

ü С ошибками

 Не может воспроизвести

Фразу из 5 слов воспроизводит:

 Точно

ü С ошибками

 Не может воспроизвести

Долговременная

По результатам методик воспроизведение знакомого стихотворения,

Знакомое стихотворение

ü Может сам рассказать точно

 С ошибками

 С помощью

 Не может рассказать (стихов не знает)

Знакомое стихотворение

ü Может сам рассказать точно

 С ошибками

 С помощью

 Не может рассказать (стихов не знает)

Смысловая

По результатам наблюдений, методик «Опосредованное запоминание» Леонтьева, пересказ прочитанного текста,

 Опосредовано запоминает ___ стимулов

 Для установления связей при опосредованном запоминании требуется разъясняющая помощь, помощь в виде наводящих вопросов

ü Опосредованное запоминание не осуществляет

Пересказ прочитанного текста выполняет:

 Самостоятельно, последовательно

ü По вопросам

 С пропусками смысловых частей

 С искажением смысла

 Не выполняет

 Опосредовано запоминает ___ стимулов

 Для установления связей при опосредованном запоминании требуется разъясняющая помощь, помощь в виде наводящих вопросов

ü Опосредованное запоминание не осуществляет

Пересказ прочитанного текста выполняет:

 Самостоятельно, последовательно

ü По вопросам

 С пропусками смысловых частей

 С искажением смысла

 Не выполняет

МЫШЛ

ЕНИЕ

Ф

О

Р

М

Ы

Наглядно-действенное

 Сформировано

ü В основном сформировано

 Не сформировано

 Преобладающий вид мышления

 Сформировано

ü В основном сформировано

 Не сформировано

 Преобладающий вид мышления

Наглядно-образное

 Сформировано

 В основном сформировано

ü Не сформировано

 Преобладающий вид мышления

 Сформировано

 В основном сформировано

ü Не сформировано

 Преобладающий вид мышления

Словесно-логическое

 Сформировано

 В основном сформировано

ü Не сформировано

 Преобладающий вид мышления

 Сформировано

 В основном сформировано

ü Не сформировано

 Преобладающий вид мышления

Анализ

Синтез

Обобщение

Сравнение

По результатам методик «Последовательность событий», «исключение лишнего», «Аналогии (простые, парные, сложные)», «Сравнение предметов и понятий», «Предметная классификация»,

Классификацию, обобщение, сравнение предметов, понятий, исключение лишнего (в вербальном или невербальном вариантах):

 Производит самостоятельно, с опорой на существенные признаки

 Производит с ___________ помощью, опираясь на несущественные признаки

 Производит только в простых вариантах

ü Не производит

В вербальных / невербальных аналогиях:

 Устанавливает смысловые связи, руководствуясь объективными признаками

 Устанавливает связи с ___________ помощью, наблюдается «сползание» на ассоциации

 При установлении связей руководствуется конкретными ассоциациями

ü Причинно-следственные связи установить не может

Последовательность событий:

 Устанавливает самостоятельно, скрытый смысл понимает

 Устанавливает с ошибкой (ошибками), скрытый смысл понимает частично

ü Не устанавливает, смысла не понимает

Классификацию, обобщение, сравнение предметов, понятий, исключение лишнего (в вербальном или невербальном вариантах):

 Производит самостоятельно, с опорой на существенные признаки

 Производит с ___________ помощью, опираясь на несущественные признаки

 Производит только в простых вариантах

ü Не производит

В вербальных / невербальных аналогиях:

 Устанавливает смысловые связи, руководствуясь объективными признаками

 Устанавливает связи с ___________ помощью, наблюдается «сползание» на ассоциации

 При установлении связей руководствуется конкретными ассоциациями

ü Причинно-следственные связи установить не может

Последовательность событий:

 Устанавливает самостоятельно, скрытый смысл понимает

 Устанавливает с ошибкой (ошибками), скрытый смысл понимает частично

ü Не устанавливает, смысла не понимает

Читайте также:  Развитие ребенка от1 года до 2 лет занятия

Источник

Карта отслеживания динамики развития обучающихся

с ОВЗ как элемент комплексного сопровождения.

Аннотация.

Служба сопровождения с начала двухтысячных годов стала неотъемлемой, составной частью

системы образования в МБОУ «Разъезженская СОШ» обеспечивая комплексную психолого-

педагогическую медико-социальную помощь в воспитании, обучении и развитии

обучающихся. Основополагающим фактором эффективного комплексного сопровождения

обучающихся с ОВЗ является согласованность действий всех участников образовательного

процесса. «Карта отслеживания динамики развития обучающихся» – это документ,

посредством которого осуществляется связь между специалистами и педагогами школы,

координируется работа Службы сопровождения образовательной организации.

Ключевые слова: обучающиеся с ОВЗ, комплексное сопровождение, «Карта отслеживания

динамики развития обучающихся».

Каждый «особый» ребенок индивидуален и по психофизиологическим особенностям, и по

характеру проблем, испытываемых им в учебной деятельности, и по социальной ситуации

развития. Поэтому возникает необходимость в оценке индивидуального психологического

развития учащегося с ОВЗ. Проблема обучения, воспитания и развития «особого» ребенка

становится в последнее время актуальной и значимой.

В настоящее время в педагогической литературе уделяется большое внимание проблеме

организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ, но еще недостаточно

разработано практических материалов, пособий для работы педагогов и специалистов,

сопровождающих обучающихся с ограниченными возможностями.

В ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью указывается, что к особым

образовательным потребностям относятся: обязательность непрерывности коррекционно-

развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в

процессе коррекционной работы.

Также в стандарте выделяют потребность

в

психологическом сопровождении и оптимизирующем взаимодействии со всеми субъектами

образовательного процесса (учащиеся, педагоги, семья) [1].

В нашей школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое

сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на

протяжении всего периода его обучения [2].

Целью Службы сопровождения является организация психолого-педагогического и

Читайте также:  Развитие сострадания у ребенка

социального сопровождения учебно-воспитательного процесса путем реализации комплекса

превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий,

направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации

личности.

Важным условием для эффективной работы Службы сопровождения, является соблюдение

ряда принципов: принцип системного целеполагания, который заключается в том, что

цели сопровождения согласованы с целями образования, как на уровне

образовательного учреждения, так и на уровне ФГОС. Принцип целостности, при соблюдении которого служба рассматривает учебное заведение как систему, в которой все звенья взаимосвязаны,

все специалисты и педагоги взаимодействуют, что также является основой реализации

принципа взаимодействия [3].

Основой для реализации целей сопровождения является

углубленное психолого-

педагогическое изучение обучающегося с ОВЗ,

выявление его индивидуально-

психологических особенностей для оценки актуального состояния, представление прогноза

дальнейшего развития, обучения и разработки рекомендаций, определяемых задачей

обследования и составление целой картины класса.

В Службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог,

социальный педагог, учитель-дефектолог и медицинский работник. Комплексное изучение

ребенка, выбор наиболее эффективных методов работы, отбор содержания обучения с

учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется путем ведения

«Карта отслеживания динамики развития обучающихся».

В нашей школе разработана система мониторинга уровня развития обучающихся с особыми

образовательными потребностями и детей-инвалидов. С момента поступления детей с ОВЗ в

учреждение, с их семьями ведется тесная работа.

На первом этапе, в начале каждого учебного года, проводится медицинский осмотр детей, по

результатам которого врачи составляют рекомендации для обучающихся, родителей,

педагогов.

На втором этапе проводится комплексная диагностика специалистами школы.

На третьем этапе заполняется индивидуальна карта развития на каждого обучающегося,

включающая общие сведения о ребенке, результаты диагностических обследований,

рекомендации по сопровождению обучающегося и план работы с обучающимся.

На четвертом этапе заполняется комплексная карта на класс.

По результатам анализа полученных данных определяется образовательный маршрут или

принимается решение о направлении обучающиеся на территориальную или окружную

ПМПК с целью выработки рекомендаций для составления индивидуального маршрута

развития ребенка.

Основным механизмом работы Службы сопровождения является междисциплинарность –

комплексный подход к сопровождению. Одним из приоритетных направлений Службы

сопровождения

является разработка адаптированной образовательной программы.

Взаимодействие разных специалистов в режиме работы Службы сопровождения –

достаточно трудная задача, поскольку на всех участников процесса сопровождения ложится

ответственность за разностороннее изучение потенциала личности, педагогических условий,

причин возникновения трудностей у детей и построение комплексной программы мер по

оказанию помощи ребенку.

По результатам мониторинга полученные всеми специалистами данные обследования

оформляются в единую «Карту отслеживания динамики развития обучающихся».

Социальный педагог предоставляет данные о социальном статусе семьи (малообеспеченная

семья, многодетная семья, благополучная, неблагополучная). Медицинский работник

заполняет графу «Состояние здоровья» по результатам медицинского обследования,

указывая группу здоровья и наличие инвалидности. Педагог-психолог заносит в карту

данные по результатам психодиагностического исследования, которое включает в себя

изучение уровня развития познавательных процессов, уровня развития эмоциональной

сферы, уровня развития волевых качеств (учебной мотивации). Учитель-логопед дает

заключение об уровне речевого развития. Учитель-дефектолог предоставляет данные об

Читайте также:  Развитие ребенка по системе монтессори книги

уровне учебных действий и рекомендует программу (для обучающихся с легкой, умеренной

и тяжелой умственной отсталостью) и группу обучения.

Карта отслеживания динамики развития обучающихся ____ класса ____________ учебного года.

*м – математика, ч – чтение, р – русский язык.

Параметры

измерения

Социальный

анамнез

Состояние

здоровья

Особенности

эмоционально-

волевой сферы

Уровень развития познавательных

процессов

Программа

обучения

Уровень

учебных

действий

Уровень усвоения

программы

Уровень

развития

трудовых

навыков

Развитие

эмоций

Развитие

волевых

качеств

Внимание

Память

Мышление

Речь

Фамилия, имя

обучающегося

м

р

ч

м

р

ч

1-я группа обучения: обучающиеся усваивают программный материал, могут работать

самостоятельно, не требуются дополнительные инструкции. Руководство практической

деятельностью данной группы учеников с помощью алгоритмов учебных и умственных

действий способствует развитию самостоятельности и активности мышления, формирует

рефлексивно-личностный компонент учебной деятельности.

2-я группа обучения: обучающиеся с выраженным недоразвитием ориентировочной

деятельности и мыслительных операций, не смогут работать с практическими заданиями на

этапе формирования знаний, здесь они выступают лишь слушателями, усваивающими

логику рассуждений, раскрывающих взаимосвязи или свойства изучаемого объекта, явления.

Требуется дополнительная инструкция. Однако на этапе закрепления знаний эта работа

будет им посильна. Они смогут или формулировать ответы на вопросы практического

задания, или находить правильные, нужные ответы из совокупности ответов.

3-я группа обучения: обучающиеся с более выраженным недоразвитием познавательных

процессов. При усвоении материала требуется дополнительная инструкция, опора, показ

действий, помощь и контроль учителя. Работают с подобными практическими заданиями

только на этапах закрепления и повторения пройденного материала посредством чтения

вопросов и соответствующих им ответов. Дидактические задачи обучения умственно

отсталых детей этой группы с помощью практических заданий будут заключаться в усвоении

логики размышления, формировании умений устанавливать простейшие логические связи в

содержании учебного материала.

Исходя из уровней учебной деятельности педагоги проектируют разноуровневые задания на

уроке для учащихся. Обучение идёт в соответствии с требованиями программы и с учётом

индивидуальных возможностей учащихся. От правильности выбранных приемов и методов

(в соответствии с уровнем учебных действий, группой обучения) во многом зависят

динамика личностного развития ребёнка его адаптивные возможности в процессе

социализации.

В процессе обучения по выбранной на основании диагностических данных программе

педагогами-предметниками заполняются графы в соответствии с уровнем усвоения

программы по основным предметам (математика, русский язык, чтение) и уровнем развития

трудовых навыков (оценивается самостоятельность выполнения, необходимость контроля и

помощи со стороны учителя).

Все этапы диагностики, отражаются в

«Карте отслеживания динамики развития

обучающихся», которую ведут специалисты Службы и педагоги. Служба сопровождения –

это постоянно действующий диагностический, консультативный, коррекционный,

просветительский орган школы, защищающий интересы детей с особенностями в развитии в

образовательном пространстве школы, разрабатывающий целостную систему

целенаправленных совместных действий всех субъектов образовательного и социально-

педагогического пространства, мобилизирующий и концентрирующий все ресурсы для

разрешения наиболее трудной проблемной ситуации.

Таким образом, «Карта отслеживания динамического развития обучающегося» позволяет

координировать и объединять усилия специалистов (медицинских работников, психологов,

логопедов, социального педагога, дефектолога) педагогов и родителей, направленные на

решение вопросов обучения, развития, воспитания и адаптации детей с особенностями в

развитии в условиях школы, на создание оптимальной модели оказания специальной

коррекционно-педагогической помощи обучающимся.

Список литературы.

1. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие

для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М. Шипициной. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,

2003. – 528с. – (Коррекционная педагогика).

2. Турищева Л. В. 101 схема и таблица: в помощь школьному психологу/Л.В.Туищева.-

Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 94с. – (Золотая педагогическая

коллекция).

3.

Приказ № 1599 МИОНОБРНАУКИ России «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва 19 декабря 2014 г.

Источник